История мариинского дворца
Содержание:
- Состояние дворца в XIX столетии
- Зал для переговоров
- Как добраться самостоятельно
- Один из известнейших дворцов Санкт-Петербурга
- История Мариинского дворца
- Где находится и как доехать, телефон
- Интерьеры дворца
- Особенности
- Достопримечательности рядом
- История
- Участок
- Интересные факты:
- Общественная жизнь дворца
- Внутреннее убранство
- Мариинский дворец в Киеве: история строительства
- Мариинский дворец в Киеве: история
- Интерьер
- Жизнь дворца в XXI веке
- Мариинский дворец в настоящее время
- Мариинский дворец на государственной службе
- Наружное оформление
- Архитектура
Состояние дворца в XIX столетии
Во время приезда Екатерины II в резиденции проводились балы и театральные представления, по окончании которых гремели роскошные фейерверки. В 1819 году здание пережило пожар. Стихия уничтожила многие элементы декора и весь второй этаж, сделанный из дерева. Длительное время Мариинский дворец в Киеве находился в руинном состоянии без попыток его восстановления. Спустя несколько лет здание было сдано в аренду «Акционерному товариществу минеральных вод». Центральный корпус был переоборудован в помещение с ваннами, которые наполнялись лечебной лаврской водой, а флигели служили гостевыми комнатами.
Возрождение былого величия дворца припало на вторую половину XIX века, когда из промозглого Петербурга в Киев прибыла Мария Александровна – супруга императора Александра II. К приезду царских особ резиденция была восстановлена с использованием кирпича, но все в тех же традициях ренессанса и барокко. Автором проекта стал К. Е. Маевский, инженером – А. Струве. Из нововведений можно отметить пристроенный к центральной части балкон с лестницей. К слову, название «Мариинский» дворец получил в честь своей «спасительницы» Марии Александровны.
Зал для переговоров
Здесь проходят переговоры. Как раз за день до экскурсии здесь проходили переговоры с президентом Литвы, о чем свидетельствует флаг. Картина на стене кисти Ивана Тихого «Актриса».
Зал для переговоров
Анфилада
В этой комнате показано, как накрывают на стол во время торжественных обедов. Картины Татьяны Яблонской и Татьяны Голембиевской (Белое платье).
Во дворце есть небольшая экспозиция с подарками Президенту Украины. Меня больше всего заинтересовал «A gold book by Andy Warhol» и дары от Китая и Ирана. Все подарки можно увидеть в библиотеке Вернадского.
Парадная лестница Мариинского дворца
Парадная лестница Мариинского дворца
На экскурсии, конечно, не показывают все комнаты дворца, так как это Резиденция Президента Украины. Другие комнаты я не фотографировала, так как там меня ничего не заинтересовало.
Как добраться самостоятельно
Добраться до Мариинского дворца более чем просто. Это можно сделать с помощью метро – достаточно сойти на одной из ближайших станций, а к таковым относят «Садовую» и «Адмиралтейскую». Кроме того, можно воспользоваться некоторыми видами общественного транспорта. В этом случае предстоит выйти на одной из остановок – «Исаакиевская площадь» или же «Казанская улица». К сожалению, сегодня вход во внутренние помещения Мариинского дворца невозможен для туристов. Остаётся лишь наслаждаться эстетической стороной внешнего оформления во время посещения ансамбля Исаакиевской площади.
Один из известнейших дворцов Санкт-Петербурга
1 оценило
Мариинский дворец — это один из известнейших дворцов Санкт-Петербурга, вместе с Зимним и Таврическим — один из трех «политических» дворцов Петербурга, центр событий 1917 и 1991 года.
Мариинский дворец в Санкт-Петербурге
История Мариинского дворца
Мариинский дворец построен в 1839—1844 годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера, на землях, которые в XVIII веке принадлежали генерал-фельдмаршалу Ивану Григорьевичу Чернышёву. Ранее здесь находился его дворец 1762—1768 годов постройки и где в 1825-39 годы в нём размещалось Николаевское кавалерийское училище.
В 1845 года Мариинский дворец стал официальной резиденцией князей Лейхтенбергских и был назван в честь дочери императора Николая I Марии Николаевны и стал для неё подарком к свадьбе.
В 1884 году дворец был выкуплен в казну с рассрочкой на 30 лет за 3 000 000 рублей.
В 1885 года в нём находился Государственный совет Российской империи и Комитет министров Российской империи, с 1905 года ставший Советом министров Российской империи.
Судьба Мариинского дворца после революции
После революции в Мариинском дворце разместилось Временное правительство России, потом здесь разместилась комиссия по выборам, а после переноса столицы из Петербурга в Москву дворец заняли казармы Красной Армии.
В 1928—1929 годах в дворце обустроили общежитие на 1000 человек.
В 1929 году здание Мариинского дворца заняло ленинградское отделение Промакадемии ВСНХ СССР. При нём было организовано общежитие академии, сделаны аудитории, комнаты персонала и кинотеатр.
После начала войны в 1941 году в дворце разместился Военный совет, штаб, политотдел Ленинградской армии народного ополчения.
Во время Великой Отечественной войны Мариинский дворец сильно пострадал от бомбардировок. В 1944 году проходила реставрация дворца с перепланировкой помещений.
В 1945—1991 годах в Мариинском дворце находился Ленсовет.
В августе 1991 года во время путча, дворец стал центром активного сопротивления ГКЧП в Ленинграде, вокруг здания были возведены баррикады.
В 1991—1993 годах функция дворца сохранилась — здесь находился Петросовет.
С 1994 года Мариинский дворец занимает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
- Россия
- Санкт-Петербург
Где находится и как доехать, телефон
Адрес: Россия, Санк-Петербург, Исаакиевская площадь, 6
Как доехать: Ближайшие станции метро — Невский Проспект, Гостиный Двор, Сенная Площадь, Садовая
Телефон: 8 (812) 319-99-31
Интерьеры дворца
Исключительный интерес представляет внутренняя отделка помещений дворца. Она отличается необыкновенной роскошью и разнообразием стилей. Архитектор старался не придерживаться стилевого единства и преследовал цель сделать интерьеры разными и непохожими друг на друга.
Здесь в оформительском подходе использовался принцип эклектики. Использование различных архитектурных идей и гармоничное их соединение в одном пространстве привело к возникновению интересных эстетических эффектов и необычному сочетанию разнородных стилевых элементов.
Так, совершенно против общепринятых канонов архитектор устроил парадную анфиладу залов на главном втором этаже здания. Она располагается не как принято — вдоль главного фасада, а наоборот — перпендикулярно продольной оси здания.
Это позволило максимально удобным образом скомпоновать все помещения дворца, сделать их не только роскошными, но также удобными и комфортными для проживания.
Особенно актуальным это было в отношении хозяйки дворца великой княжны Марии Николаевны. В силу физических отклонений она не имела возможности долго передвигаться пешком и, учитывая эту особенность, во всем дворце были сделаны удобные пандусы для передвижения в колесной коляске.
Парадная приемная герцога — первый зал анфилады восхищает богатством отделки, выполненной в классическом стиле. Великолепная Ротонда своей двухярусной колоннадой, куполом и верхним светом создает ощущение необыкновенной торжественности.
Квадратный зал, отделанный в помпейском стиле, выглядит легким и воздушным. Все апартаменты дворца обладают собственной индивидуальностью и неповторимым колоритом.
Благодаря постоянному поиску оптимальных композиционных и конструктивных решений Штакеншнейдеру удалось создать внутреннее пространство дворца «с человеческим лицом» — разнообразное по планировке и максимально приспособленное к потребностям человека. Архитектор воплотил главный принцип эклектики — сочетание различных стилей в гармонии.
Особенности
По изначальному замыслу Мариинский дворец должен был увенчать южную сторону Исаакиевской площади, полностью завершить её облик, не нарушив хрупкий архитектурный баланс. Именно из подобных соображений дворец было принято строить изначально несимметричным, что полностью противоречило законам классицизма. При этом не стоит забывать также и о том, что дворец возводился именно как жилое, а не в первую очередь государственное сооружение. Именно этим и поясняются некоторые особенности внутреннего размещения помещений.
Так, вид на Исаакиевскую площадь не украшает ни одну жилую комнату. Все они выходят в сторону сада, чтобы шум столицы не отвлекал его обитателей. Вместо обычного камня при строительстве использовали песочник для того же комфорта – как известно, песочник намного лучше удерживает тепло, что, впрочем, не помешало подойти к вопросам декора со всей возможной креативностью – для отделки фасадов использовали руст, а в качестве декоративных элементов пилястры и коринфские колонны. Ещё одним привет из античности являются многочисленные статуи в греческом стиле, украшающие парадную лестницу.
Многих гостей Мариинского дворца интересует, зачем нужно было устраивать внутри пандусы, по обеим сторонам которых бурно разрослась растительность. Ответ предельно прост – дочь императора имела проблемы с ногами. Иногда элементарный подъем с постели был для неё невозможен. Именно для этого и была разработана система, благодаря которой она могла относительно самостоятельно передвигаться по собственному дому.
Ещё одним элементом оформления, который появился благодаря хозяйке дворца, является стилизованная лепниной надпись, которая представляла собой переплетение букв её имени. Эта надпись была сделана прямо на стене парадного холла.
Подробная информация о других значимых достопримечательностях Санкт-Петербурга
Достопримечательности рядом
Пока во дворце не возобновлены экскурсионные программы оценить масштабы его архитектуры можно только из-за кованых ворот. В окрестностях Мариинского дворца есть интересные достопримечательности, которые тоже должны быть удостоены внимания.
Одно из таких мест — Мариинский парк, спроектированный в пейзажном стиле. Создан парк в XIX веке на месте дворцовой площади и военного плаца. Площадь парка почти 9 га. На его территории много памятников и зеленых насаждений.
С другой стороны от дворца находится небольшая аллея с фонтанами, скульптурами и летним театром. С этой же стороны располагается и стадион «Динамо». С южного края Мариинского дворца, по улице М. Грушевского, находится здание Верховного совета Украины.
Zeynel Cebeci
За «Динамо» расположена небольшая парковая зона. Здесь установлена известная арка дружбы народов, расположен музей воды, здание киевского театра кукол, разнообразные скульптуры и памятники.
История
История киевского Мариинского дворца начинается в середине XVIII века, а точнее в 1744 году. В это время началось строительство дворцового здания в Царском саду. Замок на правом берегу Днепра долгое время назывался Царским дворцом. Инициатором строительства замка выступила Елизавета Петровна. Первой царской особой, посетившей дворец, стала Екатерина II в. 1787 году. В конце XVIII начале XIX века Мариинский дворец служил резиденцией губернатора Киевской губернии.
До наших дней это строение в своем первозданном виде не сохранилось. Причина тому — серия пожаров, произошедших в XIX веке. После этого происшествия дворец был восстановлен только полвека спустя, в 1870 году, по приказу Александра II. Занимался восстановительными работами архитектор К. Маевский. После реконструкции строение было переименовано в Мариинский дворец. В это же время возле замка был разбит одноименный парк.
До 1917 года Мариинский дворец был резиденцией для императорской семьи, когда они посещали Киев. В 20-е годы XX века дворцовое здание принадлежало сельскохозяйственной школе. Позднее здесь был открыт музей.
SNCH
После Великой Отечественной войны, в конце 1940-х, были проведены реставрационные работы Мариинского дворца. Повторно реставрация проводилась и в 80-х годах. Последняя реконструкция здания длилась с 2007 по 2018 год.
Участок
В 1761 году, участок земли в южной части теперешней Исаакиевской площади, на котором сегодня располагается Мариинский дворец, был приобретен генерал-поручиком, камергером, графом Иваном Григорьевичем Чернышевым. В следующем году по проекту Ж. Ю. Валлен-Деламота здесь началось возведение крупного особняка. Граф хотел, чтобы его имение получилось простым, без золота и серебра, но очень красивым, хорошо убранным и благородным. 4 октября 1765 года Чернышев заселился во дворец. В декабре следующего года он принимал в нем императрицу Екатерину II. На тот момент здание считалось одной из главных достопримечательностей Петербурга.
В 1797 году, когда Иван Григорьевич умер, дворец перешел в собственность его старшего сына Григория. Спустя некоторое время, из-за долгов здание было заложено и взято в казну. Часть помещений стали сдавать в аренду. Здесь торговали разными товарами, начиная от картин, и заканчивая колбасой. Второй этаж и сад заняло мещанское общество под названием «Шустер-клуб». Какое-то время во дворце жил Французский принц Конде.
Во время реконструкции Адмиралтейства по проекту Захарова дворец Чернышева был отдан в аренду коллегии Адмиралтейств. Захаров лично занимался приспособлением постройки для чиновничьих нужд. В 1810-х данный участок планировалось отдать под строительство дворца младшего брата Александра I – князя Михаила. Проект был поручен Карлу Росси. По задумке архитектора, здание должно было иметь трапециевидную форму с выходом главного фасада на площадь, и садом во дворе. Предполагалось, что перед дворцом будет снесено несколько частных домовладений, расширено Синий мост и увеличено площадь. Сославшись на дороговизну выкупа частных строений, находящихся около дворца, от проекта перестройки отказались.
В мае 1823 года Николаем I была учреждена Школа гвардейских прапорщиков. 10 августа 1825 года она была перенесена во дворец Чернышева. Здание надстроили третьим этажом и установили на его аттике герб. В 1826 году заведение переименовали в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В ней обучение проходили М. Ю. Лермонтов и А. И. Барятинский.
Интересные факты:
В XVIII веке на месте Мариинского дворца располагался дворец графа Ивана Чернышева и еще несколько здаий. Новый, построенный в XIX веке, дворец предназначался в качестве свадебного подарка для дочери императора Николая I — великой княжны Марии Николаевны, после того, как она вышла замуж за герцога Лейхтенбергского, дворец стал официальной резиденцией этой фамилии.
Нижний этаж главного фасада отделан рустом, а верхние — коринфскими колоннами и пилястрами. По центру главного фасада находится ризалит с высоким аттиком, боковые фасады украшены треугольными фронтонами. Парадный вход представляет собой открытый балкон с 6 вазами над большой аркадой. Внутри дворца устроили особый пандус с различными горными растениями (позже его перестроили в зал заседаний), а самое большое помещение использовали для спортивных игр и активного отдыха. Интерьеры Мариинского дворца отделаны с использованием дорогих материалов, драгоценных пород дерева и мрамора. В этой работе участвовали Д. И. Иенсен, А. Виги, И. Дроллингер и другие скульпторы и художники. Вдоль парадной лестницы разместили скульптуры античных героев, а на стене — лепной орнамент в виде переплетенных букв имени Мария.
До 1917 года во дворце находилась церковь Святителя Николая Чудотворца.
В 1884 году Мариинский дворец был выкуплен в казну, в нем разместили Государственный совет и Кабинет министров Российской империи, после революции 1917 года сюда въехало Временное правительство, а когда к власти пришли большевики — ВСНХ. Когда столицей стала Москва, дворец на время потерял свое государственное значение — в нем размещались различные учреждения вплоть до общежития. В годы Великой Отечественной войны в здании дворца работал госпиталь. В 1945 году в Мариинском дворце обосновался Ленинградский городской Совет народных депутатов (Ленсовет), позже — Петросовет, а сейчас здесь находится высший законодательный орган Санкт-Петербурга — Законодательное собрание (ЗАКС).
Наряду с Зимним и Таврическим дворцами, Мариинский дворец обладает званием «политического дворца» — в нем происходили судьбоносные исторические события в 1917 и 1991 годах.
Мариинский дворец органично замыкает архитектурный ансамбль Исаакиевской площади с южной стороны.
Мариинский дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 6. | |
Мариинский дворец на карте: |
Как добраться: Дворец находится на Казанском острове с южной стороны Исаакиевской площади вдоль Синего моста. Ближайшие станции метро — «Адмиралтейская», «Садовая». Наземный транспорт — остановки «Исаакиевская площадь», «Казанская улица». |
Общественная жизнь дворца
В 1844 году дворец был построен. В итоге в северной Пальмире воцарился модный очаг культурной тусовки. Название было присвоено личным указом императора. Разве могло быть иначе, ведь архитектурный шедевр был свадебным подарком отца для любимой дочери.
Царская дочка со всем семейством сразу переселилась в новые апартаменты. Впоследствии, император каждый день прогуливался от Зимнего до Мариинского дворца, чтобы навестить любимое чадо и повидаться с первым внуком.
В биографии этого архитектурного шедевра большое количество известных имен и с ним связано много исторических событий. Здесь постоянно проводились приемы, балы и маскарады. Концерты и спектакли посещал весь великосветский бомонд.
Среди гостей выделялись известные писатели В.Жуковский, П. Вяземский и В. Одоевский. Во дворце всегда присутствовала хорошая компания из художников, литераторов, актеров и композиторов.
Хозяева дворца — Максимилиан и Мария занимались не только веселым время препровождением, но и принимали активное участие в жизни страны. Они, на пару, руководили Академией художеств, влияли на государственную политику в вопросах искусства. Будучи талантливыми натурами, они по-настоящему разбирались в искусстве и снискали себе славу страстных собирателей прекрасного.
Герцог перевез в Мариинский дворец великолепные картины Рафаэля, Веласкеса, Ван Дейка из своей Мюнхенской галереи. Он дополнил коллекцию холстами российских живописцев и лично покровительствовал этим авторам.
Мария Николаевна увлекалась прекрасными полотнами живописцев Италии, Франции, Голландии и России. Сообща они собрали исключительную коллекцию, включающую ожерелья Жозефины и собрание оружия Наполеона.
Коллекция Лейхтенбергских являлась одной из самых ценных и значимых сокровищниц произведений искусства в стране.
Мариинский дворец принадлежал их семье вплоть до 1884 года, когда из-за невозможности содержать здание представители семейства герцогов Лейхтенбергских были вынуждены продать его казне.
Внутреннее убранство
Стены современной президентской резиденции украшены картинами мастеров XVIII — XX столетий и фрагментами живописи Камилла Аллиауди. Итальянский художник был приглашен в Мариинский дворец в Киев Александром II для оформления внутренних помещений в рамках реконструкции в XIX веке. Полотна Аллиауди располагаются над каминами и в кабинете резиденции.
До 1917 года здание было оборудовано такими благами цивилизации, как вентиляция, паровое отопление, электро- и водоснабжение. После революции помещения резиденции служили сельскохозяйственным музеем и техникумом. Незадолго до Великой Отечественной войны в Мариинском дворце в Киеве (фото есть в статье) проходила выставка работ Тараса Шевченко.
Особенность оформления залов состоит в преобладании конкретного оттенка в каждом помещении. К примеру, во дворце есть Голубая, Белая и Зеленная гостиные, названия которых говорят сами за себя. Каменный первый этаж использовался в качестве служебного помещения, где проживала прислуга, а также там находились кондитерская и пекарня. Стены парадных залов украшают шпалеры в позолоченных рамах, а также многочисленные зеркала. В комнатах есть печи с кафелем синего цвета и высокохудожественная мебель.
Мариинский дворец в Киеве: история строительства
Российская императрица Елизавета выбрала поистине чудесное место для сооружения будущей резиденции. Работы по его возведению начались в середине XVIII века по проекту итальянского архитектора Франческо Растрелли. Руководителем процесса выступил И. Мичурин. Строительство длилось двенадцать лет. Императрица так и не успела посетить долгожданную киевскую резиденцию.
Первым хозяином имения был генерал-губернатор Малороссии Петр Румянцев-Задунайский. Именно в то время дворец приобрел статус места, в котором власти Украины принимали представителей иностранных государств.
Мариинский дворец в Киеве: история
Дворец возведен по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году. Созданием проекта занимался русский градостроитель итальянского происхождения Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли. Он же знаменитый представитель русского, так называемого, елизаветинского барокко.
Так почему же парк «Мариинский»?
Почему не «Елизаветинский», а «Мариинский»? Все дело в том, что вдова российского императора Александра III, Мария Федоровна любила это место. В стенах дворцах она чувствовала умиротворение. Можно сказать, из всех монархов, она была самым частым гостем дворца.
В разное время Мариинский дворец именовался «Советским», «Регулярным», «Царским», «Киевским», «Пролетарским» и пр.
Строительство, разрушения, реставрации…
Строительство дворца продолжалось около 8 лет, и было завершено в 1752 году. Однако первой царицей, посетившей Мариинский дворец, была не Елизавета Петровна, а Екатерина II. Это был 1787 год.
Вплоть до пожара в 1819 году, в стенах дворца решались важнейшие политические вопросы между коронованными особами разных государств. В результате пожара Мариинский дворец сильно пострадал. Так он и простоял в плачевном состоянии около полувека, до 1868 года. До тех пор, пока Александр II не занялся его восстановлением.
Архитектор Карл Маевский начал реставрацию по приказу императора. Он использовал в работе чертежи Растре́лли, чтобы как можно точнее воссоздать первоначальный вид сооружения. Кое-что пришлось изменить, но в целом изначальная архитектура сохранилась. И снова Мариинский дворец стал резиденцией царских особ. Так продолжалось вплоть до революции 1917 года.
В 1918 годы Мариинский дворец стал штабом, потом школой, музеем. Впрочем, как и многие исторические здания в то время. А сегодня это резиденция президента.
К сожалению, вторая мировая война также сильно навредила зданию. Сюда попала бомба. В конце 40-х и в 80-х годах минувшего столетия дворец пытались отреставрировать. Сейчас проводятся масштабные ремонтные работы, которые по плану завершатся в 2019 году.
Интерьер
Во избежание пожара, все перекрытия были выполнены из металла. А благодаря стенам из песчаника в помещениях здания всегда было тепло. Фасад был выполнен в классическом стиле, а вот внутренне убранство отошло от тогдашних традиций. Архитектор Мариинского дворца в Санкт-Петербурге сделал второй в России ансамбль интерьеров, знаменующий переход от классицизма к эклектике. Первым было здание Зимнего дворца.
Парадные анфилады были выполнены в форме позднего классицизма. Главная лестница располагалась слева от вестибюля, а не перпендикулярно главному фасаду, как в других дворцах. Это решение позволило уменьшить потери тепла. На втором этаже было расположено две анфилады, перпендикулярные друг другу. На месте их пересечения была организована зала-ротонда. За ней следовал Помпейский зал, окруженный овальной столовой и гостиной. После Помпейского зала шел Зимний сад, который являлся завершением центральной анфилады. По центру Зимнего сада был установлен фонтан с 8-метровой струей. Слева от Ротонды был расположен Танцевальный (Концертный) зал. Его окна выходили на внутренний двор. Библиотека и Помпейская галерея примыкали к центральной анфиладе.
В правом крыле постройки были расположены жилые покои. Комнаты Марии Николаевны располагались в таком порядке: приемная зала, гостиная (кабинет), спальня, будуар, туалетная, угловой (овальный) кабинет. Также в первом крыле был пандус. С его помощью хозяева могли попасть на любой этаж. Благодаря всевозможным растениям, украшающим наклонный проход, он напоминал горную тропу. Прогулки по пандусу благоприятно влияли на здоровье хозяев дворца. Согласно наиболее распространенной версии, строительство пандуса было вызвано болезнью ног Марии. По этому проходу она могла передвигаться на коляске.
Супруг Марии жил в комнатах с видом на Исаакиевскую площадь. В его распоряжении были: парадная приемная, гостиная, бильярдная, кабинет и турецкий кабинет. Специально для него на первом этаже сделали капеллу с витражом, привезенным с его родины – города Мюнхена. По окончании строительства Мариинский дворец (Санкт-Петербург) открыли для свободного посещения, что было весьма необычным явлением для того времени. На аттиковом этаже расположилась церковь Николая Чудотворца. Это объясняет укрупненный аттик.
На первом этаже дворца располагались детские комнаты и комнаты воспитателей. Самой крупной комнатой здания стал рекреационный зал, который был приспособлен для активных игр и занятий спортом. Придворные проживали на верхнем этаже и двух флигелях – Офицерском и Гофмейстерском.
Герцог Максимилиан ушел из жизни в 1852 году, а его супруга прожила до 1876 года. До самой смерти Мариинский дворец (Санкт-Петербург) был ее основным жилищем. После смерти Марии дворец перешел по наследству ее детям. Позже, из-за долгов, Георгий и Евгений Лейхтенбергские решили продать его.
Жизнь дворца в XXI веке
На сегодняшний день царское имение, несмотря на почтенный возраст, продолжает поражать посетителей своей изящностью и красотой. Это и неудивительно, поскольку в залах здания проводятся официальные приемы, саммиты, церемонии вручения грамот и наград, съезды иностранных делегаций и даже инаугурация президента Украины. Каждый «цветной» зал имеет конкретные функции. К примеру, в Зеленной гостиной проводятся различные заседания, а в Голубой главы государств обсуждают важные вопросы наедине.
Как и любой замок с вековой историей, царское имение успело приобрести несколько мистических легенд. В зале дворца дважды падала одна и та же картина. При осмотре креплений не было обнаружено повреждений. Дабы выяснить, что происходит во дворце, работники пригласили слепого колдуна Григория Фудиму. Маг уверял, что в здании находится сгусток энергии, который в народе называют домовым. Колдун заявил о безопасности данного существа для добрых людей, а вот злым нужно его опасаться. К примеру, однажды две женщины во время экскурсии ни с того ни с сего одновременно облились кофе.
Охранники признались, что если случайно засыпали во время службы, их что-то необъяснимое будило, после чего они видели вдалеке ноги в белых гольфах и туфлях с большими пряжками.
Мариинский дворец в настоящее время
Сейчас особняк является украшением Исаакиевской площади и всего города. Благодаря стараниям реставраторов его внешний облик мало чем отличается от того, который видели жители Санкт-Петербурга в 1845 году.
Что касается интерьеров, то надо сказать, что за годы «государственной деятельности» здания они были неоднократно перестроены и перепланированы. Начиная с 1970-х годов, происходят планомерные реставрации и восстановление подлинного вида залов и апартаментов дворца.
И сейчас, уже многие из них обрели вторую молодость и засияли в первозданном великолепии. Дворец работает и в музейном режиме и любители прекрасного могут полюбоваться красотой его интерьеров индивидуально или в составе экскурсий.
Мариинский дворец живет насыщенной культурно-общественной жизнью. Здесь постоянно что-то происходит или проводится. Конференции сменяют симпозиумы, за ними наступает время съездов и приемов различных делегаций.
Ежедневно здание наполнено туристами и экскурсантами. Всему городу известны его прекрасные концерты и выставки. Вдохновляющая красота этого здания, его интересная история и современная значимость делают его постоянным центром притяжения для жителей и гостей города.
Этот центр общественно-политической жизни Санкт-Петербурга и прекрасный архитектурный шедевр, несомненно, является культурным достоянием северной столицы и всей России. Располагается здание дворца на Исаакиевской площади. Ближайшая станция метро «Адмиралтейская».
https://youtube.com/watch?v=wLLmEbJDyEc
Мариинский дворец на государственной службе
Став собственностью государства здание поступает ему на службу. С 14 июля 1884 года по указу императора дворец становится официальным представительством Государственного Совета.
Было проведено масштабное переоборудование помещений и меблировка для исполнения канцелярских функций. Торжественное освящение новой государственной резиденции состоялось в феврале 1885 года в присутствии государя и всей августейшей фамилии.
В 1905 году страна входит в исторический революционный период и это привносит в статус здания определенные изменения. В октябре этого года император Николай II издает манифест об учреждении Государственной Думы. Госсовет становится верхней палатой и его количество, после указа императора, увеличивается. Центральный зал — Ротонда, где проходили заседания Совета, уже не способен вместить данное количество людей. Было принято решение строить новый зал для заседаний.
Созданная комиссия объявила конкурс на лучший проект нового помещения для заседаний. В диппредставительствах сделали запрос в лучшие парламенты Европы для предоставления сведений о подобных сооружениях.
Победу среди претендентов одержал известный архитектор Л. Н. Бенуа. Совместно с приглашенными зодчими М. М. Перетятковичем и Л. Л. Шретером они начали сооружение зала. В целях экономии строили его на месте жемчужины дворца — Зимнего сада.
26 июня 1907 года приступили к разборке творения Штакеншнейдера. Строительство велось круглый год, и 15 октября 1908 года было закончено.
В тот же день состоялось освящение зала и первое заседание Госсовета. Депутаты и приглашенные лица были восхищены отстроенным шедевром.
Наружное оформление
Царский замок был спроектирован в XVIII столетии согласно правилам дворцово-паркового искусства того времени. Двухэтажное здание имеет П-образную форму. Главный фасад длиной в 65,3 метра сооружен в стиле барокко с молочными и белыми элементами на бирюзовом фоне. По его бокам располагаются одноэтажные флигели. Протяженность паркового фасада составляет 119 метров. Снаружи торжественная резиденция украшена барельефами и скульптурами.
Ансамбль дворца гармонирует с извилистыми дорожками Мариинского парка, который был создан в 1874 году благодаря императрице Марии. С противоположной стороны здания находится Царский сад, основанный и благоустроенный в далеком 1743 году. На его территории располагаются оранжереи и теплицы. Прямые дорожки, которые перекрещиваются перпендикулярно, ведут к Днепру. Авторами проекта Царского сада стали мастера Й. Гофмейстер и Д. Фок.
Архитектура
Проект Штакеншнейдера предполагал сохранение основного объема дворца Чернышева, но с усовершенствованием конструктивных элементов, изменением внутреннего пространства, использованием при строительстве новейших технологий и материалов. В итоге, прежние стены усилили дополнительной каменной кладкой, деревянные балки заменили металлическими, залы оборудовали системой централизованного отопления и вентиляцией, а ванные комнаты — водопроводом и канализацией. Электричество появилось позже — в 1893 г.
Мариинский дворец на google.maps
Трехэтажное здание в плане имеет явную асимметрию. Его архитектурный облик выполнен в эклектичном стиле, основанном на классицизме в общем объеме и барокко в скульптурных элементах. Фасад украшен пилястрами с капителями и балюстрадами. Он подчеркнут двумя крайними ризалитами с треугольными фронтонами и центральным ризалитом, увенчанным аттиком. Первый уровень дворца отделан рустовкой, а входная группа выделена портиком с арочными проходами. Его завершает открытая террасная площадка, огражденная балюстрадой с вазонами. Оконные проемы каждого этажа имеют собственные размеры.
Изначальная планировка предусматривала виды из жилых комнат на внутренние дворы, а из служебных помещений — на внешние улицы.
Архитекторы
Автором проекта Мариинского дворца является русский архитектор Андрей Штакеншнейдер. Этот комплекс считается его лучшей работой. Он привлекал к сотрудничеству профессоров и бывших студентов Академии художеств, которые занимались второстепенными корпусами и помещениями.
В 1890-х гг. здание капитально ремонтировалось и частично реконструировалось под руководством академика Императорской Академии художеств, архитектора Людвига Петерсона. В 1906-м по проекту русского зодчего Леонтия Бенуа Зимний сад был перестроен под Большой зал заседаний.
Зал заседаний, assembly.spb.ru
Во время ВОВ Мариинский дворец серьезно пострадал от бомбежек. Восстановительные работы проводились под руководством архитектора М. Шепелевского.
Ордена на фасаде
В 2005–06 гг., в ходе масштабной 9-месячной реставрации экстерьера Мариинского дворца, на аттике были воссозданы лепнина и городской герб, удаленный с фасада в 1960-х гг. Гипсовые слепки наград Ленинграда на центральном ризалите заменили укрупненными металлическими копиями:
- медали Золотая Звезда;
- 2 орденов Ленина;
- ордена Октябрьской Революции;
- ордена Красного Знамени.