Собор святого вита

Собор Святого Вита

Фото на фоне этого грандиозного сооружения привозит домой каждый турист, посетивший чешскую столицу. Сегодня в главной части его хора, непосредственно над алтарем, можно увидеть скульптурную галерею основателей и всех строителей храма. Здесь стоят бюсты короля Карла IV и монаршей семьи, зодчих Матье из Арраса и Петра Парлержа, причем оба мастера были похоронены здесь же, в капелле Марии Магдалины, а также архиепископов и прочих лиц, хоть как-то причастных к возникновению этого архитектурного шедевра.

Кроме того, эта галерея считается единственным памятником подобного рода во всем западноевропейском средневековом искусстве.

Полезные советы всяк входящим в собор

— Запрещается неуважительно относиться к верующим и молящимся.

— Мужчины заходят в собор с непокрытой головой.

— Не разрешается громко говорить, касаться руками инвентаря, стен и интерьера собора.

— Нельзя в храме есть, пить, курить, общаться, разговаривать по телефону.

— В стенах собора можно фотографировать, но без вспышки и без штатива.

— Во время богослужения для туристов достопримечательность закрыта.

Что можно увидеть в здании такого ранга, мы вам поведали. После экскурсии поднимитесь на 298 ступенек вверх в южной башне-колокольне и насладитесь панорамой Праги и небом над головой. К ощущениям от увиденного собора добавятся непередаваемые чувства возвышенности и тленности бытия.

Интерьеры и внутреннее убранство собора

Внутреннее помещение собора также поражает размерами и роскошью убранства. Двадцать восемь мощных колонн, поддерживающих свод, галерея-балкон, разделяющая пространство условно на «земную» и «небесную» части.

Благодаря восхитительным витражам работы более 20 мастеров (среди которых известный модернист Альфонс Муха), преобразующим и преломляющим свет, в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.

Очень красивы капеллы, изолированные боковые ниши – специальные помещения (часовни) в храме для семейной молитвы представителей самых богатых и знатных родов средневековой Чехии. Они словно соперничают друг с другом роскошью и красотой отделки. Здесь покоятся останки членов этих фамилий, мощи святых, архиепископов и епископов.

Каждая капелла (их 23) – и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю. Статуи и останки святых, старинные надгробные плиты, изысканные витражи, отделка драгоценными и полудрагоценными камнями, религиозные реликвии – во время экскурсии хочется внимательно и подробно рассмотреть их все.

Безусловно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика. Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.

Скульптуры, изображающие святых, добродетели и ангелов притягивают внимание, их хочется долго рассматривать, восхищаясь мастерством создавшего их в 1833 году архитектора из Вены Фишера фон Эрлаха. Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней)

Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей

Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.

Над ней – балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С этого балкона четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. При этом для остальных молящихся верх саркофага не виден.

Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей. Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.

Интересна библиотека собора, в которой хранятся рукописи, датированные средними веками. Гордость книгохранилища – старинное Евангелие XI века.

Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе. Здесь нередко устраиваются концерты органной музыки.

Обязательно стоит преодолеть 298 ступеней по узкой винтовой лестнице, чтобы насладиться потрясающим видом на Прагу, открывающимся с самой высокой южной башни-колокольни. Долгий подъем по крутым ступеням, видимо, призван напомнить каждому о тесном и трудном жизненном пути по дороге к истинному свету.

А неожиданно близкое пражское небо, взгляд с высоты на суету городской жизни гармонизируют общее впечатление об экскурсии и философский настрой.

За золочеными решетками находятся соборные колокола. Самый большой из них – «Зигмунд» весит почти восемнадцать тонн и создан в 1549 году. Колокола были отлиты взамен уничтоженных пожаром 1541 года.

Весьма примечательны и часы на южной башне. У них одна стрелка и два циферблата, один из которых показывает часы, а второй – минуты.

Название собора

Автопортрет Петера Парлержа в соборе Святого Вита (около 1370-1379 гг.)

Святой Вит, покровитель храма, был римским мучеником времен раннего христианства, к Чехии прямого отношения не имевшим. В 1997 году, в честь тысячелетия со дня смерти епископа Адальберта Пражского, или, в чешской традиции, Войтеха, собор получил новое имя – Святого Вита, Вацлава и Войтеха. Вацлав тоже значимая фигура: это князь из рода Пржемысловичей, святой покровитель Чехии. Туристы, правда, по-прежнему используют старое название, под которым храм прославился во всем мире.

История строительства

Первоначально на месте, где сейчас находится базилика, было расположено капище, посвящённое богу плодородия Свентовиту. Древние славяне приносили сюда вино, петухов и калачи для задабривания идола. Существенные изменения в сознании народа произошли после восшествия на престол князя Вацлава, воспитанного в христианской вере.

В 925 году правитель Чешского княжества Вацлав построил на месте языческого храма ротонду, в которую были помещены останки святого Вита Римского, принесённые в дар Германским монархом Генрихом I. Слава церкви со временем возросла, что привело к увеличению потока паломников, желающих поклониться мощам. Небольшое сооружение в диаметре 13,5 метров уже не могло вместить большое количество верующих. В 1060 году ротонда была перестроена в прямоугольное здание с тремя нефами, отделёнными друг от друга колоннами. Строение существенно пострадало во время разрушительного пожара, охватившего территорию Пражского Града в начале XIV столетия.

Строительство кафедрального собора началось в 1344 году, когда Град уже был резиденцией архиепископства. Основная концепция возведения новой базилики заключалась в создании главного храма Праги. Царствовавший в тот период, император Карл IV заложил первый камень будущей церкви. Для строительства масштабного сооружения требовались немалые денежные средства.

Карл IV увеличил налоги с добычи серебра и организовал продажу грамот отпущения грехов верующим. Ответственным за строительство готической базилики был назначен французский талантливый архитектор Матье. Под его руководством собор разросся вширь и приобрёл восемь новых капелл. Зодчему не удалось завершить проект, потому как скоропостижно скончался.

Следующим архитектором стройки становится молодой скульптор и резчик по дереву Петр Парлерж из герцогства Швабии (юг Германии). Он возводил собор всю свою жизнь до1399 года. При нём был оформлен потолок храма сетчатыми сводами, установлен главный алтарь, Золотые ворота, часовня, а также началось сооружение главной башни собора с часами. Сыновья Парлержа продолжили исполнение проекта отца, но начавшаяся гуситская война и распри средневековых феодалов на длительное время приостановили строительство собора. Продолжалось только украшение некоторых капелл.

Вторая половина XVI века ознаменовалась завершением строительства башни с часами и установкой самого большого в Европе колокола. В 1673 году император Леопольд I заложил фундамент новых нефов, что значительно увеличивало размер базилики. Затем последовала снова череда бедствий, приостановившие возведение храма — пожары, удары молний и нашествие прусской армии. В 1770 году итальянский архитектор Николас Пакасси придал готическому собору некий барочный облик, а башню увенчал куполом. После реконструкции базилика около ста лет оставалась недостроенной.

В 1861 году был организован специальный комитет по завершению строительства собора. Под руководством архитектора Йозефа Мокера возобновились работы на недостроенных корпусах храма. Появились две западные башни. В начале XX века известный художник Альфонс Муха украсил оконные проёмы собора витражами. Окончательное возведение базилики произошло в 1929 году.

Собор снаружи и внутри

Представьте, что сейчас вы оказались перед собором Святого Вита. Перед нами южный портал. Это — главный или парадный вход в собор — «Золотые ворота». Их использовали во время торжественных церемоний и праздников.

Сейчас все туристы входят через ворота западного портала.

На южном фасаде, находится самая старая из сохранившихся пражских мозаик — «Страшный суд». Она делает здание уникальным и отличным от других европейских соборов.

Западный фасад — пример средневековой готики, что удивительно, ведь работы над ним были окончены в ХХ веке.

Здесь бюсты архитекторов, сыгравших важную роль при окончании строительства храма.

Восточная сторона собора св. Вита

Внутри — собор огромен. И, если у входа — тОлпы народа и, часто бывает, просто не протолкнуться, то внутри люди рассредотачиваются и не мешают друг другу бродить по собору, разглядывая убранство и украшения.

Множество архитектурных деталей, скульптуры из мрамора и дерева, фрески, витражи, бронзовые фигуры и резные решетки.

Еще одна деталь внутреннего убранства храма – витражи. Они создавались руками многих авторов. Альфонс Муха – один из них. Интересно, что витраж в своё время вызвал бурю чувств. И не только восхищение — вокруг него разразился настоящий скандал. «Фигура в чёрном капюшоне — Дьявол в человеческом обличье, искушающий Адама» — скажете вы. Да, но причина возмущения — гораздо прозаичнее.

Самая знаменитая деталь северной части здания – витражи работы Альфонса Мухи.

На галерее-балконе или трифорие, проходящем по всему периметру также бюсты мастеров, внесших значимый вклад в строительство храма.

В восточной части собора расположена королевская усыпальница, надземная часть которой – мавзолей, а подземная – крипта.

Крипта хранит саркофаги чешских правителей и королей.

Одно из самых важных и запоминающихся мест здания – часовня св. Вацлава.
В ней хранятся мощи покровителя Чехии.

Привлекают внимание и отделённые от основного пространства небольшие ниши. Это капеллы, места, где могли молиться представители дворянских родов

Каждый из них старался сделать свою капеллу максимально впечатляющей и богатой.

Орган

В соборе чувствуешь умиротворение и спокойствие, хочется ходить по нему, рассматривать, слушать.

Поэтому не забудьте подняться на смотровую площадку.

Смотровая площадка собора

Тут нужно рассчитать свои силы. Особенно людям пожилого возраста и туристам с детьми: на колокольню ведут 300 крутых ступеней винтовой лестницы. Отдохнуть можно лишь в небольших проемах.

Так сверху выглядит часть собора и площадь

Строения поражают

И вот так

Панорама города впечатляет. Несколько панорамных снимков

Карлов мост

Здесь же, на колокольне, за позолоченной решеткой покоится голос не только Праги, но и всей Чехии – самый тяжелый в стране колокол «Зигмунд» весом 18 тонн.

Рядом с собором Святого Вита находится еще несколько интересных для туриста объектов:

  • Дворец Шварценберг-Лобковиц (сейчас там Военно-исторический музей)
  • Злата Улочка, где, как гласит легенда, жили алхимики, занимавшиеся поисками философского камня
  • А за примерами итальянского ренессанса в Чехии нужно заглянуть в Королевский сад.

Экскурсия по Пражскому Граду и собору Святого Вита

Осмотреть собор можно и самостоятельно, и в составе экскурсии. В соборе Святого Вита и внутри, и снаружи много деталей, мозаик, витражей, скульптурных портретов.

В архитектуре один стиль вплетается в другой. Если вы любите все эти тонкости и хотите узнать побольше, то, конечно, стоит взять экскурсовода.

Тем более, что гулять вы будете не только по собору, но и по всему Пражскому граду.
Русскоязычного гида и экскурсию можно заказать здесь.

Как добраться до собора

Как бы вы ни путешествовали, самостоятельно или с экскурсоводом, добраться до собора проще простого. Его видно практически из каждой точки города.

Адрес: Hrad III. nádvoří, 119 00 Praha, третий двор Пражского града

Сколько стоит билет

Вход в собор бесплатный. Но для того, чтобы осмотреть внутренние помещения нужно приобрести билет.

  • Цена билета
  • Обычный – 350 крон
  • Скидки предоставляются людям старше 65 лет, школьникам и студентам не старше 26 лет. Для детей до шести лет вход бесплатный.

Часы работы

С ноября по март кафедральный собор открыт

  • с понедельника по субботу: с 9.00 до 16.00
  • в воскресенье: с 12.00 до 16.00

С апреля по октябрь храм открыт на час дольше.

Обычно, перед входом в собор бывает очередь, но проходит она минут за 20.

Путешествуйте легко и с удовольствием. А еще подписывайтесь на наш блог.

До встречи!

Истоки: мудрый и добрый король Чехии Вацлав

Более 1000 лет назад, в 926 году появилась деревянная ротонда, построенная принцем Вацлавом (Вячеславом) для хранения мощей св. Вита.

Вацлав – самый уважаемый древний правитель и покровитель чешской земли, причисленный к лику святых. Происходит от чешской династии Пршемысловичей. В юности Вацлав был необыкновенно духовно одаренным и интеллектуально образованным. Мечтал посвятить себя служению богу, хотел отречься от права престолонаследия, как старший сын короля, и желал уйти в монастырь.

Но был призван княгиней Людмилой (в последствии за это убиенной) к служению чешской земле и народу. Вацлав стал самым милосердным, справедливым правителем за всю историю Чехии, правящим по христианским законам.

Однажды, согласно чешским легендам, Вацлав был приглашен на сейм к императору Священной Римской Империи Генриху I. В связи с опозданием Вацлава, Генрих I был зол на него, но когда Вацлав вошел в зал приема, где уже собрались все приглашенные на сейм, император увидел вокруг Вацлава ангелов, ведущих его под руки, а во лбу Вацлава – золотую звезду.

Это настолько ошеломило Генриха I, что он пообещал Вацлаву любой дар, который тот пожелает. Вацлав испросил часть хранящихся в Риме мощей глубокочтимого в те времена святого — Вита, мучительно умерщвленного в 303 году.

Святой Витт почитаем Православной и Католической церковью 16 мая и 15 июня соответственно. Витт был мальчиком (7-12 лет), сыном римского сенатора – язычника. Мальчик принял христианство по собственной воле. Обладал целительными способностями. По легенде, Витт изгнал бесов из императора Диоклетиана. За отказ от молитв к римским языческим богам был брошен ко львам (но те его не тронули), а затем – в котел с кипящим маслом, где принял мученическую смерть.

Итак, Вацлаву была дарована десница (правая рука) св. Вита. Именно для этих мощей и была построена первоначальная ротонда. В ней, 932 году и был погребен Вацлав, убитый собственным младшим братом Болеславом.

По легенде, после убийства тело Вацлава несколько дней находилось в храме, раны непрерывно кровоточили. Причем кровь не могли смыть ни с пола, ни со стены, испачканной в момент убийства, ни с одежды самого убийцы Болеслава. Именно этот необъяснимый факт затем привел убийцу к раскаянию.

Удивительной мудростью обладал Вацлав. Он желал мирного, плавного перехода населения от язычества к христианству. Поэтому он использовал для строительства храма священное место, где находился идол славянского бога Солнца – Свентовита, почитаемого населением. Чтобы не травмировать людей, новый храм был назван созвучно – именем святого Вита. Через 100 лет ротонду Вацлава увеличили и превратили в романскую базилику.

Недавняя история

В 1997 году, в 1000-летие со дня смерти святого Адальберта (святой Войтех на чешском языке), патроциний (посвящение) церкви был повторно посвящен Святым Вацлаву и Святому Адальберту . Предыдущая романская базилика имела этот тройной патроциний для основных покровителей Чехии с 1038 года, когда здесь были помещены мощи святого Адальберта. Череп святого Адальберта хранится в сокровищнице Гильберта.

В 1954 году постановлением правительства весь Пражский Град был передан в собственность «всего чехословацкого народа» и в управление канцелярии президента. Начиная с 1992 года, после Бархатной революции, церковь подала несколько петиций с просьбой определить истинного владельца здания. Спустя 14 лет, в июне 2006 года, городской суд в Праге постановил, что указ 1954 года не изменил право собственности на собор и что владельцем является митрополит Капитул Святого Вита. В сентябре 2006 года администрация президента передала управление столичному капитулу. Однако в феврале 2007 года Верховный суд Чешской Республики отменил решение городского суда и вернул дело в суд общей юрисдикции. В сентябре 2007 года Окружной суд Праги 7 постановил, что собор принадлежит Чешской Республике, это решение было подтверждено городским судом в Праге, и Конституционный суд отклонил апелляцию столичного капитула, однако отметил, что кафедра, несомненно, владеет внутреннее убранство собора. Столичное отделение рассматривало возможность продолжения рассмотрения дела в Европейском суде по правам человека, однако в мае 2010 года новый пражский архиепископ Доминик Дука и президент государства Вацлав Клаус вместе заявили, что не желают продолжать судебные конфликты. Они заключаются в том, что семь человек, которые традиционно являются держателями ключей от Палаты Святого Вацлава с Драгоценностями Богемской короны, также становятся советом по координации и организации управления и использования собора. Тем не менее, споры о владении некоторыми родственными домами канонизма продолжаются.

В июле 2012 года Палата депутатов приняла закон о компенсации церквям за имущество, конфискованное коммунистическим правительством. Сенат одобрил законопроект , в ноябре 2012 года , и правительство осуществило его в июне следующего года после устранения юридических проблем.

План собора

Цветом указаны

  1. Главный вход, с двумя боковыми входами
  2. Преддверие северо-западной башни с лестницей на западный чердак
  3. Капелла Святой Анежки
  4. Капелла Шварценбегов
  5. Новая архиепископкая капелла (Хорова)
  6. Хилбертова закругленная лестница до новой сокровищницы
  7. Новая ризница
  8. Алтарь Франтишка Билка
  9. Поперечный (крестовый) неф
  10. Коркова капелла с лестницей к Волмутову чердаку
  11. Королевский мавзолей
  12. Новый алтарь
  13. Главный алтарь
  14. Капелла Святого Cигизмунда
  15. Старая ризница с лестницей до сокровищницы
  16. Капелла Святой Анны
  17. Архиеписковкая капелла (Пернштейнская)
  18. Памятник кардинала Шварценбергского
  19. Капелла Святого Иоанна Крестителя
  20. Капелла Девы Марии (Святой Троицы, Императорская, Св. Людмилы)
  21. Могилы Пражских епископов
  22. Алтарь и надгробье Св. Вита
  23. Капелла Святых (Саксонский и Штернбергский)
  24. Капелла Святого Иоанна Непомуцкого
  25. Надгробие Святого Иоанна Непомуцкого
  26. Капелла Св. Марии Магдалены
  27. Королевский ораторий
  28. Капелла Св. Криста (Cимоны и Иуды)
  29. Капелла Св. Андрея
  30. Эпитаф Юрия младшего Попела с Лобковиц
  31. Эпитаф Леопольда
  32. Капелла Св. Вацлава и его надгробие, и лестница, ведущая в комнату с короной
  33. Памятник погибшим
  34. Cкульптура Иисуса в пустыне
  35. Гроб Святого Войтеха
  36. Габсбургская капелла с лестницей ведущей в южную башню
  37. Капитульная библиотека
  38. Туновская капелла
  39. Капелла гроба господнего
  40. Капелла Святой Людмилы
  41. Подхор
  42. Преддверие юго-западной башни
  43. Южная башня
  44. Южнее преддверие и «Золотые ворота»
  45. Кенотаф Св. Иоанна Непомуцкого работы И.Ф. Платцера (1763)

Архитектурные особенности

Оценить гигантские размеры строения можно издалека, когда любуешься панорамой Праги. Вблизи из-за плотной застройки площади охватить здание взглядом целиком и сделать полноценный общий фотоснимок готических темных стен с покрытыми патиной барочными медными куполами невозможно. Чтобы оценить красоту собора, приходится постоянно ходить с поднятыми к небу глазами – возможно, в этом и состоял замысел архитекторов. Длина храма составляет 124 м, высота башен – от 82 до 96,5 м. Круглое окно-розетта на фасаде собора, одно из последних добавлений ХХ века, достигает 10 м в диаметре.

Это интересно: Злата уличка

Интерьеры и внутреннее убранство собора

Внутреннее помещение собора также поражает размерами и роскошью убранства. Двадцать восемь мощных колонн, поддерживающих свод, галерея-балкон, разделяющая пространство условно на «земную» и «небесную» части.

Благодаря восхитительным витражам работы более 20 мастеров (среди которых известный модернист Альфонс Муха), преобразующим и преломляющим свет, в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.

Очень красивы капеллы, изолированные боковые ниши – специальные помещения (часовни) в храме для семейной молитвы представителей самых богатых и знатных родов средневековой Чехии. Они словно соперничают друг с другом роскошью и красотой отделки. Здесь покоятся останки членов этих фамилий, мощи святых, архиепископов и епископов.

Каждая капелла (их 23) – и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю. Статуи и останки святых, старинные надгробные плиты, изысканные витражи, отделка драгоценными и полудрагоценными камнями, религиозные реликвии – во время экскурсии хочется внимательно и подробно рассмотреть их все.

Безусловно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика. Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.

Скульптуры, изображающие святых, добродетели и ангелов притягивают внимание, их хочется долго рассматривать, восхищаясь мастерством создавшего их в 1833 году архитектора из Вены Фишера фон Эрлаха. Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней)

Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей

Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.

Над ней – балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С этого балкона четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. При этом для остальных молящихся верх саркофага не виден.

Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей. Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.

Интересна библиотека собора, в которой хранятся рукописи, датированные средними веками. Гордость книгохранилища – старинное Евангелие XI века.

Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе. Здесь нередко устраиваются концерты органной музыки.

Обязательно стоит преодолеть 298 ступеней по узкой винтовой лестнице, чтобы насладиться потрясающим видом на Прагу, открывающимся с самой высокой южной башни-колокольни. Долгий подъем по крутым ступеням, видимо, призван напомнить каждому о тесном и трудном жизненном пути по дороге к истинному свету.

А неожиданно близкое пражское небо, взгляд с высоты на суету городской жизни гармонизируют общее впечатление об экскурсии и философский настрой.

За золочеными решетками находятся соборные колокола. Самый большой из них – «Зигмунд» весит почти восемнадцать тонн и создан в 1549 году. Колокола были отлиты взамен уничтоженных пожаром 1541 года.

Весьма примечательны и часы на южной башне. У них одна стрелка и два циферблата, один из которых показывает часы, а второй – минуты.

Бесплатный вход, но платный осмотр

За вход в здание храма платить не надо, вы сможете у входа рассмотреть внутреннее убранство сооружения. Путешествие по всем его укромным и ценным уголкам возможно только при приобретении билетов.

Посетителям руководство храма предлагает два варианта экскурсий: бесплатный осмотр и платная экскурсия. Администрация Пражского града организовала платные экскурсии. Билеты покупаются в информационном центре. Экскурсия имеет определенный порядок и нужно ему следовать.

Предлагается два вида экскурсий с визитом в храм по Пражскому Граду: Круг А и Круг В. В Круг А включен осмотр выставки «История Пражского града», Золотой улицы, пороховой башни, храма св. Вита, Вацлава и Войтеха, Рожмбергского дворца, Старого королевского замка, церкви св. Иржи. В Круг В вошло посещение церкви св. Иржи, Старого королевского дворца, кафедрального храма св. Вита, Вацлава и Войтеха, Золотой улицы.

Цены зависит от вида билета: полный, со скидкой (детям 6-16 лет, учащимся до 26 лет, туристам старше 65 лет) или семейный (до 2 взрослых и 1-5 детей).

Полный билет в Круг А стоит 350 крон, билет со скидкой — 175 крон, семейный — 700 крон. В Круг В — 250, 125 и 500 крон соответственно.

На выставку сокровищ св. Вита обычный билет стоит 300 крон. Студенты, инвалиды, пенсионеры могут воспользоваться билетами со скидкой. Такой билет стоит 150 крон.

Семейное посещение имеет ограничения: максимум 2 взрослых плюс дети (1-5) до 16 лет. Цена такого билета — 600 крон.

В стоимость билетов входит аудиогид. Каталог выставки стоит 490 крон и приобрести его можно на выставочных площадках. Пропускная способность зала выставки ограничена до 40 человек.

Ренессанс и барокко

На протяжении большей части следующих столетий собор простоял лишь наполовину. Он был пристроен к большой башне и трансепту, который был закрыт временной стеной. На месте строящегося трехнефного нефа стояла постройка с деревянной крышей, и службы там проводились отдельно от интерьера хора. Несколько попыток продолжить работы над собором в большинстве своем не увенчались успехом. Во второй половине 15 века король Владислав Ягеллон поручил великому архитектору эпохи Возрождения-готики Бенедикту Риду продолжить работы над собором, но почти сразу после начала работы они были прерваны из-за нехватки средств. Более поздние попытки достроить собор лишь привнесли в готическое здание элементы ренессанса и барокко , в первую очередь явно отличающийся от барокко шпиль южной башни Николауса Пакасси ( 1753–1775 ) и большой орган в северном крыле трансепта.

Южная дверь и башня, включая шпиль

Строительство

Нынешнее здание собора строилось в несколько этапов: —, —, — и — (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале XX столетия.

Первый храм-ротонду на этом месте, как считается, построил ещё святой Вацлав в 925 году; церковь была посвящена святому Виту, чью десницу Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих I. В XI веке на месте романской ротонды была возведена трёхнефная базилика, которая должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения. Начало её строительства относится к правлению князя Спытигнева II (1060).

Строительство собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Арношт из Пардубиц и король Чехии Карл Люксембургский. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей.

Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса, приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения в стиле (переходная базилика[неизвестный термин], аркбутаны, короткий трансепт). Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.

После Маттиаса, умершего в 1352 году, строительство продолжил Петер Парлерж, молодой 23-летний архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд (нем. Schwäbisch Gmünd). Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса — ризница на северной стороне, капелла на южной. Но когда он закончил всё, что не успел Маттиас, он начал добавлять собственные идеи. Его смелость и инновационные идеи привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример — сконструированный им свод. Он представлял собой двойные диагональные балки. Вместе они создавали неповторимый орнамент.

В архиве Собора сохранились еженедельные счета артели Парлержа с 1372 по 1378 год, которые являются весьма ценным источником сведений о хронологии строительных работ и именах мастеров, работавших с Парлержем.

В то время как Маттиас по складу ума был математиком и его конструкции были полны чистого расчёта, Парлерж был скульптором, и относился к архитектуре как к скульптуре. Это заметно в использовании многочисленных карнизов, бюстов (на которых были изображены представители королевской династии, епископы и архитекторы, строившие собор — Маттиас и Парлерж).

Работая над собором, Парлерж так же работал над Карловым Мостом и множеством церквей, и когда он умер в 1399 году, были закончены лишь хор и часть трансепта собора. Работу Парлержа закончили его сыновья — Вензел и Ян, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили огромную башню и южную часть.

Начавшиеся в 1419 году гуситские войны приостановили строительство кафедрального собора. Многие картины, иконы и скульптуры сильно пострадали в этот период.

Интерьер

Витраж работы А. Мухи

На протяжении следующего столетия строительство было завершено лишь наполовину. Во второй половине XV века король Владислав Ягеллон (чеш. Vladislav Jagellonský) поручил закончить строительство великому архитектору Бенедикту Рейту, но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.

Последовавшие попытки достроить собор привнесли в общий ансамбль элементы барокко.

Разговоры о достройке собора начались с самого начала XIX века в связи с усилением романтических настроений в Чехии. В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер представили программу окончания строительства великого собора. Йозеф возглавлял ремонтные работы с по 1866 год, избавился от элементов барокко и восстановил интерьер. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йосеф Моцкер закончил реконструкцию. Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле. Конечно, он не мог повторить индивидуальный стиль Петра Парлержа. Однако в целом работа архитектора считается очень ценной, потому что ему удалось добиться единства сложной композиции. Действительное значение этих преобразований проявляется в панорамных видах на Прагу, где собор стал выразительным акцентом в облике города.

После его смерти третьим и последним архитектором стал Камил Гильберт.

В 1920 году скульптор Войтек Сушарда и главный художник-модернист того времени, Альфонс Муха, декорировали новые окна в северной части нефа. Окно-розу украшал Франтишек Кисела, в 1925-27 годах. На нём были изображены различные библейские истории.

Наконец, в 1929 году, после 585 лет строительства, собор Святого Вита был закончен.

В 1950 году власти Чехословакии изъяли здание собора. После падения коммунистического режима католическая церковь пыталась вернуть себе собор, но в 2009 году суд отказал ей в этом, подтвердив, что собор является собственностью государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector