Храм святителя тихона
Содержание:
Повествование о Чудотворной Феодоровской Иконе
Благодать Божией Матери ныне привлекает всех силой Своей Чудотворной Феодоровской Иконы в Богоявленско-Анастаси́ин женский монастырь, где люди радостным взором видят эту Великую Святыню.
Чудотворная Феодоровская Икона, по преданию, написана Святым Апостолом и Евангелистом Лукой1). С древних времен Икона почиталась как Чудотворная и была сходна по иконописанию с Владимирской Иконой Божией Матери.
В описании старинной Нижегородской летописи свидетельствуется о том, что основатель города Городца Нижегородской губернии, князь Георгий Владимирович Долгорукий, желая перенести древнюю Икону из часовни в городскую только что построенную церковь Архангела Михаила, вместе с духовенством во время молебного пения не смогли поднять Икону, удерживаемую сверхъестественной силой на своем месте.
Такое чудесное событие Князь принял как указание Божие построить на этом месте монастырь. Основание в Городце стариннейшей обители во имя Феодоровской Иконы Божией Матери последовало в 1154 году, а Образ, укрепленный в алтаре за Святым Престолом, продолжал источать великие чудеса. Слух об этом распространялся по всем селениям.
В 1238 году город Городец был захвачен войсками Батыя и разорен до основания. Не словами, а слезами летописцы описывали это небывалое нашествие. Городской вал не мог сдержать стремительного натиска варваров. Немногие из уцелевших жителей Городца спаслись в лесах, и только после ухода татар, собрались на пепелище, на котором они не нашли своего древнего сокровища – Святой Иконы. Но по Всемогущей Воле Господней Икона оказалась невредимой.
По преданию, этот Образ был впоследствии «молельным образом» у Великого Князя Александра Невского, который благодаря своим горячим молитвам перед ним одерживал многочисленные победы: особенно Невскую (15 июля 1240 г.) и Чудскую (5 апреля 1242 г.).
Русская история переживала тогда опасные и тяжелые времена, множество различных перемен, ордынскую месть и кончину славного и Великого Князя Александра Невского (14 ноября 1263 г.), а также и многочисленные волнения на Руси, вызвавшие безотрадную тревогу – вновь утрату Чудотворной Феодоровской Иконы. Но Господь и здесь явил Чудо.
Следующий период истории нахождения Феодоровского Образа связан с младшим братом Святого Князя Александра Невского – Василием Ярославичем2), прибывшим по своем совершеннолетии в Кострому на княжение3).
16 августа (29 августа) 1264 года, 23-летний молодой князь решил поехать на охоту. Это было на второй день Успения Пресвятой Богородицы. Охота за пробежавшим зверем завела его незаметным образом в неприступную чащу. Здесь, остановив коня, князь осмотрелся и вдруг с изумлением увидел на дереве Икону Богоматери. С благоговейным трепетом, преклонив колена, Князь стал молиться. С молебным пением прибывшие духовенство и народ с крестным ходом приняли Икону и перенесли Святыню в Соборный храм.
Слух о явлении Чудотворной Иконы разнёсся по всем окрестностям Костромской земли. Между тем костромичи объявили князю Василию, что накануне, в самый день праздника
Успения Пресвятой Богородицы они видели воина в древней воинской одежде, проносившего по городу эту Икону. В этом воине они узнали по изображению на Иконе Святого Феодора Стратилата, а сама Икона Божией Матери оказалась именно той Явленной Чудотворной Феодоровской Иконой, бывшей ранее в Городецком монастыре, о чем засвидетельствовали прибывшие Нижегородские купцы.
Таким знаменательным событием Пресвятая Дева Мария явила Свою Милость нашему древнему городу.
В 1613 году Феодоровская Икона прославилась как Усмирительница встревоженной России и Великая Помощница на избрании Первому Русскому Царю Михаилу Феодоровичу Романову.
Ныне Феодоровская Чудотворная Икона Божией Матери уже более 30 лет пребывает в нашем Богоявленско-Анастаси́ином женском монастыре. К Чудотворному Образу ежедневно приходит множество людей – ищущих, надеющихся, кающихся и просящих Материнской защиты, исцеления и благодатной помощи Царицы Небесной.
Да хранит Божия Матерь всех нас в здравии, благополучии, в мире и благоденствии.
Игумения Инокентия (Травина) 12 марта 2021 г. Кострома Богоявленско-Анастасиин Монастырь
1) Древние источники и современная книга: «Александр Невский и древний Городецкий Феодоровский монастырь», 2009 г., Нижний Новгород, стр. 145.
Минея август, 2011 г., стр. 177.2) Родился в 1241 г.3) Удел в Кострому был утвержден в 1246 г. после смерти его отца – Великого Князя Владимирского – Ярослава Всеволодовича.
История обители в XV-XVIII веках
Самый первый монастырь на окраине Костромы был мужским. Его создал один из учеников Сергея Радонежского и его родственник Никита, который, уже будучи старцем, пришел на костромскую землю из Боровска. Произошло это в 1426 году.
Точная дата смерти этого христианского подвижника не сохранилась, но известно, что погребли уважаемого Никиту Костромского в самом первом соборе созданной им обители.
Богоявленско-Анастасиин монастырь с высоты птичьего полёта
Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей. Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский сбор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году. Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь — Владимир Старицкий.
Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги. Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале. В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.
Вид на постройки Богоявленско-Анастасииного монастыря
Однако время шло, и, несмотря на непростые испытания, монастырь рос и влияние его усиливалось. Поэтому в XVI веке к мужской обители приписали две женских – Крестовоздвиженскую и Анастасиину, названную в честь основательницы — дочери Дмитрия Донского.
Начало XVII века обернулось для Руси очень трудным и разорительным Смутным временем. В последние дни 1608 года войска Лжедмитрия II, руководимые Александром Лисовским, вошли в город, прорвали оборону и заняли монастырь. За то, что монахи и монастырские крестьяне оказались верны присяге, данной русскому царю Василию IV, их убили, а саму обитель разграбили. Имена погибших насельников и костромичей и сегодня почитаются прихожанами.
Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появились два новых монастырских храма и придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную монастырскую ограду с башнями, которая сделала обитель настоящей крепостью.
В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила главный монастырский храм фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.
Богоявленский собор с золотыми куполами
В начале следующего, XVIII века прошла целая череда петровских преобразований, и темп монастырской жизни замедлился. Денег на строительство новых зданий не было, и число монахов уменьшилось. Лишь только в 1752-1760 гг. на средства Е.М. Салтыковой здесь построили новый одноглавый Никольский («Салтыковский») храм. Так скорбящая вдова пожелала увековечить могилу мужа — генерал-майора М.П. Салтыкова.
С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.
Богоявленский собор с золотыми куполами, Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор с тёмными куполами
Комплекс Богоявленско-Анастасиина монастыря
Обитель относится к Костромской епархии РПЦ. В ее границах находятся храмы, две гостиницы для паломников и иногородних священнослужителей, духовная семинария, настоятельский корпус с трапезной и епархиальными службами, сиротский приют для девочек и богадельня.
Настоятельский корпус, Slav Yakounin
В плане территория монастыря имеет ломаную трапециевидную форму, а по периметру она окружена каменным и частично деревянным забором, а также строениями, выходящими на красную линию. Въездные ворота расположены на Пятницкой улице и у колокольни, а вход в кафедральный собор и Смоленскую церковь — со стороны улицы Симановского.
Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор
Храм является главным в Костромской епархии и самым древним из сохранившихся церковных строений обители. Он был возведен в 1559–65 гг. и предположительно расписан мастерами артели Гурия Никитина в середине XVII в. Их работа не сохранилась, но после возвращения в 1990 г. монастырских зданий в лоно Русской православной церкви стены и потолочные своды храма были украшены полихромными фресками.
Росписи сводов собора, pavlovamarina1
В 1864 г. древнее здание расширили, пристроив к нему церквушку пониже. Изначально она была выполнена из красного кирпича и ярко выделялась на фоне элегантного белого собора. В подклете в 1867 г. устроили храм преподобных Сергия Радонежского и его ученика Никиты Костромского. В потаенном месте здесь почивают святые мощи Никиты Костромского, основателя Богоявленского монастыря в Костроме, почитаемого в лике святых.
Богоявленско-Анастасиин собор получил статус кафедрального в августе 1991 года.
Смоленская церковь
Часовню возвели в 1824–25 гг. на основе располагавшейся здесь угловой юго-западной башни. В тот период настоятелем Богоявленского монастыря был алтайский миссионер, преподобный Макарий, а деньги на строительство выделил костромич Ф. Обрядчиков. Церковь освятили во имя чудотворной иконы Смоленской Божией Матери. Ее список в виде фрески был создан на стене юго-западной башни монастырской стены в 1672 г. иконописцами артели Гурия Никитина.
Смоленская часовня-церковь, Эдуард Скворцов
Во время сильнейшего пожара 1779 г., полностью уничтожившего обитель, образ Богородицы остался невредимым. Икона-фреска не пострадала и в 1847 г., когда выгорело две трети Костромы. В те дни верующие массово шли к Смоленской часовне просить Богородицу о защите, и пламя отступило. В знак благодарности настенную икону украсили позолоченной серебряной ризой, снятой и конфискованной в 1920-е местными властями.
Сохранившаяся при пожарах фреска Смоленской Божией Матери чуть было не исчезла в «безбожные» годы. К 1990-му от нее остались одни контуры, но реставраторам древнее изображение удалось восстановить. В 2004-м спасенную икону украсили новой драгоценной ризой.
Образ Смоленской Богоматери помогает уберечься от болезней и неприятностей в пути, защитить дом от недоброжелателей и врагов.
Колокольня
Квадратная проездная башня на западной стороне монастырской ограды была надстроена восьмигранным ярусом, накрыта шатром и превращена в колокольню. Под ней проходили Святые врата, через которые сегодня можно попасть в каменную галерею, сооруженную в процессе восстановления монастыря в XIX в. Она открывает прямой путь в кафедральный собор с улицы и ограничивает доступ в обитель посторонних лиц.
Колокольня и вход в собор, Lion10~commonswiki
Памятник Феодору Стратилату
Статуя великомученика в кольчуге, со щитом, мечом и иконой в руках была установлена в монастырском дворе в 2002 г. Феодор Стратилат считается покровителем Костромы и христианского воинства, а также имеет косвенное отношение к главной святыне Богоявленско-Анастасииной женской обители — древней Феодоровской иконе Богоматери.
Статуя Феодора Стратилата в монастырском дворе, Костромская митрополия Вконтакте