Богоявленский собор в елохове: история, расположение, иконы
Содержание:
- Внутреннее убранство
- Основополагающий период в строительстве собора
- Знакомство с храмом
- Наследники Византии
- Современная жизнь собора
- Святыни храма
- История храма
- История храма
- История собора
- Святыни и иконы
- История Богоявленского собора
- Архитектурный ансамбль Богоявленского собора, фрески
- Судьба храма в эпоху советской власти
- Собор во времена Великой Отечественной войны
Внутреннее убранство
В октябре 1846 года прихожане обратились в Святейший Синод за разрешением украсить внутреннюю часть нового, только что отстроенного сооружения. С помощью прихожан интерьер богато украшен, в оформлении преобладают золотые цвета.
Потолочные перекрытия и стены богато расписаны тонкой росписью. К 1853 году с восточной стороны был сооружен многоярусный иконостас сложной формы высотой 18 метров. Мастера иконописи специально написали 65 образов. Войдя в помещение, человек невольно устремляет взгляд вверх – к образу Троицы Новозаветной, изображенной в купольной части центральной ротонды.
Величественная ротонда в интерьере играет доминирующую роль, опирается на громадные опорные арки, которые поддерживаются четырехгранными столпами и держат свод. Святому Богоявлению посвящен главный алтарь, есть еще два придела – с левой стороны установлен в честь Николая Чудотворца, правый – в честь Благовещения Богоматери. Роспись соборных стен сделана в первой половине 20 столетия мастерами из Мстеры, который является крупнейшим центром иконописи.
Основополагающий период в строительстве собора
И вот уже в 1837 году на месте разобранной Елоховской церкви начинает возводиться по проекту архитектора Евграфа Тюрина (1796-1872) новый просторный храм. Этот зодчий известен тем, что вместе с О. И. Бове заканчивал работы над загородной резиденцией графа Юсупова в Архангельском. Он принимал участие в строительстве Московского университета на Моховой и университетской церкви во имя мученицы Татианы. Однако строительные работы из-за нехватки средств велись долго, но службы в незаконченных стенах справлялись всегда. К 1845 году был возведен традиционный для православия куб основного здания храма, увенчанный пятью куполами. Собор был возведен в стиле высокого позднего классицизма и в стиле ампир. Для того чтобы работы были все же закончены, купец 2-ой гильдии В. И. Щапов, ставший почетным гражданином Москвы, пожертвовал очень большую сумму денег – треть от общей стоимости работ. И только в 1853 году храм был освящен Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.
Знакомство с храмом
Елоховская церковь притягивает взгляд и погружает в светлые мысли. Талантливый архитектор построил в Елохове Богоявленский собор в стиле классицизма с элементами ампира и эклектики.
Архитектура собора
Колонны и лепнина, позолота и высокие сводчатые окна, разнообразные объемы и строгие вертикальные линии гладких стен – все характерные признаки стилей воплощены при создании храма Богоявления.
Богоявленский собор – поднятый на высокий подклет четверик (четырехугольное сооружение), завершенный монументальным пятиглавием высотой 56 метров, площадью 1164 кв.м и вместимостью 3000 человек.
Главный купол пирамидальной формы установлен на мощной световой ротонде с фонариком (вид круглого сооружения, окруженного колоннами и увенчанного куполом). Ротонда украшена сдвоенными колоннами и большими проемами сводчатых окон с мелкими переплетами. Легкое и воздушное сооружение словно парит в ясном небе. По бокам – четыре подобных купола с цилиндрическими барабанами.
Гладь фасадов контрастирует с пышными сдвоенными колоннадами и портиками, украшенными пилястрами. С северной и западной сторон Елоховский храм опоясывают широкие галереи. Южный фасад разделен на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами и нишами. Окна обрамляют наличники с парными треугольными фронтончиками.
Внутреннее убранство
Вход в Богоявленский собор через просторный притвор колокольни ведет в широкую трапезную с низкими сводами, соединенную проходом с основным храмом. Собор освещается 12 арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проемов в стенах.
Центральный купол ротонды украшает композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. По кругу барабана – образы русских святых, 12 угодников Божиих. На сводах – святые евангелисты: Матфей и Марк, Иоанн и Лука, а также сюжеты из Нового Завета.
Величественная ротонда, которая опирается на гигантские арки, целиком покрывает храмовое пространство. Тяжесть Богоявленского собора принимают на себя четыре мощных столпа, поддерживающие арки.
На западной стене собора – две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними – изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф».
Главный алтарь православного собора в Елохове посвящен Святому Богоявлению, Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В храме два придела – святителя Николая Чудотворца и Благовещения Пресвятой Богородицы. В главном алтаре – настенные росписи: «Сошествие Святого духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста».
18-метровый пятиярусный иконостас, выполненный в традиции русской резьбы и украшенный позолоченным растительным орнаментом, вмещает 65 икон. Царские врата украшены медальонами с изображением Божьей Матери, архангела Гавриила и евангелистов.
В местном ряду – образы «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы» и «Спаситель, Святое Богоявление Крещение Господне» в серебряных окладах.
Колокольня
Колокольня собора – удивительной красоты вертикальное сооружение высотой 65 метров, состоящее из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками.
Последний регистр колокольни венчает легкая золоченая маковка с крестом. Белый архитектурный декор сооружения усиливает впечатление воздушности и невесомости. Стройная колокольня полностью гармонирует с храмом.
17 колоколов Богоявленского собора массой 6800 кг звонили даже в самые тяжелые для церкви годы. Самый большой из колоколов отлит в 1900 году на московском заводе Самгина.
Церковь официально не закрывали, а при запрете советской власти на колокольный звон в алтаре собора оборудовали небольшую звонницу. В 80-е годы прошлого века звонарей Елоховского собора пытались заменить «звонарной машиной», но автомат постоянно ломался, и тогда на колокольню вернулись люди.
Наследники Византии
Летело время. Москва горела в огне пожаров в годины испытаний войны с Наполеоном. Но церковь уцелела. Однако ее было решено реконструировать. Это было поручено Евграфу Дмитриевичу Тюрину. Над проектом он начал работать в 1837 году, а спустя 26 лет храм был освящен митрополитом Филаретом. В те времена мысль об империи, которая объединяет необъятные просторы, была господствующей. Это не так и плохо. Империя — древнейшее понятие, пришедшее к нам с Востока через Византию, или как они сами называли свое государство, «империю ромеев», хранившую традиции Римской империи, римского права и православия. Так вот, новая церковь задумывалась и строилась в имперском стиле ампир. Ее величие должно было подчеркнуть и разгром Наполеона, и взятие Парижа, и мечту о высоких судьбах страны.
Мещанский сын, талантливый архитектор, спроектировал и построил грандиозный собор с пятью куполами. Центральный купол так же мощен, как и архитектурные сооружения Микеланджело в Риме. Колокольня иглой устремлена в небо и возносится над всеми окружающими зданиями до сих пор. В ней сохранились почти все колокола, которые ставились при строительстве. Это старый, зачастую одноэтажный, Басманный район. Бауманская Елоховская церковь — центральное объединяющее ядро этого места. Сияющая лазурью и золотыми куполами, она ярко выделяется из неброского пейзажа и притягивает взгляд. Мимо пройти невозможно. Войдем же в нее.
Входы – это триумфальные арки. Внутри Елоховская церковь на Бауманскойзановорасписана, вызолочен иконостас в пять ярусов. Сияние, византийская роскошь, благовония, намоленность – атмосфера, которая завораживает и погружает в мысли, далекие от повседневности. Душа укрепляется и проникается чистотой и поэзией. Ее наполняет смирение, терпение и любовь. Падший поднимается неведомою силой. Ищущий постепенно начинает разбираться, для чего следует жить и ради чего умирать. Недаром центральная ротонда так велика, что вмещает тысячи людей с разными мольбами и немощами. Свет проходит в нее через высокие окна. Большие боковые входы разделены колоннами. Каждый придел имеет свое название. Церковь никогда не закрывалась, хотя ей и грозила такая печальная участь – стать кинотеатром или вообще быть уничтоженной.
Современная жизнь собора
Богослужение ежедневное. 8:10 — Литургия (в воскресение и основные великие праздники в 6:10 и в 9:10) (начало Евхаристии за полчаса), после Литургии — молебен, панихида, чин погребения. В 16:00 — вечернее богослужение (вечерня, утреня или всенощное бдение). На Рождество Христово, Богоявление и Пасху, Литургии совершаются ночью.
Во время Великого Поста по обычным понедельникам вторникам и четвергам Литургия не совершается.
Таинство Исповеди совершается на всенощной в субботы и предпраздничные дни (с 16:00), а также непосредственно перед Литургией.
Таинства крещения и венчания совершаются по предварительной записи и с обязательной беседой со священником. Беседы проводятся в пятницу в 18:00 в актовом зале. Кроме елеосвящения над больными, во время постов совершается общее елеосвящение (соборование).
Еженедельно, по воскресеньям, по окончании вечернего богослужения, у мощей служится акафист святому Константину Богородскому.
Еженедельно по вторникам, кроме Великого Поста, по вечернему богослужению читается акафист перед чтимой иконой Божией Матери Неупиваемая Чаша.
Престольные праздники: Богоявление — 19 января, Покров — 14 октября, Никола — 19 декабря.
Особые дни: день памяти Константина Богородского — 2 октября и собор новомучеников Богородских — 20 ноября.
К храму приписаны:
Часовня на площади Победы
- Храм сщмч. Константина Богородского (мкр. Октябрьский)
- Храм блж. Матроны (мкр. Захарово) (строительство 2011 год)
- Храм свт. Николая (Богородское кладбище, д. Тимохово)
- Храм иконы Божией Матери Владимирская (Спасательный центр МЧС)
- Домовой храм мц. Татианы (городской изолятор)
- Домовой храм блгв. кн. Александра Невского (дом престарелых)
- часовня Тихвинской иконы Божией Матери (на территории собора)
- часовня памяти павших в Великой Отечественной войне (на площади Победы)
- часовня свт. Николая (мкр. Глухово)
- часовня свт. Николая
Священнослужители на 2015 год
- Настоятель протоиерей Михаил Ялов
- Священники Олег Волков, Олег Бодров, Андрей Воронцов, Артемий Колягин, Олег Сиротенко, Сергий Тыртов.
- Диакон Алексий Кутейников.
Общественная деятельность
При храме действует бесплатная Воскресная школа для детей от 5 до 14 лет. Занятия проводятся в специальном здании по воскресениям с 12-20: Закон Божий, духовно-эстетическое воспитание, хоровое пение, народное творчество, рукоделие, основы туризма. Запись по воскресениям с 11:00 до 15:00 в здании воскресной школы.
Для всех желающих по пятницам с 17 до 19 часов в актовом зале работает взрослая воскресная школа, занятия построены в форме тематических бесед. Преподаватели — протоиерей Игорь Гагарин и священник Андрей Фёдоров.
Ежедневно с 11:00 до 12:00 для малоимущих открыты двери в благотворительной столовой при храме.
При храме работают православная гимназия и православный детский сад. В рамках молодёжного центра организуются молодёжные туристические и спортивные лагеря. Действует и паломническая служба.
Организовано благотворительное общество «Милосердие», посещаются приюты, больницы, дома инвалидов и престарелых, осуществляется поддержка и окормление заключённых.
Работает художественно-иконописная мастерская, принимаются заказы на изготовление икон, проводится обучение детей с понедельника по пятницу с 14:40 до 16:00 рисунку (в понедельник — история искусств), для взрослых занятия с 18:00 до 20:00 по понедельникам (рисунок) и вторникам (живопись).
Издается и распространяется ежемесячная газета «Воскресение и жизнь» тиражом 14 тыс. экз. В газете освещается жизнь благочиния, творчество прихожан, наставления и проповеди. Работает звуковая и видео «Студия Богородск», община участвует в записях ежедневной просветительской программы, вещающей на городском радиоканале 104,9 МГц с 11:00 до 12:00.
По понедельникам, средам, воскресениям (с 12:00 до 14:00) и субботу (с 11:00 до 13:00) работает библиотека и видеотека с видеозалом, запись по паспорту.
Святыни храма
Много переживший собор сберег и приумножил свои святыни, благодаря неравнодушным прихожанам и сановникам Церкви.
По левую сторону от алтаря в Богоявленском соборе – список иконы Богоматери «Казанская». Предание хранит историю чудотворной иконы. После взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным 9-летней дочери стрельца Матрене Онучиной во сне явилась Богородица с просьбой сообщить архиепископу, чтобы из пепелища казанского Кремля достали ее икону.
Девочка взялась за лопату и сразу нашла у печи завернутый в сукно образ Пресвятой Богородицы, который оказался ясным, чистым и ярким, без следов пожарища. Архиепископ, узнав о чуде, совершил крестный ход к месту обретения лика и поместил его в церковь Николая Тульского, а потом в Благовещенский собор. Когда икону несли в храм, больные, особенно слепые, исцелялись.
Казанская икона считалась покровительницей дома Романовых. После окончания войны 1812 года Кутузов приказал из трофейного серебра изготовить в подарок Божьей Матери «Казанская» иконостас.
Особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих Радость». Первое чудо иконы состоялось в 1688 году. Сестра патриарха московского и всея Руси Евфимия, страдавшая неизлечимой болезнью, однажды услышала голос, призывающий помолиться перед иконой «Всех скорбящих радость», заказав молебен с водоосвящением. Евфимия выполнила указанное свыше и исцелилась.
Икона Божьей Матери «Взыскание погибших» прославилась в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила. В XVIII веке с помощью этой иконы был спасен от смерти, замерзая в снежной вьюге, крестьянин Федот Обухов.
Икона серафима Саровского с частицей мощей и облачением святого пустынника хранится в главном приделе Богоявленского собора. Считается, что при жизни святому были открыты и прошлое, и будущее любого человека. Он знал мысли и сердца окружающих, исцелял и наставлял нуждающихся в помощи.
Мощи митрополита Московского и всея Руси Алексия, которого почитают как великого молитвенника за русскую землю. Мощи хранятся в раке из бронзового сплава. На внутренней стороне крышки – шитое изображение святителя, над ракой – резная деревянная сень.
Другие святыни Богоявленского храма в Елохове:
- Частица древа Животворящего Креста Господня.
- Десница апостола Андрея Первозванного.
- Глава святителя Иоанна Златоуста.
- Частица мощей Николая Чудотворца.
- Частица мощей святого Петра.
- Вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями в память о короновании Николая II и его супруги Александры Федоровны.
История храма
Первые воспоминания о нем датированы 1694 годом. До 1711 года это был деревянный храм с приделом в честь Благовещения. В 20-х годах 18 века было принято решение Петром 1 о перевоплощении храма в камень. Деньги были выделены из пожертвований царевны Прасковьи Ивановны. Летом 1731 года было произведено освящение храма.
Через пол столетия провели капитальную перестройку храма. в начале 19 века была возведена колокольня. Все последующие года собор периодически восстанавливали и занимались облагораживанием внешнего и внутреннего вида. Высота храма от фундамента и до креста на центральном куполе составляет 56 м. Вместительность храма рассчитана на 3000 человек.
Название храма тесно связано с А.С.Пушкиным. он был крещен в данном храме. А через столетие праздновался его юбилей. На входе даре разместили мемориальною доску о том, что в данном храме было проведено крещение над великим поэтом.
Полезные статьи:
ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ОБИДНО?
Что делать когда обидно и когда не можешь справиться с обидой? Как-то оптинский старец Никон получил письмо с оскорблениями и руганью. У старца мелькнула мысль: «А кто это мог написать? От кого письмо? » Но он тут же взял себя в руки: «Никон, это не твое дело, не надо допытывать… Читайте далее
Как должна поступить мать, которая любит детей?
Я сегодня с одной маманей разговаривал, чувствую, она глазами хлопает, ни шиша не понимает. Дети выросли, обнаглели, не работают, не хотят учиться, за квартиру не платят, она их кормит. Как должна поступить мать, которая любит детей?
А ещё хамят, младший ей говорит: «А ты здесь �… Читайте далее
«Родительские проклятия действуют очень сильно».
Знайте, что проклятие, даже (просто) негодование родителей действуют очень сильно. И даже, если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у детей нет потом ни одного светлого дня в их жизни: вся их жизнь одно сплошное мучение. Потом такие де… Читайте далее
ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!!! ДО СЛЁЗ, ДО ГЛУБИНЫ ДУШИ!
Жил в старой деревне отшельник-горбун,
Его опасались, его не любили.
Шли слухи о нём, будто он — злой колдун,
И люди его стороной обходили.Бродил он с картофельным ветхим мешком,
В пальто многолетнем, изъеденном молью.
И если его провожали смешком,
Он тихо вздыхал, без о… Читайте далее
В начале 30-х годов в храм передали церковную утварь, а также иконы из закрытых монастырей, которые располагались неподалеку. Во времена проведения антрирелигиозной борьбы несколько раз возникали решения о закрытии храма, но каждый раз этого избегали. В 1941 году духовенство собора обратилось к прихожанам с прошение о помощи в сборе денег для армии и все откликнулись. Было собрано немало денег, которые передали для нужд солдат.
Обязательно к прочтению: Мужские и женские действующие монастыри Москвы
С тех пор все последующие годы собор находился в обычном режиме. Туда привозили святыни из других храмов, передавали иконы и мощи для хранения. Со временем он стал Кафедральным собором столицы.
История храма
Первые воспоминания о нем датированы 1694 годом. До 1711 года это был деревянный храм с приделом в честь Благовещения. В 20-х годах 18 века было принято решение Петром 1 о перевоплощении храма в камень. Деньги были выделены из пожертвований царевны Прасковьи Ивановны. Летом 1731 года было произведено освящение храма.
Через пол столетия провели капитальную перестройку храма. в начале 19 века была возведена колокольня. Все последующие года собор периодически восстанавливали и занимались облагораживанием внешнего и внутреннего вида. Высота храма от фундамента и до креста на центральном куполе составляет 56 м. Вместительность храма рассчитана на 3000 человек.
Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Всех Святых на Соколе — расписание богослужений
Название храма тесно связано с А.С.Пушкиным. он был крещен в данном храме. А через столетие праздновался его юбилей. На входе даре разместили мемориальною доску о том, что в данном храме было проведено крещение над великим поэтом.
В начале 30-х годов в храм передали церковную утварь, а также иконы из закрытых монастырей, которые располагались неподалеку. Во времена проведения антрирелигиозной борьбы несколько раз возникали решения о закрытии храма, но каждый раз этого избегали. В 1941 году духовенство собора обратилось к прихожанам с прошение о помощи в сборе денег для армии и все откликнулись. Было собрано немало денег, которые передали для нужд солдат.
С тех пор все последующие годы собор находился в обычном режиме. Туда привозили святыни из других храмов, передавали иконы и мощи для хранения. Со временем он стал Кафедральным собором столицы.
История собора
Московский Собор Богоявления в Елохове имеет богатую историю. Маленькая деревянная церковь силами и любовью прихожан превратилась в красивый и величественный собор. Первые сведения о ней датированы 1694 г., до этого момента о ней ничего не известно, но считается, что на паперти Елоховской церкви был рожден в 1469 г. Василий Блаженный, известный юродивый.
Приход для небольшой молельни был довольно обширен и постоянно расширялся. В 1720 г. деревянную постройку с приделом почтения Благовещения, по указу прихожанина Петра I, снесли и построили на ее месте церковь из камня. Средства на ее строительство пожертвовала дочь Иоанна V. Некоторые свидетельства утверждают, что кирпич для нее выделил Петр I.
Святыни и иконы
Свет из больших окон падает на образы святых, расположенных по кругу – великого князя Владимира и великую княжну Ольгу, Александра Невского, Сергия Радонежского, Святителей Михаила, Петра, блаженного Василия и многих других. Особо почитается Казанская икона Божьей матери, которая раньше находилась в Казанском соборе. В главном приделе находятся иконы:
- “Млекопитательница”, которая была прислана в дар со святого Афона в 1894 году;
- Божьей Матери “Взыскание Погибших”
- “Избавление от бед страждующих” – очень редкая и древняя
- в Никольском приделе можно увидеть уникальный образ Николая Чудотворца
- “Воскресение Христово”
- В главном приделе – преподобного Серафима Саровского
Мощи святителя Алексия, доставлены в 1947 году и встречены патриархом Алексием I. В 1944 году в северном приделе был похоронен Патриарх Сергий.
История Богоявленского собора
Название собора — в Елохове — связано с древним селом Елохово, на территории которого был основан храм, само же слово восходит к тому же корню, что и «ольха». Согласно московским преданиям, именно в этом селе родился знаменитый московский чудотворец, юродивый Василий Блаженный, ныне же территория села включена в состав Москвы, и о нём напоминают лишь местные топонимы.
Впервые деревянная церковь на этом месте была построена в 17 веке, а первый каменный храм взамен её возвели в 1717-1722 годах. Строительство нового здания велось на пожертвования прихожан, в том числе царевны Прасковьи Иоанновны (дочери царя Иоанна V), а кирпич для храма был пожалован лично Петром I. На рубеже 18-19 веков Елоховская церковь была реконструирована: в 1790-1792 годах перестроили трапезную и приделы, а к 1805 году завершили строительство колокольни.
Любопытно, что среди прихожан храма в ту пору числилась семья Пушкиных: именно здесь в 1799 году был крещён будущий поэт Александр Пушкин.
Однако, со временем старое здание храма обветшало, и в 1837-1845 годах вместо него по проекту зодчего Евграфа Тюрина было выстроено новое, пятикупольное. Как и прежнее, оно строилось на пожертвования прихожан; треть расходов на строительство покрыл своим пожертвованием московский купец Василий Щапов. Освящение новой Елоховской церкви произошло 18 октября 1853 года; величественный внешний вид обычного приходского храма (на тот момент) был положительно отмечен современниками. В 1889 трапезная была надстроена по проекту Петра Зыкова (второго).
После Революции храм неоднократно был на грани закрытия (закрыть его планировали и в 1930-х, и в 1940-х), но, в отличие от многих прочих московских церквей, так и не был закрыт. Любопытно, что одной из дат предполагаемого закрытия было 22 июня 1941 года — говорят, решение не было исполнено из-за начавшейся в этот день Великой Отечественной войны. В 1938 году, после закрытия и разрушения Богоявленского собора в Дорогомилове, Елоховский собор стал кафедральным собором Москвы, а в 1945 году получил статус Патриаршего кафедрального собора и оставался таковым до 1991 года, когда кафедра Патриархов Московских и всея Руси была возвращена в Успенский собор Кремля. По слухам, после выхода на пенсию в нём служил пономарём Георгий Маленков, бывший председатель Совета министров СССР.
В 1970-1990-х годах собор был отреставрирован, а его территория благоустроена. С 1991 года он носит статус кафедрального собора Московской городской епархии.
Елоховский собор является усыпальницей московских патриархов Сергия и Алексия II.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове находится по адресу Спартаковская улица, 15. Добраться до него можно пешком от станции метро «Бауманская» Арбатско-Покровской линии.
Архитектурный ансамбль Богоявленского собора, фрески
Архитектурный соборный комплекс состоит из здания церкви, трапезной, соединенной с ним проходом, и колокольни.
В Богоявленской церкви 3 престола, благодаря чему можно провести 3 литургии одним днем:
- Главный престол – в честь Богоявления.
- Престол в приделе Благовещения, созданным в 1720 г. при строительстве каменной церкви.
- Престол в приделе Николая Чудотворца, появившемся в 1792 г., после перестройки здания.
Собор украшен множеством фресок. Все расходы оплачены прихожанскими пожертвованиями. Стены главного алтаря расписаны живописцем Куликовым. Перекрытия трапезной декорируют евангельские рисунки маслом. Южный фронтон колокольни украшен фреской на тему явления ангела святой Деве Марии. На барабане центрального купола, с северной стороны, разместилась «Тайная вечеря».
А на южном фронтоне собора изображены Лука и Иисус в момент встречи с воскресшим Иешуа. Вход в храм покрыт фреской «Сошествие Духа Святаго». На южной стене Благовещенского придела изображен князь Владимир с княгиней Ольгой. Придел Николая Чудотворца имеет пристроенную к нему часовню.
Судьба храма в эпоху советской власти
В период 1905-1906 годах власти монастыря разобрали надвратную церковь Иоанна Предтечи семнадцатого века, чтобы соорудить на том месте доходный дом. С приходом советской власти монастырский комплекс был закрыт, усыпальница дворян — разграблена, Разобрана башня монастырской ограды семнадцатого века, колокольня, Алексеевский предел и остальные постройки.
В свое время многие организации и объединения использовали помещения храма под собственные нужды. Так, например, здесь находилось государственное общество «Союзхлеб», исторический музей и Московская книжная палата. В верхнем храме даже устраивали общежитие для учащихся академии горного дела, а в нижнем храме располагались лабораторные помещения Научно-исследовательского института.
Ни одна из них не заботилась о сохранности святыни, они меняли и перестраивали внутреннее пространство по своему желанию — в 30-е годы сняли главу, установили межэтажные перекрытия. Во время Великой отечественной немецкий бомбардировщик упал рядом с храмом, сам он не пострадал, но была разрушена одна из монастырских построек. На ее месте было возведено здание Министерства безопасности, которое заняло кельи и корпус настоятелей. В это время в нижнем храме устроили котельную.
В 80-х годах Богоявленский храм передали академическому русскому хору, которым руководил А. В. Свешников. Дирекция хора обратилась к мастерам архитектурно-реставрационной мастерской, которой руководил в то время Н. И. Даниленко, для подготовки проекта восстановления храма. Именно по проекту Даниленко восстановление собора проводится по сей день.
Помимо архитектурных исследований, в храме работали археологи, открывшие уникальные слои, начиная с 13 века. В них прекрасно сохранились остатки столпов и стен собора 14 века, а также более поздних пристроек, захоронения 13-18 веков.
Собор во времена Великой Отечественной войны
В Богоявленском соборе был организован сбор пожертвований на нужды обороны. Кроме того, церковь фронту оказала значительную материальную помощь — более 6 миллионов рублей. В годы войны отмечается необыкновенный подъем религиозных чувств верующих.
Современник тех событий, прихожанин Богоявленского собора писал, что в дни Великого поста 1942 года все стремились исповедаться и причаститься, желающих говеть было так много, что священники вынуждены были причащать и за преосвященными литургиями — по средам и пятницам. В обычные же дни для причастия, особенно в некоторые субботы, причастников собиралось так много, что служба начиналась в 6.30 и заканчивалась в 16.00-17.00.
Иконостас Богоявленского кафедрального собора
После исторической встречи со Сталиным в Кремле 8 сентября 1943 года на архиерейском соборе митрополит Сергий был избран Святейшим Патриархом. К сожалению, жить ему оставалось недолго.
В ночь с 4 на 5 апреля 1942 года городские власти разрешили проведение пасхальной службы в Богоявленском соборе, на которую собралось 6500 москвичей. А 18 мая 1944 года в дни Святой Пасхи собор вновь не мог вместить всех прихожан: на этот раз люди пришли проститься со Святейшим патриархом Сергием, который был погребен в Никольском пределе.