Кафедральный собор сошествия святого духа
Содержание:
- Современное состояние
- Рака с мощами белорусской святой
- Чудотворные святыни белорусского народа
- Деятельность прихода
- Официальная религия жителей Армении
- Собор Сошествия Святого Духа (Минск)
- Жизнь собора
- Паломнику
- Где находится, как добраться
- Проект церкви
- История
- История
- Рака с мощами белорусской святой
- История
- Где находится, как добраться
- Вековая история
- Как доехать до Петро-Павловского собора Минска
Современное состояние
В настоящее время Свято-Духов в Минске является кафедральным собором. Архитектура — классический католический костел, барочный стиль. На главном фасаде выстроены две высокие башни с несколькими ярусами, нишами и арками. Башни украшены характерными элементами для стиля барокко.
Внутреннее убранство Свято-Духовского собора
Между башнями имеется щит с криволинейным контуром. Все помещение разделено на 3 нефа. Достигнуто это не глухими стенами, а шестью массивными колоннами.
В 90-х годах состоялся крестных ход, который не проводили многие десятилетия. Отправной точкой крестного хода был Свято-Духов собор.
Рака с мощами белорусской святой
Церковные историки отмечают, что практически сразу после смерти Софья стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса. В 1848 г. крестный ход с мощами святой спас город от холеры. «Простой православный люд веками хранит предания о заступничестве благоверной Софии Случчине. Так, согласно ее пророчеству в Слуцке, на Юрьевской улице не случилось ни одного пожара. Когда были открыты нетленные мощи святой, то крестный ход с ними не раз спасал город от эпидемий и других бедствий. Учителем Слуцкой Духовной семинарии, иеромонахом Маркианом, в 18-том веке, была составлена книга: «Чудеса Благоверной Слуцкой княгини Софии Олельковны, мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре нетленно почивающей». После войны 1941-1945 гг., 3 апреля 1984 года православная церковь официально канонизировала княгиню Софью, причислив ее к лику блаженных.
Чудотворные святыни белорусского народа
Минский образ Пресвятой Богородицы
Многочисленные святыни хранятся в храмовых стенах. Самая главная из них — Минская икона Божьей Матери. Ее история насчитывает почти 20 столетий!
По легенде, написал её ещё в 1-м веке апостол Лука. Долгие годы она хранилась в Византии, затем в одной из церквей Киева.
Во время одного из набегов монголо-татар на Киев, один из варваров снял с иконы все богатые украшения, а её бросил в воду — в Днепр.
Но икона — целая и невредимая — какими-то чудесными, неизведанными путями спустя некоторое время оказалась в Минске, в реке Свислочь. Там, по исходившему от неё сиянию, образ заметили и отнесли в одну из церквей города.
Произошло это в далёком 1500 году. Долгий путь — из одной церкви в другую — пришлось пройти иконе, пока она, наконец, не попала туда, где, по-видимому, и должна быть: в Минский Свято-Духов кафедральный собор. Там она хранится и до сих пор.
Праздник и день почитания Минской иконы Пресвятой Богородицы 26 августа (или 13 августа по старому стилю).
Чудотворные иконы
В Святодуховском кафедральном соборе Минска огромное количество икон. Это Спаситель, Божия Матерь, различные православные святые.
Здесь же я хочу упомянуть лишь о двух из них, которые особо почитаются православными верующими. Эти образы не просто написаны на холсте, но рядом с ними находятся частички чудотворных мощей этих святых.
Удивительно, но в Минском соборе самые почитаемые образы — женские.
Вот и на этих иконах изображены святая мученица Людмила, жившая в 10 веке, а также преподобная мученица великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, которые также приняли мученическую смерть, но уже в начале 20-го века.
Почитание святой Елисаветы в Белоруссии очень заметно. Ведь еще в Минске находится удивительный женский монастырь, главный храм которого освящен в честь именно этой преподобной. Приглашаю на экскурсию: «Свято-Елисаветинский женский монастырь».
Святые мощи
Ещё одна особо чтимая святыня белокаменного собора — это нетленные мощи святой Софии Слуцкой. После ранней смерти родителей, маленькую Софию стал воспитывать опекун.
Богатство девушки позже стало поводом для ссоры между ним и отцом жениха Софии — воином из рода Радзивиллов.
Чтобы не допустить войны между ними и кровопролития, в котором мог пострадать простой народ, София горячо и много молилась. Прошения были услышаны Господом, и дело закончилось миром. Но выйдя замуж, княгиня умерла при родах.
Говорят, что она помогает всем, кто молит её о чистой, взаимной любви.
Интересно, но ее история напомнила мне жизнь еще одной православной святой, которая также была обычной женщиной: любила своего мужа, рожала и воспитывала детей, занималась благотворительностью. Речь идет о святой Иулиании Муромской, чьи нетленные мощи хранятся в Никольском храме города Муром.
Деятельность прихода
В кафедральном соборе действуют:
- Воскресная школа для детей и взрослых. Дети начинают обучаться с 5 лет. Программа обучения: Ветхий и Новый Завет, Катехизис, история церкви, устройство православного храма и процесс литургии. Предметы изучения в воскресной школе для взрослых включают себя: Ветхий и Новый Завет, история церкви, христианское вероучение, церковнославянский язык, основы богослужений.
- Библиотека. Фонд состоит из 3 тыс. изданий, включая книги, периодику. Посещать могут прихожане, священнослужители, учащиеся духовных ВУЗов.
- Сестричество.
Основной миссионерский проект — Православное Братство в честь Святого апостола Иоанна Богослова. Направления работы:
- благотворительность;
- работа с детьми-инвалидами, сиротами, дети из неблагополучных семей;
- помощь одиноким и социально уязвимым людям;
- волонтерство на социальных объектах;
- миссионерская работа в интернатах;
- духовные беседы;
- сплочение православной молодежи и воцерковление;
- семинары, лекции, тренинги, беседы на церковную тематику.
Богослужение в Свято-Духовском соборе
Кроме того, основано молодежное Православное Братство святых бессребреников Космы и Дамиана Римских, которое действует в таких направлениях:
- служение просвещения;
- издание информационного буклета «Свете Тихий»;
- организация и проведение мероприятий собора.
Официальная религия жителей Армении
Армяне стали первым народом на земле, официально принявшим христианство в качестве государственной религии. Сегодня более 95% жителей этой страны являются членами ААЦ и исповедуют христианскую религию. В Конституции государства Армения указано, что население страны вправе выбирать религию, а также практиковать и менять свои религиозные убеждения, так что официальной религии принятой на государственном уровне в стране нет. Армения — светской государство.
Республика Армения
Страна занимает около 30 000 км² площади, граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. Национальная денежная единица — драм. Численность постоянного населения на конец 2021 года составляет около 3 миллионов человек.
Статистика о религиях в Армении
Согласно данным переписи населения, проведённом в 2011 году, религиозный состав населения в процентах следующий:
- 95% населения принадлежит к ААЦ;
- 1% — к протестантам;
- 0,5% — к католикам;
- 0,5% — православные;
- 0,3% — езиды;
- 0,25% — мусульмане;
- 0,23% — иудаисты;
- 0,2% — бахаисты;
- 1,22% — атеисты;
Как видно из статистических данных, в Армении преобладает христианская религия, в основном в Армении проживают представители Армянской Апостольской Церкви.
Другие религии страны: религиозные меньшинства Армении
Среди ряда национальных меньшинств в стране наблюдается высокая степень религиозной ассимиляции. Также имеется тенденция к сокращению доли и численности религиозных общин, не распространённых среди этнических армян.
Буддизм
В стране живёт несколько десятков буддистов, а в Ереване имеется небольшая буддистская община, состоящая из армянской интиллигенции. Армянские буддисты избегают публичности, предпочитая собрания на дому.
Езидизм
Езиды проживают к северо-западу Еревана, в селениях Арагацотна. В армянской провинции Армавир действует езидский храм «Зиарат».
Ислам
Эту религию исповедуют курды, персы, азербайджанцы, живущие на территории Армении. Исламская община насчитывает несколько тысяч человек. В Ереване имеется действующая мечеть.
Язычество
Среди армян имеется и неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию. Свои обряды они регулярно проводят в храме Гарни.
Атеизм
Нерелигиозность, в том числе атеизм, не представлена в Армении в какой-либо институциональной форме. Однако, атеисты в стране есть, их около 1% населения.
Православные христиане в Армении
На территории страны сегодня действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии РПЦ в которых служат два священника и один диакон. Православная община насчитывает около 15 тысяч человек, туда входят русские, украинцы, греки, большая часть ассирийцев.
Свобода вероисповедания в Армении
Конституцией государства закреплено право его жителей на свободу вероисповедания. Также армяне имеют право практиковать или менять свои религиозные убеждения. Большинство же жителей армении считают национальной религией — христианство.
Армения и Азербайджан религия
Азербайджанцы представляли в Армении национальное меньшинство, которое было значительным последние два века, вплоть до этнополитического конфликта в Нагорном Карабахе. В ходе конфликта большинство азербайджанцев покинуло Армению. Религия большинства азербайджанцев — ислам, большинство армян — христиане, принадлежащие Армянской Апостольской Церкви.
Армяне и грузины — два главных христианских народа Кавказа, но отношения между ними неоднозначны. В Армении проживает несколько сотен грузин. Религия грузин — христианство, но они не прнадлежат ААЦ.
Собор Сошествия Святого Духа (Минск)
История собора начинается в 1633—1642 годах, когда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок. В 1741 году здание было разрушено пожаром, который стал причиной реконструкции монастыря. В 1852 году монастырь был переведён в Несвиж. С 1860 года прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус.
В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года. Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года. А через несколько дней 1 ноября этого года был освящён правый придел храма во честь святых Мефодия и Кирилла.
Монастырь просуществовал до 1922 года. Собор был закрыт в первые годы советской власти. Верующие смогли возобновить в нём богослужения только в условиях немецкой оккупации Белоруссии. Подготовленный к службе собор освятил епископ Филофей (Нарко). Почти сразу после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города — Петропавловский собор, который также вновь стал действовать в годы оккупации, и таким образом Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.
После открытия в 1942 году церковь больше не закрывалась. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в храм была перенесена чудотворная Минская икона Пресвятой Богородицы. В 1947 году над собором установили кресты. В первой половине 1950-х годов во внутренней части храма был проведён капитальный ремонт. В 1968 году в южной части собора установили престол в честь Казанской иконы Божией Матери, а в северной части установили раку с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой; в криптовой части собора обустроили придел в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла (сегодня он действует как крестильная церковь). В 1961 года Свято-Духову храму был присвоен статус кафедрального собора Минской епархии.
Минская чудотворная икона Божией Матери в храме
Во времена «перестройки», в конце 80-х годов ХХ века протоиереем в храме служил кандидат богословский наук Евгений Грушецкий, который считался одним из лучших священников Минского кафедрального Свято-Духова собора. В 1988 году при его участии отмечалось 1000-летие Крещения Руси.
25 ноября 1990 года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход — из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.
Жизнь собора
Местонахождение данного собора расположилось там, где раньше был мужской монастырь, построенный в начале 8 века. Строительные работы по его воздвижении происходили почти 10 лет. Когда все строительные работы были окончены, то он представлял собой такой себе монашеский комплекс.
Сам храм пережил много испытаний. К ним относятся и многочисленные пожары, и другие испытания. После чего проводились работы по его реконструкции. Были и такие времена, когда здание церкви считалось бесхозным и в нем не проводились богослужения. В 1860 году в нем снова начали проводить богослужения и для населения, и для студентов духовной семинарии.
Со временем в храме начали проводить капитальный ремонт. Он длился чуть больше пяти лет. После его окончания освятили два престола. Один в честь Кирилла и Мефодия, а другой в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Богослужения в храме проводились до 1918 года, потом он был закрыт большевиками. Во время известной борьбы большевиков с православной религией здание храма эксплуатировалось и в качестве спортивного зала, и в качестве тюрьмы для богатых крестьян.
Перед второй мировой войной проводился митинг по вопросу снесения здания церкви. Один из ораторов требовал снести храм. Он говорил, что не уйдет с того места пока не увидит, что храм сносят. Но произошло настоящее чудо, его с митинга унесли, так как он оступился на трибуне и упал. Результатом такого падения был перелом обеих ног.
Таким образом Минский Свято-Духов кафедральный собор был спасен. И в 1942 году он снова открылся для принятия прихожан. Во время проведения военных действий священнослужители собора помогали всем людям, которые в этом нуждались. Сегодня храм является действующим и собирает у себя немалое количество православных верян.
Паломнику
Богослужения в соборе совершаются ежедневно.
Актуальное расписание богослужений смотрите здесь.
Собор начинает работу:
— по будням и в субботу – с 7 часов, — в воскресенье, двунадесятые, великие* и храмовые** праздники – с 6 часов.
Собор заканчивает работу:
— по будням – в 23.00 , — в субботу и накануне двунадесятых, великих* и храмовых** праздников – по окончании вечернего богослужения, — в воскресенье – в 23 часов.
Дежурный священник:
Ежедневно в храме дежурит священник, которому можно задать волнующие вас вопросы о Боге, вере, Церкви и т.д. Дежурный священник находится в храме с 11 до 17 часов.
Где находится, как добраться
Координаты: 53.90509, 27.556.
Чтобы добраться до храма нужно доехать на метро или любом виде наземного транспорта до остановки Немига (Нямига).
Время работы Минского Свято-Духова кафедрального собора:
- в понедельник внутрь можно зайти с 9 до 12 часов:
- в воскресенье — с 7 до 14 и с 17 до 20 часов;
- в субботу и во все остальные дни недели — с 9 до 12 и с 17 до 21 часа.
Каждый день в соборе дежурит священник, который сможет ответить на все интересующие вас вопросы по телефону +375 17 327-66-09.
Вы можете найти собор и другие достопримечательности города на карте Минска.
других достопримечательностей
Моя прогулка по Минску состоялась 7 и 8 апреля 2016 года. Здесь огромное количество самых разнообразных вариантов жилья. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.
На карте ниже представлены разные достопримечательности Белоруссии, где мне удалось побывать. Подробнее о каждой из них можно посмотреть здесь.
Проект церкви
Обратимся к самому проекту.
По генеральному плану здания церкви, часовни, резиденции главы епархии и учебно-культурного центра спроектированы с учетом существующего положения, однако в совершенно новом объемно-пространственном измерении. Новая церковь по проекту значительно больше прежней, недостроенной, и располагается к северу от нее – на северо-восточном участке всего комплекса, у места пересечения Олимпийского проспекта и Трифоновской улицы. Таким образом, с данной стороны храм воспринимается принужденно на фоне трехэтажных зданий резиденции и учебно-культурного центра, расположенных под углом на противоположной стороне двора.
А над восточным участком подвальной части недостроенной церкви спроектирована небольшая часовня, которая при взгляде с Олимпийского проспекта вместе с главным храмом придает целостность всей панораме.
Главный вход в комплекс расположен со стороны Трифоновской улицы – между северными фасадами церкви и резиденции и архитектурно решен в стиле трехарочных парадных ворот.
Напротив главного входа в церковь расположен вход в административную часть резиденции, а напротив часовни находится вход в служебные кабинеты, трапезную и гостиный дом.
Таким образом, здание резиденции охватывает весь западный участок церковного двора, а примыкающий к резиденции корпус учебно-культурного центра с его открытой сводчатой галереей – южный участок.
С церковным двором связаны несколькими лестничными пролетами расположенные в подвальном этаже автостоянка, различные технические и вспомогательные помещения.
В подвальных этажах церкви и часовни расположены соответственно музей-галерея и зал торжеств с просторным общим фойе, имеющим отдельный вход со стороны Олимпийского проспекта.
Своеобразная и уютная часовня со световым окном в куполе с обеих сторон алтаря имеет открытые ниши, перед которыми стоят посвященные армянскому алфавиту и христианской вере монументальные стелы с эпиграфическими надписями.
Автор с частичной переработкой представил тот проект, с которым он в 1992 году участвовал в конкурсе на строительство ереванского кафедрального храма Св. Григора Просветителя и удостоился второй премии.
Имеющий в плане 34,6/37,8 метров проект вбирает в себя трехсводчатый молитвенный зал с притвором в западной части.
Каждая из зальных ниш разделена еще на пять, которые создают визуальный ритм в пределах нижнего этажа церкви, прерываемый устремленными ввысь прямоугольными объемами угловых частей. Две из них, восточные, служат ризницами, западные – лестничные пролеты, предусмотренные для балкона, где размещается церковный хор.
Главный вход расположен в восточной части. Храм имеет еще три дополнительных входа: напротив южного, в центре северной ниши, находится купель для крещения. Фойе главного входа увенчано имеющей высоту 34 метра четырехгранной звонницей, а трехъярусный объемно-пространственный план храма увенчан имеющим 20,7 метра в поперечнике барабаном, оформленным 24 непрерывающимися арочными проемами.
Входы в церковь и оконные своды украшены богатым оригинальным орнаментом. Молитвенный зал по своим размерам достаточно вместителен, он в состоянии принять большое число верующих одновременно. Зал украшен высеченными в каменных рамках изображениями крестов.
Все здания и церкви комплекса возведены из золотистого и светло-розового туфа с анийских каменоломен.
На фоне всего комплекса своим объемно-пространственным видом выделяется храм высотой 50 метров, своим положением выражающий собственную первостепенную роль.
Усилиями талантливого автора храм сохраняет верность богатым традициям армянской церковной архитектуры, а посему, пусть и вдали от Армении, будет способствовать тому, чтобы московские армяне хранили верность Армянской апостольской церкви и, участвуя в литургии, восхищались чарующей душу армянской церковной музыкой.
Вараздат Арутюнян
доктор архитектуры, профессор,
академик НАН Армении
апрель 2007 г.
История
Здание собора было построено в 1633-1642 гг. в качестве храма католического монастыря бернардинок.Каменный монастырский комплекс был построен в1652 г. По данным инвентарной описи 1784 г., почти на этом месте, но несколько в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы находился православный Космодемьяновский монастырь, который в начале ХYII в был насильственно обращен в униатский.
В 1741 г. бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 г. монастырь был упразднен и переведен в Несвиж. С 1860 г. прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус. В 1870 г. храм после ремонта был освещен во имя Святого Духа, и в том же году при нем открыли мужской православный монастырь, просуществовавший до 1922 г.
После подавления национально-освободительного восстания в 1863 г. в монастыре содержалась большая группа повстанцев, среди которых была дочь В. Дунина-Марцинкевича Камила.
История
История собора начинается в 1633—1642 годах, когда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок. В 1741 году здание было разрушено пожаром, который стал причиной реконструкции монастыря.
По инвентарной описи 1784 года, там, где находится собор, но немного в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы существовал православный Космодемьяновский монастырь, в начале XVII века обращённый в униатский.
В 1741 году бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 году монастырь был упразднён и переведён в Несвиж. С 1860 года прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус.
Вид храма в годы Великой Отечественной войны (1941-1943 гг.).
В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года. Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года. А через несколько дней 1 ноября этого года был освящён правый придел храма во честь святых Мефодия и Кирилла.
Монастырь просуществовал до 1922 года.
Собор был закрыт в первые годы советской власти. Верующие смогли возобновить в нём богослужения только в условиях немецкой оккупации Белоруссии. Подготовленный к службе собор освятил епископ Филофей (Нарко). Почти сразу после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города − Петропавловский собор, который также вновь стал действовать в годы оккупации, и таким образом Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.
25 ноября 1990 года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход — из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.
Теперь Свято-Духовая церковь — Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы. Но самая ценная реликвия — чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.
Рака с мощами белорусской святой
Церковные историки отмечают, что практически сразу после смерти Софья стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса. В 1848 г. крестный ход с мощами святой спас город от холеры. «Простой православный люд веками хранит предания о заступничестве благоверной Софии Случчине. Так, согласно ее пророчеству в Слуцке, на Юрьевской улице не случилось ни одного пожара. Когда были открыты нетленные мощи святой, то крестный ход с ними не раз спасал город от эпидемий и других бедствий. Учителем Слуцкой Духовной семинарии, иеромонахом Маркианом, в 18-том веке, была составлена книга: «Чудеса Благоверной Слуцкой княгини Софии Олельковны, мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре нетленно почивающей». После войны 1941-1945 гг., 3 апреля 1984 года православная церковь официально канонизировала княгиню Софью, причислив ее к лику блаженных.
История
История собора начинается в 1633—1642 годах, когда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок. В 1741 году здание было разрушено пожаром, который стал причиной реконструкции монастыря. В 1852 году монастырь был переведён в Несвиж. С 1860 года прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус.
В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года. Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено года. А через несколько дней 1 ноября этого года был освящён правый придел храма во честь святых Мефодия и Кирилла.
Монастырь просуществовал до 1922 года. Собор был закрыт в первые годы советской власти. Верующие смогли возобновить в нём богослужения только в условиях немецкой оккупации Белоруссии. Подготовленный к службе собор освятил епископ Филофей (Нарко). Почти сразу после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города — Петропавловский собор, который также вновь стал действовать в годы оккупации, и таким образом Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.
После открытия в 1942 году церковь больше не закрывалась. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в храм была перенесена чудотворная Минская икона Пресвятой Богородицы. В 1947 году над собором установили кресты. В первой половине 1950-х годов во внутренней части храма был проведён капитальный ремонт. В 1968 году в южной части собора установили престол в честь Казанской иконы Божией Матери, а в северной части установили раку с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой; в криптовой части собора обустроили придел в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла (сегодня он действует как крестильная церковь). В 1961 года Свято-Духову храму был присвоен статус кафедрального собора Минской епархии.
Во времена «перестройки», в конце 80-х годов ХХ века протоиереем в храме служил кандидат богословский наук Евгений Грушецкий, который считался одним из лучших священников Минского кафедрального Свято-Духова собора. В 1988 году при его участии отмечалось 1000-летие Крещения Руси.
года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход — из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.
Где находится, как добраться
Сам Кафедральный собор находится в историческом центре города Минска, на улице Кирилла и Мефодия, 3. Координаты: 53.90509, 27.556.
Чтобы добраться до храма нужно доехать на метро или любом виде наземного транспорта до остановки Немига (Нямига).
Время работы Минского Свято-Духова кафедрального собора:
- в понедельник внутрь можно зайти с 9 до 12 часов:
- в воскресенье — с 7 до 14 и с 17 до 20 часов;
- в субботу и во все остальные дни недели — с 9 до 12 и с 17 до 21 часа.
Каждый день в соборе дежурит священник, который сможет ответить на все интересующие вас вопросы по телефону +375 17 327-66-09.
Вы можете найти собор и другие достопримечательности города на карте Минска.
И вот теперь, когда вы всё подробно узнали, приезжайте в столицу Беларусии! Вы будете просто очарованы великолепием этого собора и красотой других достопримечательностей гостеприимного белорусского города.
Моя прогулка по Минску состоялась 7 и 8 апреля 2021 года. Здесь огромное количество самых разнообразных вариантов жилья. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.
На карте ниже представлены разные достопримечательности Белоруссии, где мне удалось побывать. Подробнее о каждой из них можно посмотреть здесь.
Вековая история
Земля, на которой стоит сегодня главный собор Беларуси, издревле считалась святым местом. Ещё до 17 века здесь располагался монастырь православных святых: Космы и Дамиана.
Эти два брата, жившие, по разным данным, в 3 или 4 веке занимались врачеванием и прославились чудесами исцеления людей. За свою помощь они не брали никакой платы, поэтому люди называли их бессребрениками.
Но своим добрым словом, бескорыстием и благожелательностью они многих привели к православию, чем и вызвали недовольство властей-язычников. Когда братьев пытками пытались заставить изменить православной вере и принести жертву идолам, они отказались. За это их обезглавили.
Как доехать до Петро-Павловского собора Минска
Подробная информация о том, как доехать до Петро-Павловского собора, приведена здесь.
Проезд общественным транспортом:
от ст. метро «Немига» пройти к собору 300 метров.
На автомобиле:
- От Октябрьской площади по просп. Независимости в сторону ГУМа, через 320 м влево, на ул. Ленина, через 800 м круто вправо, затем снова вправо, на ул. Немига, к Петро-Павловскому собору.
- С МКАД (53-й километр) на Логойский тракт и ул. Я. Коласа. Через 2,8 км, перед площадью Я. Коласа влево, затем вправо, на просп. Независимости, через 1,8 км вправо, на ул. Я. Купалы, через 800 м влево, на ул. Максима Богдановича и ул. Немига, к собору.