Арка тита (рим, италия)

Архитектура

Арка включает в себя три пролета: самым крупным является центральный (11,5 метров в высоту), с боковых частей располагаются порталы меньших размеров. В высоту сооружение достигает 21 метра, ширина составляет 25,7 метров.

Фото: Sergej Borzov / Shutterstock.com

При строительстве использовались главным образом мраморные блоки. Аттик, находящийся в верхней части, изготовлен из кирпича, но имеет мраморную облицовку.

Сполии

Скульптурные и рельефные элементы, представленные в оформлении арки, перенесены из более старинных монументов. Таким образом, арка сочетает целый ряд античных фрагментов.

Это так называемые сполии (spolia), характерные для позднего античного времени и Средневековья. Декоративные элементы древних памятников выламывали и применяли для возведения новых сооружений.

С чем связано использование в Триумфальной арке сполий? Одни объясняют это упадком древнеримского искусства в 4 веке — хотя на настоящий момент данная версия является очень спорной.

Другие склоняются к мнению, что создавать новые элементы декора было просто некогда: арку поручено было возвести всего за три года.

По иной версии, создатели стремились поставить Константина в один ряд с Траяном, Адрианом и Марком Аврелием. Тем самым они намеревались утвердить положительный образ императора.

Аттик и барельефы

В верхней части арки можно увидеть восемь барельефов. Они были перенесены с монумента, созданного в период правления Марка Аврелия (Marcus Aurelius Antoninus) во 2 веке нашей эры.

Изображения посвящены сражениям Марка Аврелия против квадов (Quadi) и маркоманнов (Marcomanni) – древнегерманских племен.

Что означают барельефы на южной стороне:

  • представление побежденного германского вождя перед императором;
  • другие германские пленники;
  • обращение императора к армии;
  • жертвоприношение на поле сражения.

На северной стороне изображены другие сцены с императором:

  • возвращение из военной кампании;
  • покидание Рима по Фламиниевой дороге (Via Flaminia);
  • дарение денег горожанам;
  • допрос взятого в плен германца.

Каменные плиты, имеющие форму прямоугольника, изготовлены в высоту примерно три метра.

Медальоны

Непосредственно над боковыми пролетами находятся по два медальона или тондо (tondo). Их создание относится к эпохе императора Адриана (Publius Aelius Traianus Hadrianus). Диаметр каждого тондо составляет два метра.

Примечательно, что голову Адриана в рельефах охоты заменили на голову Константина, а в изображениях о жертвоприношениях – на головы императоров Констанция I Хлора (Flavius Valerius Constantius) и Флавия Лициния (Flavius Licinius).

Что изображено на медальонах с северной стороны:

  • сцена охоты на вепря;
  • обряд жертвоприношения Аполлону;
  • эпизод охоты на льва;
  • сцена жертвоприношения Геркулесу.

Рельефы с южной стороны содержат следующие повествования:

  • отправление на охоту;
  • обряд жертвоприношения Сильвану;
  • эпизод охоты на медведя;
  • сцена жертвоприношения Диане.

Боковые стороны монумента декорированы другими изображениями: в восточной части можно увидеть рельеф бога Солнца, в западной части — бога Луны.

Фото: Viacheslav Lopatin / Shutterstock.com

Рельефный фриз

Между медальонами и началом боковых арок располагается горизонтальный рельефный фриз, изготовленный в эпоху Константина. Он посвящен теме похода императора против Максенция.

Рассматривать рельеф нужно с восточный части: сначала Константин отправляется из Милана, затем изображаются сцены из военного похода. Далее рассказывается о возвращении правителя в Рим, его выступлении перед горожанами и даровании им денег.

Колонны

При взгляде на арку привлекают внимание колонны коринфского ордера: по четыре с каждый стороны. Занимают основной ярус сооружения, завершаясь перед аттиком

Изготовлены из желтого мрамора, добытого в Нумидии (Numidia) — области, существовавшей в Северной Африке.

В основании колонны декорированы рельефами, относящимися к периоду правления Константина:

  • с лицевой стороны можно увидеть изображение Виктории;
  • с боковых частей — военных Древнего Рима и их пленных.

Каждая колонна увенчана статуями даков (Daci), которые относились к племенам фракийцев. В боковых частях аттика располагаются рельефные изображения, означающие победу над даками.

Считается, что эти скульптуры изначально находились на форуме Марка Траяна (Marcus Ulpius Nerva Traianus).

Строения на Палатине

Дворцы

Дворец Августов

Дом Августов (лат. Domus Augustana), личные покои императора

С расширением города обстраивался и Палатин: к концу республики здесь жили преимущественно богачи и аристократы Рима. Август, который родился на Палатине, решил построить на нём дом для своей семьи (Domus Augusti). Это был первый палатинский дворец, построенный в сравнительно простом стиле из мрамора, в самом центре холма. Возле дворца находился храм Аполлона из чистого мрамора с двумя библиотеками (латинской и греческой) и храм Весты. В 3 году н. э. дворец сгорел, но Август восстановил его в прежнем виде, пристроив к нему пропилеи. Тогда же вокруг area Apollinis была воздвигнута колоннада с 52 колоннами, украшенная в промежутках статуями. В комплекс зданий, примыкавших к дому Августа, входил и дом Ливии.

В западной части Палатина высился дворец Тиберия (Domus Tiberiana), a к северу от него и ближе к форуму — дворец Калигулы (по счёту 3-й на Палатине), от которого шёл мост, соединявший Палатин с Капитолием.

Ложа на стадионе Домициана

Четвёртый дворец (Domus Flavia) был построен при Домициане к северо-западу от Domus Augustana (-92 годах, площадью 5 гектар). Во дворце находились базилика, Тронный зал (aula regia), зал Юпитера, фонтан с колонным залом. В Тронном зале проходили аудиенции императора, в «зале для частных аудиенций» — заседания императорского совета. Домициан также построил великолепный стадион (длиной 160 м, шириной 50 м.), к нему примыкала императорская ложа (kathisma). Постройки Домициана отличались изысканной роскошью.

Пятый и последний дворец был воздвигнут Севером в юго-восточной части Палатина рядом с Domus Augustana, известный как Domus Severiana. Septizonium был монументальным фонтаном в семь этажей, возвышающихся один над другим посредством рядов колонн, он располагался у подножия Палатина.

Слово палаты, палата, как название русских средневековых сооружений, восходит к ср.-греч. παλάτιον, а оно в свою очередь к лат. palātium («дворец» — собств. «Палатинский холм», который со времён Августа стал резиденцией римских императоров).

Храмы и церкви

С III—II веков до н. э. на Палатине строились храмы. На сегодняшний день сохранились руины храмов Magna Mater (Кибелы), Виктории и Аполлона. Также там стояли храм Юноны Соспиты и Элагабалий.

Церкви Сан-Себастиано-аль-Палатино, Сан-Бонавентура-аль-Палатино, Сан-Теодоро, Сант-Анастазия

Фарнезские сады

В средние века роскошные и величественные постройки Палатина были разрушены. В середине XIX столетия Палатин представлял собой руины, поросшие густой рощей; здесь находились Фарнезские сады и villa Mils. В 1861 году Наполеон III купил у неаполитанского короля Франциска II Фарнезские сады (в северной части Палатина) и после долгих хлопот и пререканий с римским правительством, благодаря содействию Ренье, поручил археологу Pietro Rosa произвести раскопки, открывшие нам остатки древних и императорских построек холма. С 1870 года Палатин опять находится в руках итальянцев.
Слово Palatium стало во всех европейских языках синонимом дворца. В русский язык оно вошло как «палата».

Алтарь, посвященный неизвестному божеству, был обнаружен на Палатинском холме в 1820 году. Считается, что алтарь был сооружен в глубокой древности и отреставрирован во времена поздней Республики.

История возникновения арки Константина

Триумфальная арка впечатляет своими размерами: считается самой большой среди подобных сооружений того времени.

Она была возведена в 315 году по постановлению Римского сената – всего за три года после победы императора Константина (Flavius Valerius Aurelius Constantinus) над Массенцием. Тогда название улицы, на которой располагалось сооружение, звучало как Via dei Trionfi.

Битва состоялась 28 октября 312 года недалеко от Рима. Константин со своим войском выступил против Марка Аврелия Максенция (Marcus Aurelius Valerius Maxentius), ставшего в 306 году нашей эры императором.

Считается, что этот титул Максенций получил путем заговоров и интриг, а придя к власти ввел огромные налоги для населения.

Одержав триумф над тираном на узком мосту Понте Мильвио (Ponte Milvio), новый император Константин триумфально вступил в Рим. О том, что арка посвящена именно этим событиям, свидетельствует надпись в верхней части монумента.

Арка также примечательна тем, что является самим поздним из дошедших до наших дней триумфальных сооружений Древнего Рима.

На протяжении своего существования монумент несколько раз реставрировался. Последнее обновление произошло в 18 веке, когда к нему добавили некоторые недостающие элементы, найденные при раскопках.

Знак свыше

В летописях есть упоминание о чуде, поразившем армии противника и удивившем самого Константина. После его просьб о помощи в предстоящем сражении в небесах появляется крест из солнечных лучей, и якобы в облаках становится видимой надпись «Сим побеждай». Будущий император растерялся, не зная, что ему делать, а ночью к нему приходит Христос во сне, призывая идти войной на язычников и восстановить христианство во всей огромной империи.

30-летний Константин, окрыленный знамениями, выступает в бой и побеждает многочисленную армию тирана. В 312 году голова Максенция была привезена в Рим, чтобы все жители смотрели на поверженного деспота, а сам Константин садится на долгожданный императорский трон.

Фонтан Треви (Fontana di Trevi)

фонтан Треви с вечерней подсветкой

Это самый грандиозный по размерам и красоте фонтан Рима, высота его достигает 25,9 метров, а ширина 49,8 метров. Фонтан построен в стилях барокко и неоклассицизма.

Расположенный на небольшой площади с одноименным названием фонтан примыкает к фасаду дворца Поли. К сожалению, многие туристы думают, что фасад дворца – это часть фонтана Треви, и неудивительно, одной из задач архитектора была – сделать их единым ансамблем.

Несколько интересных фактов о фонтане Треви:

  • Строительство началось в 1732 и продолжалось 30 лет.
  • Его можно увидеть в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь».
  • Архитектором фонтана Трави является знаменитый Бернини.
  • Существует поверье: если бросить в него монетку, то вернешься в Рим ещё раз.
  • В 2017 году коммунальные службы вылавили из фонтана Треви около 1,4 млн. евро!

Как добраться

Адрес: Piazza di Trevi, 00187 Roma RM, Италия

Можно прогуляться пешком от Via del Corso или Via del Tritone. Или если вы едете на автобусе, используйте маршруты: 52, 53, 62, 63, 71, 83, 85, 71, 117, 119. На метро – остановка Barberini.

Как добраться до Триумфальной арки Тита

Легендарная арка находится в самом сердце исторической части Рима — между знаменитым Римским форумом и Колизеем. Этот район составляет основу многих туристических маршрутов, и вряд ли даже самые короткие поездки обходятся без его посещения.

Точный адрес: Via Sacra, 00186 Comune di Roma RM, Италия.

  • Вариант 1

    Метро:по ветке В ехать до станции Colosseo не более 3 минут.

    Пешком:от метро Colosseo расстояние около 500 метров.

  • Вариант 2

    Автобус:маршрутом №75 или N2 ехать около 7 минут до остановки Colosseo.

    Пешком:от остановки пройти 400 метров.

  • Вариант 3

    Пешком:через Via Cavour от вокзала идти около 2 километров.

Триумфальная арка Тита на карте

Интересные факты

  • Арка Тита на долгое время стала образцом для других памятных сооружений того же назначения. По ее примеру были выполнены многие монументы Нового времени.
  • Прежде на вершине памятника красовалась статуя императора, но до наших дней она, к сожалению, не сохранилась.
  • Есть легенда, что и сам император покоится здесь же, под высокими арочными сводами, но в точности установить или опровергнуть этот факт  уже невозможно.
  • В строительстве монумента было задействовано более 50 тысяч евреев-рабов, которых пленили как раз во время того самого похода на Иерусалим.
Панорама Триумфальной арки Тита

Триумфальная арка Тита, расположенная на Via Sacra, — один из архитектурных шедевров, чье значение для мировой культуры сложно переоценить. Ведь это именно она стала прототипом для подобного монумента в Париже. Не меньше значит этот памятник и для самого Рима — наряду с расположенными рядом Колизеем, Римским форумом и Палантином, это уникальный артефакт и свидетель событий немыслимой древности. Наконец, в  отличие от многих других достопримечательностей Вечного города, арку можно посмотреть самостоятельно и бесплатно.

Триумфальная арка Константина

Внешним видом это строение отличается от арки Тита и Септимия Севера. Также она является самой большой и «молодой» из них, так как построена в 315 году н.э.

История строительства и реставрации

Триумфальная арка Константина возведена в честь его победы над внутригосударственным врагом – узурпатором Максенцием.

Интересный факт! На основании ряда исследований ученые предполагают, что арка построена не в 315 году н.э., а намного раньше. Это значит, что она должна была увековечить память о победах другого человека, чего не случилось. Строение отреставрировано и декорировано уже в честь Константина.

Распоряжение о строительстве арки отдал римский Сенат. Масштабная реставрация достопримечательности проводилась трижды, последний раз – в 1733 году.

История арки Тита

Практически все возведенные исторические здания в Риме появились благодаря победам императоров. Цезарь, к примеру, достроил форум после победы над Помпеем, а Арка Тита (Arco di Tito), история которой началась еще в 70-х годах нашей эры, была возведена после великой победы императора Тита Веспасиана. Великой эту битву называли лишь римляне в тот период — сейчас такое действо трудно не назвать кровопролитной бойней. Но тогда Тита посчитали героем, хоть позже и возненавидели, и поставили в честь его арку.

81 г. н. э. — дата, когда арка Тита в Риме была воздвигнута. На момент ее открытия Тит уже был мертв и строительство монумента взял на себя его брат, Доминициан. Арка обозначала обожествление погибшего императора и должна была запечатлеть победу римлян над иудеями навеки. До наших дней Триумфальная арка Тита дошла не в первородном облике — ее реставрировали несколько раз, причем один раз еще при папе Пие VII в 19 столетии. Арка стала символом завоеваний Римской империи, каждый победный марш проходил через нее.

Заслуги Септимия Севера перед Римом

Биография Септимия Севера хорошо изучена. Известно, что он родился на севере Африки, начальное образование получил в семье, затем в Риме. Путь Септимия Севера – пример быстрого карьерного взлета: от солдата-легионера – до сенатора, затем консула, позже – главнокомандующего и до принесшего Риму славу императора.

Север увлекался астрономическими наблюдениями и изучением трудов о небесных телах, благодаря чему познакомился с дочерью жреца, служившего могущественному божеству Ваалу, – Юлией Домной, ставшей впоследствии супругой Септимия. Существует предание о том, что жена предсказала Северу славу императора Рима. Судьба Севера, действительно, была счастливой: он проявил себя как дальновидный и мудрый правитель, укреплявший армию, заботившийся о нуждах страны и народа. Еще одна заслуга Севера перед Римом – расширение границ государства благодаря искусной внешней политике.

Традиция возведения арок

Традиция возведения монументальных арок и отождествления их с триумфом победителя и значимыми событиями впервые появились в Древнем Риме. Начало было положено императором Августом (Octavianus Augustus), который в 29 и 19 годах до н.э. построил на Римском Форуме две триумфальные арки (не сохранились).

До эпохи римских императоров обычай строительства сооружений в форме арок уже существовал в Этрурии и государствах Ближнего Востока и был связан с религией или мифологией.

Согласно существовавшим верованиям, войско не могло войти в мирный город, пока не очистится от крови войны. Как правило, у входа в город или на перекрёстке важных дорог строились ворота, которые символично оставляли позади «мёртвое поле» боя и разделяли жизнь и смерть.

Первоначально простая конструкция из дерева состояла из двух вертикальных столбов и перекладины, выкрашенной в алый цвет.

Римляне несколько изменили назначение культовых сооружений и стали возводить величественные каменные арки в честь военных триумфов полководцев и правителей. Дуга арки отождествлялась с небесной радугой, а проход под её сводом – с восхождением небесного светила или бога, к которому приравнивались императоры.

К IV веку в Риме насчитывалось 36 триумфальных арок, а по всей территории империи – около 70, из них 51 всё ещё можно увидеть.

Колизей

Пожалуй, главный туристический объект Рима. Это самый большой амфитеатр всего античного мира. Он вмещал 50 000 зрителей. Его построили всего за 8 лет, строительство было завершено в 80 году н.э. Игры в честь открытия сооружения продолжались безостановочно 100 дней, за это время друг друга в схватках на новой арене погибли 2 000 гладиаторов и 5 000 диких зверей. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ. Здесь проводились бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения. Через 80 входов-выходов все зрители могли заполнить Колизей за 15 минут, а покинуть — за пять. Любопытная деталь: вход в Колизей был запрещен могильщикам, актерам и бывшим гладиаторам. В 1349 году часть Колизея обрушило землетрясение. А 7 июля 2007 года он был признан одним из 7 Новых чудес света.

Колизей ночью. Автор фото: Photo by DAVID ILIFF. License: CC-BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

Описание государства

Италия, форма правления которой представляет собой унитарное государственное устройство, является парламентской республикой. Внутренняя политика страны определяется демократическим режимом. Главу государства избирают сроком на семь лет. Президент является номинальной единицей, главную роль в политической жизни выполняет кабинет министров и возглавляющий его премьер-министр.

Страна является членом Евросоюза и по уровню экономики занимает в нём четвёртое место и восьмое место в мире. Экономическое положение и высокий ВВП на единицу населения определяется популярностью этого направления у туристов, число которых ежегодно достигает 44 млн человек. В промышленности основными отраслями являются производство автомобилей высокого класса, кораблестроение, радиоэлектроника. Большой популярностью пользуются текстильные изделия хорошего качества, на которые регулярно устраиваются распродажи с большими скидками.

Важную роль в экономике играет производство сельскохозяйственной продукции, большинство которой производится в семейном бизнесе. Так, на мировой рынок поставляются известные сорта сыра, качественное вино, масло оливковое. В стране 20 автономных областей, разделённых на провинции.

Географическое положение

Государство находится в южной части Европы. Апеннинский полуостров часто называют сапогом, потому что на карте он напоминает этот предмет женского гардероба. Италия, географическое положение которой состоит из разнообразного ландшафта, владеет такими крупными островами, как Сардиния и Сицилия.

На западе берега республики омывают Тирренское и Лигурийское море, на востоке — Адриатическое, на юге — Ионическое. Ближайшие соседи, с которыми граничит страна — Франция, Австрия, Словения и Швейцария.

Значительную часть территории занимают горы. В Альпах находится самая высокая европейская вершина — Монблан. В области Апеннинской горной системы расположен знаменитый Везувий, а на острове Сицилия — Этна. Обе вершины являются действующими вулканами.

Апеннины и Альпы разделены обширной областью, называемой Паданской или Ломбардской равниной. Кроме неё, в стране имеется ещё несколько равнин, расположенных на западных берегах:

  • Понтинские болота;
  • Маремма;
  • Кампанья-ди-Рома.

Государство располагает большим количеством водоёмов. Главные реки Адидже, По и Тибр. Среди озёр наиболее крупными являются:

  • Лаго Маджоре;
  • Комо;
  • Гарда;
  • Браккиано;
  • Лугано;
  • Больсена.

Климатические условия и погода

Протяжённость страны с севера на юг определяет разнообразие погодных и климатических условий. Климат на севере отличается переходом из умеренно континентального в субтропический тип. Зимой в области Ломбардской равнины температура колеблется от + 4 градусов днём до нуля в ночные часы. Здесь часто выпадают осадки, снежный покров может держаться 2−3 недели. Летом температура воздуха поднимается до +30 градусов днём, а ночью опускается до +18 градусов Цельсия.

В горных районах температурные показатели зависят от высоты местности. У подножий гор погода умеренная, а ближе к вершинам становится холоднее и увеличивается контраст между ночными и дневными показаниями термометра. Снегопады начинаются в октябре и заканчиваются в конце апреля. На вершинах гор снег не тает, на склонах снежный покров сохраняется до полугода, что создаёт прекрасные условия для любителей горнолыжного спорта.

Средиземноморский климат определяет погоду как внутри полуострова, так и на островах. Здесь жаркое засушливое лето и мягкая зима. Средние температурные показатели летом и зимой выглядят следующим образом:

  • На берегах полуострова и на Сардинии в январе + 10 днём и + 1−4 в ночные часы. Июль отличается самой высокой температурой воздуха, достигающей + 30 градусов в дневные часы и + 20 градусов ночью. Больше всего дождей наблюдается в декабре — до 100 мм, минимальное количество осадков выпадает в середине лета — 20 мм.
  • Сицилия находится гораздо южнее остальной территории, поэтому здесь в любое время года теплее. Январь радует комфортной температурой, которая днём колеблется от + 14 до + 16 градусов, ночных заморозков на острове не бывает. Июль — очень жаркий месяц, воздух в это время может прогреться до + 32 градусов Цельсия. К тому же, начиная с ранней весны и до октября, частым гостем в этих краях бывает сирокко — горячий ветер из пустыни Сахара.

Описание и архитектура

Мощная однопролётная арка с круглым сводом возвышается на небольшом холме рядом с Римским Форумом. Её высота составляет 15 метров, а ширина — 13 метров. По сравнению с другими историческими памятникам Рима, внешний вид монумента достаточно скромный и строгий. Фасад обрамлён коринфскими колоннами, капители которых украшены орнаментом в виде листьев аканта. По углам пролёта высечены изображения богини победы Виктории с изящными крыльями.

Главные украшения арки расположены внутри пролёта. Это два основных рельефных изображения, описывающие разграбление святынь Иудеи римскими легионерами. С одной стороны фигуры солдат несут в руках и на своих плечах трофеи, взятые из иерусалимского храма. Скульптурное панно воплощает традиционное триумфальное шествие, во время которого выставлялись сокровища побеждённых народов на всеобщее обозрение, тем самым подчёркивалось величие Римской империи. Из драгоценностей особо выделяются менора (канделябр) с семью подсвечниками, деревянный стол для «хлебов предложения» (неотъемлемый атрибут иерусалимского храма) и серебряные трубы. Фигуры военных облачены в одежду, складки которой повторяют контуры тела. Таким образом, создаётся ощущение движения солдат в пространстве.

Другая внутренняя сторона арки украшена рельефным рисунком, который показывает императора Тита, едущего на колеснице. Его голову венчает лавровым венком крылатая богиня Виктория. Четырьмя лошадьми управляет покровительница Рима — богиня Рома. Фигуры скачущих жеребцов придают скульптурной композиции динамику. Между рельефными изображениями в центре свода арки расположено небольшое панно, окаймлённое декоративными углублёнными плитками квадратной формы (кессонами). Оно наглядно характеризует обожествление императора Тита после его смерти. Здесь можно увидеть орла, уносящего на небо правителя.

Триумфальная арка увенчана аттиком, на котором с обеих сторон фасада сделаны латинские надписи. Послание, обращённое к Колизею, выражает благодарность Титу от римского сената и граждан. Со стороны Форума видна надпись, гласящая о том, что верховный понтифик Пий VII повелел отреставрировать сей обветшалый памятник искусства в 1821 году.

Что посмотреть

Триумфальная арка императора Тита — сооружение высотой 15,4 метра из белого пентельского мрамора и травертина. Изначально она была полностью мраморной, но при реставрации в 19-м веке Валадье сделал восстановленные детали травертиновыми, и сейчас можно различать, какие элементы сохранились спустя 2 000 лет, а какие появились относительно недавно. Хотя в целом этот памятник Древнего Рима выглядит практически так же, как и в год постройки.

Чертеж арки

Если посмотреть на монумент издалека, внешне он лаконичен и строг, а единственным украшением являются только полуколонны в стиле композитного ордера и четыре крылатых богини Виктории. Но его особенность в том, что  главное видно изнутри! Заходя в пролет, стоит лишь поднять голову — и взгляду откроются роскошные барельефы, которые рассказывают о военных подвигах древнеримского императора. На двух рельефах справа и слева можно увидеть разрушенный Иерусалимский храм и шествие легионеров с трофеями. А на самом верху император Тит возносится на орле — это символизирует его обожествление.

Барельефы и свод сооружения

Интересно: среди трофеев, изображенных на барельефах, хорошо виден знаменитый семисвечник или золотая Менора — библейский символ иудаизма. Согласно Библии, он украшал походный храм евреев во время их скитаний с Моисеем по пустыне.

Барельеф с добытым римлянами в Иерусалиме трофеем — золотой Менорой (библейский символ иудаизма)

Самым интересным является восточный фасад. Здесь хорошо сохранился резной фриз с изображением парадного шествия Флавия: солдат, захваченных пленников и животных, предназначенных для жертвоприношений. Правда, ввиду немалых размеров арки, снизу фриз непросто рассмотреть, однако сразу заметна вырезанная в камне надпись. Она гласит, что этот монумент римляне посвятили Титу, сыну Веспасиана.

Театр Марцелла (Teatro di Marcello)

Античный театр Марцелла был построен в 13-11 вв. до н. э. на левом берегу Тибра на Марсовом поле. Являясь одним из четырех театров Рима, диаметр его составлял 130 метров, он вмещал почти 15 тысяч зрителей.

Театр Марцелла был основан Юлием Цезарем, затем его строительство продолжил Август. Здание, которое существует сейчас, было построено в 1500-х гг. Перуцци, а в 1930-х гг. его нижнюю часть раскопали и реконструировали Римские власти.

Считается, что именно этот театр явился прообразом знаменитого Колизея, который был возведен позже. Обязательно посетите его и сравните с популярным Колизеем, тем более, что вход свободный.

Как добраться

Адрес: Via del Teatro di Marcello, 00186 Roma RM, Италия

Ближайшая станция метро – Circo Massimo. Также до Театра Марцелла ходит автобус № 628.

Архитектура арки

Арка Тита представляет собой монумент из белого мрамора высотой в 15,4 метра и шириной в 13,5 метра. Рельефные картины изображают сюжет завоевания императором Иерусалима. На ней показаны сцены, как легионеры несут на своих плечах завоеванные иудейские сокровища.


Рельефное изображение завоевания Иерусалима. На первом фото изначальный барельеф, на втором – тот, который сохранился.

Можно увидеть и изображение самого Тита на колеснице, управляющего четырьмя лошадьми, а на его голову сама Виктория, богиня победы, возлагает венок. Последней картиной, вырезанной на арке, является отход императора в загробный мир и его возрождение в форме божества.

История создания

Триумфальная арка Тита была воздвигнута в честь Тита Флавия, известного римского императора. Её создание планировалось еще в 70-х годах после крупной победы и взятия императором Иерусалима. Окончательно она была возведена в 81 году нашей эры при руководстве брата Тита – императоре Домициане.

Сам Тит был уже мертв к тому времени и не увидел возведения арки в свою честь, но для потомков она впоследствии стала символом Римской Империи. Каждый триумфальное шествие проходило через её врата в случае очередной победы римлян над врагами.

До нас Триумфальная арка императора Тита дошла в видоизмененном виде.

В Средневековье она выступала частью оборонной конструкции, и поэтому была частично перестроена. Реставрировали её в 1821 году по указанию папы Римского Пия VII, но при этом строительстве использовали травертин, а оригинальная арка была построена из мрамора.

На арке Тита сохранились две надписи. Первая была создана непосредственно во времена возведения арки, возвеличивая императора. А вторая надпись была добавлена на другой стороне уже во время реставрации. Она отдаёт почет Пию VII, который восстановил разрушенный монумент.

Триумф римских полководцев

Римская Империя всегда славилась завоеваниями новых территорий и привлечением новых стран в свое подчинение. Поэтому торжественное или триумфальное вхождение в город полководцев победителей с армией и трофеями было праздником для всех. Заканчивалось подобное шествие вынесением благодарности богам, подарившим им эту победу.

Арка Тита и Колизей в Риме (David Merrett / flickr.com)

Как символ торжественного возвращения победоносной армии в лоно родной земли при въезде в город сооружались триумфальные арки. И если сначала они были временными, и изготавливались из дерева, то со временем превращались в величественные сооружения с несколькими пролетами, построенные из камня и бетона. Их украшали статуями, барельефами и памятными надписями.

Поначалу с триумфом в Рим мог войти любой полководец, одержавший победу в бою. Но со временем эта церемония стала расцениваться, как высшая награда и разрешалась не всем. Этой чести удостаивались только те полководцы, которые владели наивысшей властью и никому не были подвластны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector