Религия в жизни современной германии
Содержание:
- Религиозные процессы Германии в наши дни
- Религия в Германии: цифры
- Храмы в Германии
- Культура
- Образование религиозных течений в Германии
- Религия Германии: история и современность
- Несмотря на то, что в стране объявлена свобода веры, в Германии введен церковный налог
- В настоящее время мусульмане признаны влиятельной религиозной группой в Германии
- Храмы в Германии
- Религия в жизни современной Германии
- Пиковая эпоха и ритуалы
Религиозные процессы Германии в наши дни
Сегодня религия Германии не представлена единой или основной церковью. Лидирующие позиции делят между собой католики и лютеране. Каждая из этих конфессий объединяет чуть больше 30% населения. Еще около 30% жителей данной страны считают себя атеистами и агностиками. Оставшееся меньшинство делят между собой мусульмане, христиане иных конфессий и представители других религиозных течений.
Необходимо также заметить, что в современной Германии имеет место значительный отток прихожан из христианских церквей. И протестантизм, и католичество, и даже все более популярное в Европе православие за последние несколько лет существенно потеряли в весе. Вместе с тем, в немецком обществе наблюдается активизация мусульманской пропаганды. Язычество и буддизм не занимают выдающихся позиций, хотя и приобретают популярность у молодежи. Таким образом, основными религиозными тенденциями современной Германии можно считать динамичную исламизацию и атеизацию населения.
Основным вероисповеданием в Германии является христианство. В конце 2016 года доля христиан составляла 58-59% всего населения, из которых около 55% приходилось на представителей двух конфессий – католиков и протестантов. Количество тех и других примерно одинаково (разница менее 2%), а вот распределение по землям неравномерно – если юг и запад являются преимущественно католическими, то север протестантским.
На востоке страны население по большей части причисляет себя к атеистам и агностикам, что вполне объясняется длительным нахождением этих территорий под влиянием советской идеологии.
Православные составляют от 1,9-2,7%. Остальные христиане: баптисты, пятидесятники, методисты, свидетели Иеговы, адвентисты 7 дня, меннониты, мормоны и т.д. – в общей сложности около двух десятков конфессий.
Около 5,5% от населения исповедуют ислам и чуть менее половины из них являются гражданами Германии. Все другие религиозные общины вместе взятые составляют менее 1% жителей страны: буддисты, езиды, иудеи, индуисты, сикхи, бахаи и др.
35% населения вообще не причисляют себя к какой-либо общине.
Религиозная принадлежность регистрируется по месту прописки добровольно и самостоятельно. На основании этих сведений Финансовая служба каждой федеральной земли взимает церковный налог, который составляет 2-3% от дохода. Однако не все религиозные общины пользуются правом взимания такого налога.
Религия в Германии: цифры
- Атеисты – около 27 миллионов человек
- Последователи Римско-католической церкви — 24 миллиона человек
- Евангелисты – 23,6 миллиона человек
- Мусульмане – порядка 4 миллионов человек
Стоит отметить, что в восточных регионах страны на территории, которая ранее принадлежала ГДР, в связи с проводимой просоветским правительством явной антицерковной политикой, верующих на сегодня не так много. Лишь 12% восточных немцев считают себя верующими, тогда, как 68% жителей востока страны причисляют себя к атеистам. Иначе обстоит ситуация на западе Германии. Здесь только 15% бюргеров не обладают религиозной принадлежностью. А вернее, они официальным образом не принадлежат ни к одной из церквей. Заметим, что при регистрации по месту жительства в Германии необходимо заполнить анкету, в которой присутствует графа об исповедуемой религии. Однако заполнение этой графы – дело добровольное, и никто не мешает информацию о вероисповедании оставить в тайне.
Из прочих заметных в Германии религий следует выделить иудаизм и православие. Особое место в современной Германии принадлежит исламу. Эта религия в Германии собирает все больше приверженцев, и они занимают на сегодня третье место по численности после протестантов и католиков. При этом из этнических немцев мало кто является мусульманами. А вот приехавшие в страну в 60-х годах гастарбайтеры из Турции, впоследствии осевшие в Германии, основали тут одну из самых больших в Европе мусульманских диаспор. Узнать больше о количестве мусульман в Германии можно из нашей статьи.
Обостряет ситуацию с традиционным для Германии христианством тот факт, что всё большее количество немцев официально отказываются от католического и протестантского вероисповедования в пользу того же мусульманства или становясь атеистами. Для церкви такое положение вещей крайне неблагоприятно, в том числе и с материальной стороны. Каждый верующий, кто официально указал в анкете свою принадлежность к двум основным христианским конфессиям, обязан уплачивать налог на церковь. Это не дополнительный сбор, и на совокупных доходах бюргера он не отражается, просто часть обязательно подоходного дохода в этом случае уходит не в государственный бюджет, а церкви. Из этих средств финансируется большое количество социальных проектов и программ, в том числе дома престарелых и детские сады. И чем меньше жителей страны указывают своё вероисповедание, тем меньше средств церкви получат на эти нужды. Тем не менее, по воскресеньям и большим христианским праздникам возле церквей по-прежнему много народу. В храм на службы ходят все верующие, правда, время от времени. И, конечно же, особенно много людей бывает в церкви на Пасху и Рождество. Эти праздники у жителей Германии являются наиболее любимыми.
Что касается количества церквей в Германии, то их в весьма много. Шпили огромных храмов или небольших церквей возвышаются и в центральных районах больших мегаполисов, и над небольшими немецкими городками. Услышать колокольный звон можно в начале каждого часа в любом из населённых пунктов страны. Всего в Германии функционирует порядка 50 тысяч церквей.
web hosting services
Храмы в Германии
Храмы Германии во многом уникальны и заявляют об этом хотя бы тем, что не имеют аналогов во всем мире. И речь даже не о знаменитых достопримечательностях, как например, Кельнский собор. Уникальность в том, что храмы, созданные за многие столетия в разных уголках Германии, имеют особенности и неповторимый облик. А часть из них, утратив свое первичное значение превратились в замечательные культурные площадки.
К примеру, именно в Германии самая высокая храмовая колокольня в мире, которая расположена в Ульме. Она поднимается в небо на 162 метра, а подъем на смотровую площадку Ульмского собора состоит из 768 ступеней. Шпайерский собор – самая большая церковь в стиле романтизма во всем мире. Ее длина – 134 метра. И построен этот храм как символ мощи и силы власти кайзера.
Таких уникальных объектов, связанных с церковью и религией в Германии предостаточно. Но времена меняются и часть храмов стали из-за малого количества прихожан перепрофилировать в музеи, как это сделали в Штральзунде. Из здания бывшего монастыря сделали великолепный музей океанографии, пользующийся популярностью у туристов из разных уголков Германии.
Еще один пример — Мариенкирхе в Нойбранденбурге, которая стала концертным залом. Здесь проводят концерты симфонических оркестров и предлагают выступления коллективов, исполняющих классическую музыку.
Культура
Мемориал убитым евреям Европы в Берлине , Германия. Память о Холокосте — неотъемлемая часть современной немецкой культуры.
Немцы отличаются большим региональным разнообразием, что затрудняет определение единой немецкой культуры
Искусство и наука на протяжении веков были важной частью немецкой идентичности. Эпоха Просвещения и романтическая эпоха видели заметный расцвет немецкой культуры
Немцы того периода, которые внесли значительный вклад в искусство и науку, включают писателей Иоганна Вольфганга фон Гете , Фридриха Шиллера , Иоганна Готфрида Гердера , Фридриха Гельдерлина , ЭТА Хоффмана , Генриха Гейне , Новалиса и братьев Гримм , философа Иммануила Кант , архитектора Карла. Фридрих Шинкель , художник Каспар Давид Фридрих и композиторы Иоганн Себастьян Бах , Людвиг ван Бетховен , Вольфганг Амадей Моцарт , Йозеф Гайдн , Иоганнес Брамс , Франц Шуберт , Рихард Штраус и Рихард Вагнер .
Популярные немецкие блюда включают черный хлеб и тушеное мясо . Немцы потребляют много алкоголя , особенно пива, по сравнению с другими европейскими народами. Ожирение довольно широко распространено среди немцев.
Карнавал — важная часть немецкой культуры, особенно в Южной Германии . Важным немецким фестивалем является Октоберфест .
Постоянно сокращающееся большинство немцев — христиане . Около трети — католики , а треть придерживается протестантизма . Еще треть не исповедует никакой религии. Многие немцы отмечают христианские праздники, такие как Рождество и Пасха . Число мусульман растет. Есть также известная еврейская община, которая была уничтожена во время Холокоста. Память о Холокосте — важная часть немецкой культуры.
Образование религиозных течений в Германии
Еще в начале III века н.э. на территории, на которой простирается современная Германия, располагались владения Римской империи, а также многочисленные самобытные племена. Каждая община исповедовала языческую религию по своим законам. Такое политеистическое вероисповедование допускало существования неограниченного количества богов, которые отвечали за какую – либо часть природного и животного мира.
Но на территории, находящейся под римскими владениями, жители исповедовали принятую на тот момент религию Рима. Позднее на территории Германии пришло христианство, стали появляться культовые храмы и общность религиозных обрядов. Исторически установлено, что одной из самых ранних христианских церквей является базилика Константина в Трире, которая сохранилась до наших дней, это самый большой объект христианства античной эпохи. На население, которое проживало на севере страны, сильное влияние оказала кельтская церковь, распространенная на Британских островах.
Во времена правления династии франков происходило массовое обращение людей в христианство, а святой Бонифаций является признанным апостолом Германии, епископом Майнца. Уже к 1000 году нашей эры христианство стало господствующей религией на территории всей страны.
Но злоупотребление властью церковной верхушкой, инквизиция и взяточничество способствовали возникновению движения Реформации. Лидер нового религиозного течения Мартин Лютер в 1517году выпустил рукопись «Тезисы», в которой содержался перечень вопросов, в количестве 95 пунктов, в адрес существующей церкви. Эта резкая критика нашла многочисленную поддержку не только населения страны, но и частью духовенства. Перевод библии на немецкий диалект, родной язык Мартина Лютера, способствовал более легкому понятию изложенных там принципов. Протестантство довольно быстро распространилось по территории Германии, на почве этого в стране произошел раскол и развязались религиозные войны, которые подвергали экономику страны в хаос, после практически равноценного разделения власти, в Германии воцарилась веротерпимость.
Но к началу 20 века основная часть населения принадлежала к сторонникам римско-католической или лютеранской христианских церквей. После первой мировой войны религия на законодательном уровне отделили от государства, а гражданам гарантировали свобода вероисповедания.
Когда к власти в стране пришли нацисты во главе с Гитлером, политическая обстановка резко изменилась, преследование евреев и запрещение иудаизма, тотальный контроль над всеми религиями и дальнейшее попытки неоязычества. После окончания Второй Мировой войны в 1949 году произошел официальный раздел страны на ГДР, где в целом насаждался атеизм, и ФРГ, поддерживающей устоев религии Веймарской республики. Такое разделение сохранилось и после объединения страны, в землях Восточной Германии церковь не оказывает большое влияние на население. С притоком в страну мигрантов из других стран стали активно развиваться и другие религиозные течения.
Религия Германии: история и современность
Вопрос о том, какая религия в Германии, является очень значимым для истории немецкого государства, а также перспектив его социального развития в будущем
Религиозные процессы оказывают значительное прямое и косвенное влияние на жизнь европейского общества, потому этой сфере должно быть уделено должное внимание
Дохристианская Германия
Начнем с истоков. Религия древней Германии, как и все национальные культы европейских народностей, в давние времена была представлена язычеством. В данном случае речь идет о нордическом типе религиозности, по мифологии и практике схожим со скандинавскими аутентичными традициями.
Глава древнегерманского пантеона — Вотан, отец богов. Он и его свита, члены которой именуются асами, обитают в высшем из девяти миров — Асгарде. А мистериальным местом их пребывания на земле являются Священные Рощи.
Языческие племена германских земель в значительной степени зависели от власти жреческого сословия. Хотя их права и привилегии от общины к общине несколько менялись, в целом, жрецы сосредотачивали в своих руках судебную власть, заведовали общественными жертвоприношениями и занимались прорицаниями.
К X веку языческие традиции в германских племенах пришли к окончательному упадку в связи с распространением христианства.
Христианизация Германии
Религия Германии начала меняться с IV века вместе с активной проповеднической деятельностью церковных миссионеров — ирландцев и англосаксов.
Первоначально земли немецких племен восприняли арианскую версию христианства, однако с течением времени, под нажимом светских властей, политических процессов на международной арене и деятельности католических проповедников, население Германии все больше проникается духом ортодоксии. Переломным моментом в этом отношении является миссия святого Бонифация, в VIII веке сумевшего реорганизовать религиозную жизнь многих племен Германии и сплотить их под юрисдикцией единой митрополии, располагавшейся в Кельне. Личная приверженность Бонифация Римской церкви и преданность папскому престолу определила на многие века вперед религиозную ориентацию Германии, сделав ее католической страной.
Реформация религии и возникновение национальной церкви
В XVI веке религия Германии, а именно Римский католицизм, в значительной степени потеряла свой авторитет и утратила ведущие позиции. Связано это с выступлением августинского монаха Мартина Лютера, восставшего со своими теологическими доводами против ряда злоупотреблений Католической церкви.
Лютеранское движение, изначально задуманное как реформация церкви, превратилось в отдельную деноминацию с характерным набором обрядовых, доктринальных и этических канонов, получившую название «протестантизм». Почти сразу он разбился на ряд независимых течений, положив начало продолжающемуся до сих пор процессу конфессионального дробления.
Три основные ветви протестантизма, которые представляют религиозное лицо Германии — Лютеранская, Реформатская и Евангелическая церкви.
Религия фашистской Германии
Период нацистской диктатуры заслуживает отдельного упоминания в связи с историческим развитием религии на германской земле. Во-первых, это связано с процессами гонений на религиозные организации — христианские, языческие и, конечно же, иудейские.
Программа Гитлера предусматривала полное уничтожение христианского начала в культуре, образовании и педагогике Германии. Во-вторых, НСДАП отметилась рядом предложений альтернативной религиозности.
Все подобного рода инициативы разделяются на два лагеря, которые условно можно назвать ариохристианством и неоязычеством.
После провала ариохристианской программы вожди рейха разработали концепцию возрождения древнего язычества на основе полулегендарного ирминизма.
Вместе с тем, категорически отвергнув исторический германский вотанизм, фашисты подвергли репрессиям ненацистские языческие институты, полностью уничтожив их к 1941 году.
Однако и эта попытка реорганизовать духовные устои страны не возымела успеха, и господствующая религия Германии по-прежнему была неразрывно связана с христианскими церквями.
Несмотря на то, что в стране объявлена свобода веры, в Германии введен церковный налог
Понять, какая религия у германцев главная, достаточно легко. Дело в том, что по данным на 2016 год года доля христиан в Германии составляла 58 — 59% всего населения, из которых около 55% приходилось на представителей двух конфессий — католиков и протестантов.
58 — 59%
столько в Германии христиан по данным на 2016 год
Количество тех и других примерно одинаково (разница составляет менее 2%), а вот распределение по землям неравномерно — если юг и запад являются преимущественно католическими, то север протестантским.
На востоке страны население по большей части причисляет себя к атеистам и агностикам. Это что объясняется длительным нахождением этих территорий под влиянием советской идеологии (существование ГДР).
Страны Европы с преобладающим германским населением. Цветами выделены различные языки германской ветви; западногерманские и северогерманские разделены красным. Большинство современных германцев проживает в ФРГ. Фото: upload.wikimedia.org
Православные в Германии составляют 1,9-2,7% населения. Остальные христиане протестанты: баптисты, пятидесятники, методисты, свидетели Иеговы, адвентисты 7 дня, меннониты, мормоны и т.д. — в общей сложности около двух десятков конфессий.
Около 5,5% от населения исповедуют ислам и чуть менее половины из них являются гражданами Германии.
Все другие религиозные общины вместе взятые составляют менее 1% жителей страны: буддисты, езиды, иудеи, индуисты, сикхи, бахаи и др. 35% населения вообще не причисляют себя к какой-либо религиозной общине.
2 — 3%
составляет церковный налог от дохода жителей Германии
В Германии религиозная принадлежность регистрируется по месту прописки добровольно и самостоятельно. Таким образом, можно достаточно достоверно ответить на вопрос: какая вера у германцев.
При этом на основании собранных таким способом сведений, Финансовая служба каждой федеральной земли взимает церковный налог, который составляет 2-3% от дохода. Далеко не все религиозные общины пользуются правом взимания такого налога.
В настоящее время мусульмане признаны влиятельной религиозной группой в Германии
В результате волны трудовой миграции в Германию 1960-х – 1970-х годов, мусульмане стали заметной религиозной группой в Германии. Согласно официальной переписи населения, проведенной в 2011 году — 1,9 % населения Германии (около 1,5 млн человек) объявили себя мусульманами.
1,9%
или около 15 млн. граждан германии — мусульмане
Так как согласно законодательству ФРГ человек не обязан объявлять свою религиозную принадлежность, эта цифра может быть сильно занижена. Независимые оценки говорят о 4,3 миллиона германских мусульман (5.4 % населения). Большинство из них — граждане Германии.
Мечеть Вюнсдорф, в лагере для военнопленных Халбмондлагер — первая мечеть в Германии, построенная в 1915 году и снесённая в 1925-26 годах. Ислам в Германии появился из Османской империи. Фото: upload.wikimedia.org
Большинство германских мусульман имеют турецкое происхождение. Имеются также небольшие группы из Пакистана, стран бывшей Югославии, арабских стран, Ирана и Афганистана. Б
ольшинство мусульман живут в Берлине и крупных городах бывшей Западной Германии. В бывшей Восточной Германии мало мусульман из-за того, что до 1989 года в этом регионе отсутствовала трудовая миграция.
Большинство мусульман в Германии — сунниты (75 %), имеются так же шиитские (7 %) и ахмадийские (1 %) общины.
Ислам появился в германии вместе с османскими дипломатами и торговцами.
Первые мусульмане приехали в Германию в качестве дипломатов и торговцев в XVIII веке, когда между Османской империей и Германией были установлены дипломатические отношения.
В 1745 году король Фридрих II создал в прусской армии мусульманское подразделение, состоящее преимущественно из боснийцев, албанцев и татар. В 1798 году в Берлине было создано мусульманское кладбище. В настоящее время функционирует мусульманское кладбище, созданное в 1866 году.
Центральная мечеть Кёльна. Немцы протестуют протеев строительства в стране новых мечетей. Так протесты против строительства в 2007 году мечети в Кёльне вылились в массовые беспорядки. Фото: upload.wikimedia.org
В 1942 году, во время Второй Мировой Войны, был основан Исламский институт (Маахад аль-Ислям) известный в настоящее время как сейчас известно под названием Центральный Исламский Архивный Институт Германии(Zentralinstitut Islam-Archiv-Deutschland).
При этом после войны в ГДР, ислам, как и другие религии, подвергался преследованиям. В 1961 году власти Западной Германии пригласили иностранных рабочих (гастарбайтер), большинство из которых прибыло в Германию из сельского района в Юго-Восточной Анатолии (Турция).
После этого мусульманское население страны стало стремительно расти. Местное население выступает против строительства в Германии мечетей. Так, например, серьезный конфликт возник вокруг планов мусульман возвести большую мечеть в Кёльне в 2007 году.
Зачем нужна религия
Храмы в Германии
Храмы Германии во многом уникальны и заявляют об этом хотя бы тем, что не имеют аналогов во всем мире. И речь даже не о знаменитых достопримечательностях, как например, Кельнский собор. Уникальность в том, что храмы, созданные за многие столетия в разных уголках Германии, имеют особенности и неповторимый облик. А часть из них, утратив свое первичное значение превратились в замечательные культурные площадки.
К примеру, именно в Германии самая высокая храмовая колокольня в мире, которая расположена в Ульме. Она поднимается в небо на 162 метра, а подъем на смотровую площадку Ульмского собора состоит из 768 ступеней. Шпайерский собор – самая большая церковь в стиле романтизма во всем мире. Ее длина – 134 метра. И построен этот храм как символ мощи и силы власти кайзера.
Таких уникальных объектов, связанных с церковью и религией в Германии предостаточно. Но времена меняются и часть храмов стали из-за малого количества прихожан перепрофилировать в музеи, как это сделали в Штральзунде. Из здания бывшего монастыря сделали великолепный музей океанографии, пользующийся популярностью у туристов из разных уголков Германии.
Еще один пример — Мариенкирхе в Нойбранденбурге, которая стала концертным залом. Здесь проводят концерты симфонических оркестров и предлагают выступления коллективов, исполняющих классическую музыку.
Религия в жизни современной Германии
В жизни современных немцев религия играет второстепенную роль. Многие по традиции продолжают посещать церковь, но в повседневной жизни религиозные предписания и установки большинством населения не соблюдаются. Это касается не только христиан, но и мусульман, и представителей других религий.
Исламизация страны имеет место, но ее роль в настоящее время сильно преувеличена средствами массовой информации. Просто наиболее ортодоксальные приверженцы различных религий более заметны и активнее дают информационные поводы для упоминания в прессе.
Современный религиозный состав Германии в процентах выглядит следующим образом:
- до 72 % населения являются христианами различных конфессий. В общем составе населения страны примерно 31 % жителей ФРГ – католики, 33 % – протестанты, 1 % – православные, 7,5 % – приверженцы других христианских течений. Что касается православных, то это не только выходцы из бывшего СССР: православие распространено в бывшей Югославии, Румынии, Греции и других странах.
- 2,2 % населения исповедуют ислам.
- 0,1 % – приверженцы иудаизма.
- 1,3 % – последователи других религий и религиозных групп.
- остальное население страны, а это около 24 %, не придерживается никаких религиозных взглядов. Эти люди делятся на атеистов, которые уверены, что Бога нет, и агностиков, которые убеждены, что доказать наличие или отсутствие Бога невозможно, поэтому сам вопрос о его существовании не имеет никакого значения.
Статистические данные, в зависимости от организаций, проводивших исследования, сильно отличаются. Ряд организаций указывает, что до 57 % населения страны вообще не посещают церковь и не придерживаются обрядов, причем в восточных землях доля таких людей составляет 70 % населения.
Согласно статистическим данным, наиболее религиозно население небольших городов и сельских населенных пунктов. Католицизм больше распространен на западе и юге государства, евангелисты различных конфессий преимущественно живут на севере и востоке страны.
Атеизм же наиболее распространен в крупных городах и по всей территории восточных земель.
Пиковая эпоха и ритуалы
Церемонии движения включали проповеди, и политические гимны.
В своем эссе « Вотан » 1936 года швейцарский психолог Карл Юнг говорит об Ergriffenheit , объясненном в английской версии как «состояние захвата или одержимости», и характеризует Германию как «инфицированную … катящуюся к погибели». Однако Юнг рассматривает Движение за немецкую веру как «порядочных и благонамеренных людей, которые честно признают свой Ergriffenheit и пытаются смириться с этим новым и неоспоримым фактом». Он высоко оценивает книгу Хауэра Deutsche Gottschau как попытку «построить мост между темными силами жизни и сияющим миром исторических идей».
На пике движения у движения было около 200 000 последователей (менее 0,3% населения). После прихода к власти нацистов он получил права гражданской терпимости от Рудольфа Гесса , но никогда не получил льгот от нацистского государства, за которое проводил кампанию Хауэр. Однако в годы, последовавшие за отречением Хауэра от своего титула ( фюрера ), Движение в значительной степени служило придатком НСДАП .
Развитие Немецкого движения веры вращалось вокруг:
- пропаганда идеологии « кровь и почва »
- синкретизм христианских обрядов с языческими эквивалентами; наиболее излюбленным языческим божеством является солнце, как видно из флага движения веры
- культ личности Гитлера.
- распространение скандинавского язычества по всей Германии.
Подобные движения оставались активными в Германии с 1945 года за пределами основных образовательных и социальных структур.