Собор святого петра

Рекомендации

  1. Уильям Тронзо, изд., Собор Святого Петра в Ватикане, Cambridge University Press, 2005, стр. 149.
  2. Франко Мормондо, Бернини: Его жизнь и его Рим, Издательство Чикагского университета, 2011 г., стр.203.
  3. Деккер, Генрих (1969). Ренессанс в Италии: Архитектура • Скульптура • Фрески. Викинг Пресс. п. 282. ISBN .
  4. Уильям Тронзо, изд., Собор Святого Петра в Ватикане, Cambridge University Press, 2005, стр. 149.
  5. Франко Мормондо, Бернини: Его жизнь и его Рим, Издательство Чикагского университета, 2011 г., стр.203.
  6. Он был основан в 1613 году по приказу Павел V
  7. Фактические очаги отмечены на мощении круглыми каменными кругами в шести или семи метрах от внешнего кольца компаса, центрированного на обелиске с обеих сторон. Когда посетитель стоит на одной, ряды колонн идеально выстраиваются друг за другом. (Туристический клуб Italiano, Рома и Динторни).
  8. Здесь 248 колонн и 88 пилястр; Карниз венчают 140 сверхъестественных святых; гербы Александр VII.
  9. Овато тондо имеет диаметр 240 метров.
  10. Туристический клуб Italiano, Рома и Динторни, который предоставляет статистику в этих заметках.

Строительство

Полагают, что ее начали строить на месте небольшой молельни около 326 г., а закончили примерно через 30 лет. Церковь была достаточно большой, имея 5 престолов. 

Интересной особенностью архитектуры его, видимо, уже тогда стала особая, с современной точки зрения, ориентация алтаря – на запад, а не на восток, как ныне принято. 

Папа Римский Бенедикт XVI отмечает эту особенность в книге «Богословие литургии», но не указывает ее причин. Возможно, к этому времени просто не сложилась традиция строить церковные здания алтарем к востоку, потому христиане просто следовали традиции римского храмового строительства: ведь в языческие храмы вход всегда был с востока, а алтарная часть ориентировалась на запад.  

Отличительная черта церкви, по мнению Бенедикта XVI, вызвала к жизни католическую традицию молитвы священника «лицом к народу». На самом деле изначально он просто при молениях обращался на восток, то есть к противоположной от алтаря стороне. 

Из истории базилики известно, что: 

  • именно здесь уже с IV в. проходила интронизация предстоятелей Римской Церкви; 
  • сюда, на гробницу ап. Петра папа Римский Лев Великий (V в.), находившийся в тесном молитвенном общении во св. Петром, принес послание патриарху Константинопольскому Флавиану о ересях Нестория и Евтихия; 40 дней предстоятель с постом молился Апостолу, прося исправить возможные ошибки, неточности; «Прочитал и исправил» — таким был ответ святого на усердное моление; 
  • 25 декабря 800 г. у гроба св. Петра прошла коронация первого императора Запада после уничтожения Западной Римской империи – Карла Великого. 

Со временем базилика стала центром западного христианского мира. Сюда собирались древние святыни, здесь нашли упокоение святые Папы Лев Великий, Григорий Двоеслов.

Новый храм 

К XV в. церковь начала ветшать, ведь ее возраст составлял уже более 1000 лет. Ее не раз пытались ремонтировать, пока, наконец, папа Юлий II не задумал выстроить на месте базилики великую церковь, великолепие которой затмило бы все существующие

Строительство величайшего в мире храма

Кардинальные изменения произошли при Юлие II в начале XVI века. Он доверил постройку церкви огромных размеров Донато Браманте — первому из архитекторов храма. Изначально церковь по замыслу Браманте планировалось построить в форме греческого креста.

Купол изнутри Собора Святого Петра (Francisco Diez / flickr.com)

Собор Святого Петра Браманте поручили построить таких размеров, чтобы он превосходил все существующие на тот момент языческие и другие храмы. И это удалось реализовать – новый собор Петра возвышался над остальными храмами Европы и всего мира. Он выигрывал по величине у других подобных сооружений в мире до 1990 года. Но Браманте не закончил собор в Риме, архитектор работал над ним 8 лет, а затем умер.

Последующее строительство было под руководством знаменитого итальянского художника и великого мастера – Рафаэля Санти. Он отошел от первоначально задуманного проекта Браманте и планировал построить храм в виде латинского креста, такая форма была традиционной. Перруци строивший храм после него, опять возвратился к изначальному замыслу Браманте в 1532 году. Также свой вклад в архитектуру собора внес Сангалло – ученик Браманте.

https://youtube.com/watch?v=Tk4mY80XVo8

Убранство Собора Святого Петра

Перед входом в базилику установлены две огромные скульптуры святых апостолов Петра и Павла. Святой Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом.

Обратите внимание на Соборные двери, их всего пять. Самая правая открывается только в юбилейный год, который наступает каждые четверть века

Дверь замурована бетоном, а в маленьком ящичке хранится ключ от нее. 25 декабря накануне юбилейного года дверь открывается в соответствии со специальным ритуалом.

Центральная бронзовая дверь также обычно закрыта, она перенесена из старой базилики, а примечательна тем, что на ее створках изображены Спаситель и Богоматерь, виды Рима и сцены мучения апостолов, выкованные мастером Филаретом в XV веке.

В перспективе от входа можно видеть 29-ти метровый Балдахин, строительство которого было поручено Бернини. Балдахин был сооружен в 1624–1633 годах и расположен над алтарем и тем местом, где похоронен Святой Петр. Чтобы возвести такое мощное сооружение, необходимо было сделать прочный фундамент, для чего надо было вскрыть пол и потревожить могилы апостолов. Но папа Урбан VIII был непреклонен — он велел разрыть все, что необходимо и вскоре фундамент был сделан и балдахин поставлен. Мало того, он приказал взять бронзу с фасадов Пантеона, за что и заслужил пресловутое выражение «То, что не сделали варвары, сделали Барберини». Здесь имеется в виду семейство, к которому принадлежал Урбан VIII.

Под Балдахин ведут ступеньки, покрытые ковром, считается, что внизу похоронен апостол Петр. Во время раскопок в середине XX века действительно был найден крошечный гроб, на котором было написано: «И здесь есть Петр».

С этим местом храма связано немало слухов и легенд. Так, по рассказам, под полом есть секретный бункер с архивами и золотой казной, проход к которому каждое утро и вечер заливается водой для того, чтобы пройти к нему было невозможно.

Сквозь Балдахин видна апсида с замысловатой позолоченной конструкцией — это оклад, выполненный также Бернини, в который он заключил останки древней кафедры Святого Петра.

Вдоль стен базилики установлены мраморные плиты, под которыми похоронены римские папы, а также выдающиеся католики из королевской семьи, в том числе Матильда Тосканская, Стюарты и Кристина Шведская.

Но проходящие мимо туристы лишь скользят беглым взглядом по этим памятникам. Все они устремляются к первой справа капелле, где за толстым стеклом расположена Пьета — сцена оплакивания Христа Богоматерью, выполненная 24-х летним Микеланджело по заказу французского посла и кардинала Жана де Вильера. Интересно то, что это единственная работа, где великий мастер оставил автограф — свою подпись он выполнил на ленте мадонны, идущей через плечо.

На входе Вы увидите Порфирный круг, в котором папа Лев III короновал Карла Великого и объявил его императором. В базилике есть также сакристия — сокровищница, которая, пожалуй, затмит собой и Оружейную палату.

По большим праздникам из пилонов под куполом достают замурованные мощи и реликвии и предъявляют их собравшемуся народу.

В храме хранится столько занятных, примечательных и священных предметов, что рассматривать и изучать их можно, как в музее — целую неделю.

Краткая история

Флаг Ватикана украшает крест из двух ключей. Один – от Царства Небесного, другой – от Рима. Площадь Святого Петра символизирует их духовное единство, а архитектурные формы площади с высоты кажутся ключом. Как известно, пьяцца Сан Пьетро включает в себя целых три площади: Ретту, Обликву и Рустикучи (так называется и дворец, принадлежащий семейству Рустикучи).

Улица Примирения, построенная по инициативе Бенито Муссолини, протянулась от замка Святого Ангела к Ватикану в 1936-1950 году. Храм, расположенный на этой улице, своей величавостью и размерами буквально закрывает весь обзор

Обратите внимание на уличные фонари, они стилизованы под древние обелиски и сливаются в одну линию, которая ведет к обелиску на площади


Фото: Cezar Suceveanu / Wikimedia Commons

Следуя этим маршрутом, можно наблюдать интересный оптический эффект: приближаясь к собору, вы заметите, что купол словно потихоньку «проваливается», а затем и вовсе теряется из виду. Когда-то давно между Ватиканским холмом и холмом Яникул – были сады и цирк. Согласно преданию, прямо на арене этого цирка была произведена жестокая казнь апостолов Петра и Павла.

В середине I века на этом месте установили обелиск, достигающий высоты чуть более 25 метров, который доставили из Египта в 40 г., во времена правления Калигулы. Нужно сказать, что римляне считали обелиски символами могущества, а иероглифы магическими знаками.

К IV столетию, именно тогда был возведен первый собор Святого Петра и на месте будущей площади построили некрополь. После строительства базилики вся территория вокруг площади Святого Петра была расчищена от сооружений и захоронений, а также был введен строгий запрет на любое строительство.


Фото: VTC / po-italy.ru

Место было предназначено лишь для организации мероприятий во время религиозных праздников. К XVI столетию площадь была в форме гигантского четырехугольника, перепад высот в разных ее частях порой доходил до десяти метров и в дождливую погоду вся территория площади очень напоминала непролазное болото.

А если учесть, что базилика совсем обветшала от времени и проседания грунта, то «лицо» Святого Престола, мягко говоря, не совсем соответствовало высокому статусу Ватикана. Юлий II инициировал сооружение более величественного собора, а по повелению Пия IV была несколько расширена и вся площадь. В 1586 г. нашли применение и обелиску, который долгое время простоял у одной из стен собора.

В надписи на обелиске сказано, что Сикст V очистил его своей молитвой от «языческой скверны» и повелел установить его на площади Святого Петра. Шар с позолотой на верхушке обелиска хранил, согласно легенде, прах самого Юлия Цезаря. Его заменили на крест с частичкой Животворящего Креста, доставленного из Иерусалима.


Фото: Didier Moïse / Wikimedia Commons

Чтобы перенести огромную махину в 300 тонн на площадь было задействовано сорок тысяч щитов, сорок лебедок, восемьсот рабочих и полторы сотни лошадей. Руководство над перевозкой обелиска было поручено знаменитому итальянскому зодчему Доменико Фонтана и жителям Рима было строжайше запрещено разговаривать даже шепотом.

А зевак, действительно, собралось поглазеть на бесплатное «зрелище» немало. И как оказалось многочисленные предосторожности были предприняты не зря. В одну секунду канат лебедки чуть не лопнул, но громкий крик Бенедетто Бреска, бывалого капитана из Сан-Ремо – «Воды на канаты!» – помог отвести большую беду

Бреск был награжден, ему разрешили впредь быть главным поставщиком ветвей пальмы к Вербному воскресенью, а одна из площадей Сан-Ремо с тех пор носит имя Бреска.

Строительство собора

По приказу папы римского Юлия II были начаты грандиозные работы по восстановлению древнего храма Святого Петра.

Архитекторы перестройки базилики:

  1. Донато Браманте. По его проекту с 1506 года базилику предстояло реконструировать в огромное крестообразное сооружение с куполом. Однако архитектор не успел завершить свою задумку.
  2. Рафаэль Санти. Продолжил работы по возведению собора после смерти Браманте. Рафаэлю помогали архитекторы: Фра Джованни Джокондо и Джулиано да Сангалло.
  3. Бальдассаре Перуцци. Итальянскому живописцу принадлежат ранние росписи в соборе. Архитектор придерживался плана с формой здания по типу греческого креста.   
  4. Антонио да Сангалло. Руководил строительными работами после смерти Рафаэля. По макету Сангалло – собор представлялся в форме латинского креста. Однако архитектор не воплотил в реальность свой замысел.
  5. Микеланджело Буонарроти. Занялся строительством собора с 1546 года. Архитектор придерживался первоначальных чертежей Донато Браманте. При Микеланджело провелись самые значительные работы по возведению собора; был выстроен барабан купола, который увенчал храм.
  6. Джакомо делла Порта. Занялся продолжением строительства собора. В дизайн постройки добавился новый стиль бротобарокко. Вместе с архитектором Доменико Фонтаной были проведены работы по возведению купола собора и главного свода.
  7. Карло Мадерна. Собор приобрёл законченный архитектурный вид. Создан портик собора и фасад.

Благодаря долгим совместным усилиям выдающихся архитекторов Италии, храм приобрёл свой современный облик.

Интересный факт!

18 лет работы Микеланджело посвятил собору Святого Петра. За основу он взял Флорентийский собор.

По сведениям от итальянского архитектора Джорджо Вазари:

В 1605 году по приказу папы Павла V снеслись последние старые части древней базилики, и удлинился неф.

Основание собора приобрело форму латинского креста.

В этот день папа Урбан VIII освятил храм.

Собор стал официально открыт для посетителей и для проведения священных служб.

Облик собора Святого Петра в 1450 году.

История

Первая церковь Святого Петра была построена при императоре Константине — пятинефная базилика, перед которой была разбита площадь, обрамленная колоннами. Базилику возвели над могилой апостола Петра и освятили в 326 г.

Первый собор Святого Петра был построен в 324 г., когда император Константин перенес останки апостола Симона Петра на гору Ватикан. Чтобы отметить святость этого места, он приказал возвести здесь базилику с пятью алтарями — всего лишь жалкую предшественницу того колосса, что возвышается теперь на ее месте.

В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае IV ее начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния Католической церкви. Первый камень собора заложили 18 апреля 1506 г. Средства на строительство добывались благодаря щедрой торговле индульгенциями и поборам с подвластных церкви территорий, названных «лепта св. Петра».

Браманте был первым «человеком Ренессанса», попытавшимся составить чертежи этого нового, непривычно монументального Божьего дома. После его смерти в 1514 г. за работу принялся Рафаэль (умер в 1520), а затем — да Сангалло и Перуцци. Вплоть до 1546 г. работа шла еле-еле, поскольку чересчур амбициозные архитекторы не могли найти общий язык. Каждого интересовала лишь возможность оставить свой отпечаток на этом сооружении, и бесконечные изменения в планах практически остановили строительство.

В 1547 г. папа Павел III доверил руководство работами 72-летнему Микеланджело. Проще сказать, он попросту повелел строптивому мастеру закончить стройку. Микеланджело был вынужден склониться перед столь твердой волей папы и взялся за дело. Он трудился над собором Святого Петра до самой смерти в 1564 г.

Базилика Святого Петра была полностью достроена 18 ноября 1623 г., когда папа Урбан VII торжественно освятил храм. Всего на возведение собора ушло почти 120 лет — за это время успело смениться 20 пап — от Юлия II до Урбана VII, причем каждый в той или иной мере пытался расширить и сделать еще более грандиозным монументальный Божий дом. Список мастеров, архитекторов и художников, чье мастерство и талант способствовали славе великолепного храма, включает такие имена как Браманте, Рафаэль, Бернини и, безусловно, Микеланджело.

Папские, Ватиканские сады

Вышли на смотровую площадку купола Собора Петра. И здесь взору открывается прекраснейшая панорама Папских, их еще называют Ватиканских садов.

Эти сады являются одними из самых охраняемых мест в мире. Это самые красивые сады Европы и место, где можно прекрасно отдохнуть, разумеется, только избранным))

На территории садов можно видеть много лужаек, фонтанов и зелени. Ну и конечно же резиденций и административных зданий. Только представьте, утром, когда солнце ещё не высоко и не так греет, папа или ещё кто неспешно прогуливается по аллейкам садов с чашечкой горячего ароматного кофе в руках, любуясь фонтанами, слушая, как журчит в них водица и поют птички, а вокруг тишина, покой и умиротворение…

Помимо садов с купола открывается не менее прекрасный вид на Рим

Мы долго высматривали трубу, из которой при выборе очередного монарха идет дым. В округе мы узрели лишь одну трубу. Думается это и есть та самая труба, из которой при выборе нового Папы, если собрание кардиналов приходит к единому мнению, идет дым от сжигаемых бюллетеней, говорящий о результатах голосования. Причем, если решение не принято, то цвет дыма черный, а если принято, и папа избран, то белый. Ведь голосование, тайная и закрытая процедура и только благодаря дыму можно узнать об избрании Папы.

Голосование проводится в Сикстинской капелле. Она открыта для посещения, кроме того времени, когда проходит процедура избрания нового папы.

О месте Площадь Святого Петра

Площадь Святого Петра — это большое пространство с красивой архитектурой, расположенное в Риме возле главнейшего собора для всех католических христиан. Сюда ежегодно приезжают тысячи верующих, чтобы послушать проповеди самого папы римского, апартаменты которого находится в ближайшем здании. Вся обширная территория площади Святого Петра принадлежит миниатюрному государству Ватикан, расположенному в итальянской столице. Все процедуры, связанные с великими христианскими праздниками, а также важнейшими событиями в момент назначения папы римского и торжественное восхождение его на главенствующий пост, проходят на открытой местности площади Святого Петра.История возникновения
Начиная со времен Древнего Рима, в 30-х годах нашей эры, на территории современной площади Святого Петра в Риме существовали сады цирка императора Нерона. Под словом «цирк» в Древнем Риме подразумевали место для состязаний или стадион. Согласно известной легенде, именно в этом цирке принял смерть один из учеников Иисуса Христа, апостол Петр. Год его смерти приписывают 66-67 году нашей эры. Затем, на месте его могилы была построена первая церковь. Назвали ее в честь погибшего Святого мученика Петра, который в католическом христианстве считается первым папой римским. Старинная церковь, воздвигнутая на могиле Петра, была перестроена не один десяток раз до состояния великого собора, который является самым важным строением на площади. Это монументальное здание было построено в середине 17 века, оно имеет выраженную архитектуру стиля итальянского классицизма.Архитектура 
В проектировании и построении этой церкви принимали участие, практически, все самые выдающиеся мастера скульптуры, живописи, архитекторы и ученые инженеры. В список великих имен вошли могущественные Микеланджело, Рафаэль, Перуцци, Сангалло и Браманте. Грандиозное строительство длилось более 150 лет. Окончание строительства пришлось только лишь к 1670 году, когда архитектор Джованни Лоренцо Бернини закончил внутреннюю отделку интерьера церкви, отдав этой работе около 50 лет собственной жизни. Параллельно с трудами над собором и его внутренним декорированием, талантливый Бернини разработал изумительную архитектуру просторной площади, которая примыкает к триумфальному собору Святого Петра.
Бернини создал вокруг всей площади два полукруглых вытянутых здания, во главе которых возвышается католический собор

Эти здания называются «колоннады», их архитектура полностью состоит из четырех повторяющихся колон, которые как нельзя лучше сочетаются с главными колоннами собора на входе.
Немаловажной деталью в образе площади является центральный обелиск, завезенный из Гелиополя, древнего города египетской цивилизации. По императорской традиции, завоеванный обелиск привозили в Рим как красивый трофей и устанавливали его, как правило, на территории цирка или стадиона

Таких обелисков в современном Риме сохранилось около 3 штук. Самым выдающимся считается обелиск Ватикана, установленный там в 1586 году, во время правления римского папы Сикста Пятого. С двух сторон обелиска находятся фонтаны, существующие с 1675 года.Окрестности
Оценив красивую архитектуру старинной площади Святого Петра, можно побывать на Пиацца дель Пополо, Пиацца Навона, посмотреть живописные сады Виллы Боргезе, Виллы Ада, Виллы Дориа-Памфили.

Автозаправки в Ватикане

На территории Ватикана расположено несколько автозаправочных станций. Думаю, вы уже сами догадались, что воспользоваться ими могут только приближенные к Папе особы со специальным разрешением, а цены на топливо на 30-35% дешевле, чем во всей Италии.

В этот раз попасть в музеи Ватикана нам не удалось, к вечеру уже устали. В следующий раз обязательно посетим все музеи и расскажем про них на страницах данного блога. Если вы планируете свое путешествие в Рим, то выделите на Ватикан пару дней. Поскольку он настолько красив и необычен, что одного дня для восприятия будем недостаточно, а бегать, лишь бы всё успеть, согласитесь, не самая удачная идея.

Начало истории собора в Ватикане

Собор Святого Петра находится на территории старейшего цирка возведенного еще Калигулой и Нероном. В этом сооружении, вместо которого теперь здесь площадь и католический храм, на всеобщем обозрении казнили последователей Христа.

Обелиск в центре площади перед собором Святого Петра (Diana Robinson / flickr.com)

В 67 году нашей эры здесь произведена, описанная в Библии, казнь Петра — одного из 12 учеников Иисуса Христа. Он просил, чтобы его казнили не так, как Христа, а распяли на кресте головой вниз к земле.

Распятие Петра происходило недалеко от обелиска, расположенного на площади перед стоящей теперь церковью. Здесь же он и был похоронен. В дальнейшем верующие начали посещать это место для поклонения Святому Петру.

Первое сооружение – базилику построили в честь известного апостола здесь в 326 году благодаря правившему тогда Константину. Алтарь базилики и сейчас находится прямо над захоронением апостола.

Второй собор построен в 800 году, для коронации Карла, как императора Запада. Спустя несколько веков Николай V приказал в 1452 году произвести перестройку и расширение постаревшей и обветшалой базилики.

Детальная карта достопримечательностей и мест

На Пьяцца Сан Пьетро находится много интересных мест, о которых знают не все путешественники. Для наглядности 39rim дает карту, где обозначены скульптуры, таинственные знаки, входы и выходы, посты и тайные уголки, туалеты, почтовые отделения, сувенирные магазины и многое другое. Большинство отмеченных точек дополнено ссылками, где есть более подробное описание.

Чтобы увидеть весь список, нажмите на квадратик со стрелочкой в верхнем левом углу. Далее — выбор можно сделать из меню или нажав на цифровой маркер на карте.

Искренне надеемся, что информация для туристов окажется полезной.

Архитектура

Основные работы по благоустройству площади проходили в середине XVII века. Руководил работами архитектор Лоренцо Бернини. Перед ним стояло несколько непростых задач – создать пространство, в котором бы гармонично смотрелись расположенные на площади собор, фонтан, обелиск.

Устранить перепад высот, который составлял 10 метров. Используя талант и опыт предшественников, мастер блестяще справился с поставленной задачей. Бернини взял за образец работы Микеланджело, а также широко применил знания в области оптики.

Чтобы уменьшить перепад высот пришлось разрушить соборную лестницу. На настиле были построены две галереи и новая лестница, ширина которой отличалась в верхней и нижней части. Эти архитектурные приемы создавали оптическую иллюзию – кажется, что часть площади имеет квадратную форму, хотя на самом деле это пространство трапециевидное.

Это интересно. Первый проект площади предусматривал строительство зданий по периметру, помещения в которых планировали сдавать арендаторам. Там должны были находиться торговые помещения и гостиничные номера для паломников.

Одну из частей площади, пьяцца Рустикучи, разбили на месте, где до этого было несколько дворцов. Это сделали для того, чтобы собор был виден издалека.

Пространство площади состоит из двух частей. Первая имеет форму трапеции и находится перед собором. Вторая часть овальной формы, ее окружают колоннады.

Обелиск и фонтаны

Датой создания Геопольского обелиска называют I век до нашей эры. Его привезли из Египта во времена императора Калигулы и установили в цирке. Долгое время египетский монумент находился у южной стены собора. В XVI веке Папа Римский его освятил и приказал установить на площади.

По данным Википедии вес обелиска – 300 тонн, высота 42 м. Чтобы его перенести использовали 40 тысяч щитов из дерева, 40 лебедок. Для работы понадобилось 800 человек и 140 лошадей. На площади собралось много зевак, прогонять их не стали, но под угрозой наказания потребовали полной тишины. От напряжения канаты сильно натянулись и вот-вот готовы были лопнуть, один из зрителей не выдержал и крикнул – «Воды на канаты!». Веревки вовремя смочили водой, и все было в порядке. Капитана Бреска, конечно, не наказали. Даже наоборот, он стал поставщиком Ватикана.

Первый фонтан работы Мадерно был сооружен в 1613 году. Он был установлен справа от обелиска. Для симметрии Бернини принял решение установить точную копию фонтана с левой стороны обелиска.

Колоннады

С двух сторон площадь ограничена колоннадами. По замыслу архитектора, это символ церкви, которая охватывает мир. Сооружены колонны были в 1660 году, состоят из 284 двадцатиметровых колонн, расположенных в 4 ряда. Вершина колоннады украшена 140 статуями работы Бернини и его учеников.

Рядом с обелиском установлены мраморные пластины, встав на которые можно увидеть одну из оптических иллюзий Бернини. Кажется, что колоннада состоит из одного ряда, а не из четырех.

Билеты и время работы

Стоимость билета в собора Святого Петра составляет 8 евро, если вы выберете полностью пешее восхождение на самый верхушку храма (не всем это под силу, впереди 551 ступенька). Воспользовавшись лифтом, вы сократите путь до 320 ступеней, но заплатить придется уже 10 евро. Дети до 12 лет могут пройти в собор бесплатно.

Посещение могилы Святого Петра и некрополя возможно только по предварительной записи. Осуществить ее можно по почте scavi@fsp.va или позвонив по телефону +39 06 69873017.

Также попасть в собор можно в составе экскурсии.

Время работы в летний период (с 1 апреля по 30 сентября) — с 07:00 до 19:00, в зимний период (с 1 октября по 31 марта) — с 07:00 до 18:30.

Посещение купола в летний период (с 1 апреля по 30 сентября) — с 07:30 до 18:00, в зимний период (с 1 октября по 31 марта) — с 07:30 до 17:00.

Есть возможность пройти в собор Святого Петра без очереди через отдельный вход. Собор вы осматриваете самостоятельно с аудиогидом, достумным на 11 языках. Чтобы узнать подробности, нажмите кнопку ниже.

Достопримечательности площади Ватикана

Главной достопримечательностью площади, конечно же, является сам собор Святого Петра. Его величественный фасад, высота которого вместе с куполом составляет 136 с половиной метров, в свое время поражал воображение паломников.

Выбираясь из тесных и темных улочек Рима, перед ними внезапно открывалось огромное, залитое солнцем пространство ватиканской площади с торжественно-монументальным грандиозным зданием церкви в обрамлении великолепной колоннады.

Колоннада Бернини

Построенная по проекту Бернини в 1656-1667гг. колоннада двумя эллиптическими по форме полукружьями ограждает площадь Святого Петра с обеих сторон. Четыре ряда параллельных колонн, увенчанных 140 статуями, скрывают от вошедшего на площадь паломника пространство, расположенное справа и слева от фасада величественной базилики, маскируя и, одновременно, не заслоняя его.

Таким оригинальным приемом гениальный архитектор добился частичного сокрытия вида на Апостольский дворец и прочие папские владения.

Тем не менее, увидеть все, что скрывается за массивной колоннадой Бернини можно, если найти на площади Святого Петра одну из двух круглых мраморных плит, вмонтированных в брусчатку. Они находятся в точках центра полукружий колоннады, по обе стороны от расположенных на площади фонтанов. Став на один из маркеров, все четыре ряда колонн сольются в одну, открывая взору пространство за колоннадой.

Фонтаны

Не меньшей достопримечательностью являются два практически идентичных фонтана, украшающих площадь. На первый взгляд кажется, что они сделаны рукой одного мастера, однако это не так. Расположенный слева от входящего на площадь Ватикана фонтан «Антика», согласно историческим свидетельствам, находился здесь уже с 1490 года, украшая плато Санкти Петри перед Константиновской базиликой. В 1614 году древний фонтан был несколько изменен архитектором Карло Мадерно – он увеличил его высоту, поместив нижний, наиболее вместительный бассейн на восьмиугольное основание, заменил верхнюю малую вогнутую чашу выпуклой, а также украсил основание фонтана барельефами с папской символикой.

После того, как площадь Святого Петра была обрамлена колоннадой, по проекту Бернини в 1677 году был возведен еще один фонтан, практически ничем не отличавшийся от предыдущего. Авторство работы приписывается Карло Фонтана, хотя некоторые историки утверждают, что возможно его изготовил сам Бернини. Единственное различие между двумя средневековыми шедеврами состоит в нанесенной на них папской символике.

Для сохранения архитектурной симметрии фонтан Карло Мадерно пришлось перенести на новое место. Оба фонтана были размещены по обе стороны Ватиканского обелиска, вдоль разделяющей площадь Святого Петра горизонтальной осевой линии.

Возможно Вас заинтересует:

Ватиканский обелиск

По центру площади возвышается стела из красного гранита, установленная здесь при понтификате Сикста V в 1586 году. Единственный, оставшийся не разрушенным с древнейших времен египетский обелиск ранее украшал цирк Нерона. Уникальные работы, связанные с его перемещением и установкой на новом месте, проводились под руководством выдающегося инженера и архитектора Доменико Фонтана. Столь неординарное событие по воздвижению монумента было увековечено на одной из фресок Апостольской библиотеки в Ватикане.

Советуем прочитать

Скульптуры на площади Ватикана

У подножия ступеней, ведущих к базилике, с правого и левого углов ее фасада находятся две статуи – Святого Петра и Павла, выполненные итальянскими скульпторами Джузеппе де Фабрисом (1790-1860) и Адамо Тадолини (1788-1868) соответственно. Скульптуры, установленные в 1847 году, заменили собой находившиеся на этом же месте две предыдущие работы Паоло Такконе и Мино дель Реаме, которые с 1461г. украшали плато Санкти Петри перед Константиновской базиликой.

По центру верхней части фасада Собора находится статуя несущего крест Спасителя, со стоящей рядом фигурой, изображающей Крестителя Иоанна. По обеим от них сторонам расположены статуи 11 апостолов, причем фигура самого Петра отсутствует.

140 статуй, украшающие колоннаду, представляют собой экклесию молящихся святых (от др.-греч «ἐκκλησία» – народное собрание). Все громадные изваяния были выполнены в мастерской Бернини и по его эскизам.

Советуем ознакомиться

Адрес

Пьяцца Рустикучи создана на месте некоторых специально разрушенных роскошных особняков, чтобы была возможность обозреть всю красоту величественного храма. Добро пожаловать, или…? В воскресенье в 11.50 на площади толпится народ в ожидании появления Папы. Он читает небольшую проповедь, которую затаив дыхание внимательно слушают несколько тысяч человек.

Адрес: ул.Piazza San Pietro, Ватикан.

Ведь эти несколько мгновений навсегда останутся в сердце верующих всего мира. В среду с 10 часов здесь проходит аудиенция Папы. В ясную погоду Папа выходит на балкон Латеранского дворца и благословляет людей, прибывших из разных уголков планеты. При ненастной погоде аудиенция пройдет в зале на 6,5 тыс. мест. Присутствовать можно по билетам, которые необходимо забронировать за два-три месяца. В следующем нашем материале мы расскажем вам про Сикстинскую капеллу в Ватикане, где вы узнаете историю ее создания, часы работы и адрес.

История строительства

В I веке н.э. на месте собора росли сады цирка древнеримского правителя Нерона, рядом с цирком – кладбище, на котором хоронили жертв жестоких забав императора. Властный повелитель устраивал на арене кровавые бои гладиаторов. Здесь же, на арене, по приказу Нерона жестоко мучили христиан.

Во времена гонений на христианство правитель наслаждался тем, как растерзанные мечом гладиатора или когтями животных умирали мученической смертью неугодные ему последователи Христа.

Однажды сюда привели одного из 12 апостолов Иисуса Христа – Петра, и Нерон приказал после кровавого состязания распять его на кресте вниз головой. Тело святого захоронили на кладбище возле цирка.

В 326 году христианский император Константин на месте погребения святого Петра приказал построить базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать сооружение именем апостола. Базилика – почетный титул для храма, который дарует папа Римский. Базилику строят в виде прямоугольного здания с двумя продольными рядами колонн внутри.

Огромный новый собор приказал построить Юлий II, желая грандиозным храмом затмить все церкви. Храм строили 120 лет (1506-1626) известнейшие скульпторы эпохи Возрождения – Рафаэль, Микельанджело, Бернини, Браманте. Окончательно завершил постройку римский архитектор Карло Мадерна.

Архитектура

Собор святого Петра в Риме – сейчас самый большой храм в христианском мире: 

  • его площадь более 15000 кв. м (длина 186, ширина 137,5 м); 
  • храм вмещает до 15000 верующих; площадь св. Петра – еще около 60000; 
  • богослужение совершается на 44 престолах. 

Над проектами грандиозного здания работали последовательно: 

  • Донато Браманте, обессмертивший свое имя именно этим проектом; собор задумывался по форме так называемого «греческого», равностороннего креста; тем самым архитектор пытался соединить архитектурные традиции католического Запада и православного Востока, воплощая мечту о будущем соединении частей некогда единой Церкви; 
  • Рафаэль Санти, переделавший проект под форму латинского креста с одним длинным концом; 
  • архитекторы Бальдассаре Перуцци и Антонио де Сангалла, принявшие решение о прямоугольной форме здания, так называемой базиликальной; 
  • наконец, Микеланджело Буонаротти, который все же вернулся к греческому кресту, но пристроил ко восточному входу длинный портик со множеством колонн. 

Однако в начале XVII в. архитектор Карло Мадерна все же вернул здание к форме латинского креста. 

Особенности купола 

Купол собора

Купол проектировался Микеланджело как своего рода архитектурная кульминация всего здания. Он окружен 4 куполами меньшего размера и возносится на 138 м. 

Карло Мадерна, правда, изменил замысел купола, сделав смысловым центром фасад, тогда как купол виден входящим лишь издалека

Ныне великолепный вход – практически первое, на что обращает внимание паломник: 

  • поражают 8 мраморными колонн; диаметр каждой из них 3 м; 
  • над входом высятся статуи Христа и апостолов (кроме Петра), высота каждой более 5,5 м; 
  • по центру фасада – так называемая Лоджия благословения, балкон, с которого Папа обращается к верующим. 
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector