Михайловский дворец
Содержание:
- Михайловский дворец и великая княгиня
- Русский музей Александра III
- Научная и образовательная деятельность
- Светская жизнь дворца
- Строительство Михайловского дворца
- Дворец Шувалова
- На что обратить внимание во время прогулки по Михайловскому саду
- Дворец великого князя Михаила Михайловича «Мало-Михайловский»
- Легенды замка
- Михайловский дворец и великая княгиня
- Перестройки в Михайловском дворце
- Михайловский дворец: история, архитектор
- Из истории создания Михайловского сада
- Интерьеры дворца
- Почему замок Михайловский, и чем он отличается от Михайловского дворца?
- Архитектурные особенности
Михайловский дворец и великая княгиня
Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века
По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности.
Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.
Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.
Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.
Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.
Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».
К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.
Русский музей Александра III
В 1895 году внуки великого князя Михаила Павловича продали дворец в государственную казну. В том же году 25 апреля вышел Именной Высочайший Указ императора Николая II «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».
По этому случаю Михайловский дворец в 1895—1898 годах был перестроен архитектором Василием Фёдоровичем Свиньиным под музей. И уже 28 февраля 1898 года Комиссия произвела генеральный осмотр всех работ, найдя их исполненными удовлетворительно и во всём согласными с целями музея. Его коллекция берёт своё начало с произведений, которые поступили к 1898 году из Академии художеств (122 картины), Эрмитажа (80 картин), Зимнего дворца, пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского (95 картин), а также приобретённых в частных коллекциях.
Несколько десятков картин портретной живописи поступили от наследников князя Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского, коллекция рисунков и акварелей — от княгини Марии Клавдиевны Тенишевой и других. К открытию Русского музея собрание уже состояло из 445 картин, 111 скульптур, 981 рисунков, гравюр и акварели, а также около 5000 памятников старины — икон и изделий древнерусского декоративно-прикладного искусства.
Русский музей Александра III был торжественно открыт — 19 марта 1898 года. Здесь находятся творения знаменитых русских художников и скульпторов Андрея Рублева и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала, и многих, многих других. Сегодня общая площадь музея составляет — 24173 квадратных метров.
Все подробности в аудиогиде о Русском музее в Санкт-Петербурге
Научная и образовательная деятельность
Изучение и систематизация коллекций Включает в себя подготовку и публикацию полного генерального каталога произведений, хранящихся в Русском музее, других научных и научно-популярных изданий. Проведение научных конференций и семинаров, посвященных итогам научной работы, знаменательным датам, выставкам. Выставочная деятельность Временные выставки произведений из собрания Русского музея, подготовленные совместно с другими музеями или устроенные в порядке культурного обмена между странами. Издание научных каталогов выставок. Методическая работа Проведение научных стажировок, семинаров, обмен опытом с коллегами из других музейных организаций. Экскурсионная и лекционная работа Система организованных экскурсий и лекций, специальные занятия со школьниками в кружках и изостудиях.
Светская жизнь дворца
Для великого князя Михаила дворец был не только домом, но и местом работы, где он регулярно принимал военных и гражданских чиновников.Роскошное убранство дворца и гостеприимство его хозяев привлекали на светские приёмы лучших представителей российской элиты того времени.
Здесь часто можно было увидеть князя А.М. Горчакова, писателей В.А. Жуковского и П.А. Вяземского, художника И.К. Айвазовского, академиков Н.И. Пирогова и В.Я. Струве. Иногда салоны Елены Павловны посещал сам император Николай I. Бесконечная вереница балов, светских раутов, поэтических вечеров – гости перемещались из Белого зала в Танцевальный, из Академического в Музыкальную гостиницу и Светлую столовую. А.С. Пушкин со своей супругой Натали почитал за честь быть приглашённым на светский приём супруги князя Елены Павловны.
После смерти князя Михаила количество пышных балов во дворце сразу сократилось. Великая княгиня стала отдавать предпочтение «интеллигентным вечерам», на которых обсуждались актуальные в то время политические события и планы по отмене крепостного права.
«Культурный променад» в Михайловском замке
Строительство Михайловского дворца
В 1817 году архитектор Карл Росси приступил к проектированию будущего дворца. Проект предусматривал не просто перестройку существующих зданий, но и создание нового городского архитектурного ансамбля. Архитектор спланировал дворец, а также площадь перед ним и две новые улицы — Инженерную и Михайловскую, соединившую дворец с Невским проспектом.
Начали возводить дворец в 1819 году, когда великому князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год. Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а 26 июля приступили к работам. За 1819 — 1820 годы был возведён главный корпус. В 1821 году к дворцу пристроили два флигеля. В 1822 году завершились общестроительные работы, которыми руководил знаменитый «каменных дел мастер» Фома Леонтьевич (Томмазо) Адамини, с ним вместе трудился — его сын Дементий Фомич (Доменико) Адамини, состоявший в комиссиях по сооружению Михайловского дворца.
В 1823 году для проведения отделочных работ Строительная Комиссия на конкурсной основе отбирала лучших декораторов, скульпторов, живописцев, лепных мастеров и резчиков. Обивка мебели, обои и ковры выписывались из Парижа от Картье. Изделия из чугуна заказывали на Литейном заводе у мастера Баумана. Решётку, которая выходит на Мойку, парадную лестницу, чугунных львов и маленький мостик в саду отливали именно на этом заводе.
Со стороны Марсова поля появился сад при дворце, названный также — Михайловским. Реконструкцию сада производил мастер земляных работ и садово-паркового искусства Адам Адамович Менелас. Строительство было закончено 30 августа 1825 года. За работу Карл Иванович Росси был удостоен ордена Владимира 3-ей степени и бриллиантового перстня. Возведённый дворец был освящён 11 сентября 1825 года и назван в честь великого князя.
Дворец Шувалова
Дворцовый комплекс, расположенный по соседству с летним дворцом императрицы Елизаветы Петровны (не сохранился) построен для молодого фаворита царицы И. Шувалова в середине XVIII века.
Главное здание дворцового комплекса – трехэтажный особняк в стиле барокко. Здание отличалось необычными для того времени архитектурными решениями и обилием украшений.
После прихода к власти Екатерины II Шувалов вынужден был уехать в Европу. Дворец сменил множество хозяев, в его стенах располагались имперские и советские учреждения.
В настоящее время дворцовый ансамбль перестроен, интерьеры практически не сохранились.
Дорогие друзья, я очень надеюсь, что эта подборка поможет вам спланировать свое самостоятельное путешествие и отлично провести время.
А у меня на сегодня все, я благодарю вас за внимание, всем пока!
На что обратить внимание во время прогулки по Михайловскому саду
Среди памятников садово-парковой архитектуры XVIII – начала XIX столетия Михайловский сад пользуется особенным вниманием туристов и коренных жителей северной столицы. В его оформлении гармонично сочетаются элементы двух стилей – пейзажного английского и регулярного французского парка
Удачное расположение в единой композиции с Марсовым полем и Летним садом в самом центре С-Петербурга привлекает ежегодно немало желающих и просто отдохнуть среди природы, и познакомиться с величественной архитектурой Михайловского дворца, чудными уголками всего ландшафтного комплекса.
Сад не отличается обилием достопримечательностей, но привлекает своей ухоженностью и тишиной в самом центре городской суеты.
Решётка Михайловского сада
Начинать прогулку в Михайловском саду лучше со стороны канала Грибоедова. Вход рядом с храмом Спас на Крови. Там расположена красивая кованная решётка и ворота, выполненные в одном стиле.
Решётка сделана из тяжелого металла, хотя выглядит легкой и воздушной. Ажурный рисунок решётки удачно контрастирует с массивными кирпичными колоннами.
Решетка ворот Михайловского сада также крепится на массивные кирпичные основания, на которых изображены цветы и сказочные птицы.
Автор решётки доподлинно не известен, но предполагается, что это архитектор храма Спас на Крови — Альфред Парланда. Ограда была построена одновременно с храмом и на ней установлена памятная табличка об трагическом событии — убийстве террористом императора Александра II.
Павильон Росси
Небольшое здание в восточной части Михайловского сада. Павильон назван в честь архитектора Росси, построившего весь парковый комплекс.
Павильон Росси
Павильон представляет из себя два квадратных здания, соединенный сквозной колоннадой. Внутри колоннады павильона установлен бюст архитектора Карла Росси.
Бюст Карла Росси
А рядом между скамеек бюсты художников Карла Брюллова и Александра Иванова.
- Портрет художника Карла Брюллова, 1837 г.
- Портрет художника Александра Иванова, 1860 г.
Рядом с павильоном находится гранитная пристань. Раньше сюда причаливали великокняжеские особы после водных прогулок.
Пристань у павильона Росси
Павильон использовался для укрытия от дождя и жары, а также для чаепитий и отдыха.
Сейчас пристань также рабочая, отсюда отправляются прогулочные корабли с экскурсиями по рекам и каналам Санкт-Петербурга.
На территории павильона расположено небольшое кафе с красивыми видами.
Кафе в Михайловском саду в павильоне Росси
Флористический фестивали и мероприятия в Михайловском саду
Михайловский сад — это единственное зелёное место в Санкт-Петербурге, где воссоздали стиль императорского сада. Поэтому и было решено проводить здесь ежегодный международный фестиваль» Императорские сады России».
Во время которых представляются талантливые идеи садово-паркового дизайна с привлечением не только известных профессионалов ландшафтного проектирования, но и начинающих любителей и даже детей-инвалидов.
Обычно фестиваль проходит во время белых ночей. Сад превращается в выставку всевозможных растений и арт-объектов.
В саду проводятся и другие фестивали. Вот такая памятная табличка об участниках фестиваля «Черешневый лес», которые участвовали в посадке черешневого участка.
Дворец великого князя Михаила Михайловича «Мало-Михайловский»
Построен на участке, когда-то бывшем частью Адмиралтейской верфи.
Великий князь Михаил Михайлович начал строительство этого особняка сразу по достижении совершеннолетия, с учетом того, что будет жить там, когда женится.
Архитектор Месмахер создал дом из двух половин – мужской и женской, которые сообщаются между собой.
Однако, великий князь так и не жил в своем особняке. Совершенный им неравный брак лишил его возможности вернуться из Европы в Россию.
Здание меняло арендаторов и хозяев, неоднократно перестраивалось.
В конце ХХ века особняк был в аренде у банка «Санкт-Петербург». В этот период некоторые интерьеры были отреставрированы.
В настоящее время идет спор о принадлежности дворца. Для широкой публики он закрыт.
Легенды замка
Одна из легенд гласит, что к императору явился монах. Он предрек ему рождение сына, которого нужно назвать Михаилом. После чего старец велел построить дворец и назвать его именем ребенка.
Следующая легенда повествует нам о необычном цвете стен замка. Будучи на балу, будущая фаворитка Императора случайно обронила свою перчатку, а галантный Император ее поднял. Перчатка была необычного желто-оранжевого цвета. Этот колер так понравился Павлу, что перчатка тут же была отослана архитектору Бренне, чтобы тот выкрасил сены замка именно в такой цвет.
То ли этот цвет так пришелся по душе подданным императора, то ли из чувства преданности, но многие из них поспешили выкрасить фасады своих домов в такой же цвет.
Легенда о юродивой повествует нам о предсказании ею смерти императора Павла І. Он должен был умереть в год жизни равный количеству букв в тексте изречения над главными воротами в Михайловский замок.
Следующее придание гласит, что Император предчувствовал свою судьбу, и за несколько дней до своей гибели, вставая из-за стола, произнес: «Чему быть, того не миновать».
После смерти Павла І, все покинули Михайловский замок. Стали говорить, что в замке по ночам слышны стоны, шаги, а порой можно заметить неяркий свет. Царской семьей было решила сделать из замка Главное инженерное училище.
Однажды, перевозящие имущество солдаты заночевали в замке. Получив разрешение от старшего офицера на осмотр здания солдаты стали ходить по комнатам. Через некоторое время один из солдат прибежал, бледный и перепуганный. Он утверждал, что увидел привидение держащее свечу в руке.
Следующая «солдатская» история повествует нам о ефрейторе Лямине, который после развода караула в замке, вышел на крыльцо «по малой нужде». Отойдя немного от здания он увидел в окне третьего этажа парящую в воздухе свечу, будто ее держала невидимая рука.
Все эти истории нашли отклик и у туристов, и у экскурсоводов. Специально для любителей приключений был организован ночной тур по музеям, который включал в себя посещение Михайловского замка. Войдя в замок, туристам рассказывают о жизни замка и о его мифах.
Михайловский дворец и великая княгиня
Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века
По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности.
Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.
Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.
Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.
Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.
Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».
К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.
Перестройки в Михайловском дворце
Сам Михаил Павлович не мыслил ни о никаких перестройках в своей резиденции. Зато его супруга откликалась на все новые художественные веяния эпохи. Так, в середине 1830-х перестройка двух комнат великой княгини положила начало внедрению новой архитектурной моды в интерьеры классического дворца. Автором проекта стал известный русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. В ходе работ остались нетронутыми лишь большие парадные залы Михайловского дворца.
После Штакеншнейдера здание перестраивали известные архитекторы: Гаральд Боссе в 1840-1850-е годы; Людвиг Бонштедт в 1850 году; Александр Юркевич в 1857-м. В 1859 году штатным архитектором дворца стал Георг Прейс, который построил в 1865 году личные покои в Манежном флигеле, где великая княгиня жила до конца своей жизни. В 1888 году архитектор ушёл в отставку, передав свои обязанности сыну — Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции.
Михайловский дворец: история, архитектор
Решение о строительстве дворца для своего младшего сына Михаила Павловича, император Павел I принял в 1798 году, после рождения юного князя. Для создания резиденции был организован фонд, однако, гибель Павла Петровича в 1801 году надолго отложила реализацию этого плана.
Взошедший на престол старший сын императора — Александр I — решил исполнить волю отца. Таким образом, строительство Михайловского дворца началась лишь в 1819 году. Разработка проекта стартовала на два года раньше, для сооружения долго выбирали территорию. Изначально планировалось перестроить уже существующее здание — Воронцовский дворец или дом графа Чернышева, но потом, Карл Росси выбрал для возведения нового дворца пустырь. Незастроенная территория позволяла создать не просто новое здание, а целый архитектурный ансамбль, с площадью и парком.
Панорама дворца из Михайловского сада:
Строительство Михайловского дворца завершилось в 1825 году. Тогда же был создан и прилегающий Михайловский сад, над ним трудился другой архитектор — Адам Адамович Менелас. После торжественного открытия и освящения ансамбль передали брату императора Михаилу.
Русский музей в Михайловском дворце организовали в 1895 году по указу императора Николая II, после того как внуки Михаила Павловича передали здание в казну.
Дворец на панораме (главный фасад):
Из истории создания Михайловского сада
Михайловский сад как часть Летнего сада
Первоначально, Михайловский сад входил в состав Летнего сада, и был заложен по велению самого Петра I по плану Ж-Б. Леблона. Сад относился к части Третьей Летнего сада и назывался «шведским».
В 1712 году здесь возвели дворец для супруги государя – Екатерины I. Территория сада охватывала гораздо большую площадь, чем современная, и простиралась от Невского проспекта до набережной Мойки и от канала Грибоедова до реки Фонтанки.
Михайловский сад со стороны реки Мойка
Екатерининский дворец прозвали «Золотыми хоромами», и располагался он на месте современного павильона Росси.
Павильон Росси
Планировкой прилегающего парка в этот период особенно никто не занимался, она была простой и типичной для всех усадеб того времени.
Высадили плодовые деревья, соорудили теплицы, в которых выращивали даже бананы с ананасами, а придомовую территорию украсили аллеями в виде зеленых коридоров.
Перепланировка Михайловского сада по проекту Растрелли
Во время правления Анны Иоановны в саду произошла серьезная перестройка. Появился овощной огород и «яхт-гарден», так называемый сад для охоты на зверя – оленей, зайцев, кабанов.
Остальную часть сада обустроили по тогдашней моде, в регулярном стиле – разбили крестообразные аллеи, правильной геометрической формы клумбы, обустроили прямоугольные пруды, установили мраморные статуи, соорудили беседки и павильоны с мраморными полами.
Всеми работами руководил известный российский архитектор Б.Растрелли. По его проекту построили также Летний дворец, деревянное барочное строение, щедро украшенное резьбой.
В конце XVIII столетия он был снесен за ветхостью по приказу нового императора Павла I, и на его месте стали возводить величественный замок. Впоследствии его стали называть Михайловским, поскольку он был освящен в день святого Архангела Михаила (сейчас он также называется Инженерный замок). После гибели Павла I он опустел более чем на два десятилетия.
Михайловский (Инженерный) замок, вид из Михайловского сада
Сейчас эта территория не относится к Михайловскому саду. Инженерный замок расположен на другой стороне Садовой улицы. На фото вход со стороны Садовой улицы.
Изменения в Михайловском саду по проекту Росси
В 20-х годах XIX столетия по заказу Александра I предпринята масштабная реконструкция территории по проекту К.Росси. Был построен Михайловский дворец (не путать с Михайловским замком) и полностью переделан парковый комплекс перед его южным фасадом.
Михайловский дворец, где расположен Русский музей
Водная система парка была сохранена, но появились некоторые коррективы, например, строительство подземного коллектора, соединяющего большой пруд с речкой Мойкой.
Берегам водоемов придали плавные очертания, перед зданием дворца заложили овальный Масленый луг, возведен типичный элемент пейзажного парка – уютный павильон с пристанью на фундаменте бывшего деревянного Екатерининского дворца (павильон Росси).
Великокняжеские особы любили здесь совершать конные прогулки и отмечать памятные даты.
В 1898 году наследники князя Михаила передали дворец в казну государства и с тех пор там находится Русский музей.
В начале XX века территория сада сократилась в связи с постройкой на месте террористического акта, унесшего жизнь императора Александра II, Храма Спаса на Крови.
С приходом советской власти название парка поменялось на «Сад МОПРа» (Международной организации помощи борцам революции), появилась эстрадная площадка и теннисный корт, а растительность постепенно разрасталась, утрачивая черты исторического ландшафта.
Сад стал общедоступным, а на входе висела забавная табличка «Собакам и солдатам гулять воспрещается».
Во время Великой отечественной войны сад использовался для хранения ценных скульптур. Их зарывали в землю и таким образом уберегли от бомбежки.
Михайловский сад сегодня
На рубеже нового тысячелетия после проведенных исследований обнаружилось, что сад пребывает в критически запущенном состоянии. В результате принято решение о реконструкции Михайловского сада по проекту Государственного Института архитектуры, но за основу был взят план 1826 года, выполненный К.Росси.
После окончания работ сад предстал в совершенно редком для ландшафтного искусства образе – его центральная часть сохранила элементы английского пейзажного стиля, а по всему периметру осталась строгая французская планировка регулярного сада.
Михайловский сад сейчас находится в структуре Государственного русского музея
Интерьеры дворца
Внутреннее оформление дворца гармонирует с наружным обличием. Залы сделаны в классическом стиле и элементами готики, рококо и восточными нотами. Залы, как и полагается во дворце, большие и просторные. Для создания этого простора, были снесены некоторые стены. С потолков свисают шикарные огромные люстры-подсвечники. Покои расписаны М.А. Зичи и Н. И. Тихобразовым.
В ванной комнате находился бассейн, к сожалению, несохранившийся до теперешнего времени. Стены оформлены из искусственного мрамора розового цвета, с деталями зелёного камня. На входной двери красовались фигурки дельфинов из позолоты.
В вестибюле красуются восемь колонн и восемнадцать гранитных пилястр серого цвета с белыми капителями. Приёмному залу предшествует главная лестница, из мраморных ступенек и обрамленная зеркалами. Лестница ведет на следующий этаж, где с одной стороны – стекло и через него можно полюбоваться зимним садом.
Поднявшись по лестнице, можно было увидеть нарядную анфиладу. На этаже были шикарные гостиные залы, стены которых были обтянуты жёлтым, белым и малиновым шёлком, а на потолках красовалась лепнина из позолоты. Также на этом этаже находились приёмная, двусветный зелёный зал, роскошные, тоже двусветные залы для банкетов и танцев и дубовая столовая.
Основная часть интерьера осталась в оригинале до теперешних дней.
Почему замок Михайловский, и чем он отличается от Михайловского дворца?
Замок назвали Михайловским, так как он был освящён 8 (20) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила.
Но есть легенда, что сначала было видение. Караульному, что стоял у Летнего дворца, явился ангел. Он велел идти к императору и передать высшую волю: – построить на том же месте дом и храм, посвященный Михаилу. Возможно, эту легенду придумал сам Павел I, который страстно мечтал о замке и, как только взошел на престол, распорядился о его строительстве.
Михайловский дворец находится в нескольких минутах пешей прогулки от Михайловского замка, но это совершенно разные здания. Михайловский дворец – бывшая резиденция Великого князя Михаила Павловича, младшего сына Павла I. Архитектор – Карл Росси, стиль – ампир.
Михайловский дворец сегодня – главное здание Государственного Русского музея, а Михайловский замок – один из его филиалов.
Архитектурные особенности
С точки зрения архитектуры, Михайловский дворец в Санкт-Петербурге не совсем обычный. Росси построил его в виде русской дворянской усадьбы. Центральный корпус соединен с двумя боковыми флигелями, которые выполняли функции хозяйственных построек. В одном из корпусов располагалась кухня и прислуга, в другом – конюшня и арсенал.
В то время в моде был архитектурный стиль ампир, в нем-то и построен Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Фото позволяет оценить все богатство внешней отделки.
Центральный корпус украшен портиком с колоннами коринфского ордера и лепниной в виде голов львов, скульптуры этих же животных застыли и у центрального входа. Один из шедевров декора Михайловского дворца – фриз, на котором расположено 44 многофигурных барельефа.
Дворец поражал не только внешней отделкой, но и внутренним убранством. И это не удивительно. Из 7,5 млн рублей, потраченных на строительство, четыре ушло на отделку.