Императорские хоромы: история зимнего дворца

Зимний дворец

Зимний дворец протянулся вдоль реки Невы. Главный фасад выходит на Дворцовую площадь, задний на Дворцовую набережную. Напротив Зимнего через Неву расположены Заячий остров и Петропавловская крепость на нем.


Парадная Посольская или Иорданская лестница Зимнего дворца

Существующий сейчас Зимний дворец строился с 1754 по 1762 год по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в стиле пышного барокко. Дворец строился по указанию Елизаветы, но пожить в нем она не успела, умерла за год до окончания строительства. Племянник Елизаветы Петр III принимал построенный дворец, но не жил в нем: в результате дворцового переворота он был отстранен от правления, на трон взошла его супруга — Екатерина II.


Большой Тронный (Георгиевский) зал

Екатерине, тяготевшей к классицизму, Зимний дворец не понравился, она отстранила Растрелли от строительства и привлекла новых архитекторов, чтобы те перестроили внутренние интерьеры.


Военная галерея

Имя Зимнего дворца неразрывно связано с Эрмитажем — самым большим и самым посещаемым музеем России и одним из самых больших музеев мира.


Гербовый зал

Создание Эрмитажа произошло сразу после строительства Зимнего дворца. Екатерине II в 1764 была передана коллекция ценных картин из Берлина, которая послужила основанием для создания музея. Сначала картины разместились в уединенных залах дворца, их называли на французский лад — эрмитаж (уединенное место).


Петровский (Малый Тронный) зал

Потом для размещения стремительно разрастающейся коллекции были построены здания Малого, Большого и Нового Эрмитажа. Сначала императорские музейные коллекции были доступны только избранным, по пропускам. В 1852 году в здании Нового Эрмитажа был открыт Публичный музей.

Зимний дворец после Октябрьской революции 1917 года был объявлен музеем. В настоящее время музей в музей Государственный Эрмитаж включены здания: Зимний дворец — главный музейный комплекс, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Главный штаб (восточное крыло), Меньшиковский дворец, Музей Императорского фарфорового завода и другие объекты. В Эрмитаже более 3 миллионов экспонатов.

Что входит в состав музея «Государственный Эрмитаж», цены и режим работы

Крупнейшие музеи Санкт-Петербурга принадлежат государству и для удобства управления они объединены в комплексы. За основу берется главная достопримечательность и к ней относят несколько других, в той или иной степени относящейся по смысловому содержанию объектов. Достопримечательности иногда объединяют в один музейных комплекс в связи с размещением там не поместившихся экспонатов в главном здании. Поэтому к Эрмитажу также относится, в частности, дворец Меншикова и Главный штаб.

Для обычного туриста это означает только одно, покупать билеты в рамках музейного комплекса можно в одном месте, а иногда и со скидкой, если брать абонемент на несколько экспозиций сразу.

Рассмотрим, вкратце, что же входит в музейный комплекс «Эрмитаж».

Зимний дворец и главный музейный комплекс

Зимний дворец — это и есть то самое всем известное здание на Дворцовой площади напротив Главного штаба. Бывшая зимняя резиденция царей.

Помимо Зимнего дворца в Главный музейный комплекс входят рядом стоящие здания:

  • Большой (Старый) Эрмитаж
  • Малый Эрмитаж
  • Новый Эрмитаж
  • Эрмитажный театр
  • Запасной дом Зимнего дворца – Лабораторно-хранительский и административный корпус.

Время работы с 11:00 и до 19:00 во вторник, четверг и воскресенье, и до 20:00 в среду, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.

Стоимость билета — 500 рублей. Есть льготы. Имеется два маршрута. Об этом подробнее далее в статье.

Главный штаб

Второй по величине музейный комплекс, входящий в состав Эрмитажа. Находится на Дворцовой площади, 6/8, напротив Зимнего дворца. Вход в музей с Дворцовой площади левее арки Главного штаба (если стоять лицом к арке).

Главный штаб

График работы такой же как и у комплекса Зимний дворец: с 11:00 и до 19:00 во вторник, четверг и воскресенье, и до 20:00 в среду, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.

Билет стоит 500 рублей.

Посещение по сеансам, рассчитанным на 2 часа: 11.00, 11.30, 12.00, 12.30, 13.00, 13.30, 14.00, 14.30,15.00, 16.00, 16.30, 17.00. Вечерние сеансы по средам, пятницам и субботам в 17.30 и 18.00.

Дворец Меншикова

Дворец Меншикова находится по адресу Университетская набережная, 15. Метро Василеостровская, автобусы 7 и 24, троллейбусы 1, 10 и 11.

Здание построено в 1710–1727, архитекторы Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель.

Работает во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.

Цена билета — 600 рулей.

Зимний дворец Петра I

Находится рядом с Зимним дворцом (Дворцовая набережная, 34) в здании Эрмитажного театра.

График работы: во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.

Билет стоит 600 рублей.

Музей Императорского фарфорового завода

Находится по адресу проспект Обуховской обороны, дом 153 на территории бывшего Императорского фарфорового завода. 500 метров от метро Ломоносовская.

Открыт во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.

Билет стоит 300 рублей.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»

Находится по адресу Заусадебная улица, д. 37А.

Время работы: все дни кроме понедельника с 10:30 до 18.00.

Билет стоит 600 рублей.

Биржа

Известное здание Биржи на стрелке Васльевского острова также относится к Государственному Эрмитажу. Адрес: Биржевая площадь, 4. Здание построено в 1805-1810, архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон.

Центры и представительства Государственного Эрмитажа

У Эрмитажа есть свои представительства в других городах России и за рубежом:

  • «Эрмитаж-Амстердам», Нидерланды;
  • «Эрмитаж- Италия», Венеция, Италия;
  • «Эрмитаж-Выборг»;
  • «Эрмитаж-Казань».

Масштаб коллекции Эрмитажа — цифры говорят сами за себя

По данным на лето 2021 года Эрмитаж может похвастаться следующими цифрами:

  • Общая площадь помещений Эрмитажа — 233 345 кв.м., из них для выставок 100 000 кв.м.
  • Количество предметов изобразительного и прикладного искусства — 1 014 806 штук.
  • Количество памятников нумизматики — 1 125 975 штук.
  • Количество археологических памятников — 808 695 штук.
  • Количество образцов оружия — 14 016 штук.
  • Другие исторические экспонаты — 214 771 штук. 

Экскурс в прошлое

Дворец построен в середине XVIII века (1754-1762 годы). Императрица Елизавета Петровна, любительница роскоши, приказала русскому архитектору итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли возвести в центре Петербурга дворец, способный восхитить европейских монархов изяществом и богатством.

В царствование Елизаветы дворец достроить не удалось, поэтому полновластной хозяйкой величественного сооружения чувствовала себя Екатерина II.

Отголоски событий в Зимнем дворце:

  • 8 апреля 1762 года на Пасху во дворце прошла служба по освещению здания, и в него въехал императорский двор.
  • 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце народоволец С. Халтурин совершил теракт, решив убить Александра II. Императорская семья не пострадала, в результате нападения убито 11 солдат из личного караула царя, 56 – ранено.
  • 9 января 1905 года перед Зимним дворцом расстреляна мирная демонстрация рабочих, что послужило началом революции 1905-1907 годов.
  • В октябре 1915 года здесь разместился военный госпиталь.
  • В феврале 1917 дворец заняли войска, перешедшие на сторону восставших.
  • В июле 1917 года Зимний дворец – резиденция Временного правительства, объявившего национализацию царских дворцов.
  • В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 солдаты и матросы штурмом взяли дворец и арестовали Временное правительство.
  • 30 октября (12 ноября) народный комиссар Луначарский объявил Зимний и Эрмитаж государственными музеями.
  • В 1919 году открылась выставка живописи.
  • 22 июня 1941 года в подвалах оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых постоянно укрывались 2 тысячи человек.
  • В годы Великой Отечественной войны в дворцовые здания попало 12 артиллерийских снарядов и 2 авиационных бомбы.

История строительства

Идея создания особого здания, выполняющего роль царской резиденции, зародилась в первые годы после закладки северной столицы. Строительство Зимнего дворца осуществлялось в несколько этапов с 1711 по 1764 гг. Современный облик, в стиле русского барокко, дворец приобрел по проекту Б.Растрелли. До 1904 г. в помещениях проживала в зимнее время императорская семья, и размещались дворцовые службы.

Николай II распорядился перебазировать резиденцию в Царское Село. Во время 1-ой мировой войны дворец переоборудовали под нужды госпиталя, находившегося под патронатом цесаревича Алексея. После февральского переворота 1917 г. комплекс стал основным местом пребывания Временного правительства. Советская власть передала Зимний дворец в ведение музея революции, а позже Государственного Эрмитажа.

Свадебные палаты Петра Великого

По приказу Петра I на территории между Миллионной улицей и Невой в 1708 г. был построен дом в 2 этажа из дерева. Своей черепичной крышей и высоким крыльцом здание напоминало голландскую архитектуру. В качестве подарка к бракосочетанию царя с Екатериной Алексеевной, Александр Меньшиков преподнес так называемые Свадебные палаты. Они были сооружены из камня в 1712 г. на месте прежней резиденции.

Зимний дворец Петра I

За возведение нового здания, по распоряжению Петра I, взялся архитектор Г.Маттарнови. Место было выбрано в излучине Зимней канавки и Невы. Работы продолжались 4 года (1716 -20). Дворец был приспособлен для комфортного проживания царской семьи в зимнее время года, откуда и произошло его наименование. В апартаментах Зимнего дворца скончался Петр Великий в 1725 году.

Зимний дворец Анны Иоанновны

В 30-х гг. 18 в. Растрелли спланировал переустройство резиденции, согласно пожеланиям императрицы Анны Иоанновны. Площадь участка для стройки была увеличена. Новое сооружение имело сразу несколько фасадов, обращенных в разные стороны:

  • на Адмиралтейство
  • на Дворцовую площадь
  • на Неву

Дом был завершен в 1735 г. Новый дворец отличался масштабами. В нем имелись:

  • 70 парадных залов
  • 100 спален
  • комнаты дворцовой канцелярии
  • караульные помещения
  • галерея
  • капелла
  • театр
  • лестницы

Вплотную к главному корпусу примыкали служебные помещения, конюшни и другие служебные пристройки. При Елизавете Петровне расширение Зимнего дворца продолжилось. Архитектор настаивал на выборе другого участка для строительства. Императрица не захотела переезжать в иное место, потому приняла решение возводить корпус заново.

Четвёртый (временный) Зимний дворец

В 1754-55 гг. сооружен временный дворец по проекту Растрелли. Его возвели у пересечения набережной Мойки и Невского проспекта. Комплекс просуществовал 7 лет, до 1762 г. Параллельно в этот период строилось основное здание современного Зимнего дворца.

Пятый (существующий) Зимний дворец

Постройка нынешнего Зимнего дворца началась при Елизавете Петровне и завершилась после воцарения Екатерины II. К созданию архитектурного ансамбля были привлечены:

  • Б. Растрелли
  • Ю. Фельтен
  • Ж. Валлен-Деламот
  • А. Ринальди
  • И.И.Бецкой

Площадь всех внутренних помещений дворца составила 60 тыс. кв. м. Кроме того, это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Екатерина II распорядилась обустроить часть помещений для размещения коллекции живописных полотен, включающую 317 картин европейских художников. Для них выделили отдаленные апартаменты, которые стали именовать «Местом уединения» (по фр. Эрмитаж). Отделкой апартаментов занимались Д. Кваренги и И. Старов.

В первой половине 19 вв. были оборудованы новые залы:

  • Аполлонов
  • Георгиевский
  • Фельдмаршальский
  • Петровский
  • Гербовый

Кроме того, оформлены 2 галереи – Мраморную и Военную.

Пожар

Грандиозный пожар, бушевавший в течение трех дней в декабре 1837 г., практически полностью уничтожил внутреннее убранство дворца. Кроме того, сильно пострадали мебель, утварь, картины.

Работы по восстановлению здания были поручены В. П. Стасову. Под его руководством сооружение укрепили, перекрыли новой кровлей, воссоздали дизайн апартаментов. Реконструкция продолжалась 2 года.

Наиболее известные достопримечательности

В городе сохранились памятники XVIII–XIX столетий. Список наиболее известных:

  • Памятник Петру I — Медный всадник;
  • Зимний Дворец и Дворцовая площадь;
  • Казанский собор;
  • Исаакиевский собор;
  • Петропавловская крепость;
  • Летний сад.

Невский проспект появился на плане столицы в 1712 году, когда началась прокладка просек через леса и болота. В первой половине XIX века проспект приобрёл вид, близкий к современному. Многие здания и мосты вдоль проспекта относятся к архитектурным памятникам.

Первый Аничков мост через Фонтанку возведён в 1716 году. Он перекрывал заболоченную пойму. Для прохода судов щиты над основным руслом снимались и возвращались на место вручную. Современный мост появился в 1841 году. Скульптурную композицию «Укрощение коня» из 4 групп, созданную П. Клодтом, во время блокады города сняли с оснований и закопали в ближайшем саду, засыпав сверху землёй.

Рис. 1. Аничков мост.

Не менее знаменитыми являются разводные мосты Петербурга. Главные мосты: Дворцовый, Троицкий, Литейный. Самый старый из них — Литейный, построенный в 70-е годы XIX века.

Все мосты Санкт-Петербурга изначально были деревянными, подъёмными для пропуска барж и парусников. Постепенно мосты заменялись на металлические и каменные конструкции, разводные остались только на Неве.

Одна из основных примет города — стрелка Васильевского острова, где расположены Ростральные колонны высотой 32 м с фигурами морских богов у подножья. Колонны построены в честь морского флота страны, украшены рострами кораблей, на вершине у каждой — чаша-светильник. В чаши заливалось конопляное масло, дающее яркий свет — сигнал кораблям, плывущим по реке.

Эрмитаж

Императорский Эрмитаж, сегодня его статус изменился на Государственный, это музейный комплекс из 5 зданий. Он входит в число двадцати самых посещаемых музеев в мире. Представим лишь несколько фактов о богатейшей музейной экспозиции: в залах представлено более 3 миллионов единиц произведений искусства и прикладного творчества высокой художественной ценности, нумизматических шедевров, оружия и архитектурных памятников.

История музея, получившего мировую славу, началась с коллекции Екатерины Великой. Частное собрание шедевров искусства размещалось в «уединенном месте» и в дань моде той эпохи, в 1764 году, именовалось Эрмитажем. Сегодня обширная коллекция размещена в Главном здании и филиалах, где представлены шедевры мирового искусства, история императорского рода Романовых, коллекции отдельных исторических периодов, стран, и мастеров, талант которых признан во всем мире.

Любопытный факт: на службе Эрмитажа находятся 50 эрмитажных котов, охраняющих залы музея от главной беды северной Пальмиры – нашествий грызунов. Существует даже специальный праздник «День эрмитажных котов», который входит в официоз праздничных дат музея.

Первый зимний дворец Петра 1 в Санкт-Петербурге

История города на Неве, как известно, начинается с этого русского царя. Петр Первый поездил по Западной Европе и был известен как большой поборник голландского образа жизни. В Санкт-Петербурге у царя было две резиденции. Летний домик сейчас считается старейшим зданием в Санкт-Петербурге.

Для «Петра Алексеева, мастера корабельного», как скромно именовал себя властитель России, его выстроили в очень красивом месте, на берегу Невы. В начале восемнадцатого века вокруг резиденции был разбит сад, получивший название Летнего.

А зимний дворец Петр Первый получил в дар от Александра Меншикова, который построил его в 1711 году, пригласив для этого архитектора Доменико Трезини. Поскольку презент был совершен по случаю бракосочетания царя с Екатериной, здание долгое время именовали Свадебными палатами. Это было небольшое двухэтажное здание в голландском стиле, с высоким крыльцом и черепичной крышей. По бокам центрального портала высились два флигеля. Дом был намеренно скудно украшен. Оконные наличники да пилястры – вот и все архитектурные изыски этого строения.

Дом цвета солнца

В наши дни трудно себе представить, что по оригинальному проекту итальянского архитектора Ф.Б. Растрелли главный дворец русских правителей был желтого цвета. Точнее, окрасили его теплой охристой краской – примерно в той же гамме, что и возведенный в Северной столице ранее Петропавловский собор. А вот декор здания сразу стал белым, что характерно для стиля барокко. В протоколах Канцелярии от строений указывалось, что на работы по возведению Зимнего императрица Елизавета Петровна приказала отпустить известь, мел и пигмент «под цвет дикого камня».

Так выглядел Зимний дворец в 1840-х годах. Художник В. Садовников

Рассматривая изображения Зимнего дворца XVIII века, можно заметить, что он будто бы отличался куда более скромными размерами по сравнению с нынешним зданием. На самом деле ощущение компактности и воздушности создавали светлые оттенки, поэтому резиденция правителей и казалась столь легкой и относительно небольшой. Однако это цветовое решение порождало массу проблем. В условиях непредсказуемого петербургского климата нарядные фасады Зимнего дворца надолго не сохранялись, и ремонтировать их приходилось с завидной регулярностью. Стены местами перекрашивали, правда, пока в соответствии с первоначальной гаммой. Полностью обновить оттенок дворца пришлось в 1786 году, в период правления Екатерины Великой. По словам современников, к тому времени Зимний настолько был измучен капризами столичной погоды, что принял «безобразный вид». От летней пыли и дождей краска на верхних этажах повредилась, повсюду виднелись пятна. Стало ясно, что на сей раз косметическим ремонтом отделаться не выйдет, и весь Зимний дворец снова выкрасили в золотисто-охристый цвет, а колонны – в белый.

До пожара 1837 года здание существовало в привычном обличии. Единственное затронувшее его изменение – это красная крыша вместо светло-серой. А уже после катастрофы внешний вид фасада решили несколько изменить. Теперь для создания нового оттенка использовались гашеная тосненская известь, плотная охра и олонецкая земля цвета слоновой кости. В начале 1860-х годов, при Александре II, фасады стали еще более темными и насыщенными, а Александр III в 1888 году распорядился изменить окраску оконных переплетов, выкрасив их «под дуб».

Зимний дворец в конце XIX столетия. Художник Франц Коралик

История создания дворца

За всю историю существования, Зимний дворец претерпевал 5 различных перестроек. Сегодня мы можем увидеть последний вариант этого шедевра зодчества. А первым вариантом здания был, построенный Петром Великим, деревянный дом, где он жил со своей семьей. В 1711 году здание на месте деревянного терема был возведен большой каменный дом и закончилось строительствоперед самым венчанием Петра I с будущей императрицей Екатериной.

В 1716 г. Петр Великий решает перестроить и расширить дворец, так появился 2й вариант здания. А в 1720 г., императорская чета покидает летнюю резиденцию навсегда и переезжает жить вЗимний дворец. Здесь же и провел свои последний дни жизни император.

Третий вариант Зимнего дворца появился, благодаря восхождению на престол императрицы Анны Иоанновны. Она же вернула столицу в Петербург, статус которой Петр II бесцеремонно отобрал угорода. Царская особа решает жить в Зимнем дворце, но только после перестройки под ее личные вкусы. И в 1731 г. она решает начать строительство нового дворца и поручает эту задачуархитектору Трезини, которого вскоре сменила на Растрелли. Именно последнему удалось угодить императрице и создать роскошные палаты, пышущие роскошью.

По проекту архитектора был построен большой придворный театр. Фасад самого дворца не претерпел изменений, только была переделана крыша дворца, которая соединила основное здание спристроенными покоями императрицы. Теперь все сооружение насчитывало приблизительно 70 залов, 100 спален и массу караульных, служебных и подсобных помещений. Перестройказакончилась в 1735 г., и более 20-ти лет служило главной царской резиденцией.

После смерти царицы Анны Иоанновны, власть в свои руки берет дочь Петра Великого Елизавета. Она жаждала еще большего шика и богатого убранства резиденции и по ее указу отделяюткомнаты, расположенные в южной части Световой галереи. Перестроить Зимний дворец на свой манер императрица поручает Растрелли, который начинает строительство новых зданий в гармониис уже существующими. Однако, через год после начала работ, Елизавета Петровна захотела сделать Зимний дворец выше и архитектор советует перенести весь комплекс на другое место. Такойсовет был отклонен и в 1754 г. издается указ о начале строительства на месте прежнего дворца, который был разобран к тому времени.

Не желая покидать столицу, Растрелли возводит новый Зимний дворец в 1755 г. для императрицы, который считается 4-м вариантом. Это была временная резиденция, пока строился новыйроскошный Зимний дворец для дочери Петра I, который ей так и не удалось увидеть, и в 1762 г. его разобрали до основания

Петр III продолжает строительство и уделяет огромное вниманиевнутренней отделке. Первый этаж был похож на кружево от большого количества арок, а галереи, занимающий центральную часть, представляли собой светлые и просторные помещения

По обестороны от галерей были отведены всевозможные служебные и складские помещения.

Главные залы разместились в угловых зонах здания и 2-х анфиладах. Петр III особо выделял отделку Тронного зала в стиле барокко, который остался на прежнем месте, но вырос в размерах. Кслову сказать, все жилые комнаты были выполнены в роскошном, поражающем воображение, стиле русского барокко. Множество огромных зеркал в золоченых витых рамах, окна на всю стенупридавали Зимнему дворцу ощущение бесконечного пространства и особого богатого убранства. Свои покои Петр III расположил около дворцовой площади, а комнаты своей фаворитки обустроил ваккурат под своими, на первом этаже. А вот собственную жену поселил ближе к Адмиралтейству. Весь комплекс теперь насчитывал более 1500 комнат и имел более 2-х километров периметра.

После убийства Петр III, на престол взошла Екатерина II и именно при ее правлении было окончено строительство Зимнего дворца. Однако, и она внесла свои коррективы в постройку и приказаласделать дворец еще больше и просторнее за счет пристройки нового здания, именуемого Малый Эрмитаж. Императрица решает разместить в нем коллекцию произведений искусства, а немногопогодя дополнительно были достроены Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Немного позже был создан новый тронный зал, который в последствии назовут Георгиевским залом.

В 1826 создается Военная галерея, приуроченная войне 1812 г., а уже в 19-м веке возводится новое здание, которое знакомо нам как Эрмитаж. С 1852 г. музей открывает двери для посетителей.

Символ российского самодержавия

По замыслу архитектора, новый дворец должен был превзойти в роскоши лучшие шедевры Европы и стать символом величия российского самодержавия. Замысел удался полностью и 150 лет Зимний — главная резиденция государей России.

Начатый при Елизавете, дворец был принят в эксплуатацию Петром III в апреле 1762 года. Его первой хозяйкой стала Екатерина II. При ней же продолжилось оформление интерьеров.

После ознакомления с результатами строительства, она отправила в отставку Растрелли и дорабатывать оформление принялись Фельтен и Ринальди.

Начатые ими переделки продолжили в 1780-90 г. Д. Кваренги и И. Е. Старов. Были переделаны многие помещения и выстроена новая вереница апартаментов.

Джакомо Кваренги создал Георгиевский или Большой Тронный зал. Для этого было даже построено отдельное здание с восточной стороны дворца.

Государь Николай I реализовал идею своего старшего брата Александра I и разместил в Зимнем галерею портретов выдающихся офицеров – героев Отечественной войны 1812 года.

Он пригласил известного портретиста Джорджа Доу и поручил ему написать портреты ведущих русских генералов. Начиная с 1819 года, англичанин в сотрудничестве с русскими художниками создал 332 портрета героев, победителей Бонапарта. 25 декабря 1826 года была торжественно открыта Военная галерея 1812 года.

По заказу Николая I зодчий Огюст Монферран создает два новых павильона, призванных подчеркнуть имперскую значимость государства. Это Фельдмаршальский и Петровский зал, созданный в честь великого императора Петра I и названный Малым Тронным залом. Современники восприняли эти залы с восхищением.

Дворец переживал разные времена. Во время правления Николая I из-за неисправности дымохода дворец сгорел практически дотла.

Внешний вид Зимнего дворца

Растрелли сооружал не просто царскую резиденцию, — дворец строился «для одной славы всероссийской», как было сказано в указе императрицы Елизаветы Петровны Правительствующему сенату. Создавая Зимний дворец, Растрелли каждый фасад проектировал по-разному, исходя из конкретных условий. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Со стороны реки он воспринимается как нескончаемая двухъярусная колоннада. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризалитом, прорезанным тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса прежде был главный вход во дворец. Из боковых фасадов более интересен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства и площади, на которой Растрелли предполагал поставить отлитую его отцом конную статую Петра I.

Южный фасад Зимнего дворца

Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Своим гигантским объемом и большей, чем у соседних зданий, высотой он доминирует над окружающим пространством. В громадном сооружении нет ни однообразия, ни монотонности. Бесчисленные белые колонны то собираются в группы, особенно живописные и выразительные на углах здания, то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головками амуров. Установленные на балюстраде кровли десятки декоративных ваз и статуй усиливают впечатление нарядности. Великолепны углы здания, окаймленные колоннами и пилястрами.

Зимний дворец и дворцовая площадь, вид сверху

От европейских зданий стиля барокко дворец отличают яркость, жизнерадостность образного строя, праздничная торжественная приподнятость Его более чем 20-метровую высоту подчеркивают двухъярусные колонны. Вертикальное членение дворца продолжают статуи и вазы, уводящие взгляд в небо. Высота зимнего дворца стала строительным эталоном, возведенным в принцип петербургского градостроения. Выше Зимнего здания в старом городе строить не разрешалось. Дворец представляет собой гигантский четырехугольник с большим внутренним двором. Фасады дворца различные по композиции образуют как бы складки огромной ленты. Ступенчатый карниз, повторяющий все выступы здания, протянулся почти на два километра. Отсутствие резко выдвинутых частей по северному фасаду, со стороны Невы (здесь всего три членения), усиливает впечатление протяженности здания вдоль набережной; два крыла с западной стороны обращены к Адмиралтейству. Главный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеет семь членений, он наиболее парадный. В средней, выступающей, части располагается тройная аркада въездных ворот, украшенных великолепной ажурной решеткой. За линию главного фасада выступают юго-восточный и юго-западный ризалиты. Исторически сложилось так, то именно в них находились жилые покои императоров и императриц.

Северный фасад Зимнего дворца

На протяжении столетий время от времени менялся цвет фасадов
Зимнего дворца. Первоначально стены были окрашены «песчаной краской с самой
тонкой прожелтью», декор – белой известью. Перед первой мировой войной дворец
приобрел неожиданный красно-кирпичный цвет, придавший дворцу мрачный вид.
Контрастное сочетание зеленых стен, белых колонн, капителей и лепнины декора
появилось в 1946 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector