Обзор казанского собора
Содержание:
- Наружные барельефы
- Архитектурная задумка
- Архитектурные и культурные достопримечательности
- Когда вернулся крест
- Протоиерей Сергий Кудряшов
- Предисловие.
- Казанский храм от закладки до освящения
- Внешний облик храма
- Интерьеры храма и его архитектура
- ОКТЯБРЬ
- Кто похоронен в храме?
- Конкурс проектов нового собора.
- Внутренний облик и интерьер
Наружные барельефы
Снаружи храм украшают 14 барельефов, вырезанных из камня, которым облицовывали собор. Особенной красотой и грандиозными размерами выделяются барельефы на аттике собора. На восточной стороне здания алтарный аттик венчает гигантский барельеф, изображающий «Вход Господень в Иерусалим». Данное творение относится к творчеству знаменитого скульптора Рашетта.
Роскошным барельефом «Изведение воды из камня Моисеем в пустыне» декорирован аттик над восточным проездом. Над созданием барельефа трудился талантливый скульптор Мартос. Противоположный аттик оформлен барельефом «Воздвижение медного змия Моисеем в пустыне». Это работа скульптора Прокофьева. Каждый из барельефов имеет грандиозные габариты 14,91 х 1,42 метров. В каждой композиции изображено не менее 40 фигур.
С обратной стороны храма аттики обустроены двумя внушительными барельефами: «Дарование Моисею скрижалей» и «Неопалимая Купина». Они стали выдающимися трудами итальянского скульптора Сколяри. Квадратные панно на стенах изображают деяния Пресвятой Богородицы.
Архитектурная задумка
В 1809-ом году начались работы по подготовке проекта и строительству обновленного Исаакиевского собора: величественного, соответствующего общему архитектурному стилю центра Петербурга. Автором окончательного проекта стал Огюст Монферран. За основу он взял традиционный для восемнадцатого века тип храма: пятикупольный, центричный, квадратный в плане.
В стандартный чертеж он внес свои изменения: немного “вытянул” его на запад и восток, сделав из квадрата прямоугольник, а в середину поместил выступающий на север и юг квадрат
В результате всех этих преобразований центральная часть стала сильно выделяться и приобрела особенно важное значение
Основная часть собора представляет собой цельный куб, над которым возвышается высокий цилиндр, окруженный колоннадой. Цилиндр венчает огромный позолоченный купол. По сторонам от центральной части храма установлены четыре колокольни. Они украшены небольшими позолоченными главками. Сочетание размеров основного и дополнительных куполов создает впечатление устремленности всего строения ввысь.
Фасады дополнены портиками с семнадцатиметровыми колоннами, которые тоже весьма примечательны: они выполнены из гранита и имеют гранитные основания с вырезанными в них ступенями. Каждая из колонн весит сто четырнадцать тонн.
Один из двух портиков с шестнадцатью колоннами повернут к набережной Невы и установленному на ней Медному всаднику, второй – к Исаакиевской площади. Алтарная часть снаружи украшена восьмиколонным портиком, такой же установлен и в западной части храма. Благодаря такому архитектурному решению входы в собор оказались по бокам от алтаря.
Треть восточной стены храма занимает аттик. Такой крупный размер был продиктован необходимостью сохранить освященную часть предыдущей версии храма. Архитектор немного смягчил его вертикальными членениями звонниц и пилястрами, украшающими углы сооружения.
Стены храма облицованы серым мрамором. Гладкими их назвать нельзя: они буквально изрезаны непомерно большими окнами с массивными наличниками – этот прием зрительно увеличивает и без того крупное сооружение. Тот же эффект создают и огромные двери: площадь каждой составляет сорок два квадратных метра, вес створки – без малого десять тонн.
Архитектурные и культурные достопримечательности
- Колоннада Казанского собора. Архитектор А. Воронихин по желанию императора Павла I повторил римское творение Д. Бернини, возведя с северной стороны собора колоннаду из 94 столпов высотой 14 м и весом около 28 т. Но если в Риме соборные колонны являются просто декорацией площади, то в Петербурге они полукругом вписываются в Невский проспект и ловко прячут несимметричность постройки: храм-то православный, и главный вход у него с запада, то есть с Казанской улицы, да и купол не посередине, как в католической традиции, а восточнее входа. Если рассматривать Казанский собор в Санкт-Петербурге на фото, этой тонкости можно не заметить. Материалом для колонн послужил камень, подобный травертино – камню для наружных работ в соборе св. Петра. Его без особых усилий добывали в деревне Пудость в 49 км от Петербурга.
- Памятники у Казанского собора. Несмотря на то, что само здание имеет религиозный смысл, на территории собора расположились бронзовые скульптуры двух знаменитых полководцев – М. Кутузова и М. Барклая де Толли. По желанию императора Николая I изображены они на постаментах в военной форме, которую носили при жизни, и олицетворяют разные этапы войны с Наполеоном: при Барклае русские войска временно отступали, а Кутузов разбил их начисто. Трио мастеров – Б. Орловский, В. Екимов и С. Суханов – закончили работу над памятником Кутузову у Казанского собора в 1831 г., а статую Барклая – в 1835 г. Хотя на законные места памятники водрузили одновременно, в 1837 г., отмечая 25-летнюю годовщину победы над армией Наполеона. Столетием позже возле статуй совершали присягу бойцы советской армии.
Могила фельдмаршала
Многие соборы России могут похвастаться, что являются последними пристанищами известных фамилий, религиозных или политических деятелей. Собор на Казанской площади не исключение. Кто же похоронен в Казанском соборе Петербурга? Здесь захоронен тот, чья жизнь была тесно переплетена с историей собора, – фельдмаршал М. Кутузов. Будучи военным губернатором города, он помогал в строительстве собора и принял командование армией только после молитвы здесь. Когда фельдмаршал скончался в походе 1813 г., император Александр I принял решение навсегда оставить тело полководца в Казанском соборе. Правда, до места покоя гроб кочевал по Европе 2 месяца. Архитектор собора А. Воронихин оказал Кутузову посмертную услугу, занявшись оформлением его захоронения. Сверху над забальзамированными останками повесили икону Смоленской Богоматери и, подтверждая военный статус Кутузова, 6 связок ключей от взятых городов (Брюсселя, Нанси и Ахена). Существовала легенда, что сердце фельдмаршала осталось на боях сражений с его солдатами. В 1933 г. при вскрытии цинкового гроба миф был развеян: в серебряной банке рядом с останками покоится сердце смелого полководца. Несмотря на это, могила Кутузова в Казанском соборе остается своеобразным военным символом России.
Когда вернулся крест
После победы красной армии храм имел плачевное состояние. Крыша была пробита в нескольких местах, стены храма и колонны были в следах от снарядов. Часть перекрытий разрушилась. Фрески на стенах уничтожила плесень.
Собор в годы войны
Собор реставрировали более 10 лет. С 1951 года работы велись внутри, приводился в порядок интерьер. А уже в 1960-е годы закончили восстановление фасада.
Как музей, здание Казанского собора прожило до конца 80-х годов. Затем государство постепенно начало менять свои взгляды на Церковь и ее роль в жизни верующих граждан. С лета 1989 года советская власть начала постепенно возвращать Церкви мощи святых. А в 1994 году на Казанском соборе снова засиял крест.
Протоиерей Сергий Кудряшов
День рождения
22 сентября 1970
День тезоименитства
8 октября
Диаконская хиротония
7 февраля 1993
Иерейская хиротония
16 июня 1994
Протоиерей Сергий Петрович Кудряшов родился 22 сентября 1970 года в городе Потсдам (ГДР) в семье военнослужащих. По окончании школы поступил в Горьковский государственный университет. После первого курса был призван в Вооруженные силы РФ. Проходил срочную службу в Северной группе войск в Польше.
После демобилизации в 1990 году был принят в штат Нижегородской епархии в должности иподиакона митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). В 1992 году по личному прошению был переведен старшим иподиаконом к епископу Балахнинскому Иерофею (Соболеву).
В этом же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. В сан диакона рукоположен 7 февраля 1993 года митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым) в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. В том же году командирован в Санкт-Петербургскую епархию для продолжения обучения с правом служения.
В августе 1993 года зачислен в штат Казанского собора в Санкт-Петербурге.
16 июня 1994 года рукоположен в сан священника в Коневском Рождество-Богородичном монастыре епископом Тихвинским Симоном (Гетя). В 2000 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Продолжает служить штатным священником Казанского кафедрального собора. Женат, супруга Марина Анатольевна, в девич. Пономарева, – библиотекарь Казанского собора. Супруги имеют сына Сергея (1994) и дочь Марину (1995).
Протоиерей Константин Головатский
День рождения
12 сентября 1975
День тезоименитства
3 июня
Диаконская хиротония
26 ноября 2000
Иерейская хиротония
13 ноября 2001
Протоиерей Константин Семенович Головатский родился 12.09.1975 года в городе Улан-Удэ Бурятской АССР. По окончании школы поступил в Санкт-Петербургский государственный университет на философский факультет, который окончил в 1998 году. В 2002 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию.
С 1994 года нёс послушание певчего и регента в различных храмах Санкт-Петербургской епархии, в том числе был регентом в Александро-Невской Лавре и храме «Неупиваемая чаша». 26.11.2000 года викарием Санкт-Петербургской епархии епископом Тихвинским Константином (Горяновым), ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, рукоположен во диакона. 13.11.2001 митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым) рукоположен во пресвитера. С 2001 по 2019 год являлся штатным клириком храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте (Блокадный храм). С 2013 и по настоящее время является председателем епархиального отдела по делам молодежи. С 2017 года по настоящее время является руководителем Координационного центра Синодального отдела по делам молодежи в Северо-Западном федеральном округе. С 20.06.2019 — штатный клирик Казанского кафедрального собора. С 27 августа 2019 года назначен помощником настоятеля собора по молодежной работе.
Женат, супруга Головатская (Шипка) Елена Михайловна — регент храма епархиального управления в честь Всех Святых в земле Санкт-Петербургской просиявших г. Гатчина. Супруги имеют 4-х детей: Анатолия (1999), Николая (2002), Ивана (2006) и Екатерину (2009).
Предисловие.
История строительства Казанского кафедрального собора — важнейшая веха в истории петербургского градостроительного искусства. Возведенный за очень короткий срок, величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой многие поколения людей. Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельсвом этому явлется нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады. На строительстве собора были задействованы тысячи рабочих. В основном это были оброчные крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения. Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала. Несмотря на это, в течение десяти лет был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга — высотой 71.5 м с уникальными внутреннимии внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая, выдающийся памятник русской архитектуры. Вместе с тем, Казанский собор является памятником труда русских мастеров, простых людей, которые сделали все возможное во имя Родины и православной веры. Строительство Казанского собора стало важнейшей вехой в истории петербургского градостроительства. Именно с него начинается золотой период российского зодчества, а Петербург окончательно принимает вид столицы великой империи. Невский проспект становится не просто «першпективой», соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью. Строительство собора стало школой мастерства новых поколений архитекторов, инженеров и градостроителей. Без опоры на этот опыт невозможно было бы создание таких величественных архитектурных сооружений, как творения К. Росси, О. Монферана, В. Стасова и других архитекторов первой половины XIX в.
Казанский храм от закладки до освящения
Как только проект Воронихина был утвержден, спустя неделю началась подготовка к реконструкции. Шел ноябрь 1800 года. На строительство нового здания отводилось три года. На месте, выбранном для собора, было снесено 11 маленьких домов. За согласие на переселение хозяевам выплатили каждому по 500 рублей.
Дело продвигалось быстро, место расчищали, рыли рвы, откачивали воду, устанавливали сваи. Император Павел скоро собирался провести церемонию закладки первого камня, но не успел. Заговорщики-офицеры ворвались ночью в спальню, избили императора и в итоге задушили.
В итоге торжественную церемонию закладки камня провел наследник Павла Александр I. Архитектор Воронихин боялся, что Александр приостановит или вовсе закроет строительство нового храма. Но все произошло с точностью наоборот. Зная, как отцу был дорог этот проект, Александр поторопился и провел закладку камня, не дожидаясь вступления на престол. Церемония состоялась 27 августа, а короновался Александр 15 сентября. И в дальнейшем он тоже способствовал строительству, временами работа кипела даже ночью.
Дополнительная информация! Камень для стройки везли из Гатчины, мрамор — из Олонецкой губернии. На месте собора трудились сотни рабочих. Но, тем не менее, закончить работу в срок у Воронихина не получилось. Собор был закончен только к осени 1811 года.
Внешний облик храма
Казанский собор напоминает резиденцию папы Римского, от которой отличается величавостью, великолепием, необыкновенной красотой и самобытностью.
Здание построено в форме четырехконечного латинского креста, в средокрестии – купол, вдоль барабана которого 16 круглых окон.
Купол поддерживают 4 монолитных пилона. Собор скрывается за колоннадой, состоящей из 96 колонн, расположенных полукругом, над которыми на высоте 72 м возвышается купол. Каждая колонна высотой 14 м весит 28 тонн.
В основании здания – высокий цоколь из крупных монолитов серого гранита. На фасаде – шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», украшенные треугольными фронтонами. Длина Казанского собора 72,5, ширина – 56,7 метров. В западной части колоннады – звонница, колокольня в соборе не построена. В храме 4 придела. В 1900 году перед Казанским собором разбили сквер, поставив завершающий штрих к облику.
Снаружи храм облицован пудостским камнем, на главном фасаде – статуи ангелов. Северный фасад украшают 4 бронзовые скульптуры: князь Владимир, Иоанн Креститель, Владимир Первозванный и Александр Невский, щит которого опирается на меч со львом – символом Швеции. Здесь же – барельеф с изображением сцен из жизни Божьей Матери.
На парадной Казанской площади – два памятника русским полководцам: фельдмаршалу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, военному министру Российской империи. Полководцев отлили в полный рост с плащами на плечах. Кутузов подает сигнал войскам к наступлению, Барклай-де-Толли стоит в ожидании.
Интерьеры храма и его архитектура
Перед тем, как было начато строительство собора, император высказал следующее пожелание: храм должен был походить на римский собор, освященный в честь Святого Петра. Это желание было исполнено: колоннада Казанского собора действительно напоминает колонны знаменитого ватиканского храма.
Колоннада петербургского собора состоит из девяноста шести колонн. Помимо того, что она придала храму сходство с итальянским собором, она еще и позволила архитектору решить одну непростую задачу. Дело в том, что в православных церквях вход традиционно размещается в западной части здания, а алтарь — в восточной; проспект же, на котором возводился собор, протянулся с запада на восток. По этой причине храм фактически стоит боком к проспекту, но это незаметно благодаря колоннам, украшающим северную (то есть, боковую) часть церкви. Кстати, точно такими же колоннами архитектор планировал украсить храм и с южной стороны, но ему по ряду причин не удалось довести свой замысле до конца.
Диаметр купола собора — почти восемнадцать метров. Его образуют два ряда ребер, изготовленных из железа. А под огромным железным куполом находятся еще два, эти купола построены из кирпича. Что интересно, все перечисленные купола были построены еще до того, как появились методы статического расчета таких конструкций. Можно сказать, что удачно спроектировать купола архитектору помогла интуиция.
Стены собора облицованы особым туфом, добытым в районе Гатчины. С двух сторон от гигантской колоннады сохранились пьедесталы. Когда-то на них стояли скульптуры, изображающие ангелов. Они были изготовлены из гипса и, согласно плану строителей, их должны были заменить аналогичные бронзовые изваяния. Но эти планы так и не осуществились. В 20-е годы XIX века гипсовые скульптуры были убраны, но по ряду причин установка новых не была произведена.
Туристов впечатляют фасады собора, но не разочаровывают и его интерьеры. В храме установлено более полусотни колонн. Они изготовлены из розового гранита, их украшают позолоченные капители. Производят на входящих впечатление и барельефы начала XIX столетия. Образа храма написаны знаменитыми живописцами того же периода времени. Говоря об образах, нельзя не упомянуть и о самой главной святыне храма. Ею является, как уже было сказано выше, список знаменитой чудотворной иконы, в честь которой и был освящен собор.
ОКТЯБРЬ
1 октября, пятница Прославление в лике святых Преподобного Серафима, Вырицкого чудотворца
9.00 — Водосвятный молебен10.00 — Литургия17.00 — Акафист прп. Серафиму Вырицкому
2 октября, суббота
Блгв. кн. Игоря Черниговского
10.00 — Литургия16.00 — Молебен о даровании чад17.00 — Всенощное бдение
3 октября, воскресенье
Неделя 15-я по Пятидесятнице, по Воздвижении
Прп. и блгв. кн. Олега Брянского
7.00 — Литургия10.00 — Литургия17.00 — Вечерня, утреня с великим славословием
Седмица 16-я по Пятидесятнице
4 октября, понедельник
Отдание Воздвижения Креста Господня
Свт. Димитрия Ростовского
10.00 — Литургия
5 октября, вторник
10.00 — Литургия
6 октября, среда
Зачатие Иоанна Предтечи
10.00 — Литургия
7 октября, четверг
Прп. Никандра Пустынножителя, Псковского
10.00 — Литургия17.00 — Вечерня, утреня, полиелей
8 октября, пятница
Преставление прп. Сергия, иг. Радонежского
10.00 — Литургия17.00 — Всенощное бдение
9 октября, суббота
Преставление св. ап. и ев. Иоанна Богослова
Свт. Тихона, патриарха Московского
10.00 — Литургия16.00 — Молебен о даровании чад17.00 — Всенощное бдение
10 октября, воскресенье
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Сщмч. Петра, митр. Крутицкого
7.00 — Литургия10.00 — Литургия17.00 — Акафист прп. Серафиму Вырицкому
Седмица 17-я по Пятидесятнице
11 октября, понедельник
Прпп. схимм. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского
10.00 — Литургия17.00 — Вечерня, утреня, полиелей
12 октября, вторник
Священномученика Иоанна, архиеп.Рижского
10.00 — Литургия
13 октября, среда
10.00 — Литургия17.00 — Всенощное бдение, лития
14 октября, четверг Покров Пресвятой Богородицы
7.00 — Литургия10.00 — Литургия17.00 — Вечерня, утреня, полиелей
15 октября, пятница
Блгв. вел. кн. Анны Кашинской
Св. прав. воина Феодора Ушакова
10.00 — Литургия17.00 — Вечерня, утреня, полиелей
16 октября, суббота
Сщмч. Дионисия Ареопагита
10.00 — Литургия16.00 — Молебен о даровании чад17.00 — Всенощное бдение
17 октября, воскресенье
Неделя 17-я по Пятидесятнице
7.00 — Литургия10.00 — Литургия17.00 — Вечерня, утреня, полиелей
Седмица 18-я по Пятидесятнице
18 октября, понедельник
Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа и Тихона, чудотворцев
10.00 — Литургия
19 октября, вторник
Св. апостола Фомы
10.00 — Литургия
20 октября, среда
10.00 — Литургия
21 октября, четверг
10.00 — Литургия17.00 — Акафист свт. Николаю Чудотворцу
22 октября, пятница
Св. ап. Иакова Алфеева
10.00 — Литургия17.00 — Акафист Иверской иконе Божией Матери
23 октября, суббота
Прп. Амвросия Оптинского
10.00 — Литургия16.00 — Молебен о даровании чад17.00 — Всенощное бдение
24 октября, воскресенье
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Собор преподобных Оптинских старцев
7.00 — Литургия10.00 — Литургия17.00 — Вечерня, утреня, полиелей
Седмица 19-я по Пятидесятнице
25 октября, понедельник
Перенесение из Мальты в Гатчину части Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десницы Иоанна Предтечи
10.00 — Литургия17.00 — Вечерня, утреня, полиелей
26 октября, вторник
Иверской иконы Божией Матери
10.00 — Литургия17.00 — Акафист Иверской иконе Божией Матери
27 октября, среда
10.00 — Литургия
28 октября, четверг
Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского
10.00 — Литургия17.00 — Акафист Алексию человеку Божию
29 октября, пятница
10.00 — Литургия
30 октября, суббота
10.00 — Литургия16.00 — Молебен о даровании чад17.00 — Всенощное бдение
31 октября, воскресенье
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Св. ап. и евангелиста Луки
7.00 — Литургия10.00 — Литургия17.00 — Акафист прп. Серафиму Вырицкому
Кто похоронен в храме?
Всего-навсего полгода длилась эта война, но была очень тяжелая. Летом французский император Наполеон Бонапарт вторгся в Россию, а осенью уже нагло сидел в Московском Кремле. На одного русского солдата в момент нападения приходилось сразу трое французских! Недаром эту войну назвали Отечественной: мы могли и потерять свое Отечество…
Так что когда в декабре 1812 года мы одержали победу, главнокомандующего русской армии, Михаила Илларионовича Кутузова, просто носили на руках. Народ его очень любил. Вы, наверное, слышали о нем?
Михаил Илларионович Кутузов участвовал во многих войнах, и за свою жизнь два раза получил смертельные ранения. Однажды, когда ему было всего 29 лет, в битве с турками пуля угодила прямо в голову, между глазом и виском. А через 14 лет, в новой войне с турками, он снова был ранен в голову, причем пуля попала в то же место, что и в первый раз! Но Кутузов поправился, хотя доктора не могли поверить: как так у него получилось?… В этом увидели знак, что ему предстоит выполнить какую-то очень важную миссию, поэтому Бог его так бережет. И действительно, такой миссией для Кутузова стала оборона страны в войне против Наполеона.
Но при чем же тут Казанский храм, спросите вы? А дело в том, что именно здесь и похоронен великий полководец, прямо в самом храме! Разве в храмах хоронят людей? А вот и да. Такая традиция существовала еще в Средние века. И в некоторых католических костелах, если посмотреть под ноги, можно увидеть каменные плиты, на которых выбиты имена похороненных там. Это считалось самой большой честью.
В России такое встретишь не часто: так у нас хоронили только царей и императоров, а еще — очень-очень важных особ, которые, как никто другой, послужили своей стране. Вот почему в Казанском соборе есть могила великого фельдмаршала Кутузова (фельдмаршал — высшее звание в армии в то время). Между прочим, когда Кутузова везли хоронить в погребальной карете, народ бросился к его гробу, лошадей распрягли, и сами люди буквально на своих плечах доставили гроб к самому Казанскому собору!
Конкурс проектов нового собора.
В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.
Внутренний облик и интерьер
Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал, внутренний вид соответствует роскошному внешнему облику. Колоннада украшает собор не только снаружи, но и внутри. 56 колонн из розового финского гранита с золочеными капителями, выстроенные в 4 ряда, делят пространство собора на 3 коридора-нефа.
Центральный неф в 4 раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрывают прямоугольные кессоны. Потолок украшен живописными розетками в виде стилизованных цветов, выполненных из французского алебастра.
Пол выложен серым и розовым карельским мрамором. Ступени и пол алтаря, основание царского места и кафедра облицованы малиновым порфиром. Интерьер жизнерадостный, светский. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на высоте.
Выразительность интерьеру сообщают лепные орнаменты и скульптурные композиции. Архитектура, скульптура и живопись, изумительно переплетаясь между собой, создают неповторимый колорит иконостаса, стен, подкупольных столбов (пилонов). Иконостас главного придела декорирован позолотой и трофейным серебром, отнятым у французов.
В центральном нефе на сводах – фреска «Тайная вечеря» и барельеф «Шествие на Голгофу». На центральной стене – барельефы «Несение креста» и «Взятие под стражу» и полотно Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо».
Изящное украшение храма – дарохранительница из уральского цветного камня в виде небольшого храма, поставленного на ступенчатое основание и украшенное портиками. В соборе – надгробие полководца Кутузова, обнесенное решеткой. Над могилой – 6 связок ключей, 5 штандартов и знамя от побежденных городов.
Главная святыня собора – Казанская икона Божьей Матери. В 1579 году пожар уничтожил Казань. Через 2 дня после буйства огня девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевавшая на пепелище найти ее икону. В том месте, которое указала Дева Мария, на метровой глубине нашли святой образ.
В день явления иконы – ежегодно 21 июля в Казани совершается многотысячный крестный ход. Перед этой иконой возносил молитвы Петр I в 1709 году перед Полтавской битвой, с 1811 года икона помещена в Казанский собор.
Богородица в характерных для Богородичных икон одеждах. Глава Девы Марии слегка наклонена к Младенцу Иисусу, поднявшему руку со сложенными в благословляющем жесте перстами. Выражение лика Богородицы скорбное в предвидении мук, ожидающих сына. Лик Младенца поражает взрослостью и серьезностью. Их взгляды обращены к молящимся, отчего возникает ощущение, что смотрят прямо в душу.
И верующие, и туристы, войдя в храм, ощущают спокойствие и умиротворение, заботы и тревоги остаются за порогом храма. Люди уверены, что святые стены собора, впитавшие за долгие годы энергетику искренних, идущих из сердца молитв, помогают в этом.