Собор (мечеть) святой софии в стамбуле: тайны, мистика, история (ayasofya-ı kebir camii)

Время работы

С 10 июля 2020 Айя-София работает как мечеть. Посещение закрыто в период намазов.

Месторасположение (сайт, адрес, как добраться)

До Айя-Софии в Стамбуле удобнее всего ехать на скоростном трамвае Т1 до остановки Султанахмет. Далее следуйте через парк Султанхмет.

Актуальная стоимость билетов

Входной билет стоил 100 турецких лир, принимали как наличные, так и карты. Детям до семи лет вход свободный (правда, бесплатный билет тоже нужно получить в кассе).

Теперь, после превращения в мечеть – вход свободный для всех.

С террасы ресторана Four Seasons открывается великолепный вид на Святую Софию

Граффити Софии Киевской

София Киевская известна в основном своими росписями и мозаиками, в качестве источника палеографических надписей ее знают чуть меньше. Часто бывает, что посетители древнего собора заглядываются на настенные лики святых, но не замечают надписей, расположенных на уровне собственного носа. А это стоило бы сделать, ведь можно обнаружить много интересного. Святая София Киевская как Русская митрополия (дословно «мать городов русских») привлекала массу паломников, и многие из них оставляли автографы в память о своем посещении святыни.

Такие надписи называются итальянским словом «граффи́ти» (с ударением именно на второй слог, множественное число; в единственном – «граффи́то»).

Молитвенные призывы и покаянные возгласы – важная тема софийских надписей. И действительно, их довольно много: «Господи, помози рабу Своему Георгию», «Господи, помози рабу Своему Григореви. Аминь», «Господи, помози рабу Своему

Иоану грешному, иже се писа. Аминь», «Михаил убогий, а грехом богатый писал, Господи, помози ему», есть и собственно Василий: «Господи, помози рабу Своему Василиеви, грешному помози ему…»

Такие надписи можно воспринимать как своего рода «вечные» помянники, ведь книги и бумаги могут сгореть, а стены Софии Киевской все еще содержат просьбы о молитвах наших далеких предков… Но среди таких молений можно встретить и лаконичное анонимное покаянное сообщение: «Блуд сотворил в свят день».

Впрочем, древнерусские прихожане Софийского собора молились не только о себе. В проеме окна южной галереи некто верноподданный начертал: «Помози, Господи, кагану нашему». Каган – древнетюркский титул, аналог царя или князя. Каганами именовали, например, хазарских царей. Имел хождение титул и на Руси. Святитель Иларион Киевский в своем «Слове о Законе и Благодати» (1030–1050) каганами называет великих князей Владимира и Ярослава: «О законе, Моисеомъ даннеемъ, и о благодати и истине, Исусом Христом бывшии. И како законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго. И похвала кагану нашему Влодимиру, отъ негоже крещени быхомъ», «Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю».

Значительно реже каганами, т. е. царями, в древнерусской письменности именуют других князей. Автор «Слова о полку Игоревом» вспоминает о былом «каганьем времени» – времени могущества Киевской Руси до эпохи междоусобиц.

История храма Айя-София

Первейшее упоминание о церкви, как было отмечено выше, встречается в VIII столетии. В византийских рукописях X, XI, XII и XIII веков собор встречается как Большая церковь «Μεγάλη Εκκλησία».

Мозаика центральной апсиды церкви сохранила монограммы императоров Константина и Ирины — соправителей (780 — 797) державы Ромеев.

Версия, долгое время поддерживаемая, о строительстве святыни в Салониках в VI столетии, в пору когда строился собор Святой Софии в Константинополе, не подтвердилась: историк Прокопий в описании храмов, построенных при Юстиниане, не упоминает церковь Айя-София, при этом он подробно перечисляет и описывает другие. К тому же археологические раскопки привели к удивительным результатам, развеявшим все сомнения и споры относительно хронологии.

На этом же месте до постройки церкви существовала раннехристианская базилика, разрушенная приблизительно около 620 года, на фундаменте которой и был возведен собор. С христианской базиликой, посвящённой св. Марку, связывают и строительство Баптистерия со святым источником, расположенных южнее.

Храм, возведенный в VII столетии, в длину в три раза меньше раннехристианской святыни, при этом сохранены некоторые черты базилики, но уже с куполом. Колонны и капители принадлежат более древней церкви, т.е. артефакты вторичного использования, как и амвон V века, каковой в 1905 году перевезли в Константинополь.

В XI столетии следом за землетрясением 1037 года к собору достраивают нартекс с запада. К северу от византийского собора Св. Софии существовала миниатюрная церквушка Николая Угодника, а южнее – часовня Богородицы Путеводительницы.С X по XII век храм — Митрополичий собор Салоников.

В 1204 году с началом четвёртого крестового похода и последующей Франкократией, продлившейся до 1224 года, церковь служила кафедральным собором католической церкви.

1523 год – В правление Мактул Ибрагим Паши в Салониках собор Святой Софии турки преобразовали в мечеть, каковой суждено было пострадать от пожара в 1890 году.


Храм Айя-София, последствия пожара 1890 года

Восстановлением храма после пожара (1907 — 1909) занимался французский византолог Шарль Диль.

Собор, посвященный Премудрости Божией, был не просто храмом, в течении столетий церковь Св. Софии служила полюсом притяжения выдающихся священнослужителей, богословов и митрополитов. Вокруг неё сформировалась особая аура из высокообразованных и просвещённых людей, стремящихся к духовному совершенству архиереи, которые в своих сочинениях состязались в мудрости и благочестии с богословами Константинополя.

В различные эпохи церковь была местом упокоения непогрешимых и выдающихся митрополитов. До того как православная святыня не стала мечетью, в ней хранилась рака с мощами Григория Палама. Следом за землетрясением 1978 года, когда происходила реставрация православного храма Святой Софии, археологи обнаружили мощи Святителя Василия, иконопочитателя и архиепископа Салоников.

Мозаика

Одна из первейших датировок оформления мозаики относится к иконоборческому периоду и находится в самом видном участке — в арке апсиды.

На вершине свода представлен равносторонний крест в лучах. Крест вписан в голубую окружность на золотом фоне. При переходе от голубого к золотому колору, окружность чередуется цветами радуги.

У основания свода по обеим сторонам разноцветный орнамент из мозаики, на нём выделяются три крестообразные монограммы ктиторов Софийского собора: Константина и Ирины.

Нет никаких сомнений в том, что ктиторы, увековеченные в крестообразной монограмме – автократор Константин VI (780 — 797) и императрица Ирина Афинская (780 — 788, 797 — 802), а Феофилос – местный епископ, подписавший хартию седьмого Вселенского Собора (либо второго Никейского) 787 года. Это знаменитый Собор, созванный по инициативе Ирины в городе Никее с попыткой вернуть иконопочитание.

Мозаика храма выполнена в период совместного царствования Константина VI и Ирины, проводившей политику борьбы с иконоборцами до конца своего регентства.

Апсида

В конхе апсиды на золотистом фоне изображена Богородица на троне с восседающим на её руках Иисусом Христом. Очевидно, создание мозаичного полотна стало возможным только после 843 года, когда окончательно восторжествовало иконопочитание при императрице Феодоре и её малолетнем сыне Михаиле. Вероятная датировка XI — XII века.

На уровне, где плечи Пресвятой Девы едва различимы следы более ранней мозаики – большого креста (простирающегося под изображением Царицы небесной), созданного одновременно с монограммами у подножия свода в эпоху царствования Константина Слепого и Ирины (780 — 788).

Nobody’s business but the Turks

Призывы вернуть Софии статус мечети не умолкали с исторического решения 1934 года, но в последние годы заигрывания с этой темой стали одной из любимых тем внутренней политики. Но все же еще недавно президент Эрдоган говорил, что поезд для этих перемен ушел. «Сначала заполните Голубую мечеть», — ответил он год назад на просьбу сделать Софию мечетью. Не последнюю роль играло и то, что София-музей была самым прибыльным туристическим объектом города: по разным подсчетам, она приносила в год до .

Софию погубил коронавирус. Печатный станок остановился, рейтинг президента и его партии стремительно полетел вниз, и надо было срочно объединить раскалывающееся и стремительно разбегающееся общество вокруг какой-то национальной идеи. Мечтали ли все турки о Софии-мечети? Большая часть их и вовсе никогда ее не видела и не подозревала о ее сложной истории. Но сами разговоры о возможном переходе смогли отвлечь народ от коронавирусных сводок и экономических бед. Когда опросы показали, что 70 процентов турок одобряют переход Софии в статус мечети, судьба ее была решена. Символическая выгода — сплочение турецкого общества — оказалась выше материальной.

И не последнюю роль в этом вопросе сыграли возражения Греции, протесты России и прочие международные попытки остановить процесс. Каждая нота протеста воспринималась в штыки — и укрепляла желание показать миру, кто в этом доме хозяин. «Возражения относительно статуса Святой Софии являются прямым вмешательством в суверенные дела Турции», — заявил президент Эрдоган; в конце концов, мы же не церковь переделываем, а музей.

Alamy/Legion Media

Внутреннее убранство Собора Святой Софии

Нельзя сказать, что голосов против совсем нет. Нобелевский лауреат Орхан Памук сказал , что «миллионы секулярных турков кричат против, но их голосов никто не слышит». Для них смена статуса Святой Софии означает конец мечты о секулярном мусульманском государстве. Другие переживают, как переход скажется . Третьи, и среди них мэр Стамбула Экрем Имамоглу, за международные последствия.

Но пока еще победа приносит плоды — турецкое общество сплоченно ликует, что все кругом так раздражены. Хватит ли этого ликования, чтобы привести партию Эрдогана к победе на следующих выборах? Чтобы хватило, эти выборы должны состояться гораздо раньше 2023 года.

Полезная информация

Музей Айя-София летом работает с 09-00 до 19-00, а зимой – с 09-00 до 17-00, выходной – понедельник. Чтобы не попасть в очередь у кассы, лучше всего отправляться в Святую Софию рано утром к 09-00.

Остановка общественного транспорта, рядом с которой находится музей Айя-София, называется Султанахмет. Добраться сюда можно на скоростном трамвае, городском автобусе или просто заказав такси.

Постарайтесь не приходить в музей в слишком открытой и вызывающей одежде. Вы рискуете оскорбить религиозные чувства не только мусульман, но и православных верующих. Слишком велико значение этого храма для обеих религий.

Знаковые места

К сожалению, после превращения музея в мечеть, некоторые места стали труднодоступны для обозрения. Например, пуп земли прикрыт ковром.

Пуп земли

В соборе проходила коронация императоров Восточно-римской эпохи. Перед алтарем находится мраморная площадка, с круглыми вставками из цветного камня, это место именуется “Омфалион” или “Пуп Земли”. Трон императора находился в центральном большом круге, а приближенные стояли в малых.

Пуп земли

Место крещения княгини Ольги

Именно здесь происходило крещение княгини Ольги. Она первая приняла крещение, хотя и её дружина и её народ оставались язычниками, так же как и сын, князь киевский Святослав Игоревич. Согласно повести временных лет, крестил Ольгу лично император Константин VII в 955 году. При крещение княгиня получила имя Елена.

Врата из ковчега

Айя-София впитала в себя не только материальные, но и духовные блага со всего света в виде строительных материалов, использованных ранее в других храмах. Считается, что императорские врата собора сделаны из дерева от Ноева Ковчега.

Ворота датируются VI веком и являются самыми большими в соборе-7 метров в высоту. Этими воротами пользовался только сам император, его сановники и свита пользовались дверями по соседству.

Императорские врата выделяются посерединеНа тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал ему в венчании и не пустил в храм

Мозаики

На втором этаже собора множество образов выложено в виде мозаики. Большая часть из них датируется IX – X веком, более поздние – XV. Они были обнаружены под слоем штукатурки лишь в XX веке во время реконструкции и до сих пор ведутся работы по очистки стен от извести. Сравнительно недавно в северо-западном крыле были обнаружены мозаики средневизантийского периода.

Архитектурные особенности

? плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник
(75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний —
широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным
средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система
собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени.

Vkontakte User @ Vkontakte

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по
углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и
покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого
отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству
примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с
полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками
ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной
апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде
полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из
них средняя, представляющая вверху не полусферический, а
обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в
пристроенные к храму внутренний и внешний притворы
(esonartex и exonartex), впереди которых некогда
находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с
колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с
боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими
арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в
подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи
гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол,
заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме
этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько
рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по
пяти окон в больших и малых нишах.

Vkontakte User @ Vkontakte

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких
столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8
зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма
также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции,
так и орнаменты). Благодаря своей величественной архитектуре и
убранству

.istanbul |32 — ]babi] @ Flickr

Шаблон:Начало
цитаты

главное святилище всего государства внушало мысль о мощи
Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма,
рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки
интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие
церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в
купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены
характерные для византийского искусства 6 в. тенденции к
грандиозности, величественной пышности и торжественности. Шаблон:Конец
цитаты

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая
колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить
руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно
обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый
жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои
штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно
видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана
на четырёх больших щитах овальной формы.

Hagia Sophia, Istanbul, Turkey — vvctcom @ Flickr

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити,
оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее
древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из
охраняемых достопримечательностей (см. раздел Рунические
надписи).

Vkontakte User @ Vkontakte

Краткая история собора

В 324-337 гг. на месте нынешней Мечети стояла церковь, получившая название София. В 415 гг. ее уничтожил пожар.

В 415 гг. она была выстроена заново. Ей присвоили название —  Базилика Феодосия. В 532 гг. это здание также было сожжено во время восстания.

Через 40 ночей после этих смутных дней император Юстиниан решил построить не просто церковь, а грандиозный храм, который покажет все величие его империи.

Для этого были выкуплены дополнительные земли и снесены строения на этих землях. Для строительства были приглашены самые именитые архитекторы и работали ежедневно 10000 рабочих.

При строительстве этого храма использовали легкие, но очень прочные кирпичи, разноцветный мрамор и камни.

Мрамор, используемый при отделках собора, привозили из Египта, из Спарты, из Греции, а также из Ливии.

А для роскоши украшали золотом, серебром и использовали лучшую слоновую кость.

Вдохновляясь изысканной роскошью храма, народ слагал легенды о неземных силах, которые участвовали в его строительстве.

Почти через 6 лет успешного возведения в храме прошло первое богослужение. Впоследствии здесь короновали императоров Римской империи.

Храм с первого дня и до нашего времени привлекает внимание. Здесь не только молились, храмом восхищались, его рисовали художники, и слагали легенды летописцы

Вся внутренняя отделка храма выполнена из драгоценных камней, серебра и золота.

В дальнейшем Собор претерпевал разрушения землетрясением, восстанавливался, становился еще выше, еще мощнее и величественнее. Продолжал удивлять и восхищать своим великолепием.

29 мая 1453 года сюда ворвались с мечами и кинжалами турки. Почти все священники и прихожане были безжалостно убиты прямо во время чтения молитвы.

К зданию были пристроены минареты, он стал главной мечетью этого края. Были сделаны и другие перестройки внутри и снаружи, что существенно изменили вид Собора.

Под угрозой обрушения в 1847 году были произведены реставрационные работы.

А в 1935 году мечеть стала музеем, очистили слои штукатурки и взору открылись великолепные узоры, рисунки и фрески.

Так, главная мечеть Турции получила свое новое воплощение, стала радовать и принимать в своих стенах, людей всей планеты независимо от религиозной принадлежности.

Роспись

Фрески церкви Св. Софии сохранились частично в просторном нартексе, куда попадает прихожанин, как только входит в притвор.

В сводах оконных проёмов западной стены церкви уцелели лики благочестивых отцов церкви (многие из них плохо различимы) среди иных присутствуют и местные праведники, в том числе и святая Феодора Солунская, подвизавшаяся в монастыре в IX веке.

Престольный праздник храм Святой Софии отмечает 14 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Храм Святой Софии на карте Салоник

Султан Сулейман Великолепный

Сулейман Великолепный считается самым могущественным султаном Османской империи, просуществовавшей 624 года. В течение его эры границы империи расширились до трех континентов, и империя показала значительное финансовое улучшение.

Сулейман Великолепный проживал во дворце, который построил его дед, но он перестроил кухни дворца. Кроме того, он построил мечеть Сулеймание, самую впечатляющую мечеть в Стамбуле. Он был построен во времена, когда Османская империя переживала свои лучшие годы, и за такими шедеврами стоял самый опытный архитектор империи Мимар Синан.

Сулейман пересмотрел все законы в Османской империи, и он стал известным благодаря своему честному и справедливому подходу. Поэтому его назвали «Законодателем». Хотя он известен как Сулейман Великолепный на Западе, он известен как Сулейман Законодатель в Азии.

Залы Гарема дворца, который был полон одалисков со всего мира, всегда привлекали внимание западных художников, и это в основном изображается как место для веселья. В действительности это был дом, в котором мать, сестры и дочери султана жили в дополнение к одалискам, и в Хараме был высокий уровень дисциплины

Даже общение султана с женщинами осуществлялось традиционным способом.

Великий Гарем во времена правления Мехмеда II находился в старом дворце в Беязите. Однако любовь Сулеймана Великолепного к Хюррем (Роксолане) была причиной, по которой Гарем переехал во дворец Топкапы.

Султан Сулейман управлял империей в течение ее самых сильных лет, и он был интересной фигурой, поскольку он вел моногамную жизнь. Он был также романтичным персонажем, который писал письма своей жене на полях сражений. Помимо того, что он был султаном, он был опытным ювелиром, искусным воином.

Рубрики

  • Вместо Турции
  • Достопримечательности
  • Интересные статьи
  • История
  • Новости Турдизи
  • Новости Турции
  • Переезд в Турцию
  • Сериалы
  • Туризм в Турции

Интересные сведения


Интерьер Собора

  • Собор Св. Софии был назван не в честь мученицы Святой Софии, хоть она в действительности была. С греческого софиа переводится как мудрость. Следовательно, собор олицетворяет мудрость Всевышнего.
  • В соборе проживает главный кот города, которого зовут Гли. Он чувствует себя настоящим хозяином этого места и чаще всего его можно увидеть около Императорского места. Он также стал известен благодаря тому, что его когда-то гладил американский президент Обама.
  • Княгиня Древней Руси Ольга в середине 10 века крестилась в этом соборе. Она была первой, кто ввела крещение.
  • В соборе случились события, из-за которых начался раскол церквей, в результате чего люди поделились на православных и католиков. Это случилось в середине 11 столетия, когда Патриарх решил отлучить посланника Папы Римского от церковных дел.
  • Когда город пал, и из храма сделали мечеть, во всем мире забыли о центре православия. С тех пор во главе стояло Московское княжество, так как другого центра православия не существовало. Именно это послужило тому, что Москву начали именовать Третьим Римом.
  • При 4-м крестовом походе из собора была украдена плащаница. Согласно поверьям, в ней хранилось тело Иисуса Христа. В конце 19 века один из любительских фотографов сделал снимок плащаницы и на фото проявился облик человека. Теперь эта плащаница хранится в итальянском соборе.
  • В начале 2000-х годов американские политики и бизнесмены стали во главу нового движения, чтобы из собора снова сделали церковь. Но у них пока ничего не получилось.

Постройки на территории

Фонтан

Построен в 1740 году султаном Махмудом I (1730-1754) и является шедевром османской архитектуры и одним из самых больших и красивых фонтанов в Стамбуле. Восемь мраморных колонн Мукарны с арками держат купол. Фонтан состоит из 16 секций, у каждой имеется бронзовый кран для ритуальных омовений. В его внутренней части выгравированы слова Аллаха “Мы всё сделали из воды”.


Ажурный фонтан Махмуда 1

Мавзолеи

На территории собора располагается 5 склепов, в них хранится 145 саркофагов. Одна из самых красивых гробниц Стамбула склеп Султана Селима II находится здесь, её архитектор Синан. Этот склеп закончили лишь спустя три года после смерти султана, по обе стороны висят керамические панели с цветочным рисунком, они являются одними из самых красивых экземпляров керамики XVI века. Оригиналы табличек хранятся в Лувре, на гробнице же висят имитации. В склепе находится 41 саркафаг, в них покоятся члены султанской семьи.

Вид на гробницы в Айя-Софии

Школа

Она была построена в 1740 году султаном Махмудом I в юго-западном дворе собора Святой Софии. До провозглашения собора музеем, здание использовалось по назначению – являлось начальной школой. Сейчас строение преобразовано в Отдел исследований и выставочный зал. Здесь проводятся конференции и встречи.

Часы

На территории есть еще и Музей часов. Перед ним находятся солнечные часы, которые показывают правильное время! А внутри — просто уникальные часы!

Солнечные часы

Библиотека

Одна из самых важных османских пристроек в здании, она построена султаном Махмудом I в 1739 году в южной части здания между двумя выносными опорами. Библиотека состоит из читального зала и хранилища и отделена от основного храма сетью из позолоченной бронзы, которую несут 6 колонн. Бронзовая сеть украшена цветами и изогнутыми ветвями. На двухстворчатых воротах библиотеки есть две ручки с надписью «Я Феттах» – это одно из 99 имен Аллаха.

Коридор, который сочетает в себе читальный зал и казначейство Кютюб украшены изразцами. Книжные полки изготовлены из розового дерева. Библиотека насчитывала около 5000 книг, их пожертвовали или передали ведущие деятели того времени и сам Султан Махмуд. В настоящее время в самом храме этих книг нет, они были переданы в Сулейманскую библиотеку в 1968 году.

Музей камней (колонн и капителей)

Айя-София возведена на древнейшем историческом месте — античном Акрополе. Вокруг собора проводились многочисленные раскопки, в ходе которых были найдены руины христианских храмов, украшенные резьбой по камню. Было найдено большое количество колон и капителей. Музей находится на территории собора с западной стороны, под открытым небом.

Легенды

Сны Юстиниана

Согласно легенде, императору во сне явился ангел, в руках он держал план строительства великого и роскошного храма. Строительство заняло пять лет и обошлось императору в огромную сумму. По задумке Юстиниана, собор должен был быть еще богаче украшен и многие его части должны были быть из золота, но архитектор отговорил его, сославшись на возможную жадность последующих правителей. Император побоялся, что храм может быть разграблен и согласился на более “скромное” его убранство.


Надвратная мозаика

Плачущая колона

С этой колонной связано несколько легенд. Одна из них гласит, что император Юстиниан бродил по собору с сильной головной болью, в бессилии он прислонил голову к колоне и вскоре боль ушла. Общественность прослышала об этом случае и наделила колону целительными способностями.

По другому сказанию, во время перестройки собора в мечеть, купол наклонился и святой Илья (Хызыр) выровнял дефект, держась за колону. На столбе осталось отверстие от его пальца.

Ещё одна легенда повествует о том, что во время главной перестройки Айя-Софии в раствор вокруг колоны добавили слюну пророка Мухаммеда, воду из священного источника Замзам и землю из Мекки. После этого столб начал “плакать”.


Плачущая колона

Посетители со всего мира уверенны, что если положить большой палец в отверстие, загадать желание и сделать три оборота по часовой стрелке, то желаемое обязательно сбудется.

Двери

В храме насчитывается 361 дверь, 101 из них имеет внушительные размеры и покрыта символами. Поговаривают, что сколько бы раз их не пересчитывали, количество каждый раз изменяется. Подземные помещения храма затоплены, но двери можно обнаружить даже там.

“Холодное” окно

Есть в храме загадочное окно, оно располагается на втором этаже в южной части собора и выходит на Голубую мечеть. Загадка заключается в том, что при любой погоде из него дует прохладный ветерок.


Фото из холодного окна

Молитвы в стенах

В правой части собора находится ниша, если приложить ухо к стене, можно услышать легкий шум, похожий на бормотание. Существует легенда, что когда турецкое войско ворвалось в Константинополь, более 1000 верующих укрылось в храме. Когда захватчики ворвались в собор, священник не прервал своей молитвы. Стена за ним раскололась и спрятала священника. Легенда гласит, что он и по сей день читает там свою молитву и в день, когда храм снова станет христианским, он выйдет из стены и закончит её.

Старый рисунок внутреннего убранства мечети Айя-София

Недожаренная рыба

Существует ещё одна легенда, что в день падения Константинопаля один монах жарил рыбу и когда ему сказали, что город пал, он ответил “Скорее эта рыба оживет и спрыгнет, чем падет Константинополь”. И рыба действительно ожила и уплыла в море. С тех пор в море плавают три рыбы, поджаренные с одной стороны. В день, когда греки вновь завладеют Константинополем, рыба прыгнет на сковороду, её дожарят и всё вернется на свои места.

Собор для моряков

Вопрос о том, чтобы в Кронштадте появился величественный «храм для моряков» поднимался в России еще с 1830-х. Высочайшее разрешение на сбор средств для возведения собора было принято только к концу XIX века, когда ходатайство подал вице-адмирал Николай Казнаков.


Авторский эскиз./Фото:foma.ru

Авторский эскиз./Фото:foma.ru

В качестве места для возведения храма выбрали Якорную площадь.

Купол было решено делать настолько высоким, чтобы на него и венчающий его крест могли ориентироваться приближавшиеся к Кронштадту морские суда.Первоначальный проект, выполненный архитектором А.Томишко, морякам не понравился, хотя его и одобрил император. Тогда проект было поручено сделать Василию Косякову, работавшему над созданием храма совместно с инженером Александром Викселем.
Именно по этому проекту и возведен собор.Было решено, что храм будет построен по образу и подобию собора св. Софии в Константинополе. Перед проектированием Косяков специально ездил в Турцию делать замеры Софийского храма.

Собор святой Софии. / Фото:Arild Vаgen


 Собор св. Николая и Собор св. Софии /Фото: foma.ru

Перед постройкой Морского собора был отслужен молебен, который совершил лично Иоанн Кронштадтский.

На состоявшейся в мае 1903-го торжественной закладке собора присутствовала царская семья. После молебна прогремел салют. Затем император Николай II вместе со своим окружением высадил вокруг будущего храма молоденькие дубы.

Строительные работы. /Фото:kronshtadtsobor.ru

О важности возведения этого собора для моряков говорят суммы, которые люди давали на его постройку. Так, 280 тысяч рублей пожертвовали моряки разных чинов (от матросов до адмиралов) со всех российских флотов, 2 тысячи собрал экипаж канонерской лодки «Храбрый» на запрестольный крест, 2800 тысяч – портные портовой швальни на мозаичную икону, 700 рублей пожертвовал Иоанн Кронштадтский

Офицерские жены на свои деньги купили и вручную вышили для ступеней храма серебром и жемчугом ковры. Из госказны было выделено 1, 7 млн. рублей и еще 1450 рублей поступило из бюджета Кронштадта на хоругви.

Храм в Кронштадте. /Фото:excursspb.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector