Михайловский или инженерный замок
Содержание:
- Историческая справка
- Судьба замка после смерти императора
- Архитектура дворца
- Трагедия Михайловского замка
- Внешний вид и отделка фасадов Михайловского замка
- История замка
- Архитектура и интерьеры
- Михайловский замок в Советское время
- Часы работы
- Строительство замка
- Возведение архитектурного исполина
- Два императора
- Надпись
Историческая справка
Михайловский замок находится в самом сердце Петербурга. Своим Величественным и несколько причудливым видом дворец рождает в памяти внешний облик строений из средневековой Европы. Являясь символом периода правления Павла I, дворец был сооружен в 1797-1801 годах под руководством В. Баженова, а также В. Бренна на том месте, где ранее располагался Летний дворец , который был разобран в следствии приказа Павла I сразу после того, как умерла Екатерина II — его мать. Что особенно поражает в истории этого дворца, так это то, что построен он был всего лишь за четыре года! Благодаря этому его можно причислить к единственному в нашей стране зданию, которое было построено в романтическом стиле классицизма.
Павел I в первую очередь очень хотел, чтобы его собственный дворец построили именно так, чтобы он чувствовал себя там в полной безопасности от всевозможных недоброжелателей и врагов. В результате получился великолепный дворец, который со всех его сторон окружала вода. Но, как известно, даже эти меры не дали императору полного покоя, ведь 1 февраля 1801 года государь Павел со своей семьей переехал в новый дворец, чтобы уберечь свою жизнь от преднамеренных угроз в его адрес. Но уже в ночь с 11 на 12 марта он все же был убит в своем замке, несмотря на все предостережения и меры безопасности.
После смерти императора никто из царской семьи не желал жить в Михайловском замке. Помещение использовалось различными учреждениями, а через двадцать лет было отдано во владение Главного Инженерного училища.
В начале 1823 года замок переименовали, он стал называться Инженерным. А чтобы можно было приспособить замок под нужды учебного заведения, необходимо было осуществить новую планировку всех помещений. Так, началось все с того, что в самых больших залах Инженерного замка начали расставлять всевозможные перегородки, а также определенные дополнительные проходы. Лепку с позолотой забелили, а в некоторых местах даже и вовсе уничтожили и покрывали большим слоем штукатурки.
Саму же Территорию вокруг дворца изменили до неузнаваемости, а каналы засыпали.
С 1917 года Михайловский, или как его еще тогда называли Инженерный, замок был занят различными советскими учреждениями. В период войны в Михайловский замок, а именно в восточную его часть, попала огромная авиабомба, в результате чего подверглась полной разрухе Парадная столовая, а также сильно пострадала крыша.
Когда в 1991 году состоялась передача Михайловского замка непосредственно Русскому музею, дворец был детально и тщательно отреставрирован, в следствии чего ансамбль Михайловского замка обрел свой первоначальный вид.
В ходе реконструкционной работы открылись части инженерно-фортификационных сооружений, находящихся вокруг самого дворца, а также фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста.
В 2003 году двор замка, который тоже уже стал музеем, украсил памятник Павлу I.
Судьба замка после смерти императора
Павел I не долго был хозяином своего замка. В его стенах он прожил всего лишь сорок дней и был зверски убит в ночь с одиннадцатого на двенадцатое марта. Императора не спасли глубокие рвы, толстые стены, охрана и даже тайный ход, имевшийся в его покоях. Почему-то в ночь убийства дверь к потайному ходу была заперта.
Многие считают, что Павел I знал о своей смерти. Перед этим к нему явился дух Петра I, его прадеда, и повелел уезжать из замка. А в день убийства император увидел свое отражение в зеркале со сломанной шеей. Однако все это не заставило его покинуть Михайловский замок, и он смело шел навстречу своей судьбе.
Сразу же после кончины Павла I замок опустел. Его жители в спешке выезжали из своих покоев. За последующие годы никто из императоров так и не смог вернуть жизнь в это место. Все обходили его стороной, веря в роковое предназначение замка.
За несколько лет из него были вывезены все ценности, а постепенно он лишился и части обшивки стен. Как когда-то делал для строительства своего замка Павел I, его потомки без стеснения разбирали величественное сооружение, чтобы украсить свои дворцы.
Через восемнадцать лет после смерти императора замок был передан Главному инженерному училищу. Отсюда пошло его второе название, которое сегодня используется довольно часто. Для нужд студентов строение было почти полностью перепланировано: рвы засыпали землей, многие залы перекрасили, в комнатах установили перегородки. Замок уже мало напоминал то величественное сооружение, которое создал Павел I.
Архитектура дворца
Михайловский замок построен в полном соответствии с пожеланиями императора и его представлениями о надлежащей императорской резиденции.
Архитектор Баженов создал уникальный и необычный для русского зодчества дворец, где ни один из четырех фасадов не похож на другой. Однако внешний вид замка производит ощущение целостности, что является несомненной заслугой архитектора.
Это гигантское квадратное здание с закругленными углами создает впечатление неприступного крепостного бастиона. Особенностью архитектурной конструкции является огромное восьмиугольное внутреннее пространство и два небольших внутренних дворика.
Задуманное, как неприступная твердыня, оно располагается на слиянии рек Мойки и Фонтанки. С двух других сторон были прорыты Воскресенский и Церковный каналы. Таким образом, замок оказался расположенным на рукотворном острове, и заехать на его территорию можно было только по трем разводным мостам.
Перед, выходящим на юг, главным фасадом, была сооружена просторная площадь Коннетабля, также окруженная со всех сторон водой. По фронту площади главный разводной мост защищали два полубастиона с пушками. Всего по периметру дворца в крепостной стене перед замком было расположено около 20 пушек.
В центре площади император приказал установить конную статую Петра I, изготовленную еще во время великого государя гениальным Растрелли. Есть одна малоизвестная особенность этой скульптуры, которая кажется совершенно невероятной.
Главный фасад дворца с выступающим ризалитом из серого камня выходит на площадь. По краям ризалита сдвоенные колонны из красного мрамора поддерживают треугольный фронтон с барельефом «История заносит на свои скрижали славу России».
Центральным входом в замок являются Воскресенские ворота, к которым ведет трехпролетный мост через водный канал, опоясывающий центральную площадь Коннетабля.
По обеим сторонам центральные ворота фланкированы величественными обелисками во всю высоту здания с рыцарской атрибутикой и вензелями императора.
Выступающая часть ризалита на уровне верхних двух этажей выделена рядом колонн, поддерживающих фриз со знаменитой строкой, снятой с Исаакиевского собора. Цокольный этаж, выполненный из тесаных каменных глыб, служит непоколебимой основой всего сооружения.
Северный фасад здания выходит в сторону Летнего сада. Центральная часть фасада выступает вперед и отличается широкой лестницей, по бокам которой на постаментах выставлены бронзовые скульптуры Геракла и Флоры — копии античных шедевров.
Сдвоенные колонны, стоящие на верхней площадке лестницы, поддерживают центральную террасу на уровне второго этажа. Высокий аттик с пятью барельефами венчает центральную часть здания и придает целостность всей архитектурной композиции северного фасада.
Восточный фасад выходит на Фонтанку и выделен в центральной части овальным выступом. Венчает выступ купол с флагштоком. В момент, когда император находился в замке — на флагштоке поднимали царский штандарт. Стена овального выступа служит контуром для знаменитого овального кабинета на втором этаже замка.
Западный фасад является церковным и выглядит наиболее нарядно. В его выступающем далеко вперед полукруглом ризалите находится дворцовая церковь Архангела Михаила, в честь которого был назван замок.
Центральный ризалит завершается радиусом купола с остроконечным шпилем, увенчанным мальтийским крестом. Стены украшены лепным карнизом. К северу от ризалита находятся Рождественские ворота, ведущие в небольшой дворик, из которого можно пройти в императорские апартаменты.
Разные архитектурные решения фасадов объединяет в целостный облик единая окраска стен здания. С необычным и неожиданным цветом стен связана, разумеется, и необычная легенда.
Фаворитка осталась без перчатки, ибо она оказалась у архитектора В. Бренна. Царь изумился нежному персиковому цвету этого дамского аксессуара и принес его архитектору в качестве образца цвета для дворцовых стен.
Архитектурный облик здания уникален и не характерен для внешнего вида дворцов и особняков Санкт-Петербурга. Это единственный дворец в стране, построенный в стиле романтического классицизма.
Его образ стал символом периода правления императора Павла I — чудного правителя, такого же неоднозначного, как и его своеобразное детище.
Трагедия Михайловского замка
Строительство продолжалось три года, и в ноябре 1800 г. замок освятили. Квадратное строение с внутренним двором и четырьмя углами, напоминающими бастионы, было фактически неприступно. С двух сторон его защищали реки Мойка и Фонтанка, а на месте современных улиц Садовой и Замковой были прокопаны каналы, выполнявшие функцию крепостных рвов. На их берегах стояли пушки и несли караул гвардейцы, а попасть в резиденцию императора можно было только по подъемному мосту.
Имя свое замок получил в честь божественного покровителя российских императоров — Михаила Архангела — предводителя небесного воинства.
Однако ни неприступные стены, ни рвы, ни покровительство Архистратига Михаила не спасли Павла I. В 1801 г. в ночь на 12 марта несколько офицеров во главе с Николаем Зубовым ворвались в спальню императора и убили его, сначала оглушив золотой табакеркой, а потом задушив шарфом.
После убийства Павла I замок долгое время был заброшен, а 1822 г. оказался в распоряжении Военно-инженерного ведомства, и после капитальной перестройки в нем разместилось Инженерное училище. С этим фактом и связано второе название замка — Инженерный.
Внешний вид и отделка фасадов Михайловского замка
- То ли замок, то ли крепость.
- Отделка корпуса.
- Фасады замка.
- Дополнения к южному фасаду: памятник конному Петру Великому и Кленовая аллея.
С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции, выстроенной на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы. В Летнем дворце и родился будущий император Павел.
Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность. Мрамор, использованный при строительстве, был заготовлен для Исаакиевского собора.
Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.
Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.
В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.
Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.
Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия.
Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Его свинцовая модель была выполнена великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, в 1719 – начале 1720-х годов. Затем, сорок лет спустя, памятник отлили из бронзы, но после этого ему пришлось еще сорок лет ждать, когда он окончательно воцарится на постаменте. На пьедестале – отделка олонецкого мрамора (его можно встретить и в самом замке). Патриотические барельефы с изображением Полтавской битвы и легендарного сражения у мыса Гангут украшают его.
К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны, построенные в конце 1700-х – 1800 гг. Их создатели – архитектор В. И. Баженов и скульптор Ф. Г. Гордеев.
История замка
Прежде, чем рассказывать о строительстве замка, нужно сказать несколько слов о его названии. В замке находилась часовня, освященная в честь Архистратига Михаила, ей-то здание и обязано своим названием. Некоторые мемуаристы императора утверждают, что на том месте, где позже был построен замок, одному из солдат явился сам Архистратиг. Нужно отметить, что название светского сооружения в честь святого — это беспрецедентный случай во всей истории российского зодчества.
Но почему именно «замок»? Почему не «дворец» (как обычно назывались аналогичные строения того времени)? Причина проста: это было прихотью императора, который состоял в одном из старинных рыцарских орденов.
Как уже было упомянуто выше, у замка есть еще одно название — Инженерный. Оно появилось позже, когда в здании разместилось училище, готовящее инженерные кадры.
История замка началась в середине 80-х годов XVIII столетия. Именно тогда была начата работа над проектом здания. Проектирование длилось около двенадцати лет. В качестве архитектора выступал сам будущий император Павел Петрович (в то время еще великий князь). Им было подготовлено тринадцать вариантов проекта.
Взойдя на трон, Павел I отдал приказ о начале строительных работ. Разработку окончательного варианта проекта и руководство строительными работами он поручил профессиональным архитекторам. Для того, чтобы строительство продвигалось быстрее, использовались строительные материалы, переброшенные с других строек. Было разобрано несколько царскосельских павильонов и один дворец недалеко от северной столицы, все полученные строительные материалы пошли на постройку замка. Работы велись круглосуточно. В темное время суток стройку освещали многочисленные фонари и факелы. Над возведением здания трудились шесть тысяч рабочих.
В начале XIX века замок был достроен. Император прожил в нем всего сорок дней. В этом замке он был убит. Вскоре после этого здание пришло в запустение. Позже его мрамор использовался при возведении Нового Эрмитажа.
Спустя восемнадцать лет после убийства хозяина замка начался новый этап в истории здания: оно было превращено в училище, готовившее инженеров. Та комната, где был убит император, была превращена в церковь.
Нужно отметить, что первоначально здание было окружено водной преградой (каналами). В 20-е годы XIX века каналы исчезли: их засыпали. Территория вокруг замка лишилась и подъемных мостов. Было перестроено и само здание. Его первоначальный облик был утрачен.
В разное время в замке располагались различные научные и учебные учреждения. Лишь в 90-е годы XX века началась реставрация здания. В начале XXI столетия реставрационные работы были закончены. Восстановлена часть первоначальных интерьеров. Также теперь на территории, окружающей замок, можно увидеть фрагменты одного из каналов и подъемного моста.
В настоящее время замок является филиалом Русского музея. В нем можно увидеть несколько интересных экспозиций, одна из которых посвящена истории здания.
Архитектура и интерьеры
Если посмотреть на замок сверху, становится понятно, что назначение здания, в первую очередь, оборонительное. Это скорее крепость, чем резиденция венценосной семьи. Здание замка квадратное, со скругленными углами, внутренний двор представляет собой вписанный в квадрат восьмиугольник. Расположен дворец на слиянии рек Мойки и Фонтанки, во время строительства две оставшиеся стороны были отделены от суши специально прорытыми Церковным и Вознесенским каналами, создав тем самым искусственный остров. Соединяет замок с сушей похожий на трезубец гранитный Трехчастный мост.
Примечательны и фасады дворца – ни один из них не похож на другой, при этом каждый служит своей цели и гармонично вписывается в окружающее пространство. Северный фасад выходит на Летний сад и Марсово поле, то есть является парковым. Это отражено в богатстве украшения аттика, широкой лестнице, декорированной скульптурами, а также мраморной колоннадой. Противоположный ему Южный фасад является главным входом, чем обусловлена репрезентативность этой стороны здания. Центральная часть выложена серым мрамором, приподнятый портик украшают парные колонны из мрамора и обелиски в виде рыцарских доспехов. Одноименную площадь перед замком украшает памятник конному Петру I с надписью «Прадеду правнук». На фасаде можно прочесть «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ».
Этот немного переиначенный библейский текст породил легенду, о которой будет рассказано дальше. Восточный и Западный фасады являются второстепенными по отношению к двум главным фасадам Михайловского замка. Западная сторона является церковной, в центре ее вздымается купол и золотой шпиль церкви Архистратига Михаила. Наконец, самый скромный, Восточный фасад выходит на набережную Фонтанки и имеет симметричную апсиду с куполом и флагштоком, на котором поднимался штандарт во время нахождения в замке его владельца. В округлом выступе располагался Овальный зал.
Архитектурным стилем дворца принято считать романтический классицизм. Внутреннее убранство дворца было роскошным, как и подобает статусу его владельцев. В отделке использовано много мрамора, стены украшали картины и скульптуры известных мастеров. В комплекс Михайловского замка входит целый ряд строений, помимо самого дворца. Если повернуться спиной к его главному фасаду, перед нами окажется площадь, ранее служившая военным плацем и называвшаяся площадью Коннетабля, с памятником Петру I по центру. От суши ее также отделяли рвы, соединенные с сушей подвесными мостами, тщательно охранявшимися.
По периметру площадь была укреплена пушками и бастионами и представляла собой вторую линию фортификационных укреплений замка. Сразу у конца площади с двух сторон можно увидеть трехэтажные западный и восточный павильоны Кордегардий, в которых размещался охранный караул. Затем начинается Кленовая аллея, в длинных сооружениях с двух сторон которой ранее располагались конюшни и здание манежа, также авторства В. Бренна. Наконец, выход из комплекса и вход в него осуществлялся через трехпроходные ворота, центральная часть которых предназначалась для венценосной семьи, остальные для других посетителей. Они, к сожалению, не сохранились до нашего времени.
Представив полную картину замкового комплекса, становится понятно, насколько это здание необычно для Санкт-Петербурга и какую сложную задачу удалось выполнить его создателям, органично вписав замок в городской ландшафт.
Михайловский замок в Советское время
После революционных событий 1917 года здание было национализировано и с 1918 года в его залах разместились аудитории Ленинградского военно-инженерного училища.
С начала войны и до 1945 года в замке располагался госпиталь, и после войны военное училище продолжило образовательный процесс. В тоже время в здании размещалось множество различных советских учреждений с немыслимыми для воспроизведения названиями.
Начиная с 1988 года, арендаторы стали постепенно освобождать занимаемые площади и к 1994 году Михайловский замок перешел в распоряжение Государственного Русского музея. Был восстановлен первоначальный облик здания и частично сделана реставрация интерьеров по эскизам современников.
Часы работы
Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 18:00 ч., в четверг с 13:00 до 21:00 ч., во вторник выходной день.
Режим работы кассы: закрывается на 30 минут раньше, чем музей.
Указана стоимость посещения экспозиции Михайловский замка в Санкт Петербурге на официальном сайте: взрослым нужно оплатить 350 рублей*, студентам билет обойдётся в 170 рублей*. Можно приобрести билеты по интернету.
Обратите внимание! На экспозиции в комплексе разрешается фото- и видеосъемка без вспышки и других приспособлений. На временных выставках разрешается фото- и видеосъемка мобильными телефонами
Фотосъемку нужно оплатить отдельно, стоимость около 300 рублей*.
Строительство замка
Михайловский замок был построен Бартоломео Растрелли для императора Павла І в период с 1797 по 1801 годы. В его проектировании принимали участие архитекторы Василий Иванович Баженов и Винченцо Бренна. Замок был построен в удивительные по тем временам сроки – четыре года. Для обеспечения такой скорости строительства 6000 рабочих вынуждены были трудиться круглосуточно и без выходных.
Для максимально быстрого выполнения работ на строительство замка были переброшены строительные материалы, предназначавшиеся для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села, дворца в Пелле и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора — фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет. Согласно проекту замок должен был являть собой неприступную крепость, а завершался сей бастион подъемный мостом. У стен замка протекали воды Мойки и Фонтанки. Назван замок был в честь святого архангела Михаила.
Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась ещё в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781—1782 годов. Указ о строительстве замка — многолетней мечты, был издан в первый же месяц царствования Павла I в 1796 году:
Замок возвели на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны, спроектированного архитектором Растрелли. Именно здесь 1 октября 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича, и тут в 1762 году она была провозглашена императрицей.
Первый камень был заложен 9 марта 1797 года. Помимо Баженова и Бренны в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках у Бренны также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси.
Для росписи потолков в парадных помещениях замка были привлечены известные художники того времени: итальянцы Карл Скотти и Антонио Виги, поляк Франциск Смуглевич, немец Иоганн Меттенлейтер. Интерьеры замка украсили картины крупнейших русских художников эпохи: И. А. Акимова, А. Е. Мартынова, Г. И. Угрюмова, В. К. Шебуева, а также проживавшего в России англичанина Д. Аткинсона.
21 ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.
Возведение архитектурного исполина
Процесс строительства был запущен 26 февраля 1797 года в момент закладки первого камня в фундамент будущего сооружения. Император торопил со сроком сдачи объекта и работы велись «стахановскими» темпами.
На момент возведения архитектурного «монстра» были прекращены все значимые стройки по стране и лучшие специалисты перенаправлены на царский объект.
Баженов был не в состоянии выдерживать такую строительную гонку, и в дальнейшем руководил постройкой Винченцо Бренна — придворный архитектор императора.
Работы велись в буквальном смысле и день, и ночь при свете факелов, в любое время года и при любых погодных условиях. На строительной площадке одновременно находилось около 5 тысяч работников.
Для ускорения строительства стали перебрасывать с других строек готовые архитектурные компоненты. В ход пошли колонны и фризы из Царского Села, скульптуры из Академии художеств.
Даже с Исаакиевского собора сняли уже установленный фриз с библейской надписью. Это было немыслимым святотатством и есть легенда, что причиной гибели Павла I стал этот необдуманный приказ о снятии фриза со стен храма.
Строительство продолжалось, и по известному сценарию Таврический дворец остался без наборного паркета.
В спешке строительные работы велись с нарушением технологии и надлежащих нормативов. Фундамент, вырытый глубокой осенью, и зимняя кладка стен привели к неимоверной сырости и снижению уровня теплозащиты.
Однако император подгонял строительство и ценой невероятных усилий к ноябрю 1800 года удалось закончить возведение здания. В этом же месяце в день Архангела Михаила дворец был освящен, но отделка помещений продолжалась еще несколько месяцев.
В знаменательный день 1 февраля 1801 года император со всей семьей въехал в новую резиденцию.
Два императора
В настоящее время Михайловский замок в Петербурге считается одной из самых интересных достопримечательностей. Он поражает и четырьмя фасадами, каждый из которых отделан по-особенному, и нетрадиционным для Петербурга оранжевым цветом.
Наряду с необычной архитектурой, внимание туристов привлекают скульптуры двух императоров, расположенные рядом с дворцом. Перед парадным входом на украшенном бронзовыми барельефами постаменте высится конная статуя Петра I в одеянии римских императоров
Этот памятник по модели Бартоломео Карло Растрелли был установлен еще при жизни Павла I. И надпись на постаменте гласит: «Правнук — прадеду».
Второй памятник самому Павлу — во внутреннем дворике. Он установлен в 2003 г., его авторами являются скульптор В.Э. Горев и архитектор В.И. Наливайко. Сидящий на троне Павел в императорской короне со скипетром и державой высокомерно взирает на проходящих мимо туристов.
Надпись
С юго-восточной стороны есть уникальная надпись: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней». С этой фразой связана интересная легенда, которая вполне может быть правдой. Эта надпись — предсказание для императора: количество букв равно годам его жизни. Что это — выдумка или правда, спорный вопрос, ведь совпадение точное.
Чтобы еще больше ускорить строительство и его завершение, была отменена пошлина. Но только на те материалы, которые привозили из-за заморских земель для строительства замка.
Был создан отдельный проезд для членов императорской семьи. Он был средним из трех предусмотренных ворот. За ними была красивая аллея.