Санта-мария-дель-фьоре

Флорентийская уния

Причины подписания унии

Флорентийская уния была принята в 1439 на соборе в Базеле и Флоренции в трудных обстоятельствах для Византийской империи. В1430 году турки захватили Фессалонику, и государство практически утратило территории, от него сохранилась лишь столица, которая была окружена владениями турок. Такая сложная ситуация привела к тому, что император ИоаннVIII Палеолог вынужден был обратиться с просьбой о содействии к Евгению IV, папе Римскому, надеясь на организацию крестового похода против османских завоевателей. Он сделал предложение начать переговоры о том, чтобы объединить Западную католическую и Восточную православную церковь. Папа охотно согласился на это предложение. Это объясняется возможностью осуществить многовековое желание подчинить восточную церковь, византийский император получил возможность шанс победить в противостоянии с участниками соборного движения.

Соглашение

В 1431

году в городе Базель созван вселенский собор, вскоре папа решил его распустить, но продолжить заседания. ЕвгенийIV использовал свое предложение для того чтобы расколоть ряды оппонентов. Он призывает собравшихся представителей церкви поменять место проведения, большая часть собора собралась в Ферраре, позже – во Флоренции.

Заседания Флорентийского собора проходили в присутствии 700

членов византийской делегации во главе с императором и константинопольским монархом, также присутствовал митрополит Киевский. Здесь проходили долгие богословские диспуты, в результате которых6июня1439 года была подписана уния, объединившая католическую и православную церковь.

Заключая соглашение, восточная церковь вынуждена пойти на серьезные уступки: было признано верховенство римского папы, приняты некоторые католические догмы, при этом сохранялись православные обряды.

На протяжении последующих 6

лет собор во Флоренции принял соглашения о слиянии с прочими христианскими течениями. Флорентийская уния подняла авторитет папы в западноевропейских странах, но выявилась ее нежизнеспособность. Католическая церковь изображала это соглашение как важнейший акт, объединяющий христиан и спасающий Византию от турецких завоевателей. На самом деле уния предназначена была стать послушным орудием политики папы, которая была направлена на подчинение католической церкви ослабленной Византии и русского государства. Население Византийской империи и Руси пришло в раздражение от унии, большинство православного духовенства не признало документ.

Как была воспринята уния на Руси

После возвращения с собора митрополита Исидора, по русским землям рассылались послания о Флорентийском соборе, началось приобщение верующих к католическим храмам. В Москве его ждало множество верующих, местом встречи патриарха стал Успенский собор. Перед Исидором несли католический крест. Во время богослужения в молитве поминался папа. После службы торжественно прочитали грамоту о Флорентийской унии.

Митрополит Исидор, подписавший соглашение, был подвергнут заключению. Это было сделано по приказу Великого Московского князя, Василия ІІ Темного. Исидор — последний патриарх, грек по происхождению. Впоследствии возглавляли церковь только русские, Московский патриархат стал самостоятельным.

Отказ от унии

Большинство православных епископов, вернувшись в Константинополь, отказалось от унии, они утверждали, что их заставили пойти на соглашение с католиками. Униаты признаны еретиками.

Марк Эфесский — единственный епископ, отказавшийся на соборе 1439

подписать унию, православные священники объединились вокруг него. Патриархами Александрии, Антиохи и Иерусалима в1443 году был созван собор в Иерусалиме, на нем произошло отлучение сторонников соглашения.

Повторное осуждение восточными патриархами Флорентийской унии осуществилось в 1450

году на Константинопольском соборе. На нем же был низложен униат, Константинопольский патриарх Григорий Мамм. Новым главой церкви избран Афанасий, сторонник православной веры.

В 1453

году произошел захват Константинополя войском османской империи, о Флорентийской унии окончательно забыли.

Архитектура

Величественное строение собора выделяется на площади грандиозными размерами и красотой фасада. Храм площадью 8300 кв.м, при ширине 90 метров и длине 153 метров, не кажется массивным сооружением. Поражает ощущение, будто он парит над землей. Стены высотой 45 метров, увенчанные 42-метровым в диаметре куполом с фонарной башней и крестом, возвысили Дуомо от основания до кончика креста на 114 метров. После охватившего изумления величественностью собора, невозможно оторвать глаз от божественной красоты фасада.

Фасад

Богато декорированный экстерьер фасада выглядит изящно и колоритно. Отделка, выполненная с использованием вертикальных и горизонтальных мраморных панелей, восхищает игрой сочетания зеленого мрамора из Прато, розового из Мареммы и белого из Карарры, вызывающей ассоциации с итальянским флагом.

На фоне цветовой гаммы фасада ярко выделяются скульптурные композиции, привлекающие внимание на подходе к храму. Роскошным дополнением фасада служит вид прямоугольной колокольни, в нишах которой разместились статуи и шестигранные медальоны, иллюстрирующие сцены из Библии

На стрельчатых арках фасада изображены фрески, повествующие о земной жизни Девы Марии.

Центральный вход

Экстерьер центрального входа главного фасада признан шедевром неоготической архитектуры. Бронзовые врата, служащие входом, искусно оформлены горельефными сюжетами, иллюстрирующими жизнеописание Богородицы. Над вратами притягивает взгляд барельеф Богородицы, сидящей на троне с младенцем Иисусом и окружившими ее 12 апостолами. Над порталом со статуями фасад украшен большим узорным окно-розой, окаймленным рельефными медальонами, запечатлевшими почетных горожан. Арку над центральным входом украсила фреска, изображающая Мадонну, держащую лилию в руках.

Склеп

Соборный склеп — крипта, расположенная под алтарем с оставшимися от разрушенной церкви Санта-Репарата фрагментами, остатками древнеримских мозаичных полов, настенными мозаиками и фресками XIV века. Получить представление, как выглядела церковь Санта-Репарата, можно осмотрев ее макет. Здесь похоронены в саркофагах флорентийские священнослужители и архитекторы, причастные к возведению храма: проектировщик собора Арнольфо ди Камбио, зодчий кампанилы Джотто и создавший купол Филиппо Бруннелески и Джованни Медичи. Сюда приходят поклониться священной реликвии, находящейся в бронзовой раке – мощам Зиновия Флорентийского, по преданиям обладающих силой воскрешения мертвых.

Склеп Святого Репарата

Раскопки в 1965—1973 годах выявили остатки древней базилики Санта Репарата.Она имела три нефа, колоннады, которые окружали центральный зал, и область поклонения. Santa Reparata прослужила до 1379.

Здесь обнаружены остатки четырех храмов. Это многочисленные фрагменты стен и полов домов римской «Florentia». Пол из разноцветной мозаики заслуживает восхищения. Особый символ — павлин бессмертия — один из немногих изобразительных элементов, сохранившихся на нем.

Флорентийская фреска работы живописца Джотто середины XIV века украшает полукруглую стену. Здесь вы увидите многочисленные надгробия. Среди них — Ландо Януса, капеллана Санта Репарата, который умер в 1353 году, и Николая Squarcialupi из рода Медичи, умершего в 1352. В ходе раскопок была найдена могила Филиппо Брунеллески. Однако, нет никаких следов захоронений Джотто, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано, которые также, по традиции, похоронены здесь.

Стиль и история собора

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение раннего Возрождения и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.

О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и Сиеной. Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.

Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.

Строительные работы

Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио. Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone).

РафаэльМикеланджелоЛеонардо да ВинчиКампанила (итал. Campanile)

Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти. Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини. На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.

24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец37 тысяч тонн

Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.

В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис. Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.

Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.

После чумы

В 1438 году разразилась чума, и тогда собор перенесли во Флоренцию. Споры о догмах продолжались еще долго. Святые отцы спорили об отрывках Священных писаний, которые по-разному толковали Западная и Восточная церкви.

Иоанну Палеологу не нравилось, что православные священники были неуступчивыми. Он убеждал их, что понадобится согласиться с представителями католиков. Тогда Виссарион Никейский, бывший противником католиков, согласился с тем, что латинское выражение «и от Сына» — одно и то же, что и православное «через Сына». Однако Марк Эфесский называл католиков еретиками. Палеолог всячески содействовал объединению.

Греческие священники продолжали упорствовать в своей редакции и отвергали другие. Тогда император убеждениями, угрозами заставил их принять другую редакцию. Им пришлось согласиться с требованиями Палеолога. Тогда собравшиеся и пришли к согласованию Ферраро-флорентийской унии. Латинская сторона согласилась допускать и греческие, и латинские обряды. Благодаря этому соглашение подошло к логическому концу. Главенство папы признавалось, как и чистилище. Данный акт был подписан всеми, за исключением Марка Эфесского, патриарха Иосифа, поскольку он успел умереть.

Когда папа не увидел подпись Марка, он признался: «Мы ничего не сделали». Тем не менее Ферраро-флорентийская уния торжественно была зачитана на двух языках – латинском и греческом. В знак объединения представители Западной и Восточной церкви обнялись и поцеловались. Папа предоставил гостям корабли для возвращения домой.

Санта-Тринита

Базилика Санта-Тринита обладает одной из самых обширных коллекций раннеренессансной живописи во Флоренции.

Базилика пережила несколько периодов реконструкции в конце XVI-XIX веков, в результате чего строгая романская церковь XIII века постепенно приобретала черты маньеризма и барокко.

Церковь Святой Троицы известна в первую очередь фресками Доменико Гирландайо, украшающими капеллу Сассетти, и росписями Лоренцо Монако в капелле Бартолини Салимбени.

Стоит обратить внимание и на черно-белый мозаичный пол пресвитерия с причудливыми образами фантастических животных

Базилику украшают фрески Гирландайо и росписи Лоренцо Монако

Бартолини Салимбени — фамилия знатной флорентийской семьи, владевшей капеллой. Скрытые под толстым слоем штукатурки, фрески на стенах капеллы были открыты лишь в конце XIX века. Перу автора фресок – художника Лоренцо Монако – принадлежит так же алтарная картина «Благовещение».

Банкир Франческо Сасетти воздвигнул капеллу в честь своего святого Франциска Ассизского, а в качестве художника пригласил Доменико Гирландайо.

В работах Гирландайо религиозные сюжеты тесно переплетаются с городскими видами и портретами современников художника — простых жителей Флоренции XV века.

  • Часы работы: Пн-пт: 08:00-12:00 и 16:00-18:00, Сб-вс: 16:00-18:00
  • Билеты: Вход свободный

Экскурсии

Посещение только собора бесплатное. Но на территории находятся также музей, баптистерий, колокольня, смотровые площадки, куда вход платный. На официальном сайте (сайт доступен на итальянском и английском языках) можно купить единый билет, который действует на весь комплекс. Стоимость такого билета составляет 18 евро.* По сниженной цене в 3 евро* проходят дети в возрасте 6-11 лет. Дети до 6 лет, учителя или руководители школьных групп, инвалиды – бесплатно.

Преимущества покупки билета онлайн:

  • обход всех очередей: не придется тратить 1,5-2 часа;
  • такой билет действителен в течение 30 дней от выбранной даты посещения;
  • по билету можно заходить 72 часа с момента первого входа.

Важно! По одному билету в каждое из зданий комплекса можно проходить только один раз. Одним билетом может пользоваться только один турист

Для желающих не только посмотреть и сделать памятные снимки, но и послушать, есть возможность заказать экскурсию. Экскурсии проводятся ежедневно, кроме воскресенья. Они доступны на итальянском, английском, французском, немецком и испанском языках. Стоимость экскурсии составляет 23 евро.* Предлагаются как групповые, так и индивидуальные.

Кроме того, обладатели смартфонов могут скачать приложение (как с официального сайта, так и находясь внутри музея, отсканировав QR-код), который представляет собой небольшой аудиогид. Приложение предоставляет краткое описание шедевров искусства, находящихся в музее. Непосредственно аудиогид можно купить в киосках в музее и в соборе, стоимость 2 евро.* Плюс для современных туристов – внутри разрешены фото- и видеосъемки.

Туристические экскурсии

Баптистерий

Нет, это не все, не уходите с соборной площади, не заглянув в баптистерий. Пятый век, товарищи! Пятый! Это когда у нас на Руси бегали в звериных шкурах и строили из дерева. Наружная облицовка поновее, 11–12 век. Новострой практически. Да…

Обратите внимание на золотые врата баптистерия (восточные). Вторая половина 15 века, 10 золоченых панелей со сценами из Нового завета работы Лоренцо Гиберти

Копии.

Позже, увидев врата Гиберти, Микеланджело был настолько впечатлен творением своего предшественника, что назвал их вратами Рая. Интересно, что в начале 19 века на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге установили копию врат Рая.

Две колонны из черного порфира по обе стороны от врат Рая – дар города Пизы за помощь, оказанную Флоренцией в войне с Луккой в 1117 году. Таким образом, колонны стоят здесь уже 9 веков! Вот что значит «стабильность».

Самое интересное – это как органично баптистерий вписывается в общий ансамбль. Есть ощущение какого-то единства, правильности нахождения его тут, «к месту». Основной вопрос, который приходит в голову при виде такого огромного баптистерия – зачем? Зачем такой огромный?

Все просто: обряд крещения в те ранние времена проводился лишь дважды в год, в строго установленные дни. Соответственно, баптистерий должен был оказаться достаточно просторным для того, чтобы вместить всех желающих принять новую веру.

Баптистерий внутри как будто наполнен мощью веков. Именно здесь ощущается возраст этого строения, его энергетика. Рисунок пола навевает мысли об исламском мире,

а между Порталом Рая и центром баптистерия причудливой вязью бегут зодиакальные знаки.

Величественный купол золотым блеском мозаик несет на себе отпечаток византийского влияния.

Сложенные вместе, эти элементы представляют собой удивительный, поразительный сплав величайших культур европейского средневековья.

Ну вот, пожалуй, и все кратко про Дуомо. Бесплатный аудиогид на русском языке по Флоренции можно скачать тут. Там еще больше всякого-разного интересного, неожиданного, подробного про Дуомо, колокольню, купол, баптистерий.

Интерьер

Главная характеристика интерьера собора соответствует стандартам итальянской готики — протяженность горизонтальном и вертикальном пространстве. Украшенные пилоны подпирают огромные арки, своды нефов.

Цветной мраморный пол был создан архитекторами д’Аньоло, Франческо да Сангалло и др в 16-17 веках

Обращают на себя внимание витражи собора. Всего их 44, на них изображены традиционные из Библии

Над созданием этих витражей трудились великие художники Флоренции: Гаддо Гадди, Лоренцо Гиберти, Донателло, Паоло Уччелло.

Внутренняя роспись купола посвящена Страшному суду. Она была создана в 16-м веке Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Фигура Христа противостоит образу Сатаны и ада, расположенным на противоположной стороне, сцена окружена фигурами старцев Апокалипсиса, ангелов, святых и добродетелей.

Главный алтарь, выполненный Баччио Бандинелли находится в окружении трех апсид

Левый неф обращает на себя внимание фресками работы Паоло Уччелло и Андреа де Кастаньо, созданными в 15-м веке. Еще одно произведение Паоло Уччелло — необыкновенные часы со стрелкой, движущейся в обратном направлении, были созданы в 1443 году

Циферблат поделен на 24 деления, часы украшены четырьмя портретами пророков-евангелистов.

В пространстве храма установлены изображения знаменитых итальянцев: органиста Скварчалупи, философа М.Фичино, архитектора Брунеллески. Здесь же находится барельеф с изображением Джотто, выкладывающего мозаику. Великий Джотто и Брунеллески захоронены на территории собора. Многие произведения собора были утрачены либо перенесены в Музей Дуомо.

Главный портал

Три огромных бронзовых двери датируются 1899-1903 годами. Они украшены сценами из жизни Мадонны. Мозаики люнетов над дверями были разработаны Никколо Барабино . Они представляют (слева направо): благотворительность среди основателей флорентийских благотворительных организаций ; Христос на троне с Марией и Иоанном Крестителем ; и флорентийские ремесленники, купцы и гуманисты . Фронтон над центральным порталом содержит полурельефом по Тито Саррокчи от Марии ENTHRONED проведение цветковые скипетр . Джузеппе Кассиоли вылепил правую дверь.

В верхней части фасада находится серия ниш с изображением двенадцати апостолов, а в центре — Мадонна с младенцем. Между окном-розой и тимпаном находится галерея с бюстами великих флорентийских художников.

Переговоры

В ходе собраний активно проявлял себя Марк, митрополит Эфесский и представитель патриарха Иерусалима. Марк отказывался делать уступки папе. В октябре 1438 года собор был открыт, несмотря на то что западные властители на него не явились.

Самым спорным вопросом стало исхождение Святого Духа от Сына, было немало расхождений касательно поправок, внесенных некогда Латинской церковью в Никейский символ. В то время как западные священники утверждали, что не искажали символ, а лишь раскрывали его изначальную суть. В таком духе прошло 15 заседаний. Некоторые греческие священники, включая Марка Эфесского, так и не отступали. Тогда папа уменьшил их содержание.

Историческая обстановка

Лучше оценить значение Ферраро-флорентийского собора 1438-1439 гг. поможет ознакомление с бытовавшей тогда обстановкой в мире. В 15-м веке Византия активно подвергалась завоеваниям турок. Правительство страны старалось найти помощь среди западных стран, в том числе у пап.

Именно по этой причине последние императоры Византии нередко приезжали на Запад. Но последний не спешил помогать.

Тогда Иоанн VIII Палеолог (1425-1448 гг.), осознавая шаткое положение страны, неизбежный ее конец под натиском захватчиков, решился на последний отчаянный шаг – он предложил объединить церкви взамен на помощь Запада. По этой причине и начались переговоры с папой римским. Последний ответил согласием.

Было решено провести собор, где представители православия и католичества решили бы вопрос об объединении под началом Западной церкви. Следующим шагом было убеждение западных властителей оказать Византии помощь. После долгих переговоров было решено подписать Ферраро-флорентийскую унию. Папа согласился лично оплатить проезд и содержать всех прибывших сюда православных священников.

Когда в 1437 году в Феррару отправился император Иоанн Палеолог с епископами, русским митрополитом Исидором, все прибывшие столкнулись с достаточно жесткой политикой папы. Он выдвинул требование о том, чтобы константинопольский патриарх Иосиф целовал по латинскому обычаю туфлю папы. Однако Иосиф отказался. До открытия собора состоялось немало совещаний между отцами по поводу всевозможных разногласий.

Ризницы

Три апсиды разделены двумя ризницами. В них священники готовятся к службе. Каждая ризница украшена работами мастера Луки делла Роббиа. В Новой Ризнице вы найдете изображение Воскресение Христово (создано в 1444 году).
Удивительная бронзовая дверь тоже создана Роббиа. Десять панелей изображают Святую Мария с младенцем Иисусом, Иоанна Крестителя, евангелистов и других библейских персонажей.

Именно в этой ризнице в 1478 году Лоренцо Великолепный (глава Флорентийской республики эпохи Возрождения) и его брат Джулиано спрятались, когда на них напали прямо во время мессы. В Старой Ризнице вы увидите 2 терракотовых подсвечника в виде ангелов. Оба работы Луки делла Роббиа.

Часы работы и билеты

Собор открыт ежедневно с 10 до 16 часов, в воскресенье и во время религиозных праздников – с 13:30 до 16:45. В четверг и субботу он может закрываться на полчаса-час раньше.

Тем, кто собирается во Флоренцию на Святой неделе, стоит заранее уточнить режим его работы. На Новый год, Рождество, Крещение и Пасху собор закрыт.

На смотровую площадку купола можно попасть с 8:30 до 19 ч, по субботам – до 16:40. Кампанила открыта с 8:30 до 18:50, баптистерий – с 8:15 до 10:15 и с 11:15 до 19:30.

Вход непосредственно в собор свободный, но лучше осмотреть сразу весь архитектурный ансамбль площади Дуомо, включая баптистерий, колокольню и раскопки Санта-Репараты.

Единый билет можно приобрести онлайн, и он действителен в течение 3 дней с момента посещения первого из объектов комплекса.

Колокольня Джотто

В храмовый комплекс входит и отдельно стоящее здание, именуемое кампанилой Джотто (яркий представитель флорентийской готики треченто).

Достаточно подняться на эту колокольню, чтобы подняться над Флоренцией, словно птице. Но, далеко не каждый сумеет преодолеть все 414 ступени, ведущие на смотровую площадку, находящуюся более чем в 80 метрах над землей. Ведь здесь нет лифта.

Хотя  колокольня и носит имя Джотто, при нем возвели лишь первый ее ярус (1334-1337 гг.). Строительством последующих ярусов  занимались уже другие именитые тосканские зодчие – Андреа Пизано и Франческо Таленти продолжили дело рук великого архитектора, но завершил его Нери ди Фиораванти.

Так, кампанила обзавелась:

  • мраморными композициями;
  • изящными арочными окнами, придающими 85-метровому сооружению визуальную легкость;
  • чудесными барельефами;
  • статуями пророков, размещенных в нишах первого яруса;
  • шестигранными «медальонами», расписанными на библейский лад;
  • семью колоколами, символизирующими человеческое совершенство (установлены на вершине башни).

Богатое убранство прямоугольной колокольни не позволяет пройти мимо…

Следует отметить, что первоначальное предназначение колокольни Джотто было скорее декоративным – не предполагалось ее ежедневное использование. При этом само строительство было поставлено под угрозу, как и все тосканское население, в результате разбушевавшейся чумы (1348…1350 гг.).

Нефы

Если прогуляться по собору изнутри, то можно заметить всякие-разные бюсты и художественные изображения известных флорентийцев. Они остались с тех пор, когда Дуомо планировали превратить в пантеон. Но передумали.

Кого можно узнать: в частности, архитекторов собора. Справа в медальоне Арнольфо ди Камбио, который начал строительство Дуомо в 1289.

Слева – Эмилио де Фабри, автор проекта нового неоготического фасада (1864) в трех тонах, перекликающихся с цветами итальянского флага.

В правом нефе в медальонах присутствуют еще два бюста мастеров, внесших лепту в создание собора: Джотто (колокольня) и Филиппо Брунеллески (купол – о нем подробнее ниже).

А вот две интересных фрески. Они изображают не просто всадников, а памятники, возведенные в честь этих всадников

Обратите внимание на шаг лошадей: в реальной жизни они должны были бы сразу же упасть с копыт! В итоге слева – Никола Флорентийский работы Кастаньо, справа – Джованни Акуто работы Учелло. Что ни квадратный сантиметр стены, то шедевр!

Еще один знаменитый флорентиец в красной мантии с Божественной Комедией в руках. Назвал свое произведение Данте просто «Ла Комедия», а «Божественная» было добавлено позже автором «Декамерона» Бокаччо.

За спиной Данте – Флоренция 1465 года.

Знаменитый купол Брунеллески

Правительство Флоренции было раздосадовано: четыре десятилетия кафедральный собор Дуомо оставался без «головного убора», то есть купола. Вместо него на небо смотрела огромная дыра, через которую место главного алтаря (его, кстати, тоже не было) то обильно орошалось ливнями, то иссушалось жарким итальянским солнцем. Однако время шло, а дерзновенная мечта о грандиозном куполе и не думала воплощаться. Все беспомощно разводили руками: как возводить грандиозный, диаметром 45 метров, купол на 55-метровой высоте? Вдобавок ко всему правители города решили отказаться от готических элементов в строительстве: стрельчатых арок, контрфорсов и аркбутанов. Сделано это было в угоду политическим амбициям. Потому что классическая готика пользовалась популярностью в соперничавших с Флоренцией северных итальянских городах. В частности, у заклятых врагов – миланцев. Однако, отвергнув единственно надежные приемы готики, власти взамен не предложили ничего, никакой альтернативы. Никто не знал, выдержат ли стены храма объемный и тяжеленный купол без дополнительных опор. Также нужно было много древесины, без которой невозможно выстроить кружала – специальную деревянную форму для поддержания опалубки, по которой выполняется кладка. Но никто не знал, достаточно ли в Тоскане древесины.

Чтобы больше не ломать себе голову, флорентийские власти решили объявить конкурс. Тому, кто предложит самый лучший проект купола, они обещали щедрое вознаграждение в две сотни золотых флоринов и пожизненный почет в городе, не говоря уже о славе на века. На рассмотрение поступило множество проектов, одно замысловатее и фантастичнее другого. Автор одного предлагал подпереть купол колонной внутри собора, другой хотел использовать для него пористые вулканические породы, чтобы снизить давление на стены. Но отцы города остановили свой выбор на проекте… ювелирных дел мастера и по совместительству архитектора-самоучки Филиппо Брунеллески. Несмотря на суровый нрав, невзрачную внешность и репутацию болтуна, он сумел убедить отцов города, что именно его план реальный и выполнимый, заявив, что ему даже не понадобятся специальные леса (это сулило огромную экономию средств). В 1420 году архитектор-самоучка был официально утвержден руководителем работ по строительству Большого купола.

Гениальность задумки Брунеллески состояла в следующем: купол он решил сделать из двух оболочек – внутренней (ее можно видеть, находясь в помещении собора), и внешней (более широкой и высокой). Оболочки планировались концентрическими, то есть имеющими общий центр. Чтобы избежать возникновения трещин и возможного обрушения, Брунеллески решил укрепить стены собора, по типу как скрепляют обручами бочки, и использовал для этого каменно-железно-деревянные натяжные кольца. Чтобы работа двигалась в творческой конкурентной борьбе, власти Флоренции назначили Филиппо напарника по руководству строительством, им стал такой же золотых дел мастер Лоренцо Гиберти. Он известен также как один из декораторов золотых дверей находящегося по соседству баптистерия Сан-Джованни, с легкой руки Микеланджело названных «Вратами рая». Брунеллески не особо жаловал своего более удачливого конкурента, но был вынужден согласиться на совместную работу, которая омрачалась взаимными интригами. Само по себе возведение грандиозного Большого купола стало настолько значимым событием, что предопределило жизнь города последующие шестнадцать лет. В результате его таки построили, и он гордо возвысился над городом – как свидетельство независимости Флорентийской республики на фоне недружественной политики Милана. А еще красный купол Брунеллески, его еще называли «Куполоне», стал символом смены эпох – стеснявшего развитие прогресса Средневековья на чистый воздух свободы Ренессанса.

Когда и как можно посетить

Нужно иметь в виду, что Дуомо – это, в первую очередь, католический храм, поэтому нужно озаботиться своим внешним видом: декольте, открытые плечи придется прикрыть. Запрет относится также к голым ногам, сандалиям, солнцезащитным очкам, головным уборам.

  • Пн-ср, пт: 10:00-17:00;
  • Чт: 10:00-15:30;
  • Сб: 10:00-16:45;
  • Вс: 13:30-16:45.

Подняться под купол можно по следующему графику:

  • Пн-пт, вс: 08:30-19:00;
  • Сб: 08:30-16:40.

Внимание! Время работы в каждую первую субботу месяца: 10:00-15:30 (вход в храм), 08:30-15:20 (вход в купол). Точное время работы, а также все цены необходимо уточнять непосредственно перед путешествием, так как информация может меняться

Точное время работы, а также все цены необходимо уточнять непосредственно перед путешествием, так как информация может меняться.

История и этапы строительства

Собор был возведен на месте церкви Санта Репарта. К концу 13-го века старый собор обветшал и стал слишком мал для стремительно развивающегося города. Влиятельные купцы города приняли решение построить на месте старого собора новый, величественный храм, который бы превосходил в своем великолепии храмы в Сиене и Пизе, — соперничающих с Флоренцией городах. В результате собор стал самым крупным в Европе, на момент завершения он мог вместить всех жителей города.

Для строительства был приглашен видный архитектор Арнольфо ди Камбио. Постройка собора продолжалось в целом около шести веков. Арнольфо ди Камбио создал проект собора, после него строительство продолжилось под руководством Джотто, Франческо Таленти, Джованни д’Амброджо, Орканья и других архитекторов. Джотто стал автором проекта колокольни.

Возведение купола, самой примечательной части собора было доверено выдающемуся мастеру эпохи Ренессанса Филиппо Брунеллески, он спроектировал и предложил наиболее дешевый и эффективный способ возведения купола. Технология, которая была использована в строительстве, держалась в секрете до самого воплощения замысла.

Для мастеров раннего Возрождения большое значение имели знания по астрономии, их учитывали и применяли в строительстве. Так проект Дуомо предполагал, чтобы 21-го июня, в самый долгий день в году ровно в 12 часов дня луч солнца проходил через купол храма и падал на вписанный в пол собора мраморный медальон. Если луч не попадал на медальон, то это означало, что центр тяжести постройки сместился и требуется срочный ремонт.

В конце 16-го века был разрушен фасад собора. Завершение его постройки относится к 1887 году. Автор существующего ныне фасада, определяющего весь облик собора — Эмилио де Фабрис. Его оригинальным решением стал полихромный облицовочный мрамор, из-за которого собор «играет» цветами итальянского флага.

Именно здесь, в этом соборе, читал свои проповеди легендарный Савонарола, здесь же состоялось покушение папы Сикста IV на братьев Медичи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector