Богоявленский кафедральный собор в елохове (москва)
Содержание:
Архитектурные места и красоты Ногинска
В Ногинске найдется немало сохранившихся строений начала XX столетия. Многие из них относятся к главенствовавшему в то время архитектурному стилю модерн.
Здание фабричного училища
Адрес: п. Глухово, ул. 8 Марта, 4.
Особенностью учебных заведений Ногинска начала XX века являлось то, что строились они по отдельным проектам, а не переделывались из возведенных ранее особняков. Так случилось и со строительством здания фабричного училища. В 1908 г. учебное заведение приняло первых учеников. Это были только мальчики, которые после обучения, шли работать на текстильные мануфактуры.
С 1914 г. училище превратили в общеобразовательную школу. В ней могли обучаться и девочки, и мальчики. Здание имеет интересный фасад, но он требует проведения реставрационных работ. В строении удалось обновить внутренний интерьер – отремонтировали парадную лестницу, стены украсили фризами на историческую тематику. Сейчас в постройке бывшего ремесленного училища находится школа.
Дом купцов Куприяновых
Адрес: улица Рабочая, 47.
Дом, принадлежавший династии купцов и фабрикантов Куприяновых, построен по проекту архитектора Н. Васильева в конце XIX века. Известный московский зодчий стал автором еще многих зданий, где впоследствии размещались торговые, благотворительные и другие учреждения.
Украшением дома Куприяновых являются большое количество резных элементов декора и старинные наличники с изображением птиц. Сейчас дом бывшего ктитора Тихвинской церкви, купца С. Куприянова, нуждается в восстановлении и реставрации.
Здание женской гимназии
Адрес: Советская ул., 57.
Красивое сооружение в стиле западноевропейского особняка спроектировал, как и еще несколько других объектов в Богородске, А. Кузнецов. Строительство женской гимназии связывают с именем промышленника и мецената Арсения Морозова. Здание гимназии считается одной из лучших работ Кузнецова. Здесь зодчему удалось соединить множество архитектурных элементов из различных стилей и эпох. Богородской женской гимназии повезло. В ее стенах всегда находилось учебное заведение, и учились дети. Ныне – это школа №2. Она носит имя известного писателя В.Г. Короленко.
Где остановиться
В современном Ногинске для гостей, самостоятельно посетивших город с паломническими, туристическими или иными целями, немало гостиниц с номерами разных категорий. Некоторые из них расположены в историческом центре, в пешей доступности от Богоявленского собора.
Гостиница «Гостиный Дворъ»
Небольшая гостиница, открытая два года назад, находится на берегу Клязьмы, по адресу: ул. Рабочая, 48. Ее 11 номеров, относящиеся к категориям «Эконом» и «Стандарт», укомплектованы современной, удобной мебелью, бытовой техникой, собственной ванной комнатой. В каждом номере есть цифровое телевидение, сплит-система, чайные наборы.
В категории «Стандарт» установлены дополнительно мягкая мебель, журнальные и письменные столы, электронные сейфы. В ванных комнатах – комплекты полотенец и средства личной гигиены.
Для путешественников на автомобиле предусмотрена парковка и бесплатный Wi-Fi, действующий на всей территории гостиницы. Желающие могут воспользоваться услугами сауны.
В гостинице оборудована кухня, где можно самостоятельно приготовить разные блюда. Для этого есть все необходимое: бытовая техника, наборы кастрюль и сковородок, столовая посуда.
Помимо Богоявленского собора в непосредственной близости от «Гостиного Двора» находятся железнодорожный вокзал, автостанция, краеведческий музей, драматический театр, а также магазины и пункты общественного питания. Стоимость проживания – 2500-3900 руб.
Гостиничный комплекс «Зеленый шум»
Гостиница находится на улице Картонный тупик, в доме 1, в черте города, в 3,7 км от Богоявленского собора. Окруженная живописной природой, стоящая на берегу реки, она создает ощущение загородного отдыха. Гостям предоставляются на выбор комфортные номера для размещения 1-4 человек с необходимой мебелью и ванными комнатами.
В каждом номере присутствует телевидение, беспроводной интернет, кондиционеры, электрические чайники.
Помимо выдачи обычного спортивного снаряжения здесь производится полная экипировка желающих заняться водным спортом или рыбалкой. Стоимость номеров (без питания) – от 4000 до 7000 руб.
Хостел «Рус-Ногинск»
По адресу: ул. Электрическая, дом 1, в 2 км от Богоявленского собора, работает хостел, где можно выбрать спальное место в 4-х или 6-ти местном номере или отдельную комнату на двоих. Преимуществом его положения является хорошо развитая инфраструктура густо заселенного района, близость автостанции и ж/д вокзала, а также основных городских достопримечательностей.
Все интерьеры оформлены в светлых тонах. Общие комнаты меблированы 2-хярусными кроватями со шторками. Санузел и душевая комната располагаются в коридоре. Стоимость койко-места – 450 руб.
Отдельные номера имеют одно и двуспальные кровати, холодильник, мини-кухню, телевизор. Жильцы пользуются туалетом и ванной комнатой на этаже. Номера имеют отдельный вход. Стоимость проживания – 1300 руб.
Общая кухня оборудована всем необходимым для приготовления пищи, есть плита, холодильник, микроволновая печь. Продукты можно приобрести в расположенном рядом супермаркете. Ближайший ресторан «Беркут» находится в нескольких автобусных остановках.
Интересные факты и легенды
Одной из главных святынь Богоявленского собора являются мощи Константина Богородского, канонизированного в 1996 году Русской православной церковью. Настоятель Константин Голубев за организацию в 1918 году крестного хода был арестован и расстрелян. Во время казни священнослужитель был тяжело ранен и еще живым сброшен в могилу.
Просьбы умирающего человека и мольбы его дочери о прекращении мучений не были услышаны палачами. Его закопали живым. Место захоронения на краю леса всегда было местом паломничества; люди, несмотря на запрет, несли сюда свечи, читали молитвы.
Бытует предание, что вместе с отцом Константином были казнены два солдата, отказавшиеся стрелять в священника. Обретение его мощей состоялось в 1995 году, а с 2004 года они хранятся в Богоявленском соборе.
В 2010 году в городе, неподалеку от Богоявленского собора был установлен памятник патриарху Пимену, который возглавлял Русскую Православную церковь в советские годы в течение 20 лет, а в 1920-е годы пел в церковном хоре храма. Некоторые источники утверждают, что Богородск (Ногинск) является родиной Пимена, но это мнение ошибочно. Автором памятника является скульптор И. Комочкин.
Высота скульптуры на постаменте достигает 7 м; к площадке, на которой он установлен, ведут ступени. Патриарх изображен в полный рост, в торжественном одеянии, с поднятой благословляющей рукой.
Богоявленский собор всегда был и остается главной святыней и достопримечательностью города. Поставленный на деньги верующих в середине XIX века, он прошел трудный путь вместе со своим приходом, и, возродившись, остался духовным центром сегодняшнего Ногинска.
Литература
- Вострышев М., Шокарев С. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2011. — 1064 с.
- Вострышев М., Шокарев С. Москва православная: все храмы и часовни. — М.: Алгоритм, 2012. — 542 с.
- Любартович В. А. Богоявления собор в Елохове // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 550—556. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
- Любартович В., Юхименко Е. Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — 306 с.
- Православные святыни Москвы / под ред. В. Глушковой. — М.: Вече, 2007. — 544 с.
- Русская духовная музыка в документах и материалах. Русское православное церковное пение в ХХ веке. Советский период. Кн. 1. 1920—1930-е годы. Ч. 2 / под ред. А. Наумова, М. Рахмановой. — 2015. — Т. 9. — 520 с. — ISBN 978-5-94457-246-2.
- Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Москва в границах 1917 / под ред. П. Паламарчука. — М.: КРОМ, 1995. — 585 с.
- Черкасов-Георгиевский В. Москва: религиозные центры и общины. — М.: Профиздат, 1992. — 111 с.
Собор во времена Великой Отечественной войны
В Богоявленском соборе был организован сбор пожертвований на нужды обороны. Кроме того, церковь фронту оказала значительную материальную помощь — более 6 миллионов рублей. В годы войны отмечается необыкновенный подъем религиозных чувств верующих.
Современник тех событий, прихожанин Богоявленского собора писал, что в дни Великого поста 1942 года все стремились исповедаться и причаститься, желающих говеть было так много, что священники вынуждены были причащать и за преосвященными литургиями — по средам и пятницам. В обычные же дни для причастия, особенно в некоторые субботы, причастников собиралось так много, что служба начиналась в 6.30 и заканчивалась в 16.00-17.00.
Иконостас Богоявленского кафедрального собора
После исторической встречи со Сталиным в Кремле 8 сентября 1943 года на архиерейском соборе митрополит Сергий был избран Святейшим Патриархом. К сожалению, жить ему оставалось недолго.
В ночь с 4 на 5 апреля 1942 года городские власти разрешили проведение пасхальной службы в Богоявленском соборе, на которую собралось 6500 москвичей. А 18 мая 1944 года в дни Святой Пасхи собор вновь не мог вместить всех прихожан: на этот раз люди пришли проститься со Святейшим патриархом Сергием, который был погребен в Никольском пределе.
Святыни храма
Много переживший собор сберег и приумножил свои святыни, благодаря неравнодушным прихожанам и сановникам Церкви.
По левую сторону от алтаря в Богоявленском соборе – список иконы Богоматери «Казанская». Предание хранит историю чудотворной иконы. После взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным 9-летней дочери стрельца Матрене Онучиной во сне явилась Богородица с просьбой сообщить архиепископу, чтобы из пепелища казанского Кремля достали ее икону.
Девочка взялась за лопату и сразу нашла у печи завернутый в сукно образ Пресвятой Богородицы, который оказался ясным, чистым и ярким, без следов пожарища. Архиепископ, узнав о чуде, совершил крестный ход к месту обретения лика и поместил его в церковь Николая Тульского, а потом в Благовещенский собор. Когда икону несли в храм, больные, особенно слепые, исцелялись.
Казанская икона считалась покровительницей дома Романовых. После окончания войны 1812 года Кутузов приказал из трофейного серебра изготовить в подарок Божьей Матери «Казанская» иконостас.
Особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих Радость». Первое чудо иконы состоялось в 1688 году. Сестра патриарха московского и всея Руси Евфимия, страдавшая неизлечимой болезнью, однажды услышала голос, призывающий помолиться перед иконой «Всех скорбящих радость», заказав молебен с водоосвящением. Евфимия выполнила указанное свыше и исцелилась.
Икона Божьей Матери «Взыскание погибших» прославилась в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила. В XVIII веке с помощью этой иконы был спасен от смерти, замерзая в снежной вьюге, крестьянин Федот Обухов.
Икона серафима Саровского с частицей мощей и облачением святого пустынника хранится в главном приделе Богоявленского собора. Считается, что при жизни святому были открыты и прошлое, и будущее любого человека. Он знал мысли и сердца окружающих, исцелял и наставлял нуждающихся в помощи.
Мощи митрополита Московского и всея Руси Алексия, которого почитают как великого молитвенника за русскую землю. Мощи хранятся в раке из бронзового сплава. На внутренней стороне крышки – шитое изображение святителя, над ракой – резная деревянная сень.
Другие святыни Богоявленского храма в Елохове:
- Частица древа Животворящего Креста Господня.
- Десница апостола Андрея Первозванного.
- Глава святителя Иоанна Златоуста.
- Частица мощей Николая Чудотворца.
- Частица мощей святого Петра.
- Вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями в память о короновании Николая II и его супруги Александры Федоровны.
История
Полное название – собор Богоявления Господня в Елохове. История Елоховской церкви в Москве началась в начале XVIII века, когда на месте стоявшего тут деревянного храма был построен каменный. К сожалению, установить, когда был построен деревянный «предшественник», невозможно: известно лишь, что в середине XV века село Елох (название произошло от того же корня, что и в слове ольха) родился юродивый Василий Блаженный. То есть можно предположить, что в это время деревянная церковь уже стояла на этом месте.
В конце XVIII века трапезная и приделы Благовещения и Николая Чудотворца были перестроены, а менее чем через 50 лет все здание разобрали. В 1845 году архитектор Тюрин возвел новое сооружение – современное здание с 5 куполами. На строительство было потрачено 200 тысяч рублей, треть этой суммы внес московский купец Щапов. В конце XIX века трапезную расширили, а в начале XX века отреставрировали живопись на куполах.
Первое время храм считался лишь приходом (церковью, в которую могут ходить только местные жители), но уже тогда храм считался одним из самых красивых и изящных. Он даже стал местом крещения в 1799 году Пушкина.
Елоховская церковь несколько раз оказывалась на грани закрытия, но чудом избежала этой участи. В 1930 году Московский облисполком выпустил постановление о закрытии, но спустя месяц решение обжаловали и отменили. В 22 июня 1941 года власти предложили закрыть храм сразу после литургии, но начавшаяся война помешала исполнить приказ.
В начале 30-х годов ХХ века недалеко от Елоховского храма жил митрополит Сергий (Старогородский), который исполнял обязанности Московского митрополита. После закрытия в 1938 году собора Богоявления Елоховский храм стал кафедральным собором Москвы, а в 1945 году ему был присвоен статус Патриаршего. До распада СССР церковь оставалась патриаршей кафедрой – в 90-х годах этот титул перешел к Успенскому собору Кремля.
Такой статус позволил церкви не только продержаться в трудное время: в 70-90-х годах в ней были проведены реставрационные работы, позолочены купола, расширен алтарь и благоустроена территория.
История собора
Первым документальным свидетельством существования деревянной церкви в селе Елохове является запись от 24 августа 1698 года в книгах патриаршего казенного приказа. Елоховскую церковь несколько раз перестраивали еще при отце Петра І Алексее Михайловиче Тишайшем. Алексей Михайлович был религиозным человеком, строго соблюдал посты, прекрасно знал богослужебный устав.
Елоховский собор в Москве
Но особо активная жизнь началась, когда в конце XVII века появилась рядом немецкая слобода, а в Елохово селились ремесленники и мещане, которые работали в домах иностранцев. Тогда началось увеличиваться население, и каким-то образом храм становился известным.
В последний раз церковь заново построили еще при жизни матери Петра, царицы Натальи Нарышкиной, второй жены Алексея Михайловича. Но каждый раз перестраивать или заново строить новую церковь было делом накладным и неблагодарным. Поэтому в 1712 году начался сбор средств на построение каменной Богоявленской церкви. Подобное самоуправство могло быть и наказуемо.
По приказу Петра І запрещалось возводить каменные храмы и монастыри. Шло бурное строительство Петербурга: и кирпич, и камень со всей страны отправлялся в новую столицу. Однако царь не только закрыл на это глаза, но и лично пожаловал кирпич на возведение каменной церкви в немецкой слободе.
И такой храм был возведен, правда, значительно позже, в июле 1731 года на средства царевны Прасковьи, младшей сестры императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра І.
А современное здание выстроено относительно недавно — в середине XIX века. Храм рос словно человек, чтобы стать готовым к служению в тяжелые годы гонений на Русскую православную церковь.
Колокольню возвели в 1806 году. Святитель Филарет принимал активное участие в перестройке церкви. Когда границы Москвы расширились и выросло количество прихожан, стало очевидным, что старый Богоявленский храм, построенный сто лет назад, уже не может вместить в себя верующих.
О других храмах столицы:
- Храм Воздвижения Креста Господня
- Храм апостолов Петра и Павла
- Храм святого Александра Невского
У истоков идеи возведения нового Богоявленского собора стояли елоховские священники: протоиерей Александр Покровский и Никита Карпов. Строить храм соглашается один из крупнейших зодчих — академик архитектуры Евграф Тюрин. Елоховский собор выстроен в стиле позднего ампира, стал значимой, но последней серьезной творческой вехой Евграфа Тюрина.
Начались долгие годы строительных работ, внутренней отделки, которые проводились на добровольные пожертвования прихожан. Во время ремонтных и строительных работ богослужения не прерывались и проводились в теплой трапезной части храма у Благовещенского и Никольского престолов.
Елоховский собор, вид с южной стороны
То, что столь великолепный храм, почти в центре Москвы, не был разграблен и разрушен, можно назвать тем чудом, которое дается по вере людей. Начиная с 20-х годов XX века, властями предпринимались неоднократные попытки закрыть храм. Здесь хотели сделать сначала казарму, потом книгохранилище, потом музей. И даже вовсе снести под предлогом строительства метрополитена. Но верующие отстояли свою святыню.
Во времена репрессий, когда из страха муж отказывался от своей жены, а дети отказывались от своих родителей, 4800 человек не испугались и поставили свои подписи против закрытия. Причем это были не просто закорючки, а полное указание имени, адреса, места работы, иначе подпись считалась недействительной. Эти люди совершили подвиг исповедания веры, и храм был спасен.
Важно! Когда был стерт с лица России храм Христа Спасителя, Богоявленский собор стал сердцем православной страны
Современность
От монастырского ансамбля сохранилось немного — двухэтажный собор Богоявления 1693-96 гг. постройки, игуменский и братский корпусы. По сравнению с XVIII веком его территория сократилась на три четверти.
Собор был передан Московской Патриархии в мае 1991 года, к концу года в нём возобновились богослужения. В ходе длительной реставрации собору был возвращён прежний вид. Алексиевский придел, до неузнаваемости перестроенный в XIX веке, а потом снесённый, воссоздан в том виде, который он, по гипотезе реставраторов, мог иметь изначально.
Рядом с собором 31 мая 2007 года был установлен бронзовый памятник монахам-просветителям братьям Лихудам. Деньги на памятник выделило правительство Греции.
История[править]
В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.
Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.
Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.
А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.
В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.
Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.
Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.
И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.
После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.
А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.
В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.
Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.
Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.
Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.
Разрушение храма
В декабре года – года «закрепления достигнутых успехов» – было арестовано все духовенство Богоявленского храма.
Собор был взорван в сентябре году под предлогом освобождения места для нового социалистического строительства, там планировалось образцовое жилищное строительство. На его месте был выстроен «генеральский» дом, на углу Большой Дорогомиловской улицы и 2-го Брянского переулка, от которого началась дальнейшая застройка Дорогомилова. Этот дом имеет срезанный угол, который находится точно на месте алтаря.
После дорогомиловского собора кафедра не сразу была перенесена в елоховский собор. По мнению Татьяны Крыловой, кафедральным недолго был Преображенский собор на одноименной площади, который очень любил митрополит Сергий. А потом им стал собор в Елохово, освященный, как и его предшественник, в честь Богоявления Господня.
История собора
Московский Собор Богоявления в Елохове имеет богатую историю. Маленькая деревянная церковь силами и любовью прихожан превратилась в красивый и величественный собор. Первые сведения о ней датированы 1694 г., до этого момента о ней ничего не известно, но считается, что на паперти Елоховской церкви был рожден в 1469 г. Василий Блаженный, известный юродивый.
Приход для небольшой молельни был довольно обширен и постоянно расширялся. В 1720 г. деревянную постройку с приделом почтения Благовещения, по указу прихожанина Петра I, снесли и построили на ее месте церковь из камня. Средства на ее строительство пожертвовала дочь Иоанна V. Некоторые свидетельства утверждают, что кирпич для нее выделил Петр I.
В середине 1731 г. состоялось освящение патриархом, а в конце 80-х гг. она подверглась глобальной реконструкции. В начале 1792 г. появился еще Никольский придел. Деньги выделили прихожане. В 1812 г. почти весь приход сгорел при пожаре, но церковь не пострадала. Ее разграбили. На пожертвования воссоздали ее внутренний вид, жилье восстановили.
В1837 г. собор снова перестраивали, а в 1845 г. он подвергся реконструкции, после которой полностью изменил свой внешний вид. Только 1 уровень колокольни и трапезная сохранили прежний облик. В военные годы на колокольне храма стояли войска противовоздушной обороны. Митрополит Сергий прямо на молебне призвал неравнодушных людей защищать Отечество.
Верующие и духовные лица внесли собранные средства в оборонный фонд. А в 1942 г. в его стенах была проведена Пасхальная служба, несмотря на осадное положение, куда пришло 6500 верующих. Елоховский Богоявленский собор в Москве многократно пытались закрыть с 1934 г., но он выстоял под напором религиозных прихожан.
Елоховский Богоявленский Собор: тогда и сейчас.
С 1970-х гг. непрерывно ведутся реставрационные работы: расширялось помещение, восстанавливалось и дополнялось убранство, лепнина, настенная живопись. Современный величавый вид храма – результат этих усилий. В нем хранятся исключительные реликвии и люди тянутся к ним, чтобы преклонить колени.
Великие личности Богоявленского собора
По преданию, в декабре 1469 года на паперти церкви в селе Елохово родился Святой блаженный Василий, московский чудотворец. Тот самый знаменитый юродивый, который на пиру у Ивана Грозного тремя кубками вина затушил пожар в Великом Новгороде и, посланный царем гонец, подтвердил этот факт. Когда святой умер, его гроб на своих плечах нес сам царь. Самый известный в мире собор носит имя блаженного Василия. Там же покоятся и его святые мощи.
8 июня 1799 года в Елоховской церкви крестился другой великий москвич — Александр Сергеевич Пушкин.
С 1938 года по 1991 год храм, по сути, являлся патриаршим. Здесь состоялась интронизация четырех святейших патриархов: 12 сентября 1943 года интронизация Святейшего патриарха Сергия, 4 февраля 1945 года — Патриарха Алексия І, 30 июня 1971 года патриарха Пимена, 10 июня 1990 года — Алексия ІІ.
Случайно или нет, но три Алексия сыграли выдающуюся роль в судьбе храма.
14 октября 1947 года святейший патриарх Алексий І по разрешению Сталина перенес из Успенского собора Московского кремля, ставшего на тот момент уже музеем, мощи Святителя Алексия, митрополита Московского в Елоховский собор. Предлогом для перенесения святыни было празднование 800-летия Москвы.
Елоховский кафедральный собор в Москве
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец, был другом Сергия Радонежского и видел в нем своего преемника на посту митрополита. Но преподобный Сергий по великому смирению отказался. Святитель Алексий был опекуном и воспитателем Дмитрия Донского.
Широко известен факт, что по его молитве от слепоты была исцелена ханская жена Тайдула. Святитель многое сделал для объединения русских земель, утверждения православия и возрождения отечества в трудное время владычества Золотой орды.
До 1928 года его честные нетленные мощи хранились в основанном им Чудовом монастыре, пока богоборцы его не взорвали. От уничтожения святые мощи были спасены выдающимся реставратором Петром Дмитриевичем Барановским, который в день разрушения Чудова монастыря вывез на телеге мощи святителя Алексия в Успенский собор Кремля.
Для многих наших современников Богоявленский храм связан с именем святейшего патриарха Алексия ІІ. Часто видели его совершающего служение в этом соборе. Патриарх оставил завещание быть похороненным именно в этом соборе, рядом со своим небесным покровителем. Его воля была исполнена.
Сюда приезжают верующие, чтобы поклониться, отдать дань уважения и любви святейшему патриарху Алексию.
Богослужение в Богоявленском соборе
До 1918 года в храме служил замечательный священник Иоанн Березкин.
А на торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память столетию со дня рождения Пушкина здесь молилась великая княгиня и будущая преподобномученица Елизавета Федоровна.
Для сведения! Одним из почитаемых людей в Богоявленском храме является священник Матфей Стаднюк, который был его настоятелем долгие годы.
Незаменимым старостой Елоховского собора был Николай Семенович Капчук. Он служил здесь 45 лет. Он делал всё возможное, чтобы главный храм страны приобрел благолепный вид и свой знаменитый салатовый цвет. Именно при его рачительном попечении о соборе были проведены масштабные строительные и реставрационные работу, в буквальном смысле преобразившие облик храма.