Православный храм
Содержание:
- Виды православных храмов
- Спасский собор Андроникова монастыря 1399 – 1427 год
- Пушкинская
- Православный храм: алтарная часть
- Алтарь
- Определение слова «Храм» по БСЭ:
- Благовещенский cобор Московского Кремля
- Церковь Вознесения Господня в Коломенском
- Собор Успения Божией Матери, 1479 год
- Значение слова Храм по словарю Символизма:
- История
- Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках (1 289 запросов)
- Китай-город
- Изменения в архитектуре и дизайне
- «Был храм, потом хлам, теперь — срам»
- Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год
- Устройство православного храма
- Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы
- Что же в итоге получается?
Виды православных храмов
Собор
Итак, чем отличается храм от собора? Статус собора обычно получают самые крупные или значимые храмы города или монастыря. Если город большой, то в каждом районе выбирается свой собор, например, в Санкт-Петербурге более пятнадцати соборов. Также соборами называют те храмы, в которых располагаются или когда-либо располагались епископские кафедры. Ещё к соборам относят крупные мемориальные церкви, такие, как “Спас на крови” в Санкт-Петербурге или собор Василия Блаженного в Москве.
Собор может не отличаться по размерам от обычного приходского храма. Его особенностью является то, что собор рассчитан на богослужение, совершаемое собором духовенства во главе с епископом, архиепископом или патриархом. Собор это почти всегда храм с несколькими престолами, поэтому службы в них могут вестись параллельно, собирая большое количество верующих.
Церковь
Церковь как синоним храма — это основной и самый распространённый вид культовых христианских сооружений. Она имеет три части: алтарную, где находится алтарь и располагается во время службы духовенство; центральную, где молятся прихожане; и притвор — некое «преддверие». Три части храма собой олицетворяют Небо или Рай (алтарь), землю тварную (центральная часть) и землю греховную, еще не обновленную (притвор).
Если позволяет ландшафт, алтарная часть храма всегда обращена на восток. Если нет, то на север или юг, но никогда — на запад. Это напоминает верующим о том, что Христос — Солнце мира. Часто алтарную часть храма сравнивают с Сионской горницей — местом, где впервые совершилась Евхаристия.
Алтарь от центральной части отделяет иконостас. Часто центральную часть называют “нефом” — кораблём, который несёт всех верующих ко спасению. Если алтарь символизирует Божественное начало, и его иногда называют “Небом на земле”, то неф — это начало человеческое. Здесь молятся верные или люди, уже принявшие крещение.
Притвор символизирует землю греховную. Традиционно здесь молятся люди, готовящиеся ко крещению, или те, на кого наложили епитимью — наказание за серьёзные грехи. В современных обстоятельствах когда храмы переполнены такое деление редко соблюдается. Свечные лавки также иногда располагаются в притворе (или выносятся во двор). Три части храма нередко называют тремя ступенями в жизни христианина. Притвор — вход в духовную жизнь, центральная часть — борьба со грехом, и алтарь — жизнь вечная.
Существует несколько основных типов строения церквей. Храмы типа «базилика» — это вытянутые прямоугольные здания, символизирующее корабль спасения или Ноев ковчег. Церкви крестово-купольного типа характеризуются квадратной центральной внутренней частью, разделённой четырьмя колоннами на девять частей. Церкви в виде круга символизирует бесконечность и целостность Православной Церкви. Храмы в виде восьмиугольной звезды олицетворяет собой свет, который Церковь несёт в мир.
Часовня
Чем часовня отличается от храма и церкви? Часовня — это малый храм без алтаря. Из-за этого в часовне невозможно на постоянной основе совершать Литургию, только с использованием переносного алтаря. После Крещения Руси часовни часто ставились в местах, где раньше располагались языческие капища или другие почитаемые язычниками места. В наши дни часовни строят на памятных местах (например, на полях сражений), на кладбищах (часовни-усыпальницы), над святыми источниками (часовни-купели) и в местах, где нет возможности поставить храм — в глухих деревнях, в малонаселенных районах и так далее.
Чаще всего часовни используются для служения молебнов и панихид, чтения акафистов или часов. Отсюда и название “часовня”. Так же как и храмы, часовни освящаются в честь праздников, особо чтимых икон или святых.
Спасский собор Андроникова монастыря 1399 – 1427 год
Об этом соборе мало что известно. Монастырь основал митрополит Алексий. Было предпринято две попытки строительства, но соборы постигла печальная участь. Первый сгорел, данные о втором здании и вовсе отсутствуют. Третий Спасский собор строили с 1399 года.
Первые упоминания о нем датированы 1763 годом. В 50-х годах XIX века собор претерпел значительные изменения – неудачная реконструкция. Долгое время храмом никто не интересовался. Его считали поздней постройкой, но в 1933 году было проведено исследование, которое показало истинный возраст сооружения. В 60-х годах ХХ века храму вернули первозданный вид, все наслоения сняли, а верхние формы восстановили «по наитию».
Храм действующий.
Пушкинская
Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот (Большое Вознесение)
Храм бессребреников Космы и Дамиана (Благовещения) в Шубине
Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря
Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках
Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке
Храм апостола Иоанна Богослова на Бронной
Храм преподобного Феодора Студита (Смоленской иконы Божией матери) у Никитских ворот
Храм Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение)
Храм иконы Божией Матери »Знамение» за Петровскими воротами
Бывший Высокопетровский монастырь
Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря
Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря
Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря
Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря
Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря
Часовня-усыпальница Нарышкиных
Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря
Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря
Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря
Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря
Часовня-усыпальница Нарышкиных
Православный храм: алтарная часть
Восточное пространство храма занимает алтарная часть. Она возвышена над остальной частью храма («алтарь» с латинского — «высокий»). Символически это место пребывания Бога.
Иконостас отделяет алтарную часть от храма. Это деревянная конструкция имеет специальные углубления, в которые помещены образы святых. Эти иконы располагаются рядами (ярусами) и называются чинами.
Иконостас символически является границей между видимым и невидимым мирами. Также иконостас служит молитвенным образом, по сути, самой большой иконой в храме.
Изначально алтарь не был ничем визуально отделен от верующих. Границей служили колонны и низкие решетки. Только с 5-7 веков на них стали размещать иконы.
Возвышенная площадка перед алтарем называется «солея». Напротив Царских врат полукруглый ее выступ называется амвоном (по-гречески — «возвышение»). С амвона священник произносит проповеди или обращается к молящимся в храме. Также на амвоне читается Евангелие во время Литургии, возглашаются ектении (особые прошения). Стоя на амвоне, священник причащает прихожан, подходящих к нему.
Алтарь
Главной частью храма является алтарь. В этом священном месте приносится Бескровная Жертва и пребывают Тело и Кровь Христовы. На символику устройства алтаря повлияло видение небесного храма Иоанном Богословом (Книга Откровения, глава 4).
Центральное место в алтаре занимает престол (четырехугольный стол). К нему могут прикасаться только священнослужители. Храм без престола — простое здание. Престол покрывается белым полотном (символизирует Плащаницу), а сверху — парчой (царская одежда Иисуса Христа, сидящего на небесном престоле).
На престоле размещаются священные предметы. Это антиминс (по-гречески «вместопрестолье»), являющийся знаком полученного благословения от епископа на совершение богослужений. В антиминс вшиваются частички от мощей святых как память о том, что раньше Литургия совершалась над гробами мучеников. На антиминс ложится губка для собирания частиц Святых Даров (символ губки с уксусом, которую подносили к устам Христа при распятии). Евангелие на престоле символически напоминает о присутствии самого Господа. Крест с распятием — орудие спасения людей.
На престоле ставится дарохранительница в виде металлического сосуда в форме церковки. Здесь хранятся особо заготовленные Святые Дары (запасные) для причащения больных. Также на престоле стоит дароносица, предназначенная для переноса Святых Даров, когда нужно причастить больных вне храма.
Определение слова «Храм» по БСЭ:
Храм — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы Х. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также общим развитием архитектуры и строительной техники у различных народов в разных странах. Архитектура Х. (святилища, христианской церкви, мусульманской мечети, иудаистские синагоги, буддийские Х.) исторически видоизменялась соответственно развитию зодчества в разных странах и приобретала яркое национальное своеобразие. Значение Х. часто гораздо шире культовых функций, им выполняемых, и религиозных идей, которые он воплощает. В символике архитектуры и декоративного убранства Х. раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи (особенно — в средние века в Европе) Х. были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер. Выделявшиеся среди рядовой застройки монументальные здания Х., расположенные в узловых точках города, имели большое градостроительное значение. В эпоху капитализма архитектура Х. становится эклектичной, лишь во 2-й половине 20 в. возведение Х., по сравнению с другими отраслями строительства менее подчинённое практическим и экономическим требованиям, привлекает архитекторов возможностью экспериментов в области формообразования, эффектов освещения, поисками эмоционально выразительных решений пространственной структуры, основанной на применении новых комбинаций старых конструкций. В СССР здания Х., являющиеся выдающимися памятниками национального зодчества, находятся под охраной государства.
Благовещенский cобор Московского Кремля
Существующий девятиглавый собор был построен в конце XV — начале XVI столетий, однако в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Благовещенский подклет — древнейший архитектурный памятник Москвы. Чтобы его увидеть, надо войти в дверь, обращенную к крыльцу Грановитой палаты. За дверью располагается археологическая экспозиция музеев Кремля. Правда, в данный момент она закрыта на реконструкцию.
Год постройки:
между приблизительно 1484 и приблизительно 1489.
Престолы:
Благовещения Пресвятой Богородицы, Гавриила Архангела, Собора Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, Александра Невского, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:
Раннемосковский
Адрес:
Москва, Кремль, Соборная пл.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Фото: Fotokto.ru
Имеет огромную историческую ценность. Церковь выстроена в 16-м веке из камня и кирпича вблизи села Коломенское. Обитель предназначалась для посещения царской семьи. Потому она не впечатляет размерами. Но внутренние убранства поражают роскошью и великолепием.
К сожалению, первоначальная роспись стен не сохранилась. Все, что видит посетитель – реконструкция. Но факт не влияет на посещаемость. Церковь всегда полна желающих вознести молитвы и благодарность Господу.
Сюда лучше приехать в составе экскурсии. Историческое место достойно внимания и подробного изучения.
Московские храмы удивительно красивы. Их история интересна и поучительна. Именно поэтому посещать их лучше в сопровождении профессионального гида. Он поведает немало подробностей, связанных с историей достопримечательностей, расскажет удивительные факты и легенды. Религиозные памятники столицы – важная часть истории города и государства. Не упускайте возможности увидеть эти легендарные шедевры архитектуры.
Собор Успения Божией Матери, 1479 год
Один из самых важных соборов в истории России. Его построили по указу московского князя Ивана III. Здесь проходили значимые события: венчания на царство, коронация императоров, оглашение государственных актов, молебны перед военными походами.
Успенский собор имел первенствующее положение. Главы государства следили за тем, чтобы убранство его соответствовало статусу. Расписывать стены и писать иконы могли только самые выдающиеся художники со всей страны. Внутреннее убранство собора – это уникальное собрание памятников русского средневекового искусства. В 1917 году собор стал музеем. С 1990 года здесь возобновлены богослужения.
Значение слова Храм по словарю Символизма:
Храм — Imago Mundi, микрокосм, духовный центр мира, земной партнер небесного архетипа, место пребывания божества на земле, укрывающая сила Великой Матери, место встречи трех миров (ибо имеется контакт с небом, землей, подземным миром и водами), равновесие. Храм символически считается самым высоким местом округи. Иногда храмы являются олицетворением строения космоса, иногда — религиозных отношений между богами и людьми. Как космическая структура храм состоит из горизонтально расположенных накладывающихся одна на другую ступеней или рядов, каждый из которых является частью общего экзистенциального плана с его бесконечным разнообразием и выделением стадий бытия. Это осевая и вертикальная связь между Небом и Землей, землей и подземным миром, его ступени символизируют восхождение к Небу и духовное восхождение верующего. Он является также образом Священной Горы. Центральная колонна храма — это одновременно и axis mundi, и Космическое Древо. Скальный или пещерный храм символизирует возвращение к центру, природе, к изначальной сути человека, к живой скале и утробе перерождения. Треугольный храм, опирающийся на четыре колонны, символизирует тройственную форму божества, правящего четырьмя стихиями как посланцами созидания и продолжения рода. Круглый храм отражает совершенство круга, то есть божественное совершенство. Индуистские храмы строятся в соответствии с планом мироздания и являются образами макрокосма. Они построены в форме мандалы, Квадрат — основополагающая форма индуистской архитектуры. Он символизирует порядок, стабильность и завершенность. В нем три алтаря: в восточном пределе квадратный алтарь огня символизирует мир небесный. в западном пределе алтарь имеет форму круга и символизирует материальный мир. в южном пределе находится алтарь воздушных стихий и огня. Центральный очаг выложен в форме креста. Центр высшего алтаря является омфалом, внутренним святилищем. Центральная колонна, символизирующая мировую ось и мировое древо, растет из семени святилища, утробы. Вся площадь храма разбита на 64 квадрата. Это мандала, космический план. Небо и земля встречаются у ворот, у четырех углов, соответствующих четырем странам света. Корона на вершине центральной колонны символизирует божественную славу, а отверстие над ней образует выход от земли к Небу и вход в небесный уровень. Темнота внутри храма символизирует потребность человека в свете извне и то, что храм освещается божеством. Иерусалимский храм был imago munch и космическим центром, местом встречи Бога с Израилем. Он символизировал начало космического времени и был местом обитания или домом Бога на земле, отражением Небесной Скинии. По Иосифу, три части святилища символизировали три области космоса, двор, низины, море, Святилище, землю, Святая Святых, Небо. Шумерский храм, или зиккурат строился в форме семи ступеней, позволяющим восходить и нисходить. они образовывали вертикальную смычку между Небом и Землей, между землей и подземным миром и водой. он также образовывал горизонтальную смычку между различными землями.
История
Самым первым храмом считается горница, где происходила Тайная Вечеря. На ней Христос установил Таинство Евхаристии. Потом первые христиане выбирали под храмы чистые просторные помещения. Позже, во время гонений на христиан, приходилось молиться в потаенных местах. Они располагались в подземельях и назывались катакомбами. До сих пор сохранились эти молитвенные места, например в Риме.
Потом стали строить храмы лицом на восток. В Риме между гонениями появилось около тридцати церквей. Сначала священники стояли лицом к народу и так молились, видя в каждом присутствующем образ Самого Бога. Но потом во избежание искушений они стали поворачиваться лицом на восток. Появились первые алтари, иконостасы.
Особый всплеск в строительстве храмов пришелся на времена святых Константина и Елены. Среди них – храм на Гробе Господнем. В христианские храмы превращали бывшие языческие капища или административные здания (базилики). Они были прямоугольной формы. Постепенно стали появляться пристройки под алтарь, притворы.
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках (1 289 запросов)
Во всей Москве эта церковь является одним из наиболее посещаемых и красивых православных храмов. Архитектура этого памятника XVII века известна далеко за пределами России. Изначально церковь Николая Чудотворца была из дерева, а первое упоминание о ней датируется 1625 годом. На смену ей в 1657 году пришло каменное строение, а вместо простого, строгого стиля появился более вычурный, нарядный – так называемое «дивное узорочье». Этот стиль широко использовал цветные изразцы, яркие краски, множество декоративных элементов. Здание церкви было возведено из кирпича, который был отделан белым камнем, а фасады украшают красно-зелёные изразцы. С момента постройки каменный храм неоднократно реставрировался, однако, богослужения в нём при этом не прекращались – он всегда был открыт для верующих.
Китай-город
Храм Троицы Живоначальной в Хохлах
Храм Зачатия праведной Анны, «что в углу»
Храм равноапостольного князя Владимира в Старых Садах
Храм Всех Святых на Кулишках
Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке
Храм преподобного Симеона Столпника за Яузой
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах
Храм вмц. Варвары на Варварке
Храм Воскресения Словущего в Борошах и колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Казенной слободе
Храм вмч. Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской горе
Храм вмч. Георгия Победодносца в Старых Лучниках
Собор иконы Божией Матери »Знамение» б. Знаменского монастыря
Храм прор. Илии на Новгородском подворье
Храм Рождества Иоанна Предтечи на Варварке
Храм прп. Максима Исповедника на Варварке
Храм вмч. Никиты (Владимирской иконы Божией Матери) в Старой Басманной слободе
Храм свт. Николая в Кленниках
Храм свт. Николая в Котельниках
Храм свт. Николая »Красный звон»
Храм свт. Николая в Подкопаях
Храм свв. апп. Петра и Павла у Яузских ворот
Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (на Стрелке)
Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках с колокольней и надвратным храмом иконы Божией Матери »Взыскание погибших»
Храм Троицы Живоначальной в Никитниках (Грузинской Божией Матери)
Храм Василия Блаженного (Собор Покрова Богородицы на Рву)
Иоанно-Предтеченский женский монастырь
Собор усекновения главы Иоанна Предтечи
Домовый храм прп. Елисаветы
Часовня св. Иоанна Предтечи
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
- укрепили полы;
- обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
«Был храм, потом хлам, теперь — срам»
Храм простоял примерно столько же, сколько ушло на его строительство — около полувека. А в 1931 году был взорван, поскольку на этом месте новые власти решили сооружать еще более грандиозный 415-метровый Дворец Советов. На его постройку были брошены (опять!) лучшие силы страны: работала отдельная архитектурная мастерская Дворца Советов, над разработкой новых образцов цемента и стали (они имели маркировку ДС-Дворец Советов) трудились целые научно-исследовательские институты. К 1939 году был готов гигантский котлован, началась закладка фундамента, но он так и остался огромной забетонированной ямой. Строительство было остановлено войной, потом все средства были брошены на восстановление народного хозяйства. А после смерти «вождя народов» в СССР приступили к борьбе с «архитектурными излишествами», и от помпезного проекта со стометровым Лениным на крыше вообще решили отказаться. Какое-то время котлован стоял залитым водой, потом, чтобы место не пропадало, его решили приспособить под общественный бассейн. Он открылся в 1960 году и получил весьма оригинальное название «Москва». «Был храм, потом хлам, теперь — срам», — шутили тогда московские острословы.
К7
Храм Христа Спасителя во время сноса, 5 декабря 1931 года
Фото: ТАСС
О восстановлении храма заговорили уже в последние дни существования «государства рабочих и крестьян». 5 декабря 1990 года (в годовщину взрыва собора) был установлен третий по счету закладной камень, а в 1994 году появился Фонд финансовой поддержки воссозданию храма, возглавляемый патриархом Алексием II и тогдашним мэром Москвы Лужковым. Федеральное правительство предоставило жертвующим на храм серьезные налоговые льготы, так что желающих поучаствовать в богоугодном деле оказалось предостаточно. Была поставлена задача закончить работы и освятить храм до окончания столетия.
Чертежи педантичного Тона сохранились, поэтому воссоздать формы и пропорции храма не представляло большого труда. Но из-за недостатка времени и средств убранство сознательно упростили. Кроме того, под собором решено было сделать множество вспомогательных помещений, которых в проекте Тона не было. Серьезные изменения первоначального замысла вызвали горячие споры, а руководивший работами архитектор Алексей Денисов даже публично вышел из проекта. Бразды правления были немедленно переданы президенту академии художеств Зурабу Церетели.
Новый храм сделан не из белого камня, как первоначальный, а из бетона. Белые мраморные медальоны и великолепные мраморные многофигурные горельефы на внешних стенах собора заменили бронзовыми, купола вместо сусального золота покрыли нитритом титана. Во внутренней облицовке вместо мрамора использовали искусственный камень. Росписи хоть и повторяли изначальные сюжеты, но качественно не могли сравниться с работами великих русских мастеров. Зато в огромном пространстве под храмом, которое осталось от фундамента дворца Советов и бассейна, появился подземный гараж на три сотни машин с автомойкой, зал церковных собраний, концертный и трапезный залы, конференц-холл и пресс-центр и даже своя химчистка. Заодно строители решили подстраховаться от заклятия игуменьи Клавдии и восстановили в подземном этаже приделы в память об утраченных церквях Алексеевского монастыря.
К8
Вид на строящийся храм Христа Спасителя, 1997 год
Фото: РИА Новости/Александр Поляков
Строители уложились в срок — 31 декабря 1999 года Алексий II совершил «малое освящение» храма, и в него пустили первых посетителей. Правда, работы продолжались еще полгода и торжественное великое освящение состоялось лишь в августе 2000-го. А уцелевшие подлинники мраморных горельефов и медальонов можно увидеть в Донском монастыре, где они хранятся уже много лет.
Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год
Инициатором строительства монастыря стал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, основан монахом Саввой. Собор Рождества – первое каменное здание ансамбля, один из немногих сохранившихся образцов московского зодчества начала XV века. Четырехстолпный одноглавый соборный храм построен из белого кирпича, его особенность – минимум декора, скромность и строгость. Внутренне убранство – результат кардинальной реконструкции, которая была проведена в XVI веке. Есть информация, что первоначально оформлением собора занимались мастера круга Андрея Рублева. В 1913 году реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся к XV веку.
Как уже было отмечено выше, собор находится на территории монастыря, действующий.
Устройство православного храма
Церковь может иметь несколько приделов, то есть дополнительных алтарей. Приделы устраивают в церквях, рассчитанных на множество людей или на совершение нескольких богослужений в день. Храмовое здание завершает барабан с куполом. Древнерусское народное название куполов — «маковица» (купол по форме напоминал головку мака). Часто церковные купола называют главами («головами»), а барабаны сравнивают с шее. Символика купола наполнена догматическим смыслом. Это образ небесного свода, а также связи небесного и земного. Наличие одного купола указывает на то, что у Церкви только одна Глава — Иисус Христос.
Наличие двух куполов указывает на два естества Иисуса: Бога и человека. Три купола — это символ Пресвятой Троицы. Четыре купола символизируют Четвероевангелие. Пять — Христос и четыре апостола-евангелиста. Семь куполов указывает на семь церковных таинств. Девять куполов символизируют девять чинов небесного ангельского воинства. Десять — это сам Иисус Христос с воинством небесным (9 чинов). Тринадцать — Спаситель с двенадцатью апостолами.
На каждом куполе православного храма обязательно находится крест. Это символически указывает на победу Христа над смертью.
Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы
Церковь называют жемчужиной древнерусского зодчества. Располагается в центральной части села Городище. На данный момент оно входит в городскую черту Коломны. До наших дней сохранилась лишь часть церкви, в результате многочисленных исследований было установлено, что храм был перестроен еще в XVI. Большие изменения во внешнем и внутреннем облике церкви произошли в 1780 году. В 1965 году церковь снова отреставрировали, на этот раз попытавшись вернуть ей первоначальный облик. Правда, он всего лишь «предполагаемый XVI века». Выдающаяся святыня — икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Хранится она не в церкви, а в Третьяковской галерее.
Храм действует, на его территории совершаются богослужения и работает воскресная школа.
Что же в итоге получается?
Выходит, что разобраться в понятиях «храм», «церковь», «собор» и «часовня» совсем несложно. Храм и собор в какой-то мере можно считать синонимами – в обоих зданиях проводятся служения, совершаются таинства. Однако собор – храм с большими привилегиями и особым статусом. В нем хранятся мощи святых. Церковь – понятие двоякое, которое, с одной стороны, означает сооружение для проведения служений, а с другой стороны – простое собрание верующих в любом месте, даже не приспособленном для молитв и пения. Часовня же больше всех остальных зданий отличается от храма, собора и церкви. Это небольшая постройка, в которой нет алтаря и престола, где не служат литургии, но совершаются молебны, панихиды и часы.
(144 оценок, среднее: 4,35 из 5)