Михайловский замок

Легенды и тени замка

Михайловский замок по праву признается одним из самых мистических мест в России. Трагедия, разыгравшаяся в его стенах сразу по окончании строительства, дала благодатную почву для множества легенд. Один факт того, что в 80-е годы 20 века здесь работала специальная комиссия по расследованию паранормальных явлений, говорит сам за себя – ученые, атеисты, в советское время искали во дворце привидения, случай исключительный! Впрочем, результаты расследования обнародованы не были. Прикоснемся к самым любопытным из замковых тайн.

Цвет замка

Настоящий цвет стен здания можно определить как оранжево-розовый, он сильно меняется в зависимости от освещения, и ярким пятном выделяется на фоне других питерских сооружений. По преданию, цвет этот император заприметил на перчатках своей фаворитки Лопухиной, и повелел Бренне воспроизвести его на своем детище. Так это или нет, достоверно уже не установить, но стены замка действительно кажутся подернутыми романтическим флёром, особенно в закатном солнце.

Мрачное предсказание

Павлу I напророчили прожить столько лет, сколько букв в надписи на южном фасаде здания. Действительно, император был убит на 47 году жизни. Приверженцы нумерологии вообще подмечают мистическое значение цифры 4 в жизни Павла I – 4 года строился замок, 40 дней в нем было прожито императором, общий срок царствования его составил 4 года 4 месяца и 4 дня, да и других совпадений множество.

Призрак императора

После смерти фигура Павла I виделась в замке многим – то подмигивающей со своего портрета, то стоящей с горящей свечой возле окна. Сложилось предание, что ежегодно в день своего рождения Павел I, стоя у окна замка, считает прохожих внизу и, дойдя до цифры 47, уходит, забирая душу прохожего с собой. Среди курсантов училища шутки над студентами-новобранцами, связанные с духом бывшего обитателя замка, были весьма распространены.

Сокровища Мальтийского ордена

Являясь Великим Магистром ордена, Павел I покровительствовал притесняемым тогда мальтийцам и существует версия о том, что сокровища ордена, включая Святой Грааль, до сих пор хранятся в замке, а призрак императора их охраняет. Соответствуют ли действительности эти легенды, конечно, не установить достоверно, да и нужно ли это. Атмосфера Михайловского замка действительно особенная, чтобы ее прочувствовать, нужно прогуляться по величественным и строгим залам здания, проникаясь его необычной аурой

Особенности строительства

До сих пор удивительно, как быстро возвели новый замок в Санкт-Петербурге. Инженерный замок уже через три года после закладки первого камня был освещен, а еще спустя год он уже распахнул свои двери для императора и его семьи. Поразительно, но за четыре года строительства рабочие успели закончить абсолютно все задуманное Павлом I. Но вот цена этих усилий бала непомерно высока.

Для того чтобы успеть закончить стройку в срок, император приказал брать материалы с других строительных объектов города. Сюда свозили мрамор, предназначенный для храмов и соборов, а подчас и снимали с них уже готовые украшения. Многие горожане считали это святотатством и прочили беду столь предприимчивому императору.

Количество рабочих было доведено до шести тысяч. Строительство не прекращалось ни днем, ни ночью. В темное время суток для освещения использовались факелы. Многие рабочие не выдерживали такого темпа, в связи с чем был высок уровень травматизма. Нередко травмы были смертельными.

Все, кто вынужден был вместе с Павлом I жить в новом замке, мучились от невыносимых холода и сырости. Из-за спешки рабочим не хватило времени высушить стены и, по воспоминаниям очевидцев тех событий, несмотря на огонь в камине на некоторых стенах лежал слой льда в несколько сантиметров. Однако сам император был счастлив и из окна спальни гордо взирал свое детище.

Убийство Павла

Павел Первый связывал с новым замком мечты всей своей будущей жизни. Он мечтал там жить со своей семьей, проводить императорские мероприятия, принимать гостей, осуществлять церемонии мальтийского ордена, празднества и прочее. Увы, эти мечты не сбылись, хотя начало было более чем торжественным.

Император совершил почти триумфальное перемещение к новому местожительству первого февраля 1801 года. Данное мероприятие сопровождалось небывалой помпезностью и ритуальностью. Императорская семья, окруженная свитой, прошла пешком от Дворцовой площади к новому дворцу. Семейное шествие правящих Романовых сопровождалось пушечными залпами и звуками военных оркестров. Гвардейцы стояли вдоль всего маршрута передвижения.

Несмотря на то, что отделочные работы Михайловского замка не были закончены, не просохла до конца штукатурка, пахло сыростью, всюду был холод и неуют, Павла это не смущало – ведь он переехал, как он считал, в неприступную крепость. Он был счастлив. Уже на следующий день Михайловский замок встречал гостей, прибывающих на бал-маскарад, устроенный по поводу императорского новоселья. Чуть больше месяца удалось Павлу насладиться жизнью в замке своей мечты.

Всего месяц суждено было прожить Павлу Первому в замке своей мечты

10 марта проходил один из музыкальных концертов, которые так любил устраивать император, а уже следующая ночь стала последней в жизни Павла. Случилось все после полуночи. Несколько гвардейцев-заговорщиков, ворвавшись в императорскую спальню, стали требовать отказа Павла от престола. Встретив сопротивление, заговорщики избили Павла, а затем удушили шарфом. Хотя смерть могла быть вызвана и ударом золотой табакерки Н.Зубова в императорский висок, полученным во время потасовки (та табакерка хранится сегодня в коллекции Эрмитажа).

Сцена убийства Павла Первого (гравюра)

Официально было объявлено о кончине императора в результате внезапного апоплексического удара. А чтобы показать умершего войскам и народу, лицо Павла загримировали. В гробу даже загримированное лицо частично было закрыто шляпой, надвинутой на лоб.

Столовая зала Михайловского замка, где прошел последний ужин императора

Надо отметить, что нестабильность политического курса императора вызывала недовольство в дворянском и военном окружении Павла. Прибавив к этому негативные личностные черты его характера: подозрительность, неуравновешенность, нелогичность и жестокость — становятся понятны причины заговора. Количество заговорщиков, среди которых был и генерал-губернатор города, составляло от 200 до 300 человек. В саму же спальню ночью 11 марта вошло порядка десяти человек.

Самый мистический замок Петербурга хранит тайну смерти Павла

Убийство Павла, запланированное или случайное, было жестоким и безжалостным. Но исторически устранение императора от власти было оправдано и благотворно отразилось на настроении в обществе. Похоронен Павел Первый, как и все императоры, в Петропавловском соборе.

Всего 40 дней прожил Павел во дворце своей мечты (опять мистическая цифра), пробыв у власти в течение четырех лет, четырех месяцев и четырех дней! Насильственная смерть императора создала вокруг замка ареол мистической тайны, и породила истории о призраке убиенного императора, который светился в окнах спальни, стонал, играл на своем любимом музыкальном инструменте.

Призрак Павла Первого не может покинуть Михайловский замок

Печальная судьба убиенного императора нашла широкий отклик в отечественной литературе. В «Приведении в Инженерном замке» Н.Лескова, «Павле Первом» Мережковского, «Заговоре» М.Алданова, «Михайловском замке» О.Форш и многих других произведениях затрагивается трагическая судьба правнука Петра Первого.

Семья императора, сразу же после его кончины переехала опять в Зимний дворец. Детище Павла — Михайловский замок был оставлен на несколько лет.

История

Проектирование Михайловского замка началось задолго до его реального строительства — еще будучи великим князем и только мечтая о престоле, Павел I создал десятки вариантов своей будущей резиденции. Но в то время его шансы на престол были невелики. Когда же в результате переворота он все-таки занял трон, указ о возведении дворца был издан в первый же месяц правления.

Портрет императора Павла 1 — основателя Михайловского замка (18 век)

Согласно давней легенде место для резиденции было выбрано ввиду того, что именно здесь караульному солдату привиделся святой Михаил. Не исключено, что в честь этого события в нише у моста установлена небольшая фигурка солдата. Однако многие историки считают, что этот миф был создан самим царем, чтобы оправдать авральное строительство нового дворцового комплекса. Более того, для его возведения была разобрана другая царская резиденция — Летний дворец императрицы Екатерины II, матери Павла и его извечной соперницы.

Новая резиденция строилась на месте Летнего дворца Екатерины 2 (картина Михаила Махаева, 1756 год)

Строительные работы стартовали в начале весны 1797 года, а в 1801 году император с семьей уже заселился в новые покои. Возведение Михайловского замка велось круглосуточно и потребовало участия до 6 000 рабочих в каждую смену. Автором проекта стал уже известный в то время зодчий Василий Баженов (он же строил и усадьбу Царицыно). Но сами работы велись под началом другого архитектора — Винченцо Бренна, который спроектировал также отделку интерьеров.

Гравюра «Вид Михайловского замка» (1801 год)

К сожалению, император, столь долго мечтавший о собственном дворце, успел прожить в нем лишь 40 дней — в начале весны 1801 года он был убит заговорщиками, ворвавшимися ночью прямо в спальню. Из-за этого убийства и ввиду противоречивой, неоднозначно воспринимаемой фигуры Павла I, замок приобрел плохую репутацию. Долгое время он был заброшен, и более того, часть материалов оттуда взяли на другие государственные нужды.

На картине изображено убийство императора Павла 1 в Михайловском замке (19 век)

Лишь в 1819 году дворец обрел второе рождение — в нем открыли Главное инженерное училище. Вместе с назначением частично изменился и внешний вид здания, а также его убранство: были закопаны рвы и убраны подъемные мосты, закрашены росписи на стенах, дворцовые залы превратились в учебные классы. Название «Инженерный» также появилось именно в те времена.

С 1819 года в замке функционировало Главное инженерное училище (картина 1850 годов, Иосиф Шарлемань)

Во Вторую мировую войну в Михайловском (Инженерном) замке некоторое время располагался госпиталь, а после эту территорию снова заняло Ленинградское инженерное училище и военно–морская библиотека. В 1990-х годах часть здания была передана Русскому музею, прошла реставрация с восстановлением интерьеров, реконструированы сохранившиеся под землей фрагменты мостов. Сегодня в дворцовых залах есть постоянная экспозиция и регулярно проходят выставки, а в замковом храме иногда ведутся службы.

В годы Второй мировой войны в стенах замка располагался госпиталь

Интересно: Павел I построил свою резиденцию в виде крепости с многочисленными тайными ходами и подземельями. Согласно легенде в одном из тайников скрыт ларец с сокровищами Мальтийского ордена, в части, со Святым Граалем. У этого мифа есть основание: император действительно был Великим магистром и хранителем ценностей ордена.

Лишение статуса царской резиденции

После такого шокирующего события никто из членов царской фамилии не пожелал оставаться в замке. Они все выехали немедленно, и постепенно из дворца стали вывозится все произведения искусства, ценности и предметы интерьера.

Вступивший на престол наследник император Александр I уже 19 марта 1801 года издал указ о приостановке любых работ, как в помещениях замка, так и на прилегающей территории. Из Михайловского замка вывезли все, что представляло хоть малейшую ценность, и к середине следующего года замок практически опустел.

Так продолжалось долгих 18 лет. Молчаливым каменным монстром здание возвышалось в самом центре города, и редкие прохожие спешили быстрее проскочить мимо этого мрачного объекта.

Но, в 1819 году третий сын императора Павла I великий князь Николай Павлович обратился в государственную канцелярию с просьбой передать строение Инженерному корпусу, для размещения в замке военного инженерного училища.

Великокняжеское прошение было удовлетворено и с 1820 года в Михайловском замке разместилось Главное инженерное училище. Территория вокруг дворца была полностью перепланирована.

По проекту Карла Росси была снесена каменная стена перед замком и убраны пушки. Были демонтированы подъемные мосты и засыпаны каналы. Многие интерьеры замка были беспощадно переделаны под нужды нового заведения.

Замок стали называть в народе Инженерным, а с февраля 1823 года указом императора Александра I это название зданию было присвоено официально.

Почему замок Михайловский, и чем он отличается от Михайловского дворца?

Замок назвали Михайловским, так как он был освящён 8 (20) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила.

Но есть легенда, что сначала было видение. Караульному, что стоял у Летнего дворца, явился ангел. Он велел идти к императору и передать высшую волю: – построить на том же месте дом и храм, посвященный Михаилу. Возможно, эту легенду придумал сам Павел I, который страстно мечтал о замке и, как только взошел на престол, распорядился о его строительстве.

Михайловский дворец находится в нескольких минутах пешей прогулки от Михайловского замка, но это совершенно разные здания. Михайловский дворец – бывшая резиденция Великого князя Михаила Павловича, младшего сына Павла I. Архитектор – Карл Росси, стиль – ампир.

Михайловский дворец сегодня – главное здание Государственного Русского музея, а Михайловский замок – один из его филиалов.

Почему Михайловский замок называют Инженерным?

Оба названия – Михайловский и Инженерный – в равной степени используются для определения замка, хотя официальное название сейчас – Михайловский.

Никто из семьи Романовых после убийства не захотел жить в замке, постепенно из него вывезли в другие резиденции все ценности. Само помещение предоставляли разным учреждениям.

В феврале 1823 года замок отдали под Главное Инженерное училище, сменил название и замок. На кондукторском отделении 3 года готовили инженерных прапорщиков со средним образованием, а на двухгодичном – офицеров (это было высшее образование).

Здесь учились Ф.М. Достоевский, И.М. Сеченов, Д.В. Григорович и др.

Н.С. Лесков описал это училище в рассказе «Привидение в Инженерном замке».

После Октябрьской революции деятельность училища была восстановлена уже под другим названием. Название и назначение училища менялись, но зданием по-прежнему пользовались военные инженеры. В 1960 году было решено перевести училище в Калининград.

Во время Великой Отечественной войны в замке устроили госпиталь, а после, вплоть до 1991 года здесь размещались сразу несколько учреждений, включая архив.

После перестройки Михайловский дворец отдали Русскому музею, которому он принадлежит до сих пор.

Памятник Петру Первому

Не любящий свою мать Екатерину, Павел, в тоже время, очень почитал своего прадеда Петра Первого и гордился этим родством, считая себя продолжателем великого дела. Поэтому у входа в замок был установлен бронзовый памятник Петру с «дарственной» надписью.

Памятник Петру Первому находится на центральной аллее

История появления этого скульптурного изображения весьма интересна. Памятник императора на коне в модельном варианте был выполнен еще во время царствования самого Петра Первого архитектором Б.Растрелли и считается первым конным монументом основателя Петербурга. Причем лик императора был скопирован с гипсовой прижизненной маски императора-реформатора.

Лицо Петра Первого воспроизведено с прижизненной маски

В выполненном в стиле барокко монументе перед нами предстает величественный император в триумфальном лавровом венце на могучем коне. Однако в бронзе статуя была отлита лишь в конце 40-х гг. 18 столетия при Елизавете Петровне, но место для установки данного памятника так и не было выбрано, он просто хранился в подвальном помещении. Екатерина Вторая, решившая установить памятник Петру на Сенатской площади, отвергла растреллевский вариант, и заказала Медного всадника Э.Фальконе.

Но Павел Первый решил установить около своего дворца именно скульптуру Растрелли. Для нее был сооружен специальный постамент (рис. Ф.Волкова), украшенный барельефами на темы Полтавской и Гангутской битв. Барельефные плиты выполнила группа скульпторов. Кроме них постамент был дополнен символической надписью «Прадеду – правнук». Монумент Петру установили на постамент в 1800 году.

Памятник, выполненный Растрелли, наконец обрел свое постоянное место

Изображения барельефов поражают своей детальностью, мастерством и художественностью сюжетов. Интересен сюжет спасения тонущего моряка, пятка которого натерта до блеска – ибо каждый турист прикасается к ней, желая, согласно легенде, избежать подобной участи. Другой барельеф, изображающий сцену из Полтавской баталии, также привлекает туристов – особенно ботфорты Петра и копыта лошадей, прикосновение к которым приносит большую удачу.

Фрагмент барельефа — спасение тонущего моряка

Интересно, что во время Второй мировой войны, памятник был снят с пьедестала и надежно спрятан, а после войны водружен на прежнее место.

Русский музей в Михайловском замке

В стенах Михайловского замка можно видеть некоторые восстановленные комнаты и залы императорской резиденции. Также выставляются коллекции музея, в том числе портретная галерея, произведения отечественного искусства первой половины 19 века и скульптура конца 19-начала 20 веков.

Основная экспозиция музея в Михайловском замке посвящена царской семье и императорам династии Романовых.

Парадная лестница замка

Мраморная галерея (Георгиевский зал) служила кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена. За время истории зал был перестроен и его первоначальный облик не сохранился

Галерея Антиков императрицы Марии Федоровны

Галерея Рафаэля

Овальный зал (Ротонда) — помещение, предназначавшееся для торжественного собрания кавалеров мальтийского Ордена

Опочивальня Марии Федоровны

Тронная Марии Федоровны — помещение, в котором находился трон.

Стены зала были затянуты малиновым бархатом. В центре потолка в окружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался плафон «Суд Париса» работы художника Я. Меттенлейтера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка.

В Михайловском замке открыта для посещения церковь Архангела Михаила, за исключением времени проведения церковных служб.

Также в музее проводят временные (сменяющиеся) выставки.

Михайловский дворец и великая княгиня

Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века

По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности. 

Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.

Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.

Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.

Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.

Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».

К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.

Покои камер-фрейлины А. С. Протасовой

Помещения, расположенные в южной части бельэтажа восточного фасада дворца, во времена Павла I занимала камер-фрейлина Анна Степановна Протасова. В отведенные ей комнаты входили: Гостиная, Спальная, Диванная, Столовая и другие. Вместе они соединялись в анфиладу. Потолки были расписаны орнаментами, а стены затянуты тканными обоями.

После того как императорская семья покинула замок, залы использовались как:

  • жилые помещения для генерала Петра Корнилиевича Сухтенлена, которые разместил здесь обширную коллекцию западноевропейской живописи;

  • модельные комнаты Инженерного замка, где были выставлены макеты крепостей в качестве учебных пособий для юнкеров, из-за чего часть поперечных стен была разобрана;

  • место под фонд редкой книги Центральной военно-морской библиотеки.

В 2019 — 2020 году была проведена реставрация с ориентацией на планировку и состояние интерьеров середины XIX века. Здесь разместилась портретная галерея Романовых.

История создания замка

Указ о строительстве Инженерного замка в Санкт-Петербурге вышел в девяносто шестом году восемнадцатого века. Местом для него был выбран Летний дворец, в котором и родился император. Считается, что он всегда говорил о мечте умереть там, где появился на свет. Поэтому место под застройку было выбрано не случайно. К тому же Летний дворец был практически заброшен, его стены обветшали, а многие предметы вывезены в другие дворцы.

Многие современники Павла I писали о его мистических наклонностях. Считалось, что он обладал настоящим даром предвидения и даже имел отношение к Мальтийскому ордену. Как бы то ни было, но к строительству император подошел с большим энтузиазмом. Он самолично разработал архитектурный проект замка, в котором воплотил все свои идеи. Можно добавить, что изначально в нем прослеживались идеи масонства. А знаки этого тайного ордена и до сих пор явно читаются в разных местах замка. После создания первого проекта Павел I приступил к внесению правок, и в конечном итоге на его столе оказалось целых тринадцать проектов, выбрать из которых он не мог.

На помощь государю пришел архитектор Василий Баженов, соединивший все идеи в единый проект и сделавший на него смету. Руководить возведением своего детища император доверил Винченцо Бренна, которого самолично контролировал.

Интересно, что Инженерный замок – это второе название дворца. Изначально все знали его как Михайловский. Причем и здесь не обошлось без легенд. Согласно им, одному из солдат на посту ночью явился сам архангел Михаил и повелел пойти к государю и передать распоряжение о строительстве на месте Летнего дворца храма. Назвать его нужно было непременно Михайловским. На утро вояка отправился к императору и рассказал ему о своем сне. Удивительно, но Павел I был будто уже осведомлен обо всем. Поэтому в считанные дни отдал приказ о возведении замка и строительстве храма в честь святого Михаила.

В феврале девяносто седьмого года восемнадцатого столетия сам император принял участие в закладке фундамента. Кроме монет, которые было принято закладывать в основание новых сооружений, туда же положили несколько кирпичиков из обработанной яшмы. Ранее и позже такого никто и никогда не делал.

Воскресенский зал

Воскресенский зал (также известный как Белый, Большой, Кавалергардский) открывает анфиладу парадных апартаментов императора Павла I. Именно в этом зале в середине марта 1801 года было выставлено для прощания тело погибшего правителя.

Помещение, созданное в 1798 – 1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны (1741 — 1820), предназначалось для проведения балов и официальных приемов иностранных послов и дипломатов.

При императоре Павле I стены зала были облицованы желтым искусственным мрамором с темными прожилками. В специальных нишах размещалось шесть больших живописных полотен на знаковые сюжеты в истории России, которые были выбраны лично императором:

  • «Крещение великого князя Владимира» и «Победа Дмитрия Донского над татарами» художника Джона Августа Аткинсона;

  • «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» художника Григория Ивановича Угрюмова;

  • «Полтавская битва» художника Василия Козьмича Шебуева;

  • «Соединение российского и турецкого флота и проход его через Босфор» художника Василия Петровича Причетникова.

У торцевых стен размещались камины из серого мрамора. Зал освещался четырьмя бронзовыми фонарями с выпуклыми стеклами. Один из сохранившихся фонарей сейчас размещен в Тронном зале Павловского дворца.

После выезда императорской семьи из замка зал использовался под:

  • хранилище «астрономических инструментов»;

  • канцелярию, архив и книгохранилище Комиссии Духовных училищ;

  • Управление Инженерного департамента;

  • зал для занятий юнкеров, а потом физкультурный залдля курсантов училища им. Ф. Э. Дзержинского;

  • книгохранилище Центральной военно-морской библиотеки до 2018 года.

В 2019 — 2020 годах была проведена реставрация Воскресенского зала, находившегося в аварийном состоянии, в ходе которой:

  • воссоздан потолочный плафон времен Инженерного училища,

  • восстановлена облицовка стен искусственным мрамором по найденным образца;

  • воссозданы камины на торцевых стенах;

  • возвращены на свои места картины Г. И. Угрюмова, на реставрации находятся картины Дж.-А. Аткинсона (хранились в фондах Государственной Третьяковской галереи), на их месте пока размещены постеры. На месте двух оставшихся картин висят зеркала.

Для посетителей отреставрированные залы Михайловского (Инженерного) замка откроются 19 мая 2021 года.

Материал подготовлен редакцией Портала «Культура Петербурга».

Фоторепортаж:

Ирина Иванова — редактор портала «Культура Петербурга», фотограф, участник групповых выставок

Алёна Абрамова — редактор портала «Культура Петербурга», культуролог

Тайна Михайловского замка

С размещением в замке Инженерного училища здание стало обрастать мистическими легендами. Впечатлительные курсанты породили множество слухов о якобы имеющемся в замке привидении императора Павла I. Вслед за этими россказнями в народе тоже начались пересуды о таинственных видениях по ночам. Многие жители стали «видеть» зажженные свечи в окнах замка, а самые «наблюдательные» даже видели привидения.

Проверить эти утверждения не представляется пока возможным, потому что все чертежи подземелий уничтожены архитектором В. Бренна, когда он уезжал в 1801 году из России.

Надо сказать, что какая-то доля правды в мистических легендах наверняка есть. Иначе чем объяснить тот факт, что в советское время даже была создана комиссия по изучению аномальных явлений, происходящих в замке и беспокоивших советских сотрудников размещенных там ведомств. Однако результаты работы и выводы этой комиссии до сих пор засекречены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector