Почему чукчи в своих легендах называют русский народ «младшими братьями»

Введение

Чукчи, (самоназвание, «настоящие люди»). Численность в Российской Федерации 15,1 тыс. человек, коренное население Чукотского авт. округа (11,9 тыс. человек). Живут также на севере Корякского авт. округа (1,5 тыс. человек) и в Нижне-Колымском р-не Якутии (1,3 тыс. человек), говорят на чукотском языке.

Первые упоминания о чукчах, в русских документах — с 40-х гг.17 в., подразделяют их на «оленных» и «пеших». Оленеводы кочевали в тундре и на побережье Ледовитого океана между Алазеей и Колымой, у мыса Шелагский и далее к востоку до Берингова пролива. Поселения «пеших» чукчей, оседлых морских охотников, располагались вместе с эскимосскими между мысом Дежнева и заливом Креста и далее на юг в низовьях Анадыря и реки Канчалан. Численность чукчей в кон.17 в. составляла около 8-9 тыс. чел.

Контакты с русскими первоначально сохранились в основном на нижней Колыме. Попытки обложить нижнеколымских чукчей ясаком, военные походы против них в середине 17 века не принесли результатов. Из-за военных конфликтов и эпидемии оспы численность нижнеколымских чукчей резко сократилась, оставшиеся откочевали на восток. После присоединения к России Камчатки население Анадырского острога, основанного в 1649, стало расти, что

С конца 18 века активизировались торговые контакты Чукчей с русскими. Согласно «Уставу об управлении инородцев» 1822 года, чукчи не несли повинностей, ясак вносили добровольно, получая за это подарки. Установившиеся мирные отношения с русскими, коряками и юкагирами, развитие пастушеского оленеводства, способствовали дальнейшему расширению территории чукчей на запад. К 1830-м годам, они проникли на р. Большая Бараниха, к 1850-м — на нижнюю Колыму, к середине 1860-х — в междуречье Колымы и Индигирки; на юг — территорию коряков, между Пенжиной и бухтой Корфа, где были частично ассимилированы коряками. На востоке усилилась ассимиляция чукчами — эскимосов. В 1850-х гг. в торговлю с приморскими чукчами включились американские китобои. Расширение территории обитания чукчей, сопровождалось окончательным выделением территориальных групп: колымской, анюйской, или малоанюйской, чаун-ской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской (внутренние чукчи), туманской, или вилюнейской, олюторской, берингоморской (морские чукчи) и других. В 1897 численность чукчей составляла 11751 человек. С конца 19 века, вследствие истребления морского зверя, численность береговых чукчей резко упала, к 1926 она составила 30% всех чукчей. Современные потомки береговых чукчей живут в посёлке Сиреньки, Ново Чаплино, Провидение, Нунлигран, Энмелен, Янракыннот, Инчоун, Лорино, Лаврентия, Нешкан, Уэлен, Энурмино на восточное побережье Чукотки.

В 1930 был образован Чукотский национальный округ (с 1977 — авт. округ). Для этнического развития чукчей в 20 веке, особенно в период укрупнения колхозов и образования совхозов со 2-й половины 50-х гг., характерны консолидация и преодоление обособленности отдельных групп

Отношение к смерти и воинские традиции

Чукчам свойственен фатализм и восприятие смерти как перехода в лучший мир предков. Поэтому проигравший в поединке часто просил его добить, а немощных стариков по их желанию умерщвляли родственники. Часто женщины, видя что их мужчины проигрывают в битве, закалывали детей и затем убивали себя.

Русские путешественники времен покорения Сибири отмечали, что чукчи были настолько вспыльчивыми и эмоциональными, что, случалось, совершали самоубийство под впечатлением от невыгодной сделки или другого подобного расстройства.

При этом воинственность этого народа настолько укоренилась в их культуре, что по традиции более сильный воин мог запросто потребовать от слабого отдать его жену или оленей. Если тот отказывался делиться, следовал вызов на борцовский поединок. Проигравший лишался имущества или женщины, и всем это казалось справедливым.

Татуировки — отдельная гордость чукчей. Чаще всего ими украшались лица воинов или женщин. Особо же лютые бойцы за каждого убитого врага, рисовали себе точку на руке. И у матерых воинов из этих точек могла выстроиться линия от запястья до локтя.

Использовались и стимуляторы. Перед боем чукчи часто жевали шляпку мухомора. Опытным путем они обнаружили, что в малой дозе гриб действовал как стимулятор, и лишь в большой становился источником видений. Особо упоротые употребляли мочу бойца, объевшегося мухоморами (активные вещества в ней сохраняются, так что единожды съев гриб можно испытать эффект повторно). Был в этом, видимо, некий шик.

В общем, оказавшись на крайнем Севере, среди улыбающихся оленеводов, десять раз подумайте, стоит ли рассказывать анекдот про глупого чукчу, ведь среди слушателей может оказаться человек, чьи предки так и не покорились колонизаторам, кастрируя своих оленей зубами и отправляя в набег боевых транссексуалов.

Тем, кого заинтересовала история этого народа, советуем обратиться к книге «Военное дело чукчей (середина XVII — начало XX в.)» Александра Нефедкина.

Происхождение народа

Антропологи выделяют чукчей и ряд соседних народностей (ительменов, эскимосов, алеутов) в отдельную арктическую расу. Несмотря на то, что некоторые приморские чукчи живут в тесном соседстве с эскимосами, общих черт у них значительно больше с коряками или ительменами.

Однако изучение каждого из этих народов показало заметные различия между арктическими и континентальными представителями монголоидной расы. Именно поэтому чукчей и их соседей можно смело отделять от прочих племён.

Сами чукчи не всегда называют себя этим привычным словом. Их самоназвание — оравэтԓьат, что переводится как “люди”. Однако русские землепроходцы прошлых веков, услышав слово “чаучу”, назвали им весь народ.

Оно же в переводе с местного языка значит “богатый оленями”. На мой взгляд, это тоже вполне красноречиво описывает чукчей. Правда, охотники побережья называют себя иначе — анкальын (от “анкы” — “море”).

Чукчи-женщины и их дети

15 удивительных фактов о чукчах

  1. По верованию чукчей, после достижения зрелого возраста и под влиянием духов, человек способен изменять свой пол. После такой «метаморфозы» мужчина начинал одеваться как женщина, а женщина, соответственно, как мужчина. Сейчас такой ритуал уже полностью изжил себя.
  2. Любопытно, что когда чукчи начали получать паспорта, некоторые их имена могли означать мужской половой орган. Однако чукчей это нисколько не смущает, так как подобные слова для них не являются оскорбительными.
  3. Многие чукчи проживали в ярангах – низких палатках из кожи. В таких жилищах жили несколькими семьями. Примечательно, что комната для отдыха была настолько теплой, что в ней можно было находиться без одежды либо в одном белье.
  4. До начала 20-го века у чукчей практиковался групповой брак, но позже такая традиция упразднилась.

  5. Женщины во время родов не кричали и не звали на помощь. В противном случае роженице пришлось бы до конца жизни терпеть насмешки со стороны окружающих. В результате, женщины не только сами рожали, но даже самостоятельно обрезали пуповину новорожденному.
  6. Знаете ли вы, что чукчи были одними из первых, кто придумали подгузники? Подгузники представляли собой подкладки из мха и оленьего меха, которые прекрасно впитывали в себя все продукты жизнедеятельности.
  7. Некогда чукчи ели нетрадиционную для современного человека пищу: нерпичий жир, коренья, внутренности животных и даже похлебку из не переварившегося мха, который извлекался из оленьего желудка.
  8. Интересен факт, что соль чукчам казалась горькой, а мягкий хлеб – кислым.
  9. Глава семейства у чукчей пользовался неоспоримым авторитетом и неограниченной властью. Он мог иметь несколько жен, причем во время обеда самые лучшие куски мяса доставались именно ему, тогда как остальным членам семьи приходилось доедать то, что осталось от «кормильца».
  10. Пот чукчей не имел запаха, а их ушная сера была сухой, похожей на хлопья.
  11. Чукчи были фантастическими выносливыми и могли переносить большой холод и голод. Даже в 30-градусные морозы им удавалось работать на улице по нескольку часов без рукавиц. Пастухи и охотники могли до 3-х суток оставаться без пищи.
  12. Интересен факт, что у чукчей было очень острое обоняние. Согласно мнению некоторых этнографов, в годы войны чукчи по запаху костей могли определить, кому они принадлежат – своим или противникам.
  13. До начала прошлого века чукчи различали только 4 цвета: белый, черный, красный и серый. Это было связано с недостатком цветовой гаммы в окружающей их природе.
  14. Некогда, покойников чукчи либо сжигали, либо обертывали пластами оленьего мяса и оставляли в поле. При этом, умершему предварительно прорезали горло и грудь, после чего вытаскивали наружу часть сердца и печени.
  15. Прически чукотских женщин состоят из заплетенных кос, украшенных бусами и пуговицами. В свою очередь мужчины выстригают волосы, оставляя впереди широкую бахрому и на затылке 2 пучка волос в виде звериных ушей.

Это были 15 удивительных фактов о чукчах. Если вам нравится подобная информация, или вы вообще любите разные интересные факты, – поделитесь ею в соцсетях и подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Древний народ Чукотки

Чукчи являются коренным народом своих земель. Доказательством этому служат не только находки археологов, но и физиологические особенности представителей арктической группы этносов.

В книге исследователей Т. И. Алексеевой и В. П. Алексеева «Антропологические исследования на Чукотке» указывается следующее:

Чукчи Анадыря, 1906 год / Paul Niedieck

Кроме того, на автохтонность чукчей указывают и местные предания. Практически все народы этого края верят в своё “воронье” происхождение (у них существуют легенды о прародителе Вороне). За пределами региона подобной культуры нет.

Как предполагают историки, первые поселенцы появились на Чукотке в IV-III веках до нашей эры. Однако свидетельств о жизни чукчей в последующие столетия практически нет из-за отсутствия письменности. Без сомнения, они развивали свою культуру, слагали легенды об удивительных местах, где жили, почитали предков и священных духов, которым оставляли дары.

Нередки были и противостояния с соседними племенами в борьбе за территорию. Любой разрастающийся народ нуждался в новых землях, а потому часто происходили стычки между разными арктическими племенами.

Для большинства из нас история чукчей начинается с XVII века, когда на их земли приходят русские. С появлением казаков и промышленников, что осваивали новые регионы, полностью меняется не только уклад жизни чукчей, но и принципы их взаимоотношений с соседями.

Теперь к источникам выживания добавляется ещё и торговля. Укрепление экономических связей сближает народы чукчей и эскимосов. Часть кочевого населения переходит к оседлости, занимаясь морским зверобойным промыслом. Интересно, что подобные перемены нашли отражение даже в языке.

Например, в речи чукчей практически все слова, связанные с охотой на морского зверя, имеют эскимосское происхождение. Сказки и предания эскимосов об оленеводческом быте прочно вошли в культуру чукчей. Сегодня даже сложно отделить, где фольклор одних племён, где — других.

Охотники на моржей на Чукотском полуострове / Виктор Загуменнов

Быт чукчей

Найдя подходящую территорию, где много корма для оленей, чукчи разбивают временный лагерь и обитают там до тех пор, пока не закончится еда для «питомцев». После этого они покидают насиженное место и отправляются на поиски нового пастбища.

Есть и другие представители народа, которые ведут оседлый образ жизни. Они специализируются на рыболовстве и охоте за морскими обитателями. На сегодняшний день численность нации составляет пятнадцать тысяч человек.

Основная часть проживает на российской Чукотке. Если верить древним преданиям, то чукчи относятся к избранной расе. Остальные народы Севера (эвенки, коряки) сотворены лишь в качестве «помощников».

Считается, что создателем нации стала ворона по имени Куркыль. Также аборигены Чукотки свято верят в тот факт, что к сотворению мира имеют непосредственное отношение северные животные.

Наречие удивительного народа входит в группу чукотско-камчатской языковой семьи. Ближе всего к нему корякский и алюторский языки. По типологии наречиt относится к инкорпорирующим, т.е. сочетающим в себе несколько разных языков.

В 1930 году пастух с Чукотки по имени Теневиль создал идеографическую письменность, но широкого распространения она не получила. На сегодняшний день аборигены Севера используют алфавит, созданный на основе кириллицы, но с добавлением нескольких специфичных символов. Основная часть чукотских произведений искусств, в частности книги, создается только на русском языке.

Яранга

Это жильё чукчи. «Строение» представляет собой шатер большого размера, который сверху покрыт шкурами оленей и укреплен большими булыжниками. Посредине жилища располагается кострище, которое используется для согрева и приготовления пищи. Вокруг яранги размещают многочисленные сани с хозяйственным скарбом.

В задней части чукотской «квартиры» меховыми шкурами отделяют маленькую комнатку, которая одновременно выполняет роль спальни и столовой.

Одежда

Для пошива вещей северные жители применяют пыжики (шкуры молодых оленей). Зимняя одежда чукчей состоит из двух слоев: внутренний – мехом к телу, а внешний – «опушкой» наружу.

Мужчины одеваются двойные рубахи и штаны, дополнительно натягивают чулки, сапоги и шапку-капор. У девушек вещи для зимнего периода также состоят из двух слоев. Однако в отличие от представителей сильной половины человечества, милые чукотские барышни наряжаются в меховой комбинезон. Наряд имеет широкие рукава и глубокий вырез спереди.

В летний сезон чукоты надевают свободную одежду, пошитую из замши оленя или лёгкой материи, оформленной национальным декором. Малыши тоже имеют «фирменные» вещи. Это наглухо зашитый со всех сторон комбинезон.

Ручки и ножки надежно спрятаны, а вот сзади имеется небольшой разрез. Он предназначен для того, чтобы мамочки вытаскивали грязные «пеленки» и заменяли их на чистые. Хотя мох, соединенный с шерстью оленя сложно назвать пеленкой в классическом смысле этого слова. Лучше именовать аксессуар чукотским памперсом.

Жительницы Чукотки имеют и национальную прическу – косы, декорированные бусинками и пуговицами.

Рацион северных обитателей сложно назвать полноценным. В основном они кушают в разном виде мясо китов, оленей. Также не брезгуют ливером, кровью, моллюсками, корой и ягодами.

У народа имеется национальное блюда. Правда, навряд ли кто-то захочет его пробовать, узнав, как готовится сей деликатес. Итак, рецепт чукотского блюда под названием моняло.

Оленя, которого планируют пустить на изготовление кулинарного шедевра, тщательно подкармливают мхом. Затем выжидают некоторое время, пока он начнет перевариваться. В этот момент животное убивают, распарывают брюхо и достают содержимое. Моняло готово! Его применяют для приготовления первых блюд, употребляют в свежем виде или пускают на консервы.

Пьют чукчи в основном травяные отвары. Они не прочь пропустить пару рюмашек алкогольного напитка, но им категорически запрещено спиртное. Поскольку организм жителей Севера не способен переваривать этиловый спирт.

Продолжительность жизни

Живут чукоты недолго. Те, кто обитает в естественных условиях, чаще всего погибают в сорок пять лет. Главная причина высокой смертности – алкоголь, неправильное питание и злоупотребление табачной продукцией. К этим проблемам с недавних пор добавился приём наркотических веществ.

На Чукотке очень мало долгожителей, в возрасте от семидесяти пяти лет от силы человек двести. Снижается и уровень рождаемости. Эта опасная тенденция может привести к тому, что национальность вовсе вымрет.

Коряки

Не любили чукчей коренные жители севера Камчатки коряки за желание получить силой то, чего недостает. Только с 1725 по 1773 год чукчи совершили более полусотни набегов на стоянки кочующих коряков с одной целью – захватить оленей. В этот период, кроме почти 250 тысяч оленей, чукчи увели в плен несколько сотен корякских женщин и детей.

Почти каждое племя чукчей находилось в состоянии перманентной войны с соседями, вынуждая менее воинственных коряков менять традиционный вид деятельности. Оставшись без оленей, они переключались на охоту и рыбную ловлю.

Ненавидя соседей, коряки обращались за защитой к русским, но это редко помогало. Коряко-чукотские войны продолжались вплоть до конца XVIII века.

Традиции и обычаи народа чукчей

Одним из национальных Чукотских праздников является праздник Байдары. Издавна байдарка была средством добычи мяса. И для того, чтобы воды приняли чукотскую байдару на очередной год, чукчи устраивали некий обряд. Лодки снимали с челюстей кита, на которых она пролежала всю зиму. Затем шли к морю и приносили ему жертву в виде вареного мяса. После чего байдару ставили возле жилища и ходили вокруг нее всей семьей. На следующий день процедуру повторяли и только после этого спускали лодку на воду.

Еще одним чукотским праздником является праздник кита. Этот праздник проводился для того, чтобы извиниться перед убитыми морскими животными и загладить вину перед Кэрэткуном – хозяином морских обитателей. Люди переодевались в нарядные одежды, непромокаемые вещи из моржовых кишок и извинялись перед моржами, китами и тюленями. Они пели песни о том, что это не охотники их убили, а камни, упавшие со скал. После этого чукчи приносили жертву хозяину морей, опуская в морские глубины скелет кита. Люди считали, что таким образом они воскресят всех убитых ими животных.

Конечно, нельзя не сказать о празднике оленя, который назывался Кильвэй. Он устраивался в весенний период. Все начиналось с того, что оленей пригоняли к людским жилищам, ярангам, а женщины в это время разжигали костер. Причем огонь нужно было добыть, как и много веков назад – трением. Чукчи встречали оленей восторженными криками, песнями и выстрелами для того, чтобы отогнать от них злых духов. А во время торжества мужчины забивали нескольких взрослых оленей, чтобы пополнить запасы еды, предназначавшейся детям, женщинам и старикам.

Юкагиры

Не меньше натерпелся от чукчей и древнейший народ Восточной Сибири – юкагиры. В междоусобных войнах шансы противостоять чукчам у юкагиров были крайне малы. Приходилось отдавать и оленей, и женщин, и имущество.

Неспособные защищаться в одиночку, юкагиры охотно принимали участие в русских походах, но и в этом случае победа не всегда оказывалась на стороне обиженных. Так, в апреле 1702 года сотня юкагиров присоединилась к казачьему походу во главе с Чудиновым.

В первом бою удалось убить две сотни осёдлых чукчей, но уже на следующий день из-за подхода войска с тремя тысячами чукчей пришлось отступить.

С эскимосами

С эскимосами, живущими на Аляске, чукчи находились в состоянии постоянной войны. Эти войны, как указывает в работе «О боевой тактике и военном менталитете коряков, чукчей и эскимосов» историк Андрей Сергеевич Зуев, носили не только грабительский характер, но и велись за обладание богатыми морскими угодьями.

На противоположный берег Берингова пролива чукчи добирались зимой по льду, а летом на байдарках – больших лодках, обтянутых толстыми моржовыми шкурами. Эти лодки могли достигать в длину девяти метров и брать на борт 12 воинов-гребцов. Иногда в набеги на Америку собиралось до 300—500 человек. В XVIII веке набеги на Аляску чукчи осуществляли ежегодно, а самый последний военный конфликт был зарегистрирован в 1840 году.

Эскимосы знали, что чукчи коварны, и даже мирная торговля с ними может окончиться столкновением. Как свидетельствовал судовой врач Карл Мерк из экспедиции Биллингса-Сарычева, как только аляскинские эскимосы видели чукч, сразу надевали доспехи и уже не выпускали из рук оружия.

Если чукчи сталкивались с аляскинскими эскимосами в море, то бой начинался с перестрелки из луков, а в некоторых случаях приводил к «водолазной» войне: умеющий плавать чукотский воин нырял в море и вспарывал ножом лодку противника. Все находящиеся в ней тонули в ледяной воде. Однако нырять в воду отваживались нечасто – море считали обиталищем злых духов кэлё (кэлы).

Большая часть военных действий велась на суше: чукчи ждали, когда эскимосские мужчины уйдут на охоту, нападали на стойбище и грабили: забирали пушнину, продукты, утварь, табак, шкуры моржей и тюленей и уводили в рабство женщин и детей. Нападение могло происходить и на рассвете, когда все спали.

Почему лучники всегда выпускали стрелы залпом в сражении

Обеспечить стрелков, численность которых составляла не одну сотню, двумя связками качественных стрел, как мы уже понимаем, было не так-то просто с материальной точки зрения / Фото: fishki.net

Практически каждый из совершаемых выстрелов был «золотым». Обеспечить стрелков, численность которых составляла не одну сотню, двумя связками качественных стрел, как мы уже понимаем, было не так-то просто с материальной точки зрения. В армии, как правило, было около 2 500 лучников. Это средний показатель того, что могли позволить себе правители.

Каждый из лучников мог выпустить за одну минуту около десяти стрел / Фото: ru.littlestprettythings.com

Каждый из них мог выпустить за одну минуту около десяти стрел. Получается, что в первую же минуту сражения в полете окажется 25 000 стрел, во вторую – на землю прилетит 50 000, а спустя пять минут их число превысит 100 000. Задача лучников в первые минуты боя парализовать противника градом своих стрел, устроив хаос и суматоху. Нередки случаи, когда армия просто отступала, не выдержав такого натиска.

Залповая стрельба обеспечивает очень высокую зону атаки, а противникам придется уйти в оборону / Фото: Pinterest

Залповая стрельба обеспечивает очень высокую зону атаки, а противникам придется уйти в оборону, а именно, закрыть свои головы щитами и сделать свое движение более медленным

Очень важно сломить противника психологически, в первые мгновения боя, проредив его ряды и сэкономив половину собственных боеприпасов, а главное, сохранив и собственных лучников в максимальном количестве для последующих военных атак

При произвольной стрельбе в среднем процент поражения пехоты врага был бы намного ниже, как и средние показатели урона / Фото: yaplakal.com

При произвольной стрельбе в среднем процент поражения пехоты врага был бы намного ниже, как и средние показатели урона. Если армия противника имеет арбалеты или воюет верхом на лошадях, то сократить расстояние, особо не пострадав, она сможет достаточно быстро. Следовательно, стрелять у лучников уже не будет возможности, так как велики риски поразить своих же товарищей. Таким образом, преимущество будет утрачено.

Законы брака у чукчей

Чукчи никогда не были многочисленным народом, а потому они всячески стараются поддержать молодые семьи и детей. Даже если в семействе происходит горе, потеря кормильца, никто в поселении не оставит малышей и их мать на произвол судьбы.

Не только в старину, но и сегодня чукчи нередко заключают «групповой брак». Его суть заключается в объединении нескольких семей, что поддерживают друг друга.

Для бедняков групповой брак – превосходная возможность породниться с более богатыми и влиятельными соплеменниками. Как отмечает этнограф Владимир Богораз, в таких объединённых семьях часто происходит обмен жёнами. После вступления в групповой брак никто не придерживается ранее установленных пар супругов.

В групповом браке все дети считаются общими, что часто становится настоящим спасением для бездетных мужчин. Для чукчей рождение ребёнка – главный праздник семьи, а потому в таких объединённых семьях каждый из родителей считается его отцом или матерью. Соответственно, и о пожилых родителях повзрослевшие дети непременно позаботятся, даже если не являются их биологическими потомками.

В некоторых районах Чукотки, в зависимости от конкретного племени чукчей, существует и другая семейная традиция, от которой в шоке многие европейцы. Когда в дом приходит гость-мужчина, радушный хозяин стремиться угодить ему во всём.

Эдуард Таерагтин, Чукча, Вторая бригада Чукотка, Россия, 2012 год / Jimmy Nelson / jimmynelson.com

К угощениям и гостеприимному приёму супруг нередко добавляет и свою жену. У чукчей не просто нет ревности – напротив, близость с гостем может подарить семье детей, которым хозяин будет рад больше, чем собственным.

Причина такой «странности» заключается в необходимости «обновлять» кровь. Из-за малочисленности среди чукчей нередки близкородственные браки, в которых рождаются слабые и больные дети.

И-за этого чукотские мужчины нередко предлагают своих жён в качестве развлечения для русских путешественников или иностранцев. Как бы это шокирующе ни звучало, но ничего аморального здесь нет – только потребность народа в выживании.

Чукчи

Общественный строй

Для общественного строя чукчей, к началу контактов с русскими, было характерно перерастание патриархальной общины в соседскую, развитие имуществ, дифференциации. Олени, собаки, жилища и байдары были в частной собственности, пастбища и промысловые угодья — в общинной. Основной социальной единицей тундровых Ч. было стойбище из 3-4 родственных семей; у бедняков стойбища могли объединять семьи, не связанные родством, в стойбищах крупных оленеводов жили их работники с семьями. Группы по 15-20 стойбищ были связаны взаимопомощью. Приморские Ч. объединялись по несколько семей в байдарную общину, возглавлявшуюся хозяином байдары. У оленных Ч. существовали патрилинейные родственные группы (варат), связанные общими обычаями (кровная месть, передача ритуального огня, общие знаки на лице во время жертвоприношений и др.). До 18 в. было известно патриархальное рабство. Семья в прошлом большая патриархальная, к кон. 19 в. — малая патрилокальная. По традиционному свадебному обряду, невеста в сопровождении родственников приезжала на своих оленях к жениху. У яранги забивали оленя и его кровью невесте, жениху и их родственникам наносили на лицо родовые знаки жениха. Имя ребенку давали обычно через 2-3 недели после рождения. Существовали элементы группового брака («переменный брак»), отработки за невесту, у богатых — многоженство. Много проблем у оленных Ч. возникало с диспропорцией в половой структуре (женщин было меньше, чем мужчин).

Военное дело

Оседлые чукчи чаще всего делали набеги на больших лодках-байдарах под парусом на своих американских соседей, или жителей островов. А вот оленные чукчи занимались кражей стад у коряков и других местных жителей, отправляясь в грабительские набеги в основном зимой, когда могли передвигаться с ощутимой скоростью на запряженных оленями нартах.

Чаще всего набег выглядел так: к стойбищу подкрадывались на рассвете, когда жертвы спали в яранге, общем жилище из шкур оленя и жердей, в котором кругом располагались палатки отдельных семей. С помощью аркана роняли ярангу и начинали бить копьями через шкуры по ничего не соображающим спросонья людям, а выбиравшихся наружу — убивали. В это время другие чукчи уже угоняли оленей.

Правда, иногда жители яранги начинали стрелять через специальные бойницы в стенах из луков или огнестрельного оружия, и если убивали нескольких чукчей, те предпочитали сбежать.

Иногда чукчи устраивали засады на казаков или местных жителей, которые прятались в русских крепостях-острогах. Для этого небольшой отряд нападал на острог и получив отпор притворно сбегал, а если их начинали преследовать, заманивал врага в засаду, где его поджидали гораздо большие силы.

При крупных сражениях чукчи старались основным отрядом напасть с фронта, отвлекая противника, а вторым — обойти с тыла, внося неразбериху и панику в ряды врага.
Осаждать крепости и брать их штурмом чукчи не особо умели, да им это чаще всего было не нужно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector