Базилика санта-кроче во флоренции

Содержание:

Архитектура базилики Санта-Кроче

На строительство фасада базилики ушло немало времени, как и на создание ее интерьера. Поэтому в ее архитектурных особенностях можно проследить черты различных эпох, но более всего облик здания тяготеет к готическому стилю.

Фасад

Изначально, во времена Средневековья, внешний облик церкви был довольно простым и незамысловатым. Современный готический вид базилика Санта-Кроче приобрела только в 1853-1863 годах. Возведением нового фасада церкви в стиле известных готических храмов в Сиене занимался Николо Маттас.

Фото: Alexander Mak / Shutterstock.com

Также в 19 веке была построена высокая колокольня церкви по проекту архитектора Гаэтано Баккани. А бронзовые двери центрального портала были возведены уже в 20 веке.

Внутреннее убранство

Трехнефная базилика Санта-Кроче разделена внутри двумя рядами массивных колонн, на которых расположены полуарки в готическом стиле. Храм имеет форму Т-образного креста с трансептом шириной 73 метра и главным нефом длиной 115 метров.

Оформлением интерьера собора занимался знаменитый итальянский архитектор Джорджо Вазари. Он расположил центральный неф церкви таким образом, чтобы он отчетливо освещался солнцем со всех сторон из многочисленных витражных окон. Это создает неповторимую волшебную атмосферу в храме.

К слову сказать, самым старинным витражам работы Аньоло Гадди уже больше семи веков.

Что посмотреть

Конечно, базилика является одной из самых посещаемых во Флоренции. Туристы стремятся приехать сюда не только для того, чтобы увидеть могилу Микеланджело, Галилео и других выдающихся уроженцев Флоренции, но и полюбоваться многочисленными красочными фресками, в том числе работы Джотто.

В базилике Санта-Кроче, как в Римском Пантеоне, царит непередаваемая атмосфера умиротворения и спокойствия. В ясные дни солнечные лучи невероятно красиво переливаются через многочисленные витражные окна работы итальянских мастеров.

Здесь находятся знаменитые фрески и скульптуры, созданные Джотто, Донателло, Джованни да Милано, Антонио Канова, Таддео Гадди, Бернардо Росселлино и другими итальянскими скульпторами и художниками.

Особенно привлекает внимание великолепный алтарь, выполненный Джерини. Его украшает полиптих Мадонны со Святыми

На алтаре возвышается распятие работы Чимабуэ.

Не менее значимой является невероятно красивая кафедра работы Бенедетто де Майано, созданная им в 1472 году. Кафедра украшена многочисленными барельефами, повествующими о жизни Святого Франциска Асисского.

Фото: D.Bond / Shutterstock.com

Капеллы

Храм также знаменит своими шестнадцатью часовнями. Наиболее известные из них:

Большая капелла, стены которой украшены фресками Аньоло Гадди «Обретение Святого Креста».

Капеллы Барди и Перуцци, расписанные знаменитым Джотто. К сожалению, многие работы мастера не уцелели во время чумы, когда храм использовался в качестве лазарета, а его стены были побелены. В капелле Барди можно увидеть изображения из жизни Святого Франциска Асисского.

Капелла Медичи, декорированная Микелоццо по заказу Козимо I

Здесь сразу же обращает на себя внимание терракотовая статуя Мадонны с младенцем работы итальянского скульптора Андреа делла Роббиа.

Капелла Пацци, расположенная во внутреннем дворе храма. Оформлена известным итальянским мастером Брунеллески.

Часовня Барди ди Вернио, в которой находится оригинальное деревянное распятие, выполненное Донателло.

Фото: Eug Png / Shutterstock.com

История базилики

Со времен Октавиана Августа Эсквилин являлся периферийной жилой окраиной. В начале III столетия император Септимий Север избрал это место для постройки своей резиденции Horti Variani ad Spem Veterem, включавшей роскошный дворец, Цирк Вариано (Circo Variano) и Амфитеатр Кастрензе (Anfiteatro Castrense). Однако после постройки Аврелианом городской стены между 271 и 275 годами н.э., комплекс был частично разрушен.
 

Остатки стен Амфитеатра Кастрензе сегодня

Поиск Истинного Креста. Jan van Eyck (около 1422 г)

пол часовни был полностью отсыпан землей, доставленной из Иерусалима

Это интересно!

Елена Флавия Джулия, Августина Римской Империи, мать Константина I умерла в конце 328 или 329 года. Она была похоронена в мавзолее церкви Святых Марчеллино и Петра (Сhiesa dei Santi Marcellino e Pietro), ​​расположенной в то время вне стен Рима. Ее саркофаг, изготовленный из порфира, сегодня хранится в музеях Ватикана.
 
Причисленную католической церковью к лику святых, ее почитают как Святую Елену Императрицу. Саркофаг, в котором была погребена Елена, изначально Константин I готовил для себя, о чем свидетельствуют украшающие его барельефы.

Базилика Санта Кроче ин Джерусалемме. Рисунок Пиранези,

Капелла Барончелли

Капелла Барончелли

Относится к числу капелл, примыкающих к правому рукаву трансепта.

Левая стена — фрески Таддео Гадди (1328—1338) со сценами из жития Марии.

Правая стена — фреска Себастьяно Майнарди (1490) «Мадонна с поясом» (общий вид, фрагм. 1, фрагм. 2).

Алтарный полиптих, так называемый полиптих Барончелли (итал.)русск. (ок. 1328—1334) (общий вид, центральная панель), судя по надписи OPUS MAGISTRI JOCTI (над пределлой) и свидетельствам Гиберти и Вазари — работа Джотто. Однако, на основе стилистического анализа исследователи выявляют в некоторых частях полиптиха работу учеников Джотто, в том числе Таддео Гадди. Некоторыми исследователями непосредственное участие самого Джотто вообще подвергается сомнению и работа целиком приписывается Таддео Гадди. Стилистически относится к кругу поздних работ Джотто и его учеников, в которых наблюдается нарастание готических тенденций, проявляющееся в более утонченных очертаниях фигур, усилении общей декоративности. Тем не менее, коленопреклоненные ангелы в нижней части центральной панели стилистически близки подобным в Мадонне Оньисанти (англ.)русск. Джотто. В целом центральная панель представляет коронование Марии. Боковые панели представляют хоры ангелов и святых, славящих Марию. В руках ангелов можно видеть музыкальные инструменты — виелы, органы-портативы, гитерн, псалтерий, трубы. Над музицирующими ангелами располагаются святые. Среди них идентифицируются на первой панели (слева направо) — Святая Клара и Святой Франциск; на второй — апостол Петр (с ключом), Моисей (со скрижалями Завета), Адам и Ева; на четвертой — апостол Павел, Авраам и Иоанн Креститель; на пятой — святые Стефан и Лаврентий. Внизу, в пределле — маленькие изображения (слева направо) неидентифицированного святого епископа, Иоанна Крестителя, Христа, Святого Франциска и Святого Онуфрия. Существующее резное обрамление полиптиха является более поздним.

Витражи с изображением четырех пророков — Таддео Гадди (фото 1, фото 2).

В стене справа от входа в капеллу находится усыпальница семейства Барончелли работы Джованни ди Бальдуччо (итал.)русск.(ок. 1328—1330) (фото). Он же является автором статуй архангела Гавриила (фото 1, фото 2) и Марии (фото 1, фото 2) по сторонам входа в капеллу.

Статуя Мадонны с младенцем в капелле — Винченцо Данти (англ.)русск. (1568) (фото 1, фото 2).

Станковая живопись

XIII век

  • Мастер Сан Франческо Барди (образ Святого Франциска (сер. XIII в.) в капелле Барди)
  • Чимабуэ (Распятие (ок. 1265) (англ.)русск. в трапезной, сильно повреждено наводнением 1966 г.)

XIV век

  • Джотто (полиптих «Коронование Марии» (итал.)русск. в капелле Барончелли (англ.)русск.; с участием учеников, в том числе Таддео Гадди)
  • Мастер Фильине (итал.)русск. (Распятие в главном алтаре)
  • Никколо ди Пьетро Джерини (англ.)русск. (центральная панель полиптиха в главном алтаре, в капелле Кастеллани)
  • Джованни дель Бьондо (англ.)русск.(полиптихи в капеллах Барди ди Вернио, Ринуччини и Веллути, часть боковых панелей полиптиха в главном алтаре)

XVI век

  • Аньоло Бронзино (картины «Христос в Лимбе» (1552) в музее и «Оплакивание Христа» в северном нефе)
  • Алессандро Аллори (картины «Вознесение Марии» и «Коронование Марии» в капелле Никколини и «Снятие с креста» в музее)
  • Алессандро Феи (англ.)русск. (картина «Бичевание Христа» в южном нефе)

Станковая живопись

XIII век

  • Мастер Сан Франческо Барди (образ Святого Франциска (сер. XIII в.) в капелле Барди)
  • Чимабуэ (Распятие (ок. 1265) (англ.)русск. в трапезной, сильно повреждено наводнением 1966 г.)

XIV век

  • Джотто (полиптих «Коронование Марии» (итал.)русск. в капелле Барончелли (англ.)русск.; с участием учеников, в том числе Таддео Гадди)
  • Мастер Фильине (итал.)русск. (Распятие в главном алтаре)
  • Никколо ди Пьетро Джерини (англ.)русск. (центральная панель полиптиха в главном алтаре, в капелле Кастеллани)
  • Джованни дель Бьондо (англ.)русск.(полиптихи в капеллах Барди ди Вернио, Ринуччини и Веллути, часть боковых панелей полиптиха в главном алтаре)

XVI век

  • Аньоло Бронзино (картины «Христос в Лимбе» (1552) в музее и «Оплакивание Христа» в северном нефе)
  • Алессандро Аллори (картины «Вознесение Марии» и «Коронование Марии» в капелле Никколини и «Снятие с креста» в музее)
  • Алессандро Феи (англ.)русск. (картина «Бичевание Христа» в южном нефе)

Как добраться

Церковь Санта Кроче находится на одноименной площади, почти в самом центре Флоренции. Удобней всего добираться до нее пешком. Но также можно доехать на общественном транспорте. На автобусе С3 до остановки Magliabechi, она находится непосредственно у церкви. Чуть дальше, примерно в паре минут ходьбы от площади, находится остановка Verdi, до нее ходит автобус С1. И еще примерно в пяти минутах ходьбы по улицам Via dell’Agnolo и Via dei Pepi расположена остановка Agnolo. До нее ходит самое большое количество автобусов: № 14, 23 и C2. Карта с маршрутами общественного транспорта Флоренции.

Если вы предпочитаете передвигаться на автомобиле, то можно воспользоваться службой поиска такси по городу — Taxi Florence. Имейте в виду, что на улице ловить машину не принято, лучше позаботиться об этом заранее. Парковки рядом с Санта Кроче нет.

Достопримечательности

Главное впечатление от базилики сегодня создает реконструкция в стиле барокко XVIII века фасада и интерьера.

Тем не менее, здесь можно увидеть:

фрески на апсиде XV века, где изображено Обретение Животворящего Креста

неф и напольное покрытие XII века

8 гранитных колонн в нефе, которые использовались в оригинальной церкви IV века

истинный крест с надписью.

Часовня св. Елены.

Легенда гласит, что святая Елена в IV веке, во время своего путешествия по святой Земле, обнаружила истинный крест, на котором был распят Иисус и другие реликвии. И тогда ей пришла идея построить храм в Риме для паломников, которые не могли поехать в Иерусалим.

Расположена она вниз по лестнице от главного алтаря. Часовня и две смежные комнаты являются частью императорского дворца.

В первой комнате есть статуя Святой Елены, которая была преобразована со статуи языческой богини Хелен с добавлением креста.

Григорианская часовня

Рядом с часовней Елены находится григорианская часовня, построенная в XV веке. Она разработана как зеркальное отображение часовни св. Елены. Мраморный рельеф был добавлен в XVII веке, а алтарь святого Григория содержит знаменитый реликварий.

Туринская плащаница

Туринская плащаница представляет собой очень древнее льняное полотно длинной более чем в четыре метра, на котором имеются золотистые нерукотворные отпечатки обнаженного, жестоко истерзанного Человека.

На этой ткани имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг к другу голова к голове.

В углу стоит статуя Иисуса, которая была разработана на основе портрета из плащаницы.

Святыня Антониетты Мео

У основания лестницы есть святыня, где содержатся останки святой Антониетты Мео. Это особая часовня и небольшой музей, посвященный маленькой Преподобной.

Данный титул сопровождает ее с 2007 года, когда Папа Бенедикт XVI признал в особом декрете героические добродетели маленькой римлянки, самой молодой из всех почитаемых в истории Церкви.

Она была маленькой, но зрелой свидетельницей Евангелия, и от нее могут многому научиться дети и взрослые, воспитатели и катехизаторы.

В Риме Антониетту почитают больше всего дети, часто навещающие свою святую сверстницу в соборе Пресвятого Креста. Здесь хранятся игрушки и одежда Антониетты и ее письма.

Статуя Свободы

Фредерик Бартольди, выдающийся французский скульптор, создатель статуи Свободы в нью-йоркской гавани жил во Флоренции в 1870 году.

В это же время флорентиец Пио Феди приступает к созданию статуи Свободы Поэзии. Сходство между двумя статуями поразительно.

Гробницы известных людей

В Базилике Санта-Кроче обрели вечный покой:

  • Астроном Галилео Галилей;
  • Мыслитель Никколо Макиавелли;
  • Изобретатель беспроводного телеграфа Гульельмо Маркони;
  • Архитектор Леон Баттиста Альберти;
  • Композиторы Михаил Огинский и Джоаккино Россини;
  • Драматург Викторио Альфери;
  • Скульптор и живописец Микеланджело Буонаротти;
  • Философ Джованни Жентиле;
  • Поэт Уго Фосколо;
  • Жена и дочь Йозефа Бонапарта – старшего брата императора Франции.

Также в базилике находятся кенотаф Данте Алигьери и мемориальная доска физика Энрико Ферми.

На площади возле храма поставлен памятник автору Божественной комедии. Также на ней проводятся городские фестивали и концерты, а также соревнования по флорентийскому футболу.

Живопись

Кроме надгробий, здесь находятся многие шедевры живописи. Например, капелла Перуцци, где изображено житие Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Здесь же – капелла Барди и житие Франциска Ассизского, обе работы принадлежат Джотто (1320 – 1325).

Витражи в капелле Веллути созданы по эскизам Якопо ди Ландино. Капелла Барончелли знаменита фресками Таддео Гадди, а капелла Медичи – работа архитектора Микелоццо.

Достопримечательности

Главное впечатление от базилики сегодня создает реконструкция в стиле барокко XVIII века фасада и интерьера.

Тем не менее, здесь можно увидеть:

фрески на апсиде XV века, где изображено Обретение Животворящего Креста

неф и напольное покрытие XII века

8 гранитных колонн в нефе, которые использовались в оригинальной церкви IV века

истинный крест с надписью.

Часовня св. Елены.

Легенда гласит, что святая Елена в IV веке, во время своего путешествия по святой Земле, обнаружила истинный крест, на котором был распят Иисус и другие реликвии. И тогда ей пришла идея построить храм в Риме для паломников, которые не могли поехать в Иерусалим.

Расположена она вниз по лестнице от главного алтаря. Часовня и две смежные комнаты являются частью императорского дворца.

В первой комнате есть статуя Святой Елены, которая была преобразована со статуи языческой богини Хелен с добавлением креста.

Григорианская часовня

Рядом с часовней Елены находится григорианская часовня, построенная в XV веке. Она разработана как зеркальное отображение часовни св. Елены. Мраморный рельеф был добавлен в XVII веке, а алтарь святого Григория содержит знаменитый реликварий.

Туринская плащаница

Туринская плащаница представляет собой очень древнее льняное полотно длинной более чем в четыре метра, на котором имеются золотистые нерукотворные отпечатки обнаженного, жестоко истерзанного Человека.

На этой ткани имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг к другу голова к голове.

В углу стоит статуя Иисуса, которая была разработана на основе портрета из плащаницы.

Святыня Антониетты Мео

У основания лестницы есть святыня, где содержатся останки святой Антониетты Мео. Это особая часовня и небольшой музей, посвященный маленькой Преподобной.

Данный титул сопровождает ее с 2007 года, когда Папа Бенедикт XVI признал в особом декрете героические добродетели маленькой римлянки, самой молодой из всех почитаемых в истории Церкви.

Она была маленькой, но зрелой свидетельницей Евангелия, и от нее могут многому научиться дети и взрослые, воспитатели и катехизаторы.

В Риме Антониетту почитают больше всего дети, часто навещающие свою святую сверстницу в соборе Пресвятого Креста. Здесь хранятся игрушки и одежда Антониетты и ее письма.

Статуя Свободы

Фредерик Бартольди, выдающийся французский скульптор, создатель статуи Свободы в нью-йоркской гавани жил во Флоренции в 1870 году.

В это же время флорентиец Пио Феди приступает к созданию статуи Свободы Поэзии. Сходство между двумя статуями поразительно.

Гробницы известных людей

В Базилике Санта-Кроче обрели вечный покой:

  • Астроном Галилео Галилей;
  • Мыслитель Никколо Макиавелли;
  • Изобретатель беспроводного телеграфа Гульельмо Маркони;
  • Архитектор Леон Баттиста Альберти;
  • Композиторы Михаил Огинский и Джоаккино Россини;
  • Драматург Викторио Альфери;
  • Скульптор и живописец Микеланджело Буонаротти;
  • Философ Джованни Жентиле;
  • Поэт Уго Фосколо;
  •  Жена и дочь Йозефа Бонапарта – старшего брата императора Франции.

Также в базилике находятся кенотаф Данте Алигьери и мемориальная доска физика Энрико Ферми.

На площади возле храма поставлен памятник автору Божественной комедии. Также на ней проводятся городские фестивали и концерты, а также соревнования по флорентийскому футболу.

Живопись

Кроме надгробий, здесь находятся многие шедевры живописи. Например, капелла Перуцци, где изображено житие Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Здесь же – капелла Барди и житие Франциска Ассизского, обе работы принадлежат Джотто (1320 – 1325).

Витражи в капелле Веллути созданы по эскизам Якопо ди Ландино. Капелла Барончелли знаменита фресками Таддео Гадди, а капелла Медичи – работа архитектора Микелоццо.

Первая в мире статуя Свободы находится в базилике Санта Кроче

Фредерик Бартольди, выдающийся французский скульптор, создатель статуи Свободы в нью-йоркской гавани жил во Флоренции в 1870 году. В это же время флорентиец Пио Феди (1816-1892) приступает к созданию статуи Свободы Поэзии (слева, кликните!). Сходство между двумя статуями поразительно. Флорентийская статуя (1883 г.) посвящена памяти известного поэта и драматурга Джованни Баттиста Николлини и установлена над его могилой в базилике Св. Креста. Поскольку американский колосс был воздвигнут в 1887 году, скорее всего, Бартольди был вдохновлен примером флорентийского скульптора.

Однако в церкви находятся также могилы и памятные доски гениальных скульпторов, ученых и философов —  Микеланджело Буонароти, Галилео Галилея, Джоаккино Россини, Гульельмо Маркони, Никколо Макиавелли, Данте Алигьери, Витторио Альфьери и многих других знаменитых уроженцев Тосканы. Поэтому базилику называют Пантеоном Тосканы.

Базилика ослепительно красива, особенно в послеобеденное время, когда лучи солнца высвечивают фасад и находящийся радом памятник Данте, а площадь и ступеньки церкви заполняют настоящие хозяева исторического центра Флоренции — многочисленные туристы.

Северный неф

В северном нефе находятся (в направлении от алтаря ко входу):

  • картина «Сошествие Святого Духа» (Джорджо Вазари)
  • гробница Карло Марсуппини (итал.)русск. (Дезидерио да Сеттиньяно)
  • фреска «Вознесение Марии» (Аньоло Гадди)
  • картина «Оплакивание Христа» (Аньоло Бронзино)
  • картина «Вознесение Христа» (Ян ван дер Страт, 1569)
  • гробница Витторио Фоссомброни (англ.)русск. (Лоренцо Бартолини)
  • картина «Христос и апостол Фома» (Джорджо Вазари, 1572)
  • гробница Лоренцо и Витторио Гиберти (фото)
  • картина «Воскресение Христа» (Санти ди Тито, 1574)
  • гробница Галилео Галилея (Джованни Баттиста Фоджини)
  • картина «Снятие с креста» (Джованни Баттиста Нальдини)
  • фрески с изображениями святых (1-я половина XIV века)

Северный неф

В северном нефе находятся (в направлении от алтаря ко входу):

  • картина «Сошествие Святого Духа» (Джорджо Вазари)
  • гробница Карло Марсуппини (итал.)русск. (Дезидерио да Сеттиньяно)
  • фреска «Вознесение Марии» (Аньоло Гадди)
  • картина «Оплакивание Христа» (Аньоло Бронзино)
  • картина «Вознесение Христа» (Ян ван дер Страт, 1569)
  • гробница Витторио Фоссомброни (англ.)русск. (Лоренцо Бартолини)
  • картина «Христос и апостол Фома» (Джорджо Вазари, 1572)
  • гробница Лоренцо и Витторио Гиберти (фото)
  • картина «Воскресение Христа» (Санти ди Тито, 1574)
  • гробница Галилео Галилея (Джованни Баттиста Фоджини)
  • картина «Снятие с креста» (Джованни Баттиста Нальдини)
  • фрески с изображениями святых (1-я половина XIV века)

История

Церковь была основана в 1251 году. В начале являлась частью монастыря монахов-гумилиатов, появившихся во Флоренции в 1239 году. Хотя их устав и был одобрен Папой Гонорием III, позднее мужская ветвь ордена подпала под влияние ереси вальденсов и была запрещена. Около 1310 года по их заказу для главного алтаря Джотто написал образ «Маэста», ныне в галерее Уффици. В ризнице храма хранятся другие работы XIV века, такие, как фреска «Распятие» Таддео Гадди и «Крест» Джотто. В XIV веке была пристроена к церкви стройная колокольня.

В XV веке в храме появились фрески Боттичелли (похоронен в церкви) и Гирландайо. В 1480 году они написали две фрески в апсиде, справа Боттичелли «Святого Августина в кабинете», слева Гирландайо «Святого Иеронима в кабинете». Кисти последнего также принадлежат фрески «Пьета» и «Богоматерь Милосердная» в капелле Веспуччи, и «Тайная вечеря».

В 1571 году гумилиаты покинули церковь и монастырь по воле Козимо I, который передал их монахам францисканцам-обсервантам. Францисканцы принесли в церковь великую святыню, монашескую рясу святого Франциска Ассизского, которая была на нём в 1224 году во время получения стигматов на горе Ла-Верна. Они отремонтировали церковь и в 1582 году заново освятили её в честь Святейшего Спасителя и Всех святых.

В начале XVII века по заказу монахов храм был расписан Якопо Лигоцци, Джованни да Сан-Джованни и другими художниками. Темой фресок стали истории из жизни святого Франциска параллельно эпизодам из жизни Иисуса Христа. В монастыре были построены здание капитула, трапезная и аптека. В 1602 году над дверями келий в нижней обители появились медальонами с изображениями святых и блаженных францисканцев, приписываемые кисти Томазо Павьетти. Тогда же были разрушены хоры, на месте которых Якопо Лигоцци поставил алтарь, украсив его полудрагоценными камнями.

В 1637 году храм приобрёл свой современный вид, сменив готические черты на барокко. В этом году по проекту Маттео Ниджетти у церкви появился новый фасад в стиле флорентийского барокко, построенный на средства семьи Медичи-Неофити, крещённых евреев, находившихся под покровительством великих герцогов. Над главным порталом поместили терракотовый рельеф Бенедетто Бульони «Коронация Девы в окружении святых». В 1770 году Джузеппе Ромеи расписал потолок храма, создав цикл фресок «Небесная слава святого Франциска».

В 1866 году монастырь был окончательно упразднен. В 1923 году в его постройках разместились казармы карабинеров. У францисканцев осталась только церковь, получившая статус приходского храма. В настоящее время церковь и приход курируют францисканцы-непорочники. В церкви находятся погребения Сандро Боттичелли, Каролины Бонапарт, Джованни Антонио Сантарелли, Симонетты Веспуччи, Луиджи дель Буоно.

Санта-Кроче как пантеон

В церкви похоронено около 300 знаменитых флорентийцев — деятелей культуры, науки и политиков. Типичная конструкция гробниц в церкви — мраморное ложе с фигурой усопшего поверх саркофага. Сооружение увенчано аркой на двух колоннах.

Гробницы великих людей Италии

В базилике находится множество захоронений и памятных досок известных людей Италии, среди них:

  • Леон Баттиста Альберти (архитектор, XV век).
  • Лоренцо Бартолини (скульптор, XVIII—XIX века).
  • Данте Алигьери (поэт, XIII—XIV века) — похоронен в Равенне, в базилике находится его кенотаф, сооружённый в 1829 году (власти Равенны противодействуют переносу праха поэта во Флоренцию, одной из главных причин является надпись «туск» (то есть этруск) на кенотафе).
  • Леонардо Бруни (гуманист, писатель и историк, XV век).
  • Витторио Альфьери (поэт и драматург, XVIII век).
  • Галилео Галилей (астроном, математик, XVI век) — уроженец Пизы, но прожил большую часть жизни во Флоренции; саркофаг увенчан фигурой учёного и аллегорическими фигурами Геометрии и Астрономии; надгробие работы Джулио Фоггини (1737 год).
  • Никколо Макиавелли (мыслитель, XV—XVI века) — похоронен в 1527 году; надгробие выполнено Инноченцо Спинацци (1787 год); над саркофагом находится аллегорическая фигура Дипломатии.
  • Микеланджело Буонарроти (скульптор, поэт, живописец, XV—XVI века) — гробница работы Джорджо Вазари (1570 год), над саркофагом установлен бюст Микеланджело, в нижней части расположены три аллегорические фигуры, которые символизируют Живопись, Архитектуру и Скульптуру.
  • Джоаккино Россини (композитор, XIX век).
  • Гульельмо Маркони (лауреат Нобелевской премии 1909 года за создание беспроводного телеграфа, XIX—XX века).
  • Михаил Клеофас Огинский (белорусский и польский композитор, автор известного полонеза).
  • Энрико Ферми (выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии 1938 года) — в базилике находится мемориальная доска.

Базилика Санта-Кроче

Во Флоренции сохранилось много старинных храмов, но базилика Санта-Кроче занимает среди них особое место. Во-первых, это самый крупный в мире храм Ордена францисканцев, и его основание связывают с самим Франциском Ассизским. На деле же здание было построено после смерти великого святого на месте старой церкви, которая действительно могла иметь к нему отношение. Однако главное даже не это — сегодня в базилике покоится более трех сотен знаменитых итальянцев. Среди них Микеланджело, Макиавелли, Россини, Галилео Галилей, а также другие великие флорентийцы, вошедшие в мировую историю.

Архитектурные особенности

Церковь Санта Кроче построена в готическом стиле. Над розой на главном фасаде очень неожиданно для христианской церкви изображена звезда Давида, не сомневайтесь, это именно она. Облицовка фасада выполнена мрамором, мода на это пришла во второй половине XIX века. В то время для работ нанимали разных мастеров и фасад Санта Кроче достался архитектору-еврею по имени Матас, он то и протащил звезду в качестве элемента декора. Выглядит фасад довольно лаконично, не перегружено. Вы не встретите здесь обилия скульптур, витражей или фресок, лишь изображения на тему животворящего креста над тремя арочными пролетами.

Фасад базилики, Светлана

Если обогнуть церковь слева, то вы сразу наткнетесь на фигуру Данте. Умер и похоронен Данте в Равенне, а гробница в Санта Кроче — это кенотаф, то есть памятник без погребённого.

Статуя Данте, Игорь Герман

Санта Кроче состоит из трех нефов, разделена внутри двумя рядами массивных колонн, на которых расположены готические полуарки, соседствующие с деревянными расписными перекрытиями. Главный неф имеет длину 115 метров. Сама церковь построена в форме Т-образного креста с трансептом шириной 73 метра.

Внутреннее убранство, Frederik Verbeke

За внутреннее оформление Санта Кроче отвечал знаменитый итальянский архитектор Джорджо Вазари. По его замыслу центральный неф церкви располагается таким образом, чтобы благодаря большому количеству витражных окон, освещаться со всех сторон солнцем. Стоит отметить, что самым старинным витражам (окна главного алтаря) уже больше семи столетий. Главный алтарь церкви был расписан фресками Аньоло Гадди на тему обретения Креста Господня приблизительно в конце XIV века. Его же руке принадлежат витражи на окнах алтаря. Судя по всему, Санта Кроче с самого начала была пантеоном — некоторые старинные надгробия расположены прямо на полу, а имена на них уже не читаются.

Однако знаменитые люди захоронены как правило в стенах церкви. С некоторыми надгробиями связаны интересные истории. Так например роскошный памятник Галилео Галилея появился лишь спустя сто лет после его смерти. Изначально папа римский запретил какие-либо почести на могиле еретика. А скульптура на могиле поэта Никколини поразительно напоминает Статую Свободы. При этом выполнена она была на 8 лет раньше нью-йорской, так что есть основания полагать, что именно эта скульптура стала прототипом знаменитой на весь мир статуи.

Гробницы, расположенные в полу базилики, George Koshy

История возникновения площади Синьории

На месте площади в период существования Римской империи размещался театр. Далее представители знатного рода Уберти (Uberti) возвели здесь множество башен, которые использовали в качестве своих жилых домов.

В 1260 году строения были снесены. Это произошло после победы гвельфов. Последние выступали за расширение власти папы римского, тогда как семья Уберти относилась к гибеллинам – сторонникам императора.

На месте разрушенных башен образовалась площадь, которая имеет форму латинской буквы L. Ее названия менялись на протяжении нескольких десятилетий: Приоров, Великого Герцога, Нации.

В последующем площадь стала центром общественной и политической жизни: здесь размещалась Синьория Флорентийской республики.

Палаццо Веккьо

Главным зданием на Пьяцца Синьория является Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), возведенный в период с 1298 по 1310 годы итальянским архитектором Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio).

Фото: givaga / Shutterstock.com

Другое название палаццо – дворец Синьории (Palazzo della Signoria). В нем заседало правительство республики, состоящее из 24 приоров.

Здание выглядит мощно, как средневековая крепость. На фасаде выделяются карнизы, арочные окна, массивная галерея с зубцами, а на самом верху – 94-метровая башня Арнольфо.

Здесь же проходили судебные заседания: в случае вынесения обвинительного приговора, заключенного отправляли в небольшое помещение, которое находилось в дворцовой башне. В середине 15 века в этой камере содержался Козимо Медичи (Cosimo di Giovanni de’ Medici).

После прихода к власти Медичи

В дальнейшем Палаццо Веккьо стал резиденцией Козимо Медичи (после получения им власти), а Синьория Флорентийской республики была упразднена.

На окнах дворца казнили путем повешения заговорщиков, действующих под командованием Франческо Пацци (Francesco Pazzi), а год спустя также умер Бернардо ди Бандино Барончелло, обвиненный в нападении на Джулиано Медичи (Giuliano de’ Medici). Произошли трагические события в 1478 и 1479 годах.

На этой же площади казнили итальянского монаха и реформатора Джироламо Савонаролу (Girolamo Savonarola) и его двух сподвижников. Рядом с фонтаном Нептуна располагается плита в память об этом событии.

Современное время

На сегодняшний день площадь представляет собой популярное туристические место. Мало того, что здесь располагается великолепный Старый дворец, поражающий роскошными интерьерами, фресками и росписями знаменитых итальянских мастеров.

В числе других достопримечательностей – множество статуй, в том числе копия Давида. Ее оригинал, созданный Микеланджело, хранится в Академии изящных искусств.

Кроме того, интересны Лоджия Ланци, находящаяся с правой стороны от Палаццо Веккьо, и изумительный фонтан Нептуна, выполненный из мрамора в 16 веке.

Здесь много ресторанов и кафе, всегда оживленно. Недалеко располагается Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi) – одна из главных сокровищниц Флоренции, где можно увидеть неподражаемые шедевры итальянских мастеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector