Успенский собор московского кремля: часы работы, адрес, история создания и фото
Содержание:
История
Официальная история собора началась еще в годы правления Ивана Калиты — в 1326 году. Строительство православной церкви длилось чуть больше года. Спустя столетие на Кремль обрушился пожар, который оказал разрушительное воздействие на некоторые элементы собора, в частности, на своды и северный придел. В связи с этим появилась необходимость в перестройке здания.
Успенский собор в Москве, 13 век
К 1474 году новая постройка была практически готова, но случилось землетрясение, из-за которого произошло обрушение конструкций. Для восстановления прибыл архитектор из Италии Аристотель Фиораванти. Он укрепил конструкцию железными сваями, блоками из камня и кирпича.
В успенском соборе происходила коронация Александра III, а также много других значимых событий
В новом для себя обличии Успенский собор предстал на суд общественности уже в 1479 году. Еще несколько лет потребовалось мастерам на роспись стен. Участвовал в этом нелегком деле известный в те годы иконописец Дионисий и его ученики.
Над росписью собора работали лучшие мастера иконописи. Их рисунки сохранились спустя много веков
В 16-м веке храм пережил новое потрясение — пожар, из-за последствий которого был подвергнут масштабной реконструкции. Она предусматривала закрытие медными листами верхней части белокаменной церкви. В это же время на иконостас установили четыре образа, привезенные в Кремль специально из Великого Новгорода. Это “Спас на престоле”, “Апостолы Петр и Павел”, “Устюжское Благовещение” и “Богоматерь Одигитрия”.
Практически вся площадь Успенского собора заполнена фресками или иконами
Шли годы, менялась власть и территория Кремля. Постепенно здание собора стало разрушаться. Не единожды его реконструировали и перестраивали, а во времена наполеоновских войн и вовсе разграбили. Были похищены Владимирская икона Божией Матери, Корсунские кресты, а часть драгоценных риз с икон переплавили.
Успенский собор Кремля, 1913 год
Только в 20-м веке приняли решение восстановить первоначальный облик здания. Специалистам удалось расчистить иконы 14-го века. В 1955 году собор распахнул двери уже в статусе одного из музеев Московского Кремля. Сегодня он также остается музейным комплексом, даже несмотря на то, что в его стенах регулярно проводятся церковные службы.
Величие и история собора вдохновляют современных художников и фотографов. Купола Успенского собора, фото Марка Редькина
Первоначальный храм 1158—1160 годов
Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.
Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.
С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:
Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.
И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.
По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.
Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.
Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.
Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.
Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).
Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.
Это интересно: Астраханский Успенский собор: изучаем вопрос
Монашеские мотивы
Еще две сцены можно обнаружить на нижнем ярусе. На левой стороне дарование ангелом монашеского устава святому Пахомию, а на правой — разговор между преподобным Варлаамом и его учеником индийским царевичем Иоасафом. И тот, и другой сюжет представляет собой особенное, уникальное явление
Они наглядно демонстрируют, с каким вниманием мастера того времени относились к теме монашеского подвига. Стоит признать, что определенный интерес к проповеди идеалов монашества можно было встретить и раньше, но расположение таких сюжетов в непосредственной близости от алтаря говорит, что отношение к нему было особенным
Это представляется особенно необычным, если принять во внимание тот факт, что Успенский собор строился как городской, а на монастырский храм. Обе эти сцены выполнены в виде фресковых икон, которые входили в местный иконостас вместе с другими образами, написанными на досках
Скорее всего, над ними работали разные мастера.
История создания собора длиною в пять столетий
Согласно истории, на месте где находится собор сегодня, в конце XII века стояла деревянная церковь, а вокруг нее находилось кладбище московской знати.
4 августа 1326 года Иван Калита по совету митрополита Петра начал возведение нового храма.
25 августа 1327 года Успенский собор освятили. В том же в каком году был построен собор – умер Митрополит Петр. Похоронили его в гробнице, которую он соорудил для себя в новом храме. С этого времени и до конца XVII века захоронение московских патриархов производили в соборе.
Простояв почти 150 лет собор потерял былую представительность.
При Иване III случился сильный пожар. В 1470 году митрополитом Филиппом и Иваном III было решено строить новый. Стиль построения позаимствовали у Успенского собора во Владимире, но в Москве решили сделать его значительно больше по размерам.
Строительство начали весной 1472 года специально приглашенные псковские мастера Кривцов и Мышкин.
20 мая 1474
произошло сильное землетрясение. Недостроенный храм разрушился
Сначала для восстановления строительства Ивана III хотел снова пригласить псковских мастеров, но его жена, которая проживала до свадьбы в Италии, посоветовала мужу подыскать знающего мастера именно там и он отправил в Италию посла Семена Толбузина.
Толбузин нашел архитектора-инженера Аристотеля Фиорванти. Местные говорили о нем как о том, кто строил здания искусно и надежно.
Портрет итальянского архитектора Аристотеля Фиорванти, автора архитектурного ансамбля Успенского собора.
Архитектор приехал в апреле 1475 года. Фиорванти всего за неделю разобрал остатки стен разрушенного собора и отправился во Владимир для ознакомления с тамошним храмом.
Закладка собора произошла 12 мая 1476 года. Летописцы следили за строительством наравне с остальными политическими событиями и записывали описание тончайших подробностей технических новшеств, привезенных итальянцем.
Размах строительства отражал важные изменения в государстве. Москва наконец стала полноправной столицей. Начали завязываться новые международные отношения и великому князю потребовалась внушительная резиденция, которой и стал обновленный Кремль, Соборная площадь и красующийся на ней новый собор.
Завершение строительства произошло через четыре года. Как и положено канонами православия храм был пятиглавым, пятиапсидным и шестистолпным. Часть сооружения выполнена из кирпича, остальное из белого камня.
Несмотря на то, что Фиорванти выполнил условия заказа по традиционным формам, он все же соорудил нечто новаторское, тем самым внес неизмеримый вклад в развитие древнерусского зодчества.
12 августа 1479 года в соборе Успения Пресвятой Богородицы митрополитом Геронтием было произведено освящение престола.
В 1547 году после очередного пожара купола покрыли позолоченными медными листами по приказу Ивана Грозного. Мощи митрополита Петра переложены в золотую раку.
В 1812 году во время Отечественной войны на церковь напала наполеоновская армия. Благодаря своевременному переведению в Вологду большинство святынь были сохранены, но храм пришлось заново переосвящать.
15 августа 1917 года в соборе был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви, которым было принято решение о восстановлении патриаршества в России.
Последняя служба состоялась 22 апреля 1918 года на Пасху после чего собор закрыли.
Открыли исключительно как музей в 1955 году, а с августа 1991 года, возобновив праздничные богослужения, в нем совместили функции и музея, и храма.
С 1991 года Успенский собор является частью Государственного историко-культурного музея-заповедника Московский Кремль, который входит в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Под сенью Успенского собора
Высокий статус собор сохранил и после того, как в XVIII веке столицу Российской империи перенесли в Санкт-Петербург.
Знаменитые росписи
Собор знаменит своими росписями, которые появились во времена Михаила Романова в XVII веке. От сводов и стен исходит золотой свет, который придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение.
Для росписи Успенского собора пригласили иконописца Дионисия с учениками. 150 художников во главе с царскими мастерами создавали циклы росписей. На южном фасаде – образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.
Ярусом ниже – 6 святителей, Московские и Ростовские митрополиты. Здесь же, под окном, – образ Спаса Нерукотворного. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. С западной стороны – композиция «Страшный суд». На круглых столпах – многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах храма – 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.
В храме – серебряное паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в память о победе над Наполеоном. Здесь же ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора – три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов.
Иконостас
В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16- метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия. В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.
В праздничном ряду – образы, которые ежегодно празднует церковь: Рождение Богоматери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В деисусном чине видим молитвенное предстояние святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель».
На царских вратах – Богоматерь, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, величайшая святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей Матери, покровительницы и заступницы Русской земли. Справа от царских врат – образ Спаса на престоле «Спас золотая роза». Это византийская икона XI века.
Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.
Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.
В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.
Литература
- Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: Наука, 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4.
- Владимировна Е. Великие храмы России. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7.
- Домшлак М. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М.: Искусство, 1989. — 379 с.
- Забелин И. Е. История города Москвы. От Юрия Долгорукого до Петра I. — М.: Вече, 2007. — 688 с. — ISBN 5-9533-0963-5.
- Заграевский С. Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода. — М., 2008.
- Заграевский С. Реестр белокаменных зданий Древней Руси. — М., 2010.
- Заграевский С. Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества // Saarbrücken. — 2020.
- Иконы Успенского собора Московского Кремля XI — начало XV века : каталог / под ред. Т. Толстой. — М.: Северный паломник, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-88678-189-2.
- Исаева О. Росписи Успенского собора Московского Кремля в зеркале русской реставрации // Изв. Рос. гос. педаг. ун-та им. А. И. Герцена. — 2008. — С. 94—100.
- Молева Н. Москва — столица. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2003. — ISBN 978-5-224-04274-6.
- Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
- Романюк С. Сердце Москвы: от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с.
- Смирнова О. Энциклопедия по святым местам центра России: в помощь путешествующим. — Neformat, 2020.
- Соколова И. Трон царя Ивана Грозного в Успенском Соборе. — М.: Кучково поле, 2006. — 77 с.
- Соколова И. Мономахов трон. Царское место Успенского собора Московского Кремля : К 450-летию памятника. — М.: Индрик, 2001. — 78 с.
- Сорок сороков: альбом-указатель всех московских церквей. Т. 1. Кремль и монастырь / под ред. С. Звонарёва. — М., 1988. — 416 с.
- Толстая Т. Успенский собор: Путеводитель. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2009. — 216 с. — ISBN 978-5-88678-189-2.
- Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования / под ред. Э. Смирновой. — М.: Наука, 1985. — 263 с.
- Школьник Ю. Москва. Столица России. История и современность. — М.: Эксмо, 2010. — 256 с. — ISBN 978-5-699-39622-1.
- Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-904-81303-1.
Тематические издания Первый Успенский собор 1326—1327 годов
Заграевский С. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII – первой трети XIV века. — М., 2003.
Собор Мышкина и Кривцова
Выголов В. Архитектура Московской Руси середины XV века. — М.: Наука, 1988. — 226 с.
Собор Аристотеля Фиораванти
- Кавельмахер В. К вопросу о первоначальном облике Успенского собора Московского кремля // Архитектурное наследство. — 1995. — № 38. — С. 214—235.
- Качалова И. Успенский собор. — М.: Худож. и кн., 2003. — 54 с.
- Качалова И. К истории ныне существующего иконостаса Успенского собора // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. — 1976. — № 2. — С. 104—108.
Закладка второго Успенского собора
А что же Успенский собор? Во время большого пожара в Кремле в 1470 году своды собора дали трещину, так что их пришлось подпирать брёвнами. Собор требовал обновления.
Великий князь Иван III и глава русской православной церкви митрополит Филипп I решили разобрать старый храм и на его месте возвести новый.
Строительство нового собора требовало огромных средств, поэтому был объявлен сбор средств на его строительство. Все монастыри обложили налогами. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования. Строительство нового собора стало главным делом последних лет жизни митрополита Филиппа.
Проект собора был выполнен мастерами из Пскова Мышкиным и Кривцовым. За образец был взят Успенский собор во Владимире. До нас дошли имена руководителей строительных работ- Владимира и Ивана Ховриных, Василия Ермолина.
На месте разобранного собора построили временную деревянную церковь, куда были перенесены иконы и святыни собора. Церковь оказалась внутри строящегося собора, который по площади значительно превосходил старый собор. Именно в этой временной церкви великий князь Иван III сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога- Софьей, будущей бабушкой царя Ивана Грозного.
И вот, в апреле 1471 года состоялась торжественная служба с закладкой соборного храма. Митрополит Филипп сам заложил первый камень в его основу. Но ему не довелось увидеть своё любимое детище — 5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался, а 7 апреля был погребён в стенах строящегося собора.
Строительство и разрушение второго Успенского собора
Почти два года велось строительство. Уже возведены были стены нового Успенского собора, но непредвиденное событие воспрепятствовало исполнению замысла.
20 мая 1474 года в Москве случилось землетрясение. Оно стало причиной разрушения недостроенного здания собора: стена дала трещину, наклонилась и упала. Скорее всего, причиной разрушения храма были просчёты при проектировании стен и сводов собора, а также непрочность связующего раствора.
История Успенского Кафедрального Собора
Храм был заложен более 180 лет назад, в сентябре 1834 года. Проект здания разрабатывал владимирский архитектор Петров, а средства на строительство церкви выделили ивановские фабриканты – Косьма Бутримов и Николай Шодчин. Строительство продолжалось около 9 лет, и достраивать собор пришлось уже сыну Шодчина – Антону Николаевичу.
В сентябре 1843 произошло освящение Собора. Главный Престол был посвящен Успению Матери Божий, приделы Храма – Рождению Иоанна Крестителя и Великомученице Варваре.
Успенский собор имел богатое внутреннее убранство: иконы обрамляли серебряные оклады, стены расписывали лучшие русские живописцы.
Большой вклад в обустройство Кафедрального Собора внесла семья Щаповых. Эти крепостные крестьяне, ставшие впоследствии знаменитыми российскими предпринимателями и меценатами, на собственные средства благоустроили территорию нового храма.
Николай Терентьевич Щапов, а затем и его сын – Николай были назначены старостами Храма. Они отвечали за благоустройство Собора и нередко проводили необходимые работы за собственный счет. При них была построена новая ограда, возведена Троицкая часовня. Именно Щаповы были инициаторами открытия приходской школы.
В 1933 году Успенский Кафедральный Собор в Иваново закрыли. На месте кладбища устроили парк с танцевальной площадкой, кинотеатром и читальней, а здание Собора использовали для рабочего общежития. Позднее, уже 50-х годах, в церкви разместили контору Ивановской электросети.
В 1991 году Успенский Собор вернули Православной церкви, на территории кладбища был открыт мужской монастырь, но само здание церкви компания «Ивгорэлектросеть» освободила только в 2003 году, а восстановление Храма началось в 2007.
В июле 15-го восстановленный года Храм был освящен, ему было присвоено звание Кафедрального Собора.
Шестой собор
К концу 90-х годов
прошлого века по всей стране началась эпоха восстановления храмовых сооружений и возвращения их верующим. Была решена и судьба нового Успенского храма на Ярославской Стрелке, который должен был возродиться к жизник 1000-летию основания города Ярославом Мудрым.
Современный собор на территории Стрелки
Был проведен конкурс проектов, среди которых были и проекты, предлагающие воссоздание полного аналога взорванного храма. Но победителем проекта оказались москвичи (арх.А.Денисов
), и началось сооружение очередного Успенского собора на территории уничтоженного в 30-е годы его предшественника. Перед началом строительных работ были проведены тщательные археологические раскопки. Экспонаты, найденные в период этих работ, можно увидеть в соборном Музее.
Новый пятидесятиметровый
Собор Успения сооружался в центре исторической территории бывшего Рубленого города с 2004 года. Его внешний вид и грандиозные габариты (площадь равна почти двум тысячам кв.м) вызывали в процессе строительства множественные споры и критику, а также опасения за остальные архитектурные памятники Рубленого города, которые могли бы обрушится при повреждении грунта под весом нового гиганта.
Мозаика «Успение Пресвятой Богородицы»
В связи с этим, запланированное строительство новой 70-метровой колокольни рядом с храмом временно заморожено, а колокола
размещены на стационарную наземную звонницу. Кстати, колокола эти частично ярославские, вывезенные в московский Свято-Данилов монастырь из закрывающихся городских храмов в советский период.
Колокола Успенского собора
Освящение не вполне достроенного собора было проведено в сентябре 2010 года. Сегодняшний храм имеет внушительных размеров цокольный этаж, на котором разместились помещения Трапезной и церковного Музея, Соборный зал и Архиерейские покои.
Внутреннее убранство
Княжеские мощи Василия с Константином, чудом обретенные в начале 16 века, и сегодня являются основными храмовыми святынями, наряду с Иконой Ярославской Богоматери.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Иконостас
В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16-метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия. В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.
В праздничном ряду – образы, которые ежегодно празднует церковь: Рождение Богоматери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В деисусном чине видим молитвенное предстояние святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель».
На царских вратах – Богоматерь, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, величайшая святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей Матери, покровительницы и заступницы Русской земли. Справа от царских врат – образ Спаса на престоле «Спас золотая роза». Это византийская икона XI века.
Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.
Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.
В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.