Триумфальные арки дрeвнего рима

Арка Тита

Она посвящена победе над неверными иудеями римского императора Тита. Событие произошло в 70 г. н.э., в результате сражения в Иерусалиме был полностью разрушен храм Соломона, в плен захвачены тысячи евреев.

Барельефы изображают императора-победителя в золотом венце. Он управляет колесницей, запряженной белыми лошадьми, в руках – символ императорской власти, скипетр. На заднем плане видны взятые в плен рабы и ценные военные трофеи. По бокам проема располагается пара коринфских колон. Сверху над карнизом – прямая геометрическая надстройка, аттик, со словами посвящения Титу.

Центральную часть арки Тита замыкают две парящие фигуры крылатой богини Виктории. Конструкция декорирована рельефными композициями, отображающими церемонию шествия победителя и легионеров с сокровищами Иерусалима. Изначально сверху была сооружена статуя императора, но до наших времен она не сохранилась.

Интересные факты

  • Арка Тита была возведена в 81 г. н.э., вскоре после смерти самого триумфатора, по инициативе его последователя Доминициана и руками тех самых рабов-евреев, которых Тит привез из победоносного похода. Тогда в Италию попало более 50 тыс. евреев, положивших начало еврейской диаспоре.
  • В аттике арки Тита был захоронен прах самого Тита, подобных почестей были удостоены лишь три правителя за всю историю Римской империи: Цезарь был погребен в Риме на Форуме, Траян в цоколе именной колонны на своем форуме и Тит в своей арке. Таким образом, арка Тита является не только прародительницей более поздних триумфальных конструкций в Риме, но еще и мемориалом.

Как добраться

  • Триумфальная арка Тита находится на возвышенности в восточной части Римского Форума (Foro Romano), поблизости от Колизея. Ближайшая остановка метро Колизей (Colosseo), линия В.
  • Посещение Форума стоит 12 Евро.

Дизайн и исполнение

Архитектурная форма арки была разработана тирольским архитектором и придворным художником Йоргом Кёльдерером и разработана придворным историком и математиком Максимилиана Йоханнесом Стабиусом по образцу триумфальных арок, построенных римскими императорами в Древнем Риме (хотя арка Максимилиана никогда не предназначалась для строительства в камне). Возможно, он был вдохновлен шестипанельным ксилография Вид Венеции , с высоты птичьего полета в Венеции разработан Якопо де Барбари и опубликовал Нюрнбергский издателя Антона Колб , оба из которых вошли в трудоустроить Максимилиана от около 1500. Детальнее рисунки ксилографии были созданы между 1512 и 1515 годами, в основном Альбрехтом Дюрером и его учениками Гансом Спрингинкли и Вольфом Траутом ; окружающие круглые башни приписываются Альбрехту Альтдорферу .

Дизайн включает три арки: центральная арка называется «Честь и могущество», левая — «Хвала», а правая — «Благородство». Каждая арка проиллюстрирована сценами, относящимися к Максимилиану, включая генеалогическое древо над центральной аркой, которое ведет назад к Хлодвичу I , первому королю франков , а затем к мифическим Франсия , Сикамбрия и Троя , окруженные геральдическими щитами , и 12 исторических сцен над каждой из двух боковых арок. Слева — бюсты императоров и королей, в том числе Юлия Цезаря и Александра Великого , а справа — предки Максимилиана. Башни по бокам показывают сцены из личной жизни Максимилиана. В правом нижнем углу находится линия из трех щитов с гербами Стабиуса, Кёльдерера и Дюрера. Многие панели содержат описательный текст, а длинная надпись внизу описывает все. Дизайн включает элементы египетских иероглифов, на которые повлиял перевод Иероглифы Виллибальда Пиркхаймера 1514 года, сделанный римским автором Гораполло .

Колизей

Колизей (от colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени

Начну с истории, хотя, наверняка, она многим знакома. В этом случае просто освежим свои воспоминания.

Колизей в Риме построили в 80 году нашей эры при римском императоре Тите из рода Флавиев. В первозданном своем виде амфитеатр Колизей имел 3 этажа. На первом находилась ложа императора и мраморные места для сената. На втором этаже были установлены мраморные скамьи, предназначенные для граждан Древнего Рима. На третьем этаже находились места для всех остальных зрителей, выполненные в виде деревянных скамей и просто стоячих мест. Во IIвеке был достроен последний четвертый этаж.

Так выглядел Колизей по проекту, и, наверное, он действительно был таким при постройке в первом веке новой эры.

А таким изобразил Колизей Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) на своей картине «Вид Рима. Колизей». На переднем плане Триумфальная арка Константина.

Это очень близко к тому, что мы видим сейчас спустя 2 столетия после написания этой картины

Основное предназначение Колизея в Риме было проведение гладиаторских боев. Арена амфитеатра позволяла вмещать до 3 тысяч бойцов. И хотя в наши дни Колизей в Риме наполовину разрушен, он по-прежнему производит огромное впечатление и с достоинством держит звание символа Рима.

Сейчас бесплатно Колизей можно посмотреть только снаружи. Обратите на толпы туристов вокруг. А в Древнем Риме не только вход был бесплатным, там еще зрителей бесплатно кормили. Неудивительно, что треть жизни римляне проводили в Колизее, где до 100 дней в году шли разные игры, соревнования и праздники!

Еще немножко исторических фактов.

Под ареной была целая система клеток, галерей, складских помещений, раздевальных и подвалов, сейчас открывшихся благодаря проведенным раскопкам. Речь идет о целом ряде помещений, где хранились различные предметы и механизмы, и где содержались животные до и после зрелищ. Основными зрелищами были бои гладиаторов и охота на животных (слоны, тигры, львы, медведи, бегемоты и т. д.). На арене происходили также выступления фокусников, спортивные состязания, конные турниры и даже морские битвы. Нижняя часть Колизея под ареной заполнялась водой из специально подведенных акведуков.

Из истории известно, что в день, когда официально открыли Колизей в Риме, на арене погибло более двух тысяч гладиаторов и было убито около пяти тысяч животных. А по самым скромным подсчётам, за всю историю этого уникального памятника архитектуры, здесь погибло более полумиллиона человек и не менее миллиона хищников.

В день официального открытия Колизея на его арене было убито 5 тысяч животных. По скромным оценкам, за всю историю этого сооружения в нем было убито более 500 тысяч людей и более миллиона животных.

В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала. Не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения.

В конце 13 века здесь вообще образовали каменоломню: из частей Колизея были построены более 20 аристократских домов и церквей — его использовали как дешевый строительный материал. Часть разрушенного землетрясениями Колизея была использована на строительство базилики Святого Петра… Каждый пытался утащить хотя бы кирпичик.

Камней в Колизее оказалось так много, что до сих пор из их остатков производят различные сувениры. Один из таких сувениров, как память о конференции по электролюминесценции 2008 года, я храню в своей коллекции.

Настоящий травертиновый мрамор 1 века, из которого построен Колизей.

В завершение первой части рассказа о Колизее я попытался оценить, сколько фотографий Колизея сделано человечеством за последние годы. По посещаемости всех музеев Италии Колизей уверенно занимает первое место. За год его посещают около шести миллионов туристов. За последние 20 лет, когда стали активно использоваться цифровые камеры, его посетило около 120 миллионов. Если предположить, что каждый посетитель сделал хотя бы десяток снимков (на самом деле гораздо больше), то уже получается умопомрачительная цифра, превышающая 1 миллиард снимков! Можно ли при этом что-то новое добавить в общую фото копилку о Колизее? Наверно, нет. Тем не менее, у каждого свои ассоциации, поэтому приведу несколько фотографий, каким нам запомнился Колизей.

Таким мы увидели Колизей в первый день нашего пребывания в Риме со смотровой площадки Витториано.

Величественный скелет

История возникновения арки Константина

Триумфальная арка впечатляет своими размерами: считается самой большой среди подобных сооружений того времени.

Она была возведена в 315 году по постановлению Римского сената – всего за три года после победы императора Константина (Flavius Valerius Aurelius Constantinus) над Массенцием. Тогда название улицы, на которой располагалось сооружение, звучало как Via dei Trionfi.

Битва состоялась 28 октября 312 года недалеко от Рима. Константин со своим войском выступил против Марка Аврелия Максенция (Marcus Aurelius Valerius Maxentius), ставшего в 306 году нашей эры императором.

Считается, что этот титул Максенций получил путем заговоров и интриг, а придя к власти ввел огромные налоги для населения.

Одержав триумф над тираном на узком мосту Понте Мильвио (Ponte Milvio), новый император Константин триумфально вступил в Рим. О том, что арка посвящена именно этим событиям, свидетельствует надпись в верхней части монумента.

Арка также примечательна тем, что является самим поздним из дошедших до наших дней триумфальных сооружений Древнего Рима.

На протяжении своего существования монумент несколько раз реставрировался. Последнее обновление произошло в 18 веке, когда к нему добавили некоторые недостающие элементы, найденные при раскопках.

Триумфальная арка Константина

Внешним видом это строение отличается от арки Тита и Септимия Севера. Также она является самой большой и «молодой» из них, так как построена в 315 году н.э.

История строительства и реставрации

Триумфальная арка Константина возведена в честь его победы над внутригосударственным врагом – узурпатором Максенцием.

Интересный факт! На основании ряда исследований ученые предполагают, что арка построена не в 315 году н.э., а намного раньше. Это значит, что она должна была увековечить память о победах другого человека, чего не случилось. Строение отреставрировано и декорировано уже в честь Константина.

Распоряжение о строительстве арки отдал римский Сенат. Масштабная реставрация достопримечательности проводилась трижды, последний раз – в 1733 году.

Особенности архитектуры

Высота трехпролетной арки Константина составляет 21 м, ширина – 25,7 м, ширина центрального проема – 6,5 м, боковых – 3,4 м. Главная особенность строения – использование в качестве декора элементов других построек.

Так, аттик в верхней части арки обращает на себя внимание восемью скульптурами эпохи Траяна. Между ними расположены попарные военные барельефы времен Марка Аврелия

Пространство над боковыми проемами украшают медальоны эпохи римского императора Адриана. На них изображены божества Солнца и Луны, сцена охоты и жертвоприношения. Медальоны есть и на торцах достопримечательности, однако их относят ко времени правления Константина.

С двух сторон на аттик арки нанесена латинская надпись, гласящая о посвящении сооружения императору Константину, расправившемуся с государственной тиранией.

Осмотреть триумфальную арку можно со всех сторон, но на некотором отдалении. Из-за ограждения подойти к ней вплотную или пройти через пролеты не удастся.

Главные триумфальные арки Рима уникальны, каждая по-своему. Они несут отпечаток древних времен, олицетворяют могущество, власть и силу великих правителей, повлиявших на ход истории.

Архитектурные особенности

Три барельефные скульптуры внутри арки изображают:

  • Императора на колеснице.
  • Триумфальный поход.
  • Обожествление Тита.


Уникальность картин в том, что изображение с одной стороны профильное, а с другой передает все три измерения, сохраняя их природные величины. Триумфальный поход настолько реалистично отображает римлян, что кажется, будто на них надели одежду и построили у стены. Напротив находится не менее интересная картина – Тит верхом на колеснице, его сопровождают ликторы – особый вид госслужащих в Риме. Повозкой управляет богиня Рома – олицетворение города Рима как повелителя Вселенной. А обожествлением императора занимается Виктория – богиня Победы. Автор передал в картине движение. Конь запечатлен несколько раз, что создает эффект анимации.

Арка Тита в Риме описывает историю победы и обожествление римского императора. Последнее изображение символизирует отход Тита в мир иной и его становление Богом. Его можно увидеть, если зайти внутри постройки и поднять голову вверх – верхом на орле Тит летит в новое царство.

История древнего памятника

Триумфальная арка была возведена по решению Сената в память о победе Константина над императором Максенцием в битве, произошедшей 28 октября 312г.н.э. у моста Мильвио. Официальное открытие памятника состоялось в 315 году. Проведенные исследования показали, что сооружение построили еще в первой половиной II века, во времена правления императора Адриана (117-138гг) и оно, по всей вероятности, изначально предназначалось совсем иному историческому персонажу, имя которого затерялось в анналах истории. В начале IVв. арку вновь отремонтировали, украсили новыми барельефами и использовали как основание для нового монумента славы.

Это интересно!

Арка Константина – единственный памятник в Риме, увековечивший победу не над внешним врагом, а в гражданском междоусобном конфликте двух императоров. В 306г.н.э. очередным императором был провозглашен Марк Аврелий Максенций(278-312), пришедший к власти путем интриг. Неправедный тиран, погрязший в распутстве, обложил население непосильно высокими налогами, тратя собранные средства на пышные многочисленные празднества. В 312г. со своим войском против тирана выступил император Константин I и, разгромив в нескольких битвах основные силы Максенция, подошел к Риму. Противоборствующие стороны встретились у Понте Мильвио и после непродолжительной схватки войска Максенция обратились в паническое бегство. Узкий мост, не выдержав огромной массы скопившихся людей, в одночасье рухнул, погребя под своими обломками сотни тел и самого Максенция. Константин, торжественно вступив в Рим 28 октября, нес перед собой окровавленную голову тирана. Монументальную арку Константина воздвигли в Вечном городе в ознаменование именно этой победы.

В своем декоративном оформлении триумфальное строение имеет элементы разных исторических периодов. Они отличаются не только возрастом, но и качеством проработки деталей. Например достоверно известно, что на уже существовавшие ранее мраморные блоки старой кирпичной арки добавлялись барельефы и декор, прославлявшие эпоху Траяна (98-117гг.). Кроме этого, несколько позже появились изображения императоров Адриана и Коммода. Капитальная реставрация арки Константина проводилась несколько раз: в XII, в XV-XVIвв., а также в 1733г. Тогда к строению были добавлены найденные недостающие фрагменты.  

Историческая справка

В отличие от других триумфальных арок, Константинова символизирует не победу над внешним врагом, а триумф на войне гражданской. В октябре 312 года Константин наголову разбил войско Марка Максенция у Мульвиева моста, показав себя отличным стратегом.

Арка Константина – свидетельство триумфа великого императора

Существует предание, что перед этой важнейшей битвой Константину было знамение: во сне он увидел знак креста. Христианский символ он взял с собой в бой и одержал с ним победу. Позднее Константин, наречённый Великим, объявил христианство единой религией империи и перенёс столицу в Константинополь.

Арку строили три года и закончили в 315 году. Было возведено приземистое монументальное сооружение 21-метровой высоты, из трёх пролётов, с длиной фасадов около 26 м и шириной торцевых сторон 7,5 метров. На фронтальных сторонах арки выделялись восемь коринфских колонн из нумидийского мрамора. Над ними были установлены статуи даков, выполненные из мрамора другой породы – светлого, с фиолетовыми прожилками. Основная часть строения была выполнена из массивных беломраморных блоков.

Это интересно: Площадь Венеции — изучаем детально

Особенности архитектуры и внешний вид

Триумфальная арка Тита – однопролетное архитектурное строение с оригинальным цилиндрическим сводом, которое возвышается прямо посреди Священной дороги. Когда-то эта дорога являлась самой главной и самой почетной, проехать по ней могли только высокопоставленные римляне или прославленные полководцы. По ней проходили военные шествия, здесь устраивались разнообразные празднества. Для строительства арки из Аттики был привезен высокопрочный пентельский мрамор. Высота сооружения составляет 15,4 метра, в ширину оно достигает 13,5 метров. Приглядевшись, можно заметить, что на монументе вытеснены две надписи

Первая из них – хвалебная, прославляющая отважного Тита и его военные достижения, другая – является напоминанием о том, что к реставрации арки приложил руку римский папа Пий Седьмой. Последняя надпись появилась на арке уже после ее обновления

Арка Тита состоит из двух огромных фундаментальных колонн, украшенных символическим орнаментом из вырезанных в камне листьев. Основным украшением сооружения являются два непревзойденных барельефа. Каждый из них представляет собой настоящее произведение искусства. На первом барельефе изображено триумфальное шествие римских войск, возвращающихся с победой из Иерусалима. Они несут в своих руках завоеванные трофеи. Здесь и трубы из серебра, и великолепная золотая минора Соломона, знаменитый хлебный стол и многие другие. Замыкают колонну еврейские пленники и рабы. Картина, предстающая перед взором настолько реалистична, что способна перенести посетителей в тот знаменательный день и час. Детали одежды, лица, предметы высечены четко и ясно. На лицах легионеров играют улыбки, рабы склонили головы, их тела истощены, одежда порвана, лица печальны.

Главным героем второго барельефа является прославленный полководец Тит, управляющий позолоченной колесницей. По одну сторону от него прекрасная богиня Виктория – символ победы, по другую – богиня Рома – символ непобедимого Рима. За колесницей следует огромная колонна, состоящая из верных легионеров. На потолке арки, с ее внутренней стороны можно увидеть еще одни небольшой барельеф, обожествляющий императора, превозносящий его заслуги. Здесь же расположена табличка, на которой золотыми буквами выгравирована надпись. Из ее содержания следует, что монумент сооружен в честь Тита и его победы над израильтянами

Известно, что прямо в арке скрыта урна с прахом отважного императора

История

Знаковое сражение у Понте Мильвио в Риме, закончившееся бегством войска Максенция и гибелью императора в водах Тибра, произошло в 312 году. Решение о сооружении триумфального памятника в честь победы Константина принималось Сенатом. В 315 году арка была готова к торжественному открытию, приуроченному к празднованию десятилетнего периода правления императора. Отмечать подобные юбилеи (деченналии) вошло в традицию, начиная с 27 года до нашей эры.

Ночное освещение,  Константин Дощеуглов

Существует подтвержденная исследованиями гипотеза о том, что триумфальная арка была построена еще при императоре Адриане (76–138 гг.), а при Константине она подверглась существенной реконструкции. Данный факт говорит о том, что изначально «монумент славы» предназначался другому герою или ключевому эпизоду из жизни города. Достоверных сведений о том, кто или что это могло быть, нет. Римляне умели стирать из памяти недостойные в их представлении моменты истории.

Триумфальная арка — монументальное, торжественно оформленное, отдельное стоящее сооружение, прославляющее победителя или важное событие, оставившее след в жизни города или целого государства. В древнеримскую эпоху арки предназначались для церемонии въезда триумфаторов в границы населенного пункта или в их центральную часть.. Через арку проходила древнеримская дорога Триумфаторов (via Triumphalis), по которой Константин I со своим войском после победы над Максенцием проследовал к Капитолию

В то время император еще не проявлял сочувствия к христианству. Его видение Христа перед сражением, который повелел прописать на боевом знамени и щитах аббревиатуру «ХР», а также появившийся в небесах во время знаменательной битвы крест и прозвучавший сверху призыв «Сим победиши!» во многом определили дальнейшую политику Константина в отношении новой веры. В начертанных на аттике с двух сторон арки благодарственных надписях есть фраза «одухотворенный божеством». Она свидетельствует о произошедшем событии, но в то же время сохраняет равновесие между традиционным для Рима язычеством и начавшим лишь зарождаться на территории Апеннин христианством

Через арку проходила древнеримская дорога Триумфаторов (via Triumphalis), по которой Константин I со своим войском после победы над Максенцием проследовал к Капитолию. В то время император еще не проявлял сочувствия к христианству. Его видение Христа перед сражением, который повелел прописать на боевом знамени и щитах аббревиатуру «ХР», а также появившийся в небесах во время знаменательной битвы крест и прозвучавший сверху призыв «Сим победиши!» во многом определили дальнейшую политику Константина в отношении новой веры. В начертанных на аттике с двух сторон арки благодарственных надписях есть фраза «одухотворенный божеством». Она свидетельствует о произошедшем событии, но в то же время сохраняет равновесие между традиционным для Рима язычеством и начавшим лишь зарождаться на территории Апеннин христианством.

Фигуры даков и благодарственная надпись,  Анна Струкова

Триумфальная арка Константина сохранилась практически в неизменном виде. В Средневековье она входила в состав фортификационных сооружений Франджипане, располагавшихся между Палатином и Колизеем. В XVIII и XIX вв. ее несколько раз реконструировали, в том числе в 1832 году при расширении виа ди Сан Грегорио. В 1933 году исторический памятник стал ключевым объектом, вокруг которого развернулось масштабное мероприятие по торжественному переименованию виа ди Сан Григорио в виа деи Трионфи. Во время Олимпийских игр, проводимых в Риме в 1960 году, арка была выбрана в качестве финишной черты на соревнованиях по марафонскому бегу.

В 1534 году арка Константина стала причиной изгнания Лоренцино де Медичи (1514—1548 гг.) из Рима. По оставшейся загадкой причине он изуродовал некоторые барельефы и статуи, за что вполне мог получить смертный приговор. От гнева Папы и казни юношу спасло лишь вмешательство двоюродного брата Ипполито де Медичи, являвшегося в то время кардиналом. Лоренцино остался жив, но Вечный город ему пришлось покинуть.

Центральный пролет,  Serge Pilon

Описание Арки Константина

Триумфальная арка состоит из трех сквозных пролетов, из которых центральный является более высоким и широким по отношению к боковым. Ее архитектоника аналогична Триумфальной арке Септимия Севера, находящейся на Римском форуме. Обе фасадные части, внешние и внутренние стены сооружения украшены барельефами, которые представляют две сотни лет истории империи, запечатленные в мраморе. Для строительства арки был использован мрамор различного происхождения и качества, а некоторые блоки были заимствованы из более древних сооружений, как и ее некоторые декоративные элементы.     В центральной верхней части с обеих сторон арки высечена надпись на латыни, с одним и тем же текстом: «Сенат и народ римский посвящают эту выдающуюся арку триумфов Императору Цезарю Флавию Константину Максимусу Пию Феличе Августу, который одухотворенный божеством и величием своего духа вместе со своим войском расправился в одночасье с государственной тиранией верным оружием».   Известно, что Константин стал первым римским императором, принявшим христианство, утвердив его как официальную государственную религию. В надписи, украшающей данный монумент, выражение «одухотворен божеством» имело двоякое значение. Данная фраза во времена Константина сохраняла определенное равновесие между язычеством и христианством – двумя признанными государственными религиями. Уточнение позиции императора по этому поводу в те времена могло вызвать политические разногласия и нестабильную ситуацию. По обеим сторонам прославляющей императора надписи, над малыми пролетами арки и на боковых поверхностях сооружения можно видеть барельефы эпохи Траяна и Марка Аврелия. Панели Траянского периода использовались в качестве облицовки аттика Базилики Ульпия, располагавшейся на Форуме Траяна, а те, что относятся ко временам правления Марка Аврелия предназначались для Арки Панис Ауреи (Arcus Panis Aurei) – монумента, прославлявшего императора Марка Аврелия в победе над германскими народами (на сегодняшний день не существует). Скульптуры «Дакские Пленники», также украшающие аттик арки, датированы периодом правления Траяна и скорей всего были взяты с траянского Форума.   В нижней части триумфальной арки над боковыми пролетами можно увидеть тондо (круглые медальоны) – копии рельефов периода Адриана. Согласно предположениям исследователей, они служили декоративными элементами входного портала небольшого святилища, посвященного Антиною – молодому фавориту императора. Его фигуру можно различить в сценах охоты и жертвоприношения.   На боковых сторонах арки можно заметить медальоны, подобные Адриановским, однако изготовлены они были уже во времена Константина. К началу IV века относятся и продолговатые барельефы, помещенные непосредственно под круглыми медальонами. Использование декоративных элементов более древних сооружений не случайно. Причиной этому могло послужить сразу несколько мотивов. Прежде всего, реставрация готовых барельефов занимала гораздо меньше времени, нежели производство новых, а это в значительной степени могло сократить сроки изготовления сооружения. Некоторые исследователи предполагают, что использование более ранних декоративных элементов для новой арки могло быть обусловлено и упадком римской скульптуры. Если присмотреться к барельефам, очевидным становится различие в проработке деталей: «Константиновские» выглядят значительно проще. Кроме этого, историки утверждают, что использование барельефов, заимствованных с монументов императоров Адриана, Траяна и Марка Аврелия, также имело определенный смысл – таким образом императора Константина «приравнивали» к числу лучших правителей Рима.

Декоративные плиты II века, прежде чем они были установлены на арку, подверглись реставрации. Лица на барельефах были заменены на лица Константина и приближенных к нему персон, а сюжеты доработаны необходимыми деталями.

Триумфальная арка Тита в Риме

Триумфальная арка Тита (Arco di Tito) является самой древней триумфальной аркой Рима. Поэтому помимо архитектурного, носит ещё и ярко выраженное историческое значение.

Эта арка в отличие от арки Константина, арка Тита однопролетная и имеет более скромные размеры. Имеет высоту более 15 метров и ширину более 13 метров.

Расположена арка недалеко от первой, в восточной части Римского форума, на древней Священной дороге Via Sacr.

Возведена по приказу императора Домициана в 81 году нашей эры, в честь римского императора Тита, вскоре после смерти последнего, в память о взятии Иерусалима в 70 году.

Монумент выстроен из белого пентельского мрамора, добытого в Аттике. Арка декорирована полуколоннами, в углах возле пролета высечены четыре крылатых богини победы — Виктории. Внутри пролета расположены два барельефа, изображающие шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме, там же изображен сам император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге когда-то была расположена и на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась.

Именно арка Тита послужила моделью для создания многих других триумфальных арок Нового времени.

Кстати, для строительства этой арки в Рим были специально привезены более 50 тысяч пленных евреев. Строительство арки положило начало еврейской диаспоры в Европе.

Ходят слухи, что в аттике этой триумфальной римской арки был захоронен прах самого Тита. Подобных почестей были удостоены лишь три правителя за всю историю Римской империи — Цезарь, чье погребение было в Римском Форуме, Траян — в цоколе именной колонны и Тит. Таким образом, арка Тита является не только прародительницей более поздних триумфальных конструкций Рима, но еще и мемориалом, по типу московского мавзолея или Пантеона Кахино в Испании.

Триумфальная арка Константина (Arco di Costantino)

Рядом с Колизеем находится арка Константина, построенная в начале IV в., чтобы увековечить победу императора над тираном Максенцием. Она осталась относительно невредимой.

Победа Константина

В период многолетней гражданской войны победа армии Константина над численно превосходящим войском Максенция в битве при Мильвском мосту в 312 г., наконец, принесла мир Римской империи. В ознаменование этой победы сенат наградил императора триумфальной аркой. Ее построили в 315 г. н. э.

Большая арка с тремя проходами имеет ширину почти 26 м и высоту 21 м. Во время строительства повторно использовали многие части старых сооружений, что было в ​​то время обычным явлением.

Интересный факт! Украшения на центральной и нижней частях арки были созданы специально для нее. Фриз показывает, что армия Константина вела войска Максенция в Тибр. Сама отделка заметно более низкого качества, чем та, что была снята с памятников эпохи Адриана и Траяна. Художественный уровень во времена Константина был значительно ниже, чем в прошлом, что символично для упадка Римской империи.

Император Константин

Константин считал, что его невероятная победа случилась благодаря помощи христианского бога. В итоге во время его правления христианство стало официальной религией Римской империи. В 325 году н. э. столицей империи стал Константинополь.

Как добраться

Арка Константина стоит возле Колизея, по адресу Via di San Gregorio. Добраться до нее можно линией метро В (остановка Колизей). За вход платить не нужно, это бесплатная достопримечательность Рима.

Желаем вам познавательного путешествия!
 

Существующие арки

Изображение Имя Дата Современный город Современная страна Древнее имя
Арка Каракаллы 216 г. н.э. Джемила Алжир Cuicul, Curculum
Арка Каракаллы 211–214 гг. Нашей эры Тебесса Алжир Theveste
Арка Траяна c. 2 или 3 века нашей эры Тимгад Алжир Марчиана Траяна Тамугади
Арка Марка Аврелия (Маркуна)   c. 2-й н.э. Tazoult Алжир Верекунда
Наследник 354–361 гг. Нашей эры Петронелл-Карнунтум Австрия Карнунтум
Арка Сергия 29–27 до н. Э. Пула Хорватия Colonia Pietas Iulia Pola Pollentia Herculanea
Арка Кампана 1 век нашей эры Экс-ле-Бен Франция Aquae Gratianae
Порт Нуар   c. 171–175 гг. Нашей эры Безансон Франция Везонтио
Арка Карпентры 18–19 нашей эры Карпентрас Франция Carpentoracte Meminorum, Forum Neronis
Триумфальная арка апельсина c. 20–27 нашей эры апельсин Франция Колония Юлия Фирма Секунданорум Араусио
Порт-де-Марс 3 век нашей эры Реймс Франция Дурокорторум
Pont Flavien c. 12 г. до н.э. Сен-Шамас Франция н / д
Арка Гланума 10–25 нашей эры Сен-Реми-де-Прованс Франция Glanum
Арка Германика 18–19 нашей эры Saintes Франция Медиоланум Сантонум
Арка Адриана 131–132 г. н.э. Афины Греция Афина, Афины
Арка Галерия 298–299 гг. Нашей эры Салоники Греция Салоники
Арка Траяна 113 г. н.э. Анкона Италия Анкона
Арка Августа 25 г. до н.э. Аоста Италия Августа Претория Салассорум
Арка Марка Антония   113 г. н.э. Акино Италия Aquinum
Арка Траяна 114–117 нашей эры Беневенто Италия Малевентум, Беневентум
Арка Траяна c. 109 г. н.э. Каноса ди Апулия Италия Canusium
Арка Адриана c. 1 или 2 века нашей эры Капуя Италия Capuae
Арка Августа 9 г. н.э. Фано Италия Fanum Fortunae
Триумфальная арка 18–19 нашей эры Помпеи Италия Помпеи
Арка Августа Рим Италия Рома
Арка Константина 312–315 гг. Нашей эры Рим Италия Рома
Арка Друза 9 г. до н.э. Рим Италия Рома
Арка Галлиена 262 г. н.э. Рим Италия Рома
Арка Януса 4 век нашей эры Рим Италия Рома
Арка Септимия Северуса 203 г. н.э. Рим Италия Рома
Арка Тита 82 г. н.э. Рим Италия Рома
Арка Друза 14–37 нашей эры Сполето Италия Spoletium
Арка Августа 8 г. до н.э. Сузы Италия Сегузио
Арко ди Риккардо   33 г. до н.э. Триест Италия Tergeste, Tergestum
Арко дей Гави c. 50 г. н.э. Верона Италия Верона
Арка Адриана 129–130 гг. Нашей эры Джераш Иордания Гераса
Триумфальная арка Шина Ливан Тирос, Тир
Арка Тиберия 35 г. н.э. Хомс Ливия Лептис Магна
Арка Траяна 109–110 гг. Нашей эры Хомс Ливия Лептис Магна
Арка Септимия Северуса 146–211 гг. Нашей эры Хомс Ливия Лептис Магна
Арка Марка Аврелия 165 г. н.э. Триполи Ливия Oea
217 г. н.э. Volubilis Марокко Volubilis
Арка Кабанеса c. 2 век нашей эры Кастельон-де-ла-Плана Испания н / д
Арко-де-Мединасели c. 1 век до н.э. Мединасели Испания Окилис, Окилис
Arc de Berà c. 13 г. до н.э. Рода де Бера Испания н / д
Латакия Тетрапорт (Арка Септимия Севера) 183 г. н.э. Латакия Сирия Лаодикия-ад-Маре
Арка Александра Северуса 228 г. н.э. Дугга Тунис Колония Лициния Септимия Аурелия Александриана Thuggensis
205 г. н.э. Дугга Тунис Колония Лициния Септимия Аурелия Александриана Thuggensis
~ 300 г. н.э. Сбейтла Тунис Суфетула
южные ворота Аназарбус Турция Аназарбос
Ворота Адриана 2 век нашей эры Анталия Турция Атталея
Ecce Homo арка 2 век нашей эры Иерусалим Израиль Элия ​​Капитолина
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector