Пантеон в риме

Содержание

История

В древности

Пантеон — одна из самых популярных римских достопримечательностей, расположенная в районе Пинья. Название храма переводится как «храм всех богов»: именно для них и строили древние римляне. Предполагается, что первая версия была построена около 25 года до н. э. под руководством государственного деятеля и полководца Марка Агриппы. В те далёкие времена даже обычная гроза могла разрушить здание, поэтому первый Пантеон сгорел, когда в него попала молния.

Новую версию храма воздвигли уже во II веке н. э., и именно она сохранилась до сих пор. Архитектор неизвестен, но предполагают, что им был Аполлодор из Дамаска или кто-то из архитекторов, работавших с ним.

Название храма переводится как «храм всех богов»: именно для них и строили древние римляне.

Средневековье

В 609 году Пантеон из языческого храма был превращён в церковь. До сих пор он носит название храм Святой Марии и Мучеников. С одной стороны, это помогло ему избежать запустения, от которого пострадало множество других языческих сооружений.

С другой — церковь избавлялась от «языческой грязи», поэтому пропали многие украшения храма, например семь статуй римских богов, до этого расположенных в нишах. Раньше луч света из Ока Пантеона (единственного окна, расположенного в потолке), в течение дня освещал одну за другой статуи дневных богов.

Возрождение

В XVI веке с Пантеоном случилась забавная история — Папа Римский Урбан VIII, как и все великие, захотел увековечить своё имя. Он решил покуситься на один из древнейших храмов города, попросив архитектора и скульптора Джана Лоренцо Бернини украсить портик здания колокольнями.

Бернини был хорошим скульптором: он начал разработку проекта фонтана Треви и создал много других красивых фонтанов в Риме (например, фонтан Четырёх Рек на Пьяцца Навона), но архитектором был не самым лучшим, поэтому колокольни почти сразу начали давать трещины и крениться.

В наши Пантеон функционирует как католическая церковь, здесь проводят мессы и отмечают церковные праздники.

Но главной неприятностью стала народная ненависть — колокольни прозвали «ослиными ушами Бернини». Поговаривают, что кто-то даже нахулиганил и повесил ослиные уши напротив окон дома архитектора.

Наши дни

Сейчас Пантеон функционирует как католическая церковь, здесь проводят мессы и отмечают церковные праздники. Месса проходит каждую субботу и в предпраздничные дни в 17:00. По воскресеньям и по праздникам — в 10:30. 

Архитектура

Высота Пантеона практически равна его диаметру и составляет 42 метра, полы украшены мрамором, а колонны при входе весят почти 60 тонн каждая. Эти колонны, как и любимые в Риме обелиски, привезли из Египта: сначала на деревянных санках, а потом на баржах по рекам и морю.

Ещё одна монументальная деталь Пантеона — её купол. Он до сих пор считается самым большим неармированным (без поддержки из металлических стержней) куполом в Европе.

Несмотря на свой невероятный размер, купол не разрушает здание Пантеона, поскольку бетон у основания тяжёлый, а чем выше он поднимается, тем легче становится. Облегчает конструкцию и Око Пантеона — единственное окно в здании, расположенное на вершине купола.

Главный вопрос: что делать, если идёт дождь?! Ответ — ничего. Дождь проникает в здание через окно и утекает через дырки в полу здания и специально сконструированную систему канализации.

Как добраться

Пантеон расположен в 25 минутах ходьбы от Колизея и в 30 минутах от Ватикана. Так что, если отправляешься в Рим в первый раз, выдели целый день, чтобы пройти по этому маршруту и осмотреть всё самое главное. Приходить в Пантеон лучше пораньше — здесь всегда много людей.

Приходить в Пантеон лучше пораньше — здесь всегда много людей.

Интересные факты

  • Масса купола Пантеона — 5000 тонн.
  • Сейчас в Пантеоне захоронено множество великих деятелей, среди них Рафаэль и Эммануил II (король, объединивший Италию).
  • Многие задаются вопросом: «Как же так, такое древнее сооружение, а мрамор на полу не потрескался и потолок выглядит как новенький?» Любители теории заговора обвиняют инопланетян и хитрое итальянское правительство, скрывающее факты реконструкции (Пантеон действительно почти не реставрируют). А мы просто восхищаемся!

Достопримечательностей в Риме много, однако Пантеон — одна из самых известных и важных. Посмотреть на древнюю красоту можно совершенно бесплатно, так что сможешь увидеть его изнутри своими глазами, даже если ты бюджетный турист. Обязательно сходи не только ради красивых фотографий знаменитого Ока, но и ради того, чтобы поворчать, что «раньше строили на века».

История

Пантеон богов во времена Античности

Согласно легенде, начало строительство храма относится к периоду правления императора Октавиана Августа – 27 год до н.э.

Сооружение возводилось под руководством зятя императора, знаменитого полководца и римского политического деятеля Марка Агриппы (Marcus Agrippa).

Прямоугольное величественное здание служило языческим храмом для поклонения древнеримским божествам. Внутри Пантеона в нишах располагались статуи семи главных богов: Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса.

Для задабривания богов устраивались ритуалы и обряды, одни из которых были жертвоприношения животных, которые скидывались с отверстия в куполе с названием «окулус» (oculus).  

В результате сильных пожаров 80 и 110 годов н.э. культовый центр был разрушен, сохранились лишь детали стен.

В 114 году воздвижение нового здания возглавил император Траян.

Завершил построение император Адриан в 126 году н.э., он использовал оригинальную сохранившуюся надпись на главном фасаде, которая гласит:

Адриан воплотил в реальность замысел купольного покрытия ротонды с большим отверстием для освещения:

«Моё намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетарных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под окулусом, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займём место богов».

Создатель проекта эффектного сферического здания – инженер и архитектор Аполлодор Дамасский.

Строительство велось на протяжении всей жизни Адриана, последующие работы над храмом проводил его преемник – император Антонин Пий.

До провозглашения христианства главенствующей религией Пантеон богов древнего Рима не претерпел значительных изменений.

В начале IV века после подписания императорами эдикта о свободе христианского вероисповедания, языческий храм был закрыт.

Согласно предположениям, в эти временные периоды сооружение хорошо сохранялось в силу веры людей о пребывании нечистой силы внутри.

Пантеон во времена Античности.

Храм в период Средневековья

Византийский император Фокас в 609 году передал владение храмом папе Бонифацию IV, который перевёз сюда останки многих христианских мучеников из римских катакомб на 28 телегах и освятил место.

13 мая того же года римский Пантеон приобрел статус христианской церкви, посвященной Святой Деве Марии и мученикам (Santa Maria ad Martyres).

В период Средних веков большинство сооружений подвергались разграблению и разрушению, Пантеон не стала исключением.

Священный центр города с мощными стенами служил оборонительной крепостью в XIV-XVI века.

Изменения, произошедшие в древнем памятнике в эпоху Возрождения:

  1. Отделочный мрамор здания был частично снят, некоторые из элементов пилястр хранятся сегодня в Британском музее в Лондоне.
  2. Изначально купол покрывали тонкие пластины из золота, которые были украдены и вывезены. В VIII веке папа Григорий III установил свинцовое купольное покрытие.
  3. В начале XVII века по заказу папы Урбана VIII Барберини были сняты бронзовые статуи с фронтона здания и переплавлены для создания декоративных элементов в Соборе Святого Петра. Джованни Лоренцо Бернини под руководством понтифика установил башни-близнецы с колокольнями (получившие название «Ослиные уши Бернини»). Колокольни были разрушены в 1883 году.
  4. Статуи, некогда украшающие фронтон над надписью Агриппы, были украдены и утеряны.
  5. В XV веке интерьер храма украсили картины выдающихся мастеров, одна из известных работ – «Благовещение » Мелоццо да Форли. 

Многие деятели искусства периода Возрождения использовали красоту Пантеона как источник вдохновения для своих работ.

Храм всех Богов в период Средневековья.

Настоящее время

Сегодня Пантеон – действующая католическая церковь, принимающая верующих со всего мира. Здесь проходят богослужения, требующие тишины от посетителей.

Внутри церкви расположен алтарь, кресты, статуи святых и ангелов. На стенах находятся фрески и иконы.

В священном месте проводятся таинственные обряды бракосочетания молодых.

Церковь в настоящее время.

Происхождение названия «Пантеон»

Название происходит от древнегреческого слова «Πάνθειον», что дословно означает «относящегося ко всем богам или связанного с ним».

Утверждения других учёных и историков опираются на мнение, что слово «Пантеон» не относится к группе богов, а применимо к отдельным божествам. Они переводят часть «θεῖος» (theios) как нечто «сверхъестественное» и «прекрасное».

Пантеон — архитектурное чудо света.

Символизм римского Пантеона по Моммзену

Римский Пантеон является наиболее сохранившимся и влиятельным зданием Древнего Рима. Фронтон (треугольная секция над входом) сегодня пуст, но там когда-то было скульптурное изображение битвы Титанов. Большие бронзовые двери охраняют вход в целлу (внутреннюю часть) и были когда-то покрыты золотом.

Интерьер был более удивительным, чем сегодня. Порог святилища отмечен самый большим в мире цельным блоком Лукулланского черно-красного мрамора. Круглую форму Пантеона скрывают здания вокруг, а вход прямоугольный в плане. Когда посетитель попадает в просторное круглое помещение, то поражает контраст между темным залом целлы и ярким культовым пространством. Но в древности он был еще более впечатляющим, потому что внутренняя сторона купола была покрыта позолоченной бронзой.

После завоеваний Траяна в Дакии драгоценного металла было в избытке. Золото символизировало высшие уровни небес. Считалось, что они состоят из чистого первоэлемента огня.

Внутри ротонды (круглого зала) находится семь апсид (выступов здания). Теодор Моммзен (1817-1903 гг), немецкий историк, лауреат Нобелевской премии по литературе 1902 года за труд «Римская история», почётный гражданин Рима, предположил, что в них стояли статуи семи богов-планет и Юлия Цезаря, обожествлённого после смерти.

Порядок статуй в храме в письменных источниках не зафиксирован. Но со времен сицилийского ученого Архимеда (287-212 гг. до н.э.) было принято использовать последовательность: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. В таком случае статуя Солнца должна была стоять в центральной апсиде, прямо напротив входа.

С одной стороны, у Солнца были три мужские планеты: сын Марс, отец Юпитер и дед Сатурн. С другой стороны — Венера, женоподобный Меркурий и Луна. Сатурн и Луна были дальше всех от Солнца. В соответствии с древней теорией, они были самыми холодными планетами. Благоприятные планеты (Луна, Юпитер, Венера) и неблагоприятные (Сатурн, Меркурий, Марс) составляли два равносторонних треугольника. Так семь апсид символизировали Вселенную.

Архитектура Римского Пантеона и ее символы

Чтобы попасть внутрь нужно пройти пронаос, переднюю часть храма, с его внушительными гранитными колоннами. Вход в храм предшествуют шестнадцать монолитных колонн, высотой более 14-ти метров: некоторые из них серые, другие — из розового асуанского гранита, привезенные из Древнего Египта. Бронзовая дверь в конце колонн, не менее впечатляющих размеров, огромная, высотой 7 метров, была настоящим рекордом той эпохи.

Зайдя в храм через эти монументальные ворота мы испытываем намеренно подавляющий эффект. Внезапно мы оказываемся в этом огромном пустом пространстве, от которого начинает кружиться голова и которое заставляет нас чувствовать себя очень маленькими. Так нужно было чувствовать себя перед богами, и каждый, кто входит в Пантеон сегодня, испытывает то же чувство, что и римляне почти две тысячи лет назад.

Пространство выглядит в виде идеальной сферы, символизирующей небесный свод. Все здание покрыто огромным куполом — настоящим шедевром архитектуры. Купол имеет полукруглую форму и покрыт кессонными украшениями, особым ромбообразным видом лепнины сводов, высеченных в камне по 28 в каждом ряду. Число 28 считалось идеальным в Древнем Риме, полученное из суммы первых семи чисел: 1+2+3+4+5+6+7. Число 7 — символ совершенства. Так было семь pignora imperii (предметов «гаранта империи»), семь холмов, семь первых царей и, конечно же, семь чудес света. На стенах 7 ниш с изображениями семи богов-космократов, правителей Мира. Так же семь лежит в основе купола — пять кессонных колец, кольцо, окружающее окулюс, и сам окулюс.

Почти два тысячелетия спустя после своего строительства купол Пантеона остается самым большим куполом в мире из бетона без арматуры. Бетон был облегчен за счет смешивания все менее тяжелых камней, приближаясь к самой высокой точке. Изначально бетон смешивался с травертином, очень тяжелым камнем, и поднимаясь вверх использовались все более и более легкие материалы, таких как туф. Последний слой изготовлен с использованием пемзы, самого легкого камня.

Но это еще не все. Размеры конструкции также, в свою очередь, отражают классическое совершенство: высота здания, 43 м, вычисленная по окулюсу, высшей части купола, равна диаметру ротонды, создавая идеальный баланс и неповторимую гармонию. Круглость формы предполагала равноправие всех богов, позволявшая расставить их на одном уровене. В семи великолепных нишах, между двумя коринфскими колоннами, находились семь богов, связанных  с культом планет — Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса, символизирующих космическую динамику небесной гармонии.

Интересные факты

Говорят, дождь не попадает внутрь Пантеона.

Маловероятно, что это правда. Отверстие в середине купола – единственный источник света и его диаметр 9 м! Однако есть мнение, что несмотря на это «окно», вода все же не попадает внутрь. Тем не менее, она попадает! В полу видны сливы, куда стекает вода. Возможно, легенда родилась в античные времена, когда из-за тепла и дыма свечей дождевая вода не достигала пола – она просто испарялась.

Паркет в Пантеоне

В Пантеоне расположены могилы двух первых королей Италии – Витторио Эмануэле II и Умберто I. В прошлом огромное внимание уделялось тому, чтобы в храме сохранялась тишина и нанимались рабочие, чтобы разбрасывать по площади опилки, приглушающие звуки. Так делали вплоть до 1906, когда коммуна Буэнос-Айрес подарила Риму достаточно дерева, чтобы устлать им всю площадь. Более того, жители получили указания по его обработке и приемах ухода (таких как периодическое натирание жиром). Такое покрытие имело достойный вид и сохраняло тишину около могил королей. Паркет пробыл на площади с 1931 по 1950, а затем его убрали – по многочисленным просьбам местных жителей: люди часто поскальзывались и падали на жиру

Ослиные уши

Великий Бернини наделил римский пантеон двумя колокольнями. Римский народ прозвал их ослиными ушами, так как выглядели они неуместно. Соперник архитектора, Борромини, использовал это определение, чтобы оскорбить его. Говорят, что Борромини вырезал этот символ на дворце напротив дома великого Жана Лоренцо (ответ Бернини не заставил себя ждать и был гораздо более нецензурный!!) Не ищите уши и ответ… со временем их стерли! Как и сами колокольни в конце 19 в.

Самый большой купол Рима

Микеланджело – один из моих любимых художников. Ему было доверено спроектировать гигантский купол базилики Святого Петра и он, как настоящий ценитель античного искусства, предложил Папе повторить купол Пантеона. Эта модель была жестко отвергнута по причине своих языческих корней, и художник отказался от нее.

… должен был отказаться??

Это то, что знают все. Микеланджело умер, закончив лишь основание купола базилики. Работы прервали, а когда возобновили, оказалось, что диаметр меньше на 50 см купола Пантеона. Ничего не оставалось делать. Таким образом, самым большим куполом Рима остается Пантеон, а купол базилики Святого Петра стоит на втором месте. Как посмертная дань Микеланджело любимой им классической архитектуре.

Как был опустошен Пантеон?

Римский пантеон как здание не перестает поражать со времен своего строительства. Удивителен огромный купол, до сих пор рождающий дискуссии о том, как подобное вообще возможно было сконструировать. Но в Риме живет легенда и на этот счет. Говорят, что для этого использовали специально насыпанный холм. А в конце нужно было как-то избавиться от земли. И кто же взялся за такую тяжелую работу? Народ Рима на добровольной основе! Да, потому что говорили, что в земле зарыты монеты. Понятно, что работа была сделана очень быстро.

Дошедший до нас Пантеон в Риме

Император Адриан, по мнению историков, привлек к строительству знаменитого зодчего Апполодора Дамасского. Позже из-за насмешек над собственным архитектурным талантом Адриан умертвил соавтора в тюрьме. Конструктивное решение храма языческих богов было необычным, сочетая портик на 16 колоннах с цилиндрическим залом. Входная группа обращена на север, что не характерно для любых культовых сооружений. Высота здания примерно равна половине диаметра купола, долгие эпохи остававшегося рекордным.

Отсутствие армирования и опорных столбов купола позволяет считать Пантеон в Риме уникумом, непревзойденным до наших дней. Однако в список семи чудес Древнего Мира он не попал из-за позднего сооружения. Перечнем от 07.07 2007, возглавленным римским Колизеем, Пантеона и в номинантах не имел, то есть не рассматривался. Виной этому не самые выдающиеся габариты сооружения, не особо выделяющиеся среди окрестных домов

Стойкость купола в 1800 лет при гарантиях нынешнего бетона на 600 во внимание не приняли

Технология возведения и технические решения

Трудностей в строительстве стен не было. При ширине в 6 метров работать удобно, только подавай кирпич и раствор. А вот возведение цельного купола такой величины было проблемным из-за трудностей устройства опалубки. Проблему император Адриан решил оригинально, засыпав Пантеон в Риме грунтом. Да еще додумался накидать золотых монет, а затем по окончании строительства позволил народу землю забрать. Говорят, что очень быстро и качественно внутри очистили, тем более что все было продумано заранее.

На цилиндрических стенах четко видны кирпичные арки в несколько накатов. Они едва ли добавляли прочности толстенной кладке, но позволяли разобрать проем для очистки. Обратная закладка отверстий проводилась по мере уборки грунта, можно рассмотреть эти участки. Конструкция самого купола выполнена изобретательно, от толщины до подбора материалов. От стен он имеет те же 6 метров, уменьшаясь постепенно до полутора метров к центральному отверстию. Наполнителем для бетона служили материалы разного удельного веса.

В районе опорной стены добавляли тяжелый травертин, далее глиняный кирпич и рыхлый туф. Центральный участок делали из раствора с прибавлением пемзы, которая легче воды. Нагрузка концентрировалась на широченные стены, специально такими сделанные. Кроме того, различными выполнены наружная и внутренняя поверхности купола. Если снаружи она гладкая, то внутри словно решетчатая, с углублениями не только декоративного назначения. Этот простой прием позволил снизить нагрузку не менее чем вдвое.

Внутренняя поверхность купола за счет ступенчатых кессонов не только облегчилась, это добавило привлекательности. Они выделяются и в полумраке храма, еще ярче – при падении светового потока от окулюса. Конечно, расписывать такой потолок не приходится, но над шикарным внутренним убранством и такой выглядит неплохо. Некоторое время сохранялась бронзовая с позолотой обшивка купола, но затем одним из правителей была приватизирована. Пострадал и наружный облик, первоначально кирпичный цилиндр был отделан мрамором.

Что посмотреть рядом с Пантеоном

Посреди Площади Ротонды, или Piazza della Rotonda, находится изящный Фонтан площади Ротонды. Он был заложен в 1575 году архитектором Джакомо делла Порта. Вода поступала по акведуку Аква Вирго, законченного пятью годами ранее. Со временем к скульптурной композиции добавились гротескные маски и оригинальные изваяния дельфинов. Это было излюбленное место торговцев, площадь всегда была полна. И фонтан с небольшим водоемом обеспечивал всех чистейшей водой.

В начале XVIII века архитектор Филиппо Бариджони убирает мраморную чашу большого фонтана и на ее месте возводит постамент из известкового туфа. Он украшен геральдикой заказчика – Папы Клемента XI: 8-конечная звезда над тремя холмами. Она же, только в бронзе, венчает 6-метровую стелу Рамзеса II, установленную на постамент фонтана также по велению Папы.

Гранитный монумент в честь египетского фараона был высечен в XIII веке до н.э. и был частью храма бога Ра в Гелиополисе. По приказу императора Доминиана, одного из строителей Пантеона, стела была вывезена в 100-х годах и водружена на Марсовом поле. Позже она считалась утерянной, и была вновь обнаружена только в конце XIV века. Почти 300 лет она простояла на Капитолии.  С 1711 года стела древнего фараона украшает фонтан площади Ротонды.

Площадь Минервы, которая притаилась рядом с Пантеоном, всегда находится в тени знаменитого соседа. Но на есть что посмотреть. Еще с 13 века здесь стоит старинная базилика Санта-Мария Сопра Минерва – ее построили на месте античного храма Минервы, чему она и обязана своим названием. Она считается единственным готическим храмом Рима. А на уютной площади перед храмом стоит древний обелиск, водруженный архитектором Бернини на симпатичную скульптуру слона.

Буквально в 5 минутах ходьбы от Пантеона красуется знаменитый фонтан Треви – одна из главных достопримечательностей Рима, роскошная архитектурная композиция.

Также неподалеку “спряталась” в небольшом дворике церковь Сант’Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) – один из ярчайших образцов искусства барокко и необыкновенного, даже экстравагантного архитектурного стиля Борромини.

А в церкви Сан Луиджи деи Франчези, построенной в XVI веке и стоящей поблизости, вы можете увидеть известные полотна зрелого Караваджо.

Конечно, это лишь некоторые из ярких достопримечательностей в районе Пантеона. Здесь, в самом сердце Рима, они буквально на каждом шагу!

Эти и другие интересные достопримечательности Рима, а также аудиорассказы о них вы найдете в приложении Travelry – нашем мобильном путеводителе для iPhone.

Полезная информация о Пантеоне для туристов

Как добраться?

Поскольку Пантеон располагается в самом сердце Рима, добраться до него очень просто, даже если вы не знаете город. Это достопримечательность по линии римского метро, поэтому достаточно спуститься в метрополитен и, выбрав красную линию А, доехать до станции Barberini и выйти на площадь Ротонда.

Часы работы Пантеона

Достопримечательность открыта для посещений с понедельника по субботу. Воскресный день сокращенный, зайти внутрь можно только до 13:00. Летом часы работы Пантеона с 9:00 до 18:00, а зимой – до 16:00.

Стоит помнить, что 1 января и 1 мая являются особыми днями для храма, в которые посещать его туристам нельзя.

Стоимость билетов

Платы за вход в Пантеон нет, это одна из редких бесплатных достопримечательностей Рима. Но в некоторые дни на территории храма проводятся мероприятия, направленные на сбор пожертвований, в которых может принять участие и внести свой вклад каждый посетитель.

Прекрасного путешествия!

Архитектура Пантеона

План римского Пантеона

Портик

Начнём с портика!

На архитраве (балке, лежащей поперёк колонн) содержится латинская надпись, привлекающая к себе внимание. Вот она: «M

AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT». Надпись переводится следующим образом – Марк Агриппа, сын Луция (L F), избранный консулом трижды, воздвиг это.

На архитраве покоится треугольный фронтон, ныне пустой, но некогда его украшал барельеф, к сожалению, утерянный. Конёк венчался квадригой.

Весь антаблемент поддерживается шестнадцатью колоннами с коринфскими, самыми нарядными, орденами. Хотя я вполне себе представляю этот портик с мужским, скупым дорическим орденом, но он здесь не проходит из-за высоты колонн. Коринфские капители вытесаны из мрамора, а сами колонны – из серого и красного гранита, доставленного в Рим из Египта. Вес каждой из колонн – 60 тонн, высота – 11,9 метров, диаметр – 1,5 метра. Каторжный труд доставить их из нильских каменоломен в западные предгорья Апеннин!

Купол Пантеона

Разрез римского Пантеона

Главной архитектурной ценностью Пантеона является его 44-метровый купол. До него не умели строить купола даже и меньших размеров. Впечатляет и то, что он уже пережил две тысячи лет и не обрушился!

Строительство купола было настоящим прорывом! Во-первых, вместо камней использовали более лёгкие материалы – кирпич, пемзу – которые заливали бетоном. И всё равно, не смотря на «облегчение» купол весит пять тысяч тонн. Чтобы выдержать такую нагрузку Аполлодору Дамасскому пришлось увеличить толщину стен до шести метров. Вес купола не позволил и прорубать окна в стенах. До этого дойдёт только готика, а Пантеон лишь делал возможным путь в равеннскую романику.

Однако не смотря на всё восхищение пантеоновским куполом остаётся открытым вопрос о том, как его изготавливали.

И тут снова вступает в права народная легенда. Якобы при строительстве Пантеон засыпали землёй, что позволило отлить купол на верхушке земляной насыпи. Однако с самого начала Агриппа пошёл на хитрость. Он приказал строителям перемешивать землю с золотыми монетами. Когда Пантеон был закончен, Агриппа сказал, что каждый нашедший монету мог забрать её себе. Через час Пантеон был освобождён от земли.

Окулус

Окулус в куполе Пантеона, Рим

Говорят, что купол стал таким твёрдым, потому что его не стали венчать замком, а оставили 9-метровое отверстие. Оно называется oculus, то есть глаз. Оно интерпретируется как всевидящее око богов/Бога (в зависимости от религии).

Самое лучшее время, когда стоит посетить Пантеон – это полдень солнечного дня. Тогда можно увидеть столп солнечного света, проходящего через отверстие в куполе. И тогда можно увидеть, насколько хорошо освещается храм всего одним-единственным окном в потолке!

Добавлю, что статуи богов стояли в нишах по кругу, а солнечный свет падал на определённую статую в зависимости от времени года. Таким образом всем богам оказывалось равное количество внимания за год.

Ещё интересно прийти в Пантеон во время дождя или даже снега!

Раньше строго под отверстием-оком располагался алтарь, но в христианские времена его передвинули в восточную часть храма.

Существует народная легенда, как появился окулус. Считается, что его прорубили злые духи, когда в храме стали отправлять первую мессу.

Пантеон и поныне официально является католическим храмом, а окулус даже используется для отправления одной из служб. На Пятидесятницу через это отверстие всех присутствующих осыпают лепестками красных роз. Как бы символизируя сошествие Святого Духа на них.

Начиная с эпохи Ренессанса в Пантеоне стали делать захоронения знаменитых людей. Так например, здесь лежат останки Рафаэля Санти и король Виктор Эммануил II и его сын Умберто I.

Могила Виктора Эммануила II в Пантеоне, Рим

Могила Умберто I в Пантеоне, Рим

Отсюда и пошла традиция хранить в пантеонах знаменитых людей.

Сейчас Пантеон является образцом для подражания десятков и сотен зданий по всему миру. Некоторые этого даже не скрывают. Достаточно вспомнить парижский пантеон и туринский пантеон.

Пантеон в Риме снаружи и изнутри

Нельзя сказать, что почти за 2000 лет, прошедшие со времени возведения Пантеона, его внешний вид и интерьеры остались нетронутыми. Здание по-прежнему облицовано мрамором, но внутри, в нишах, явственно видна кирпичная кладка.

Реконструкции (например, замена трех колонн портика фасада) проводились как в целях поддержания здания в надлежащем виде, так и для того, чтобы «залатать раны» храма, полученные им в результате демонтажа из-за нехватки средств у пап на строительство новых сооружений.

Так, купол Пантеона снаружи и изнутри изначально был отделан позолоченными бронзовыми пластинами и украшениями.

Но в XVII в. при обустройстве интерьеров Собора Святого Петра, а точнее, для алтарного балдахина (скульптор Бернини) не хватило материалов, и пластины с украшениями были сняты и переплавлены.

Купол Римского Пантеона

Несколько позднее папа Урбан VIII, чтобы некоторым образом «компенсировать» ущерб приказал Бернини возвести по краям фронтона 2 колоколенки.

Насмешливые римляне немедленно прозвали их «ослиными ушами», а про папу сложили пословицу, основанную на игре слов: «Что не разрушили варвары, разрушил Барберини». Колокольни были демонтированы только в XIX в.

Цветной мрамор, которым облицованы стены внутреннего помещения Пантеона, остался нетронутым, как и полы, выложенные порфиром. У входа посетителей «встречают» статуи Агриппы и Адриана, что как бы уравновешивает историческую справедливость в отношении здания.

Правда, бронзовая дверь, ведущая в храм, уже не имеет отношения к античности: ее установили только во время Эпохи Возрождения. Не сохранился и порог из зеленого африканского мрамора.

У могилы Рафаэля всегда лежат свежие цветы

Впрочем, обо всем этом можно забыть, попав внутрь Пантеона, одновременно и подавляющего своим величием и возвышающего в буквальном смысле слова до небес. Пять рядов кессонов (по 28 в каждом) по окружности купола – это практически схема небесных сфер.

По легенде, посетив Пантеон и увидев его купол, Николай Коперник окончательно смог рассчитать параметры гелиоцентрической системы мира.

По окружности ротонды – 6 полукруглых ниш с колоннами (капелл) и 8 выступающих пристроек с нишами (табернаклей). В одной из капелл погребен итальянский король Виктор-Эммануил II, «отец Отечества», а в одном из табернаклей находится могила Рафаэля, возле которой всегда лежат свежие цветы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector