Дом инвалидов и могила наполеона

Примечательные вехи истории

К началу XIX столетия Дом Инвалидов начинает играть более важную роль, нежели обычная богадельня.

Учрежденные им ордена вручались только лицам за особые заслуги перед Францией, что напоминало посвящение в рыцари.

В это же время святилище превращается в собор и теперь тут проходят ритуалы, проводимые армейским католическим епископом.

Еще раньше – в 1777 г., здание обретает первые признаки музея, и из Лувра привозят секретные модели городов и замков.

В период Второй мировой войны дом стал пунктом сбора и тайным штабом членов французского Сопротивления, но сейчас он работает как Музей Инвалид, хотя продолжает служить приютом для сотни французских ветеранов.

Центральным местом Государственного Дома Ннвалидов, где располагается самая большая коллекция артиллерийского орудия, является парадный двор.

Взору посетителей открывается великолепный ряд из 60 бронзовых пушек, являющиеся гордостью музея Армии. Все экспонаты двора, включающие в себя также мортиры и гаубицы, несут на себе отпечаток двухсотлетней истории французской артиллерии.

В 1666 году братья Келлеры создали самые первые модели пушек. Эти уникальные экспонаты можно встретить в начале экскурсионного пути.

Крупнокалиберное орудие достаточно успешно участвовало при осаде гарнизонов, при короле Людовике XIV. Данное орудие также снискало славу маршалу Вобану (южная площадь носит название в его честь). С тех пор классические пушки немного видоизменились.

Далее можно созерцать тридцать старинных пушек, украшенных символами мифологическими и геральдическими. Созданные специальным указом короля, пушки являются истинным произведением искусства.

Уже XVIII веке классические пушки были вытеснены системой Грибоваля. Удобство в обращении и лучшее оснащение пушек по достоинству оценил Наполеон Бонапарт.

Множество блестящих побед принесло его армии новое орудие. Особенно успешно показало себя в двух итальянских походах.

Начиная с начала 19 века система Грибовале сменилась более усовершенствованной системой Валя. В отличии от старых орудий, помпезно украшенных, данные системы имели большую практичность и функциональность.

Не менее значительную роль в революционных и имперских движениях французской армии играли мортиры и гаубицы.

Экспонаты представлены в количестве восьми мортир, участвовавших в осадах.

В углах двора можно увидеть две гаубицы, высшее достижение военной науки. Это уникальное орудие, созданное для бомбардировки города Кадиса в 1810 году, выпускало ядра на расстоянии 6 км.

Собор Святого Людовика

Церковь, как и сам пансионат для инвалидов, спроектировал Либераль Брюан. Но, видимо, предложенный проект не пришелся по душе королю, и Людовик в 1676 году перепоручил строительство Жюлю Ардуэн-Мансару. Говоря современным языком, собор стал настоящим долгостроем. Его возведение длилось почти три десятилетия! Строительство закончилось только в августе 1706 года и монарху торжественно вручили ключи от него.

Де-факто здание является двойным: в нефе (так называют здания типа базилик) находится так называемая солдатская церковь, а в той его части, где купол – купольная церковь. Хотя с архитектурной точки зрения собор представляет собой единый комплекс. Но в то же время его в 1873 году таки окончательно поделили на две половины посредством большой стеклянной перегородки. Еще раньше, 15 июля 1804 года, здесь имело место знаменательное событие – император Наполеон I на специально организованной пышной церемонии пожаловал офицерам ордена Почетного легиона. Это было первое такого рода вручение после учреждения награды в 1802 году. Сама же церковь выросла в статусе и стала собором, где богослужения проводил ни кто иной, как сам армейский епископ. Его фасад сочетает в себе квадрат и круг, став настоящим образцом архитектурного изящества и бесподобной симметричности. Что же касается купола, то уже в наше время, в 1989 году, его вновь позолотили, на что израсходовали 12 кг золота. Отреставрировали и фреску под куполом, автор которой художник Шарль де ла Фосо.

Кратко об истории Дома Инвалидов

Дом Инвалидов один из многочисленных исторических и архитектурных памятников Парижа, который легко узнать по его золотому гигантскому куполу. За все годы своего существования с 1670 за редкими исключениями он являлся частью комплекса военных зданий Парижа. Большинство туристов в первую очередь приходит сюда, чтобы побывать у гробницы Наполеона I, которая расположена в здании ровно под куполом. Однако это не единственное достоинство Дома Инвалидов. Помимо захоронения великого полководца и императора Первой империи, здесь также находятся 5 музеев, 4 из которых посвящены военной тематике:

  • Музей планов и рельефов,
  • Музей армии,
  • Музей ордена Освобождения, посвященный истории освободительного движения, организованного Шарлем де Голлем,
  • Музей современной истории и Музей Шарля де Голля, который является самым молодым из пяти, он был открыт только в 2008 году.

Госпиталь Дома Инвалидов и апартаменты проживающих здесь ветеранов войны, для публики, конечно же, закрыты. На сегодняшний день, как рассказывают гиды, здесь расквартированы около сотни бывших военных, которые живут на полном пансионе государства за свою службу во имя Отечества. А госпиталь действует и по сей день. Также сегодня именно здесь располагается военный комендант Парижа.

История Дома Инвалидов уходит своими корнями в далеко прошлое, во времена правления Людовика XIV. Дом был построен как госпиталь и пристанище для ветеранов, которые получили увечья в сражениях во имя Франции. До 1670 года солдаты, вернувшись с войны, часто заполняли улицы города, попрошайничая на каждом углу и нарушая таким образом социальный порядок, по мнению короля. И для того, чтобы показать народу свою заботу о нём, предоставив недееспособным или разорившимся солдатам достойное место для проживания, король приказал начать строительство военного госпиталя в городе. Он был рассчитан на 2000 человек, но количество солдат, проживавших здесь, по факту это число значительно превышало.

Интересно, что со временем появились условия проживания: в Доме Инвалидов могли получить пансион только военные, отслужившие не менее 10 лет в армии, а позже срок был увеличен до как минимум 20 лет обязательной военной службы. Сам госпиталь был построен за три года, а вот строительство Собора и купола, который сегодня мы знаем как Собор Святого Людовика, растянулось на 30 лет из-за финансовых и политических препятствий различного рода.

Хотя во время революции здание и было очень сильно повреждено, архитектурный облик Дома Инвалидов был значительно сохранен с XVII века до наших дней. Революционеры взяли отсюда 32 000 орудий и 27 пушек, при помощи которых, в том числе, произошел штурм Бастилии. После этого орудия был возвращены.Наполеон I имел обыкновение проводить здесь официальные церемонии, как, например, вручение Ордена Почётного Легиона. Но давайте поговорим обо всём по порядку.

Дом Инвалидов сегодня

Современный L’hôtel national des Invalides является одной из визитных карточек французской столицы

Помимо осмотра собора, некрополя, памятников истории и бесценных реликвий музеев, посетители не обходят вниманием и сувенирный магазин, где можно приобрети кружку с инициалами Наполеона или фигуру знаменитого Корсиканца со стеклянным колокольчиком. У входа все дети получают шикарную шляпу великого полководца

Однако архитектурный ансамбль и в настоящее время продолжает выполнять функции, начало которым положил Людовик XIV. Дом инвалидов не утратил своего основного предназначения, и это достойно уважения. Здесь по сей день живут пенсионеры и ветераны, посвятившие себя служению родине. Для удобства бывших солдат и офицеров, которых опекает Государственный институт инвалидов, на территории комплекса действуют госпиталь, аптека и проводятся церковные службы. Кроме того, в стенах дворца расположена администрация парижской военной комендатуры.

Архитектурные особенности

Фасад Дома инвалидов весьма протяженный и составляет 196 метров. Смотрится он, конечно же, величественно и строго. Одну из его стен украшает барельеф – король-солнце Людовик XIV восседает на коне. Перед фасадом можно увидеть уникальную коллекцию старинных пушек. Благодаря эспланаде Инвалидов – величественной площади, которая ведет к пансионату со стороны набережной Сены – открывается ну просто потрясающий вид на его фасад. С которым очень хорошо гармонируют находящиеся здесь ряды деревьев и огромные газоны. А прямо напротив главного входа в Дом инвалидов разместился собор Святого Людовика, которые есть типичное воплощение классического архитектурного стиля.

Музей ордена Освобождения

Этот музей создавался в честь ордена Освобождения, а вернее его кавалеров.

На местности в 1 тыс. кв. м разместились 3 галереи и 6 больших комнат, вместивших более 4 000 экспонатов: вооружение, военная форма, взятые в бою знамена стран Европы и Египта, важные документы, листовки и прочая подпольная пресса.

За весь срок существования ордена Освобождения, а учредил его Шарль де Голль в ноябре 1940 г., награждены лишь 1061 человек. Из них только 6 женщин, 44 иностранца (Уинстон Черчилль среди них), а наиболее молодыми кавалерами стали Матюрен Энрио 14-и лет и Лазарь Питкович 16-и лет.

Награда присуждалась членам группы Сопротивления периода Второй мировой.

Учредителю и постоянному магистру ордена – Шарлю де Голлю, отведен отдельный зал, который назван Залом Чести.

Тут хранятся документы со Второй мировой и рукописи, а жемчужиной считается цепь генерала, как истинное произведение искусства.

В ней 9 крупных звеньев чередуются с 10-ю лотарингскими крестами, покрытыми лазурной финифтью, а в центральной части продолговатый черный кулон с крестом.

Все звенья цепочки украшены наименованиями территорий, пребывающих в то время во владении Французской империи.

3.

Фото, предоставленное Тони Перроттетем.
Коллекция эта была достаточно внушительной, а сам Шарль решил, что хватит передавать ее по наследству, пора делу дать ход и обменять ее на приличную сумму. Так пенис был, среди прочего, продан книготорговцам братьям Мэггс и отправился через весь континент в Лондон. Братья также не стали хранить реликвию у себя и продали ее еще раз – его приобрела известная компания, занимавшаяся продажей книг. Тогда, в 1924 году, эта покупка обошлась в 400 фунтов стерлингов, что было внушительной суммой. И тогда же пенис впервые был представлен на обозрение общественности – его выставили в Музее французского искусства в Нью-Йорке.

«Игры престолов»

Пантеон стал еще одним зданием, которое парижане в свое время встретили в штыки, поразившись его простоте форм и непонятному стилю. По их мнению, он словно выступал против остального города, выбиваясь из привычного зодчества, да и внутренний конфликт направлений создавал уникальное противоречие самому себе, противопоставляя величественный купол скромному греческому портику.

Пантеон в Париже

Но было бы еще удивительней, если б мнение было иным, ведь в привычках столичных жителей все воспринимать с некоторой настороженностью, а порой и в штыки. Вспомните хотя бы Эйфелеву башню или современный небоскреб Монпарнас и район Ла Дефанс. И это только единичные примеры, когда люди требовали прекратить разрушать ауру Парижа, вплетая в нее чужеродную архитектуру.

Со временем каждое строение становилось любимой и неотъемлемой частью города. То же случилось с мавзолеем, приютившим много известных личностей. Однако изначально здание задумывалось как храм, который еще не знал, что судьба уготовила ему бросаться из крайности в крайность, несколько раз меняя свое предназначение.

Усыпальница Пантеон в Париже

Во время революции, когда многие церкви подвергались разрушению, собор Святой Женевьевы не тронули, чтобы хоронить в нем выдающихся сынов отечества. И все же ради этого пришлось понести некоторые жертвы – с его купола сняли крест и убрали статую святой покровительницы, а на их месте появились новые композиции – статуи Родины-матери и Славы.

Во времена Первой империи Наполеон Бонапарт снова возвращает Пантеон в лоно церкви с прежним названием и крестом св. Женевьевы, но сохранил идею захоронения в его подземельях верховных чиновников и мужей, прославивших своими героическими подвигами Францию. А вот самого императора там нет. Его похоронили в доме Инвалидов, но поставили в очередь на рассмотрение как кандидатуры по заселению.

Людовик XVIII

При Людовике XVIII собор начали реставрировать, расписывая потолок и создавая четверку картин, рассказывающих о разных исторических периодах Франции, начиная с Карла Великого. Завершающим должно было стать полотно, посвященное Наполеону, но планам помешало его падение, и вместо этого на картине показали новое пришествие Бурбонов, мастерски расположив в облачной дымке Людовика XVI и его жену с сыном.

Французы, казалось, не могли принять окончательное решение, и в 1830 году во время очередного революционного переворота снова переиграли, обратив церковь обратно в Пантеон, которым он остается и по нынешний день.

Строительство и реконструкции Малого дворца

Как уже упоминалось, Малый дворец обдумывался и создавался Шарлем Жиро одновременно с Большим в 1897 г., чтобы открыться к началу Всемирной выставки. Он изначально предназначался под выставочный павильон, где бы демонстрировались работы художников, скульпторов и людей прочих творческих направлений.

Малый Дворец в Париже

В 1902 г. тут открывается Музеем изящных искусств, а спустя год живописец Альберт Бенар начинает оформлять его фойе фресками. Через 8 лет 4 прекрасные картины украсили свод, наполненные идеями мистики, пластики, основных вопросов и их осмысления.

Как и Большой дворец, Малый имел стеклянный купол крыши, чтобы естественный свет легко проникал в здание. Эффект получился действительно волшебным, но оказалось, что избыток солнечных лучей негативно сказывается на экспонатах, и это привело к перепланировке кровли. Результат – внутри стало мрачно и неприветливо.

В таком виде сооружение простояло до начала XXI столетия, пока в 2005 году реставрация не преобразила его. Снаружи не видно никаких изменений, но внутри талантливые зодчие Жан-Поль Морель и Филипп Шекс сотворили настоящее чудо. В Пти Пале вновь вернулось солнце через просторный застекленный купол, а пол восхищает изумительной итальянской мозаикой.

Малый Дворец внутри (фото)

Ныне длина фасада – 150 м, под постоянные композиции отведено 5 000 кв. м, и 2 000 под периодически меняющиеся. У входа в галерею стражами стоят скульптурные композиции, а от застекленного портика разбегаются витые колонны.

Большую северную галерею украшают изображения, рассказывающие историю Парижа – битвы, революции; южную – картины современной столицы, а также 16 гипсовых бюстов именитых художников: Леско, Делакруа, Мансара и прочих.

На санях по Парижу

По Сене драгоценные глыбы доставили в центр Парижа

В мае 1849 года камни из Карелии со всей осторожностью перекантовали на деревянные сани. На колесной тележке везти их было опасно: гигантская тяжесть могла продавить мостовую и повредить водопроводные и канализационные трубы

Дюжина дюжих рабочих, вращая рукоятки двух воротов, потащили сани к Дому инвалидов. Этот огромный комплекс в центре Парижа был в свое время построен специально для ветеранов (тогда их называли инвалидами) войны. От набережной до Собора Дома инвалидов шокшинский камень полз ровно две недели. Катки из крепчайшего вязового дерева щепились под его тяжестью и каждый день требовали замены. 30 мая глыба была поставлена в приготовленную для нее каменотесную мастерскую.

Пиратское оружие Петра I. Чем Олонецкая верфь снабжала русский флот
Подробнее

Архитектура

Собор Дома Инвалидов с его знаменитым куполом со стороны авеню Брётёй

От набережной Сены и моста Александра III к Дому инвалидов ведёт эспланада Инвалидов — огромная площадь 500 × 250 м, созданная в начале XVIII века Робером де Котом, с обширными газонами и рядами деревьев. Благодаря эспланаде открывается вид на протяжённый (196 м) фасад Дома инвалидов. Перед ним установлен ряд старинных французских и трофейных пушек из коллекции Музея армии. Портал украшает барельеф с Людовиком XIV на коне. Центральный двор состоит из пяти дворов. Прямо напротив главного входа расположен собор Святого Людовика (cathédrale Saint-Louis-des-Invalides), пример архитектуры так называемого «большого стиля» эпохи Людовика XIV, соединяющего элементы классицизма и барокко.

Купол собора

Церковь (позднее собор) Дома инвалидов в истории архитектуры занимает особое место. Его композиция представляет собой пример так называемой «французской схемы», изобретённой Ж. Ардуэном-Мансаром: крестовый план, колонные портики, барабан с «римским куполом», лантерна (световой фонарик) и шпиль на одной вертикальной оси. Такая схема соединяет многие элементы, но не имеет конкретных прототипов в классической архитектуре. Портики и купол напоминают о Греции и Италии, но шпиль и фонарь относят эту композицию к традициям зодчества Северной Европы. Со временем «французская схема» Ардуэн-Мансара стала образцовой для архитектуры неоклассицизма, например церкви Св. Женевьевы (Пантеона) Ж.-Ж. Суфло.

Фасад собора симметричен и сочетает в себе квадрат и круг. Центральная часть фасада выступает вперёд и акцентирована дорическими колоннами в первом ярусе и коринфскими во втором, а также портиком-фронтоном и статуями Людовика IX Святого и Карла Великого работы Кусту и Куазево. Колоннаду двойного ордера заканчивает высокий барабан в окружении парных колонн на первом этаже и больших окон на втором, откуда, поддерживаемый консолями, расположен купол диаметром в 27 метров с декором из военных трофеев. Барабан купола имеет два ряда окон, а всё сооружение венчает купольный фонарь со шпилем. Высота собора — 107 метров. Сверкающие на солнце вызолоченные трофеи купола и шпиль церкви Дома Инвалидов являются одним из высотных ориентиров панорамы Парижа.

Использованная конструкция купола создаёт проблему освещения купольной росписи, для решения которой Жюль Ардуэн-Мансар использовал конструкцию, состоящую из двух куполов, вложенных друг в друга. Внутренний купол освещается нижним рядом окон, а в его центре сделано отверстие, через которое видна центральная часть внешнего купола, на которую падает свет из невидимых изнутри окон второго ряда.

Андре Моруа писал, что, по его мнению, Дом инвалидов представляет собой «самую сущность французского искусства»: «Его длинный фасад так же великолепен, как колоннада Лувра. Таинственно отступающий вглубь купол, соединение в нём зеленоватой бронзы и золота, очарование украшающих его трофеев — всё это объединяется, чтобы придать зданию и своеобразие, и классическое совершенство».

В 1989 году купол был заново позолочен, на что ушло 12 килограммов золота. Подкупольная фреска художника Шарля де ла Фосо также была недавно отреставрирована.

Внутренний декор

Оказавшись внутри, невольно чувствуешь торжественность атмосферы и прохладу даже в летнюю жару. Это покои ее величества Смерти, и не стоит нарушать умиротворение тех, кто поселился в этой роскошной гробнице.

Но не рассчитывайте с порога увидеть лес могил. Их давно перенесли в крипту, а попасть туда можно по лестнице, которая находится за бывшим алтарем.

Пантеон внутри (Париж)

С 1874 года стены святилища украшают картины, иллюстрирующие историю Франции на разных этапах и барельефы с декоративными орнаментами. Тут можно насладиться фресками Пювиса де Шавана, посвященными благочестивым деяниям св. Женевьевы.

Пантеон в Париже (внутри)

На одной из стен картина «К славе» изображает яростную атаку кирасир, которых ведет вперед под своим развивающимся знаменем сама смерть, а перед этим эпическим полотном стоит скульптура из гипса «Национальный Конвент» работы Сикарда.

Париж (Пантеон внутри)

Если посмотреть влево, не ускользнет от внимания статуя Жанны д’Арк, скачущей на коне, и кроме изваяния Орлеанской деве посвящены еще несколько панно и картин.

Мавзолей Вобана.

Напротив гробницы Тюренна покоится сердце величайшего военного инженера, градостроителя, французского эссеиста и, конечно, маршала Вобана (в те времена существовал обычай хранить сердце отдельно).

Крепости, возведенные им, являются всемирным наследием. Склеп Вобана – это настоящее произведение искусства.

Надгробие из черного мрамора в сочетании с фигурами из белого погружают в атмосферу вечности.

Величественная скульптура Вобана с циркулем в руке, полулежа опирается на книги.

Именно на этих двух пластах держалась вся политическая и общественная деятельность Вобана.

Обелиск с поникшими флагами и знаменами, надпись, барельеф, фигуры, в полой мере олицетворяют выдающуюся личность французской истории.

Краткая история захоронения

года Наполеон умер на острове Св. Елены, где он находился в изгнании с 1815 года. Он был похоронен возле родника, в тени плакучих ив, в местности, носящей название «Долина герани». Его останки пребывали там до 1840 года, когда король Луи-Филиппом принял решение о переносе праха императора. На борту корабля «Belle Poule».

французские моряки, под командованием принца де Жуанвиля, перевезли гроб с останками Наполеона во Францию. Государственная похоронная церемония была устроена в честь возвращения праха императора Наполеона, который был помещён в Дом Инвалидов года в ожидании строительства гробницы. В 1842 году король Луи-Филипп поручил возведение гробницы архитектору Висконти (1791-1853), который провёл в Домском соборе значительные преобразования, прорыв огромную яму для размещения гробницы. Прах Наполеона был окончательно захоронен там года.

Дом инвалидов в Париже: фото

Для того чтобы насладиться божественной архитектурой зданий, величием собора, а также невероятной красоты парком, конечно, нужно отправиться в Париж. Особенно прекрасно сооружение в осенний и весенний периоды, когда парк становится совершенно различным.

Сегодня, благодаря возможностям интернета, можно найти много отличных фотографий собора, но именно в местном музее хранятся уникальные картины и фотографии, сделанные еще в прошлых веках. Все архитектурные произведения показаны как до, так и после реставрации.

На данных фотографиях продемонстрированы основные строения Дома инвалидов в Париже, собор, парк, а также прочие детали, которые смогут заинтересовать настоящих эстетов.

Архитектура Дома инвалидов в Париже

Собор Дома инвалидов и гробница Наполеона

В отличие от своего северного соседа, Солдатской церкви, этот Собор с коринфскими колоннами, пилястрами и помпезными фресками, представляет собой великолепный образец архитектурного изыска.

Здесь, в стеклянной крипте прямо под куполом Собора, находится гробница Наполеона. Прах Наполеона I (Бонапарта) покоится в саркофаге из темно-красного гранита, в окружении статуй-стражей, символизирующих его военные победы.

Сверху крипту окружает круглая галерея, украшенная фризами с изображением гражданских достижений императора, под которыми приводятся высказывания самого Наполеона Бонапарта, отражающие его непомерное тщеславие (впрочем, часто оправданное), например: «Своей простотой мой кодекс принес больше добра Франции, чем все предшествующие законы» или «В какую бы сторону ни падала тень моего правления, везде она оставляла следы его значимости».

Тень Наполеона вновь появилась в Париже года в день, когда катафалк, доставивший его прах с острова Святой Елены в Париж, проехал по улицам города в Собор Дома Инвалидов через только что завершенную Триумфальную арку.

В то время, когда правителем Франции был представитель династии Бурбонов Луи-Филипп и племянник Наполеона Луи-Наполеон сидел в тюрьме за попытку организации переворота, предпринятую за четыре месяца до этого, бонапартисты общей численностью до полумиллиона свободно вышли на улицы, чтобы проводить своего императора в последний путь.

Виктор Гюго так говорил об этом дне: «казалось, будто весь Париж переместился в одну часть города, как вода в вазе, которую наклонили». Пожалуй, даже большее впечатление, чем усыпальница Наполеона, производит довольно простая по оформлению гробница маршала Фоша, главнокомандующего союзными войсками в Первой мировой войне, которая находится в боковой часовне у лестницы, ведущей в крипту.

В помещение часовни сквозь витражи проникает голубоватый свет, озаряющий бронзовый монумент: он изображает исполненных печали пехотинцев, которые провожают в последний путь тело своего маршала.

Это интересно: Как попасть в Мулен Руж, сколько стоит билет?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector