Собор святого марка
Содержание:
Собор Святого Марка в Венеции
Площадь Сан-Марко (Piazza San Marco) в Венеции – одно из самых посещаемых мест планеты. Здесь проходят знаменитые венецианские карнавалы и выступления театра дель арте, и здесь же расположены самые дорогие кафе и рестораны города-острова.
Собор Святого Марка в Венеции
Как правило, каждый путешественник мечтает сфотографироваться на площади с голубями, клюющими корм с руки. Правда, в 2008-м году мэр Венеции принял постановление, запрещающее кормить птиц. Полиции же предписано штрафовать нарушителей.
Собор Святого Марка в Венеции
Основные достопримечательности Сан-Марко — собор Святого Марка (Basilica di San Marco), Дворец Дожей (Palazzo Ducale) и Национальная библиотека св. Марка (Marciana).
Собор Святого Марка в Венеции
Собор Святого Марка — редкой красоты здание, в котором видно влияние нескольких архитектурных стилей — греческого, романского, византийского и готики. Его строительство велось несколько веков.
Собор Святого Марка в Венеции
Первая базилика, в которую были привезены мощи Св. Марка, покровителя города, начала строиться в 829-м году во времена дожа Джустиниано Партечипацио (Giustiniano Partecipazio), после того, как венецианские купцы привезли останки святого из Александрии. Спустя 150 лет базилика была разрушена в результате пожара.
Собор Святого Марка в Венеции
Строительство нынешнего здания собора началось в 1063-м году по решению дожа Доменико Контарини (Domenico I Contarini). Следом городом управлял дож Доменико Сельво (Domenico Selvo) и при нем стали создаваться мозаики собора.
Собор Святого Марка в Венеции
Пятиглавая базилика была построена в виде креста по образу константинопольского храма апостолов.
Собор Святого Марка в Венеции, пятиглавая базилика
В последующие столетия собор расширялся — были пристроены баптистерий и несколько капелл, в храме появлялись новые мозаичные произведения, картины, иконостас и скульптуры. Фасады облицевали светло-розовыми мраморными плитами. Должность главного архитектора собора в разные годы занимали Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino) и Бальдассар Лонгена (Baldassarre Longhena).
Собор Святого Марка в Венеции
То, как выглядел собор после окончания внешней отделки, можно увидеть на картине Джентиле Беллини (Gentile Bellini) под названием «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко», которая была написана в 1493 г.
«Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко»
Виды на площадь и собор Сан Марко запечатлели многие художники, в их числе Каналетто: “Piazza San Marco with the Basilica” (1730), Франческо Гварди: «Дож Альвизе Мочениго предстает перед народом в соборе Святого Марка» (1763), Джеймс Уистлер: «Ноктюрн в синем и золотом. Собор Святого Марка в Венеции» (1879-80), Огюст Ренуар: «Площадь Сан Марко» (1881), Валентин Серов: «Площадь Святого Марка в Венеции» (1887) и многие другие мастера.
Собор Святого Марка в Венеции
Среди украшений собора — множество древних реликвий, вывезенных в Венецию крестоносцами после падения Константинополя. В их числе многочисленные иконы, Золотой алтарь, а также позолоченная бронзовая Квадрига. Конная скульптурная группа некогда украшала константинопольский ипподром. Согласно преданию, ее создал скульптор Лисипп (Lysippos) в IV веке до н.э.
Собор Святого Марка в Венеции
Квадрига заняла свое место на лоджии Сан-Марко в середине XIII века. Она поражала современников мастерством своего исполнения. В 1364 году Петрарка записал свои впечатления: «…красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание…».
Собор Святого Марка в Венеции
Когда Наполеон захватил Венецию в 1797-м году, квадрига была перевезена в Париж и водружена на арку, что на площади Каррузель (Place du Carrousel).
Только после падения наполеоновской империи скульптура была возвращена на свое место.
Однако уже в наше время, в 70-е годы XX века, когда велась реставрация собора, было решено установить на галерею копию, а сама квадрига сейчас находится в Музее Сан-Марко.
Собор Святого Марка в Венеции
Базилика св. Марка — действующий храм, сюда приходят христиане поклониться святыням, а также многие туристы, чтобы полюбоваться на произведения мастеров прошлого.
Собор Святого Марка в Венеции
- Получить дополнительную информацию и купить билеты на скоростные поезда до Венеции можно у генерального представителя RailEurope в России – компании TSAR Voyages/«Царь Вуаяж».
-
TSAR Voyages/«Царь Вуаяж»
Тел.: (495) 649-66-24
Менеджер: Наталья Лесько - E-mail: nl@tsarvoyages.com
Сайт: www.tsarvoyages.com
Достопримечательности Сан-Марко — что посмотреть?
Современная площадь заполнена многочисленным потоком туристов. Поражает обилие голубей, восхищает виртуозная игра музыкантов из близлежащих кафе. Всё это происходит на фоне блеска и величия пьяцца Сан-Марко. Здесь можно увидеть уникальные архитектурные объекты, вызывающие восторг гостей Венеции.
Ярким примером византийского стиля является Собор святого Марка. Мраморный фасад святыни, облицованный многочисленными мозаиками и барельефами, увенчан пятью куполами с острыми башнями. Фасад представляет собой ряды массивных арок с колоннами. На большом балконе с балюстрадой установлены скульптуры четырёх лошадей. Внутренние помещения собора украшены золотой росписью, фресками и мозаикой. В главной апсиде высится знаменитый золотой алтарь, состоящий из 250 византийских эмалей, которые скреплены драгоценными камнями.
Одной из главных достопримечательностей Сан-Марко считается резиденция венецианского правительства прошедших веков — Дворец дожей. Стены фасада облицованы мраморным орнаментом и украшены скульптурами. Архитектурный шедевр покоится на колоннадах с арками. Второй ярус здания представлен открытой лоджией, состоящей из ажурной аркады. В верхней части фасад дворца украшен стрельчатыми окнами. Внутренние залы дворца предназначены для заседаний сенаторов, магистров и других привилегированных общин. Комнаты отделаны фресками, обрамлёнными золотыми рамами. Здесь можно увидеть роскошные полотна и скульптуры известных венецианских художников.
Особенным сооружением на площади Сан-Марко выделяется колокольня. Строение из красного кирпича служило сторожевой вышкой, а также маяком для кораблей, входивших в лагуну Венеции. Башня оснащена быстрым лифтом, который доставит туристов на смотровую площадку. Оттуда открывается великолепная панорама на весь город и лагуну. В звоннице установлены пять колоколов, каждый обладает своим предназначением. Колокольня увенчана готическим шпилем с флюгером в виде золотого ангела.
К подножию колокольни пристроен изящный павильон — Лоджетта, где ранее находилась охрана Дворца дожей. Мраморное здание украшено барельефами и тремя арками, обрамлёнными колоннами. Основание и крыша здания окаймлены балюстрадой.
Слева от Собора святого Марка возвышается часовая башня, построенная в стиле эпохи Возрождения. На крыше сооружения можно увидеть две трёхметровые фигуры. Скульптурная композиция представляет собой бородатого старика и молодого мужчину. Они бьют своими молотами в бронзовый колокол. Данная сцена символизирует прошлое и будущее. Ниже установлен герб Венеции — лев с открытой книгой. В центральной части башни расположен овальный выступ, на котором установлена фигура Богородицы с младенцем из меди.
Основной ценностью этой достопримечательности являются часы. Хронометр считается самым сложным астрономическим прибором в мире. Большой синий циферблат с глобусом посередине находится в рабочем состоянии уже более 500 лет. Часовой диск состоит из позолоченных зодиакальных фигур вместо цифр. Часы указывают фазы луны, прохождение солнца в знаках зодиака и смену времён года. Мастера, которые создали это чудо, были ослеплены, чтобы они больше не смогли повторить такой шедевр.
С одной стороны площадь окружена комплексом из трёх зданий — старые и новые Прокурации. Фасады строений украшены ажурными арками. В период существования Венецианской республики здесь размещалась резиденция и служебные помещения прокураторов, являющихся вторыми лицами после дожа. Они избирались один раз и на всю жизнь. Сегодня на первом этаже этого сооружения расположены знаменитые и старинные рестораны и музей.
Уникальное кафе Флориан работает беспрерывно с 1720 года. Внутренние помещения заведения отделаны зеркалами и роскошными позолоченными орнаментами. Посетители могут удобно разместиться за столиками, поставленными на площади. Здесь туристы наслаждаются изысканным вкусом кофе, приготовленным по особым рецептам местных бариста. Живая музыка оркестра создаёт превосходное настроение. Напротив кафе Флориан находится не менее популярный ресторан Квадри. В роскошном зале к дорогому вину подают изысканные блюда — белые трюфели, голубой лобстер и прочие деликатесы.
История площади
Начиная с 9 века по сегодняшний день историю развития венецианской площади Сан-Марко удобно разделить на 4 периода.
Создание площади
Этот период охватывает начало 9 века и заканчивается в 12 веке. Все началось в 819 году, когда была построена часовня венецианского дожа, в честь первого покровителя Венеции – Феодора Тирона или Теодора (рядом с нынешней церковью Сан-Марко).
Через 10 лет венецианцы и их дож объявили нового покровителя государства – Святого Марка. Чтобы укрепить позиции Венеции и придать большей значимости городу, из Александрии в 829 году были украдены мощи святого. Дож Justinian Partecipacius распорядился построить новую церковь для их сохранения. В 836 году была построена первая церковь Святого Марка. В 976 году сгорели все деревянные элементы храма, в связи с пожаром, вызванным восстанием против дожа.
В 1063 году, при новом доже Vitale Falier церковь Святого Марка была восстановлена и значительно укреплена. Основная часть храма, который мы видим сегодня, не изменилась с того времени.
Времена средневековья
Венецианский дож конца 12 века Sebastiano Ziani создал площадь Сан-Марко такой, какой она является сегодня. При нем активно застраивали северную (здания Procuratie для офисов прокуроров, а на первом этаже магазины) и южную сторону площади (основное здание – Ospizio Orseolo, тогдашний хостел для паломников).
В начале 13 века из Константинополя (в результате Крестовых походов) вывезли ценные материалы для украшения Венеции. Так фасад собора Святого Марка украсили мрамором, мозаикой и колоннами, а также появились две квадратные колонны на Пьяцетте. Вы их 100% заметите, они стоят отдельно посреди Пьяцетты, это вход с воды. Сегодня на вершине одной из колонн находится изображение Святого Теодора, побеждающего чудовище крокодила. Вторую колонну венчает бронзовый Крылатый лев, который стал символом святого Марка, а позже и всей Венеции.
Также в начале 13 века начинается реконструкция и расширение Дворца дожей (Палаццо Дукале), который одной стороной смотрит на Венецианскую лагуну, а с других сторон – Пьяцетта и церковь Святого Марка. Строительство затянулось из-за свирепствовавшей чумы. В 1424 году начались активные работы по расширение дворца. Было решено использовать тот же стиль строительства. Если вы возьмете экскурсию, гид вам наверняка покажет 7 колонну, где встречаются 14 и 15 столетия. Эта колонна несколько больше и отличается рельефом.
В 15 веке над различными постройками площади работали Giovanni и Bartolomeo Buon.
Эпоха Возрождения и падение Республики
В 1493 году было решено построить часовую башню, на замену устаревшей. В 1499 году башня с часами по проекту Codussi была завершена. Позже, для укрепления, к башне пристроили здания. Торре-делл’Оролоджо, дословно Часовая башня, сегодня является одной из самых известный достопримечательностей Венеции. Она находится в северной части Пьяццы
Обратите внимание, это астрономические часы, показывают также фазы Луны, положение Солнца.
В эпоху Возрождения у зданий Procuratie появился третий этаж. Стоит отметить, Венецианская республика и особенно ее столица Венеция были значительно богаты. Поэтому даже во времена воин строительства могли не прекращаться. В городе постоянно что-то достраивали, реконструировали, расширяли. Любопытно, дожи как правители существовали ровно 1100 лет. Все закончилось в 1797 году, когда город был занят французами. Французская революция положила конец некогда процветающей республике.
Времена Наполеона и по сегодняшний день
После вторжения Наполеона в мае 1797, едва ли не первым приказом было снести бронзового Крылатого льва на Пьяцетте, символа венецианской независимости и аристократического лада. После падения Бонапарта, многочисленных повреждений и реставраций, лев вернулся в Венецию, на свое прежнее место. Это было в апреле 1816.
История города
История Венеции насчитывает более 1,5 тысячи лет. Датой основания принято считать 25 марта 421 г. (День Благовещения Девы Марии). Первыми на пустынных островах Венецианской лагуны появились жители, бежавшие от варваров. Во времена античности район Венеции населяли венеты (отсюда и получили название город и страна).
На протяжении тысячелетия город был политически независимым государством и вел торговлю с Византийской империей и Ближним Востоком. Рост Османской империи привёл к упадку Венеции в 17-18 веках. В конце 18 века город захватила наполеоновская армия и Венеция вскоре перешла в австрийское подчинение. И лишь с 1866 г Венеция — Италия.
Собор на площади Сан Марко
Фасад собора Сан Марко
На перекрёстке двух площадей стоит грандиозный собор Сан Марко. Он был построен в 829 году, специально под прибывшие из Александрии мощи святого Марка.
До V века большинство христианских реликвий находились в египетской Александрии, и мощи вышеупомянутого святого были там же. В 641 году, арабы под предводительством Амра ибн аль-Аса, завладели городом и начали приспосабливать его под свои нужды.
Венецианские купцы Буоно и Рустико узнали, что мусульмане начали разрушать христианские храмы для возведения мечетей. Медлить было нельзя, надо было действовать. Венецианцы решили любой ценой спасти мощи святого от осквернения, и привезти их в свой город.
Чтобы доставить реликвию на свой корабль, торговцы обхитрили мусульманских таможенников. Мощи евангелиста положили на дно корзины, и укрыли свиными тушами. Мусульмане побрезговали прикасаться к свиным тушам и драгоценный груз успешно прошёл таможенный досмотр.
Таким образом сбылось древнее пророчество: Марк проповедовал христианство в Венецианской лагуне, попав в сильный шторм, евангелист укрылся на одном из островов. Вскоре ему явился ангел и поведал, что он обретет вечный покой на этой самой земле.
Здание собора выполнено в форме креста, со сторонами 76,5 на 62,5 м, и высотой – 43 м. Храм возведен в византийском стиле, с неимоверной роскошью.
На протяжении веков, венецианцы свозили в собор различные реликвии со всего света. Про это есть байка. Первое, что делал венецианец войдя в любой храм, глазами искал чтобы такое «стянуть» для любимого собора Святого Марка.
Если внимательно присмотреться к фасаду, то над центральным входом вы увидите квадригу. Этих лошадок венецианцы стащили из Константинополя. Квадрига была частью ипподрома, она датируется IV веком до н.э.
На южном углу храма можно увидеть Порфировых тетрархов, они так же попали в Венецию во времена разграбления Константинополя. Скульптура датируется IV веком
Интересный факт: недостающая часть скульптурной группы находится в Археологическом музее Стамбула.
Внешний облик храма великолепен, но внутреннее убранство вас сразит наповал. Из-за обилия золота собор часто называют «Золотым храмом».
«Золотой алтарь» не имеет аналогов, его размеры 3,34 на 2,51 метра. Более 250 миниатюр выполнены в технике перегородчатой эмали. Алтарь состоит из нескольких частей, самая старая относится к X веку, самая молодая это 1343 год.
Всё верхнее пространство покрыто мозаичными полотнами, их общая площадь более 4000 м2. Начали набирать мозаику в 1071 году, работы растянулись 300 лет.
Первые мастера безымянны, а вот на завершающем этапе подключились самые именитые творцы Венецианской республики: Якопо Беллини, Паоло Уччелло, Мантенья, Тициан и Тинторетто.
Колонна Святого Марка
Колонна Святого Марка (Colonne di San Marco) – вторая из двух оставшихся монолитных колонн на Пьяцетта Сан Марко.
Эта колонна установлена с восточной стороны. На её верху, на капители, расположилась статуя льва с крыльями, выполненная из бронзы. О её происхождении достоверных данных нет. Одни считают, что её привезли из Китая. Другие – что это бывшая персидская химера, ставшая в результате переделки крылатой. Третьи усматривают в бронзовой статуе искусство ассирийское, византийское или сасанидское. А Джон Рёскин, английский искусствовед, склонялся к мысли о том, что это – творение местных венецианских мастеров-литейщиков 13-го века.
Статуя льва на колонне Святого Марка
Одно время бронзовый лев обитал в Париже и сторожил Дом Инвалидов, по повелению императора Наполеона I. Однако впоследствии всё-таки был возвращён в Венецию. Но путешествие не прошло для льва бесследно — его разбили на 84 куска. Куски подверглись переплавке. Архитектор Бартоломео Феррари, который собрал все эти куски, в итоге представил конструкцию, состоящую фрагментарно из разных видов металлических частей (латуни, свинца и бронзы). Они были соединены в одно целое посредством многочисленных швов и болтов. А одна лапа вообще оказалась цементной.
Впоследствии льва не раз реставрировали, и от подлинника остались только голова с гривой и два фрагмента лап. При последней реставрации, в 1985 году, льва взвесили – оказалось, что его вес 2,8 тонны.
Что касается возраста статуи, то его определили в 2 500 лет. Мнение учёных всё-таки склонилось в сторону Ассирии, города Тарс. Там такие вещи делали в 5 веке до н. э.
Реставрация завершилась в 1991 году, и с тех пор лев вернулся на своё законное место на гранитной стеле.
Лев на колонне Сан Марко
Известные серии San Marco
Продукция итальянского производителя представлена целым рядом высококачественных венецианских и фактурных смесей.
Каждый вид имеет свои особенности и тонкости в использовании:
Штукатурка «Стукко Венециано» произведена на базе акрила и в основном предназначена для создания утонченной, глянцевой поверхности с античным эффектом, что позволяет отказаться от нанесения воска. Некоторые ее варианты дают возможность создания интерьера под мрамор при общем классическом стиле. Насчитывается более тысячи цветов и оттенков такого материала. Штукатурку можно наносить на любые основания, в том числе выпуклые, искривленные, со сложной геометрией.
Достопримечательности на Пьяцца Венеция
Самым грандиозным сооружением на площади является Витториано. Этот уникальный монумент выполнен из белоснежного боттичинского мрамора и является самым крупным памятником, созданным из этого природного материала.
После смерти Витторио Эммануила II, объединившего отдельные регионы Италии в полноценное, неделимое государство, было принято решение увековечить память о нем. К 1885 году утвердили проект архитектора Джузеппе Саккони. Для возведения монумента ряд зданий в непосредственной близости от Капитолия пришлось разобрать, а площадь отодвинуть в сторону Виа дель Корсо. Строительство продолжалось до 1911 года. По мысли автора монументальная композиция должна была стать не просто впечатляющей, в ней предстояло воплотить образ единой и свободной Италии. Весь комплекс сразу же впечатляет своими масштабами: его высота составляет 81 метр, площадь 17000 квадратных метров. В 2007 году был установлен стеклянный лифт, благодаря которому туристам не надо преодолевать 196 ступеней лестницы. Теперь за считанные мгновения лифт доставит их на смотровую площадку монумента, с которой открываются по истине чарующие виды Рима.
Памятник Витториано выполнен в стиле неоклассицизма, окружен лестницами и коринфскими колоннами. Искусной работы бронзовые квадриги украшают два античных портика, а верхний фриз дополнен 16 статуями, символизирующими регионы Италии. Главным смысловым звеном композиции выступает 12-метровая статуя короля из позолоченной бронзы, восседающего на коне. Ее автор скульптор Анджело Дзанелли разместил на постаменте 14 статуй, олицетворяющих города Италии. В нижней части пьедестала, называемого Алтарь Отечества, расположена могила неизвестного солдата, погибшего в Первой мировой войне. Здесь же находится вечный огонь, а в знак особого почтения выставлен военный караул.
Центральная часть барельефа украшена статуей богини Ромы, окруженной скульптурными аллегориями труда и патриотизма. К Алтарю ведет лестница, по обе стороны которой находятся фонтаны, как образы морей, омывающих Италию. Один фонтан изображает святого Марка и льва, как символ Адриатики, а другой представляет Тирренское море в виде неаполитанской сирены Парфенопы и волчицы. В комплексе находятся два музея — Центральный музей Рисорджименто и музей военных флагов. Помимо этого здесь постоянно проводят различные экспозиции.
Алтарь Отечества (Монумент Витториано), Ruphy
Еще одной достопримечательностью площади Венеции в Риме является палаццо Д’Асте. Это сооружение больше известно как дворец Бонапартов, поскольку некоторое время там проживала Мадам—Мать (титул, избранный Наполеоном для своей матери Летиции)
Здание привлекает внимание своим зеленым балконом со ставнями. Говорят, именно оттуда Мадам—Мать наблюдала за проходившими мимо дамами, не стесняясь громко обсуждать со своей служанкой их манеры и наряды
Подобное поведение было неприемлемо в высшем свете, поэтому во избежание скандала Наполеон решил закрыть балкон плотными ставнями.
Недалеко от базилики Сан-Марко располагается одна из 6 знаменитых римских «говорящих» статуй, именуемая мадам Лукреция. Если вы подумали, что это некие арт-объекты прошлого, вы не угадали. Это выразители общественного мнения, или, если хотите, своеобразная форма обратной связи народа с властью. Любой человек мог анонимно оставить на статуе, например мадам Лукреции, политически окрашенное послание, вплоть до язвительной сатиры. Причем многие замечания дошли до нашего времени в форме крылатых выражений. Сегодня в поисках признания начинающие поэты оставляют здесь бумажные листочки с пробами пера.
Особенности использования венецианской штукатурки
Данный материал содержит в своем составе каменную пыль, имеющую различный размер фракции – более грубый и крупный помол дает эффект обработанного камня, в то время как мелкий представляет собой едва различающийся орнамент. К тому же венецианский состав как бы светится изнутри, особенно при наличии минеральных составляющих. Именно такая штукатурка отличается повышенной стойкостью и длительным сохранением привлекательного вида даже при воздействии ультрафиолета и высокой влажности.
Работа с такой смесью требует аккуратности и терпения, так как каждый слой штукатурки должен наноситься на предварительно высохшую поверхность. А слоев таких может быть от трех до десяти, причем чем их больше, тем заметнее становится внутренний глянец.
Так как материал фактически прозрачен по своему качеству, основание должно быть идеально гладким и ровным, а нанесение – равномерным. Работать необходимо узким инструментом из нержавеющей стали, чтобы не оставлять на стенах неопрятных разводов. После просыхания, которое происходит за сутки, уже можно наносить специальный воск, чтобы добиться дополнительного блеска.
Современная строительная продукция из Италии позволяет использовать самые разнообразные природные фактуры и огромное количество цветовых оттенков для создания неповторимых интерьеров, поэтому способна удовлетворить даже самые притязательные требования и личные стилевые пристрастия.
О том, как правильно наносить штукатурку San Marco, смотрите в следующем видео.