Успенский собор московского кремля

Успенский Собор во Владимире сегодня

Всемирный интерес к Успенскому собору появился еще в конце XIX века, как к уникальному памятнику русского белокаменного зодчества. Его трепетное сохранение в течение более 8 веков, говорит об историческом и культурном значении собора в жизни Древней Руси и России.

Владимирская епархия от имени Русской Православной церкви и Владимиро-Суздальский музей ведут совместную деятельность в стенах этого собора-памятника. Регулярные богослужения, музейные экспозиции ведутся вместе с 1944 года.

Большое внимание уделяется техническому состоянию здания, ведутся исследования и контроль над температурным режимом, влажностью воздуха в помещениях, для сохранения редчайших древних росписей и икон. Общее состояние собора удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к таким историческим зданиям

Кроме крестильной, где находятся служебные помещения, все постройки используются по первоначальному замыслу. Официальное название храма «Свято-Успенский кафедральный собор». Он открыт для посещения каждый день с 7-00 до 19-00, кроме понедельника с 7-00 до 12-00. Во время богослужения вход в собор бесплатный. Службы проводятся каждый день с 7-30.

В воскресные и праздничные дни утренние литургии с 6-30 и с 9-00 часов. В 17-00 начинается вечернее богослужение. Владимиро-Суздальский музей работает с одним выходным днем в понедельник, в остальные дни с 13 до 16-45 ч.


Успенский Собор во Владимире работает во все дни, кроме понедельника. Каждый может посетить культурное здание.

Цены на билеты в музей Взрослый Дети с 7 до 16 лет Дети с 16 лет, студенты, пенсионеры
Входной билет без экскурсионного обслуживания 150 руб. Бесплатно 75 руб.
Входной билет с профессиональным экскурсоводом 300 руб. 100 руб. 150 руб.

Ежедневно Успенский собор во Владимире посещают сотни человек, желающих прикоснуться к многовековой истории памятника, строительство которого восславило имя его создателя на века, и сделало храм символом славного города.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Храм Успения Пресвятой Богородицы. Иваново

Старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иваново была построена в конце ХVI — начале ХVII веков. Первоначально деревянная Троицкая церковь с приделом великомученицы Варвары находилась на Покровской горе, и только в 1815 году была перевезена на Успенское кладбище, где и освящена в честь Успения Божьей Матери. В 1883 году в церкви за ветхостью были прекращены богослужения. В 1904 году церковь перенесена со старого Успенского кладбища (улица Смирнова) на новое Посадское кладбище (улица Фрунзе) и отреставрирована по инициативе Д.Г. Бурылина, основателя городского музея.

В середине 1920-х храм находился в юрисдикции Высшего Церковного Совета Российской Православной Церкви (ныне известной как обновленческая церковь). С усилением гонений на религию храм был закрыт, и в 1935 году в здании разместился антирелигиозный музей.

После Великой отечественной войны, когда гонения на религию ослабли, по просьбам верующих в 1946 году древнюю церковь передали общине старообрядческой Архиепископии Московской и всея Руси, после чего её освятили в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Внутреннее убранство храма создавалось заново, иконостас привезли из Шуи, из закрытой старообрядческой церкви. Много старинных икон пожертвовали прихожане.

В 1991 году по причинам личного характера часть общины РПсЦ во главе с уставщиком Лаврентием Селиным перешла под омофор Московской Патриархии. Законодательство того времени имело определенные недостатки, что позволяло общинам вместе с храмами дрейфовать из одной конфессии в другую. Также храмы иногда передавались зарубежным религиозным объединениям или вовсе продавались в частные руки. Подобная участь постигла и ивановский старообрядческий храм. Церковь стала старообрядным храмом в лоне РПЦ МП, то есть единоверческой. Настоятелем стал Лаврентий Селин, рукоположенный во иерея епископом РПЦ МП Амвросием (Щуровым) Иваново-Вознесенским и Кинешемским.

Эта история на протяжении долгого времени оставалась камнем преткновения в имущественных отношениях РПсЦ и РПЦ, поскольку в Иванове продолжала существовать община РПсЦ, но уже без храма.

Вопрос неоднократно поднимался на встречах представителей двух конфессий. Так, он обсуждался во время встречи митрополита Андриана (Четвергова) с председателем ОВЦС РПЦ митрополитом Кириллом (Гундяевым) в 2005 году. Митрополит Московский и всея Руси РПсЦ Корнилий (Титов) в апреле 2006 года встретился с архиепископом РПЦ МП Иваново-Вознесенским и Кинешемским Амвросием (Щуровым), с которым были обсуждены юридические основы передачи храма в ведение РПсЦ. Владыка Амвросий согласился, что храм следует вернуть старообрядцам. После этого состоялась беседа с губернатором Ивановской области М. Менем, который пообещал оказать хозяйственную поддержку в восстановлении и поновлении храма.

Также в Иванове в начале мая 2006 года побывал секретарь Старообрядной комиссии РПЦ МП, сотрудник ОВЦС диакон И.И. Миролюбов (ныне протоиерей Иоанн Миролюбов) с целью ускорить вопрос передачи храма РПсЦ. Однако по результатам его поездки Московская митрополия получила уведомление, что передача храма откладывается. Причиной названо желание нескольких ивановских единоверцев, т.е. прихожан РПЦ МП, исправляющих службу по старому обряду, продолжать молиться в храме.

В августе 2007 г. митрополит Корнилий встретился уже с новым, пришедшим на смену вл. Амвросия епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Иосифом (РПЦ МП). На предложение владыки Корнилия о возвращении старообрядческих храмов, епископ Иосиф высказался о невозможности передачи и предложил оказать содействие в строительстве для старообрядцев нового храма в центральной части города.

Однако дальше слов дело так и не двинулось.

Успенская церковь — одна из достопримечательностей города Иваново и всей Ивановской области, незаурядный памятник древнерусского деревянного зодчества. Но до сих пор она остается малоизвестным и почти совсем не изученным памятником, о котором в научной литературе сказано буквально лишь несколько слов.

Второй старообрядческий храм в Иванове, каменный, был занят РПЦ МП еще в начале 1990-х гг. Теперь там помещается епархиальная соборная церковь РПЦ МП.

Храм Успения Пресвятой Богородицы полностью сгорел 18 ноября 2015 года.

Росписи восточных столбов

Больше всего росписей сохранилось на восточных столбах-пилонах, которые изначально были закрыты высоким иконостасом, поэтому их не трогали при поздних реконструкциях храма. Их широкие плоскости были обращены на запад к прихожанам, представляя собой три регистра изображений.

В верхнем из них были изображены два медальона с полуфигурами святых мучеников и целителей, святых Лавра и Флора. Примечательно, что их изображения можно встретить еще в домонгольких древнерусских храмах. Святые представлены не только как целители тела, но и человеческих душ. Под ними расположились высокие Голгофские кресты. Не исключено, что эти композиции долгое время были закрыты праздничными иконами.

Описание

Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарное покрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы — 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов.

Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.

Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.

Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле «елизаветинского барокко». Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

Фундамент собора заложен из нескольких рядов булыжника и белого камня (в верхних рядах) на известковом растворе.

Колокольня стилистически представляет собой свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные — третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки). Высота вместе со шпилем более 70 м.

Ансамбль Соборной горы

Во второй половине XVII века на Соборной горе началось строительство других церковных зданий, которые ныне составляют целостный ансамбль. Были сооружены колокольня, церковь Иоанна Предтечи (1703), Богоявленский собор, Архиерейский дом (ныне Смоленское межъепархиальное православное духовное училище), консистория, хлебный корпус. Вокруг них была возведена каменная стена с тремя воротами. Кроме того, стена была построена между Архиерейским домом и Успенским собором.

Ансамбль Соборной горыНа территории около Успенского собора

Богоявленский собор

Теплый Богоявленский надвратный собор (собор Богоявления Господня) был возведён по проекту смоленского губернского архитектора М.Н.Слепнёва в 1785-1787 годах в формах раннего классицизма. Прежде на этом месте стоял одноименный деревянный храм на высоком основании 1708-1713 годов постройки.

Богоявленский надвратный соборНадвратная часовня и здания Смоленского межъепархиального православного духовного училища

С западной стороны для входа с Большой Благовещенской улицы (ныне Большая Советская) была построена парадная лестница с гульбищем. К северу от неё возвели здание служб архиерейского дома. В XIX веке с юго-востока построили новое здание консистории, на гульбище Богоявленского собора появилась новая ограда. Позднее ниже по оси парадной лестницы была построена новая деревянная лестница, перестроенная в камне в начале XX века.

Лестница к Успенскому соборуБогоявленский надвратный соборУспенский собор и Соборная колокольня

Возрождение Успенского собора на прежнем месте

Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят.

Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.

После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.

2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле царь возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были быть приостановлены, и надолго.

Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами, и когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году стараниями преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.

Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконной живописью, расписан иконостас, и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.

К 1760 году, в это время Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того, сам Преосвященный собрал значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги епископ Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано 5. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.

В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.

Архитектурные особенности

Храм Боголюбского

Первое здание церкви (1158—1160) воздвигнуто из известняка высокого качества белого цвета. Смотрелся он со стороны очень изящно и гармонично за счет правильных и выдержанных пропорций. И снаружи, и изнутри во всем была устремленность вверх, что давало ощущение легкости и парения. Свод в самом высоком месте составлял 32,3 м.

3 нефа внутри храма разделяли 6 столпов. 3 апсиды составляли алтарную часть. Квадрат подкупола со сторонами 6,4 м. четверик вытянутой формы, но, зрительно казалось, что здание имеет кубическую форму. Длина без апсид 22,5 м, ширина 17,5 высота сводов около 21 м. Изящество и легкость зданию придавали тонкие стены и под стать им крестообразные столбы.

Столбы были декорированы пилястрами (колонками), которые венчали капители в виде листьев. Арки, поддерживающие свод, переходили к «барабану» большого купола тромпами – ступенчатой конструкцией, позволяющей переносить и распределять нагрузку на арки. Такой подход был не свойствен зодчеству древней Руси и применялся впервые.

Подкупольный барабан имел 12 вытянутых вертикальных окон. Каждый неф здания имел 3 притвора (входа). Крупные камни и булыжники служили фундаментом, свободно сваленные под ним. Укреплены были только 2 последних ряда, на которые уложен бут, и на них возведены стены.

Стены декорированы аркатурным поясом, состоящим из колонок, часть которых сохранилась на северной стене храма. Декоративный пояс из колонок венчает поребрик. Верхнее основание колонок (капитель) имеют форму куба, колонны основаны на клинчатых консолях. Пространство между колонками расписано по отштукатуренной поверхности.

Горизонтальное разделение фасада декоративным аркатурным фризом являлось дополнительным украшением сплошных стен. Есть версия, что стены первоначального собора 1158-1160 гг. были украшены рельефными фигурами, которые не сохранились. Декоративные скульптуры были зооантропоморфного типа – орнаментальный резной пояс с фигурами фантастических существ и животных.

Закомары (полукружие стыка кровли и стены) по центральному фасаду украшали рельефы по мотивам библейской истории о вавилонских юношах, христиан-воинов и Александра Македонского с грифонами. Маски львов и женщин декорировали оконные проемы.

Живописная роспись, дожившая фрагментами, расположилась между пилястрами аркатурно-декоративного пояса на северной стороне галереи — фигуры пророков и павлинов. Возможно, что они были наружной росписью собора.

Храм Всеволода

Строительство «Всеволодовских галерей» вокруг старого здания князя Андрея началось быстро. Новый Собор получился более величественным и крупным. Фасады галерей Всеволода оформлены вертикальными пилястрами, верхняя часть которых, завершается закомарами.

Низкое расположение закомар (завершение стен полукружием или клином) галерей создавали ступенчатость и привлекательность новому зданию. Апсиды были удлинены. Декоративный пояс из арок с 114 колонками разделяет фасады на две горизонтальные части. Узкие, щелевидные окна расположены на нижнем уровне, а широкие со скосами, расположены на верхнем ярусе.

Стены галерей выполнены из белого известняка, но по качеству уступают белокаменному известняку боголюбовского храма 1158-1161 годов. Некоторые внешние стены были изукрашены рельефным декором. Часть, из них были перенесены со стен старого собора.

Успенский собор во Владимире, строительство которого было доверено Всеволодом III местным строителям, имел склонность к византийскому стилю зодчества. Боголюбовский храм строили зодчие, посланные Фридрихом Барбароссой, которые отчасти применили венецианский стиль строительства.

История становления

Успенский собор стал символом новой Руси, начавшей перемещаться со второй половины XII века на Северо-Восток в город Владимир, где князь Андрей Боголюбский создал новое сосредоточие жизни русичей, альтернативу Киеву. В его время был возведен Успенский храм в городе Владимире, величайший шедевр домонгольской Руси. В некотором роде он стал прототипом будущего Успенского собора города Москвы.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле, Москва

Но прежде чем появился такой храм в Москве, этому предшествовали некоторые события:

  • младший сын великого князя Александра Невского, князь Даниил, получает в удел небольшой город Москву и ее окрестности;
  • за время своего правления святой князь Даниил смог значительно расширить границы своего княжества, присоединив к Московскому княжеству Коломну и Переславль-Залесский;
  • дети князя, Юрий и Иван I Калита, еще больше расширили границы своего княжества, но прежде всего, создали основу для будущего Русского государства.

Именно при князе Иване Калите был построен первый Успенский собор города Москвы. Он изначально был связан с именем святителя Петра, который переселился из Владимира в Москву по приглашению князя Ивана.

  1. Митрополит Киевский Петр в 1325 году переехал из Владимира в Москву, где по его настоянию и был заложен в 1326 году храм, который освятили 4 августа 1827 года.
  2. Сам митрополит Петр не дожил до освящения, но был погребен в самом соборе. В дальнейшем к храму были пристроены три придела: в 1329 году в честь Поклонения честным веригам апостола Петра, Похвалы Богородицы (1459 год) и в честь святого Дмитрия Солунского.
  3. В конце XV века, а именно в 1474 году начали строить новый собор. Строительство было поручено псковским мастерам Мышкину и Кривцову, уже были почти выстроены стены, но и-за неправильно проводимых работ Успенский собор обрушился.

Жена великого князя Ивана III София Палеолог предложила мужу пригласить мастера из-за границы. В Италию был отправлен посол, который и пригласил опытного мастера — Аристотеля Фиораванти.

Интересный факт! Фиораванти был не только умелым архитектором, но и инженером и оружейником.

Прежде чем приступить к строительству, он хорошо изучил образцы русского зодчества домонгольского периода, побывав во Владимире и других городах, где сохранились каменные церкви. Храм был заложен в 1475 году, а в августе 1479 года было совершенного его освящение.

Надвратная икона Пресвятой Богородицы в Успенском собореВажно! Наверное, это не случайность, что на следующий год после закладки старого Успенского собора в 1326 году московский князь Иван Калита получил в Орде ярлык на великое княжение, и с этого момента началось фактическое возвышение Москвы. А на следующий год после освящения нового собора в 1480 году Русской государство освободилось от монгольского ига

После Октябрьской революции новые власти запретили совершать богослужения в храмах Кремля. Последняя служба в соборе была совершена на Пасху 1918 года. С 1922 года Успенский собор стал частью музея «Московский Кремль», но для посетителей он был открыт только в 1955 году. Богослужения в храме возобновились в 1990 году, однако, совершаются они только по большим праздникам и попасть на них можно по пригласительным билетам.

Это интересно: Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне — изучаем развернуто

Литература

  • Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: Наука, 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4.
  • Владимировна Е. Великие храмы России. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7.
  • Домшлак М. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М.: Искусство, 1989. — 379 с.
  • Забелин И. Е. История города Москвы. От Юрия Долгорукого до Петра I. — М.: Вече, 2007. — 688 с. — ISBN 5-9533-0963-5.
  • Заграевский С. Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода. — М., 2008.
  • Заграевский С. Реестр белокаменных зданий Древней Руси. — М., 2010.
  • Заграевский С. Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества // Saarbrücken. — 2020.
  • Иконы Успенского собора Московского Кремля XI — начало XV века : каталог / под ред. Т. Толстой. — М.: Северный паломник, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-88678-189-2.
  • Исаева О. Росписи Успенского собора Московского Кремля в зеркале русской реставрации // Изв. Рос. гос. педаг. ун-та им. А. И. Герцена. — 2008. — С. 94—100.
  • Молева Н. Москва — столица. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2003. — ISBN 978-5-224-04274-6.
  • Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
  • Романюк С. Сердце Москвы: от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с.
  • Смирнова О. Энциклопедия по святым местам центра России: в помощь путешествующим. — Neformat, 2020.
  • Соколова И. Трон царя Ивана Грозного в Успенском Соборе. — М.: Кучково поле, 2006. — 77 с.
  • Соколова И. Мономахов трон. Царское место Успенского собора Московского Кремля : К 450-летию памятника. — М.: Индрик, 2001. — 78 с.
  • Сорок сороков: альбом-указатель всех московских церквей. Т. 1. Кремль и монастырь / под ред. С. Звонарёва. — М., 1988. — 416 с.
  • Толстая Т. Успенский собор: Путеводитель. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2009. — 216 с. — ISBN 978-5-88678-189-2.
  • Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования / под ред. Э. Смирновой. — М.: Наука, 1985. — 263 с.
  • Школьник Ю. Москва. Столица России. История и современность. — М.: Эксмо, 2010. — 256 с. — ISBN 978-5-699-39622-1.
  • Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-904-81303-1.

Тематические издания Первый Успенский собор 1326—1327 годов

Заграевский С. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII – первой трети XIV века. — М., 2003.

Собор Мышкина и Кривцова

Выголов В. Архитектура Московской Руси середины XV века. — М.: Наука, 1988. — 226 с.

Собор Аристотеля Фиораванти

  • Кавельмахер В. К вопросу о первоначальном облике Успенского собора Московского кремля // Архитектурное наследство. — 1995. — № 38. — С. 214—235.
  • Качалова И. Успенский собор. — М.: Худож. и кн., 2003. — 54 с.
  • Качалова И. К истории ныне существующего иконостаса Успенского собора // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. — 1976. — № 2. — С. 104—108.

Шедевры мировой иконописи

Нужно отметить, что Звенигородский чин относят к шедеврам не только отечественной, но и мировой иконописи. Именно эти иконы, из всех произведений раннего XV века, ближе всего к византийским образцам, но при этом обладают своими специфическими чертами.

От византийских аналогов они переняли особую идеальность, гармонию и пластичные формы, которые при этом не лишены пространственных разворотов и легкости. А вот особенности, указывающие на их русской происхождение, это выразительные силуэты, звучность и чистота цвета, эмоциональная открытость и сердечность образов.

Стиль этих икон явно перекликается с другими работами Андрея Рублева.

Первоначальный храм 1158—1160 годов

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Это интересно: Астраханский Успенский собор: изучаем вопрос

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector