Дом инвалидов в париже: гробница наполеона, собор, фото
Содержание:
- Как добраться до Дома Инвалидов
- Строительство и реконструкции Большого дворца
- Золотой купол Собора Святого Людовика
- Сад Тюильри в наши дни
- Музей ордена Освобождения
- Штурм Дворца Тюильри
- Архитектурные особенности
- Дворец Тюильри во власти Бонапартов
- Дом Инвалидов в наше время
- Примечательные вехи истории
- Музеи Большого дворца
- Обитель после 1789 года
- Собор Дома инвалидов и гробница Наполеона
- Акт вандализма
Как добраться до Дома Инвалидов
Доехать можно на такси, автобусе, городском метро или линии пригородного сообщения (RER).
- Автобусы: 92, 87, 83, 82, 80, 69, 63, 28 или 93 до станции Invalides.
-
Метро:
- Линия 8, станция метро Дом инвалидов Парижа (Invalides) или Latour-Maubourg;
- Линия 13, станции Saint François-Xavier, Varenne.
- Линия пригородного сообщения: станция Invalides, ветка C.
Впечатляющий своим масштабом Дом инвалидов — парижская достопримечательность, которую необходимо посетить обязательно, чтобы понять кто такие французы и почему они имеют такую историю, которая очень тесно связана с Восточной Европой.
Дом Инвалидов на карте Парижа:
Строительство и реконструкции Большого дворца
Было всего 3 года, чтобы столь масштабный проект по возведению культурного и выставочного центра обрел жизнь. На стройке работало около 1,5 тыс. рабочих, а затем 40 умельцев оформляло Большой дворец в Париже, создавая фасадную скульптуру и цветастые фризы в виде мозаики, элементов керамики, больших полотен и орнаментов.
Большой Гран-Пале в Париже
Поскольку ни одна стройка не проходит гладко, не раз возникали проблемы. В процессе оказалось, что конструкция, сотканная из камня, мрамора, стали, щебня и стекла, слишком массивная, и чтобы избежать в дальнейшем проседания почвы, ее пришлось укрепить 3 400 дубовыми сваями.
Кроме того не обошлось и без недовольств со стороны рабочих, жалующихся на условия труда и сжатые сроки – дабы уложиться во временные рамки сдачи проекта, иногда приходилось работать сверхурочно без достойной компенсации. Все это приводило к забастовкам и стычкам, что тоже замедляло процесс.
Несмотря на все преграды, завершить строительство удалось вовремя, и уже к 15 апреля 1900 г. Большой дворец принимал первых посетителей. В 1925 г. тут проходит Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. В последующие годы кто тут только не селился: парковка для автомобилей, студенческая харчевня, а созданное отделение полиции существует и поныне.
Здание приходилось несколько раз ремонтировать. В начале 40-х годов спад грунтовых вод Парижа послужил причиной для укрепления всей конструкции.
В военный период в этих стенах функционировал госпиталь, а во время оккупации фашисты проводили тут собственные пропагандистские вернисажи. Затем здание стало штабом движения Сопротивления, а в 1944 г. в момент празднования освобождения столицы от оккупантов начался пожар, повредив крышу, частично уничтожив и деформировав металлические конструкции и колонны нефа.
После очередного ремонта продолжительное время залы Гран Пале были открыты для посещений, пока в 1993 г. при прохождении экспозиции «Дизайн – зеркало столетия» одно из потолочных элементов не потеряло заклепку. Стало ясно, что настал час снова заняться реконструкцией, и неф закрывают.
На его восстановление бюджет смогли выделить только в 2000 году, когда дворец получил статус памятника архитектуры, и государственная казна решила раскошелиться. Начатые работы длились до 2005 года, и за пятилетку заново укрепили фундамент, стеклянную крышу, металлический каркас, а также квадригу авторства Жоржа Ресипона.
Дворец Гран-Пале в Париже
Казалось, бы – «перышки почищены», и Grand Palais снова может несколько лет отдыхать от перестроечной деятельности. Но нет, после наведения марафета внутри решили «припудрить» и фасад, занявшись его реставрацией. К слову говоря, сегодня ситуация не изменилась, и городские власти все время что-то улучшают и переделывают.
Поскольку Большой дворец ежегодно принимает около 2 млн. посетителей и проходит примерно 40 различных церемоний, возникла необходимость в расширении территории и улучшении функциональной структуры сооружения. Теперь обновленная ротонда Александра III стала еще изысканней, и из нее открыт проход в ресторан «Мини-Пале», кинотеатр МК2 и в неф. Ротонда Королевы превратилась в роскошное фойе, где принимают важных гостей.
Преображенный юго-восточный пассаж площадью 700 кв. м, крытый уходящим ввысь на 11 м прозрачным потолком, открылся в 2011 г., и это чудное местечко для летних мероприятий никогда не пустует. Первой организованной тут выставкой была «История видеоигр», а годом позже открылся Почетный салон, где часто выступает труппа театра «Камеди Франсэз».
Сегодня площадь дворца – 72 тыс. кв. м с нефом в 13,5 кв. м, куда беспрепятственно проникает дневной свет сквозь прозрачный купол, равных которому нет во всей Европе. Цифра – 6 000 тонн стали, которой на него ушло (это больше, чем потребовалось на возведение Эйфелевой башни), поможет представить грандиозность кровли, а еще 200 тыс. тонн камней и 60 тонн изумрудной краски.
Поскольку работы по расширению и преобразованию пространства продолжаются, посетителей ждет еще немало удивительных экспозиций и постановок.
Золотой купол Собора Святого Людовика
Главным символом Дома Инвалидов является великолепный золотой купол, диаметр которого составляет 27 метров. Подкупольная фреска с изображением двенадцати апостолов была выполнена художником Шарлем де ла Фосом.
В процессе реставрации купола в 1989 году, приуроченной к двухсотлетию Великой французской революции, было использовано 12 килограммов золота.
В крипте собора находится саркофаг с останками Наполеона Бонапарта. Его охраняют две бронзовые фигуры, держащие скипетр, императорскую корону и державу.
После окончательного поражения в битве при Ватерлоо в 1815 году, Наполеон был сослан на далекий остров Святой Елены в Атлантическом океане, где он умер 5 мая 1821 года. Зимой 1840 года была исполнена последняя воля императора и его останки были перевезены во Францию.
Ровно через 100 лет после переноса в Дом Инвалидов праха Наполеона, по приказу Адольфа Гитлера сюда же в 1940 году были перемещены из Вены останки его сына, Наполеона II, Франсуа Жозефа Шарля Бонапарта.
ЦЕРКОВЬ SAINT-LOUIS DES INVALIDES
Позади гробницы Наполеона находится большая церковь Saint-Louis des Invalides, известная как «солдатская часовня». В верхней части собора висят флаги вражеских войск, побежденных французской армией после Наполеона. Интерьер выдержан в строгом сдержанном стиле. Также в этой крипте захоронены более 400 солдат, в том числе настоящих героев войны.
ПОЧЕТНЫЙ ДВОР
В состав архитектурного ансамбля Дома Инвалидов входят пять дворов. Почетный двор (Cour d’honneur), ранее называемый Королевским двором, со всех сторон окружен четырехэтажными зданиями с галереями. По его периметру находятся французские и трофейные пушки. Здесь расположены военные музеи: Музей армии, Музей Ордена Освобождения, Музей Карт, Музей Современной Истории, Музей французского движения Сопротивления.
МУЗЕЙ АРМИИ
Музей Армии был образован в 1905 году в результате объединения Музея артиллерии и Музея истории армии. Его коллекция включает более 2500 различных предметов оружия и доспехов, от древности до наших дней. Здесь можно увидеть доспехи французских королей, шляпы и генеральскую форму Наполеона Бонапарта, которую он носил во время своего Итальянского похода, его саблю из битвы при пирамидах во время Египетской кампании, шпагу из битвы при Аустерлице… Часть военных орудий и пушек выставлена под открытым небом вокруг здания Дома Инвалидов. Также в музее можно увидеть 150 000 картонных, свинцовых и оловянных солдатиков, созданных в период от XVIII до середины XX века. В 1953 году был создан Русский отдел, посвященный Русской императорской армии и Советской армии.
Сад Тюильри в наши дни
Сад не очень изменился со времен Ленотра. Классический парк вытянут вдоль зеркальных водоемов, уходящих в перспективу и расположенных на центральной оси, называемой Исторической осью Парижа.
Парижане и гости города любят приходить в сад, чтобы среди мегаполиса отдохнуть от шума и суеты, полюбоваться прекрасными деревьями и цветами.
Сад идеально подходит для прогулок с детьми, романтического свидания или фотосессии. Все лужайки, клумбы и деревья Сада Тюильри всегда идеально ухоженные. На пяти широких аллеях сада установлено множество скульптур и каменных элементов.
Julia Halianiuk
Статуи в саду Тюильри
Кроме прекрасных растений, сад Тюильри наполнен множеством скульптур. Большинство из них — мраморные и бронзовые копии изваяний, но есть и оригиналы, прибывшие в сад из Версаля и дворца Марли.
Застывшие в камне и металле образы представляют несколько эпох, начиная от средневековья и до современности, став своего рода прихожей Лувра.
В Саду Тюильри установлена копия «Поцелуя» Родена, которую он впервые представил на Всемирной выставке в Париже. Среди изваяний два шедевра французского скульптора эпохи барокко Антуана Куазевокса — конные монументы «Меркурий» и «Слава верхом на Пегасе».
Vassil
Также в саду Тюильри можно увидеть 20 скульптур Аристида Майоля, переданных французскому правительству натурщицей скульптора Диной Верни, и множество других исторических или современных скульптур, благодаря которым Сад Тюильри часто называют музеем скульптур под открытым небом. И это неудивительно, ведь здесь представлены работы, как современных скульпторов, так и мастеров прошлых веков.
В 1836 на Площади Согласия был установлен луксорский обелиск фараона Рамзеса II, подаренный правителем Египта Мехметом Али Луи-Филиппу. В свое время этот обелиск украшал центральный храм Амон-Ра в Луксоре, на берегу Нила.
Виктория Саркисова
Музей Оранжери
Музей Оранжери расположен в западной части Сада Тюильри и является его частью. Эта оранжерея планировалась для выращивания апельсинов, но в реальности здание использовалось для проведения городских выставок.
В музее можно посмотреть картины импрессионистов и постимпрессионистов, включая Ренуара, Матисса, Пикассо, Матисса, Сезанна и Модильяни
Внимание посетителей привлекают «Кувшинки» Клода Моне, работавшего над этой серией картин 10 лет
Галерея Же-де-Пом
Галерея Же-де-Пом расположена в северо-западной части сада. Галерея построена для игры с мячом на кортах, прообраза тенниса, и получила название в честь этой игры.
Триумфальная арка
Триумфальную арку построили в 1808 году по распоряжению императора Наполеона I. Этим сооружением Бонапарт планировал восславить победы, одержанные его армией.
Виктория Саркисова
Музей ордена Освобождения
Этот музей создавался в честь ордена Освобождения, а вернее его кавалеров. На местности в 1 тыс. кв. м разместились 3 галереи и 6 больших комнат, вместивших более 4 000 экспонатов: вооружение, военная форма, взятые в бою знамена стран Европы и Египта, важные документы, листовки и прочая подпольная пресса.
Музей ордена Освобождения
За весь срок существования ордена Освобождения, а учредил его Шарль де Голль в ноябре 1940 г., награждены лишь 1061 человек. Из них только 6 женщин, 44 иностранца (Уинстон Черчилль среди них), а наиболее молодыми кавалерами стали Матюрен Энрио 14-и лет и Лазарь Питкович 16-и лет.
Награда присуждалась членам группы Сопротивления периода Второй мировой. С 1945 г. она имела аналогичные преимущества, как и орден Почетного легиона, а в 1967 г. Дворец Инвалидов стал местом, где открылся музей в честь кавалеров ордена, где можно увидеть список всех награжденных героев.
Учредителю и постоянному магистру ордена – Шарлю де Голлю, отведен отдельный зал, который назван Залом Чести. Тут хранятся документы со Второй мировой и рукописи, а жемчужиной считается цепь генерала, как истинное произведение искусства. В ней 9 крупных звеньев чередуются с 10-ю лотарингскими крестами, покрытыми лазурной финифтью, а в центральной части продолговатый черный кулон с крестом. Все звенья цепочки украшены наименованиями территорий, пребывающих в то время во владении Французской империи.
Штурм Дворца Тюильри
Очень жаль, но покрасоваться во всем великолепии замку удалось чуть более 10 лет, поскольку в мае 1871 года разгневанные коммунары устроили грандиозный пожар в ненавистном им гнезде монаршей власти. Лувру сильно досталось – часть его убранства со всеми сокровищами в виде картин, книг, скульптур, хрусталя и мебели погибло безвозвратно, но гораздо больше урона было принесено хоромам Тюильри и крылу «Часы».
Штурм Дворца
Если Лувр еще можно было восстановить после бушующего целых два дня пламени, то некогда прекрасное шато превратилось в пепелище, став прахом одиозного прошлого французов. Третье правительство не захотело отстраивать его заново, но и что делать с припорошенными пеплом руинами тоже не знало, а потому на протяжении 12-и лет они служили печальным памятником былой жизни.
Хотя историки были категорически против, парламент все же вынес решение избавиться от обломков минувшей эры, продав их под снос за 33 000 золотых франков. Разбирали осколки с 1882 по 1883 г.г., а уцелевшие фрагменты впоследствии пошли на строительство виллы Ла-Пунта возле Аяччо – родине Наполеона I.
Архитектурные особенности
Фасад Дома инвалидов весьма протяженный и составляет 196 метров. Смотрится он, конечно же, величественно и строго. Одну из его стен украшает барельеф – король-солнце Людовик XIV восседает на коне. Перед фасадом можно увидеть уникальную коллекцию старинных пушек. Благодаря эспланаде Инвалидов – величественной площади, которая ведет к пансионату со стороны набережной Сены – открывается ну просто потрясающий вид на его фасад. С которым очень хорошо гармонируют находящиеся здесь ряды деревьев и огромные газоны. А прямо напротив главного входа в Дом инвалидов разместился собор Святого Людовика, которые есть типичное воплощение классического архитектурного стиля.
Дворец Тюильри во власти Бонапартов
«Король умер. Да здравствует император!» – такой может быть слегка видоизмененная знаменитая французская фраза, провозглашающая очередного правителя.
Наполеон Бонапарт I
На трон восходит великий полководец – Наполеон Бонапарт I, и в 1799 г. объявляет дворец Тюильри своей резиденцией. Как новый хозяин, он начинает строительство северного крыла и распоряжается обновить устаревший интерьер остальных помещений, желая придать им более современный вид в духе Первой империи.
Приближенные к императору архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен, можно сказать, изобрели новый стиль – ампир. Его определение заложено в самом слове empire, что с французского значит – «империя», а впоследствии – «королевский стиль».
Ему свойственна парадная торжественность с пилястрами, колоннами, лепными карнизами, скульптурными элементами в виде львиных лап и морд. Именно в такой манере и была оформлена спальня Наполеона – с преобладанием золотых тонов и темного дерева.
В противоположность наполеоновскому ампиру покои Марии Луизы были оформлены в направлении неогрек, в котором явно читалась греческая классика, а трудился над апартаментами Пьер Прюдон – график и живописец.
Перед тем, как попасть к главному входу Тюильри, предстоит проехать под триумфальной аркой, которую некогда украшала венецианская квадрига святого Марса, а затем была замененная композицией «Триумф Бурбонов». От нее вдаль на северо-запад уходит историческая ось Парижа, протяженностью 9 км, объединяя площадь Согласия, Елисейские поля, величественную Триумфальную арку и современную Большую арку в коммерческом районе Ла Дефанс.
Наполеон III
После революционных всплесков и смены власти на престол восходит племянник Бонапарта – Наполеон III. Он тоже вместе с супругой отдает предпочтение Тюильри, и заботится, чтобы северное крыло Лувра, наконец, было достроено. Когда 1860 год подходил к концу, оба здания превратились в завершенный единый ансамбль.
При этом императоре павильон Марсан, названный в честь гувернантки Людовика XV, был полностью изменен, но сохранил свое оригинальное название, несмотря на смену власти и идеологий. А павильон Флоры стал территорией, где собирался Комитет общественного спасения. Именно в этих стенах принимались важнейшие для страны решения: назначались послы и генералы, смещались чиновники, распоряжались финансами и выдавались приказы об арестах.
Дом Инвалидов в наше время
По сей день комплекс зданий служит пристанищем для больных и покалеченных военных Франции. Их содержание осуществляется за счет бюджетного финансирования. Однако основной функцией Дома Инвалидов сейчас является сохранение культурной экспозиции. Множество интересных предметов быта, исторических карт, медицинских инструментов того времени делают место знаковым и любопытным для парижан и гостей города.
Дом Инвалидов является местом проведения парадов, военных и гражданских церемоний, публичных сборищ и митингов. Под сводами здания хранятся тысячи флагов и знамен побежденных государств, сотни тысяч экземпляров оружия, защитные доспехи, привезенные солдатами трофеи. Особую ценность, безусловно, имеет гробница великого Наполеона Бонапарта. Ежегодно полчища туристов приезжают в Париж, чтобы посмотреть на место упокоения французского императора.
Все музейное великолепие разделено на 4 здания. Каждое из них имеет собственную тематическую экспозицию. Музей планов хранит внутри себя карты и схемы, модели битв и крепостных сооружений. Множество экспонатов, датированных Второй Мировой войной, находятся в Музее Ордена и Освобождения. Кроме того, существует экспозиция, повествующая о современной истории Франции и жизни ее президента. Часть выставочных экспонатов была привезена в Дом Инвалидов из самого популярного музея Франции – Лувра. Территория располагается на 13 га, содержащих множество разнопрофильных учреждений. Здесь можно встретить аптечные лавки, военные госпитали, ремесленные мастерские, церкви и пышные скверы. Практически все предметы истории были перенесены сюда в начале 19 века.
Примечательные вехи истории
К началу XIX столетия Дом Инвалидов начинает играть более важную роль, нежели обычная богадельня.
Учрежденные им ордена вручались только лицам за особые заслуги перед Францией, что напоминало посвящение в рыцари.
В это же время святилище превращается в собор и теперь тут проходят ритуалы, проводимые армейским католическим епископом.
Еще раньше – в 1777 г., здание обретает первые признаки музея, и из Лувра привозят секретные модели городов и замков.
В период Второй мировой войны дом стал пунктом сбора и тайным штабом членов французского Сопротивления, но сейчас он работает как Музей Инвалид, хотя продолжает служить приютом для сотни французских ветеранов.
Центральным местом Государственного Дома Ннвалидов, где располагается самая большая коллекция артиллерийского орудия, является парадный двор.
Взору посетителей открывается великолепный ряд из 60 бронзовых пушек, являющиеся гордостью музея Армии. Все экспонаты двора, включающие в себя также мортиры и гаубицы, несут на себе отпечаток двухсотлетней истории французской артиллерии.
В 1666 году братья Келлеры создали самые первые модели пушек. Эти уникальные экспонаты можно встретить в начале экскурсионного пути.
Крупнокалиберное орудие достаточно успешно участвовало при осаде гарнизонов, при короле Людовике XIV. Данное орудие также снискало славу маршалу Вобану (южная площадь носит название в его честь). С тех пор классические пушки немного видоизменились.
Далее можно созерцать тридцать старинных пушек, украшенных символами мифологическими и геральдическими. Созданные специальным указом короля, пушки являются истинным произведением искусства.
Уже XVIII веке классические пушки были вытеснены системой Грибоваля. Удобство в обращении и лучшее оснащение пушек по достоинству оценил Наполеон Бонапарт.
Множество блестящих побед принесло его армии новое орудие. Особенно успешно показало себя в двух итальянских походах.
Начиная с начала 19 века система Грибовале сменилась более усовершенствованной системой Валя. В отличии от старых орудий, помпезно украшенных, данные системы имели большую практичность и функциональность.
Не менее значительную роль в революционных и имперских движениях французской армии играли мортиры и гаубицы.
Экспонаты представлены в количестве восьми мортир, участвовавших в осадах.
В углах двора можно увидеть две гаубицы, высшее достижение военной науки. Это уникальное орудие, созданное для бомбардировки города Кадиса в 1810 году, выпускало ядра на расстоянии 6 км.
Музеи Большого дворца
На фронтоне Гран Пале можно прочитать: «Здание посвящается Республикой славе французского искусства». Но что сразу бросается в глаза, это венчающие оба хода медные квадриги, придуманные Жоржем Ресипоном. Та, что обращена к Елисейским полям, называется «Бессмертие, обгоняющее время», а на Сену смотрит «Гармония, побеждающая раздор».
Музей Большого Дворца
Внутри посетители могут побывать в двух музеях. Отправившись в западное крыло, попадете в Музей изобретений и новаторских находок. В северной части здания удивительные экспонаты представляет Художественная галерея. Еще есть южное крыло, отданное под русскоязычный факультет Сорбонны, где помимо семинаров и лекций по искусствоведению организовываются разные выставки.
В залах радуют взор восхитительные скульптуры, редкие гравюры, фотографии, зарисовки, полотна знаменитых художников, причем как старой школы, так и современников. Сюда принимают только достойные работы, поэтому попасть на экспозицию в Большой дворец очень сложно.
Кроме этого в салоне представлены потрясающие в своей чистоте и красоте драгоценные камни и бесподобные украшения. Посетителям покажут эволюцию ювелирного искусства, начиная от великих монголов до махараджей, собранных в коллекции Аль Тани, составленной из предметов престижных учреждений и частных владений.
Насладившись блеском игривых самоцветов в обрамлении благородных металлов, отправляйтесь в Музей изобретений, где собраны сокровища совсем иного рода. В нем любопытно посмотреть на последние достижения французской науки, посетить планетарий и познакомиться с редкими артефактами Земли и вселенной. Экспозиции покажут, что точные науки могут быть интересными, а школьникам в увлекательной форме продемонстрируют на практике теорию, усвоенной ими на уроках.
Особое время начинается в декабре и январе, когда на площадке под стеклянным куполом заливают огромный каток, и желающие могут попасть на ночное представление, которое проходит три раза в неделю и длится до 2-х ночи.
Также тут постоянно устраиваются модные показы известных модельеров, книжные ярмарки, концерты и даже конные шоу.
Обитель после 1789 года
Во время Великой Французской революции 1789-1799 гг. ряды инвалидов Дома Милосердия сильно пополнились. Однако теперь расходы по его содержанию оплачивало военное ведомство. Принимались и частные пожертвования от граждан. Так продолжалось до прихода к власти Наполеона Бонапарта. Он отдал должное статусу приюта и даже организовал в нем пантеон воинской славы. Здесь стали проходить церемонии награждения Орденом Почетного легиона.
По приказу Наполеона внутренние интерьеры постепенно украсили трофейными стягами и штандартами – результатом его победоносных походов на Италию, Австрию, Пруссию. Но что касалось финансирования Дома инвалидов, тут Бонапарт был непреклонен: из военного бюджета выделялась сумма только на содержание здоровых солдат. Остальных же должны были кормить и обеспечивать сами французы. Но после и здоровые солдаты стали обеспечиваться за счет введенного налога в 2% со всех совершенных в Империи бизнес-сделок. Справедливости ради стоит отметить, что эти два процента составляли гигантскую сумму в несколько миллионов франков.
В 1822 году государство предприняло в отношении учреждения серьезную реформу, которая касалась, как внутренних корректив, так и повышения его статуса. Теперь подразделение инвалидов на всех смотрах выступало передней колонной, а действующие офицеры должны первыми приветствовать инвалидов. Снова в учреждении стали проводить праздничные обеды в дни национальных и религиозных праздников. А расходы по содержанию вновь взяло на себя военное ведомство. Инвалиды стали получать фиксированное жалование, улучшилось качество медицинского обслуживания, рацион питания пополнился такими «яствами», как кофе, коньяк, плоды колониальных государств. Теперь работать можно было лишь по желанию, да еще и за дополнительную плату.
Собор Дома инвалидов и гробница Наполеона
В отличие от своего северного соседа, Солдатской церкви, этот Собор с коринфскими колоннами, пилястрами и помпезными фресками, представляет собой великолепный образец архитектурного изыска.
Здесь, в стеклянной крипте прямо под куполом Собора, находится гробница Наполеона. Прах Наполеона I (Бонапарта) покоится в саркофаге из темно-красного гранита, в окружении статуй-стражей, символизирующих его военные победы.
Сверху крипту окружает круглая галерея, украшенная фризами с изображением гражданских достижений императора, под которыми приводятся высказывания самого Наполеона Бонапарта, отражающие его непомерное тщеславие (впрочем, часто оправданное), например: «Своей простотой мой кодекс принес больше добра Франции, чем все предшествующие законы» или «В какую бы сторону ни падала тень моего правления, везде она оставляла следы его значимости».
Тень Наполеона вновь появилась в Париже 14 декабря 1840 года в день, когда катафалк, доставивший его прах с острова Святой Елены в Париж, проехал по улицам города в Собор Дома Инвалидов через только что завершенную Триумфальную арку.
В то время, когда правителем Франции был представитель династии Бурбонов Луи-Филипп и племянник Наполеона Луи-Наполеон сидел в тюрьме за попытку организации переворота, предпринятую за четыре месяца до этого, бонапартисты общей численностью до полумиллиона свободно вышли на улицы, чтобы проводить своего императора в последний путь.
Виктор Гюго так говорил об этом дне: «казалось, будто весь Париж переместился в одну часть города, как вода в вазе, которую наклонили». Пожалуй, даже большее впечатление, чем усыпальница Наполеона, производит довольно простая по оформлению гробница маршала Фоша, главнокомандующего союзными войсками в Первой мировой войне, которая находится в боковой часовне у лестницы, ведущей в крипту.
В помещение часовни сквозь витражи проникает голубоватый свет, озаряющий бронзовый монумент: он изображает исполненных печали пехотинцев, которые провожают в последний путь тело своего маршала.
Акт вандализма
Примечательно, что колонну всячески критиковали, как памятник милитаризму и варварству. Свое негодование выказывали известные люди, как Альфонс де Ламартин (писатель и политический деятель), Огюст Конт (философ). В 1871 году парижские коммунары попросту повалили ее на землю, отчего она, естественно, разрушилась.
В первых рядах «вандалов» был известный французский художник Гюстав Курбе. После поражения Коммуны ему пришлось оплачивать издержки за разрушенный памятник. Причем, все его имущество было распродано, а самого художника посадили в тюрьму. Но и после того, как он вышел на свободу, ему вменили в обязанность платить ежегодно 10 000 франков. Умер Курбе через несколько лет в полной нищете. А колонна была полностью восстановлена, и сегодня она украшает Вандомскую площадь.