Строительство исаакиевского собора. внешний вид

Исаакий сегодня

В XIX столетии собор находился в собственности Министерства внутренних дел. С самого начала в храме проходили различные выставки. Кроме того, храмовое здание использовали для церковных служб.

Сегодня величественный Исаакий – выдающийся архитектурный памятник классицизма. В качестве музея он работает с 1948 года. Многие туристы приходят сюда, чтобы подняться на смотровую площадку и полюбоваться грандиозным видом на историческую застройку, который открывается с высоты.

В 1990 году здесь возобновили богослужения, и в наши дни службы идут каждый день. В то же время собор продолжает принимать туристов. Многие путешественники оплачивают экскурсию и с удовольствием слушают рассказ гида об истории долгого строительства и судьбе зодчих, которые возводили Исаакий.

Посетителям показывают художественное убранство и редкие музейные экспонаты. Они могут увидеть красивые мозаики, масштабные настенные росписи, витражи, а также колонны и детали интерьера, сделанные из лазурита, порфира, малахита и разноцветного мрамора.

Смотровая площадка на колоннаде Исаакиевского собора

Самая высокая смотровая площадка в Петербурге, но подниматься приходится пешком. Стоит ли оно того и насколько это тяжело? Я скажу свое мнение, по поводу того — стоит ли подниматься. 

В Санкт-Петербурге был запрет на строительство зданий выше Эрмитажа, поэтому он весь построен примерно одного уровня и каких-то ярких доминант в нем нет.

Поэтому, когда вы смотрите на него с высоты, то перед вами просто плотная череда одинаковых крыш и где-то вдалеке видны торчащие одинокие купола. 

Здесь нет вида, от которого захватывает дух, или хотя бы можно было хорошо рассмотреть какую-то старинную архитектуру.

Но при этом разочарованы вы не будете. Поэтому все просто — хотите подниматься — вперед, не хотите — не много потеряете.

Добавлю, что я еще раз приезжал специально ночью, посмотреть огни с обзорной площадки и вид мне не понравился совсем. Днем лучше.

все фото без обработки, просто снимал в движениивот в такую дверь нужно протиснутьсяРаньше чаши в руках ангелов зажигали в ночное время

Практические рекомендации

Лестница, ведущая наверх, винтовая и очень крутая.

Голова у вас, конечно, не закружится, но уровень аккуратности и осторожности должен быть повышенный

И еще на этой лестнице, как видите, получаются симпатичные фотографии.

Непосредственный выход на поверхность выглядит вот так:

Но и это не все. Перед смотровой площадкой вас ждет еще одна лестница:

На фотографии выглядит немного жутко, но на деле ничего страшного. Единственное, что бы мы порекомендовали в плане лестниц – надевать удобную обувь с подошвой, которая плотно держит контакт с поверхностью. Никаких, понятное дело, каблуков. Вполне подойдут кроссовки, мокасины, сандалии, кеды.

С колоннады открывается обзор на крыши Петербурга, из общего горизонта выбиваются основные достопримечательности и прочие архитектурные доминанты. На фотографии ниже выдаются купол Казанского собора и башня бывшей Городской думы (ныне находится во владении Сбербанка).

Шпили Адмиралтейства (на переднем плане) и Петропавловского собора (на заднем плане).

Колоннада менее всего загружена по утрам в рабочие дни, больше всего – в обед и вечером в праздничные. Есть еще такой фактор, как солнечная / пасмурная погода. Когда светит солнце, людей немного больше.

Вдалеке – купола Спаса-на-Крови, он же, если официально Собор Вознесения Христова. Он, кстати, является филиалом музея Исаакиевский собор.

Вид на Неву и Университетскую набережную с Меншиковским дворцом (желтое здание слева) – филиалом Эрмитажа. В общем, в Петербурге, куда ни глянь, – всюду музей, даже если это изначально дом первого генерал-губернатора города или церковь, построенная на месте убийства императора. Военный корабль здесь стоит не постоянно, прибыл в акваторию Невы на военно-морской парад в честь 70-летия Победы.

Статуя как бы предупреждает взмахом руки: переходить на красный нельзя. Но на самом деле мы разместили эту фотографию, чтобы в сравнении статуи и пешеходов вы, взглянув на людей-«лилипутов» внизу, получили ощущение высоты.

Вид на краны стивидорных компаний Большого Порта Санкт-Петербург:

Исаакиевская площадь с памятником Николаю I (не путайте с Медным всадником, он с прямо противоположной стороны собора) и Мариинским дворцом, в котором заседает (иногда небесполезно) Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

И в завершение еще парочка видов:

Особенность местности. Помимо совета надеть удобную обувь, мы дадим еще некоторые рекомендации:

1. Надевайте или берите с собой теплую одежду, хотя бы свитера или кофты. На высоте гуляют ветры.

2. Фотографировать почти всегда приходится против света: за вами собор, перед вами – открытое пространство. Знатоки фотоискусства знают, что делать, остальным просто советуем снимать на автомате.

3. Детишек младше 7-8 лет мы брать с собой не рекомендуем.

4. Селфи-палки выручат не только вас, вам скажут спасибо и другие посетители, поскольку упомянутые устройства экономят пространство и не заставляют других ждать, пока один фотографирует другого на фоне крыш Петербурга.

5. Для тех, кто боится высоты, скажем, что ничего страшного нет. Шанс упасть с колоннады не то что минимальный, его почти что нет. Винтовая лестница в плане травм и падений предоставляет куда как больше возможностей.

Иван Семенов

Часы работы

Надо оговориться, что под словом «колоннада» подразумевается смотровая площадка, все более желанная для посетителей. А учитывая нововведения (лифт для колясочников и оптику), еще больше туристов захотят посетить Исаакиевский собор. Колоннада, режим работы которой изменяется в связи с сезонностью, может принимать посетителей следующим образом: в теплое время года (с 1 мая по 31 октября) площадка работает с 10.30 до 18.00 часов ежедневно. В этот же период существуют экскурсии с 18.00 до 22.30 с соответствующей оплатой. В холодный период экскурсии только в дневное время и предусмотрен выходной – каждая предпоследняя среда месяца. Кассы перестают работать на полчаса раньше закрытия самой колоннады. Стоимость посещения только смотровой площадки для всех граждан равна 150 рублям, в ночное время – 300.

Интересные факты

  • Исаакиевский собор называют музеем самоцветов. В оформлении интерьеров использованы различные породы мрамора, лазурит, малахит и порфир. Ведущие мастера академической школы К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, П. В. Басин и В. К. Шабуев создали монументальные живописные композиции, многие из которых были переведены в мозаику.
  • Для XIX века металлическая конструкция купола собора считалась оригинальной и новаторской. Подобно лондонскому собору Святого Павла, купол состоит из трёх оболочек, средняя из которых имеет коническую форму. Нижний и конический купола впервые в истории строительства были собраны из чугунных и металлических элементов.

Мозаика в Исаакиевском соборе

Мысль об использовании мозаики для оформления интерьера пришла Монферрану, когда он понял, что в храме невозможно создать температуру и влажность, подходящие для живописи. В 1845 году решили заменить живопись мозаикой.

Мозаика производилась из смальты — сплава стекла с металлическими красителями, от которых зависел цвет. При соединении золота получаются розовые и фиолетовые оттенки, меди — красный и зеленый цвета, кобальт используется для создания синих тонов.

Мозаика

Для воспроизведения красок живописного оригинала применялись смальты 12 тысяч оттенков.

Копирование икон начали с главного иконостаса, и первым мозаичным исполнением стал образ Христа Спасителя в нижнем ряду. За ним выполнили копии других икон нижнего и среднего чинов. В верхнем скопировали в мозаику «Тайную вечерю».

Золоченные бронзовые Царские врата Исаакиевского собора украшены орнаментом, мозаикой «Благовещение» и мозаичным изображением евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Парадную арку венчает скульптурная группа «Христос во славе» Петра Клодта, воплощающая канонический образ Иисуса Христа.

Главный иконостас восхищает декоративным убранством. Когда же открываются Златые ворота, на фоне голубого неба предстанет одетый в пурпурный плащ с золотым шитьем, украшенный изумрудами и аметистами, Воскресший Христос.

Витраж «Воскресение Христа» в алтаре

Это один из самых больших цветных витражей в Европе, площадь составляет 28,5 кв. метров. Витраж выполнен на мюнхенской витражной фабрике по эскизу немецкого художника Лео фон Кленце.

Витраж «Воскресение Христа» — композиционная доминанта внутреннего оформления Храма. Он занимает почти все пространство алтарного окна, и кажется, что через мгновение Господь войдет в храм.

Малые иконостасы также оформлены живописью, мозаикой и скульптурой.

Иконостас алтаря святой Великомученице Екатерине (расположен справа) венчает скульптурная группа «Воскресение». Иконостас, посвященный Святому благоверному князю Александру Невскому (слева), венчает композиция «Преображение». Обе работы выполнены Н. С. Пименовым.

На отделку интерьера Исаакиевского собора ушло 400 кг золота и 1000 кг бронзы. При ближайшем рассмотрении каждая деталь в храме поражает совершенством формы и исполнением. Но интерьер перегружен декором. Пышность и сложность элементов, сверкающая отделка и прихотливые узоры, многоярусные украшения и золоченые орнаменты — все это с трудом воспринимается как единое целое.

С 1931 по 1986 год в храме был установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

Афиша 1957 года о демонстрации маятника Фуко

Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По легенде, ценности из музеев города (скульптуры, мебель, книги, фарфор) хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.

Памятная доска о ранах собора от немецких обстрелов

Многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда, с высоты 43 метров, можно увидеть панораму города.

Афиша дома антирелигиозного просвещения, май 1934 г.

В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Расписание богослужений можно узнать на официальном сайте.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — символ Северной столицы. Его золоченый купол виден ещё с Финского залива. Обилие, разнообразие и красочность отделки придают сооружению парадный вид.

Не исторические виды

Смотровая площадка на колоннаде Исаакиевского собора расположена на уровне 43 метров. Она была устроена через 100 лет после строительства — в ходе реставрационных работ 1950–1960–х годов. В историко–культурной экспертизе указан точный год открытия площадки — 1957–й. На колоннаду построили металлическую лестницу из помещений северо–западной колокольни. В 1990–е годы соорудили и вторую лестницу, с юго–восточной колокольни, — чтобы разделить потоки посетителей на подъем и на спуск. С 2012 года к площадке ведет лифт для инвалидов.

Стоит отметить, что на куполе есть еще одна, более высокая смотровая площадка (высота ее — около 60 метров). Она располагается на балюстраде, где стоят скульптуры ангелов. Там также сделан настил. Обычно публику к ангелам не пускают, что объясняют сложностями с эвакуацией. Но изредка наверх водят экскурсии. Например, прошлым летом в рамках проекта «Открытый город». На днях комитет по туризму анонсировал аналогичную акцию «Открытого города» с посещением балюстрады и на нынешний июль, но в музее поспешили этот анонс опровергнуть.

В последние месяцы обсуждается возможность закрытия колоннады на ремонт. Но пока обзорная площадка работает в обычном режиме, уточнили в музее–памятнике. Входной билет на колоннаду днем (посещение до 17:30) стоит 200 рублей, вечером — 500 рублей. Для сравнения: вход в сам собор днем стоит 350 рублей, а вечером — 400. Предусмотрены и единые билеты. Доход музея–памятника в 2017 году составлял 890,8 млн рублей при расходах 737,5 млн рублей. Данные за последние годы неизвестны.

Обсуждаем новости здесь.
Присоединяйтесь!

Где остановиться

Туристам стоит заранее задуматься, а где же они будут жить в Санкт-Петербурге в период знакомства с его достопримечательностями. Рядом с Исаакиевским собором находится три гостиницы – «Англетер», «Астория», «Ренессанс балтик».

  • «Ренессанс балтик» – это пятизвездочный отель, который предлагает гостям города на Неве поселиться в уютных одно- или двухместных номерах.
  • «Англетер» – гостиница, известная прежде всего тем, что именно здесь свел счеты с жизнью Сергей Есенин. Сегодня это современный комплекс, где гости найдут все необходимое.
  • «Астория» – одна из знаменитых питерских гостиниц, в которой останавливались многие известнейшие люди.

Посещение Исаакиевского собора и часы его работы

На сегодняшний день вопрос о передаче храма Православной Церкви так и не решен. Верующие могут помолиться здесь в период, когда идут богослужения. В целом же, собираясь посетить Исаакиевский собор, стоит ориентироваться на график работы музея.

Важно! Для посещения колоннады и самого храма необходимо приобретать разные билеты. Что касается стоимости входа на территорию Исаакиевского собора:

Что касается стоимости входа на территорию Исаакиевского собора:

  • дети до семи лет могут побывать здесь бесплатно;
  • для детей до восемнадцати лет, студентов и пенсионеров цена билета составляет 50 рублей в дневное время;
  • взрослым необходимо заплатить 250 рублей;
  • вечером вход обойдется в 400 рублей;
  • прогулка по колоннаде днем стоит 150 рублей, вечером и ночью – 300 и 400 рублей соответственно.

Планируя знакомство с Исаакиевским собором, обратите внимание на время его работы – с 10.30 до 18.00. Колоннада открыта для посетителей в это же время

Важно! Кассы перестают работать за полчаса до закрытия. Тогда же прекращается впуск посетителей

Для тех, кто хочет побывать в Исаакиевском соборе в вечерние часы, стоит обратить внимание налетний режим работы:

  • с мая по октябрь прогуляться по храму можно с 18.00 до 22.30 (кроме среды);
  • в это же время открыта и колоннада (до конца октября);
  • в период «белых ночей» подняться на нее можно до 4.30 (с начала июня до середины августа каждый день, кроме среды).

Важно! По средам в музее выходной день, однако в дни школьных каникул (кроме летнего периода), а также по государственным праздникам собор открыт.В соборе проводятся экскурсии, предлагается аудиогид. Кроме того, можно заказать экскурсию и по другим храмам, которые входят в комплекс этого музея

Где остановиться

Туристам стоит заранее задуматься, а где же они будут жить в Санкт-Петербурге в период знакомства с его достопримечательностями. Рядом с Исаакиевским собором находится три гостиницы – «Англетер», «Астория», «Ренессанс балтик».

  • «Ренессанс балтик» – это пятизвездочный отель, который предлагает гостям города на Неве поселиться в уютных одно- или двухместных номерах.
  • «Англетер» – гостиница, известная прежде всего тем, что именно здесь свел счеты с жизнью Сергей Есенин. Сегодня это современный комплекс, где гости найдут все необходимое.
  • «Астория» – одна из знаменитых питерских гостиниц, в которой останавливались многие известнейшие люди.

Центральный неф и купол Исаакиевского собора

Главный купол изнутри украшен росписью «Богоматерь во славе» работы К.П. Брюллова и П.В. Басина. Богоматерь представлена в окружении святых. Цвета композиции светлые и радостные. Через хрустальные окна фонарика открывается доступ солнечным лучам.

Под куполом на стальном тросе парит посеребренный голубь, символизирующий Святой дух.

Скульптуры на куполе

Скульптуры в центральном куполе выдержаны в традициях классицизма, убранство сводов — в стиле барокко, а в оформлении дверей использованы элементы итальянского Возрождения.

Двери

Внутрь ведут три двери, площадь каждой из них составляет 42 кв. метра при высоте створки 6,8 метров и массе 9,7 тонн. Рельефы дверей, отлитые из бронзы, выполнены И. Витали.

Александр Невский. Скульптура в нише южных дверей

Правила поведения в соборе

В помещениях собора и на колоннаде запрещено:

  • находиться в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • приносить чемоданы, громоздкие сумки и рюкзаки;
  • передвигаться на роликовых коньках и кроссовках с колесами, велосипеде, самокате, скейтборде;
  • употреблять еду и напитки;
  • заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки и витрины храма;
  • оказывать услуги коммерческого и экскурсионного характера;
  • слушать музыку, петь и шуметь;
  • курить и мусорить;
  • приходить с животными;
  • производить профессиональную фото-и видеосъемку, а также съемку со вспышкой во время экскурсии.

Татьяна Лискер

История создания

История памятника ведёт своё начало еще с XVIII в., когда государь Пётр I повелел построить храм в честь св. Исаакия Далматского, которого считал своим покровителем.

Храм возвели за несколько месяцев, и открыли в 1707 г. Второй Исаакиевский собор был отстроен взамен устаревшего в 1727 г. Однако, через восемь лет он выгорел. Причиной пожара послужил удар молнии. Восстановительные работы длились практически до середины XVIII века и не принесли успеха.

После чего императрица Екатерина II отдала приказ о строительстве нового собора по проекту А. Ринальди. Оно завершилось в 1802 г. Однако, результат императора не впечатлил, и он был вынужден вновь объявить конкурс архитектурных проектов.

Интерьеры храма

Исаакиевский собор – единственный собор, в отделке которого использовано много природного цветного камня. Камнерезные работы выполнены с величайшим мастерством. Стены и пол выложены плитами из русского, французского, итальянского мрамора. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При отделке использовано 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, 400 кг золота, 1000 тонн бронзы.

Собор изнутри расписывали маслом, но высокая влажность мешала работе. Масляную роспись заменили мозаичными панно из смальты. Живописные и мозаичные картины лучших художников, посвященные библейским и евангельским сюжетам, украсили храм. Коллекция состоит из 103 стенных росписей и 52 картин на холсте, созданных русскими мастерами: Огюст Монферран был против привлечения к работе иностранных художников.

Над северными дверями – роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова.

Сюжет росписи площадью 816 квадратных метров – молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом с ними – святые покровители дома Романовых. Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя – символа Святого Духа. Под куполом на стальном тросе на 80-метровой высоте парит полутораметровая фигура голубя.

Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах простудился, заболел – лечение за границей не помогло, художник умер.

Восхищает мастерство мозаичистов: издали мозаика смотрится, как живопись, структура полотна видна лишь вблизи. 62 мозаики украшают храм, в том числе:

  • Тайная вечеря;
  • Бичевание;
  • Поцелуй Иуды;
  • Несение креста.

Иконы

Иконы расположены в богато орнаментированных мраморных рамах в 20 нишах. Под ними – на бордовом мраморе поясняющие надписи золоченой бронзой. Работа профессора Флорентийской академии художеств Чезаре Муссони «Крещение Господа», В. Сазонова «Блудный сын» и «Милосердие самарянина», работы кисти К. Штейбена «Святые праведные Иоаким и Анна», «Распятие».

Кисти известного художника Т.А.Неффа принадлежат полотна:

  • Рождение Богоматери;
  • Сошествие Святого Духа на апостолов;
  • Вознесенье Господне;
  • Введение Богоматери в храм;
  • Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня;
  • Иисус посылает свой образ Авгарию;
  • Покров Пресвятой Богородицы.

Стены и окна

Стены, из плоскости которых выступали 12 статуй ангелов, облицованы белым мрамором. Все скульптуры в храме выполнены из меди. Через высокие арочные окна в собор льется умиротворяющий свет, отражаясь в меди, играет, создавая торжественную и праздничную обстановку.

Между фигурами ангелов – живописное изображение 12 апостолов кисти художника Басина. Окно главного алтаря украшено изготовленным в Германии витражом воскресшего Спасителя.

Витраж – нетипичный элемент русской церковной архитектуры. Во время богослужений, когда открываются царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Торжественность и трепет явлению придавало освещение витража газовыми горелками: на фоне языков пламени фигура Иисуса Христа оживала.

Алтарь и иконостас

В храме три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен колоннами из уральского малахита в стиле русской мозаики.

Царские врата украшены двумя колоннами из афганского лазурита и скульптурной группой «Христос во славе». В таком количестве лазурит не использован нигде в мире. В храме установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Храм выстроен в стиле классицизма, однако в его архитектуре наблюдаются и элементы других течений. Высота и ширина храма превышают сто метров, а наружный диаметр купола составляет почти 26 метров. Общее число колонн Исаакиевского собора – 112, причем их размеры различаются.

Знаете ли вы? На одном из портиков есть изображение архитектора храма.Собор является пятиглавым, причем все купола позолочены. Для этого использовали около ста килограмм драгоценного металла.

Главный купол Исаакиевского собора имеет три части – нижнюю, наружную и среднюю, а все его элементы выполнены из металла. Крест, установленный сверху, является греческим и сделан из золота. По углам главного строения установлены звонницы, в которых висят колокола, сделанные с добавлением серебра и меди в олово. При строительстве этого собора использовано более сорока минеральных пород, включая гранит, серый мрамор, малахит, порфир, яшму.

На портиках колонн изображены фигуры апостолов, над крышей есть изображения ангелов, а на всех фронтонах (они украшают каждую сторону здания) есть горельефы евангельской тематики. Портики украшают и строение снаружи, причем на каждом из них установлены горельефы и статуи

Посетители Исаакиевского собора отмечают и его пышное внутреннее убранство: для облицовки использовались редкие породы мрамора, а купола расписаны лучшими художниками своего времени.
Стоит подчеркнуть, что в храме есть как живописные, так и мозаичные картины (их больше шести десятков), а также огромное количество статуй, рельефов и скульптурных групп.
Привлекает внимание и голубь, покрытый серебром, который размещается на тросе под куполом и символизирует Дух Святой.
В соборе установлено три алтаря, которые облицованы мрамором. Колонны у главного алтаря покрыты малахитом

Возле каждого из них установлены скульптуры. Отдельно стоит упомянуть витраж Исаакиевского собора, который является одним из крупнейших в Европе. Он изображает воскресение Христа и выполнен из элементов более ста оттенков.

Колоннада Исаакиевского собора является частью комплекса. Высота ее составляет 43 метра, а подняться на нее можно исключительно пешком – наверх ведет винтовая лестница. Здесь размещена смотровая площадка.

Где находится и как добраться?

Золотой купол собора поднимается на высоту 101 м, хорошо виден из разных точек города и является ориентиром для туристов.

Исаакиевский собор расположен на одноимённой площади в Адмиралтейском округе, в зоне пешей доступности от памятника Петру I. Желающим полюбоваться красотами собора, удобнее всего доехать до станции метро «Адмиралтейская», а затем немного прогуляться пешком (примерно два квартала).

Можно доехать и до станций «Невский Проспект» или «Площадь Восстания», но они расположены дальше, поэтому придётся пересесть на автобусы 7, 24, 191 и доехать до остановки «Адмиралтейский проспект», а затем также продолжить путь пешком (благо оставшаяся часть маршрута пролегает по исторической части Санкт-Петербурга).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector