От кого произошли таджики?
Содержание:
- Дети Турана и Ирана
- Кто такие таджики
- Культура
- Ричард Нельсон о таджиках
- Физические особенности
- При чем здесь корона?
- Присоединение к России
- литература
- Происхождение народа.
- история
- Недавние улучшения
- Империя Кушанов
- Индоарии — саки — тохары — бактрийцы —согды — таджики
- Язык, культура и религия
- Бактрия и Согда
- Тохары
- Дети Турана и Ирана
- История
- Сегодняшний день
- Гражданская война
- подтверждающие документы
- Монгольское нашествие
- Нашествие арабов
- Заключение
Дети Турана и Ирана
Кадр из советского фильма «Сказание о Рустаме» по мотивам персидского эпоса Шахнамэ
Несмотря на то, что этноним «таджик» имеет довольно позднее происхождение, связанное с тюркским и арабским нашествием, народ носящий это имя имеет другое происхождение.Предки таджиков, имеют гаплотип R1A почти в половине случаев, что указывает на родословную от индоевропейских кочевников Евразии бронзового века.Андроновцы и предки персов и индусов, переселились на юг из Казахстана и южной Сибири, истребив и ассимилировав местное население.Будущие таджики стали древними персами и туранцами, проживая на территориях державы Сассанидов, Ахеменидов, Бактрии и царств эфталитов и кушан.Их происхождение от индоевропейцев юга России, до сих пор выдает очень широкое лицо, с тонким прямым носом и резкими чертами, рослость и высокий процент светлых волос и глаз.Собственно, таджиков по этой линии, можно считать двоюродными братьями славян и балтов.
Кто такие таджики
Таджики – одна из самых больших по численности и ареалу расселения, этническая группа в Средне-Азиатском регионе. Всего, в мире насчитывается около 18-20 млн. представителей этой национальности. Большая часть из них проживает на территории современных Афганистана (8,1 млн. чел.) и Таджикистана (6,75 млн. чел.). Однако, такие страны как Узбекистан и Россия, также являются местом прибежища для 2,5 миллионов таджиков. США и Киргизия, Китай, Великобритания и Казахстан, Германия и Швеция – каждая из этих стран, стала домом более чем для 10 тыс. таджиков.
Таджики – одна из самых больших по численности и ареалу расселения, этническая группа в Средне-Азиатском регионе
Родными можно назвать языки: таджикский, по общепризнанному мнению подвид персидского, и дари – язык таджиков Афганистана.
Культура
Несмотря на то, что в Таджикистан имел в советский период несколько видных писателей и ученых, никто из них не прославился так, как Садриддин Айни. Именно этот человек стал основоположником таджикской советской литературы, а также видным общественным деятелем и ученым. Помимо составления нескольких книг по истории Средней Азии, он помогал создать Самаркандский государственный университет. Именно Садриддину Айни выпала честь называться первым президентом Академии наук Таджикской ССР, а также быть в числе депутатов Верховного Совета СССР. Как можно увидеть, он оставил свой след не только в культуре страны, но и в ее политике.
Ричард Нельсон о таджиках
Согласно иранисту Ричарду Нельсону Фраю, период перемещения персов-мусульман в Центральную Азию (VIII—X века) необходимо рассматривать как «начало» процесса объединения восточных (таджиков) и западных (персов) иранцев. Так, персы, также как и бактрийцы, согдийцы и хорезмийцы, внесли особый вклад в процесс формирования таджикского этноса. Ираноязычными в Центральной Азии являются также хазарейцы и аймаки, этнически принадлежавшие ветвям отделившихся в XIII веке монголов, и перенявшие местные языки восточных иранцев. К группе иранских народностей относятся и так называемые «горные таджики» — восточные иранцы, населяющие горную область Бадахшан — в Таджикистане, Афганистане, Пакистане и на юго-западе области Синцзян, в Народной Республике Китай.
Физические особенности
Антропологически таджики (в особенности горные) относятся к памиро-ферганской расе большой европеоидной расы. У равнинных таджиков отмечается примесь монголоидных элементов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, давал следующее описание таджиков:
В наружных физиономических особенностях таджиков ясно замечаются главные черты иранского типа: они обыкновенно среднего роста, с широкими, крепкими костями; лицо их продолговатее, чем у турок, но по широкому лбу, толстым скулам, толстому носу и большому рту можно заключить о значительной примеси туранской крови. У таджиков высокий лоб, выразительные глаза, чёрные ресницы, густые тёмно-русые волосы, густая борода.
Таджика характеризуют тёмные волосы и глаза, и от среднего по смуглости до светлого цвета кожи. Светлые волосы и глаза встречаются у «горных таджиков» Бадахшана. Часть таджиков Центральной Азии с примесью этнических черт тюрков, тогда как в отдалённых горных областях таджики несколько лучше сохранили черты восточных иранцев дотюркского и домонгольского периодов. Небольшой группе таджиков Афганистана также присущи черты тюрко-монгольских этносов (вероятно, влияние хазарейцев и/или узбеков). Кроме того, несмотря на общие этнические корни, таджиков-суннитов часто отличают от других иранцев-шиитов по религиозному направлению. На этом фоне таджики в целом выглядят как эклектичный этнос с широким диапазоном фенотипов.
При чем здесь корона?
Если спросить у прохожих в Душанбе, что означает слово «таджик», все в один голос скажут: «Таджики – носители короны».
Особенно популярной эта фраза стала в связи с выходом одноименной песни таджикских рэперов Shon MC и UmFa.
Все дело в том, что в таджикском языке (как в персидском и арабском) слово «Тадж» («тоҷ») означает «корона, венец». Соответственно, «таджик» («тоҷик») значит «увенчанный короной».
А еще не стоит забывать, что корона изображена и на флаге, и на гербе Таджикистана.
Получается, «народ-венценосец», «наследник короны» и другие звучные варианты перевода слова «таджик» восходят к народной этимологии.
Но мировая наука не до конца доверяет этой красивой теории.
Присоединение к России
Новый виток развития народа начался только в 1868 году. Постоянно нуждающаяся в новых рынках сбыта Российская Империя, борясь с Англией, ускорила присоединение Средней Азии к себе. Практически весь эмират стал частью Туркестанского генерал-губернаторства, чем автоматически лишил себя возможности вести самостоятельные торговые и дипломатические отношения с иными странами. стал вассальной территорией России, а позднее к нему была присоединена и северная часть современного Таджикистана в 1976 году. Постепенно была проведена граница между Таджикистаном и Афганистаном, которые поделили между собой Англия и Российская империя.
Нельзя не признавать, что в этот период таджики находились под двойным гнетом, как своих правителей, так и российских императоров. Именно поэтому было огромное количество народных восстаний, которые пытались свергнуть эксплуататоров. Однако присоединение к России имело и свои светлые моменты. Первым делом прекратились междоусобные войны, а также постепенно в страну начал проникать капитализм. Таджики постепенно приобщались к русскому народу, происходило смешение русских и таджикских слов, а также начал образовываться рабочий класс.
литература
- Йозеф Визехёфер : Ранняя Персия. История древней мировой империи. Мюнхен 1999
- Джаханшах Дерахшани: Арийцы в ближневосточных источниках 3-го и 2-го тысячелетий до нашей эры. Chr .. 2-е издание. 1999, ISBN 964-90368-6-5
- Ричард Фрай : Персия. Цюрих 1963
- Фридрих Рюкерт: Книга королей Фирдози (Шахнаме) Мудрец I-XIII. Отредактировано из имения EA Bayer. Перепечатка первого издания. epubli, Берлин 2010, ISBN 978-3-86931-356-6 .
- Фирдоуси, Э.А. Байер — 1890 г. — стр. 26, 31; Леопольд Хиршберг, Сборник разрозненных стихов и переводов 1910 г.
- Якоб Крюгер, История ассирийцев и иранцев с 13 по 5 век до н.э., Франкфурт а. М., 1856 г.
- Ежегодники литературы, том 77, 1837 г., стр. 3
- Йозеф фон Хаммер-Пургшталл, реклама Siebenmeer: вместе с указателем со словами Germanischer , Вена, 1831 г.
- Питер Сони, в Willi Kraus (Ed.) Афганистан, 3-е изд. 1975 г.
- Фабио Геда: Крокодилы плавают в море. Правдивая история. Кнаус, Мюнхен, 2011 г.
- Конрад Шеттер, Этничность и этнические конфликты в Афганистане, Берлин, 2003 г.
Происхождение народа.
Таджики – традиционный, и древнейший народ в Центральной Азии. Их происхождение и обособление в отдельно стоящую группу, учёные связывают с событиями происходившими в Древнем Мире, более 4 тыс. лет назад. Общим же, корневым, для таджиков, индусов, афганцев и иранцев народом, считаются кочевые племена легендарных, древних ариев. Само слово «таджик» (от персидского «тожи»), употреблялось восточными иранцами (бактрийцами, согдийцами, хорезмийцами) для указания на иранцев западных (персов), что в результате многочисленных то накатывавших, то отступавших волн мусульманства, всё же утвердились в нём. Широко практикуемая в то время «политика» захватнических воин, приводила к постепенному стиранию культурных границ между западными и восточными иранцами. Так обозначение «таджик» перекочевало на всех жителей и тогдашних восточно-иранских территорий. Современный таджикский этнос, по праву культурный наследник древней иранской истории.
история
Таджики в Бамиане, Афганистан ( Чарльз Хаге , 1843 г.)
Эмомалидж Рахмон , президент Таджикистана , культивирует вокруг себя ярко выраженный культ личности и стилизует таджиков своей страны как наследников Саманидов.
История таджиков состоит из индивидуальной истории отдельных иранских народов региона. Он начинается с иммиграции арийцев в Среднюю Азию (примерно 2000 г. до н.э.), продолжается возникновением зороастризма (примерно 1700 г. до н.э.), возвышением Персидской империи (550 г. до н.э.), триумфальным наступлением македонцев (330 г. до н.э.) До н.э.), Парфянская империя (220 г. до н.э.), Империя Сасанидов (220 г. н.э.) и завоевание Персии арабами (650 г. н.э.), с которых начинается настоящая история таджиков.
Таджики ведут свое происхождение от иранской династии Саманидов (900 г. н.э.), первых коренных правителей после арабского вторжения и до турецкого завоевания. Во время правления Саманидов возродился персидский язык и иранская культура. Это «возрождение» иранцев в Средней Азии принято считать происхождением сегодняшних таджиков. Название валюты Таджикистана , сомони , восходит к имени династии Саманидов.
Более подробную историю таджиков см. Также:
Античность
-
Арийцы , предки современных персов
- Авеста , священная книга парсизма
- Персидская империя
- Парфянский
- Бактрийцы
- Согдиер
- Сасаниды , последняя древняя империя персов
-
Tocharers
Cushans
средние века
- Бармациды
- Саманиды , первая независимая персидская династия после мусульманского завоевания. Считается источником таджикской идентичности.
- Гуриды , султанат из Гор, правивший на значительной части Средней Азии и Индии.
Недавние улучшения
Культурное возрождение
Таджики отпраздновали Мехреган в парке Душанбе
Распад Советского Союза и гражданская война в Афганистане привели к возрождению таджикского национализма во всем регионе, включая попытку вернуться к персидско-арабской письменности в Таджикистане. Более того, Таджикистан, в частности, был центром этого движения, и правительство там предприняло сознательные усилия для возрождения наследия империи Саманидов , первого государства в регионе с преобладанием таджиков после наступления арабов . Например, президент Таджикистана , Эмомали Рахмон , упал российский суффикс «-ov» от его фамилии и направляли другим принять имена таджиков при регистрации рождений. Согласно заявлению правительства, сделанному в октябре 2009 года, с начала года около 4000 граждан Таджикистана отказались от слов «ов» и «ев» в своих фамилиях.
В сентябре 2009 года Партия исламского возрождения Таджикистана предложила законопроект, согласно которому национальный язык будет называться «таджики-фарси», а не «таджикский». Это предложение вызвало критику со стороны российских СМИ, так как законопроект стремился исключить русский язык как межэтнический лингва-франка Таджикистана . В 1989 году оригинальное название языка (фарси) было добавлено к его официальному названию в скобках, хотя правительство Рахмона переименовало этот язык в просто «таджики» в 1994 году. 6 октября 2009 года в Таджикистане был принят закон, исключающий русский язык из lingua franca и обязательный таджикский язык в качестве языка для использования в официальных документах и образовании, за исключением членов групп этнических меньшинств Таджикистана, которым будет разрешено получать образование на языке по своему выбору.
Империя Кушанов
В 4 веке большая часть Азии, которая принадлежит современным Таджикистану, Афганистану и Северной Индии, относилась к огромной империи, управляемой династией Кушанов. Полноценное развитие истории таджикского народа можно начинать именно с этого периода. Именно тогда начался истинный расцвет экономики и культуры для этой страны. До наших дней дошли несколько памятников культуры и истории того периода, которые в полной мере отражают удивительное слияние эллинистического, индийского и среднеазиатского искусства. Однако и в таком виде данный народ не смог долго оставаться под одним правлением — начался период степных кочевых племен. Уже в 6 веке территория страны находилась под властью Тюркского каганата.
Индоарии — саки — тохары — бактрийцы —согды — таджики
Этноним «таджики» стал распространяться среди туранцев, или северо-восточных иранцев, саков, согдов и бактрийцев более тысячи лет назад, после арабского завоевания. Современные таджики из всех этимологических версий этого слова предпочитают ту, которая гласит, что «таджик» означает «венценосный», от слова «тадж» — корона, венец. Предполагается, что таджики носили своеобразный головной убор, напоминающий венец. Из всех саков, населявших территории от границ Китая, от Алтая до Причерноморья, именно те, кто жил на территории современного Таджикистана, именовались тысячи лет назад саками тиграхауда — саками, носящими остроконечные шапки. Также остроконечные шлемы носили более поздние скифы. Кроме того, у более поздних саков и родственных им эфталитов был обычай носить обод на голове. У арабов и ряда историков, в том числе советских, бытует иная версия, согласно которой этноним этого ираноязычного народа происходит от арабского корня «тоз» — «быстрый», «скачущий», вернее, от слова «този» — «всадник». Причем, одни полагают, что так восточные иранцы, или туранцы, саки, согды и бактрийцы, называли пришедших с арабами западных иранцев. Другие — что так всех северо- и юго-восточных иранцев стали называть около тысячи лет назад хунну, тюрки, монголы и китайцы, возможно, в связи с тем, что иранцы первыми в регионе приняли ислам и стали его проводниками для неиранского населения на границах своих владений. Так или иначе, и сегодня, спустя 1000 лет после основоположника таджикско-персидской литературы Абу-Абдулло Рудаки, в Таджикистане можно услышать как западно-иранский таджикский-фарси, так и древние дотаджикские восточно-иранские языки, пережившие арабское нашествие и пришествие западно-иранского фарси, на котором говорят таджики. Эти языки так далеко разошлись, что таджики не понимают речь своих памирских братьев, которая на слух таджика похожа на немецкий. Примечательно, что во время гражданской войны кулябские таджики, воевавшие против гармских таджиков и памирцев, называли последних «немцами». Впрочем, гармские, в свою очередь, в шутку называли «немцами» кулябцев.
Большинство таджиков придерживается суннитской ветви ислама и только союзники суннитов-гармцев памирцы являются шиитами исмаилитского толка. Однако это была не религиозная война. Это был кровавый передел остатков рухнувшей в Беловежье советской власти, а вместе с ней и прогнившей системы местной власти.
Классические таджикско-персидские поэты-суфии говорили: если тебе нужна истина, ты доберешься и до Китая. Перефразируя, могу сказать: если вы хотите увидеть самых красивых девушек всех четырех сторон и частей света, отправляйтесь туда, где солнечный свет ближе всего, — в высокогорный Памир. Впрочем, истина и красота — в определенном смысле синонимы. Во всяком случае в поэзии таджиков и персов, даже в ранней, также встречаются мотивы, которые связывают с именем кордовского суфийского учителя Аль-Араби, или Аверроэса, о постижении божественной истины через женскую красоту. Постичь ее не менее сложно, чем по горам совершить путешествие в Китай. К слову, до Китая из Таджикистана рукой подать. Таджикский Памир, или Горно-Бадахшанская область, граничит с Киргизией на юге, Китаем на востоке и Афганистаном на севере. Кроме того тонкий афганский Ваханский коридор отделяет Горный Бадахшан от Пакистана.
Язык, культура и религия
религия
Таджики — преимущественно мусульмане , подавляющее большинство из которых — сунниты . Значительные шиитские центры находятся в основном в Памиро области Badachshan ( исмаилиты ) и Герат ( Двенадцать шиитов ). Есть также многочисленные последователи доисламской зороастрийской религии. Среди таджиков также есть имамит Кизилбаш , потомки войск гарнизона Надир-шаха . После эмиграции в течение 20-го века лишь небольшое меньшинство бухарских евреев проживало в районе бывшего Бухарского эмирата с 1991 года .
язык
Язык таджиков — новоперсидский , который также называют таджикским в Таджикистане и дари в Афганистане и является официальным языком Ирана , Таджикистана и Афганистана (здесь наряду с пушту ). В отличие от Ирана и Афганистана, кириллица используется для написания таджикского письма в Таджикистане и соседних странах бывшего Советского Союза . Здесь персидский язык перенял многочисленные русские заимствования, которых нет в остальной части персоязычного региона.
Культура
«Регистан» в Самарканде — (бывший) культурный центр таджиков.
Таджики и персидская культура значительно сформировали образ Востока . Вероятно, наиболее известным произведением Муслим — персидская литература в западном мире является сборник рассказов Arabian Nights ( персидский هزار و يك شب, DMG Hezār-o yek šab ). Центральную роль в этом играют такие таджикские центры, как Самарканд , Герат и Балч .
Самым известным музыкальным стилем таджикской музыки является Шашмакам («шесть макаме »). Сердцем персидско-таджикской культуры было и остается искусство поэзии . Нигде поэзия не так важна в повседневной жизни людей, как в персидской культуре. Таджикские поэты внесли значительный вклад в развитие нового персидского языка и идентичности, в том числе:
- «отец нового персидского языка» Рудаки , первый поэт дари и «изобретатель» новой персидской поэзии.
- эпический поэт Абу л-Касим-е Ferdousī , автор Шахнаме ( «Книга царей»)
- мистик Джами , последний великий мистик Средневековья
- мистик и сказочник Фаридуддин Аттар
- мистик Руми , самый известный поэт средневековой персидской литературы
Также таджики были одними из самых известных ученых, ученых и художников средневековья:
- врач Ибн Сина (Авиценна) , которого сейчас считают «отцом современной медицины»
- математик Аль-Хорезми ; термины алгебра и алгоритм происходят от его имени и его работ
- поэт и математик Омар Чаджам
- астроном и историк Бируни
- художник Бехзад
Герой афганской войны Ахмад Шах Масуд , убитый двумя террористами-смертниками в 2001 году , также принадлежал к таджикскому народу.
Бактрия и Согда
Именно два племени — бактрийцы и согдийцы — со временем превратились в граждан Таджикистана, которые существуют на данный момент. Их история начинается в 1 тысячелетии до нашей эры, когда были образованы два больших государства с рабовладельческой формой правления. Они назывались Бактрия и Согда. Однако сами по себе города были достаточно слабы, а потому не смогли противостоять нашествию одного народа — персы под предводительством великого царя-завоевателя Кира полностью подчинили этот народ себе. Так Таджикистан вошел в огромную персидскую империю, которая подчинила себе обширные территории.
Однако даже великий народ персов не смог долго удерживать его. На свет уже в следующем веке появился величайший завоеватель всех времен — Александр Великий. Македонский царь попросту смял величественную персидскую империю, а потому территория, где проживал таджикский народ, стала частью его царства. После его смерти она перешла к наследникам — Селевкидам.
Тохары
Наследники Александра, к сожалению, не обладали его военным гением, а потому полноценно удержать его империю попросту не смогли. Генералы царя разорвали ее по частям. Отделено было и Греко-Бактрийское царство. Однако власть македонян была полностью убрана из государства после того, как сам народ страны восстал против завоевателей. Немалое влияние здесь оказало племя тохары, которые не только оказали огромное влияние на культуру таджикского народа, но и на его политическую жизнь. Со временем тохары настолько органично влились в обычный народ, что стали существенной частью начавшей процесс своего формирования таджикской народности. Новое государство поменяло имя — вместо Бактрии оно стало называться Тохаристаном. Произошло это уже в 4 веке нашей эры, так что процесс развития занял достаточно долгий срок.
Дети Турана и Ирана
Несмотря на то, что этноним «таджик» имеет довольно позднее происхождение, связанное с тюркским и арабским нашествием, народ носящий это имя имеет другое происхождение.Предки таджиков, имеют гаплотип R1A почти в половине случаев, что указывает на родословную от индоевропейских кочевников Евразии бронзового века.Андроновцы и предки персов и индусов, переселились на юг из Казахстана и южной Сибири, истребив и ассимилировав местное население.Будущие таджики стали древними персами и туранцами, проживая на территориях державы Сассанидов, Ахеменидов, Бактрии и царств эфталитов и кушан.Их происхождение от индоевропейцев юга России, до сих пор выдает очень широкое лицо, с тонким прямым носом и резкими чертами, рослость и высокий процент светлых волос и глаз.Собственно, таджиков по этой линии, можно считать двоюродными братьями славян и балтов.
История
Таджики в Бамиане, Афганистан
Фото таджикских мужчин и женщин XIX века
Таджики — иранский народ, говорящий на различных персидских языках, проживающий в бассейне реки Оксус , долине Фарнана (Таджикистан и часть Узбекистана) и на обоих берегах верхней части Оксуса, то есть в горах Памира (гора Баданьшан, в Таджикистане). и северо-восточный Афганистан (Баданьшан). Исторически древние таджики были в основном земледельцами до арабского завоевания Ирана . В то время как сельское хозяйство оставалось оплотом, исламизация Ирана также привела к быстрой урбанизации исторического Хорасана и Трансоксианы, которая продолжалась до разрушительного монгольского вторжения. Несколько уцелевших древних городских центров таджиков включают Самарканд , Бухару , Худжанд и Термез .
Современные таджики являются потомками древних восточно-иранских жителей Центральной Азии, в частности, согдийцев и бактрийцев и, возможно, других групп, с примесью западноиранских персов и неиранских народов. По словам Ричарда Нельсона Фрая , ведущего историка истории Ирана и Центральной Азии, миграцию персов в Среднюю Азию можно считать началом современной таджикской нации, а этнических персов, наряду с некоторыми элементами восточноиранских бактрийцев и согдийцев, как основные предки современных таджиков. В более поздних работах Фрай раскрывает сложность исторического происхождения таджиков
В публикации 1996 года Фрай объясняет, что многие «факторы должны быть приняты во внимание при объяснении эволюции народов, остатками которых являются таджики в Центральной Азии» и что «народы Центральной Азии, будь то иранские или тюркоязычные , имеют одну культуру. , одна религия, один набор социальных ценностей и традиций, а их разделяет только язык «.
Что касается таджиков, в Британской энциклопедии говорится:
Исторически сложилось так, что географическое разделение между восточными и западными иранцами в настоящее время представляет собой пустыню Дашт-э-Кавир , расположенную в центре иранского плато.
Далее по словам Ричарда Фольца :
Сегодняшний день
Несмотря на то, что Таджикская ССР признавалась одной из самых маленьких и неразвитых, сейчас республика считается вполне самостоятельным государством. К сожалению, территория страны отделена горами, что во многом препятствует международной торговле. Однако, несмотря на это, таджики имеют богатую историю, считая себя потомками персов, что в целом не противоречит истории, поскольку заселение территории страны началось именно с территории Древней Персии.
Таджики являются доминирующей нацией в стране, практически 85% всех жителей относятся к этой этнической группе. На самом деле страна, столь долго находившаяся под властью иных народов, даже сейчас находится на первых ступенях своего развития. Малая степень урбанизации, постоянные проблемы с водоснабжением и электричеством, постоянная миграция — все это существенно подрывает страну. Коренное население практически не может найти работу, что ведет к тому, что молодые и здоровые люди покидают свой край и едут на заработки, часто совершенно нелегально. Однако, если учитывать то, что Республика Таджикистан появилась на политической карте только в 1991 году, то она достигла весьма больших успехов при малом количестве ресурсов.
Гражданская война
Первый год после объявления независимости казалось, что Таджикистан и его народ набирает обороты. Вступление в СНГ и ООН подтверждают факт того, что страна стала приниматься на международной арене, однако конец этому положила Гражданская война 1992-1997 годов. По своей сути она стала внутриэтническим конфликтом, который развивался между сторонниками центральной власти и оппозицией, объединившей разные группировки. Нельзя не признавать тот факт, что начало войны во многом было положено клановым мировоззрением самого народа — таджиков, а также их отношением к религии. Все это было наложено на сложную экономическую ситуацию в стране. После того как все было смешано, наступил взрыв — Гражданская война. А массовые беспорядки в Душанбе в 1990-м году только усугубили ситуацию. Наиболее ожесточенные бои пришлись только на первый год после начала войны — в этот период страна попросту была расколота на 2 части, однако прекратить полностью ее удалось только в 1997 году при посредничестве Организации Объединенных Наций.
подтверждающие документы
- См. Юнкер / Алави: персидско-немецкий словарь , Лейпциг / Тегеран 1970, с. 148.
- Ричард Н. Фрай Наследие Центральной Азии — от древности до турецкой экспансии , стр. 214
- CE Босворт, BG Фрагнер (1999). «TĀDJĪK». Энциклопедия ислама (CD-ROM Edition v. 1.0 ed.). Лейден, Нидерланды: Koninklijke Brill NV.
- Б. А. Литвинский, Ахмад Хасан Дани (1998). История цивилизаций Центральной Азии: эпоха достижений, 750 г. н.э. до конца 15 века. Отрывок: «… они были основой для возникновения и постепенной консолидации того, что стало восточно-персидско-таджикской этнической идентичностью». С. 101. ЮНЕСКО. ISBN 9789231032110
- M. Longworth Dames / G. Morgenstierne / R. Ghirshman: AF GH NISTĀN . В: Koninklijke Brill NV (Ed.): Encyclopaedia of Islam (= CD-ROM Edition v. 1.0 ). Лейден, Нидерланды, 1999 г.
Монгольское нашествие
Монголы и Хорезм
Процветающий Хорезм, восставший из пепла Персии, стал самым мощным и развитым государством домонгольской Азии. Его минареты устремлялись ввысь, ученые славились по всему миру, а неприступные каменные цитадели еще никто не смог взять…Поражение Джелал-ад-Дина и его еще менее удачливого отца от восточных кочевников и затем уже полноценное вторжение монголов, привело к новой катастрофе: снова запылали храмы, население истреблялось, знания терялись и запустение покрыло некогда цветущую землю.
Уцелевшие таджики получили большое число монгольских генов, что иногда можно заметить и у современных представителей таджикского народа, где с европеоидным профилем соседствует монгольская складка века…А также обязанность выставлять войско для хана, что привело к тому, что название «таджик» и «узбек» стали синонимами и татарского воина.Этноним таджик окончательно закрепился, как определение культурного, городского жителя региона, мусульманина, а монголы стали именоваться тюрками, чтобы отличать их друг от друга.Кочевая элита состояла из тюрок, а персоязычное население стали официально именовать таджиками.
Нашествие арабов
Конный воин Сассанидов
Ведомые пророком, арабы и их союзники напали на Иран и соседние государства, воспользовавшись тем, что Византия и Иран, столетиями войн, настолько ослабили друг друга, что мощного сопротивления плохо вооруженным, не знавшим дисциплины фанатикам, оказать они не смогли…Иран был завоеван, маги зороастрийцев убиты, святыни разрушены, как капища язычников, а священная книга Авеста потеряна на века.
В дальнейшем, уже тюрки стали именовать бывших персов таджиками, чтобы отделить их от тюрок и арабов, с значением «мусульманин».Но на века уже закрепилось соответствие: таджик — житель Персии, исповедующий ислам.
Заключение
Как можно увидеть, таджикский народ ведет историю с древних времен, а потому невозможно полностью проследить его движения. Отвечая на вопрос о том, сколько в мире таджиков сейчас проживает — ученые минимальную цифру называют в 20 миллионов человек, причисляя к ним иранский народ, который разговаривает на различных диалектах, относящихся к персо-таджикским. Они не только населяют непосредственно Таджикистан, но и небольшую часть Афганистана. Они имеют самостоятельную культуру, кулинарные традиции и множество иных атрибутов. На данный момент в России проживает и работает около полумиллиона таджиков, которые находятся в стране нелегально, хотя постепенно эта цифра уменьшается.
Но, несмотря на сложившуюся в настоящее время политическую и миграционную ситуацию, невозможно не признавать, что этот народ обладает яркой самобытностью. Пусть долгие годы он находился в подчинении других государств, его постоянно перебрасывали от империи к империи, но население выжило, сохранило культурные памятники и по праву считается одной из самых древних народностей в мире, ведя свою историю еще с первобытных племен
Сейчас таджики являются многочисленной народностью, достаточно яркой, чтобы привлекать к себе внимание, но пока не развитой достаточно, чтобы занять весомое место в политике и межгосударственной торговле
Главная » Части речи » Таджики что за народ. История возникновения таджикского народа