Cтанцы рафаэля в ватикане, которые принесли ему первую славу
Содержание:
- Примечания[править | править код]
- Интересные факты
- Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro)
- Отражение в искусстве[править | править код]
- Станца ди Элиодоро
- Примечания
- Зал Константина (Sala di Costantino)
- Необычные детали Сикстинской Мадонны
- Станца Константина
- Как добраться
- Личная жизнь
- Ватикан самостоятельно: что следует учесть при посещении
- Выход из музейного комплекса
- Собор Святого Петра в Ватикане
- Станца делла Сеньятура
- Флорентийский период
- Лоджии Рафаэля
- Станца дель Инчендио ди Борго[ | ]
- Фреска
- Самые знаменитые картины Рафаэля
Примечания[править | править код]
- Steinmann E. Die Plünderung Roms durch Bonaparte // Internationale Monatsschrift für Wissenschaft, Kunst und Technik. — Leipzig, 1917. — 11/6-7. — Рр. 1—46, 29
- Смирнова И. А. «Станца делла Сеньятура». Её назначение и проблемы программы росписи // Рафаэль и его время. — М.: Наука, 1986. — С. 46—64
- Schneider Adams, Laurie. Italian Renaissance Art. Boulder: Westview Press, 2001. С. 346
- Paoletti, J; Radke, G. Art in Renaissance Italy (неопр.). — London: Laurence King Publishing (англ.)русск., 2005. — С. 409. — ISBN 1-85669-439-9.
- Власов В. Г.. «Парнас» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 181
- Библейская энциклопедия. М, 1891. С. 293
- (итал.). Musei Vaticani. Дата обращения: 23 июля 2016.
- Pierluigi De Vecchi. Raffaello. — Milano: Rizzoli, 1975
- Пихлер, семейство граверов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Интересные факты
https://www.youtube.com/watch?v=ty0S5xYQafcVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: В Пушкинском музее выставлены работы Рафаэля Санти (https://www.youtube.com/watch?v=ty0S5xYQafc)
- Джованни Санти настоял на том, чтобы новорожденного Рафаэля мать выкармливала сама, не прибегая к помощи кормилицы.
- До наших дней дошло примерно четыреста рисунков маэстро, среди которых имеются наброски и изображения потерянных картин.
- Удивительная доброта и душевная щедрость художника проявлялась не только по отношению к близким людям. Рафаэль всю жизнь заботился как сын об одном бедном ученом, переводчике Гиппократа на латынь, – Рабио Кальве (Rabio Calve). Ученый муж был настолько же свят, насколько и учен, поэтому не скопил себе состояния и жил скромно.
- В монарстырских записях Mаргарита Лути была обозначена как «вдова Рафаэля». Помимо этого, исследуя наслоения краски на картине «Форнарина», реставраторы обнаружили под ними рубиновое кольцо, возможно, обручальное. Жемчужное украшение в волосах «Форнарины» и «Донны Велаты» также свидетельствует о замужестве.
- Болезненное голубоватое пятно на груди «Форнарины» дает основание предполагать, что у женщины был рак груди.
- В 2020 г. исполнится 500 лет со дня смерти гениального художника. В 2016 г. впервые в России прошла выставка Рафаэля Санти в Москве, в ГМИИ имени Пушкина. На выставке под названием «Рафаэль. Поэзия образа» было представлено 8 картин и 3 графических рисунка, собранных из различных музеев Италии.
- Детям Рафаэль (он же Раф) знаком, как один из «Черепашек ниндзя» в одноименном мультике, который владеет колющим клинковым оружием – сай, внешне похожее на трезубец.
Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro)
С 1511 по 1514 год Рафаэль работал над оформлением помещения, получившего впоследствии название Станца д’Элиодоро . Тематика росписей в этой станце – божественное покровительство охраняющее Церковь.
Станца д’Элиодоро получила название от главной из составляющих живописную композицию росписей, созданную по мотивам сюжета предания о военачальнике-сирийце Элиодоре, изгнанном всадником-ангелом из храма в Иерусалиме.
Две другие росписи на стенах Элиодоро тоже посвящены библейским и историческим событиям, в которые явно вмешались божественные силы. «Изведение апостола Петра из темницы» — фреска на сюжет известного библейского предания о том, как ангел освободил апостола, заключенного в темницу.
Роспись «Месса в Больсене» посвящена чуду, свершившемуся в 1263 году: хостия – лепешка, предназначенная для причастия – в руках неверующего священнослужителя вдруг начала истекать кровью.
Отражение в искусстве[править | править код]
Немецко-итальянский гравёр Иоганн (Джованни) Пихлер (1734—1791), придворный мастер императора Иосифа II, воспроизводил в гравюрах на меди ватиканские станцы Рафаэля, но успел издать только первую часть сборника этих гравюр (40 листов).
Скульптор итальянского барокко Дж. Л. Бернини, создавая скульптурную группу «Эней, Анхиз и Асканий» (1618—1619; Галерея Боргезе в Риме), изображающую сцену, описанную в поэме Вергилия «Энеида», использовал композицию фигур с фрески Рафаэля «Пожар в Борго».
Русский живописец К. П. Брюллов в 1824—1828 годах для зала копий Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге написал в Италии маслом на холсте копию «Афинской школы» Рафаэля.
Станца ди Элиодоро
В 1511 году, закончив роспись первой комнаты, Рафаэль приступил к созданию эскизов для фресок следующего помещения, предназначавшегося для папских аудиенций. В это время Папа Юлий II как раз вернулся в Рим после разрушительной военной компании против французов, которая закончилась для Святого Престола потерей Болоньи и создала угрозу вторжения иностранных войск на полуостров. Политическая нестабильность подтолкнула Рафаэля на создание цикла фресок, повествующих о защите, которую Господь может дать через христианскую веру и Церковь. Представленные сюжеты рассказывают о некоторых исторических событиях и связанных с ними произошедших чудесах. Роспись «Комнаты Элиодоро» продолжалась в период с 1511 по 1514 года.
Возможно Вас заинтересует:
Примечания
- Steinmann E. Die Plünderung Roms durch Bonaparte // Internationale Monatsschrift für Wissenschaft, Kunst und Technik. — Leipzig, 1917. — 11/6-7. — Рр. 1—46, 29
- Смирнова И. А. «Станца делла Сеньятура». Её назначение и проблемы программы росписи // Рафаэль и его время. — М.: Наука, 1986. — С. 46—64
- Schneider Adams, Laurie. Italian Renaissance Art. Boulder: Westview Press, 2001. С. 346
- Paoletti, J; Radke, G. Art in Renaissance Italy (неопр.). — London: Laurence King Publishing (англ.)русск., 2005. — С. 409. — ISBN 1-85669-439-9.
- Власов В. Г.. «Парнас» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 181
- Библейская энциклопедия. М, 1891. С. 293
- (итал.). Musei Vaticani. Дата обращения: 23 июля 2016.
- Pierluigi De Vecchi. Raffaello. — Milano: Rizzoli, 1975
- Пихлер, семейство граверов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Зал Константина (Sala di Costantino)
Четвертой и последней комнатой знаменитых папских апартаментов является «Зал Константина». Роспись комнаты была заказана Рафаэлю в 1517 году, однако великий маэстро успел подготовить лишь эскизные рисунки. Рафаэль умер в 1520 году в возрасте 37 лет.
Видение Креста
Фрески были выполнены учениками знаменитого художника – Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Раффаэллино дель Коллэ и Перин дель Вага – в период с 1520 по 1524 года. Потолок зала обрел росписи несколько позже, над их созданием трудился сицилийский художник Томмасо Лаурэти.
Битва между Константином и Максенцием
Цикл фресок посвящен сюжетам из жизни Константина Великого – первого римского императора, принявшего крещение. Именно при Константине начали возводиться первые христианские храмы и прекратились всяческие гонения за чуждые языческому миру религиозные убеждения.
Крещение Константина
«Зал Константина» использовался, в основном, для проведения пышных банкетов и торжественных приемов.
Дарение Рима
Необычные детали Сикстинской Мадонны
Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.
Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?
Причём тут зелёный занавес?
Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.
Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.
Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.
Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.
Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа).
Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан
Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.
Почему картину сослали в Пьяченца?
Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?
Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.
Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.
Популярные ангелочки Рафаэля
Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.
На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.
Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка?
Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден
Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства. Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации. Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.
О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:
“Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Перейти на главную страницу
Станца Константина
Последняя комната оформлялась учениками Рафаэля (Джулио Романо и Джан Франческо) уже после смерти художника. В работе они использовали эскизы своего учителя. Это самое просторное помещение в покоях Понтифика. Здесь проходили все торжественные мероприятия: аудиенции, банкеты, свадьбы родственников Папы. Зал посвящен римскому императору Константину, фрески прославляют борьбу христиан с язычниками и очевидную победу добра над злом.
Начинается осмотр с южной стены, на которой изображено «Видение Креста». Фреска повествует о том, как накануне решающего сражения с Максенцием у Мульвийского моста императору Константину снизошло видение сверкающего креста с надписью на греческом языке «С этим знаком победишь».
Вторая картина (на западной стороне) показывает уже ход самой битвы, победа в которой принесла Константину абсолютную власть над империей.
Третье изображение (на северной стороне) показывает крещение императора. Таинство проводит Понтифик Сильвестр (314-335 гг. н. э.), хотя на картине изображен правивший во время написания фрески Климент VII.
Завершает повествование фреска «Дар Константина» – символическая грамота, пожалованная Сильвестром. Легенда гласит, что именно этот документ даровал Римским Понтификам абсолютную власть над Западной Римской империей.
Потолок украшает картина «Триумф христианской религии над язычеством» (1565 г.), написанная Томмазо Лауретти.
Как добраться
Огромные площади Папского (Апостольского) дворца вмещают в себя тысячи помещений с музеями Ватикана, в том числе станцы Рафаэля. Чтобы попасть в дворцовый комплекс, сначала нужно доехать до входов на ватиканскую территорию и перейти формальную границу с Италией.
Сделать это несложно. Достаточно подобрать подходящий вид общественного транспорта или арендовать автомобиль. По анклаву туристы передвигаются только пешком.
Метро
Римский метрополитен — один из самых доступных способов добраться до стен Ватикана. На схеме метро необходимая ветка обозначена красным цветом (линия A). Выходить нужно на станции Ottaviаno. Далее пешком около 15 минут.
Автобусы
Также до Ватикана можно добраться на наземном общественном транспорте. Автобусные остановки находятся всего в 5–10 минутах ходьбы от музеев. К станции на площади Risorgimento подходят рейсы: № 32, 81, 982. К остановке V.le Vaticano/Musei Vaticani — автобус № 49.
Автомобиль
От аэропорта Чампино можно добраться на арендованном автомобиле. Только обязательно нужно учесть, что многие кварталы в центре Рима и сам Ватикан входят в зону ограниченного движения. Дорога займет около 30 минут без учета пробок. Расстояние почти 20 километров. Короткий путь проходит по трассе Via Appia Nuova/SS7. После въезда в город, нужно придерживаться берега реки и пересечь мост Виктора Эммануила II.
Личная жизнь
Талант художника оценили при жизни: покровители, не желая, чтобы мастера переманили французы, оплачивали его труд щедро. У Рафаэля был особняк в античном стиле, построенный по авторскому проекту. Выдать дочь замуж за именитого живописца мечтали купцы и герцоги, но тонкий ценитель женской красоты держался стойко. Кардинал Биббиена, желавший породниться с Санти, добился помолвки Рафаэля с племянницей, но маэстро отказался в последний момент.
Женщиной, которая смогла покорить сердце 30-летнего Рафаэля, стала дочь булочника, которую Санти прозвал «Форнарина» (булочка, пышка). 17-летнюю Маргариту Лути художник увидел в саду Киджи, где трудился над образами Амура и Психеи. Рафаэль Санти заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, да так увлекся юной красавицей, что выкупил у отца за 3 тысячи монет.
Шесть лет Маргарита была музой художника, вдохновлявшей на шедевры. После смерти Рафаэля «Форнарина», получив в наследство дом и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита значится как вдова живописца.
Ватикан самостоятельно: что следует учесть при посещении
При посещении собора святого Петра в Ватикане следует учитывать, что это храм, который для миллионов людей является святыней. А потому здесь, как и в других базиликах, действует дресс-код – колени и плечи должны быть прикрыты. В шортах и мини-юбках не стоит идти и в Музеи Ватикана.
Важно выбрать легкую и удобную обувь, ведь Вы проведете весь день на ногах. А если задумаете подняться на купол, то придется еще и подниматься по винтовой лестнице
В Ватикане серьезно относятся к вопросам безопасности. В Музеи Ватикана не стоит брать с собой большие сумки, рюкзаки, зонты-трости или длинные штативы – всё это придется оставить в камере хранения. Отправляться в Ватикан лучше налегке – это не только упростит процедуру проверки, но позволит сберечь силы, которых потребуется немало.
Захватите с собой бутылку воды. Вы наверняка проведете в Ватикане очень много времени, и она Вам пригодится. Особенно на огромной территории собора святого Петра, где нет магазинов. В Музеях Ватикана есть кафе, но учитывайте и невероятные потоки людей – там редко можно найти свободное место.
В Ватикане к оплате принимаются евро. При этом те монеты, которые чеканит Ватикан (каждая страна Еврозоны изготавливает монеты с собственными символами на одной из сторон), сами по себе являются сувениром и ценятся коллекционерами.
В Ватикане не действуют карты Roma Pass.
Музеи Ватикана: на что обратить внимание
Многочисленные экспонаты в залах Ватиканских музеев охватывают огромный исторический промежуток. Античность, Ренессанс, барокко и даже современное религиозное искусство представлены здесь во всей полноте и великолепии. Коллекции выдающихся произведений искусства собирались на протяжении веков. Даже если Вы выберете наиболее благоприятное время для посещения Ватикана и хорошо подготовитесь, вполне вероятно, что Вы не успеете как следует исследовать все 54 зала, доступные для широкой публики.
Залы в Музеях Ватикана расположены таким образом, что посетители последовательно проходят весь путь через многочисленные коллекции ценнейших произведений искусства до одного из самых желанных мест – Сикстинской капеллы. Попасть в самую известную в мире капеллу сразу не получится – до нее в обязательном порядке необходимо пройти множество других музейных залов.
Итак, на что же стоит обратить особое внимание? У каждого свои вкусы и интересы, мы выделим лишь наиболее известные и популярные залы
Выход из музейного комплекса
Есть два способа покинуть Сикстинскую капеллу – через общий выход, который ведет к знаменитой винтовой лестнице работы Микеланджело, и через боковую дверь, которая предназначена для выхода туристических групп и гидов. Воспользовавшись общим выходом, Вы попадете еще в несколько музейных залов, а после Вас будет ждать гардеробная и официальный выход из музея.
Если Вы понимаете, что сил совсем не осталось, или же хотите быстро и без очереди попасть в собор святого Петра, то можно пойти на хитрость и попробовать воспользоваться небольшим «читом», покинув капеллу через боковую дверь справа, которая почти всегда бывает открыта. Это не совсем по правилам, но обычно этому никто не препятствует – в дверь выходят участники групповых экскурсий, и Вы вполне можете сойти за кого-то из них. Выйдя из двери, вы сможете быстро и без очередей попасть в собор святого Петра.
ВНИМАНИЕ. Пользоваться «служебной» дверью стоит только в том случае, если Вы не оставляли вещи в гардеробе и не брали на входе в музей аудиогид
Имейте в виду, что если Вы перейдете по переходу в собор святого Петра, то дороги назад, в музейный комплекс, у Вас уже не будет.
Собор Святого Петра в Ватикане
Собор святого Петра – одна из крупнейших (а до недавнего времени бывшая крупнейшей) и, пожалуй, наиболее известная базилика христианского мира. Грандиозное сооружение возведено над могилой, в которой, по преданию, покоится апостол Петр. Размеры здания грандиозны и превосходят размеры большинства остальных христианских соборов – длина собора составляет 212 метров, а высота купола – 120 метров. Чтобы посетитель мог по-настоящему оценить масштаб конструкции, на пол собора нанесены отметки, обозначающие размеры других крупных базилик, расположенных по всему миру.
Неизгладимое впечатление производит не только размер сооружения. Над созданием собора трудились величайшие, прославленные мастера. Как внешний облик храма, так и его интерьер поражают гармонией и величием, торжественностью и архитектурной роскошью. Внутри собора хранятся многочисленные произведения искусства. Здесь хранятся удивительные мозаики, величественные надгробия и великолепные скульптуры, в том числе и знаменитая «Пьета» Микеланджело. Кроме того, в соборе святого Петра хранится множество реликвий, почитаемых как католиками, так и православными. Главная из них – гробница святого апостола Петра.
Великолепие собора и обилие художественных ценностей и реликвий изумляет
Чтобы общее визуальное впечатление дополнилось и «оживилось» интересной и полезной информацией, удивительными историями, чтобы узнать, на что обратить особое внимание и где «прячется» самое интересное, рекомендуем изучать собор святого Петра с аудиогидом
Экскурсия «Ватикан и Замок святого Ангела» с аудиогидом и путеводителем Travelry откроет для Вас Ватикан и поведает много интересного о соборе святого Петра и площади перед ним.
Еще одной интересной частью собора являются Гроты Ватикана, расположенные на подземном уровне, под базиликой святого Петра. В Гротах Ватикана можно увидеть усыпальницы римских пап и многих королевских особ, а также некоторые произведения искусства. Попасть в Гроты можно из собора святого Петра. Они открыты ежедневно с 7 до 18.00 (с апреля по сентябрь) и с 7 до 17.00 (с октября по март).
Станца делла Сеньятура
Название помещения происходит от располагавшегося выше Суда Святого Престола, именовавшегося «Сигнатура Правосудия и Милости». На протяжении долгих лет этот зал использовался Папой для проведения разного рода собраний.
«Станца делла Сеньятура» была первой комнатой, над которой работал Рафаэль. Роскошные росписи, украшающие стены помещения, представляют собой аллегорические изображения богословия, философии, юриспруденции и поэзии, составляющие, по мнению автора, основу человеческого общества. Любовь и доброта рождается вместе с религией, философия дает человеку разум, красоту дарит поэзия и искусство, а справедливость может восторжествовать благодаря правосудию.
Такая тематика декоративного оформления помещения наводит на мысль о том, что изначально здесь предполагалось разместить либо рабочий кабинет Понтифика, либо же его личную библиотеку, даже если никаких документальных подтверждений этому не найдено.
Флорентийский период
С 1504 по 1508 год Рафаэль вел кочевой образ жизни. Он никогда не оставался во Флоренции надолго, но несмотря на это, четыре года жизни, и особенно творчества, Рафаэля принято называть флорентийским периодом. Гораздо более развитое и динамичное, искусство Флоренции оказало глубокое влияние на молодого художника.
Переход от влияния Перуджианской школы к более динамичному и индивидуальному стилю заметен в одной из первых работ флорентийского периода – «Три грации». Рафаэль Санти сумел ассимилировать новые тенденции, при этом оставаясь верным своему индивидуальному стилю. Изменилась и монументальная живопись, о чем свидетельствуют фрески 1505 года. В настенной росписи прослеживается влияние Фра Бартоломео.
Однако ярче всего в этот период прослеживается влияние да Винчи на творчество Рафаэля Санти. Рафаэль ассимилировал не только элементы техники и композиции (сфумато, пирамидальное построение, контрапост), которые были нововведениями Леонардо, но и заимствовал некоторые из идей уже признанного на тот момент мастера. Начало этого влияния прослеживается даже в картине «Три грации» — Рафаэль Санти использует в ней более динамичную композицию, чем в ранних работах.
Лоджии Рафаэля
Лоджии Рафаэля, как и Станцы, расположены в Апостольском Дворце Ватикана. Спроектированные знаменитым архитектором Донато Браманте по заказу Папы Юлия II, они были расписаны Рафаэлем и его учениками.
Первая лоджия, над созданием которой работал Рафаэль Санти, представляет собой широкую галерею на втором этаже дворца. Ее длина составляет 65 метров. Работы по росписи помещения продолжались всего один год — с 1518 по 1519. В этот же период была расписана и вторая лоджия, расположенная этажом ниже, однако фрески этого помещения не сохранились.
Еще одна лоджия, находящаяся на третьем этаже Апостольского Дворца, называется «Лоджетта дель кардинал Бибьена». Роспись этого небольшого помещения была выполнена во второй половине XVI века одним из самых знаменитых учеников Рафаэля Джованни да Удинэ. Фрески, украшающие стены и своды лоджии, представляют собой прекрасный образец довольно необычного, для того времени, вида изобразительного искусства, называемого гротеск.
Станца дель Инчендио ди Борго[ | ]
«Пожар в Борго » (Станца дель Инчендио ди Борго)
Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo
) — последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514—1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно — эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, — «Пожар в Борго ».
По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.
Фреска
В переводе с итальянского, «фреска» означает «свежий», «сырой». Фреска – это живопись по сырой штукатурке, т. е. искусство нанести шедевр в те короткие десятки минут, пока раствор еще не «схватился» и свободно впитывает краску.
Такой раствор художники называют «спелым». Писать по нему нужно легко и свободно, и как только художник почувствует, что ход кисти теряет плавность, краска не впитывается, а намазывается, надо кончать работу: все равно краски уже не закрепятся.
Поэтому фреска – очень трудоемкий вид живописи, который требует величайшего творческого напряжения и собранности.
Фресковой росписью занимались великие мастера мировой живописи: Леонардо да Винчи, Микеланджело, русские иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев, а среди художников нового времени — Пабло Пикассо.
Теперь зная какой труд стоит за созданием фрески, рассмотрим, как же создавались фрески в станцах Рафаэля.
Самые знаменитые картины Рафаэля
Самая краткая биография Рафаэля Санти – это небольшой перечень городов и огромное количество работ.
Среди самых значительных выделяются шедевры под названиями:
- «Автопортрет» (1504-1506) в Галерее Уффици во Флоренции;
- Фреска «Диспут» (1509-1510) в Апостольском дворце в Ватикане;
- Фрески «Афинская школа», «Парнас» (1511) там же;
- «Портрет папы Юлия II» (1511-1512) в Национальной галерее в Лондоне;
- «Сикстинская Мадонна» (1512-1514) в Галерее старых мастеров в Дрездене (долгие годы эта величественная картина была самой известной в мире);
- Фреска «Триумф Галатеи» (1512-1514) на вилле Фарнезе в Риме;
- «Портрет молодого человека» (1513) считается утраченным в годы Второй мировой войны (с конца XVIII века, купленный князем Чарторыйским, находился в Польше, попал в музей Гитлера в Линце, затем в Краков, где следы картины теряются);
- «Видение Иезекииля» (1518) в Галерее Палатина во Флоренции;
- «Преображение Господне» (1516-1520) в Ватиканской пинакотеке.
Достояние человечества в виде творческого наследия прославленного Рафаэля, к счастью, почитается потомками. Работы мастера в музеях и храмах содержатся в достойных условиях, изучаются специалистами, вовремя реставрируются, что вселяет надежду на то, что ещё не одно поколение сможет прикоснуться к светлому и необыкновенно привлекательному в своём естественном изяществе творчеству великого Рафаэля.
«Три грации» Рафаэля Санти– лиричное трио кисти художника и поэта
«Сикстинская Мадонна» – с миром и любовью
Краткая биография Тициана