Наши за границей. таджикистан — страна загадок

Популярные новости

10:1314.09
Талибы казнят мирных жителей в Панджшере, ООН предупреждает о голоде. Что происходит сейчас в Афганистане?

06:1314.09
Накануне ШОС. Мэрия Душанбе уверяет, что за последние 16 дней в столице нет ни одного случая заражения COVID-19

17:0015.09
Цветущий и полупустой. Как Душанбе встречает саммиты

11:0414.09
Владимир Путин не приедет в Душанбе. Он уходит на самоизоляцию

10:3814.09
МИД Таджикистана вручил ноту послу США в связи с высказываниями Байдена

05:2513.09
«Истиклол» сменил наставника перед игрой с иранским «Персеполисом»

09:1514.09
В Душанбе состоится Dushanbe Summer Fest-2021, на котором споют Юлдуз Усманова и Арон Афшор

Старинные традиции таджиков

В старину большинство праздников таджиков были посвящены главным занятиям этого народа – земледелию и скотоводству, ремёслам. Народ верил, что покровителем урожая и посевов выступает божество Бобои-дехкон, что выглядел как пожилой крестьянин. 

В каждом селении был свой образ этого бога и, что меня удивило, в человеческом облике. В качестве воплощения Бобои-дехкона чаще всего выступал самый старый житель поселения, который всю жизнь работал на земле. 

Чтобы работы в поле были удачными, этот старик первым начинал пахать и молоть, передавая своё мастерство более молодым соплеменникам. Старинным обычаем стало празднование начала пахоты, что неизменно сопровождалось пиршеством, танцами и песнями.

Не менее интересная традиция таджиков – хашар. Когда жителям одного дома в селении необходима помощь в строительстве доме или сборе урожая, они зовут на подмогу соседей. 

Взаимопомощь и взаимовыручка играют важную роль в жизни народа Таджикистана

Местный фольклор нередко отмечает в песнях или пословицам, как важно помочь другому – ведь в нужный момент ты и сам не останешься без руки поддержки

Таджикистан стал одним из центров развития самых разных ремёсел – ткачества, обработки дерева, кожи и металла. В прошлом таджики непременно исполняли небольшой ритуал, который помог бы новичку успешно освоить выбранное ремесло. 

Во время торжества учитель вручал своему ученику орудие труда, посвящая его в ремесленники, после чего тот должен был устроить пир для своих коллег. На мой взгляд, это очень интересная и разумная традиция. Во время праздника новичок мог познакомиться с коллегами, наладить отношения с ними, а значит, не чувствовать себя чужим в новом коллективе.

Свадебная церемония в Таджикистане

История христианской религии в Узбекистане

В мусульманской стране Узбекистан религия православных и католиков занимает 7% от общего числа религиозных течений. Православие появилось здесь после 1871 года, когда территория была причислена к Российской империи. В это же время построен первый православный кафедральный собор в Ташкенте. В стране сооружено около 40 православных храмов, женский монастырь, духовная семинария.

Уже сто лет, как существует католический храм Иисуса Христа в столице. Но община католиков не так многочисленна.

Активно действуют различные христианские конфессии: Свидетели Иеговы, баптисты, адвентисты, протестанты и другие.

Чем отличаются современные иранцы и таджики?

Девушка иранка

Кочевые индоевропейские народы начинают проникать в Среднюю Азию и на Ближний Восток во второй половине ІІ тысячелетия до н.э., из южнорусских степей, когда там накопилось слишком много населения, а климат изменился. Какое-то время они тут осваивались, постепенно переходили к оседлому образу жизни и ассимилировали местные, менее развитые народы.

Девушка таджичка

В начале І тысячелетия часть ариев объединяет мидийская держава, что расположилась от земель нынешней центральной Турции до восточного Ирана. Вскоре ее сменила империя Ахеменидов, основанная родственными мидянам персами, которая протянулась еще дальше.

Карта расселения таджиков и иранцев

Конечно, ядром ее владений стал современный Иран, но и более восточные области были плотно заселены титульными, арийскими, племенами. Из-за последующих завоеваний иноземцами древняя персидская нация распалась и дала жизнь пяти крупным народам – иранцам, таджикам, курдам, белуджам и пуштунам и множеству мелких.

Когда-то это был один народ с общей религией, традицией и самосознанием. Но большие расстояния и несколько волн иностранных вторжений способствовали нарастанию между ними различий. Их единство распалось еще 3 тысячи лет назад, но языки до сих пор остаются взаимопонятными.

Так получилось вот из-за чего. Арабы включали в состав своих армий только что обращенных персов, а те уже учили основам своей религии местное иранское население. Учили, конечно, на собственном диалекте, который с того времени стал языком исламской проповеди.

На протяжении 1,5 тысячелетий границы персидской державы то увеличивались, то сужались. Иногда она совсем переставала существовать, иногда подчинялась иноземным династиям. Но народ-то оставался. Только вот из-за отсутствия единой государственной политики национального строительства, единой нацией он себя так и не ощутил.

А имя было одно. В давние времена таджиками стали называть оседлое персоязычное население Ирана и Средней Азии. Таким словом его старались отличать от тюрок-кочевников. Сильно позже это имя получили только те иранцы, что жили вне пределов Персии.

Так получилось с подачи правительства СССР, которое приступило к национальному строительству в принадлежащей ему Средней Азии и было заинтересовано в уточнении этих понятий. Даже письменность новой советской республики перевели на кириллицу. Поэтому в наше время граждане Ирана и Таджикистана на словах объяснятся, но СМС-ки друг другу писать не смогут.

Надо осветить еще один нюанс, без которого статья будет не полной. Конечно, это религия.

До определенного момента, шиизм не пользовался в исламском мире особой популярностью. Были те или иные немногочисленные секты, но к вершинам политической власти они приходили редко. Массовым он стал только в Иране, вечно оппозиционном арабам.

Персы принимали эту ветвь исламской веры, потому что ее последовали обещали уравнять в правах все мусульманские народы. И только в 1501 году шиизм назначили государственной религией страны, когда было создана новая держава под управлением династии Сефевидов.

В состав их владений вошли на востоке и Афганистан, и Туркмения, и часть Узбекистана, но только не таджикские земли, где тогда правили узбеки Шейбаниды. Мухаммед Шейбани хан потребовал от своих западных соседей перестать притеснять суннитов, а затем вообще призвал их отказаться от шиизма.

Как результат – начались жестокие войны, которые сделали расстояние между таджиками и персами не преодолимым.

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Самое современное лечение грыж

Знаменитые таджики

  • Абу Абдаллах Рудаки (тадж. Абу Абдуллохи Рудаки) — основоположник таджико-персидской литературы (IX век)
  • Авиценна (Абу Али ибн Сина) (тадж. Абу Али ибни Сино) — учёный, литератор, медик, (X век)
  • Исмаил Самани (тадж. Исмоили Сомони) — основоположник первого независимого Таджикского государства (IX—X век)
  • Абулькасим Фирдоуси — автор Шахнаме (X век)
  • Ал Беруни (Ученый)
  • Саади (тадж. Саъдии Шерози)
  • Хафиз (тадж. Хофизи Шерози)
  • Омар Хаям (тадж. Умари Хайём)
  • Мирзо Турсунзода
  • Джаббар Расулов
  • Лоик Шерали
  • Нурулло Хувайдуллоев
  • Бедил
  • Абулкосим Лохути
  • Мирсаид Али Хамадони
  • Туйчи Эрджигитов
  • Джура Зокир
  • Камоли Худжанди
  • Абдурахман Джами
  • Ахмади Дониш
  • Бободжон Гафуров
  • Садриддин Айни
  • Шириншо Шотемур
  • Эмомали Рахмон — президент Таджикистана

Сегодняшний день

Несмотря на то, что Таджикская ССР признавалась одной из самых маленьких и неразвитых, сейчас республика считается вполне самостоятельным государством. К сожалению, территория страны отделена горами, что во многом препятствует международной торговле. Однако, несмотря на это, таджики имеют богатую историю, считая себя потомками персов, что в целом не противоречит истории, поскольку заселение территории страны началось именно с территории Древней Персии.

Таджики являются доминирующей нацией в стране, практически 85% всех жителей относятся к этой этнической группе. На самом деле страна, столь долго находившаяся под властью иных народов, даже сейчас находится на первых ступенях своего развития. Малая степень урбанизации, постоянные проблемы с водоснабжением и электричеством, постоянная миграция — все это существенно подрывает страну. Коренное население практически не может найти работу, что ведет к тому, что молодые и здоровые люди покидают свой край и едут на заработки, часто совершенно нелегально. Однако, если учитывать то, что Республика Таджикистан появилась на политической карте только в 1991 году, то она достигла весьма больших успехов при малом количестве ресурсов.

Свобода религии

Конституция предусматривает свободу вероисповедания, и правительство в целом соблюдало это право на практике; однако были некоторые проблемы.

Статус уважения к свободе вероисповедания за последние годы снизился. Политика правительства отражала озабоченность исламским экстремизмом, озабоченность которой разделяет большая часть населения. Правительство активно следило за деятельностью религиозных организаций, чтобы не допустить их превращения в откровенно политическую. Официально зарегистрированные мечети не закрывались, хотя правительство закрыло несколько незарегистрированных мечетей, молельных залов и медресе, а также затруднило процесс регистрации для открытия новых мечетей. Политика Министерства образования запрещает девочкам носить хиджаб в государственных школах. Правительство использовало процесс регистрации, чтобы воспрепятствовать религиозной деятельности некоторых организаций. Некоторые религиозные организации и отдельные лица подвергались преследованиям, временному задержанию и допросам со стороны государственных органов.

В настоящее время Таджикистан уникален в мире, потому что лицам младше 18 лет запрещено публично исповедовать религию, в том числе посещать мечети. Правительство не разрешает женщинам входить в некоторые мечети. Кроме того, правительство вводит строгие ограничения на хадж посещает преданных и, как сообщается, преследует их, насильно сбривая им бороды после того, как их окружили.

Некоторые ведущие мусульманские лидеры время от времени выражали в проповедях и статьях в прессе свое мнение о том, что группы религиозных меньшинств подрывают национальное единство. Правительство, включая президента Эмомали Рахмон, продолжал провозглашать политику активного секуляризма.

Кто такие таджики

Таджики – одна из самых больших по численности и ареалу расселения, этническая группа в Средне-Азиатском регионе. Всего, в мире насчитывается около 18-20 млн. представителей этой национальности. Большая часть из них проживает на территории современных Афганистана (8,1 млн. чел.) и Таджикистана (6,75 млн. чел.). Однако, такие страны как Узбекистан и Россия, также являются местом прибежища для 2,5 миллионов таджиков. США и Киргизия, Китай, Великобритания и Казахстан, Германия и Швеция – каждая из этих стран, стала домом более чем для 10 тыс. таджиков.

Таджики – одна из самых больших по численности и ареалу расселения, этническая группа в Средне-Азиатском регионе

Родными можно назвать языки: таджикский, по общепризнанному мнению подвид персидского, и дари – язык таджиков Афганистана.

История

Таджики в Бамиане, Афганистан

Фото таджикских мужчин и женщин XIX века

Таджики — иранский народ, говорящий на различных персидских языках, проживающий в бассейне реки Оксус , долине Фарнана (Таджикистан и часть Узбекистана) и на обоих берегах верхней части Оксуса, то есть в горах Памира (гора Баданьшан, в Таджикистане). и северо-восточный Афганистан (Баданьшан). Исторически древние таджики были в основном земледельцами до арабского завоевания Ирана . В то время как сельское хозяйство оставалось оплотом, исламизация Ирана также привела к быстрой урбанизации исторического Хорасана и Трансоксианы, которая продолжалась до разрушительного монгольского вторжения. Несколько уцелевших древних городских центров таджиков включают Самарканд , Бухару , Худжанд и Термез .

Современные таджики являются потомками древних восточно-иранских жителей Центральной Азии, в частности, согдийцев и бактрийцев и, возможно, других групп, с примесью западноиранских персов и неиранских народов. По словам Ричарда Нельсона Фрая , ведущего историка истории Ирана и Центральной Азии, миграцию персов в Среднюю Азию можно считать началом современной таджикской нации, а этнических персов, наряду с некоторыми элементами восточноиранских бактрийцев и согдийцев, как основные предки современных таджиков. В более поздних работах Фрай раскрывает сложность исторического происхождения таджиков

В публикации 1996 года Фрай объясняет, что многие «факторы должны быть приняты во внимание при объяснении эволюции народов, остатками которых являются таджики в Центральной Азии» и что «народы Центральной Азии, будь то иранские или тюркоязычные , имеют одну культуру. , одна религия, один набор социальных ценностей и традиций, а их разделяет только язык «.

Что касается таджиков, в Британской энциклопедии говорится:

Исторически сложилось так, что географическое разделение между восточными и западными иранцами в настоящее время представляет собой пустыню Дашт-э-Кавир , расположенную в центре иранского плато.

Далее по словам Ричарда Фольца :

Эффект

Вооруженные конфликты могут способствовать укреплению этнической идентичности — и это находит отражение в политике. Анализ выборов в послевоенной Боснии, например, показал, что общины, больше пострадавшие от войны, активнее голосовали за партии этнического характера. «В таких условиях связи внутри этнических групп могут усиливаться, а недоверие между группами — расти, — заключали авторы. — Все это способствует политизации этнического фактора, и партии этим пользуются».

Подобное происходило и в Афганистане. На президентских выборах, прошедших в 2009 году, пуштуны в основном голосовали за кандидатов-пуштунов (включая победившего Хамида Карзая), таджики — за таджика Абдуллу Абдуллу, хазарейцы — за хазарейца Рамазана Башардоста. На более ранних выборах в 2004 году подавляющее большинство пуштунов также поддержало Карзая, большинство узбеков — Рашида Дустума, и на парламентских выборах в 2005 году голосование шло по такому же принципу.

Хотя названия основных партий подчеркивают религиозную, то есть исламскую, принадлежность, а не тот или иной этнос, отношение к ним, отмечалось в исследовании середины 2000-х годов, формировалось в зависимости от их связей с этническими группами — как к «узбекской», «таджикской» или «хазарейской» партиям. Так произошло в случае с «Исламским обществом Афганистана», которое в основном объединило таджиков.

С другой стороны, ситуация может быть сложнее, чем просто поддержка «своих». Экспериментальный анализ Международного центра роста, опубликованный в 2019 году, показал, что хотя жители северных провинций Афганистана действительно склонны поддерживать кандидатов-соплеменников, их выбор может определяться не столько лояльностью к «своим», сколько недоверием и негативным отношением к «чужим».

Президентские выборы 2014 года, хотя и сопровождались значительными нарушениями, стали примером того, как политики, представляющие одну из этнических групп, могут апеллировать к другим. В них участвовали всего два кандидата — пуштун Ашраф Гани и таджик Абдулла Абдулла. Результаты показали, что за первого проголосовало большинство узбекской общины, за второго — большинство хазарейцев. В итоге выборы завершились разделом власти — Гани стал президентом, его соперник получил пост премьер-министра.

Все это, отмечают социологи из Сиднейского университета, может служить подтверждением роли этнического фактора. Исследователи указывали, что при отсутствии собственного кандидата группы в основном голосуют солидарно, рассчитывая на поддержку элит, представляющих претендента на власть, — но также и связанных с этим ограничений.

«Этническая идентификация учитывается при политическом торге между элитами, она может использоваться ими для мобилизации людей, — констатируют они. — Но в повседневной жизни существенную роль по-прежнему играют местные и родственные связи, а также механизмы покровительства, на которые люди полагаются в условиях слабости государственных институтов».

Талибы

Этническое разделение отчетливо проявилось после вступления в войну «Талибана». Изначально движение, которое во второй половине 1990-х годов захватило большинство территории страны, состояло практически полностью из пуштунов. Противостоявший ему «Северный альянс» — в основном из таджиков, узбеков и хазарейцев, хотя пуштуны входили туда тоже. Среди наиболее известных полевых командиров были таджик Ахмад Шах Масуд и узбек Рашид Дустум.

Но после 2001 года, когда режим талибов был свергнут, боевики, лишившиеся формальной власти, стали пересматривать свою стратегию. Как отмечает Обаид Али, эксперт по повстанческим движениям из Afghanistan Analysts Network, они стали сознательно апеллировать к этническим меньшинствам, а в начале 2010-х годов — активно вербовали в свои ряды таджиков, узбеков, туркмен и даже хазарейцев.

Мятежники, которым противостояла не только армия, но и иностранные войска, не могли рассчитывать лишь на силу, поэтому пытались заручиться поддержкой разных групп населения, соперничая в этом с правительством.

Как отмечает Обаид Али, они даже стали «больше считаться с нуждами местных жителей» — могли, например, отпустить взятых в плен полицейских после переговоров со старейшинами вместо того, чтобы казнить их, как раньше. В руководящий совет группировки из двух десятков человек, который до середины 2010-х состоял почти полностью из пуштунов, добавили нескольких таджиков, узбеков и туркмен.

Такая стратегия, в частности, применялась на севере страны, где пуштуны составляют меньшинство. После событий войны 1990-х годов талибы едва ли могли рассчитывать на поддержку узбеков и таджиков, однако на этот раз они задействовали религиозный фактор. Многие из местных клириков, отмечалось в отчете Afghanistan Analysts Network в начале 2010-х годов, выступали против правительства и иностранных войск — и «Талибан» стремился воспользоваться этим, чтобы привлечь их на свою сторону, а через них влиять и на местные общины.

Боевики эксплуатировали и общее недовольство населения. «Талибы никогда не пользовались существенной поддержкой на севере Афганистана, но доверие к их оппонентам могло оказаться еще ниже, — писали авторы отчета. — Многие из опрошенных местных жителей жаловались на коррупцию, произвол властей и плохое управление, а также неэффективность в противостоянии боевикам. Слабость власти способствовала тому, что вербовать сторонников — включая тех, кто не относится к пуштунам — оказывалось проще».

На захваченных территориях талибы, которые создают там параллельные структуры власти, не скрывая намерений вернуть контроль над всем Афганистаном, назначают своими представителями, в том числе, таджиков и узбеков.

Популярные новости

14:2619.05
«Северный ветер» получил добро. Более 1000 застрявших в аэропортах Душанбе и Худжанда пассажиров смогли улететь в Россию

09:4222.05
Что стало с делом о медвежатах, спасенных волонтерами? Яркий пример, как в Таджикистане относятся к животным

17:3018.05
«Влюбила в себя всю Европу». Как можно проголосовать за Манижу на «Евровидение-2021»

12:2422.05
7 возможностей для детей провести каникулы познавательно и весело

12:0322.05
Китайский аппарат «Чжужун» сошел с платформы на поверхность Марса

08:5821.05
«Не забывайте, что народ не прощает измен и предателей». Эмомали Рахмон встретился с молодежью страны

11:0218.05
Глава ВОЗ: Мир вступил в стадию вакцинного апартеида

Христиане в Таджикистане — это религиозное меньшинство

Христиане в Таджикистане составляют религиозное меньшинство. Дело в том, что в этой стране любая миссионерская деятельность представителей не ислама запрещена. Среди таджикских христиан больше всего православных.

В основном это русские, проживающие в центральных районах страны. По состоянию на 2010 в Таджикистане насчитывается около 80 тыс. православных, что составляет около 1,2 % населения страны.

80 тыс
или 1,2% населения Таджикистана — православные христиане

Территория Таджикистана входит в состав канонической территории Русской православной церкви. Из-за этого обстоятельства большинство таджикских православных являются членами Душанбинской епархии Русской православной церкви с епархиальным управлением в Душанбе (кафедральный храм — Собор Николая Чудотворца (Душанбе)).

Святоникольсая Церковь в Душанбе Православная церковь в Душанбе Таджикистан. Большинство православных в Таджикистане являются прихожанами Душанбинской епархии

Протестантизм является вторым по числу верующих направлением христианства в стране. Социологи насчитывают в современном Таджикистане от 9 до 12 тыс. протестантов.

В это число входят пятидесятники (4,7 тыс., включая корейское движение «Сонмин Сунбогым»), пресвитериане из миссии «Сонмин Грейс» (1,5 тыс.), адвентисты, баптисты, лютеране и др.

Протестанты шире всего представлены в крупных городах страны: в Душанбе и Худжанде, а также на севере республики, в Согдийской области. Обычно протестантизм в стране исповедуют корейцы, русские, украинцы, немцы, армяне, осетины. Растёт количество новообращенных таджиков.

В Таджикистане в наши дни живет не более двухсот католиков.

В Таджикистане неоднократно отмечаются случаи дискриминации, преследования и террора против протестантов. Кроме того, преследованиям со стороны родственников и соседей подвергаются протестанты, обращённые из ислама.

Принятый в 2009 году закон о религии существенно усложнил процедуру регистрации религиозных общин; правительство отказывается регистрировать некоторые протестантские организации, как правило, посылаясь на административные причины.

Духовный центр церкви адвентистов седьмого дня в Душанбе. Последователи протестантизма указывают на случаи гонений протестантов в Таджикистане

Католицизм в Таджикистан принесли немцы в 1944 году, когда сюда была переселена большая часть советских немцев. Современная католическая община страны немногочисленна и не превышает 200 человек.

Таджикские католики объединены в три прихода (в Душанбе, Курган-Тюбе и Бустоне), которых окормляют 5 священников. Необходимо отметить также то обстоятельство, что в 1997 году в стране появилась община Свидетелей Иеговы. В настоящее время она находиться на нелегальном положении.

Ислам — самая распространенная религия в Таджикистане

Зачем нужна религия

Ислам в Таджикистане является самой распространенной религией. Высшее Собрание страны в 2009 году признало ислам в трактовке Ханафитского мазхаба официальной религией.

Госдепартамент США по состоянию на этот же год говорил о том, что 80 % населения Таджикистана — это мусульмане (95 % − сунниты, 5 % −шииты и некоторое количество суфиев).

При этом необходимо отметить, что мусульманское духовенство Таджикистана находится под жестким постоянным контролем государственной власти.

Медресе в Истаравшане. Большинство жителей Таджикистана — мусульмане-сунниты

Ислам был привезен в Центральную Азию арабами-проповедниками в VII веке и с этого момента он играл основную роль в жизни таджикского общества. С установлением Советской власти ислам оказался в Таджикистане в более выигрышной ситуации по сравнению с другими религиями.

Так, например. Советскими властями разрешалась деятельность религиозных судов, решавших дела по шариату, постольку, поскольку его нормы не противоречили советским законам. В 1960 — 1980-х годах Духовным управлениям мусульман разрешили издавать Коран.

80%
столько жителей Таджикистана — мусульмане

В конце 1970-х начале 1980-х годов наблюдалась явная активизация мусульманских религиозно-националистических настроений в среднеазиатских республиках СССР, чему способствовали война в Афганистане исламская революция в Иране.

В 1990-е году в стране активизировались радикальные исламские группировки. В результате во время гражданской войны Духовное управление мусульман Таджикистана приняло участие в конфликте в составе Объединённой таджикской оппозиции.

Собрание таджикских женщин. Несмотря на то, что ислам — главенствующая религия в Республике Таджикистан, здесь запрещено ношение хиджаба

По состоянию на 2014 год в стране было 3424 мечети, в том числе 344 соборных и 40 центральных соборных. Государство в Таджикистане проводит жесткую политику по отношению к мусульманскому духовенству, стараясь поставить религию под контроль.

Так Таджикское правительство регулярно закрывает нелегальные мечети.

3424
столько мечетей насчитывалось в стране в 2014 году

В стране запрещено ношение хиджабов для детей, а также использование громкоговорителей для призыва на молитву и посещение мечетей женщинами.

Стоит отметить, что большинство таджиков являются суннитами, при этом представители малочисленных памирских народов, проживающие преимущественно в Горно-Бадахшанской области, относятся к исмаилитам-назаритам

История

Предки современных узбеков и таджиков жили на территории Афганистана на протяжении многих сотен лет. Хотя, отмечает Райан Брашер, доцент политологии колледжа Формана, обозначениям этнических групп долгое время не хватало определенности. Групповая идентичность зависела от религиозной или конфессиональной принадлежности, места проживания, языка, культуры, племенных связей и других факторов — при этом люди могли быть частью широкой этно-религиозной общности, но «гораздо более значимыми для них были их местные родственные связи».

«Представления о том, кого относить к таджикам, в частности, могли отличаться в разных местах, — объясняет Брашер. — Одно из них характеризовало группу по месту проживания, конфессиональной принадлежности и языку. При этом, например, некоторые хазарейцы, переходя из шиизма в суннизм, начинали называть себя таджиками. Хотя соседи могли, как и прежде, считать их хазарейцами».

Роль этнических групп усилилась в период гражданской войны и советского вторжения в Афганистан. Помимо прочего, отмечает Брашер, этому способствовали стороны конфликта, стремившиеся «мобилизовать людей по этническому признаку».

«Командирам, которые противостояли коммунистическому правительству, было проще набирать сторонников и получать доступ к территориям, откуда они были родом, — писал он. — Хотя на решение людей поддержать правительственные или мятежные силы все равно влияли и местные факторы — представители одной общины, например, таджикской, но из разных мест, могли оказаться по разные стороны конфликта из-за прежних разногласий».

В составе Российской империи

Важнейшие события истории Таджикистана происходят во второй половине XIX века, когда территории таджиков примыкают к России. Находясь в противостоянии с Англией, Российская империя нуждалась в новых землях и рынках сбыта, благодаря чему происходит покорение Средней Азии. Увы, для населения Таджикистана эти времена оказались крайне сложными.

Большинство людей находилось как под властью своих правителей, так и под русскими, что усугубляло ситуацию. Недовольство людей выливалось в постоянные бунты и восстания. Несмотря на это, нельзя оценить и положительные стороны присоединения земель к России.

Таджики получили возможность улучшить торговлю в своём регионе, разрешили междоусобицы, прежде создававшие нестабильную обстановку. Кроме того, начинается активный культурный обмен с русскими, что способствовало укреплению отношений и образованию классового построения общества.

С. М. Прокудин-Горский «Самарканд, 1911 год»

В прежние времена Таджикская ССР считалась не слишком развитым регионом, но сегодня благодаря усилиям самих таджиков республика следует собственным принципам, уделяя немалое внимание реализации экономическому потенциалу. Конечно сегодня в Таджикистане немало проблемных аспектов, к примеру, незначительная урбанизация или постоянные миграции людей

Но хочется верить, что эти сложности народ сумеет преодолеть, ведь, как показывает история, таджики — стойкие и сильные люди

Конечно сегодня в Таджикистане немало проблемных аспектов, к примеру, незначительная урбанизация или постоянные миграции людей. Но хочется верить, что эти сложности народ сумеет преодолеть, ведь, как показывает история, таджики — стойкие и сильные люди.

Религиозная демография

Дунганская мечеть в Караколе. Дунгане — этническая китайская мусульманская группа.

Ислам — самая распространенная вера. По оценкам CIA World Factbook, по состоянию на 2017 год 90% населения составляют мусульмане, большинство из которых — сунниты . В стране мало шиитов (около тысячи). По данным SARA, по состоянию на май 2007 года насчитывалось 1 650 мечетей , из которых 1 623 были зарегистрированы. Также было семь институтов высшего исламского обучения.

По оценке ЦРУ, 7 процентов населения — христиане, в том числе 3 процента — русские православные. В стране 44 русских православных церкви, 1 женский православный монастырь и 1 приходская школа .

Русский православный собор в Бишкеке

Другие религиозные группы составляют очень небольшой процент населения. Адвентистов седьмого дня Церковь действует 30 церквей по всей стране. В Католики проводить богослужения в трех церквях, расположенных в Джалал — Абадской , Таласской и Бишкеке . Небольшая еврейская община управляет одной синагогой в Бишкеке и организует внутренние культурологические исследования и гуманитарные услуги, в основном продовольственную помощь пожилым людям и людям с ограниченными возможностями независимо от веры. Один буддийский храм, известный как «Чамсен», существует с 1996 года и служит местной небольшой буддийской общине. Существует 12 зарегистрированных молитвенных домов Веры Бахаи . Кроме того, зарегистрировано 240 протестантских молельных домов. Церковь Иисуса Христа — крупнейшая протестантская церковь страны, насчитывающая около 10 филиалов и около 11 тысяч членов, из которых примерно 40 процентов — этнические кыргызы. Другие протестантские общины включают баптистов , пятидесятников , лютеран , внеконфессиональных протестантов, пресвитериан и харизматов . Есть также синкретические религиозные обряды. Официальной оценки количества атеистов нет .

Ислам широко исповедуется по всей стране как в городских, так и в сельских районах. Русское православие обычно сосредоточено в городах с большим этническим русским населением. Другие религиозные группы чаще практикуют в городах, где, как правило, сосредоточены их более мелкие общины. Есть корреляция между этнической принадлежностью и религией; преимущественно мусульманские этнические группы — кыргызы (73,5% всего населения); Узбеки (14,7%); и дунгане (этнические китайские мусульмане ) (1,1%); с уйгурами (этническими тюркскими мусульманами ) и другими в оставшихся 5,2%. Этнические русские обычно принадлежат либо к Русской православной церкви, либо к одной из протестантских конфессий. Однако некоторые христианские пасторы отметили, что число этнических кыргызов, принявших христианство, значительно выросло за год, охватываемый данным отчетом. Религиозная практика на юге страны более традиционна и набожна, чем на севере. По оценкам некоторых ученых, общее число киргизов-мусульман, принявших христианство, составляет от 25 000 до 50 000 человек.

В стране свободно действуют миссионерские группы. SARA зарегистрировала миссионеров со всего мира, представляющих около 20 религиозных групп и конфессий. По данным SARA, с 1996 года было зарегистрировано 1133 миссионера, из которых 263 были мусульманами, а остальные представляли другие, в основном христианские, религиозные группы. В течение периода, охватываемого настоящим отчетом, было зарегистрировано 111 миссионеров, из которых 80 были христианами и 31 — мусульманами. Миссионеры, распространяющие догмы, несовместимые с традиционными обычаями местных мусульман, подлежат изгнанию. По данным SARA, из примерно 20 миссионеров, изгнанных с 1991 года, все представляли различные «тоталитарные секты», группы, которые ГКДР считал несовместимыми со стандартными принципами традиционных мировых религиозных групп.

Согласно недавнему опросу World Values ​​Survey , в 2019 году 85,7% населения являются мусульманами, 7,1% — христианами, 0,3% исповедуют другие религии, 6% не имеют религиозной принадлежности и 1,1% отказались отвечать или не ответили. знать.

Свадьба по-таджикски

Только на четвёртый день свадьбы жених может лично прийти в дом невесты. Вместе со своими друзьями он отправляется к возлюбленной, что уже готовит чаепитие для своих подруг. На следующий день молодожёны произносят клятву, которая скрепляет их союз. С этого момента они считаются законными супругами. Интересно, что скрепляет данное обещание кружка воды, выпитая ими.

Следующие два дня свадьбы проходят в веселье. Молодая пара непременно приглашает родственников и друзей в ресторан, где каждый из гостей стремится лично произнести свои пожелания и преподносит подарки виновникам праздника. 

В последний, седьмой день свадьбы, невеста открывает своё лицо, демонстрируя прекрасные традиционные наряды. Это – финал торжества, после которого начинается чилла, медовый месяц. Считается, что для счастья и благополучия супруги должны провести первые 40 дней совместной жизни под одной крышей с родителями мужа.

Если говорить о таджикских праздниках, то, конечно, хочу выделить яркий и вдохновляющий Праздник тюльпанов (Сайри лола). Он приходится на летнее время, когда трава укрывает горные склоны, а над ней расцветают чудесные бутоны. 

Полюбоваться морем тюльпанов ежегодно приезжает множество туристов. В Праздник тюльпанов принято устраивать ярмарки и конкурсы, а самым любимым развлечением таджиков является гуштингири, разновидность борьбы.

Таджикская борьба гуштингири

Традиции таджиков – это пёстрые акценты, наполненные духом старины и современными особенностями жизни. Я бы сравнила яркость этого народа с его любимыми цветами, тюльпанами. Таджики – весёлые и гостеприимные люди. Возможно, именно поэтому их родина становится всё более популярной среди путешественников, которые ценят не только отдых, но и новые впечатления, знакомство с новой культурой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector