Дворцы санкт-петербурга
Содержание:
- Режим работы
- История создания Летнего дворца
- Малая Конюшенная улица и музей-квартира Зощенко
- Петропавловская крепость
- Домик в Вологде
- Летний дворец Петра I
- Интерьер дворца
- Летний дворец Петра I в Летнем саду: как добраться, история, фото
- Дворцы Петергофа
- Домик Петра I в Санкт-Петербурге: как добраться, история, фото
- Архитектура здания
- Летний сад
- В Летнем саду запрещается
- Фото и описание
- Идея и история создания
- Заключение и краткая хронология
Режим работы
Летний период: 1 мая — 30 сентября
Летний сад открыт по понедельникам, средам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям с 10:00 до 22:00. Вход закрывается на полчаса раньше, в 21:30. Во вторник — сад закрыт для проведения планового профилактического ухода за территорией и фонтанным комплексом.
Зимний период: 1 октября — 31 марта
Летний сад открыт по понедельникам, средам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям с 10:00 до 20:00. Вход в сад закрывается на полчаса раньше, в 19:30. Во вторник — сад закрыт для проведения планового профилактического ухода за территорией и фонтанным комплексом.
Работа музеев и павильонов сада
- Музей истории Летнего сада (павильон Голубятня): с 1 мая по 31 марта 10:00 — 18:00. Вторник — выходной день.
- Павильон Музеефикация фонтана «Лакоста»: с 1 мая по 31 октября 10.00 — 18.00. Вторник — выходной день.
- Чайный домик — музейный магазин: с 1 мая по 31 марта в часы работы Летнего сада.
- Кофейный домик — кафе: с 1 мая по 31 марта в часы работы Летнего сада.
- Малая оранжерея — кафе: с 1 мая по 30 сентября в часы работы Летнего сада.
Работа Летнего дворца Петра I
- Сеансы посещений экспозиций Русского музея с экскурсионным обслуживанием (группа до 5 человек).
- Посещение экспозиции Летнего дворца Петра I сеансовое.
- С 11:00 до 16:00 экскурсионные группы каждый час.
- Летний дворец Петра I закрыт для посещения, до особого распоряжения.
Примечание: работа Летнего дворца в осенний и зимний период невозможна, потому что историческое планировочное решение не позволяет устроить входную зону с тамбуром, гардеробом, камерой хранения, которые необходимы для эксплуатации в зимнее время этого ценного памятника.
Важно при посещении
- Посещение Летнего дворца Петра I только с экскурсией.
- При сильном ветре (штормовое предупреждение) Летний сад закрывается.
- Кассы закрываются на полчаса раньше.
История создания Летнего дворца
С началом строительства на левом берегу Невы Адмиралтейства началось также строительство жилых зданий. Участок берега Невы между Безымянным ериком (Фонтанкой) и речкой Мьей (Мойкой) Пётр I выбрал для своей летней резиденции.
Сначала Пётр I жил в деревянном домике, построенном в 1903 году и совсем непохожем на царскую резиденцию. Этот деревянный дом Пётр и назвал своим «летним дворцом», а потом это название по наследству перешло к новому зданию, в котором царская семья действительно жила в летнее время.
После того, как Мойку соединили с Невой Лебяжьим каналом, образовался небольшой остров. В северной его части в 1710–1714 годах был сооружен Летний дворец, который был одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Автор проекта — архитектор Д. Трезини. Внутренние интерьеры созданы под руководством немецкого скульптора и архитектора Андреас Шлютер. По преданию, царь поручил построить дом так, чтоб здание символизировало новую политику России. Тогда Д. Трезини расположил здание резиденции так, что шесть из его двенадцати окон смотрели на восток, а другие шесть — строго на запад. «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку», — пояснил архитектор, и царь одобрил такое выражение своих идей. Пётр I любил Летний дворец и жил в нем со своей семьей с весны до поздней осени.
В резиденции царя была построена первая система канализации города. Вода подавалась в дом насосами, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с трёх сторон омывался водой, движущей силой системы было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года небольшая бухта перед домом — Гаванец, была засыпана, а система канализации перестала действовать.
В вестибюле дома было совершено покушение на Петра I одним из раскольников.
В 1925 году Летний дворец передан Русскому музею, а с 1934 года ему присвоен статус самостоятельного Историко-бытового музея.
В 60-х года XX века удалось восстановить многие первоначальные элементы Летнего дворца в ходе научной реставрации музея, проведенной под руководством архитектора А.Э. Гессена.
Портреты Петра I и Екатерины I
После смерти Петра I и Екатерины I в их доме почти никто не жил. Одно время в нём проходили заседания Верховного Тайного совета, а позже сюда приезжали отдыхать императорские придворные. Сами цари тут бывали редко.
Внешний облик дворца за три века почти не изменился. Это объясняется тем, что ещё при жизни императора, у Лебяжьей канавки, построили новые летние палаты. После постройки большого Летнего дворца Елизаветы Петровны на берегу Мойки (на месте нынешнего Михайловского замка) старый дворец Петра I оказался заброшенным. Это спасло его от переделок и сохранило его первоначальный вид. В прежнем виде сохранился Зелёный кабинет, столовая и помещения, в которых жили фрейлины Екатерины I.
Столовая
Зелёный кабинет
Остались личные вещи Петра и Екатерины, ставшие позже главными экспонатами музея.
Кровать в спальне Екатерины I
Малая Конюшенная улица и музей-квартира Зощенко
Имеет смысл немного отклониться от основного маршрута, чтобы пройти по красивой пешеходной Малой Конюшенной улице. Улицу украшает Метеорологический павильон из чугунного литья. Павильон был построен в 1997 году по проекту, созданному в XIX веке Николаем Лансере. С пешеходного моста через канал Грибоедова открывается великолепный вид на храм Спаса на Крови. Кроме того, на Малой Конюшенной улице находится музей-квартира М.М. Зощенко. Туда можно пройти через двор дома 4/2 – дверь слева, лестница на третий этаж, квартира 119.
Малая Конюшенная улица
Крошечная двухкомнатная квартирка была последним жилищем сатирика Михаила Зощенко (1894-1958 годы). Этот человек разделил судьбу многих писателей того времени. Зощенко родился в петербургской академической семье. В 1914 году он отправился добровольцем на фронт и стал жертвой газовой атаки. Вернувшись домой после Февральской революции, Зощенко перепробовал множество профессий и в конце концов в 1921 году начал писать. Его короткие рассказы завоевали популярность, а зощенковский стиль потом копировали многие поколения советских театральных драматургов и киносценаристов.
Новелла «Перед рассветом» была попыткой выйти из состояния депрессии при помощи психоанализа. Писателя не коснулись репрессии 1930-х, но он стал жертвой послевоенной «ждановщины». Зощенко исключили из Союза писателей, и он впал в крайнюю бедность. В музее представлены как скромные личные вещи писателя, так и просто предметы того времени. Сохраняется также спальня, в которой вдова писателя жила до 1981 года.
Музей Зощенко
Петропавловская крепость
В 1704 году, когда Трезини прибыл в город, Петербург был совершенно не таким, каким его знали после. Болота, вода и минимум построек — зрелище достаточно грустное. На фоне этого Петропавловская крепость выглядела вполне внушительным зданием, только из дерева и глины. Однако император не хотел, чтоб крепость таковой оставалась. Именно Доменико было поручено перестроить ее из земляной в каменную, что зодчий и осуществил в течение четырех лет. Собор стал одним из наиболее значимых творений Трезини, там были похоронены все императоры, кроме Александра III (похороненного в Москве) и Ивана VI, место упокоения которого неизвестно до сих пор.
Наиболее примечательной частью собора является колокольня, устремленная вверх и увенчанная высоким шпилем. На то время именно она являлась доминантой в ансамбле строящегося города и длительное время была самой высокой точкой на берегах Невы — до самого 2012 года.
Адрес: Петропавловская крепость, Соборная пл., 1.
Домик в Вологде
Помимо постройки в Санкт-Петербурге, в Вологде также был возведен дом для императора. Домик Петра I (Вологда) представляет собой одноэтажное здание, выложенное из камня. В его интерьере можно увидеть сводчатые потолки и голландскую печь с изразцами, относящимся к XVII веку.
Петр I останавливался пять раз в этом доме по приезду в Вологду. Впервые император приехал сюда в 1692 году и поселился в скромном доме рядом с церковью Федора Стратилата. Впоследствии место его остановки было заброшено, однако в честь 200-летия с дня рождения Петра I домик приобрело местное дворянство и постепенно реставрировало его.
Домик состоял из двух комнат, под которыми находился погребок. Считается, что это строение принадлежало кому-то из подданных Голландии, о чем свидетельствует каменная табличка, вмонтированная в стену, на которой изображен голландский герб.
Дом был возведен в середине XVII века и не являлся типичным сооружением того времени для этих мест. В наши дни летний домик Петра I в Вологде является памятником архитектуры и музеем-заповедником, который также известен как «Петровский домик».
Летний дворец Петра I
Летний дворец Петр I построил специально, чтобы следить за ходом строительства. Если получится попасть внутрь, то я советую это сделать.
Внутри очень красивые интерьеры, любимая токарная мастерская Петра I, несколько работ сделанных самим Петром. В личном кабинете царя находится уникальный навигационный прибор, который показывает направление и силу ветра.
Тут же есть кафе с чаем и кафе.
Стоя у дворца Петра I, можно увидеть мост, а в нем решетки. Если кто-то из золотой молодежи того времени начинал бузить, то городовой закрывал его в этих решетках на ночь. Таков был личный указ Петра. Поэтому в парке почти всегда было спокойно и пьяных не наблюдалось.
В мосту 2 камеры для пьяных
Интерьер дворца
В двухэтажном, покрытом четырехскатной крышей здании насчитывалось всего четырнадцать комнат (по семь на каждом из этажей), расположенных в анфиладном порядке, две кухни, два внутренних коридора и двенадцать окон, в равном количестве (по шесть) выходящих на западную и восточную стороны, что, согласно пожеланию государя, символизировало внешнюю политику России — равное содружество как с западными, так и с восточными странами.
Для служебных целей использовался внутренний коридор с винтовой лестницей, скрытой от парадных комнат дубовыми резными шпалерами, напоминающими шкаф, выполненными, кстати, по чертежам самого государя. Для Петра I обустроили комнаты в первом этаже, для императрицы Екатерины, детей и фрейлин — во втором.
Планировка комнат первого и второго этажей была полностью идентичной. Почти все они были отделаны дубом, а для украшения использовалась позолота, лепнина, изразцы, резное дерево, полотна с изображением морских военных баталий, редкие портреты и пейзажи. Уникальные интерьеры дворца были созданы известными мастерами той эпохи: А. Захаровым, Ф. Матвеевым, И. Заварзиным.
В небольших покоях первого этажа располагалась приемная, в которой Петр I принимал посетителей и рассматривал просьбы и жалобы, с находившимся в соседнем помещении карцером для проштрафившихся, а также:
- спальня,
- гардеробная,
- столовая,
- ассамблея.
Но особенно государь гордился токарной комнатой, в которой было собрано огромное количество слесарного инструмента, компасов, различных приборов. Петр Великий проводил очень много времени в своей мастерской, вытачивая на станках различные детали, а также создавая макеты кораблей и предметы мебели.
Второй этаж царского особняка был обустроен более комфортно — императрица Екатерина, как любая женщина, ценила не только удобство, но и красоту. Именно для нее комнаты оформили более пышно и нарядно, украсив их большим количеством картин, зеркал, изразцовых печей и каминов.
Одну из комнат — Зеленый кабинет, украшала живопись, а в стенных шкафах размещались редкие драгоценные камни, фигурки из фарфора, нефрита, слоновой кости, дерева и разные экспонаты и диковинки, привезенные из Голландии и положившие начало знаменитой петровской «Кунсткамере».
В царской резиденции, получившей название «Летнего дворца», впервые в северной столице была устроена система канализации — вода насосами выкачивалась из Фонтанки, по трубам подавалась в покои, и после циркуляции вновь сливалась в реку. Правда, после наводнения 1777 года гавань пришлось засыпать, и канализация перестала функционировать.
Внешний вид Летнего дворца за все годы своего существования не претерпел никаких изменений, разве что изначально крытую черепицей крышу заменили свинцовой.
- Фасады довольно простого и скромного здания украшены узким фризом,
- углы — рустом,
- окна — широкими декоративными наличниками,
- пространство между окнами первого и второго этажей — аллегорическими барельефами, символизирующими победу над Швецией, выполненными немецким зодчим Андреасом Шлютером.
Перед центральным входом в здание мастер расположил великолепную скульптурную композицию, изображающую римскую богиню Минерву с военными трофеями и победными знаменами. Крышу увенчал медным флюгером, изображающим святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. Углы крыши зодчий украсил водостоками из прорезного железа, изображающие крылатых драконов.
Летний дворец Петра I в Летнем саду: как добраться, история, фото
В северо-восточной части знаменитого петербургского Летнего сада находится небольшой, но примечательный Летний дворец Петра I. Здание, практически являясь ровесником города, сегодня находится в отличной сохранности, а в летнее время любой желающий может посетить отличную экскурсию по интерьерам, созданным для самого известного российского правителя.
Летний дворец Петра I в Летнем саду
На стенах располагаются портреты сподвижников Петра
Как добраться на метро
Дворец находится в туристическом сердце Петербурга — на территории Летнего сада. Ближайшие станции метро — «Невский проспект» и «Гостиный двор». Время в пути от них — около 20 минут.
Перейти к карте
Александр Данилович Меншиков
Бюро-кабинет
Голландскую плитку можно увидеть также и в оформлении Меншиковского дворца на Васильевском острове
Обратите внимание, что экскурсии во дворец проводятся только в строго определённое время, группами по 15 человек. Уточнить расписание можно на официальном сайте Русского музея, к которому относится дворец
Стоимость взрослого билета — 500 рублей (лето 2020 г.). Оплатить посещение можно только наличными: стоит это учитывать, так как банкоматов рядом с дворцом нет.
Спальня
Кабинет
Ветровой прибор
Немного истории
Дворец по проекту знаменитого Доменико Трезини строился с 1710 по 1712 год. Ещё с 1703 года на этом месте располагался летний домик Петра. В оформлении фасадов дворца в «голландском манире» принимало участие несколько мастеров, в том числе известный представитель раннего барокко, немецкий архитектор Андреас Шлютер.
Изразцовая печь
Столовая
Нижняя поварня
Существует легенда о том, что дворец был построен на Адмиралтейской стороне Санкт-Петербурга для того, чтобы мотивировать горожан селиться вокруг. Эта часть города развивалась весьма неохотно: на противоположной Петроградской стороне располагался порт, торговая площадь, гостиный двор, да и первое жилище Петра, его небольшой домик, было возведёно именно там.
Уже с 1704 года возникла необходимость заселения Адмиралтейского острова: здесь просто-напросто не хватало рабочих рук. Офицеры и чиновники переселялись сюда под страхом «лишения живота». Увы, нам не дано узнать, действительно ли возведение дворца повлияло на активность заселения левого берега Невы, но началось оно именно со времени окончания постройки дворца.
Из окон открывается вид на Летний сад
Тронный зал
Верхняя гардеробная
После смерти императора здание не приходит в упадок: ещё во времена правления его дочери Елизаветы Летний дворец стал использоваться для проживания в нём крупных чиновников. Стоит отметить, что здесь сохранился и уникальный выставочный экспонат: ветровой прибор, заказанный Петром ещё при его жизни.
Спальня Екатерины
Детская
Зелёный кабинет
Дворец, как и многие здания города, пострадал во время Великой Отечественной войны, его реставрация началась в 1946 году. Примечательно, что в военное время Летний дворец и Домик Петра на Петроградской стороне на какое-то время открывались для посещения: это был своеобразный символ того, что Ленинград не сломлен под натиском врага, город всё ещё жив.
Ещё с 20-х годов XX века Летний дворец был открыт как музей, правда, выставки, проводимые здесь, не были связаны с его историей. Но уже в 30-х в музее появляются различные вещи Петра, предметы интерьера его времени. В 2004 году здание перешло в ведение Государственного Русского музея.
Верхняя поварня
Главный вход
Фасад дворца
Летний дворец — отличное место для того, чтобы насладиться прекрасными старинными интерьерами и узнать больше об истории Санкт-Петербурга. В пешей доступности от него находятся самые известные городские достопримечательности — Петропавловская крепость и Стрелка Васильевского острова.
Если кратко, в целом:
- дворец с интересной исторической экспозицией;
- удобное расположение в центре Санкт-Петербурга;
- экскурсии проводятся только в строго определённое время, лучше планировать посещение заранее.
Дворцы Петергофа
1. Большой Петергофский дворец
Большой Петергофский дворец — один из главных объектов комплекса и достопримечательность, которую обязательно стоит посмотреть в Петергофе. Он строился около 40 лет такими архитекторами, как И. Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти и Ф.Б. Растрелли. Долгое время был центром светской жизни Петербурга. В его роскошных залах праздновались свадьбы, венчания, крещения детей, устраивались балы. В годы ВОВ дворец был взорван и сожжен, однако уже к 1964 году часть комнат была восстановлена.
Что посмотреть в Петергофе: самые красивые достопримечательности 16
2. Дворец Монплезир
Любимое сооружение Петра I, расположен на берегу Финского залива. В «Монплезире» можно посмотреть парадный зал, рабочий кабинет Петра I, кухню, редкие предметы быта, а также картинную галерею и коллекцию фарфора, собранные самим государем.
3. Дворец Марли
В его экспозиции можно увидеть личные вещи Петра I, его библиотеку научных книг, а также коллекцию картин художников XVIII века.
Что посмотреть в Петергофе: самые красивые достопримечательности 17
4. Павильон Эрмитаж
Главной изюминкой павильона является подъемный стол в Буфетной комнате, который слуги, жившие на первом этаже, сервировали и поднимали с помощью специального механизма в столовую.
5. Собор Петра и Павла в Петергофе
Собор является одним из самых красивых храмов Ленинградской области. Его фасад одновременно напоминает и Спас-на-Крови и , а высота достигает 70 метров. Если подняться по винтовой лестнице (143 ступени) на верх храма, можно полюбоваться окрестностями Петербурга: Кронштадтом, Ораниенбаумом, Финским заливом.
В настоящее время Петергоф посещает множество туристов как из России, так и из-за рубежа. Это и семьи с детьми, и группы молодежи, люди разных возрастов и национальностей. Всегда найдется, что посмотреть в Петергофе, ведь в любое время года он дарит своим гостям незабываемые впечатления и эмоции и заставляет возвращаться в него снова и снова, чтобы полюбоваться великолепными творениями рук человеческих!
Домик Петра I в Санкт-Петербурге: как добраться, история, фото
26 мая 1703 года в месте, указанном Петром I, на современной Петровской набережной был возведён небольшой деревянный домик — Первоначальный дворец. Также его именовали Красными хоромами. Домик Петра является первым зданием в городе, и, как видно из названия, предназначался он для проживания царя.
Домик Петра I в Санкт-Петербурге
Вокруг домика выстроена защитная галерея
Наверное, многие туристы, проходя по набережной или по Троицкому мосту, обращали внимание на здание, стоящее в глубине сада. Но не все знают, что сам домик Петра — это не та кирпичная постройка, которую хорошо видно с улицы
Историческое здание находится внутри этой защитной каменной галереи.
Как добраться на метро
До домика Петра очень легко добраться общественным транспортом — в десяти минутах от него расположена станция метро «Горьковская». Это синяя ветка метрополитена. Стоимость взрослого входного билета в музей — 250 рублей. На кассе принимают банковские карты.
Перейти к карте
Кабинет
Обстановка здесь очень простая
Посещение музея не займёт у вас много времени, поэтому вполне можно совместить экскурсию с посещением близлежащих достопримечательностей — музеев Петропавловской крепости или знаменитого крейсера «Аврора».
Немного истории
Домик Петра был построен всего за три дня — с 24 по 26 мая 1703 года. Неудивительно, ведь это самый маленький из известных дворцов: его размер составляет 12,7 × 5,7 метров.
Осмотреть комнаты домика можно только через окна. Благо, они очень большие
Бюст Петра I
Ещё при жизни Петра, в 1723 году вокруг домика была возведена защитная галерея. Причём идея сохранения здания принадлежала самому императору. Архитектором галереи являлся знаменитый Доменико Трезини, автор проектов здания Двенадцати коллегий и Петропавловского собора. С течением времени галерея обновлялась и расширялась, так при Александре III у неё появилось две пристройки.
Спальня
Лодка-верейка
В XIX веке вокруг домика разбит небольшой сад, в котором был установлен бюст Петра. А в 30-х годах XX века домик стал музеем. Сегодня он входит в состав Русского музея Санкт-Петербурга.
Что посмотреть
Внутри каменной постройки расположен совсем небольшой деревянный домик. На его окнах установлены решётки, через которые посетители могут разглядеть строгую обстановку жилища. Внутрь попасть нельзя. Всего в домике четыре помещения — сени, спальня, кабинет и столовая. В общем, минимальный набор комнат для проживания и работы.
Столовая
Информационные стенды
В одной из галерейных пристроек располагаются информационные стенды с историей домика и фактами об основании Санкт-Петербурга. Во второй пристройке находится лодка-верейка, построенная Петром I.
Как я слышал, у посетителей возникает вопрос, как же обогревалось жилище царя, если на крыше нет трубы? В конце лета 1703 года Петр уезжает из Петербурга, а ко времени его возвращения на Дворцовой набережной уже был возведён тёплый Зимний дворец. По всей видимости, отопления домика и не требовалось.
Вид на каменную галерею
Ещё один бюст царя
С южной стороны от домика находится сад, в котором можно спокойно отдохнуть или спрятаться от солнечных лучей — в нём достаточно много зелени. Кстати, по особым случаям деревья здесь сажали члены императорской семьи. Плюсом этого небольшого сада является то, что вход в него со стороны набережной закрыт, и посетителей здесь обычно совсем немного.
Декоративные элементы ограды
Вид на домик из сада
Продолжить же знакомство с бытом первого российского императора я рекомендую в Летнем дворце Петра I. Он находится на другой стороне Невы, на территории Летнего сада.
Если кратко, в целом:
- небольшая, но интересная историческая экспозиция;
- удобное расположение;
- после посещения можно отдохнуть в уютном саду.
Архитектура здания
Дворец является памятником истории и архитектуры. Место для него Всероссийский Император выбрал между Невой и Фонтанкой, как раз там, где размещалось имение шведского майора Эриха фон Коноу.
Первоначально план дома Петр I сделал самостоятельно, а уже в 1711—1712 гг. его скорректировал архитектор Доменико Трезини. Над проектом здания трудились мастера из Западной Европы: Жан-Батист-Александр Леблон, Георг-Иоганн Маттарнови и Андреас Шлютер.
Согласно царской задумке, резиденция должна была быть построена таким образом, чтобы она наглядно символизировала готовность России к эффективному сотрудничеству с западными и восточными странами. Именно для этого 6 окон дома выходило на Восток, а 6 других — на Запад.
A.Savin
Дворец создан в стиле барокко и имеет достаточно скромный вид, совсем непохожий на царские хоромы. Двухэтажное каменное здание состоит из 14 комнат, 2 внутренних коридоров и 2 кухонь. Планировка обоих этажей совершенно идентичная. На первом этаже были комнаты Петра Алексеевича, на втором — детей и его жены Катерины.
Поскольку здание было предназначено для проживания в теплое время года, стены в нем довольно тонкие, а в окнах поставлены одинарные рамы. Крыша дома высокая, четырехскатная, на ней установлен медный флюгер в виде Георгия Победоносца. Ветровой прибор доставлен из Дрездена и считается раритетным механизмом.
В результате постоянной подсыпки грунта цоколь достопримечательности почти не заметен, поэтому резиденция кажется невысокой. Фасад дома украшен фризом из 29 барельефов, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Водостоки созданы в виде крылатых драконов.
Екатерина Борисова
Летний сад
Летний сад – один из самых красивых парков города. Его обычно считают ровесником города, так как Пётр упоминает о нём в своих указах от марта-апреля 1704 года. Первый план Летнего сада набросал сам Пётр, повидавший ещё во времена своего заграничного путешествия с великим посольством знаменитые сады Голландии и немецких княжеств. Первоначально, в 1704-1705 годах, разбивкой царского сада занимался русский архитектор Иван Матвеевич Угрюмов, а руководил работами сам Пётр.
Самое примечательное в Летнем саду – это «Лабиринт Эзоповых басен», каждая из 60 скульптур которого – иллюстрация к какой-нибудь басне древнегреческого поэта. Для тех, кто басен не читал, около фонтанов поставлены таблички с пояснениями. У входа в лабиринт – статуя Эзопа, баснями которого так восхищался сам Пётр, что приказал делать «Эзоповы фонтаны». В Летнем саду эту затею осуществил архитектор М.Г. Земцов. К сожалению, катастрофическое наводнение 1777 года повредило сад. Деревья были вырваны с корнем, фонтаны разрушены.
Вход в Летний сад
Парк был реконструирован при Екатерине Великой. Императрица предпочла свободный стиль ландшафтного парка. В таком виде этот зелёный уголок города и сохранился до наших дней. На протяжении долгого времени в парк пускали только представителей дворянства. Во времена Николая I он был открыт для всей «прилично одетой публики». Введённые ограничения действовали вплоть до революции. Несмотря на это, Летний сад был популярен у петербуржцев всех сословий.
Среди романтиков, которых привлекал Летний сад, были и А. Пушкин, и Н. Гоголь, и П. Чайковский, и украинский поэт Т. Шевченко. А писатель И.А. Гончаров даже сделал Летний сад местом встречи Обломова и Ольги, героев романа «Обломов». Влюблённые парочки облюбовали сад с начала XIX века. Ежегодно летом в саду устраивали смотрины купеческих невест, собиравшие толпы любопытных. По обеим сторонам аллей выстраивались шеренгами купчихи с дочерями, а мимо них прохаживались молодые купчики, выбирая себе невест. Каждая мамаша старалась в пух и прах разодеть своё чадо.
Скульптура «Амур и Психея»
Прогулка по Летнему саду
С мая по сентябрь Летний сад открыт ежедневно с 10.00 до 21.30, а с октября по март – с 10.00 до заката. В апреле парк закрывают, чтобы просохла земля. Зимой, когда статуи укрыты в ящики, предохраняющие их от мороза, плата за вход ниже, а популярное времяпрепровождение посетителей – строительство снежных скульптур. Летний сад со всех сторон окружён водой. С одной стороны Нева, с другой стороны Мойка, с третьей – Фонтанка, с четвёртой – Лебяжий канал.
Так Летний сад оказался «вставленным» в великолепную, живую и трепетную, поблёскивающую под лучами солнца водяную раму. Лучше всего подходить к нему со стороны набережной Невы, через ворота в высокой литой железной ограде, выполненной в 1770-1784 годах Юрием Фельтеном. К работам в Летнем саду привлекались лучшие архитекторы: А. Шлютер, Ж.Б. Леблон, М.Г. Земцов, Л.И. Шарлемань.
Прогулка по Летнему саду
Фонтаны Леблона не сохранились до наших дней, но в северной половине парка до сих пор стоит более восьмидесяти барочных скульптур (первоначально их было более двухсот). Одна из самых замечательных статуй, «Амур и Психея», находится у Лебяжьей канавки. Композиция изображает момент, когда Психея со светильником в руках склонилась над спящим Амуром. Еле уловимое движение пронизывает обе фигуры.
В парке много аллегорических и мифологических фигур, а также бюстов, изображающих королей, римских императоров, великих полководцев, государственных мужей древности. Здесь есть польский король Ян Собеский и Юлий Цезарь, римский император Траян и Александр Македонский… В центре сада стоит памятник писателю Ивану Андреевичу Крылову (1769-1844 годы). Подобно Эзопу, Крылов сочинял аллегорические басни про животных, высмеивая недостатки людей. Многие персонажи Крылова изображены на пьедестале этого памятника.
Летний дворец Петра I
В Летнем саду запрещается
- Ездить на велосипедах, самокатах и прочих транспортных средствах (не допускаются даже детские трехколесные велосипедики с ручкой, при входе есть бесплатная парковка для них на глазах у охраны, так что есть шанс, что велосипед сохранится.)
- Ходить по газонам
- Наносить ущерб деревьям, кустарникам, цветникам и декоративным элементам сада
- Проводить массовые спортивные мероприятия
- Распивать спиртные напитки
- Осуществлять несанкционированную торговлю частным лицам
- Осуществлять профессиональную фото и видео съемку. ( имеется в виду штатив, с зеркальным фотоаппаратом я ходила, мне и слова никто не сказал).
Фото и описание
Летний дворец Петра I находится в Летнем саду Санкт-Петербурга. Сад заложила большая группа садовых мастеров и архитекторов в первые годы основания города. У Петра I была мечта – разбить сад в версальском стиле. Поначалу в своем доме он лишь отдыхал и следил за работой, а потом здесь жил с семьей в летнее время.
После того, как Мойка была соединена с Невой Лебяжьим каналом, образовался маленький остров. В его северной области в 1710-1714 годах был возведен Летний дворец, являвшийся одним из первых каменных дворцов в Петербурге. Автором проекта выступил архитектор Д. Трезини. Внутренняя обстановка создана под руководством немецкого архитектора и скульптора А. Шлютера. Предание повествует о том, что царь поручил возвести дом так, чтобы здание символизировало новую политику страны. Тогда Трезини расположил здание дворца так, что 6 из его 12 окон смотрели на запад, а другие 6 – строго на восток. Свое решение архитектор объяснил следующим образом: «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку».
В царской резиденции была построена I система канализации Петербурга. Вода попадала в дом с помощью насосов, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с 3-ёх сторон был окружен водой, движущей силой системы выступало течение Фонтанки. В 1777 году случилось наводнение, и маленькая бухта Гаванец перед домом была засыпана. Канализационная система перестала действовать.
В вестибюле дворца на Петра I один из раскольников совершил покушение.
В 1925 году Летний дворец был передан Русскому музею, а с 1934 года здесь была организована работа Историко-бытового музея. В 1960-х годах была проведена научная реставрация музея. Руководителем выступил архитектор А.Э. Гессен. В ходе работ удалось воссоздать многие первоначальные элементы Летнего дворца.
После кончины Петра I и Екатерины I в их доме практически никто не жил. Одно время здесь организовывались заседания Верховного Тайного совета, а позже во дворец на отдых приезжали императорские придворные.
Архитектурный стиль здания – барокко. Это выражается в четких пропорциях и многочисленных окнах, барельефах и лепном фризе под кровлей. Облик здания – строгий. Крыша – высокая, четырехскатная. Водостоки сделаны в виде крылатых драконов. Фасады декорированы фризом из 29 барельефов, которые разделяют этажи.
Каждый этаж здания оборудован 7-ю небольшими жилыми комнатами. Большие залы отсутствуют. Отделка вестибюля выполнена в виде резных дубовых панелей, которые расчленяют пилястры ионического ордера. Скульптором Н. Пино было выполнено барельефное изображение Минервы.
На I этаже находились царские покои, на II – его супруги Екатерины и детей. В приёмной император принимал устные и письменные жалобы и просьбы. Около приёмной располагался карцер для провинившихся. Из приёмной можно было пройти в большую комнату, называемую ассамблеей. На I этаже также располагались поварня со столовой и спальня, гардеробная и комната для дежурного ямщика. Здесь же находились токарня и станок, на котором Петр Великий любил работать.
На II этаже здания, кроме гардеробной, поварни и комнаты для фрейлин, находятся тронная, детская, спальня и комната для танцев. Особенного внимания заслуживает Зеленый кабинет, который украшен живописными вставками, позолотой и лепкой. Поварня и кабинет императора декорированы редкостными голландскими изразцами, камины – лепными барельефами. Плафоны кабинета живописно расписаны мастером Г. Гзелем.
В оформлении комнат принимали участие русские художники И.Заварзин, А.Захаров и Ф.Матвеев. В гостиных сохранилась атмосфера, которая царила и в прежние времена. Также здесь можно увидеть редкие портреты, полотна, изображающие морские суда и сражения, и пейзажи. Раритетом музея является ветровой прибор, привезенный из Дрездена. В движение его приводит установленный на крыше флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца.
В Летнем дворце Петра I до сих пор сохранилась уютная семейная атмосфера.
Идея и история создания
Идея Петра была в том, чтобы построить великолепный сад, который не уступал бы парку величайшего короля Европы. Для реализации идеи царь пригласил архитекторов, скульпторов и садовников из Европы в Петербург. Летний сад является домом для каменных статуй со всей Европы, с редкими цветами и растениями, а также изысканными фонтанами.
Это место для элегантной жизни за пределами дворца, где регулярно проводятся танцы. В течение долгого времени Летний сад в Санкт-Петербурге был центром политической и общественной жизни, где проводились имперские церемонии.
Место также является первым дворцом Петра. Он был сооружен итальянским архитектором по имени Доменико Трезини.
Летний дворец зимой
Летний дворец, расположенный в саду, это двухэтажное здание в голландском стиле с высокими крышами и относительно простым интерьером. Он является одним из первых каменных дворцов города. Его первоначальный облик сохранился по сей день.
Заключение и краткая хронология
Летний сад является одним из лучших туристических мест в Санкт-Петербурге. Каждый день парк приветствует тысячи отечественных и зарубежных гостей.
- 1704 — На острове был построен Летний сад;
- 1776 — 1786 гг. — Юрий Фельтен спроектировал ограждение в саду;
- 1777 — Был почти полностью разрушен наводнениями, но быстро восстановили;
- 1826 — Карло Росси строит кофейню;
- 1827 — Людвиг Шарлемань строит чайную;
- 1855 — Была открыта статуя Крылова.
Лайфхак 1 — Перемещаемся выгодно и комфортно везде
Билеты на поезд по лучшей цене — и . Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если решите полететь на самолете (кстати, не дороже поезда и машины) —
Лайфхак 2 — Остановиться можно не только в отеле, но и в квартире
Ищите скидки в аграгаторе отелей . Бронируйте жильё для отдыха на
Лайфхак 3 — Не переплачивайте за экскурсии
Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов с озывами в .
Лайфхак 4 — Посещайте музеи и достопримечательности без очередей
Покупайте билеты заранее онлайн на и и приходите уже с купленным билетом.