Русские босфор и дарданеллы: упущенный шанс николая i
Содержание:
- Содержание:
- Об ущелье
- История
- Осмотр достопримечательностей
- Дарданеллы и основные сражения
- Имя
- Силы и планы сторон
- География
- Заклятые враги
- Экономическое значение
- История
- География
- Как добраться
- история
- Природа ущелья
- Почему не сделали?
- Мосты и тоннели
- Маршрут по ущелью Дарданеллы
- А можно ли было удержать Проливы?
- История названия
- Легенда
Содержание:
В Пролив Дарданеллы Пролив Чанаккале — это водный канал протяженностью 62 км, через который можно соединить Эгейское море с Мраморным морем. Его ширина варьируется от 1,2 до 7 км. Считается одним из самых узких в мире. Его средняя глубина составляет 55 метров, а самая глубокая часть достигает более 100 метров.
Дарданеллы — единственный маршрут, по которому Мраморное море соединяется с Эгейским и Средиземным морем; по этой причине он очень важен для рыбалки, туризма и крупной международной торговли.
В настоящее время правительство Турции строит подвесной мост. Это позволит проезжать машины из города Сакай в город Килитбахир. Работа началась в 2017 году.
Об ущелье
В народе живописное ущелье имеет несколько имен, каждое из которых имеет право на существование. Кто-то зовет его «Ущелье Дарданеллы», кто-то именует «Щеки Дарданеллы», кто-то просто просто «Щёки». Можно встретить и совсем редкое название — «Хмельницкие Щёки» (по названию близлежащего села). Между тем, горная долина реки Тигровой имеет и официальное название. С 1984 года это «геоморфологический и петрографический памятник природы регионального значения «Обнажение горных пород Щёки».
Ущелье представляет собой горную долину вдоль реки Тигровой. С обеих сторон долину окаймляют острые скалистые сопки, покрытые каменными россыпями. Они и правда напоминают щеки, зажимающие между собой речной поток. Крутые скалы сменяются более пологими участками леса, а по обеим сторонам возвышаются над ущельем две остроконечные скалы, словно два брата, разделенных бурной рекой.
Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia
Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia
Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia
Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia
1 / 4
Если с «щёками» все понятно, то подчеркнуто заморское «Дарданеллы» обоснованно режет слух, и до сих пор доподлинно неизвестно, кто, когда и почему нарек приморское горное ущелье именем пролива, соединяющего Мраморное и Эгейское моря в Средиземноморье.
Есть версия, что сделали это бойцы некогда базировавшихся в этих краях партизанских отрядов, среди которых известный далеко за пределами Приморья Сучанский партизанский отряд во главе с видным революционером Сергеем Лазо. Есть сведения, что горное ущелье активно использовалось партизанами как место базирование для борьбы с белогвардейцами и интервентами. На окраине села Хмельницкого, где в 1919 году находился лагерь красногвардейцев, есть памятник, напоминающий о боях и подвигах Сучанского отряда.
История
Будучи таким уникальным проливом, многие задаются вопросом: а как образовался пролив Босфор? Как известно, пролив образовался примерно 7600 лет назад. Изначально уровень Чёрного и Мраморного морей был гораздо ниже, нежели в наши дни, и они не были связаны между собой. В конце последнего ледникового периода произошло таяние крупных масс льда и снега, тогда уровень воды в обоих водоёмах значительно повысился. Сильный поток воды за несколько дней пробил себе дорогу из одного моря в другое, образовав тем самым пролив.
Поскольку пролив является единственным проходом между Чёрным морем и Средиземным морем, Босфор имеет огромное значение в торговле и военном деле. Контроль над проливом был целью нескольких конфликтов, в частности Русско-турецкой войны, а также нападения союзных держав на Дарданеллы в ходе Первой мировой войны.
olgazav59
Во времена древнегреческих, персидских, римских и византийских эпох греческий город-государство Афины в V веке до н. э. поддерживал отношения с городами, которые контролировали проливы, такими как Византий. Персидский царь Дарий I Великий пытался подчинить скифов и переправился через Босфор, а затем направился к реке Дунай. Вся армия пересекла пролив по самодельному мосту. Спустя некоторое количество лет во время вторжения Ксеркса I в. Грецию, через пролив Дарданеллы был построен аналогичный самодельный мост.
Во времена Османской империи Константинополь был завоеван, а османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары в 1393 году и Румелихисары в 1451 году, готовясь к основной битве и к установлению контроля над Босфором. Завоевание Константинополя в 1453 году является тем событием, которое положило конец Средневековью и начало ренессанса и эпохи открытий.
olgazav59
Во время своего расцвета между XVI и XVIII веками Османская империя использовала стратегическое значение Босфора, чтобы установить контроль над территорией Чёрного моря. Как результат, уже несколько международных договоров регулировали проход судов на территории пролива. По одному договору проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав, по другому договору должно было произойти закрытие турецких проливов для любых военных кораблей. Уже после Первой мировой войны Севрский договор позволил установить границы и сделать его международной территорией под контролем Лиги Наций.
В соответствии с Лозаннским договором в 1923 году проливы вернули Турции, при этом иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. Впоследствии режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года, согласно которой Турция сама могла ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими. Во время Второй мировой войны до февраля 1945 года проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, но часть немецких судов могли проходить транзитом.
С началом XXI века турецкие проливы получили максимально важное значение для нефтяной промышленности. Российская нефть начала экспортироваться в огромном количестве в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы
И по сей день значимость пролива Босфора высокая и значима.
olgazav59
Осмотр достопримечательностей
У Босфора есть 620 прибрежных домов ( ялы ), построенных в период Османской империи вдоль европейских и азиатских берегов пролива. Османские дворцы , такие как дворец Топкапы , Дворец Долмабахче , Йылдыз дворец , Чыраган , Feriye Дворцов , Бейлербей дворец , Кючюксу , Ыхламур , Хатидже дворца султана , Adile дворца султана и Хедиве находятся в пределах его зрения. Здания и достопримечательности в пределах зрения включают Собор Святой Софии , Собор Святой Ирины , мечеть султана Ахмеда , мечеть Йени , Кылыч Мечеть Али Паши , мечеть Nusretiye , Мечеть Долмабахче , Ортакёй , Ускудар мечеть Mihrimah Султан , мечеть Ени Valide , Девичья башня , Галата башня , румелийским Замок , Анатолийское замок , Йорос , Selimiye Казармы , Сабанджи музей , Садберк Ханым музей , Стамбул Музей современного искусства , Borusan Музей современного искусства , Топхане -i Amire Музей Мимара Синана изобразительных искусств университета , Галатасарай университет , Босфорский университет , Роберт колледж , Kabataş Высшая школа , Kuleli Military средней школы .
Два очка в Стамбуле имеет большинство общественных паромов , которые пересекают пролив: от Eminönü (Паромы дока в Богазе Искелесите пирс) на историческом полуостров Стамбула в возле Черного моря , зигзаги и вызов кратко несколько раз в румелийском и Анатолийские стороны города. На центральных пирсах более короткая, обычная поездка на одном из общественных паромов.
Частные паромы ходят между Ускюдаром и Бешикташем или Кабаташем в городе. Немногочисленные известные географические опасности умножаются на паромное сообщение через пролив, связывающий европейскую и азиатскую части города, особенно для крупнейших судов.
Морские катамараны предлагают высокоскоростные пригородные перевозки между европейским и азиатским берегами Босфора, но они останавливаются в меньшем количестве портов и пирсов по сравнению с общественными паромами. Как общественные паромы, так и морские автобусы также обеспечивают пригородные перевозки между Босфором и Принцевыми островами в Мраморном море .
Есть также туристические аттракционы, доступные в различных местах вдоль побережья Босфора. Цены варьируются в зависимости от типа поездки, в некоторых из них во время поездки звучит громкая популярная музыка.
Дарданеллы и основные сражения
Первые военные операции за эту территорию относятся к временам Троянской войны (предположительно XII в. до н.э.). Её причины до сих пор являются предметом спора историков, а развалины легендарного города, находящиеся у входа в Дарданеллы, привлекают множество туристов.
V в. до н.э. характеризуется как период греко-персидских войн. Персидский царь Ксеркс I воспользовался узостью Дарданелл для возведения своеобразных мостов из кораблей. Для перехода его войск в Грецию были выставлены в ряд в двух местах пролива по 300 судов, по ним воины Ксеркса перебрались на сушу.
В 334 г. до н.э. Александр Македонский именно здесь положил начало своим знаменитым свершениям в Азии, перейдя пролив на кораблях из Греции.
XV век ознаменовался падением великой Византийской империи. Начиная с 1453 г. (взятие Константинополя — современного Стамбула) происходит укрепление османов и рождение новой империи. В 1462-1467 гг. на берегах Дарданелл возводятся две крепости – Чименлик и Килитбахир, — призванные отразить возможную атаку со стороны венецианцев.
В 1833 г. Россия выступила на стороне Османской империи во время Турецко-Египетской войны. Результатом этой помощи стало заключение Ункяр-Искелесийского соглашения, дающего России право без препятствий проходить через Босфор и Дарданеллы, а также блокировать проход судов других стран со стороны Средиземного моря. В 1841 г. в Лондоне была подписана конвенция, лишившая Россию этого права, только турецким судам разрешался проход через Дарданеллы. Во время Первой Балканской войны османы неоднократно были разбиты у проливов, но в дальнейшем они уже не теряли здесь своего преимущества.
Первая мировая война вновь втянула Турцию в битвы за Дарданеллы. В 1915 году операция по захвату пролива планировалась лично английским премьер-министром Черчиллем. Он был блестящим политиком и оратором, но не обладал талантом полководца. После поражения на море им было принято решение о высадке войск на Галлипольский полуостров. В результате затянувшихся сражений странами-участниками операции (Турция, Англия, Австралия, Франция) было потеряно свыше 300 тыс. человек. Османская армия победила, а Черчилль был вынужден уйти в отставку.
Не последнюю роль Дарданеллы сыграли и в трагическом участии России в Первой Мировой войне. Россия мечтала вернуть утраченные позиции, но планировала перебросить войска с других направлений не раньше 1917 года. Британские власти пообещали в случае успеха операции отдать русским и оба пролива, и Стамбул, тем самым втянув их в кровопролитную войну.
Имя
Современное турецкое имя Чанаккале Богазы, смысл ‘Чанаккале Пролив », происходит от одноименный средний город который примыкает к проливу, что само по себе означает «гончарный форт» — от (Чанак, ‘керамика’) + (, «крепость») — со ссылкой на знаменитую керамику и изделия из керамики этого района, а также на известную османскую крепость Султание.
Английское имя Дарданеллы это сокращение от Пролив Дарданеллы. Во времена Османской империи по обе стороны пролива стояли замки. Эти замки вместе назывались Дарданеллы, вероятно назван в честь Дардан, древний город на азиатском берегу пролива, который, в свою очередь, получил свое название от Дардан, мифический сын Зевс и Электра.
Древний Греческий имя Ἑλλήσποντος (Hellēspontos) означает «Море Хелле» и было древним названием узкого пролива. В классической литературе он назывался по-разному. Hellespontium Pelagus, Прямая кишка Hellesponticum, и Fretum Hellesponticum. Это было так называлось от Helle, дочь Афама, которая утонула здесь в мифологии Золотое руно.
Силы и планы сторон
Первоначальным планом предусматривалось проведение чисто флотской операции. Соединенная англо-французская эскадра должна была достичь следующих целей.
- Подавить сопротивление фортов, защищающих вход в Проливы.
- Протралить минные заграждения и уничтожить береговые батареи между входом и Узостями.
- Уничтожить форты в Узостях.
- Обеспечить траление основных минных полей в районе Кефеза.
- Привести к молчанию береговые форты выше Узостей.
- Прорваться в Мраморное море.
- Обеспечить операции в Мраморном море.
Для реализации разработанного плана адмирал Карден получил под свое начало следующие силы.
-
Основная статья: Список кораблей Антанты, принимавших участие в Дарданелльской операции
- линейный крейсер HMS Inflexible — флагман Кардена
- линкор HMS Queen Elizabeth
- 6 британских и 4 французских броненосца
- 4 легких крейсера
- 16 эсминцев
- 7 подводных лодок
Греция разрешила использовать в качестве баз флота острова Лемнос, Имброс, Самофракия и Тенедос. В качестве основной базы был выбран порт Мудрос (о. Лемнос).
Оборона турок состояла из береговых батарей и минных заграждений. После бомбардировки 3 ноября 1914 года турецкое командование при активном участии германских офицеров приступило к усилению обороны Проливов. Были построены новые форты, усилена маскировка, личный состав проходил постоянное обучение.
-
Основная статья: Список турецких фортов и их артиллерии в Дарданелльской операции
Театр Дарданелльской операции
Береговая оборона Дарданелл состояла из трех укрепленных районов.
- Наружные форты защищали подход с моря к Дарданеллам: Хеллес и Седд-аль-Бахр на европейском берегу, Оркание и Кум-Кале на азиатском. Батареи насчитывали четыре 203-мм/35 орудий и 14 короткоствольных пушек калибром 152-280 мм.
- В Узостях плотность артиллерии была наибольшей. Ширина пролива сокращалась в районе Чанака до 8 кабельтовых, что делало этот район ключевым для обороны. Артиллерия фортов Гамидие I, Гамидие II, Ильдис, Румели Меджидие, Намазие, Анатоли, Чеменлик состояла из пяти 380-мм/35 орудий, четырнадцати 203-мм/35 орудий и 19 короткоствольных пушек калибром 203-280 мм.
- Третья группа береговых батарей располагалась выше Узостей. Форты Дегермен, Анатоли Меджидие и Нагара были вооружены 24 короткоствольными пушками калибром 178-280 мм.
Если сравнить общее количество артиллерии сторон на начало Дарданелльской операции, то явное преимущество имела Антанта. Только на линейных кораблях было установлено восемь 381-мм, сорок четыре 305-мм, четыре 254-мм, двенадцать 229-мм и 144 орудия среднего калибра. На турецких береговых батареях было всего установлено 85 орудий и 16 мортир. Из 76 орудий крупных калибров современными были только 22.
Оборона дополнялась несколькими рядами минных заграждений. Всего было выставлено 375 мин в 10 линий. Минные поля прикрывались от траления огнем батарей, а сами не давали кораблям приблизиться вплотную к фортам для эффективной бомбардировки.
География
Как морской водный путь, Дарданеллы соединяют различные моря вдоль Восточное Средиземноморье, то Балканы, то Ближний Восток, и Западная Евразия, и, в частности, соединяет Эгейское море к Мраморное море. Мармара далее соединяется с Черное море через Босфор, а Aegean далее ссылается на Средиземноморье. Таким образом, Дарданеллы позволяют морское сообщение от Черного моря до Средиземного моря и Атлантического океана через Гибралтар и Индийского океана через Суэцкий канал, что делает его важным международным водным путем, в частности, для транзита товаров, прибывающих из Россия.
Пролив расположен примерно на .
Современная морфология
Длина пролива 61 км (38 миль) и ширина от 1,2 до 6 км (0,7-3,7 миль), в среднем 55 метров (180 футов) в глубину с максимальной глубиной 103 метра (338 футов) в самом узком месте в Нара Бурну, в ряд Чанаккале. Через пролив проходят два основных течения: поверхностный ток течет из Черного моря в сторону Эгейского моря, и более соленая подводное течение течет в обратном направлении.
Дарданеллы уникальны во многих отношениях. Очень узкая и извилистая форма пролива больше похожа на форму реки. Он считается одним из самых опасных, многолюдных, сложных и потенциально опасных водных путей в мире. Течения, возникающие в результате приливов и отливов в Черном и Мраморном море, таковы, что корабли под парусами должны ждать на якорной стоянке для правильных условий, прежде чем войти в Дарданеллы.
Заклятые враги
Путь к Дарданелльскому бою пролегал через тернии международной политики рубежа XVIII-XIX веков
Черное и Средиземное моря находились под пристальным вниманием четырех великих держав: России, Британии, Франции и Турции. Их сложные внешнеполитические интересы были сплетены в клубок, распутать который оказалось невозможно
Его требовалось разрубить как гордиев узел.
Турция, давно враждовавшая с Россией, не могла простить унижений, которые нанес её флоту (а равно и всей Порте) великий русский адмирал Федор Ушаков. Малым числом он громил превосходившие по силам турецкие флоты. В итоге Русско-турецкая война 1787-1791 годов закончилась позорным для османов миром. Более того, они потеряли территории и жаждали реванша.
Даже несмотря на некоторое сближение России и Турции перед лицом нового общего врага – наполеоновской Франции, турки помнили все обиды, которые им пришлось перенести и не оставляли надежды нанести поражение своим старым врагам.
К 1805 году Россия, создав на Средиземном море свой оплот – Республику семи островов на Ионическом архипелаге, и после славной победы Ф. Ушакова при Корфу видела себя активной участницей средиземноморских дел. Тем опаснее стало быстрое продвижение французских войск на Балканах.
Экономическое значение
В международных отношениях Турция известна как сердце планеты; то есть сердце мира. Это так, потому что он находится прямо на перекрестке между крупнейшими континентами западной культуры.
Поэтому было бы хорошо рассматривать проливы Дарданеллы и Босфор как две великие артерии сердце. Таким образом, пролив Дарданеллы жизненно важен для экономического и коммерческого развития региона.
Чтобы понять экономическое значение Дарданелл, необходимо знать систему Турецких проливов (TSS для ее аббревиатуры на английском языке). Через проливы Босфор и Дарданеллы эта система соединяет примыкающие к Эгейскому, Мраморному и Черному морям окрестности.
Следовательно, транзит по этой дороге с коммерческой точки зрения жизненно важен для более быстрого и безопасного соединения региона. Система Турецких проливов представляет собой сложную динамическую систему, снабжающую водой, массой, теплом и материалами между этими областями.
История
История пролива Дарданеллы восходит к древней Греции, где он имел жизненно важное значение как порт города Трои. С годами он принадлежал к владениям Персидской, Македонской и Римской империй
Наконец пришла Османская империя. Последняя просуществовала до зарождения Турецкой народной республики во втором десятилетии прошлого века.
Действие легендарной и мифической греческой истории о Герое и Леандре происходит в Дарданелльском проливе. Он также был известен как предполагаемый путь, по которому человек эргастер в Европу, которая сформировала первое человеческое поселение на этом континенте.
Учитывая его геостратегическое значение, Дарданелльский пролив с течением времени был главным героем великих морских сражений. Как следствие вышесказанного, этому проливу несколько раз приходилось изменять свой правовой статус.
Некоторые из этих модификаций произошли во время поражения Османской империи в русско-турецкой войне, когда транзит военных судов в Черное море был ограничен. В Крымскую войну также были внесены изменения, которые повлекли за собой ряд изменений в договорах.
Было время в 20 веке, когда естественный водный канал и имя были двумя главными действующими лицами: проливом Дарданеллы и Уинстоном Черчиллем, премьер-министром Англии, победившей во Второй мировой войне.
География
Как морской водный путь, Дарданеллы соединяют различные моря вдоль Восточное Средиземноморье, то Балканы, то Ближний Восток, и Западная Евразия, и, в частности, соединяет Эгейское море к Мраморное море. Мармара далее соединяется с Черное море через Босфор, а Aegean далее ссылается на Средиземноморье. Таким образом, Дарданеллы позволяют морское сообщение от Черного моря до Средиземного моря и Атлантического океана через Гибралтар и Индийского океана через Суэцкий канал, что делает его важным международным водным путем, в частности, для транзита товаров, прибывающих из Россия.
Пролив расположен примерно на .
Современная морфология
Длина пролива 61 км (38 миль) и ширина от 1,2 до 6 км (0,7-3,7 миль), в среднем 55 метров (180 футов) в глубину с максимальной глубиной 103 метра (338 футов) в самом узком месте в Нара Бурну, в ряд Чанаккале. Через пролив проходят два основных течения: поверхностный ток течет из Черного моря в сторону Эгейского моря, и более соленая подводное течение течет в обратном направлении.
Дарданеллы уникальны во многих отношениях. Очень узкая и извилистая форма пролива больше похожа на форму реки. Он считается одним из самых опасных, многолюдных, сложных и потенциально опасных водных путей в мире. Течения, возникающие в результате приливов и отливов в Черном и Мраморном море, таковы, что корабли под парусами должны ждать на якорной стоянке для правильных условий, прежде чем войти в Дарданеллы.
Как добраться
Ущелье находится между двумя селами Партизанского района — Бровничами и Хмельницким, зайти в него можно и с первого, и со второго. До сел можно добраться как на автомобиле, так и общественным транспортом. Например, автобусом «Владивосток-Преображение».
В случае с заходом со стороны Бровничей необходимо по трассе «Новая Москва — Партизанск» добраться до поворота к селу, далее доехать до моста через Тигровую. За мостом нужно повернуть налево и ехать около километра по лесной дороге. Оставив машину на берегу, нужно перейти на другую сторону вброд, после чего продолжить путь по широкой тропе. Дальше вас ждет относительно несложный подъем по курумнику наверх к лесной поляне, с которой открывается шикарный вид на ущелье.
Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia
Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia
Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia
Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia
Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia
Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia
1 / 6
Если вы решили заходить с Хмельницкого, то вам нужно повернуть в саму деревню и двигаться вглубь до заброшенного здания, около которого будет грунтовая развилка. Необходимо повернуть направо и ехать до базы отдыха «Ущелье Дарданеллы».
У базы отдыха установлен указатель «Ущелье Дарданеллы», который указывает дальнейший путь в ущелье.
история
История пролива Дарданеллы восходит к древней Греции, где он был жизненно важен как порт города Троя. На протяжении многих лет он придерживался владений Персидской, Македонской и Римской империй..
Наконец Османская империя прибыла. Последний сохранился до рождения Турецкой национальной республики во втором десятилетии прошлого века.
Легендарная и легендарная греческая история про Героя и Леандро разворачивается в проливе Дарданеллы. Он также был известен как предполагаемый путь, из которого вышла Африка гомо эргастер в Европу, который сформировал то, что было первым человеческим поселением на этом континенте.
Учитывая его геостратегическое значение, Дарданелльский пролив был главным героем великих морских сражений во времени. Как следствие вышеизложенного, проливу пришлось несколько раз изменять свой правовой статус..
Некоторые из этих модификаций произошли во время разгрома Османской империи в русско-турецкой войне, когда транзит военных судов в Черное море был ограничен. Также произошли изменения в Крымской войне, которая привела к ряду изменений в договорах.
В двадцатом веке было время, когда природный водный канал и имя были двумя главными героями: проливом Дарданеллы и Уинстоном Черчиллем, премьер-министром Англии, победившим во Второй мировой войне..
Природа ущелья
С обеих сторон долину реки Тигровой окаймляют острые скалистые сопки. Они представляют собой гранитные обнажения, и имеют магматическое происхождение. Часто встречаются скалы-останцы, которые под влиянием времени и погоды приобрели причудливые очертания. В высоту горные образования достигают 50 м.
Склоны практически полностью усыпаны курумником — каменными россыпями средней величины. Крутизна скал чередуется с пологими участками, покрытыми редколесьем. Здесь водятся щитомордники, но чаще на пути туристам встречаются юркие длиннохвостые ящерицы.
Марина Заддэ
Долина реки Тигровой достаточно широкая — в среднем 2,5 км. В пойме реки густой кустарник, выше по склонам лес смешанного типа: монгольский дуб, липа, береза, ясень, пихта, ель, клен.
В ее водах водится амурский пескарь, голец, гольян, ленок, ротан и серебряный карась. На нерест сюда приходит горбуша, сима и дальневосточная кета.
Почему не сделали?
Раз столько плюсов, почему Николай I не согласился на захват Проливов? Ответ тут может быть обстоятельным, долгим и подробным, а может — простым, своего рода философским. Мы ограничимся вторым.
Английский историк флота сэр Джулиан Корбетт в своё время дал такой ответ на вопрос, для чего нужна морская мощь: «Господство на море необходимо только для контроля морских коммуникаций, которые используются для коммерческих или военных целей. Вообще, объект войны на море — именно коммуникации, в отличие от войны на суше, в которой основной целью является завоевание территорий. Различие фундаментальное».
То есть в морской логике самую главную роль занимают коммуникации, в сухопутной логике — территории.
Россия, и вообще высшие чины в российских вооружённых силах, всегда исходила из логики сухопутной, то есть — если мы хотим захватить Проливы, то должны захватить все земли перед ними, от Дуная до Стамбула.
Иначе удержание анклава в Проливах невозможно.
Кейт Нильсон в книге «Флот и глобальная защита» отмечал:
Так вот, в глазах российского руководства — и флотского, и сухопутного — море всегда представлялось противником, который задерживает или уменьшает доставку грузов, не даёт вовремя перекинуть подкрепления, и т. д. В то, что логистика по морю и дешевле, и удобнее сухопутной, просто не верили на уровне инстинктов.
Именно поэтому Николай I в конечном итоге решил опереться не на мнение Лазарева, Корнилова и великого князя Константина, а на мнение Меншикова, который, хоть и был морским министром, к флоту имел отношение очень далёкое. Раз Меншиков сказал, что захват Проливов невозможен — значит так тому и быть.
Мосты и тоннели
Здесь исторически соединены два континента – Азия и Европа. Мосты подземный тоннель Мармарай под водами пролива соединяют Европу и Азию. Первый мост, что был здесь построен, называется Босфорским. Его торжественное открытие состоялось в 1973 году в честь 50-ти летнего юбилея Турецкой Республики. Протяженность моста составила 1565 метров, ширина – 32, высота – 65. Для пешеходов, к сожалению, мост закрыт, поскольку он предназначен исключительно для автотранспорта и отдельных пешеходных дорожек на нем нет. Единственный день в году, когда любой желающий может оказаться на мосту, — это Стамбульский межконтинентальный марафон. В 2016 году Босфорский мост был переименован, и с тех пор он носит гордое название «Мост мучеников 15 июля» в честь погибших героев во время госпереворота.
Еще один живописный мост, Мост Султана Мехмеда Фатиха, был сооружен в том месте, где пролив имеет наименьшую ширину (660 метров). Его открытие состоялось в 1988 году в честь 535-летия завоевания Стамбула. Его длина составила 1505 метров, ширина – 40, высота – 65. Особую живописную красоту оба моста получают в вечернее и ночное время суток, когда загорается тысячи ламп. Такое освещение навевает исключительно романтические и любовные настроения. Такая эстетическая красота видна за несколько километров.
Полезные ссылки
Горящие туры ищите на сервисах Travelata и Level.Travel — они найдут лучшие предложения среди разных туроператоров. Хотите сэкономить?
Поиск лучших цен на перелеты — AviaSales
Экскурсии, свадьбы и фотосессии в Доминикане — Два Банана
Поиск и сравнение цен на отели — RoomGuru
Строительство подводного железнодорожного тоннеля Мармарай длилось почти десять лет. Связано это со сложностью подземных работ, которые не давали завершиться строительству раньше. Тоннель строили с 2004 по 2013 год, его длина составила 9,9 км, длина подводной части – 1,5 км.
Евразийский тоннель введен в эксплуатацию в 2016 года. Его длина – 5350 метров, причем 3350 из них расположены под водами пролива. Его максимально глубокая точка расположена в 105 метрах ниже поверхности земли, а общая протяженность с учетом подъездных путей составила 14,5 км. Этот тоннель построили для обслуживания авто и микроавтобусов.
Мост Султана Селима Грозного строился довольно быстро, всего за три года. С 2013 по 2016 годы велось активное строительство моста. Здесь расположены 8 автомобильных полос и 2 железнодорожные ветки. Мост значительно разгрузил транспортные потоки в этой области.
Маршрут по ущелью Дарданеллы
Выйти на туристический маршрут по ущелью можно как из села Бровничи, которое находится в верховьях реки Тигровая, так и со стороны Хмельницкого. Путь несложный, его осиливают и семьи с детьми
Главные требования — правильная обувь и осторожность на каменистых склонах. А трекинговые палки значительно облегчат поход
Со стороны села Бровничи пеший маршрут начинается от моста через реку. Здесь же находится и большой стенд с кратким описанием особенностей природной локации и подробной картой тропы. Путь пролегает по левому берегу реки и финиширует у села Хмельницкое.
Заблудиться на маршруте невозможно — окрестности хорошо просматриваются, к тому же тропа имеет маркировку и указатели. Общая протяженность маршрута порядка 5 км, ходовое время — около 1–1,5 ч. Частью дорога идет по открытой местности, а частью сменяется лесной тропинкой.
Таня Собакина
Есть участки с довольно крутыми подъемами. Они встречаются на ответвлениях, ведущих к необычным природным локациям — каменным столбам и колоритным останцам.
Чтобы выйти на тропу из Хмельницкого, нужно пройти (или проехать) через все село до заброшенного строения на его окраине. На развилке повернуть направо в сторону базы отдыха под названием «Ущелье Дарданеллы». Указатель начала маршрута, который расположен недалеко от базы, укажет верное направление движения.
Любители водных видов спорта также не оставили ущелье Дарданеллы без внимания. В апреле—мае река Тигровая становится особенно полноводной. Из покладистой речки, лениво несущей свои воды по долине, она превращается в бурлящий мутный поток, с обилием перекатов, прижимов и прочих препятствий. В этот период по ней устраивают сплавы на рафтах 1 и 2 категории сложности.
Эля Косницкая
А можно ли было удержать Проливы?
Теперь, когда мы получили представление о географии Босфора и Дарданелл, мы понимаем, что удержать Проливы русской армии и флоту помогала бы сама природа. Во-первых, Дарданелльское течение из Мраморного моря в Эгейское, хоть и не столь сильное, как в Босфоре (1,5 узла), мешало бы гипотетическим кораблям противника войти в узость самого пролива. Сеть укреплённых и усиленных батарей в узостях (в районе Чанаккале ширина пролива составляет 1,2 км — совершенно убойная позиция) свела бы на нет все возможности маневрирования для капитанов судов. Гористая местность с внешней стороны в случае высадки вражеского десанта позволила бы защищать подходы к крепостям малыми силами.
Более того, даже если бы путём невероятных усилий противник всё-таки взял Дарданеллы, то… его ждали бы ещё укрепления Босфора с узостями в 700 метров и с противодействующим течением 4,5 узла.
Таким образом, Крымская война, если бы она разыгралась в Проливах, в самом худшем случае грозила бы России… потерей Проливов, то есть возвращением статус-кво, существовавшего до захвата. При этом не был бы разрушен Севастополь, не случилось бы бомбардировки Одессы, целы были бы Керчь, Таганрог, Ейск, Кинбурн, Очаков.
История названия
В древности пролив носил название Геллеспонт, в переводе с греческого языка означающее «море Геллы». В основе этого наименования лежит античный миф. У царя Фессалии Атамаса умерла жена Нефела. Вскоре царь женился повторно, и злая мачеха Ино захотела избавиться от близнецов Фрикса и Геллы. Нефела умолила бога Гермеса помочь им. Брат с сестрой попытались спастись бегством, улетев на златорунном овне – божественном подарке. Но во время полёта Гелла сорвалась в море и утонула, а Фриксу оставалось лишь её оплакивать. С тех пор пролив долгое время называли «морем Геллы».
Название, которое употребляется теперь, пролив получил благодаря находящемуся в непосредственной близости древнему городу Дардании. Впрочем, его существование в античности также основано на мифах.
Легенда
Природа так поработала над скалистыми останцами, что они стали напоминать людям то руины древних замков, то загадочные башни. Когда и почему ущелье получило свое необычное название, мнения расходятся.
По одной из версий, свое необычное название ущелье получило от бойцов партизанского отряда, которые в гражданскую войну противостояли в этих краях белогвардейцам. Кому первому пришла в голову идея сравнить речную долину в Приморье со всемирно известным проливом Дарданеллы, история умалчивает.
На окраине села Хмельницкое есть неприметный памятник партизанам, которые во главе с известным революционером, Сергеем Лазо, вели в этих краях ожесточенные бои.
Ущелье Дарданеллы на панораме GoogleMaps