Какая вера у персов: зороастризм или ислам?

Ислам

Ислам пришёл в Иран с арабскими завоевателями в VII веке, что привело к вытеснению из Персии зороастризма. Некоторое время, по свидетельству аль-Бируни, большинство персов исповедовало несторианство, а после притеснений многие из бывших христиан перешли в ислам суннитского толка, однако в 1501 году шах Исмаил I утвердил шиитский ислам государственной религией Империи Сефевидов. В первой половине XX века значение ислама в политике Ирана было минимальным, однако Белая революция, вестернизация и насильственная деисламизация, проводимые шахом Мохаммадом Резой Пехлеви с участием министров — этнических азербайджанцев из общины бахаи, привели к радикализации иранского общества и Исламской революции 1979 года. Иран был преобразован в исламскую республику, и к власти в Совете Исламской Революции и в должности главы государства — рахбара — пришли представители духовенства шиитов-двунадесятников. В то же время меджлис и глава исполнительной власти — президент — избираются демократическим путём, и неоднократно и президент, и большинство меджлиса выбирались из числа людей, не одобрявшихся рахбаром.

98 % всех граждан Ирана исповедуют ислам, из них 90 % — шииты (персы, азербайджанцы, мазендеранцы, талыши, гилянцы, арабы), 8 % — сунниты (курды, белуджи, туркмены).

Мифы

Поскольку все источники по персидской мифологии , как из текстов коренных народов, так и из классических авторов, возникли после появления зороастризма, трудно отличить мифы, являющиеся новаторством зороастризма, от мифов, которые унаследованы. Тот факт, что зороастризм в значительной степени вдохновлен уже существующими идеями и адаптирован из предыдущих иранских религий, делает это особенно трудным. Как и другие древние религии в целом, иранские религии не имели основной коллекции мифов. Иранские мифы — это скорее фрагменты из разнообразных мифов, которые демонстрируют вариации в общих темах.

В иранской религии существует вариант мифа о Ноевом ковчеге . Здесь Яма предстает пастухом и вождем человечества. Яма долгое время правит миром, за это время земля увеличивается втрое из-за перенаселенности. Ахура Мазда говорит Яме, что на горизонте великая зима. Он советует Яме построить большую трехэтажную конструкцию, похожую на амбар (вара), чтобы вместить семена растений и пары животных. Похоже, что вара на самом деле были своего рода раем или благословенным островом, хотя история сначала развивалась среди скотоводов как миф о культурном герое, построившем первую зимнюю станцию ​​для скота.

Зороастр, похоже, был первым религиозным деятелем, развившим эсхатологический миф о будущем спасителе, который спасет мир от зла. Эта идея играет важную роль в зороастризме. Вероятно, это также повлияло на представление концепции мессии в иудаизме изгнания .

Фон

Верования, действия и культурные события древних Иранцы в древний Иран сложные вопросы. Древние иранцы ссылались на сочетание нескольких Арийцы и неарийские племена

Арийцы или древние иранцы поклонялись природным элементам, таким как солнце, солнечный свет и гром, но в конечном итоге они переключили свое внимание в основном на одного бога, признавая при этом других. Иранский древний пророк, Зороастр, преобразовал иранские религиозные верования в форму Генотеизм

В Гаты, гимны Зороастра Авеста, принес монотеистические идеи Персия, а через Яшц и Ясна, упоминаются Политеизм и более ранние вероучения. В Веды и Авеста служили исследователям важными ресурсами в открытии ранних арийских верований и идей.

Античность

  • протоиндоиранская религия: Различные верования и обычаи, из которых произошла более поздняя коренная религия иранских народов. Эта религия также повлияла на развитие Индийские религии.
  • Скифская религия: Религия Скифы и предшественник современного Уацдин.
  • древняя иранская религия: Древняя религия иранских народов.
  • Зороастризм: Современный общий термин для обозначения коренных верований и обычаев иранских народов. В то время как современный зороастризм является монолитным, продолжением элитная форма из Сасанидская Империя, в древности он имел несколько вариантов или наименований, незначительно различающихся по местонахождению, этнической принадлежности и историческому периоду. Когда-то здесь было большое население и большое разнообразие.
  • Зурванизм: К концу Империя Ахеменидов, Зороастризм был также очевиден как зурванизм (зурванитский зороастризм), монист дуализм у него были последователи еще до Сасанидской империи.
  • Митраизм: Таинственная религия, основанная на протозороастрийском персидском боге Митре, которая практиковалась в Римской империи примерно с 1 по 4 век н.э.
  • манихейство: 3 век дитеистический гностицизм, возможно, находящийся под влиянием мандеизма. Манихены верили в «Отца величия» (арамейский: Абба дри Раббуна, Персидский: pīd ī wuzurgīh) и считал Его высшим божеством (света).
  • Маздакизм: Прототип конца V или начала VI века.социалист гностицизм, который стремился покончить с частная собственность.
  • Язданство

На что стоит посмотреть в Иране

Иран – это уникальная культура, сохранившаяся со времен Персидской Империи, многообразие исторических памятников различных эпох, прославленные на весь мир кулинарные и ремесленные традиции, древние города, уникальные образцы искусства и архитектуры, безводные пустыни с драгоценными оазисами и зеленые леса горных районов, самобытные народы с их неповторимой культурой

Ниже представлен перечень наиболее популярных достопримечательностей, на который следует обратить внимание, при составлении плана экскурсий по Ирану:

  • Археологическая зона Накше-Раджаб (Шираз)
  • Археологический комплекс Персеполь (Шираз)
  • Археологический музей (Тегеран)
  • Ванкский собор (Исфахан)
  • Горнолыжный курорт Точал (Тегеран)
  • Дворец Али Капу (Исфахан)
  • Дворцовый комплекс Саадабад (Тегеран)
  • Деревня Абиене (Исфахан)
  • Древний город Пасаргады (Шираз)
  • Дом-ледник (Йезд)
  • Источники горячей воды Сарейна (Ардебиль)
  • Канатная дорога на курорте Точал (Тегеран)
  • Качающиеся минареты Манар джонбан (Исфахан)
  • Крепость Арг Карим-хана (Шираз)
  • Мавзолей имама Резы (Мешхед)
  • Мавзолей Хафиза (Шираз)
  • Мавзолейный комплекс шейха Сефи ад-Дина Ардебили (Ардебиль)
  • Мечеть Имама (Исфахан)
  • Мечеть Шейха Лютфаллы (Исфахан)
  • Монумент Азади (Тегеран)
  • Мост Хаджу (Исфаха)
  • Мост Сио-Се-Поль (Исфахан)
  • Парк птиц (Исфахан)
  • Площадь Имама (Исфахан)
  • Соборная мечеть Джума (Исфахан)
  • Соборная Пятничная мечеть (Йезд)

Миссия без агитации

— А миссионерская деятельность в Иране как-то законодательно ограничена? Например, православный священник имеет право крестить мусульманина?

— Если он не сопровождает это пропагандой – пусть занимается своим делом. Правда, нужно иметь в виду, что 98% населения Ирана — мусульмане, а среди них есть и фанатики. Но это не значит, что правительство запрещает креститься. Никто вас не будет притеснять, если вы хотите молиться по-христиански или по-иудейски.

— Ну а где границы пропаганды?

— В Иране книги о христианстве свободно продаются в магазинах. Христиане живут в Иране, ходят в гости к мусульманам, общаются, это никак не контролируется.

Более 90% иранцев — это мусульмане-шииты

Отвечая на вопрос: какая религия у персов, необходимо помнить, что подавляющее большинство жителей Ирана исповедуют ислам.

Согласно Всемирной книге фактов ЦРУ, 90-95 % населения составляют шииты, 5-10 % — сунниты, оставшиеся 0,6 % — религиозные меньшинства бахаи, христиан, иудеев, зороастрийцев, мандеев, сикхов, индусов и других.

0,6%
именно столько среди жителей Ирана составляют немусульмане

Таким образом, официальная религия Исламской Республики Иран — это ислам.

Этно-религиозные группы Ирана. Несмотря на то, что ислам — это официальная религия Ирана, религиозная жизнь в стране достаточно разнообразна. Фото: upload.wikimedia.org

Так как Иран — это исламская республика, то это положение закреплено в Конституции государства, при этом ислам в стране шиитский джафаритского толка.

Шииты признают Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Муххамеда, а джафаризм — это школа исламского права (фикха).

При этом уважение оказывается и другим школам ислама, и их последователи могут действовать согласно своим обычаям.

В Иране кроме ислама признаются только зороастризм, иудаизм и христианство, как религиозные меньшинства. Конституция Исламской республики говорит об этом так:

Конституция Исламской Республики Иран

Атеизм и исповедование других религий в Иране запрещены. Представители официально зарегистрированных религиозных меньшинств пользуются некоторыми привилегиями, так, например, для них зарезервировано по одному месту в Меджлисе (иранском парламенте).

Такой особый статус связан с тем, что на представителей религиозных меньшинств в стране распространен статус «люди Писания».

Иранские мусульмане почитают кроме Корана четыре небесных Книги: «Сахифа» (Книга) Ибрахима (сура 87, аят 19), «Псалмы» Давида (сура 4, аят 63; сура 17, аят 55), «Тора» Мусы (сура 2, аят 87; сура 3, аяты 3,4 и 91 — 154), «Евангелие» Исы (сура 5, аят 46). Христианство и его основатель Иисус под именем Иса, признаются в Коране.

Один из символов Веры Бахаи — стилизованная девятиконечная звезда с каллиграфией «Величайшего Имени» в центре. Бахаизм в Иране не признан, и его последователи подвергаются гонениям со стороны властей. Фото: upload.wikimedia.org

Положение даже представителей признаваемых немусульманских религий в Иране напоминает гетто. Вот несколько примеров:

  • в Исламской Республике Иран все вступающие в брак должны принадлежать к одной религии;
  • если межконфессиональный брак заключен в другой стране, а иранское законодательство признает такие браки, то рожденный ребенок, если один из родителей принадлежит к исламу, считается иранским государством мусульманином;
  • граждане Ирана, а также иностранцы — представители немусульманской религии в Иране должны придерживаться исламской формы одежды (в частности, женщины должны носить на публике платок, вид удлиненного пальто, под ним брюки).

Зафиксированы случаи гонений на христиан, в основном протестантов, и последователей бахаизма. Иранский посол в Москве Резе Саджади в 2011 году на вопрос, почему запрещена религия бахаев, ответил следующим образом:

Фон

Верования, действия и культурные события древних Иранцы в древний Иран сложные вопросы. Древние иранцы ссылались на сочетание нескольких Арийцы и неарийские племена

Арийцы или древние иранцы поклонялись природным элементам, таким как солнце, солнечный свет и гром, но в конечном итоге они переключили свое внимание в основном на одного бога, признавая при этом других. Иранский древний пророк, Зороастр, преобразовал иранские религиозные верования в форму Генотеизм

В Гаты, гимны Зороастра Авеста, принес монотеистические идеи Персия, а через Яшц и Ясна, упоминаются Политеизм и более ранние вероучения. В Веды и Авеста служили исследователям важными ресурсами в открытии ранних арийских верований и идей.

Климат

В Иране преобладает тропический пустынный тип климата. Лишь в северной части страны на равнинах вдоль побережья Каспийского моря господствует субтропический континентальный тип климата.

На побережье Каспийского моря зимой в дневные часы воздух прогревается до +12..+14 градусов, а в ночные — охлаждается до +4..+6 градусов. В летнее время днём температура воздуха достигает +30..+32 градусов, ночью — 22..24 градусов тепла.

В горных районах Ирана климат зависит от высоты местности. 

В северной (Эльбурс) и северо-западной (Иранский Азербайджан и северный Загрос) частях страны на высотах от 1500 до 2000 м в январе ночные температуры могут достигать -10 градусов, дневные — 2..4 градусов тепла. В летние месяцы в этих регионах ночью воздух охлаждается до +15..+17 градусов, а днём прогревается до +33..+35 градусов. У южных подножий Загроса в Тегеране зимой в дневные часы отмечается 7..9 градусов тепла, ночью 0..-2 градуса, летом соответствующие показатели равны +37 и +24 градусам. 

В южной части гор Загрос и в гористых районах восточной части страны зимой в дневные часы воздух прогревается до +10..+12 градусов, а в ночные — охлаждается до 0..-2 градусов, в летнее время днём температуры воздуха достигают +36..+38 градусов, ночью — 20..22 градусов тепла. 

В центральных районах Ирана на пустынном Иранском плато зимой в дневные часы температура воздуха достигает +14..+16 градусов, а в ночные — 2..4 градусов тепла. В летнее время днём воздух здесь может прогреваться до +40 градусов и выше, а ночью он охлаждается до +27 градусов.

На побережьях Персидского и Оманского заливов зимы мягкие, а лето жаркое и влажное. Зимой дневные температуры воздуха достигают +20..+22 градусов, а ночные — 10..12 градусов тепла. В летнее время днём на побережьях воздух прогревается до +40 градусов, а ночью охлаждается до +30 градусов.

Осадки на территории Ирана выпадают преимущественно в период с ноября по апрель, а ежемесячная норма осадков летнего периода (июнь-сентябрь) чаще всего не превышает 10 мм. В горных районах западной и северной частей страны на наветренных западных склонах и на побережье Каспийского моря за год выпадает до 1700 мм осадков. Подветренные восточные склоны гор получают около 400 мм осадков в год. В центральных засушливых районах Ирана и на востоке страны годовое количество осадков колеблется от 100 до 300 мм. На побережьях Персидского и Оманского заливов выпадает около 600 мм осадков в год.

дальнейшее чтение

  • Гиллман, Ян и Ханс-Иоахим Климкейт, Христиане в Азии до 1500 г. , Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press, 1999.
  • Фольц, Ричард (2013). Религии Ирана: от доисторических времен до наших дней . Лондон: публикации Oneworld. ISBN 978-1-78074-308-0.
  • Моффетт, Сэмюэл Хью, История христианства в Азии: от начала до 1500 года , Сан-Франциско, Харпер и Роу, 1992.
  • Брэдли, Марк, Иран и христианство: историческая идентичность и континуум актуальности в настоящее время , Лондон, 2008 г.
  • Дженкинс, Филип, Утраченная история христианства: тысячелетний золотой век церкви на Ближнем Востоке, в Африке и Азии и как она умерла , HarperOne, Нью-Йорк, 2008 г.

Юсеф Надерхани: гонимый христианин или агент спецслужб?

В Иране человек может идти молиться в мечеть, в церковь или в синагогу. Но если он будет там вести политические игры, к нему и будут относиться, как к политическому деятелю.

У нас были такие случаи в последние 30 лет. Некоторые люди уверяли, что занимаются миссионерством, а потом оказывалось, что за их деятельностью стояли политические партии или иностранная разведка. Например, протестантский пастор господин Юсеф Надерхани, о котором вы меня спрашивали, собирает народ и рассказывает о свержении режима. Это не религия. Это политическая игра, а религия здесь – инструмент.

Западные спецслужбы стараются раздувать такие истории для пропаганды против нас на международной арене.

— Насколько я понимаю, Юсефу Надерхани был вынесен смертный приговор, а теперь предложили покаяться. Если он не вернётся к исламу, его казнят?

— Нет. Высший суд Ирана уже отменил приговор районного. Покаяние тут не причем. И вообще, открытое против этого человека дело никак не связано с его религиозными убеждениями. Сейчас ему 32 года, он принял христианство в 19. Если бы преступлением считался переход в другую религию, его надо было повесить еще 13 лет назад. Но проблема не в том, что он христианин, а в том, что он агент западных спецслужб.

Средневековый период

Некоторые религиозные деятели сделали синкретические учения ислам и местные Зороастризм.

  • Ранний исламский период видел развитие Персидский мистицизм, традиционное толкование существования, жизни и любви персидско-исламским Суфий монотеизм как его практический аспект. Это развитие верило в прямое восприятие духовной истины (Бога) через мистические практики, основанные на божественной любви.
  • Хуррамиты, религиозное и политическое движение 9-го века, основанное на учениях 8-го века Sunpadh, проповедовавший синкретизм шиитского ислама и зороастризма. Под Бабак Хоррамдин, движение стремилось к перераспределению частного богатства и отмене ислама.
  • Бехафариды, культовое движение 8-го века вокруг пророка Бехафарид. Хотя считается, что это движение уходит корнями в зороастризм, Бехафарид и его последователи были казнены по обвинению (со стороны зороастрийцев) в нанесении ущерба как зороастризму, так и исламу.
  • Ярсан, религиозный орден Язданство, который, как полагают, был основан в 16 веке. Язданство провозгласило веру в Бога, проявляющегося в виде одного первичного и пяти вторичных аватаров, которые вместе с Богом образуют Святую Семь.
  • Язданство
  • Езидизм

Отношение к христианам в Иране терпимое

— Отношение к христианам в Иране нормальное, можно сказать – терпимое. Как и прочие жители страны, они должны соблюдать установленные нормы. Женщины должны ходить с покрытой головой, мужчина не имеет права ходить по улице с женщиной, если она не является его сестрой или женой.

Эти нормы не являются дискриминацией религиозного меньшинства, они обязательны для всех.

Затруднения возникают только в случае перехода в любую веру из ислама.

В Ереване я познакомился с одним иранцем, мусульманином по происхождению. Он приехал туда учиться, познакомился с армянкой, женился и принял христианство. Но вернуться в Иран он уже не сможет, поэтому он остался жить в Армении.

Межрелигиозные браки и временный брак

— Допустимы ли в Иране межрелигиозные браки?

— Чувствительность по отношению к этому вопросу существует в любой религии. Все люди хотят, чтобы их дети рождались и воспитывались в той вере, которую они считают правильной.

Внутреннее законодательство Ирана обращает особое внимание на вопросы наследства и воспитания и содержания ребёнка. Если завтра один из супругов покинет наш мир, то по закону какой религии делить наследство? Поэтому в Иране вступающие в брак должны принадлежать к одной религии

Это действует внутри страны. А если два человека любят и друг друга, и свою религию, то они могут вступить в брак за границей и приехать обратно. Ничего предосудительного здесь нет.

Кроме того, есть ещё и такая норма, как временный брак, на который внутреннее законодательство Ирана не распространяется

Здесь стороны могут принадлежать к разным религиям, важно только согласие, к которому они пришли, и необходим свидетель, который бы в случае необходимости мог его подтвердить. Например, при рождении ребенка, мог засвидетельствовать, что мужчина обязался его содержать

Отношения между мужчинами и женщиной в исламе настолько уважаются, что обязательно должны быть упорядочены. Если встречаются парень с девушкой, и она забеременеет, то пострадает именно она. А в исламе говорится, что в случае непредвиденных обстоятельств одна сторона не должна терпеть убытки и страдать больше другой.

При желании, человек может вступить одновременно даже в несколько временных браков. Но в наше время найти таких мужчин очень сложно. Это слишком обременительно.

Временный брак может быть бессрочным, но удобнее оговорить какой-то срок, чтобы в случае необходимости было легче предъявлять претензии по договору. Срок может быть любой: сто лет, один месяц, а может и один час. Если эта пара в дальнейшем захочет вступить в постоянный брак, это будет поощряться. Наш пророк Мухаммед говорил: нет ничего священнее создания семьи. Вера мужчины не будет совершенствоваться, если он не вступит в постоянный брак.

Согласно нашим убеждениям, женщина, в отличие от мужчины, по самой своей сути является ответственным человеком. Посмотрите на женщину, когда она забеременеет — она все своим существом чувствует ответственность по отношению к ребёнку, которого носит. А мужчина говорит: «Меня это не касается. Не хотела бы — не забеременела бы». Чтобы он так не рассуждал, он должен чувствовать за собой ответственность.

Для многоженства в Иране нет социальных условий

— Существует ли многоженство в Иране?

— Для многоженства нужны определенные социальные условия (например, после войны, когда женщин становится сильно больше мужчин), сейчас их в иранском обществе нет. Кроме всего прочего, наши женщины на него не соглашаются.

В исламе многоженство существует не для удовлетворения похоти, а чтобы внести порядок в социальные отношения. Законы, по которым мужчина может вступить в брак с разными женщинами, не просты. Если он хочет кроме этого взять на себя дополнительную ответственность (например, за женщину, которая не может найти себе мужа), он имеет на это право, но ответственность удваивается.

У женщин в исламе есть много прав, которые мужчина обязан реализовывать. Если женщина захочет ребёнка – он не может этому воспрепятствовать. И он обязан материально обеспечивать и маму, и ребёнка. Пока женщина кормит младенца, она имеет право за это требовать денег у своего мужчины.

Если вы будете изучать ислам, то увидите, что, вопреки западной пропаганде, ислам почти всегда на стороне женщины. Если бы женщины из других религий знали об обязательствах, которые лежат на плечах мусульманских мужчин, они бы примкнули к религии ислама.

Отправьте в Иран корреспондента, пусть изучит права наших женщин. Вам будет очень интересно. Вы спросите: почему иранские мужчины не обращаются в ООН с просьбой о защите их прав?

Капитал Ирана — это его народ

Недавно в программе телевизионного канала, вещающего за пределами Ирана, оппозиционного по отношению к иранской республике, я увидел молодого человека, еврея. Раньше он проживал в Иране, а теперь переехал в Израиль. Его спросили: «Если состоится футбольный матч между командами Ирана и Израиля, ты за кого будешь болеть?». Он сказал: «Конечно, за Иран. Мое сердце до сих пор с Ираном и с его народом».

В течение многих веков иранцы относились к представителям других народов и религий с уважением и интересом и всегда жили в мире.

Я родился в городе Йезда, центре зороастризма. Жила по соседству с моей бабушкой зороастрийская семья. У этих людей были родственники в Индии, они хотели туда иммигрировать и долго плакали, не желая покидать родной город. Когда они уезжали, весь район провожал их со слезами.

Почитайте в моем блоге воспоминания людей, за последние два года посещавших Иран. Один из них, Юрий Кущин, рассказывает, что нигде не видел таких отзывчивых людей, как у нас. Он пишет, что капитал Ирана – это не торжественная и пышная архитектура, не красоты и достопримечательности.

Капитал Ирана – это его народ.

Фон

Верования, действия и культурные события древних Иранцы в древний Иран сложные вопросы. Древние иранцы ссылались на сочетание нескольких Арийцы и неарийские племена

Арийцы или древние иранцы поклонялись природным элементам, таким как солнце, солнечный свет и гром, но в конечном итоге они переключили свое внимание в основном на одного бога, признавая при этом других. Иранский древний пророк, Зороастр, преобразовал иранские религиозные верования в форму Генотеизм

В Гаты, гимны Зороастра Авеста, принес монотеистические идеи Персия, а через Яшц и Ясна, упоминаются Политеизм и более ранние вероучения. В Веды и Авеста служили исследователям важными ресурсами в открытии ранних арийских верований и идей.

Религиозный плюрализм и философия Руми

Абдолкарим Соруш ввел плюрализм в современную иранскую философию . Первоначальную идею он получил от Руми , персидского поэта и философа.

Как выразился Джон Хик , плюрализм — это вера в то, что ни одна религия не обладает монополией на истину или на жизнь, ведущую к спасению. В поэтических словах великого суфия , Руй , говоря о религиях мира, «Лампы разные , но свет такой же, она исходит от запредельного» (Рого: Поэт и Мистик, транс Николсон РА, Лондон и. Бостон: Анвин, стр.166).

Руми очень уважительно делает частые ссылки на греческих философов различных школ мысли, включая атомистов. Во многих своих стихах он напоминает Бога солнечному свету, что отражается в призме человеческой мысли в виде различных религиозных орденов. Эта аллегория, вероятно, является лучшей иллюстрацией пантеизма, который рассматривает Бога как Единого и в то же время верит в Его множественные представления в мире (это звучит как панентеизм ). Хотя пантеизм не был абсолютным плюрализмом, его защита плюралистического представления о представлении Бога породила плюралистическую тенденцию в религиозной и философской мысли средневековья в исламском мире, и пантеизм даже оказал влияние на выдающихся мыслителей Нового времени, таких как Лейбниц. и Спиноза .

Античность

  • протоиндоиранская религия: Различные верования и обычаи, из которых произошла более поздняя коренная религия иранских народов. Эта религия также повлияла на развитие Индийские религии.
  • Скифская религия: Религия Скифы и предшественник современного Уацдин.
  • древняя иранская религия: Древняя религия иранских народов.
  • Зороастризм: Современный общий термин для обозначения коренных верований и обычаев иранских народов. В то время как современный зороастризм является монолитным, продолжением элитная форма из Сасанидская Империя, в древности он имел несколько вариантов или наименований, незначительно различающихся по местонахождению, этнической принадлежности и историческому периоду. Когда-то здесь было большое население и большое разнообразие.
  • Зурванизм: К концу Империя Ахеменидов, Зороастризм был также очевиден как зурванизм (зурванитский зороастризм), монист дуализм у него были последователи еще до Сасанидской империи.
  • Митраизм: Таинственная религия, основанная на протозороастрийском персидском боге Митре, которая практиковалась в Римской империи примерно с 1 по 4 век н.э.
  • манихейство: 3 век дитеистический гностицизм, возможно, находящийся под влиянием мандеизма. Манихены верили в «Отца величия» (арамейский: Абба дри Раббуна, Персидский: pīd ī wuzurgīh) и считал Его высшим божеством (света).
  • Маздакизм: Прототип конца V или начала VI века.социалист гностицизм, который стремился покончить с частная собственность.
  • Язданство
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector