Храмы абу-симбел

Где находится, как добраться

Есть три способа добраться до Абу Симбела:

  • Перелет из Асуана.
  • По суше из Асуана.
  • При полете между Каиром и Асуаном.

Также вы можете долететь до Абу-Симбела из Луксора, но этот способ не рекомендуется. Вам придется дважды менять самолет (в Каире и Асуане), а время полета в один конец в среднем составит 10-15 часов.

Перелет из Асуана

Это самый быстрый способ добраться из Асуана в Абу-Симбел. Время полета в среднем 45 минут в один конец. Рейсы рассчитаны таким образом, что у вас есть примерно полтора часа, чтобы посетить два храма, прежде чем вы успеете на обратный рейс в Асуан.

Egypt Air-единственная авиакомпания, которая предлагает полеты в Абу-Симбел. Эта авиакомпания предлагает два ежедневных рейса туда и обратно между Асуаном и Абу-Симбелом.

При полете в Абу-Симбел на самолете Egypt Air авиакомпания предоставляет бесплатное автобусное сообщение между аэропортом Абу-Симбел и храмовым комплексом.

Как только вы выходите из аэропорта, вам нужно лишь сесть на транспортный автобус Happy Year, который ждет вас за пределами аэропорта. Он уже оплачен авиакомпанией Egypt Air, но водитель может попросить у вас чаевые.

Автобус будет ждать вас на стоянке храмового комплекса, пока вы будете осматривать храмы. У вас будет около 1,5 часов, чтобы посетить весь храмовый комплекс.

Полет обратно в Асуан будет на том же самолете, который доставил вас в Абу-Симбел. Однако личные вещи в самолете оставлять нельзя.

По приблизительной оценке, перелет туда и обратно между Асуаном и Абу-Симбелом обойдется в 325 долларов с человека.

По суше из Асуана

Вы можете добраться из Асуана в Абу-Симбел по суше, либо с экскурсией, либо наняв водителя.

В одну сторону дорога составит 290 км. Поездка занимает от 2,5 до 3 часов. Большинство наземных туров в Абу-Симбел занимает в общей сложности восемь часов.

Отель Sofitel Old Cataract предлагает различные варианты тура в зависимости от типа транспортного средства. Цены начинаются от 160 долларов с человека в обычном автомобиле (максимум 2 человека), или 210 долларов с человека в минивэне (максимум 8 человек), или 375 долларов с человека в Pajero (максимум 2 человека), или 425 долларов с человека в Land Cruiser (максимум 2 человека).

У отеля также есть варианты, которые будут включать в себя оплату гида и вашего входного билета. Для получения более подробной информации посетите веб-сайт Sofitel.

В отеле Movenpick также можно заказать экскурсию.

Egypt Tailor Made-это высоко оцененная туристическая компания, которая предлагает однодневную поездку в Абу-Симбел. Экскурсия длится 8 часов и включает в себя гида.

Как добраться до храмового комплекса

  • Если вы прибудете в Абу-Симбел по суше, вас высадят у храмового комплекса.
  • Если вы прибываете самолетом, есть автобус Egypt Air shuttle, который по какой-то причине имеет название «Happy Year Transport», нарисованное на боковой стороне автобуса. Это бесплатный автобус-шаттл, хотя водитель может попросить у вас чаевые.

Когда вы выйдете из аэропорта, вы встретите множество таксистов, предлагающих отвезти вас до храмового комплекса Абу-Симбел. Но все же лучше воспользоваться бесплатным автобусом.

До храмового комплекса можно доехать за пять минут. Когда вы выйдете из автобуса, спросите водителя, в котором часу автобус отправляется обратно в аэропорт.

По приезду вы выйдете из автобуса на небольшой парковке. Вы увидите озеро Насер с одной стороны, и ряд небольших зданий с другой. Идите по направлению к маленьким зданиям.

Слева вы увидите продовольственный киоск, зону отдыха и туалетные комнаты. Как только вы пройдете мимо продовольственного киоска, вы увидите знак, указывающий на храмовый комплекс. Идите по улице, пока не дойдете до центра для посетителей.

Можно добраться на такси или арендовать машину и добираться до всех пирамид самостоятельно.

Ниже представлена форма для поиска. Это международный сервис по аренде авто по всему миру, который предлагает огромный выбор автомобилей в разных ценовых категориях: от бюджетных до люкс. Заполняйте поля, нажимайте на кнопку «Найти» и вам отобразятся варианты с ценами, условиями аренды, дополнительными опциями и тд. Там же можно будет забронировать авто онлайн. И вам его доставят в удобное для вас место.

Неизведанные храмы Египта

Абу-Симбел – это небольшая деревушка, что расположилась не далеко от границы с Суданом. Маленький населенный пункт, который приглашает тысячные потоки туристов для осмотра двух величественных храмов времен фараона Рамзеса II. Храмы считаются одними из главных достопримечательностей древнеегипетской культуры, что датируется 1244 годом до нашей эры.

Спустя тысячелетия после их постройки, ансамбль храмов был почти полностью засыпан песком пустыни Сахары и на протяжении многих веков они были укрыты его слоем. Лишь в 1813 году, благодаря археологическим раскопкам, величественные строения фараона Рамзеса II были обнаружены.


Дэвид Робертс — колоссы Абу-Симбела. 1838 год

Раскопки археологов

История нам рассказывает, что в 19 веке швейцарский ученый Буркхард начал внимательно изучать храмы богини любви, танцев и пиршеств – Хатор. Именно он обнаружил несколько голов, торчащих из-под песчаных завалов. Исследователь сообщил о своей находке и, к огромному недовольству египетских шейхов, около пяти экспедиций выдвинулись на раскопки статуй. Только через пару лет с момента находки им разрешено было начать раскопки и изучать найденную древность.


Заупокойный храм фараона Рамзеса II был усыпан песком

В миг, когда экспедиторы во главе с первооткрывателем Бельцони добрались-таки до главных ворот в храм, они прошли все расположенные там комнаты и простукали все ниши и простенки. Осмотр не дал никаких результатов, и они решили, что храм был опустошен еще задолго до их прихода.

Спустя три года к началу раскопок явились другие экспедиторы, они освободили от песка первую статую, где и обнаружили дату постройки храма Абу-Симбел. Затем по мере расчистки территории археологи обнаружили больше информации об архитектурном строении и его строителях. Также археологи точно подметили, что египтяне точно и грамотно подобрали место, где будет располагатся храм. Он был построен так, чтобы первый солнечный луч, в день рожденья Рамзеса и в день его коронации, освещал его корону.

Угроза затопления древних строений

Но в 60-х годах нашей эры комплекс храмов в Абу-Симбеле возрастом более 3000 лет был на гране уничтожения путем затопления. Им грозил риск полного исчезновения, появившийся в ходе строительства Асуанской плотины.


Фото Храмовый комплекс Абу-Симбела. Храм Рамсеса II (слева) и малый храм (справа)

ЮНЕСКО отнеслись к этому очень серьезно и приложили все усилия, чтобы сохранить культурное наследие египетского народа. При содействии еще пятидесяти стран ЮНЕСКО добились своего и буквально перенесли храмы на новое место.


Музей Архитектуры, Стамбул ( Museum of Architecture)

Во избежание затопления исторической постройки, её разобрали на блоки и перемещали на почти двести километров дальше от реки. Работники резали на кусочки храм и перевозили фрагменты, а затем как большой конструктор собирали его заново. Храм был распилен на 1036 блоков, весом от 5 до 20 тонн, все блоки пронумеровали и возвели на новом месте.


ЮНЕСКО спасли храм от затопления, перенеся храм и собрав его заново

Такая работа продолжалась на протяжении почти четырех лет. Все до самой мелкой песчаной детали часть за частью как мозаика было в точности перенесено в более безопасное место для храма, а рядом также был перенесен и установлен малый храм жены фараона Рамзеса. Данным образом, храм был спасен от затопления, а проделанная работа считается уникальной и одной из масштабнейших во всем мире.

Культурное значение храма Абу-Симбела

Сегодня этот памятник архитектуры, после пирамид и сфинкса, является главной достопримечательностью Египта. Абу-Симбел был внесен Юнеско в список всемирного наследия. И это неудивительно, ведь во время переноса этого храма исследователи были поражены искусством древнеегипетских архитекторов, которые придумали, как сделать горные породы естественной опорой для своего великого сооружения. Для этого они построили фасады Большого и Малого храма параллельно трещинам в скале.

Также были учтены свойства грунта, состоящего из песчаника, железо которого при окислении давало удивительное разнообразие оттеков: от розового до красного, от красного до лилового.

Ученые были восхищены искусством техники выполнения скульптур и тому, как египетские мастера умудрились столь точно придать черты фараона своим статуям.

Но особенно цениться Абу-Симбел поистине титаническими усилиями, которые были затраченными на его перенос, в котором участвовали, аж целых 50 стран.

История исследований

Абу-Симбел, скорее всего, самый исследованный памятник, находящийся в Египте. Дело в том, что в 50-х годах прошлого столетия, во время возведения Асуанской ГЭС, он оказался на месте будущего водохранилища, и возникла угроза его полного затопления. Тогда стали разрабатываться проекты спасения бесценной достопримечательности и памятника древнеегипетской архитектуры, вплоть до создания подводного купола из стекла, которым бы накрыли пещерный храм. Но в итоге было решено перенести все сооружения комплекса в безопасное место. Спасение комплекса Абу-Симбел – это самый грандиозный и самый дорогостоящий проект ЮНЕСКО. Эта беспрецедентная акция длилась четыре года, и для ее разработки и осуществления в Египет съехались эксперты из 50 стран мира.

Был произведен аккуратный распил строений комплекса на 1036 блоков, каждый из которых весил от 5 до 20 тонн. На них проставили номера и перевезли на новое место, на 90 метров выше прежнего уровня. Сюда же доставили 1112 каменных блоков из скалы, окружавшей храмы. В сами блоки через высверленные отверстия закачали специальный состав с добавлением смолы для повышения прочности камня. А храмы после сборки накрыли железобетонным колпаком, а сверху создали холм, насыпав камень. Это так искусно выполнено, что человек, не знающий истинной истории храма Абу-Симбел, подумает, будто они так и стояли тут на протяжении десятков веков. Сама операция по переносу храмового комплекса длилась 3 года, а ее стоимость – 42 миллиона долларов. 

Ученые, проводившие исследования памятника во время этих работ, были потрясены тем огромным запасом знаний, который использовали строители Древнего Египта для создания столь масштабного религиозного сооружения. Они сделали вывод, что линии фасадов Малого и Большого храмов шли вдоль трещин в грунте скалы, таким образом, твердые скальные породы служили природной опорой исполинских статуй. При постройке пещерного храма строители учли все природные свойства грунта и скрепляли слои песчаника оксидом железа – таким образом, пласты почти не подверглись разрушению. Кроме этого, оксид железа обогащал цветовую палитру камня, придавая ему причудливые оттенки.

https://youtube.com/watch?v=_pjm-ltbymI

Обзоры популярных отелей Египта по городам
Подробные обзоры египетских отелей с фотографиями и отзывами!

5 звезд
4 звезды
3 звезды

Интересное


Рамадан в Египте – время и особенности празднования


Сколько стоит и как готовится кальян в Египте?


Такси в Шарм-эль-Шейхе


Все о работе аниматором в Египте


Время в Египте в сравнении с московским


Национальные традиции и обычаи Египта

Небольшая деревня

Эта небольшая деревня расположилась на границе Египта с Суданом. Здесь не найти множества развлекательных заведений, но это не мешает тысячам туристов ежедневно посещать Абу-Симбел. Именно на его территории расположились два уникальных, высеченных в скале храма первой половины XII века, построенных Рамзесом II; один — в честь своей победы над хеттами, другой — в знак нежных чувств к своей жене Нефертари. Они называются, соответственно, «Большой» и «Малый».

Этот уникальный комплекс не менее популярен среди туристов, чем знаменитые пирамиды Гизы и Луксор.

Храмовый комплекс Абу-Симбел

Где находится

Памятник архитектуры расположен вблизи границы Египта и Судана, в исторической области Нубии, в 285 южнее административного центра мухафазы (провинции) Асуан.

Как добраться

Существует несколько способов увидеть эту достопримечательность:

  1. Самолетом. Для этого предназначены ежедневные очень ранние рейсы ЕgyptAir из Каира и Асуана.
  2. Автобусом. На него или на маршрутку можно сесть в Асуане. Длительность поездки не менее четырех часов, поэтому проверить исправность кондиционера в транспорте будет не лишним.
  3. Речной транспорт. Из Асуана курсирует круизный кораблик, на котором по Нилу можно добраться до места назначения.

Абу-Симбел, аэропорт

Храмы

Один из храмов, большой, был воздвигнут в честь самого фараона Рамсеса II и посвящён богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху; другой, малый, — воздвигнут в честь первой жены Рамсеса II, царицы Нефертари Меренмут, и посвящён богине Хатхор.

В первом из них, построенном после победы над хеттами и отличающемся хорошо сохранившимися важными историческими изображениями и надписями, изображён царь, поклоняющийся самому себе, то есть его божественный образ, которому поклоняется царь-человек. Окружённый другими божествами, он выделяется в виде громадной фигуры, обращённой спиной к скале. На восточном фасаде, у входа в храм, высечены в скале четыре колоссальных изображения трёх богов — Амона, Ра-Хорахти и Птаха — и самого царя (всем четырём статуям, однако, придан облик самого Рамзеса II), высотой приблизительно в 20 м. Под гигантскими статуями фараона находятся скульптурные изображения членов его семьи — матери, жены Нефертари и детей. Стены внутренних помещений украшены рельефами с ритуальными и военными сценами (битва при Кадеше и др.).

Храм спроектирован таким образом, что дважды в год — в 6 часов утра 22 октября и 22 февраля — солнечный луч преодолевает коридор длиной 65 м и освещает 4 сидящие статуи богов; по 6 минут солнцем освещены изображения Амона и Ра-Хорахти, 12 минут — фигура Рамзеса II (он в центре). На бога Птаха солнце не падает никогда. Во внутренних помещениях храма — 2 гипостиля, молельни и помещение святилища со статуями Амона, Ра-Хорахти, Птаха (все, как и статуи при входе, с лицами Рамзеса II) и Рамзеса II.

Перед Малым храмом стоят шесть статуй, высеченных горельефом, а именно с каждой стороны по два изображения царя и по одному — царицы; высота статуй около 10 м. На фигуре второго колосса, в южной части храма, высечена греческая надпись, оставленная ионийскими наёмниками, пришедшими сюда при Псамметихе II (595—589 до н. э.), во время преследования отступавших от Элефантины к Эфиопии воинов.

Модель, иллюстрирующая старое и новое местоположение храмов и уровень воды

С течением времени, храмы пришли в упадок и в конце концов были засыпаны песком. Уже во время похода Псамметиха II в VI веке до н. э. песок покрывал статуи главного храма до колен. Затем о храме забыли вплоть до 1813 года, когда швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт нашел верхний фриз главного храма. Буркхардт рассказал о своем открытии итальянскому исследователю и авантюристу Джованни Бельцони, который посетил это место, но не смог откопать вход в храм. Бельцони вернулся в 1817 году, на этот раз успешно проникнув в храмовый комплекс.

История памятника Абу-Симбел

Его возведение историки связывают с победой Рамзеса II над хеттами в 1296 году до нашей эры. Фараон считал это событие самым значимым в своей жизни, поэтому решил воздать почести богам, которых он чтил в большей степени. При строительстве немало внимания уделялось фигурам богов и самого фараона. Храмы были популярны после их возведения еще несколько сотен лет, но впоследствии потеряли свою актуальность.

За годы одиночества Абу-Симбел все больше покрывался песком. К 6 веку до нашей эры слой породы уже достигал колен главных фигур. Достопримечательность так бы и канула в Лету, если бы в 1813 году Иоганн Людвиг Буркхардт не натолкнулся на верхний фриз исторического сооружения. Швейцарец поделился информацией о своей находке с Джованни Бельцони, который пусть и не с первого раза, но сумел все-таки откопать храмы и попасть внутрь. С этого времени скальный храм стал одной из популярнейших достопримечательностей Египта.

В 1952 году недалеко от Асуана планировалось возведение плотины на реке Нил. Сооружение стояло слишком близко к берегу, поэтому могло навсегда исчезнуть после расширения водохранилища. В результате была созвана комиссия, которая решала, как поступить с храмами. В докладе было предложено перенести святые монументы на безопасное расстояние.

Перенос цельной конструкции не представлялся возможным, поэтому сначала Абу-Симбел разделили на части, каждая из которых не превышала 30 тонн. После их транспортировки все детали вновь поставили на свои места, чтобы итоговый вид не отличался от первозданного. Работы велись в период с 1964 по 1968 годы.

Это интересно: Асуанская плотина (Aswan Dam)

Фото и описание

Храмы Абу-Симбел — два массивных скальных святилища в Нубии, на юге Египта, недалеко от границы с Суданом. Они расположены на берегу озера Насер, приблизительно в 300 км по дороге на юго-запад от Асуана.

Сдвоенные храмы были первоначально вырезаны в горной породе во время правления фараона Рамсеса II в 13 веке до нашей эры как памятник правителю и его жене Нефертари в честь победы в битве при Кадеш. Их огромные рельефные фигуры на внешней стороне получили мировую известность.

Строительство храмового комплекса началось примерно в 1264 г. до н.э. и продолжалось около 20 лет. Известный, как «Храм Рамсеса, любимца Амона», он был одним из шести подобных каменных сооружений, возведенных в Нубии во время долгого правления этого фараона. С течением времени сооружения пришли в упадок и покрылись песком. Уже в 6-м веке до нашей эры песок засыпал статуи главного храма до колен.

Повторное открытие памятников архитектуры состоялось в 1813 году, когда швейцарский востоковед Жан-Луи Буркхардт нашел верхний фриз главного храма, но не попал внутрь. В 1817 году Джованни Бельцони смог войти в комплекс, чуть позже было сделано первое детальное описание храмов и карандашные наброски.

Комплекс состоит из двух храмов. Более просторный посвящен Ра, Птаху и Амону — трем главным божествам Египта, его фасад украшают четыре большие (20 м) статуи Рамзеса. Помещение меньшего размера — храм богини Хатор, олицетворяющей Нефертари, наиболее любимую из многочисленных жен фараона. Колоссальные фигуры царя, сидящего на престоле в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта, были высечены прямо в скале. Верхнюю часть венчает фриз. Статуя слева от входа была повреждена в результате землетрясения, уцелела нижняя часть, а голову и туловище можно увидеть у ног памятника. Рядом расположены и другие статуи, они не выше колен фараона. Фигуры изображают Нефертари, королеву-мать Туй, его первых двух сыновей и первых шестерых дочерей.

Вход венчает барельеф, представляющий два изображения царя, склонившего голову перед скульптурой сокола Ра в большой нише. Отличительной особенностью фасада является стела, на которой запечатлен брак Рамсеса с дочерью царя Хаттусили III как подтверждение мира между Египтом и хеттами.

Внутренняя часть святилища — классической треугольной формы, характерной для самых древних египетских культовых построек, с многочисленными боковыми камерами. Гипостильный зал размером 18 на 16,7 метров поддерживается восемью огромными колоннами-статуями Осириса, бога подземного царства. Фигуры вдоль левой стены носят белую корону Верхнего Египта, статуи на противоположной стороне носят двойную корону Верхнего и Нижнего Египта. Барельефы на стенах зала изображают батальные сцены разных военных кампаний. Гипостильный зал переходит во второе помещение с колоннами, отделанными сценами подношения богам. Эта комната ведет к святилищу, в котором на черной стене вырезаны из камня четыре сидящие фигуры: Ра, обожествляемого Рамзеса, богов Амона Ра и Птаха.

Считается, что ось храма была расположена таким образом, чтобы 22 октября и 22 февраля лучи солнца проникали в святилище и освещали скульптуры на задней стенке, кроме Птаха, бога преисподней.

Святилище Хатор и Нефертари, или Малый храм, было построено на расстоянии около ста метров к северо-востоку от храма фараона Рамсеса. Это второй в истории древнего Египта храм, посвященный правительнице. Скальный фасад украшен двумя группами колоссов, которые отделены друг от друга большой аркой. Статуи, высотой чуть более десяти метров, изображают фараона и его жену. По обе стороны от портала находятся две скульптуры правителя в окружении богов Сета и Гора, небольших фигур принцев и принцесс. Интерьер Малого храма представляет собой упрощенную версию Великого храма. Барельефы на боковых стенах каменного святилища представляют сцены подношения различным богам от фараона или царицы.

Каждый храм обслуживал отдельный жрец, который представлял фараона в ежедневных религиозных церемониях.

Малый храм «великой супруги царской»

Малый храм фараон приказал высечь «из тонкого и твёрдого белого камня для Нефертари Мери-эн-мут («Самой прекрасной в мире»). Святилище посвящёно богине женственности и красоты — Хатхор, но ей приданы черты лица Нефертари — супруги Рамсеса II. У фасада храма стоят шесть десятиметровых статуй, изображающих Рамсеса II и его жену, а у ног фараоновой четы помещены изваяния их детей. На одном из рельефов запечатлена коронация Нефертари: богини Хатхор и Исида возлагают на голову царицы убор священной звезды Сириус. На многих скульптурных композициях присутствует образ обожествлённого Рамсеса II с небольшим бараньим рогом, обрамляющим ухо, что считается признаком божественности. Стены расписаны храмовыми картинами подношения даров.

Фрагмент статуй храма Рамзеса II

Храмы в Абу-Симбеле

Abu Simbel

•  •  •  •  •  

Абу-Симбел (250 км к югу от Асуана) широко известен комплексом из двух скальных храмов, возведенном в Нубии фараоном Рамсесом II. В 1960-х годах храмы оказались под угрозой затопления водами озера Насер, образовавшегося в результате строительства на Ниле Высотной Асуанской плотины. Силами международной коалиции, работавшей под эгидой ЮНЕСКО, храмы были распилены на блоки, перенесены на более высокое место, и укрыты бетонным куполом, замаскированным под скалу.

   

Туристы, прибывающие в основном в составе автоколонны из Асуана, сначала попадают к изнанке комплекса. Пространство возле билетной кассы радует неожиданным буйством растительности.

   

Затем посетители направляются к берегу озера Насер, огибая искусственные «скалы» перемещенного из затопленной зоны храмового комплекса. Разумеется, об аутентичной романтической атмосфере мечтать не приходится, все что находится за пределами фасадов и помещений храмов выглядит аккуратно, но довольно уныло.

   

Весь комплекс визуально рассчитан на прибытие к нему по реке. На рисунке Робертса (David Roberts, 1838), правда, раза в два преувеличена грандиозность сооружений: фигуры на фасаде Малого храма все-таки не в 10 раз выше человеческого роста.

        Планы и разрезы комплекса.

Фасад Большого храма

       

На фасаде храма выделяются четыре сидящих на троне колосса Рамсеса II, своей 20-метровой высотой превосходящие колоссы Мемнона в Фивах. Один из них лишился верхней половины в результате землетрясения 27 года до н.э.

        Картина Робертса запечатлела храм таким, каким его уже никто никогда не увидит. Остается лишь завидовать первопроходцам.
    Так, по мнению National Geographic, фасад храма был раскрашен в древности.
    В огромных фигурах особенно качественно исполнены головы.
       

Обзор подразумевался из позиции снизу-вверх. В начале XX века по еще не убранной песчаной насыпи можно было подняться на колени колоссу или просто взглянуть на на фигуры с более высокой точки – в таком ракурсе стройность нарушается, ладони выглядят грубо.

   

Между колоссами находятся изображения царской семьи, не превышающие колен Рамсеса. Налево от безголового колосса стоит мать фараона, Мут-Туйа. Царица Нефертари помещена с правой стороны от него. Принц Аменхерхепшеф – между ногами колосса.

       

На коленях того же колосса оставили свои автографы греческие, финикийские и карийские наемники Псамметиха II в 591 году до н.э. – это самые древние известные нам греческие надписи в Египте.

    Прорисовка греческих надписей, выполненная Лепсиусом (Lepsius, 1844):
Диоген, Платон, Менелай, Птолемей, Тимострат, Плутарх, Ермолай и другие бравые бойцы.
   

На боковых сторонах каменных тронов, обрамляющих вход в храм, парные божества Нила сплетают геральдические папирус и лотос вокруг иероглифа со значением «объединять». Изображенные под ними вереницы пленников разделены между севером и югом. Азиаты изображены на северном троне (правом, если стоять лицом к храму – на фото), нубийцы – на его южном (левом) двойнике.

   

Над входом в храм в нише размещена фигура Ра-Хорахте с анхами в руках, левее внизу в той же нише – скипетр-иероглиф, читающийся как ус(е)р, правее – фигура Маат. Эта композиция представляет собой изобразительную передачу тронного имени Рамсеса – Усер-Маат-Ра (Могущественен правдой Ра).

   

Та же символика присутствует в расположенных по бокам рельефах с изображением Рамсеса, протягивающего к Ра-Хорахте фигурку Маат – на голове богини помимо пера солнечный диск, и, вопреки обыкновению, она держит не знак анх, а скипетр уср (сравните с изображением Маат внутри картуша).

   

Робертс, как мы видим, этого нюанса не заметил – на его рисунках Большого храма фигурки Маат в руках Рамсеса дополнены как раз знаком анх. Зато в его время (1838) фигура Маат у ног Ра-Хорахте была в лучшей сохранности.

    Венчает фасад высокий карниз, украшенный павианами, поклоняющимися восходящему солнцу.
    Одна из стел возле храма: Рамсес перед Амоном, Ра-Хорахте и Тотом.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector