Базилика санта-мария-маджоре в риме

Содержание:

Как добраться к Санта-Мария-Маджоре

Собор находится в Риме по адресу: Piazza di Santa Maria Maggiore, 42.

ЗАКАЗАТЬ ТАКСИ

Дойти до храма возможно от железнодорожного вокзала Термини. Лишь 10 минут шагом по улице Via Cavour придется пройти путешественникам, чтоб попасть со станции метро Termini (линия А или В) в базилику Santa Maria Maggiore.

Режим работы: каждый день, с 7.00 до 19.00. Исповедоваться возможно на английском, испанском, немецком, польском и прочих языках.

Телефон: +39 06 698 86800

Наши советы по Риму:

  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
  • Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
  • Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
  • Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.

О месте Базилика Санта Мария Маджоре

Великолепным храмом Санта Мария Маджоре гордится всё католическое сообщество Рима, ведь это не простая церковь, которых великое множество в столице Италии, а папская базилика, которых насчитывается всего четыре. Такие храмы, особо отмеченные главой Римской церкви, окутаны легендами и тайной, что ежегодно привлекает к ним паломников и туристов со всего света. Необыкновенна и история возведения. Однажды архиепископу Либерию приснилась  Дева Мария, повелела построить в её часть церковь на том месте, где назавтра выпадет снег. Проснувшись, служитель начал спрашивать у изумленных горожан, не выпал ли снег, что очень удивляло римлян, учитывая, что летний снегопад в столице – редчайшее явление. Однако один зажиточный купец, Джованни Патрицио, сообщил епископу, что ему приснился такой же сон. Вместе они обнаружили, что снегом засыпан весь холм Эсквилия, и, в 352, заложили первый камень в основание здания. Благодаря этой истории, церковь получила второе имя «Божьей Матери на снегу». Интересно, что эта удивительная базилика не давала покоя ни одному папе. Каждый пытался внести нечто свое в её внешний вид. Со временем это стало доброй традицией. В 440 Сикст реконструировал здание, сделав его более укрепленным, а в 1377 здесь появилась высочайшая колокольня города, чья высота составляет 75 м. В 1740 достроили парадный фасад с балконом, где удалось сохранить фрески 14 века. Украшением экстерьера являются колонны, пилястры и мозаика, изображающая подробности сна Либерия. Войдя внутрь, путешественник окунется в атмосферу раннехристианской церкви: интерьер и фрески сохранились в отличном состоянии. Они датируются 5 веком, как и красочные мозаики, считающиеся самыми древними в Риме. На них изображены картины, иллюстрирующие жизнь Иисуса Христа и евангелистов, ветхозаветные сцены и апостолы. Здесь находятся почитаемые святыни: мощи святого Матфея и часть яслей Спасителя. А 15 августа сам папа проводит богослужение, приуроченное ко Дню Успения Богородицы.Как добраться? Собор расположен напротив вокзала «Термини», рядом с одноименной станцией метро и остановкой «Ковур».Сколько стоит? Базилика Санта Мария Маджоре открыта ежедневно с 7 утра до 19 вечера. Её посещение бесплатно. Также все желающие могут посетить мессу, однако прибыть нужно заранее.

Как добраться до базилика Санта Мария Маджоре

Один из главных храмов Вечного города расположен в 5 минутах ходьбы от вокзала Термини.

Советуем ознакомиться

Рядом с базиликой Санта Мария Маджоре находятся остановки общественного транспорта:

  • трамваев № 5 и 14;
  • автобусов № 16, 70, 71, 75, 360, 590, 649, 714.

Напоследок хотелось бы напомнить, что в базилике Санта Мария Маджоре ежегодно 5 августа можно наблюдать ниспадающие из-под купола базилики лепестки белых роз. Кроме этого, начиная с 1983 года, в ночь с 4 на 5 августа на площади перед базиликой для многочисленных паломников и туристов, приехавших в Вечный город, также можно увидеть необыкновенное зрелище воссоздания легенды, посвященное чуду Мадонны делла Неве.

Автор статьи: 39rim.ru

Ранняя церковь

Традиционно считается, что Санта-Мария-ин-Арачели основана в VI в. Григорием Великим (папой Григорием I), который в 590 г. — год своего восшествия на Святой Престол, мог её освятить, но точных сведений об этом нет.

Первым обнаруженным христианским строением на Капитолийском холме стал монастырь византийского обряда, основанный предположительно в VII в. греческими монахами, бежавшими от мусульманских преследований. Построенная ими церковь, посвящённая Святой Богоматери, постепенно обросла новыми монастырскими зданиями, жилыми кварталами и рыночной площадью. Обитель была закрыта в IX в., чему, возможно, способствовало землетрясение 847 г., от которого пострадали многие сооружения в Риме.

Читайте подробнее про землетрясения в Италии

В конце IX — начале X в. восстановлением монастыря, принятого папством, занялись бенедиктинцы. Фактически в их распоряжении был весь холм с разрушенными и заброшенными зданиями, что позволяло использовать старые постройки для новых сооружений. Церковь, возведённая бенедиктинцами с использованием обломков античных зданий, в документах XI в. впервые упоминается как Санта-Мария-ин-Капитолио (Sancta Maria in Capitolio).

С восстановлением Римского сената в 1143 г. на Капитолийском холме возродилась общественная жизнь: рядом с монастырскими владениями стали провозглашаться законы и проходить народные собрания, а прямо в стенах церкви — производиться судебные разбирательства.

Капеллы и святыни

Главная святыня базилики Санта-Мария-Маджоре – частицы яслей, в которых лежал новорожденный Иисус. Они хранятся в серебряном ларце-реликварии с хрустальными окошками в помещении под главным алтарем – крипте.

В крипту ведут две лестницы, спустившись по одной из которых, вы увидите папу Пия IX, склонившего колено в молитве перед Святыми яслями.

Святыня содержит частицы яслей, в которых лежал новорожденный Иисус

Каким образом эта реликвия попала в храм и является ли она подлинной, на сегодняшний день неизвестно. По одной версии в 638 г. ее привез из Иерусалима папа Теодор I.

Однако в церковной книге, датированной VI в., содержится запись о подаренной «ad Praesepem» (детской кроватке) женщиной по имени Флавия Ксантиппа. Вполне может быть и такое, что это кусочки колыбели, оставшиеся от первого вертепа, устроенного в базилике в честь Рождества.

На самом же алтаре находится порфировая урна, содержащая мощи апостола Матфия, а также мощи еще пяти христианских святых, почитаемых как католиками, так и православными (Святой Лаврентий, Стефан Первомученик, римские мученики Симплиций, Фаустин и Беатриса).

Вторая по значимости реликвия базилики – древняя икона, которой, предположительно, около 1000 лет, хранится в капелле Боргезе. В Санта-Мария-Маджоре капелл несколько, но наиболее интересны три из них:

Сикстинская капелла или капелла Блаженного причастия. Была заложена папой Сикстом V в 1584 г. Убранство ее ничуть не уступает самой базилике: великолепные мозаики, фрески, лепнина, позолоченные своды и скульптуры. Здесь хранятся мощи папы Пия V и мощи пяти Невинных младенцев (предполагаемо). Тут же покоится и сам основатель капеллы.

Бронзовый алтарь в Сикстинской капелле базилики

  • Паолинская капелла или капелла Боргезе. Построена чуть позже Сикстинской (в 1611 г.) по аналогии с ней под покровительством папы Павла V, происходившего из семьи Боргезе. Впоследствии капелла стала усыпальницей этого рода.  Как говорилось выше, здесь хранится очень значимая для римлян икона – Богоматерь Спасение народа римского. Считается, что она спасла Рим от чумы в VI в., откуда и пошло такое ее название.
  • Капелла Сфорца. В сравнении с капеллами Боргезе и Сикстинской, она выглядит довольно скромно. Но эта простая торжественность и естественность импонирует даже больше. Внутри все отделано светлым мрамором, выделяются лишь стена алтаря и две апсиды по бокам, украшенные фресками и скульптурами. Есть сведения, что над проектом часовни трудился Микеланджело, однако непосредственно в возведении сооружения он участия не принимал.

Считается, что эта икона спасла Рим от чумы в VI веке

Полезная информация

2.1. Где находится и как добраться

Адрес: Piazza della Stazione, 1

Расположение на карте:

Как можно добраться?

на городском автобусе. Остановка Stazione Scalette – автобусы 6, 11, 12, 17, 22, 23, С2, С4.

Очень удобно добираться из любой точки города! Автобусы останавливаются прямо перед станцией.

на трамвае. Остановка Alamanni – трамваи T1.3, T2.

Остановка прямо около вокзала:

И еще удобно — через дорогу от вокзала остановка трамвая до вокзала Villa Costanza:

на такси

Главное – не перепутать с одноименной церковью. Вам нужно на Stazione Santa Maria Novella. Вообще такси во Флоренции особой популярностью не пользуются.

пешком

От центра города, площади Дуомо можно дойти по прямой — Via de’Carritani до Via dei Banchi, продолжайте идти по ней еще минут 5-7 – попадете на станцию.

на туристическом автобусе hop-on / hop-off

Остановка Stazione FS SMN – это первая остановка обоих маршрутов автобусов hop-on /hop-off по городу.

Купить билеты на автобус можно заранее онлайн или здесь, в туристическом офисе не станции:

Вместе с экскурсией

Мне понравилась вот эта обзорная экскурсия по Флоренции. Каждый день она стартует от церкви Санта Мария Новелла в 15:15. Прогулка продлится 2 часа, стоит 20 евро. Церковь находится в шаговой доступности от станции – с левой стороны, на площади Piazza Santa Maria Novella. Классно использовать время рационально, совмещая экскурсию с днем приезда (я так и сделала).

После приезда во Флоренцию первым делом я сдала чемодан в камеру хранения (о ней ниже в статье), купила туристическую карту Firenze card, перекусила и как раз подошло время экскурсии. После экскурсии (она заканчивается около дворца Питти) я вернулась на вокзал за чемоданом и уже поехала заселяться в квартиру.

Или еще вариант  – интересная прогулка с местным гидом. Проводится на английском языке, а стоит 29 евро. Гид покажет вам город и научит ориентироваться в центре. Обязательно увидите площадь Санта Мария Новелла и вокзал.

2.2. Куда можно уехать

2.2.1. Направления и маршруты /с примерами цен

Поезда идут по всей Италии, останавливаются во всех значимых городах:

  • Рим;
  • Венеция;
  • Сиена;
  • Милан;
  • Турин;
  • Неаполь;
  • Генуя.

Стоит обратить внимание – со всеми остановками маршруты дешевле, но идет поезд дольше. Так, от Флоренции до Рима можно доехать всего за 1 час 20 минут на экспрессе, а на обычном поезде будете более 2 часов ехать

Например, до Милана можно доехать за 1 час 45 минут, билет будет стоить 45-50 евро.

транспортные компании:

TrenItalia, Italo.

2.2.2. Как добраться до аэропорта

Как от жд вокзала добраться до аэропортов?

До Америго Веспуччи: автобусом ATAF „Vola in Bus“, отходят от вокзала каждые 30 минут.

До Галилео Галилей в Пизе: поезд ездит шесть раз в рабочие дни и субботу, и три раза в воскресенье.

От аэропорта до станции можно доехать на такси, либо заказать трансфер онлайн на сайте kiwitaxi, просто закажите автомобиль на то время, которое вас устраивает. Стоит от 4700 до 5500 рублей, зависит от комфорта авто.

2.3. Камера хранения

Хранение багажа — 6 евро за первые 5 часов, далее 1 евро каждый час. Работает с 6.00 до 23.00.

В конце этой дорожки слева — камера хранения:

Камера хранения:

Здесь можно оставить багаж, а можно купить чемодан:

Приготовьте документы:

Оставьте багаж на станции – он будет под надежным присмотром:

Когда багаж сдаете, у вас берут данные паспорта и выдают чек на багаж, оплачивать пока ничего не надо. А вот когда возвращаетесь за багажом, сразу идите на кассу и оплачивайте (стоимость зависит от времени хранения):

2.4. Парковка

Парковка работает каждый день, 24 часа в сутки. Первые 15 минут бесплатно, а потом по 3 евро в час для автомобиля, 0,5 евро в час для мотоциклов.

Оплата парковки через автомат:

2.5 Общественная прачечная

Да, на вокзале можно постирать вещи. И сразу высушить. Интернет там бесплатный — закидываете грязную одежду и сидите ждете, пока постирается. Платите за количество килограмм белья – за 9 килограмм 3 евро. Полностью самообслуживание.

Вот и она:

Удобно и быстро, подходит для путешественников:

История строительства

Крупнейший католический храм Рима — после собора Св. Петра

Строительство базилики Санта-Мария-Маджоре было начато в середине четвертого века нашей эры. Здесь, как и у большинства исторических памятников Рима, не обошлось без легенды. Согласно которой место для постройки церкви было указано Девой Марией пришедшей к папе Римскому Либерию во сне.

Узнать это место было не трудно, ибо по предсказанию Божьей Матери на том месте будет лежать снег. На следующее утро, действительно на одном из холмов Рима, а именно, на холме Эсквилин лежал снег. Возможно, этот факт и не очень-то удивил бы папу и жителей Рима, произойди это событие зимой, но на календаре было 5 августа 352 года.

И это не все чудеса Санта-Мария-Маджоре. Оказалось, что в ту же ночь такой же сон видел и богатый горожанин Рима Джованни Патрицио, которому Мария велела пожертвовать деньги на строительство церкви, возводимой на месте, отмеченном снегом.

В 440 году папа Сикст III решил воздвигнуть на месте церкви базилику. Со времени возведения базилики, ее несколько раз переименовывали. Изначально ее назвали Санта-Мария-Снежная, отмечая предсказанный Марией и выпавший на этом месте снег. Потом она была переименована в Санта-Мария-Либериана, связав тем самым, постройку церкви, с именем папы Либерия.

Когда в базилику привезли одну из главных ее реликвий — фрагменты колыбели Иисуса, ее стали называть Санта-Мария-Пресепе (с яслями). И только позже, когда базилика обрела законченный вид и действительно стала крупнейшей Базиликой, посвященной Деве Марии, она стала носить имя Санта-Мария-Маджоре.

Фасад базилики Санта Мария Маджоре

Современный фасад базилики был возведен в 1741-1743 гг. Первый камень в его основание был заложен 4 марта 1741 года папой Бенедиктом XIV, который поручил архитектору Фердинандо Фуга перестроить предыдущий, предусмотрев в нем лоджию для благословения паломников, собиравшихся на площади.

Базилика Санта Мария Маджоре

Портик из пяти аркад на нижнем этаже и три арки в верхней лоджии скрывают сегодня уникальную мозаику XIII века предыдущего фасада, выполненную Филиппо Русути между 1288 и 1297 годами.

Мозаики лоджии Филиппо Русути, 1288-1297

Древнее мозаичное украшение иллюстрирует легенду о происхождении базилики Санта Мария Маджоре, описывая сцены явления Девы Марии, которые вдохновили Папу Либерия на строительство новой церкви. Эту единственную подписанную работу Филиппо Русути можно увидеть только при посещении базилики в экскурсионном туре в сопровождении гида.

Скульптуры верхней части фасада базилики Санта Мария Маджоре

Возведение нового фасада было окончательно завершено к Юбилейному 1750 году. Его увенчала статуя Мадонны с ребенком на руках, как будто парящая в небесах, в окружении скульптурных фигур святых понтификов, а также епископов Карла Борромео и Благословенного Николо Альбергати.

Песня о Santa Maria Maggiore

Эта базилика – место редчайшее, потрясающие шедевры искусства тут гармонично перевиваются с духовным миром. Очутиться под сводами древнейшей христианской базилики было совершенно достаточно для молдавского композитора Петра Теодоровича (Петрэ Теодорович). Финальным из его произведений стала композиция «Римская полночь». Созданная совместно с автором Николаем Зиновьевым данная песня не раз завоевывала сердца слушателей.

Печальное, наполненное ностальгией, произведение исполнял актер и певец Александр Михайлов, «Санта-Мария-Маджоре» в 1997 году пришлась по душе и молодому болгарскому певцу Филиппу Киркорову.

Время работы, стоимость билетов

Открыта базилика для посетителей с 7 утра и до 19 часов, в 18.45 совершается последний обход, и всех посетителей предупреждают о скором закрытии церкви.

.

У главного входа висит табличка с расписанием всех месс. Если кто-то желает побывать на самой службе, следует прибыть сюда за 10-15 минут, чтобы насладиться торжественным и красивым зрелищем.

Перед входом находится палатка для досмотра посетителей. Это обычная мера безопасности в Риме, стандартная процедура, так что пугаться и препятствовать не стоит.

Из этого видеоролике вы узнаете еще больше о базилике Санта-Мария-маджоре, и сможете заглянуть внутрь:

Интерьер базилики

Интерьер Санта-Мария-Маджоре поражает своим богатством и роскошью. В основном все убранства относятся к более позднему времени, однако кое-что сохранилось и со времен основания храма.

Своды центрального нефа (или, проще говоря, главного зала) поддерживают античные колонны. Также с V в. сохранились мозаики над колоннами, иллюстрирующие сцены из Ветхого завета.

С одной стороны – сюжеты из жизни патриархов Авраама, Исаака и Иакова, с другой – история о странствиях Моисея. А если поднять взгляд еще выше, над мозаиками увидите фрески со сценами из жизни Девы Марии.

Интерьер базилики поражает своим богатством и роскошью

Пространство над апсидой тоже заполняет мозаичное панно на библейские темы. Оно датировано XIII в. за авторством монаха-францисканца Джакопо Торрити. Ему же принадлежит и мозаика на полукуполе апсиды, которая изображает коронацию Мадонны.

Довершает все это великолепие резной деревянный потолок центрального нефа с кессонами (прямоугольными углублениями). Говорят, что в его отделке изначально использовали перуанское золото, привезенное Колумбом.

Увы, но того золота сейчас не осталось и в помине. Потолок неоднократно был реставрирован, а потому и золото на нем теперь самое обычное.

Резной деревянный потолок базилики украшен золотом

А теперь снова опустим глаза вниз и полюбуемся на удивительной красоты пол, напоминающий мозаику. Когда-то здесь лежали простые мраморные плиты, но в XII в. поверх них выложили узоры из маленьких разноцветных кусочков мрамора.

Такая техника получила название «косматеско» от фамилии семьи Космати – основателей этого декоративного направления.

Перестройка при францисканцах

В конце XII в., когда Орден святого Бенедикта пришёл в упадок, монахи покинули Капитолий, и только в 1250 г. у церкви и монастыря появились новые хозяева – францисканцы. Столь щедрый подарок от папы Иннокентия IV воодушевил Братьев Меньших на работы по реконструкции обветшавших строений и в первую очередь старой церкви, которую они использовали для трансепта нового храма. Средства для проведения работ были найдены — нищенствующий орден охотно принимал пожертвования от состоятельных горожан в обмен на место в храме для фамильных захоронений.

Проект перестройки базилики с приданием ей романо-готических черт приписывают Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio). Строительство продолжалось с 1285 по 1287 год, а в 1291 году храм был вновь освящён, при этом работы по отделке интерьера продолжались вплоть до XV века.

В XIV веке церковь стала называться Санта-Мария-ин-Арачели, что возвращало её к истокам основания и красивой легенде о небесном жертвеннике.

При францисканцах базилика надолго стала главной церковью Рима, чему способствовало и удачное соседство с городским советом. Взятый под опеку сенаторов храм одновременно стал и местом обсуждения и обнародования новых законов.

История

Первый камень в фундамент Санта-Мария-Маджоре заложили в далеком 352 году нашей эры. За давностью времен о создании святыни не сохранилось почти никаких данных. Около века спустя здание начали перестраивать и расширять — так повелел папа Сикст III накануне Эфесского собора. Все последующие епископы стремились внести в Санта Марию что-то свое, в частности, реликвии. Когда закончилось известное Авиньонское пленение пап, Григорий XI повелел возвести 75-метровую колокольню.

75-метровая колокольня, воздвигнутая по повелению папы Григория XI

Интересно: последние изменения во внешнем облике здания относятся к 18-ому веку, когда Фердинандо Фуга достроил лоджию с портиком. Архитектурный стиль святыни — это помесь романского и барокко.

Осквернение

Тёмная полоса для базилики Санта-Мария-ин-Арачели наступила во время Римской республики (1798–1799). Французы, вторгшиеся в Рим в 1798 году, не испытывали трепета перед древними святынями и превратили храм в конюшню, уничтожив великолепие убранства. Они похитили драгоценности и разломали часовни, в том числе не пощадили ту, в которой хранились мощи святой Елены. Осквернённая церковь простояла закрытой до 1815 г. и была восстановлена францисканцами благодаря поддержке новых покровителей.

Сразу после объединения Италии под знамёнами Рисорджименто (Risorgimento) монастырский комплекс на Капитолии перешёл в собственность вновь образованного государства, которое не особенно считалось с интересами Святого Престола. Некоторое время в стенах базилики размещались даже казармы и командование местной полиции.

Строительство монументального комплекса Витториано, которое продолжалось в течение 1882–1911 гг., повлекло за собой разрушение монастыря, Башни Павла III и древней ризницы, но сам храм при этом не пострадал.

В настоящее время Санта-Мария-ин-Арачели – титулярная церковь, за которой с 1998 г. закреплён итальянский кардинал Сальваторе Де Джорджи (Salvatore De Giorgi).

Интерьер

Скромная снаружи, посвящённая Святой Богородице церковь открывает себя с самой неожиданной стороны. А когда узнаёшь, что за великие шедевры украшают стены базилики, и какие громкие имена стоят за их созданием, понимаешь, что пройти мимо было бы непростительной ошибкой.

В разные годы проектированием и оформлением интерьеров церкви занимались Донато Браманте (Donato Bramante), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Андреа Бреньо. В середине XVII века Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) осуществил ещё одну масштабную реконструкцию базилики; с тех пор в её убранстве преобладает стиль барокко.

Капелла Киджи

Косвенно с церковью знаком всякий, кто никогда не бывал в Вечном Городе, но смотрел экранизацию романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Действие фильма частично разворачивается в капелле Киджи (Chigi). Она носит имя заказчика, банкира Агостино Киджи. Проектировал будущую усыпальницу богатого рода Рафаэль Санти; он украсил купол капеллы мозаикой «Сотворение мира». До конца XVI века в церкви находились и две живописные работы мастера. Спустя сто лет Бернини реконструировал капеллу по заказу другого представителя рода, кардинала Фабио Киджи, позже ставшего Папой Александром VII.

Работы Караваджо в капелле Черази

Капелла Черази (Cerasi) связана с не менее знаменитым итальянским мастером, Караваджо (Caravaggio). Здесь хранятся две его подлинные работы, «Обращение на пути в Дамаск» (иначе «Обращение Савла») и «Распятие апостола Петра».

«Обращение Савла», выполненное в стиле реализма – одно из самых ярких проявлений таланта Караваджо. Над алтарём висит холст «Вознесение Девы Марии» работы Аннибале Каррачи (Annibale Carracci).

Пинтуриккьо в капелле делла Ровере

Стоит особо отметить и капеллу рода делла Ровере (Della Rovere). Она построена в конце XV века и расписана Пинтуриккьо (Pinturicchio) и его учениками. Пинтуриккьо оформил и капеллу Сайбо (Cybo), но результаты его работы нам не увидеть: в конце XVII века капелла была реконструирована последователем Бернини архитектором Карло Фонтана (Carlo Fontana).

Другие капеллы

Капеллы Сайбо-Содерини (Cybo-Soderini), или капелла Распятия, и Теодоли (Theodoli) не так «популярны» среди туристов, но не менее интересны. Оформлением первой занимался фламандский художник Питер ван Линт (Pieter van Lint. В ней находится деревянное распятие XV века. Вторая выполнена в стиле римского маньеризма и украшена лепным декором работы скульптора Джулио Маццони (Giulio Mazzoni).

Фасад Санта-Мария-Маджоре

Центральный фасад собора Санта-Мария-Маджоре

По заказу Климента XII постройкой нового фасада и реставрационными работами базилики занимался флорентийский архитектор Фернандо Фуга. В 1741 году, он закончил работы, и базилика Санта-Мария-Маджоре предстала перед римлянами почти в том виде, какой имеет сейчас.

В эпоху расцвета барокко, ему удается сохранить сдержанность, как в оформлении фасада Санта-Мария-Маджоре, так и в интерьере. Благодаря чему большинство деталей интерьера сохранено с V века. К ним относятся, прежде всего, мозаичные изображения сцен Ветхого Завета, расположенные с двух сторон от центрального нефа и золотые мозаики, рассказывающие о раннем периоде жизни Иисуса Христа, ими расписана триумфальная арка.

В оформлении фасада Фернандо Фуга применил сочетание лоджии и портика. Они закрывают Старый фасад базилики и прячут сохранившиеся на старом фасаде мозаики V века от внешних факторов разрушения. При этом добиваясь парадности и торжественности, строгости и пластичности каждого элемента фасада.

История строительства церкви

Сама история строительства Basilica di Santa Maria Maggiore окружена флером легенд. Когда выбирали участок для строительства церкви, Либерию (одному из римских епископов) приснился сон: явилась ему во сне Пресвятая Дева Мария, повела за руку к месту на холме и сказала строить храм на том месте, где наутро ляжет снег.

Мистика состояла в том, что точно такой же сон, повторенный до мельчайших деталей, приснился еще одному человеку – богатому римлянину Джованни Патрицио (храм был выстроен позже на его деньги).

Проснувшись, Либерий стал спрашивать – не выпал ли где снег? Вопрос показался несколько странным для окружающих – в Вечном городе и зимой-то снег редкость, а сейчас на дворе стояло лето. Но вскоре люди с удивлением выяснили, что снегом укутан весь Эсквилинский холм. Там в 352 году, а именно 5 августа, и был заложен первый камень в фундамент новой церкви.

Первоначальное название церкви – «Церковь Божьей Матери на снегу», после своего строительства она получила название «Санта-Мария-Либериана» (по имени епископа Либерия, построившего сию церковь); позднее,когда в храм была привезена реликвия – кусочки яслей, — ее стали называть «Санта-Мария-Пресепе» (Мадонна с яслями), а при подготовке к Эфесскому собору в Риме в 431 году церковь была переименована в «Санта-Мария-Маджоре» – и уже окончательно.

Слово «маджоре» означает – «большой, величественный». И в самом деле, базилика Санта-Мария-Маджоре является большей из всех 80 церквей и базилик Рима.

С тех пор появилась традиция – ежегодно в этот день прихожан осыпают лепестками белых роз на входе в базилику – в память о том дне, когда в жаркий августовский день на Эсквилинском холме лег снежный покров (правда, в последние годы используются лепестки белых георгинов). Мозаика на полу у входа в базилику Санта-Мария-Маджоре сохранила на века эту удивительную историю.

В 440 году папа Сикст III перестроил базилику, укрепив ее, и назвал именем Пресвятой Девы. С тех пор каждый Папа, приходящий к власти, по-своему перестраивал базилику, привнося в нее новые элементы и украшения. Это стало уже традицией, когда каждый правитель вносил какие-то изменения в архитектурный облик города. Правда, не всем зданиям подобные изменения шли на пользу. Но базилика Санта-Мария-Маджоре, к счастью, не особо пострадала от чужих амбиций.

В 1377 году по распоряжению Папы Григория XIV над базиликой появилась колокольня в романском стиле, высота которой 75 метров, и она считается самой высокой колокольней Рима. Ежевечерне в 9 часов звонит один из пяти колоколов.

В 1740 году был достроен фасад с высоким портиком и лоджией (автор – архитектор Фердинандо Фуга). В этой лоджии на одной из стен сохранился декор, который датируется началом XIV века. Выстроив лоджию и портик, Фуга тем самым уберег ценнейшие фрески от разрушения.

История базилики

Базилика Санта-Мария-Маджоре названа так в честь Мадонны, ей и посвящен этот храм. Нынешняя приставка «маджоре» – «великая», скорее всего, досталась базилике, поскольку она является самой большой и старшей среди всех храмов Богоматери.

Но базилика известна и под другими именами. Называли ее и Либерианской , и Санта-Мария-ад-Прайсепем , и Санта-Мария-делла-Неве – Богоматерь Снежная.

Главный фасад базилики был перестроен в конце XVIII в.

Последнее название возникло благодаря легенде, связанной с основанием базилики. Одной августовской ночью 352 г. тогдашнему епископу Либерию приснился сон. Явилась ему Дева Мария с поручением построить храм там, где на следующий день  выпадет снег.

Представьте себе, что утром 5 августа римляне и правда увидели заснеженный холм Эсквилин. Это даже для наших широт явление удивительное, а уж для южных берегов и вовсе чудо.

Оказалось, что не только Либерий увидел в ту ночь Богородицу. Тот же сон посетил и одного зажиточного патриция по имени Джованни. К слову, детей у него не было, и нажитое имущество сеньор давно завещал Деве Марии.

Ну а теперь, благодаря провидению, он уже точно знал, как распорядиться своим состоянием. Епископ поспешил вместе с Джованни на Циспий – ту самую вершину Эсквилина – и собственной рукой нарисовал на снегу очертания будущего храма.

Здание базилики, дошедшее до наших дней, было заложено несколько позже событий, описанных в легенде, в V в. при папе Сиксте III. Считается, что новый храм возвели на месте уже построенного ранее Либерием, но на деле это не совсем так.

Кoлокoльня, пoстpoeнная в 1378 гoду, cчитaeтся самой выcoкой в Риме

Археологи выяснили, что под базиликой предположительно находятся руины виллы Нерациев, датированной I в. А вот ничего похожего на церковные постройки так и не обнаружили. Возможно, первая Санта-Мария-Маджоре находилась где-то поблизости.

Сейчас внешний вид храма очень далек от первоначального. Подобно тому, как ствол дерева обрастает годовыми кольцами, базилика обрастала все новыми и новыми пристроями, ведь каждый священнослужитель высокого ранга, будь то папа, кардинал или епископ, хотел привнести свой вклад в ее историю.

С течением времени она расширялась, достраивалась и реставрировалась. Однако, несмотря на это, конструктивные особенности все-таки сохранились, что дает представление о той простоте и гармонии, которая была присуща раннехристианским святилищам.

Скульптура папы Пия IX перед Святыми яслями

Папой Иоанном Павлом II в 2001 г. был открыт музей, посвященный истории базилики и христианской религии в целом. Здесь собраны произведения искусства, церковная утварь, книги, документы, папские одежды и прочие сокровища. Находится музей в цокольном помещении храма.

Капеллы

Довершают убранство храма многочисленные капеллы, посвященные кардинала и папам, а также старинный баптистерий. Все три капеллы поражают своим убранством.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina)

Сикстинской капеллы

Много труда скульпторов и художников был положено на воплощение целостного образа Сикстинской капеллы. Сикст V был запечатлен в камне, преклонившем колено пред колыбелью божьего сына. По центру капеллы расположен алтарь, декорированный четырьмя золотыми ангелами. В данной капелле нашли свой покой папа Сикст V и Пий V. Неподалеку от входа в капеллу находится скромная мраморная плита с памятной надписью о том, что в этом месте в 1680 году обрел вечный покой великий архитектор Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).

Капелла Боргезе (Cappella Borghese)

Архитектор капеллы Боргезе – Фламинио Понцио (Flaminio Ponzio) располагал значительными средствами рода для того, чтобы создать грандиозный культурно-религиозный шедевр. Главное украшение капеллы – икона Маданна Солюс Попули Романи (лат. Madonna Salus Populi Romani). Декор капеллы исполнен из мрамора, бронзы, вычурных позолоченных карнизов. В центре всего этого буйства роскоши – алтарь насыщенного голубого цвета. Среди изысканного богатства и церковной роскоши покоятся гробницы Климента VIII и Павла V.

Капелла Сфорца (Cappella Sforza)

Капелла Сфорца несколько меркнет на фоне двух богатейших церковных усыпальниц. Однако, существует мнение, что архитектор Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), создавший ее для влиятельного итальянского рода, в своей работе опирался на эскизам самого Микеланджело (Michelangelo Buonarroti).

Баптистерий

Проект помещения для свершения ритуальных обрядов крещения был разработан Фламинио Понцио в 1606 году. По центру баптистерия находится отделенная балюстрадой чаша крестильной купели из красного порфира. Ее украшает бронзовая статуя Святого Иоанна Крестителя, изготовленная в 1800 году архитектором и ювелиром Джузеппе Валадье (1762-1839).

На заалтарной стене баптистерия размещен большой барельеф «Успение» работы Пьетро Бернини (1610).

В завершение нашего краткого и далеко не полного обзора об одной из самых красивых базилик Рима, предлагаем вашему вниманию небольшой 4-х минутный ролик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector