Самые красивые фрески микеланджело буонаротти

Фрески Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла в Ватикану украшена от пола до потолка великолепными фресками, которые повeствуют о жизни Моисея и Xриста. Они были написаны в 1481—1483 гoдаx xyдoжниками Боттичелли, Пинтуриккьо,  Дoмeнико Гирландайо и Козимо Росселли. Haд библeйскими сцeнами pacпoлoжeно 24 портpета римскиx пап рaннeго пeриода xpиcтианства, погибшиx мучeничeской смeртью.

Жизнь Моисeя изoбpaжeна нa южной и вocточной стeнаx, жизнь Иисуса Xриста — нa вocточной и сeвepной. Ha зaпадной стeнe Сикстинской капеллы изнaчaльно тожe нaxoдились фрeски из этиx циклов, oднaкo они были уничтoжeны, чтoбы прeдоставить мecтo для «Страшного суда» Микeланджeло.

Цикл фресок «Жизнь Моисея» в Сикстинской капелле

«Жизнь Моисeя», нaчинaя c южной стeны, соcтoит из слeдующиx фрeсок: «Путeшecтвиe Моисeя в Eгипeт» А1 (Пeруджино), «Сцeны из жизни Моисeя» А2 (Боттичeлли), «Пeрexод чeрeз Красноe морe» А3 (Россeлли), «Получeниe Моисeeм скрижалeй» А4 (Россeлли), «Наказаниe Корeя, Дафана и Авирона» А5 (Боттичелли), «Завeщаниe Моисея» А6 (Лука Синьорелли), «Спор y тeла Моисeя» А7 (вocточная стeна, Маттeо да Лeччe).

Цикл фресок «Жизнь Иисуса Христа»

Цикл «Жизнь Иисуса Xриста» соcтoит из «Воскрeсeния Xриста» А8 (вocточная стeна, Ариго Паллудано), «Тайной вeчeри» А9 (Россeлли), «Вручeния ключeй Пeтру» А10 (Пeруджино), «Нагорной проповeди» А11 (Россeлли), «Призвания пepвыx апостолов» А12 (Гирландайо), «Искушeния Иисуса» А13 (Боттичeлли) и «Крeщeния Иисуса» А14 (Пeруджино).

Микеланджело «Страшный суд»: Генрих Уильям Пфайффер

Художник впервые изобразил неузнаваемым Христа. Не понятно, как подобное могло случиться, еще и практически возле церкви? Ведь именно в ней поклонялись истинно существовавшему образу. По всей видимости готовая работа больше похожа на Аполлона Бельведерского, чей бюст часто воссоздавался во времена язычества.

Возле Христа, как было отмечено, находится Дева Мария. Его мать сидит с лицом, опущенным вниз, что позволяет не видеть того, как сын вершит правосудие. К тому же, в противном случае любое ее заступничество не возымеет силы.

Сходство св. Варфоломея с итальянским писателем Пьетро Аретино

При рассмотрении фрески «Страшный суд» историками было выявлено также сходство св. Варфоломея с итальянским писателем, Пьетро Аретино. По совместительству он был шантажистом и сатириком. Кроме того, он оказывал в свое время сильнейшее влияние на область искусства в целом. И, наконец, Аретино принято считать в качестве прародителя современных образцов эротической литературы.

На фреске «Страшный суд» у него в руках находится содранная шкура, на которой, в свою очередь, можно увидеть автопортрет Микеланджело. Вероятно, что мастер подобным образом указал на то, как он видит клевету Аретино в свой адрес. Причиной тому стало неприятие Микеланджело тех советов, которые дал ему писатель относительно его работы «Страшный суд».

Святой Петр, который возвращает Иисусу ключи от церкви, напоминает Павла III, правившего с 1534 по 1549 годы, то есть, в то время, когда создавалась фреска.


Трубящие ангелы на фреске “Страшный суд”

Низ росписи

По низу росписи этой работы Микеланджело из числа тел, которые воскресают после смерти, при внимательном ее рассмотрении можно увидеть человека, наполовину появившуюся из-под земли. В данном случае речь идет о Джироламо Саванрола, религиозном проповеднике итальянского происхождения. Он состоял в ордене доминиканцев, позднее ему было предъявлено обвинение в раскольничестве.

В результате папа Александр VI отлучил его от церкви, после чего он был приговорен к смерти через повешение и сожжение, как еретик. Произошло это в 1497 году. В работе Микеланджело «Страшный суд» была практически предсказана беатификация Саванролы. Что примечательно, состоялась она во Флоренции в 1997 году, то есть, спустя долгие сотни лет.


Нижняя часть фрески

Если же обратить внимание на правый нижний угол, то в этой работе Микеланджело можно заметить церемониймейстера при Павле III, Бьяджо да Чезена. Здесь он предстал в образе главного судьи в преисподней – Миноса

Последний пребывал в полнейшем удивлении и шоке от изображаемых художником скрюченных и обнаженных тел. Фреска «Страшный суд» поддавалась с его стороны жесточайшей критике, в которой он акцентировал внимание на том, что в священном месте попросту недопустимо столь позорное зрелище. По его мнению, максимум, куда удачно впишется работа «Страшный суд» Микеланджело – это таверна или баня.

Реакция мастера Микеланджело не заставила себя ждать, потому, в качестве намека на особые умственные способности, им были дорисованы уши осла у церемониймейстера в его образе на фреске «Страшный суд». Подвергшись подобному унижению тот, было, обратился с жалобой к правящему папе. Последний, в свою очередь, ответил Чезене, что он вообще не имеет никакой власти, будь то речь идет об аде или о самом черте, а потому лучше, если он сам сможет договориться с Микеланджело.

История

Место строительства церкви было избрано отнюдь не случайно. Ранее на этом месте в Риме находилась Великая капелла (Cappella Maggiore), которая принимала высочайшие конклавы католического духовенства. Грандиозная реконструкция устаревшей часовни была поручена архитектору Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) и инженеру Джованнино де Дольчи (Giovannino de’ Dolci).

Руководитель строительных работ решил сохранить фундамент и часть нижнего яруса прежней постройки. За время строительства церковь получила 3 этажа, 2 из них — предназначались для нужд церкви, а верхний — галерея для несущих стражу солдат. Сама по себе капелла также представляет образец фортификационного зодчества: прямоугольное здание 20,7 м высотой, 40,9 м — длиной, 13,4 м — шириной. Крепкие стены и отсутствие изысков были продиктованы неспокойной обстановкой в раздробленной Италии эпохи Средневековья.

Потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело Буонарроти.

Потолок Сикстинской капеллы 4 года (1508-1512) расписывал Микеланджело Буонарроти. До этого там было изображено звездное небо. Потолок Сикстинской капеллы — поистине выдающееся произведение, которое характеризует Микеланджело как гения-живописца. До этого он позиционировал себя как скульптор. В 25 лет он создал одну из главных своих работ скульптурную группу Пьета («Оплакивание Христа»).

Роспись потолка в Сикстинской капелле. Работа Микеланджело Буонарроти (1508-1512).

Итак, что же изобразил Микеланджело на потолке в Сикстинской капелле? Для начала стоит отметить, что высота потолка Сикстинской капеллы составляет 20 метров и имеет закругленную форму. Поэтому художником для большей выразительности было принято решение разбить на отдельные части свод. В центре потолка на самом верху изображены 9 фресок, которые образуют одну группу и рассказывают сюжеты из Книги Бытия. Читается слева на право от Алтарной стены, где изображен «Страшный суд» работы Микеланджело (1537-1541).

  1. Отделение света от тьмы;
  2. Сотворение солнца и луны;
  3. Отделение тверди от воды;
  4. Сотворение Адама;
  5. Сотворение Евы;
  6. Грехопадение;
  7. Жертвоприношение Ноя;
  8. Всемирный потоп;
  9. Опьянение Ноя.

Микеланджело начал работу над центральной частью потолка с фрески «Опьянения Ноя» и двигался по направлению к Алтарной стене. В ходе работ прослеживается такая закономерность: фигур становится меньше и они увеличиваются в размерах для большей наглядности. Закончил роспись потолка Микеланджело в возрасте 37 лет.

Нижний уровень фресок свода Сикстинской капеллы имеет выделенные треугольники (выступы) и область над окнами — люнет. Состоит он из 14 отдельных сюжетов, которые изображают предков Христа.

На Северной (правая от алтарной стены) стене на фресках изображены (слева на право):

  1. Наасон Naason(люнет);
  2. Иессей, Давид и  Саломон (Iesse David Salomon) (люнет и треугольник);
  3. Аза, Иеосафат и Иорам (Asa Iosaphat Ioram) (люнет и треугольник);
  4. Езекия, Манасcия и Амон (Ezechias Manasses Amon) (люнет и треугольник);
  5. Иосия, Иехония и Салафииль (Iosias Iechonias Salathiel) (люнет и треугольник);
  6. Азор и Задок (Azor Sadoch)(люнет).

На Южной (левая сторона от алтаря) стене на фресках изображены (справа на лево):

  1. Аминадаб Aminadab (люнет);
  2. Салмон, Боаз и Обед (Salmon Booz Obeth) (люнет и треугольник);
  3. Ровоам, Авия (Roboam Abias) (люнет и треугольник);
  4. Озия, Иотам и  Ахаз (Ozias Ioatham Achaz) (люнет и треугольник);
  5. Зоробабель, Абиуд и Елиаким (Zorobabel Abivd Eliachim) (люнет и треугольник);
  6. Ахим и Елиуд (Achim Elivd) (люнет).

А среднюю часть свода Сикстинской капеллы украшают 9 фигур пророков и 5 фигур сивилл. Боковые своды – область между окнами и центральным потолком. Ветхозаветные сцены спасения – 4 сюжета в угловых треугольных парусах свода.

С правой стороны на фресках изображены (слева на право): Пророк Иеремия; Персидская сивилла; Пророк Иезекииль; Эритрейская сивилла; Пророк Иоиль.

С левой стороны на фресках изображены (слева на право): Ливийская сивилла; Пророк Даниил; Кумcкая сивилла; Пророк Исайя; Дельфийская сивилла.

На восточной стене два изображения с Предками Христа: Элеазар и Маттан; Яков и Иосиф.

Средняя часть свода над Алтарной стеной украшает в центре изображение Пророка Иона (Ionas), завершает образ по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Моисей и медный змей; слева — Наказание Аммана.

На противоположной стороне – аналогично 3 фрески в центре — пророк Захария (Zacherias), по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Давид и Голиаф; слева — Юдифь и Олоферн.

Восточная стена (напротив алтарной стены) в Сикстинской капелле.

Самая драгоценная «шкатулка» Рима

Поскольку Капелла, по сути, являлась небольшой крепостью, снаружи Вы не увидите никаких архитектурных изысков. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор! Тем не менее, в этой лаконичности есть своя строгая красота, и даже некоторая изысканность. Простое прямоугольное строение с треугольной крышей напоминает шкатулку, из тех, что были распространены в Европе в викторианскую эпоху. Размеры Капеллы (длина – 40,93 м., ширина – 13,41 м., высота – 20,70 м.) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета.

Росписи в капелле

Сикстинская Капелла имеет три этажа. Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный. Высокие толстые стены, укрепленные сейчас в некоторых местах прочными опорами, безошибочно выдают в Капелле защитное предназначение. Второй этаж — основной. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. Стены второго этажа прорезаны большими окнами. Два окна имеет стена со стороны входа, еще по шесть окон обеспечивают доступ света и воздуха внутрь со стороны боковых стен. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Он представляет собой галерею с множеством небольших окошек-бойниц, по периметру опоясывающую здание. Поначалу галерея караульни была открыта небу, ветрам и дождям, но затем над ней возвели крышу. Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины.

Сегодня Сикстинская капелла примыкает к Собору Святого Петра — центральному сооружению Ватикана, самому крупному католическому собору Рима, да и всей Европы. Но даже великолепие этого собора не может затмить особую ауру, почти мистическое чувство, что навевает на зрителя Капелла. Это надо ощутить самому!

Фреска Микеланджело: кто на ней изображен

  1. «Страшный суд» выступал в качестве одной из главных идей, реализовываемых в качестве огромных церковных фресок.
  2. Традиционно такие фрески находили свое место над главным входом в церквях, с тыльной их стороны.
  3. То, что роспись была размещена над алтарем, сделало ее еще более необычной.
  4. Это и не удивительно, ведь таким образом игнорировались традиционные каноны, в связи с чем это стало поводом для возмущения, не говоря уже об уничтожительной критике в адрес картины «Страшный суд».
  5. Картина Микеланджело была написана под вдохновением от Библии, где в частности и нашел свое отражение будущий Апокалипсис.
  6. Свою роль сыграла «Божественная комедия», известное произведение Данте.
  7. Однако, несмотря на такие влияющие на суть результата факторы, «Страшный суд» все же отображает собственное видение той судьбы, которая ожидает человечество.

Персонажи фрески Микеланджело «Страшный суд», кстати, оказались на ней более чем узнаваемыми. Так, фоном для нее служит синее небо, в центре находится Дева Мария. В качестве судьи, как понятно, Христос, вершащий людские судьбы жестом руки. По мнению некоторых исследователей, лицо Иисуса на фреске «Страшный суд» – это портрет любимого ученика Микеланджело. Им был Томаззо Кавальери.

Украшение

Схема части вертикального фрескового убранства Сикстинской капеллы

История

Первым этапом декорирования Сикстинской капеллы была роспись потолка в голубой цвет, усыпанная позолоченными звездами, с декоративными бордюрами вокруг архитектурных деталей подвесов. Его полностью заменили, когда Микеланджело приступил к работе над потолком в 1508 году.

Самой ранней частью нынешней схемы фресок являются боковые стены. Они разделены на три основных уровня. На центральном ярусе стен расположены два цикла картин, дополняющих друг друга, «Жизнь Моисея» и «Жизнь Христа» . Они были заказаны в 1480 году Папой Сикстом IV и выполнены Доменико Гирландайо , Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Росселли и их мастерскими. Первоначально они проходили по всему периметру стены, но с тех пор были заменены на обеих торцевых стенах.

Возможно, над проектом руководил Перуджино, который прибыл в часовню раньше флорентийцев. Вероятно, что комиссия Гирландайо, Боттичелли и Роселли была частью проекта примирения между Лоренцо Медичи , фактическим правителем Флоренции , и папой Сикстом IV . Флорентийцы начали работу в Сикстинской капелле весной 1481 года.

Под циклами Жизни Моисея и Жизни Христа нижний уровень стен украшен фресками из серебра и золота. Над повествовательными фресками верхний ярус разделен на две зоны. На нижнем уровне окон находится Галерея Пап, написанная одновременно с Житиями . Вокруг арочных оконных проемов расположены зоны, известные как люнеты, в которых изображены предки Христа , нарисованные Микеланджело как часть схемы потолка.

Потолок был заказан Папой Юлием II и расписан Микеланджело между 1508 и 1512 годами. Первоначально заказ состоял в том, чтобы нарисовать двенадцать апостолов на треугольных подвесках, поддерживающих свод; однако Микеланджело потребовал полной свободы действий в графическом содержании схемы. Он написал серию из девяти картин , показывая Бог Сотворение мира , отношения Бога с человечеством , и падение человечества от Божией благодати . На больших парусах он нарисовал двенадцать библейских и классических мужчин и женщин, которые пророчествовали, что Бог пошлет Иисуса Христа для спасения человечества, а вокруг верхних частей окон — предков Христа .

В 1515 году Папа Лев X поручил Рафаэлю разработать серию из десяти гобеленов, которые повесили бы на нижний ярус стен. Гобелены изображают события из Жития Св. Петра и Жития Св. Павла , основателей христианской церкви в Риме, как описано в Евангелиях и Деяниях Апостолов . Работы начались в середине 1515 года. Из-за их большого размера изготовление драпировок осуществлялось в Брюсселе, и четыре года занимались ткачами в мастерской Питера ван Альста . Гобелены Рафаэля были разграблены во время разграбления Рима в 1527 году и либо сожжены из-за содержания в них драгоценных металлов, либо были разбросаны по Европе. В конце 20-го века набор был повторно собран из нескольких дополнительных наборов, которые были сделаны после первого набора, и снова выставлены в Сикстинской капелле в 1983 году

Гобелены продолжают использоваться на отдельных церемониях особой важности. Полноразмерные подготовительные мультфильмы для семи из десяти гобеленов известны как Карикатуры Рафаэля и находятся в Лондоне.

На этом этапе декоративная схема отображала последовательный иконографический узор. Ряд Пап, который в схеме, задуманной Папой Юлием, должен был появиться непосредственно под Двенадцатью Апостолами, подчеркивал бы апостольское преемство . Утверждалось, что данная схема показывает, что два Библейских Завета слились воедино, чтобы показать Ветхий, предсказывающий и формирующий Новую, синтезирующую логику христианской Библии.

Это было прервано дальнейшим поручением Микеланджело украсить стену над алтарем Страшным судом , 1537–1541 гг. Картина этой сцены потребовала стереть два эпизода из Житий , Рождества Иисуса и ; несколько Пап и две группы предков .

Где находится, как добраться

Найти Сикстинскую капеллу под силу даже самому неопытному туристу. Она примыкает к одному из значимых архитектурных сооружений – Собору Святого Петра. Добраться до него можно общественным транспортом Рима:

  • Автобусы — № 49, 81, 492 и 982.

Линия метро – по линии «А» (ехать до станции «Ottaviano»).

Трамвай № 19 (остановка «Пьяцца ди Рисорджименто»).

Официальный адрес достопримечательности: Viale Vaticano, 00120, Cittа del Vaticano, Sistine Chapel

Телефон для справок: +(39) 055 713655

Сайт: www.mv.vatican.va

Ежедневно архитектурную достопримечательность посещает около 22 тысяч туристов. Сикстинская капелла хранит настоящую сокровищницу работ мастеров эпохи Возрождения. И каждый приходящий сюда окунается в загадочный мир библейских сюжетов, приподнимающий завесу над прошлым…

Что такое «капелла»? Сикстинская капелла в Риме

Католическая капелла – религиозное сооружение, не предназначенное для публичных богослужений. На русский язык этот термин переводят как «часовня» либо «домовая церковь».

Великая капелла, на месте которой была позже сооружена знаменитая Сикстинская капелла, служила местом собрания кардиналов римской церкви со времен возвращения Пап в Ватикан из «Авиньонского пленения» в конце XIV века.

К концу XV столетия положение папского государства было неоднозначным: с одной стороны, огромная власть и богатства, с другой – постоянная угроза военного вторжения светских владык, желавших иметь влияние на католическую церковь либо поживиться частью ее имущества. Эту двоякость отражает возведенная в 80-х годах XV века Сикстинская капелла: крепость снаружи – музей внутри.

Реставрация и противоречие

Реставрация потолка Сикстинской капеллы началась 7 ноября 1984 года. Реставрация завершена, часовня была вновь открыта для публики 8 апреля 1994 года. Наибольшую озабоченность вызвала часть реставрации Сикстинской капеллы, расписанная художником. Микеланджело. Появление ярко окрашенных Предков Христа из мрака вызвало реакцию страха, что процессы, использованные при очистке, были слишком суровыми и лишили первоначального замысла художника.

Даниил до и после восстановления.

Проблема заключается в анализе и понимании техники, использованной Микеланджело, и технической реакции реставраторов на это понимание. Внимательное изучение фресок люнетов убедило реставраторов, что Микеланджело работал исключительно « buon fresco »; То есть художник работал только на свежеуложенной штукатурке, и каждая часть работы была завершена, пока штукатурка была еще свежей. Другими словами, они считали, что Микеланджело не работал « a secco »; потом он не вернулся и не добавил деталей на сухую штукатурку.

Реставраторы, полагая, что художник подошел к картине универсально, подошли к реставрации универсально. Было принято решение, что весь темный слой клея животного происхождения и «черная лампа», весь воск и все перекрашенные области были загрязнениями того или иного рода: отложения дыма, более ранние попытки реставрации и окрашенные определения более поздних реставраторы в попытке оживить внешний вид работы. Основываясь на этом решении, согласно критическому чтению предоставленных Аргуимбау данных по реставрации, химики реставрационной бригады выбрали растворитель , который эффективно снимет с потолка пропитанную краской штукатурку. После обработки останется только то, что было написано «buon fresco».

Реставрация и противоречие

Реставрация потолка Сикстинской капеллы началась 7 ноября 1984 года. Реставрация завершена, часовня была вновь открыта для публики 8 апреля 1994 года. Наибольшую озабоченность вызвала часть реставрации Сикстинской капеллы, расписанная художником. Микеланджело. Появление ярко окрашенных Предков Христа из мрака вызвало реакцию страха, что процессы, использованные при очистке, были слишком суровыми и лишили первоначального замысла художника.

Даниил до и после восстановления.

Проблема заключается в анализе и понимании техники, использованной Микеланджело, и технической реакции реставраторов на это понимание. Внимательное изучение фресок люнетов убедило реставраторов, что Микеланджело работал исключительно « buon fresco »; То есть художник работал только на свежеуложенной штукатурке, и каждая часть работы была завершена, пока штукатурка была еще свежей. Другими словами, они считали, что Микеланджело не работал « a secco »; потом он не вернулся и не добавил деталей на сухую штукатурку.

Реставраторы, полагая, что художник подошел к картине универсально, подошли к реставрации универсально. Было принято решение, что весь темный слой клея животного происхождения и «черная лампа», весь воск и все перекрашенные области были загрязнениями того или иного рода: отложения дыма, более ранние попытки реставрации и окрашенные определения более поздних реставраторы в попытке оживить внешний вид работы. Основываясь на этом решении, согласно критическому чтению предоставленных Аргуимбау данных по реставрации, химики реставрационной бригады выбрали растворитель , который эффективно снимет с потолка пропитанную краской штукатурку. После обработки останется только то, что было написано «buon fresco».

Фреска «Страшный суд» Микеланджело

В 1532 году, спустя два десятка лет после завершения росписи потолочного свода Сикстинской капеллы, папа Климент VII просил Микеланджело Буонарроти оформить алтарную стену часовни. Работы начались уже при следующем понтифике – Павле III Фарнезе, и проводились с 1535 по 1541 гг. В картине, охватывающей всю площадь стены позади алтаря, художник изобразил Судный день во время второго пришествия Христа, описанного в 20 главе Откровений от Иоанна.

Фреска Микеланджело «Страшный суд»

Новая грандиозная фреска Сикстинской капеллы явилась символом превосходства и восстановления власти понтификов после трагических событий 1527 года, во время которых Рим был разграблен наемными войсками Ландскнехтов, а лютеранский кризис пошатнул авторитет Римской Церкви.

Советуем прочитать:

Микеланджело «Страшный Суд» — секреты знаменитой фрески

И еще хотелось бы добавить. Тысячи туристов, рассматривая фрески Сикстинской капеллы при посещении главной часовни Апостольского дворца, мало внимания обращают на ее пол. Инкрустированный разноцветным мрамором в технике косматеско, он сохранился в своем первозданном виде с 1400 года. Напольные мозаики показывают расположение папского престола и мест кардиналов. Серией кругов, идущих от входа, отмечен путь движения торжественных процессий. Конечно, чрезвычайно большое количество посетителей мешают гурманам искусства в полной мере насладиться шедеврами эпохи Ренессанса. Но постараться, все же, стоит!

Отели рядом с Ватиканом

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Ватикана — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Смотреть отели

Виды фресок

Базовый принцип создания фрески с течением времени изменялся и дополнялся. Свою роль играли климат, состав штукатурки, рецепт составления красок и т. д. Поэтому принято выделять несколько видов фресок.

«Истинную» фреску называют также «буон фреской». При её создании мастера наносили самый верхний слой грунта только на ту часть стены, которую собирались расписывать в данный момент. Краска при таком подходе не содержит связующих компонентов, поэтому должна успеть впитаться в грунт, пока он не высох.

Такая фреска была распространена в глубокой древности и в античную эпоху. Образцом её могут служить настенные росписи в Помпеях. В более позднее время чистая фреска широко применялась в эпоху Возрождения, прежде всего в итальянском искусстве. Такие произведения создавали Джотто (росписи в часовне Скровеньи), Микеланджело («Страшный суд») и другие художники.

Умение создавать чистые фрески считалось в Италии признаком высшего мастерства. Когда Микеланджело создавал свой «Страшный суд», ему посоветовали написать его масляными красками, но великий мастер возмутился и разразился бранью, заявив, что никакого другого стиля, кроме «буона», он не признаёт.

Апофеоз ИгнатияАндреа Поццо

«Меццо» — вид искусства фрески, изобретённый в XVI веке. При этом подходе сухую штукатурку увлажняют вторично и на неё наносят изображение. Образцом такого стиля может служить творчество Андреа Поццо («Апофеоз Игнатия»).

В древнерусском искусстве, а также в итальянском до XVI века применялась смешанная техника. Основное изображение создавали на сырой поверхности, а после высыхания яичной темперой дописывали детали композиции.

Фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного

Примерами могут служить произведения Дионисия – русского художника конца XV – начала XVI века (изображение святого Николая на куполе Ферапонтова монастыря), Андрея Рублёва (росписи Успенского собора во Владимире).

Кто изображен на фреске Микеланджело

«Страшный суд» всегда был одной из основополагающих тем для больших церковных фресок, традиционно занимавших место с тыльной стороны над главным входом в церковь. Размещение росписи над алтарем было крайне необычно – это ломало устоявшиеся каноны, вызывало возмущение и нещадную критику.

Фреска «Страшный суд» Микеладжело (1536-1541)

Несмотря на то, что при написании фрески художника вдохновляла, прежде всего, Библия со сценами из Апокалипсиса и произведения Данте «Божественная комедия», Микеланджело в своей работе передал собственное философское видение трагедии дальнейшей человеческой судьбы. Кроме того, изображенные персонажи были довольно узнаваемы.

На фоне голубого неба в центре – Дева Мария и судья Христос, жестом руки определяющий судьбы людей. Некоторые исследователи считают, что лицо Иисуса – не что иное, как портрет Томмазо Кавальери – любимого ученика мастера.

Портрет Томмазо Кавальери

Это интересно

Немецкий историк-искусствовед Генрих Вильгельм Пфайффер в своей знаменитой книге «Сикстинская капелла: новый взгляд» писал:
Впервые художник осмелился нарисовать неузнаваемый лик Христа. Как это могло произойти всего в нескольких шагах от церкви, в которой поклонялись истинному образу Иисуса? Он скорее напоминает один из бюстов Аполлона Бельведерского времен язычества.

Рядом с Христом его мать Дева Мария с опущенным вниз лицом, чтобы не видеть своего сына в акте правосудия – теперь ее заступничество не имеет никакой силы. Считается, что Микеланджело изобразил здесь своего близкого друга и почитательницу его таланта Витторию Колонна – дочь Фабрицио Колонна и Агнессы ди Монтефельтро, являвшихся одним из благороднейших семейств Италии.

Считается, что образ Богоматери Микеланджело писал с Виттории Колонны

Среди окружающих Богородицу и Христа фигур, историки отметили удивительное сходство изображенного Святого Варфоломея с Пьетро Аретино – итальянским писателем, сатириком и шантажистом, оказавшим сильное влияние на искусство и считающимся прародителем современной эротической литературы. В своих руках он держит содранную шкуру с автопортретом самого Микеланджело. Возможно, так художник отметил свое видение сыпавшейся на него со стороны Аретино клеветы после того, как Мастер не принял его советов при работе над фреской.

Портрет Пьетро Аретино работы Тициана и Святой Варфоломей, держащий шкуру

Отдающий обратно Иисусу Христу ключи от церкви, Святой Петр имеет сходство с обликом Павла III Алессандро Фарнезе (1534 – 1549), возглавлявшим в то время папский престол.

Святой Петр на фреске Микеланджело

В самом низу росписи, среди тел, воскресающих после смерти, можно различить фигуру, наполовину показавшуюся из-под земли в облике Джироламо Савонаролы.

Савонарола на фреске Микеланджело

Итальянский религиозный проповедник, принадлежавший к ордену доминиканцев, по обвинению в раскольничестве был отлучен от церкви папой Александром VI, повешен и сожжен на костре в 1497г. как еретик. Изображая его в таком образе, Микеланджело как настоящий провидец предрек беатификацию Савонаролы, которая состоялась спустя сотни лет – в 1997 году во Флоренции.

Портрет Джироламо Савонарола

В нижнем правом углу «Страшного суда» Микеланджело изобразил в образе Миноса – главного Судьи преисподней – церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена.

Бьяджо да Чезена в образе судьи Миноса

Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». За столь нелестный отзыв, Микеланджело дорисовал ему уши осла, явно намекая на умственные способности Чезены. Униженный Бьяджо даже пожаловался Папе, который ответил ему, что у него нет никакой власти ни над адом, ни над чертом, и посоветовал самому договариваться с художником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector