Чамские башни, нячанг, вьетнам

История, архитектура, технологии

К настоящему моменту от исчезнувшего королевства Чампа осталось более двух десятков заметных строений. Это так называемые чамские башни. Всего их насчитывается более двух десятков. Башни расположены в прибрежных местностях от Дананга на севере до Фантхьета на юге. Возраст башен — от 400 до 1000 лет. В них явно видно влияние индийской архитектуры, а не китайской, как на севере Вьетнама. Чамские башни имели разное назначение: имиджевое, культовое, ритуальное.

Традиционно башни строились на квадратном фундаменте и увенчивались многоуровневой изогнутой крышей. Уголки основания крыши часто украшались каменными статуями волшебной птицы Гаруды, подпирающих крышу руками. Над окнами и дверными проемами возводились копьевидные заостренные арки, украшенные простыми резными узорами. Вершины башен украшались каменными рельефами, вырезанными с изображениями птиц и животных, основанными на религиозных убеждениях жителей Чампы.

Башни построены из красного кирпича. Его длина примерно в полтора раза больше современного, толщина примерно такая же, как у современного. Вместо известкового раствора при кладке использовалась смола одного из деревьев. В других случаях полуобожженные кирпичи смачивались водой, накладывались друг на друга, а затем слипались. Фундаментные блоки изготавливались методом прессования из пемзы, кирпичной крошки и песка.

В чамском городе Виджайя использовали комбинацию каменных и кирпичных элементов, в то время как в большинстве других сооружений Чампы использовались только кирпичи. Это предполагает некоторое влияние камбоджийского Ангкора. Это также указывает на относительно более широкую практику тяжёлого труда в Виджайе по сравнению с другими центрами власти Чампы, поскольку обработка камней для строительства была более трудоемкой, чем производство кирпичей.

После покорения Чампы Вьетнамом башни постепенно разрушались. Некоторые попытки их реставрации делались французской колониальной администрацией и южновьетнамским режимом. Во время вьетнамской войны некоторые исторические объекты пострадали при бомбардировках. После 2000 г. башни начали вновь понемногу реставрироваться. Власти Вьетнама вынашивают планы подать заявку на включение некоторых комплексов башен в культурное наследие человечества, которое определяет ЮНЕСКО. Один чамский исторический объект уже входит в него. Хотя это и не башня, а чамский храмовый комплекс под названием Святая земля Мишон, находящийся в районе Дананга.

Кроме реставраций проводятся изыскательские, а затем археологические работы. Многие башни с течением времени разрушились и их месторасположение неизвестно. Иногда случаются интересные находки. Например, в 2012 г. в местечке Фонгле (Phong Le) в 10 км от центра Дананга был обнаружен фундамент башни и много стеновых кирпичей. По их количеству был сделан вывод, что эта башня была, возможно, самой большой в королевстве Чампа. Предположительно, она была возведена в конце 10-го века н.э.

История создания Тямскийх башен По Нагар

В далеком VIII веке тямпы, или чампы, (зависит от произношения) выстроили на месте разрушенного княжества Линьи свое государство. Со временем оно крепло и стало наиболее величественным в X столетии.Тогда и были возведены башни По Нагар – как святыня в честь индуистских богов. Данный комплекс принято считать «женским» храмом, так как во времена существования княжества его условно разделяли на мужское горное и женское прибрежное. Клан, размещенный близ современного Нячанга, поклонялся богине По Нагар, в честь ее и были названы башенные сооружения.
Сооружения были возведены в разное время и посвящались различным божествам, поэтому и внешний вид у них отличается. Но удивляет одно – кладка и украшения за все прошедшие века практически не разрушились, хотя самого государства уже давно нет.

Описание и туристические особенности башен

Древнее наследие Тямских князей поражает своей красотой и сейчас. Комплекс располагается практически в центре города, поэтому его посещают практически все посетители Нячанга, но благодаря платному входу здесь нет нищих и попрошаек, как это можно наблюдать в бесплатной пагоде Белого Будды. На территории бывшего святилища сохранилось лишь четыре башни из восьми.Красота места захватывает с первых минут – сразу при входе можно любоваться уникальным пейзажем из многочисленных красных колон и высокой крутой лестницы, ведущей к площадке у зданий. Подъем неплохо сохранился, но дабы ноги миллионов туристов не разрушали его поверхность, в обход комплекса была сделана более пологая лестница для посетителей. Площадку украшает древний алтарь, куда до сих пор местные жители приносят дары и где даже проводят ритуальные жертвоприношения, моля древних богов о милости.
Первая из башен – Северная, высотой более 28 м, ее местные называют Тхап Тинь, она посвящена главной богине По Нагар и богу Шиве, олицетворяющему Вселенную. В давние времена здесь размещался зал для медитаций, где верующие могли погрузиться в себя и найти смысл жизни. Вход сюда украшает огромная статуя богини, сидящей в позе лотоса и раскрывшей все десять рук.
К сожалению, до сегодня внутренне убранство не сохранилось, но уникальная атмосфера умиротворения и самопознания все же еще присутствует. Интересно данное строение и с архитектурной точки зрения, так как, невзирая на отсутствие склеивающих веществ, кладка остается такой же прочной, как и века назад.

Чем еще интересна достопримечательность

Иные башни посвящены богам Сандхаке, Кри Камбху и Ганеше, они отличаются по размеру и украшениям. Но во всех имеется одна общая черта – отлично сохранившаяся красная кладка из мелких кирпичей снаружи и насквозь прокопченные за века сжигания благовоний стены, изнутри покрытые черной гарью.
В некоторых местах поверхность стеновых поверхностей украшена древними письменами, которым уже более десяти веков. Но до сих пор воздух в башнях напоем ароматом ритуальных благовоний. Здесь всегда можно помолиться индуистским богам, обратиться к ним за помощью, просто погрузиться в эту особую атмосферу.
Кстати, По Нагар – это ныне действующий храм, поэтому все посетители должны соблюдать определенный дресс-код – прикрывать плечи и ноги, снять при входе в помещения шляпы и обувь. Для тех же, кто по незнанию пришел к святыне в неподобающей одежде, предлагается временно облачиться в специальные серые балахоны, которые выдают у входа бесплатно.
В конце марта на территории святыни ежегодно проводят двухдневный буддийский фестиваль, куда приходят посмотреть как местные жители, так и гости города. И это действительно является оригинальным зрелищем, позволяя воочию увидеть древние, порой непонятные обряды и театрализованные представления в честь богов. С площадки возле башен открывается отличный вид на город Нячанг. Любители же фотографий оценят многочисленные красивые деревья и древние статуи местных богов, раскиданные в округе комплекса.

Тямские башни По Нагар – это своеобразное напоминание о богатой и разнообразной истории края, о цивилизации, которая уже исчезла с лица земли, но оставила после себя удивительной красоты памятки архитектуры!

Как доехать до Чамских башен По Нагар

Чамские башни

До комплекса идут все автобусы в северном направлении. То есть гостям отелей в северной части города можно выбирать любой автобус, он довезет их до места. Также есть возможность доехать следующими способами:

  1.     Из центра, Европейского квартала. Курсирует автобус №4.
  2.     От пагоды Лонг Шон. Курсирует автобус №6.
  3.     Такси привезет из любой точки города.
  4.     Есть организованные экскурсии от отелей или местных турагентов.

На территории комплекса есть немало мест для отдыха, кафе с напитками, закусками, краны с питьевой водой. Посидеть можно на лавочках у фонтана, а сувениры купить в маленьком магазине-музее. Делитесь мнением о посещении достопримечательности на ToursVietnam.

Вы уже бывали в Чамских башнях По Нагар:
Да, интересно 0%

Да, было здорово, но очень шумно 0%

Были, увидели не все, поедем еще 100%

Пока не были, собираемся 0%
Проголосовало: 1

Полезные советы

Отправляясь в Чамские башни, вам могут быть полезными следующие советы:

  1. Башенный комплекс Чам – это святыня, поэтому перед входом необходимо снять обувь и носить одежду, закрывающую руки и ноги. Если посетитель одет ненадлежащим образом, на входе ему дают на прокат специальную серую одежду, похожую на одеяние монаха.
  2. Внутри башен нет много места, поэтому большие группы людей не могут одновременно заходить в них. Лучшее время для посещения зданий – с 8 до 10 утра.
  3. Туристам не разрешается входить в места для монахов, но остальная часть комплекса открыта. Здесь есть уютные кафе, скамейки, беседки, зоны отдыха.
  4. В храме проводится ежегодный буддийский фестиваль Тап Ба с 21 по 23 марта по лунному календарю (примерно в конце апреля-начале мая). В это время проходят многие религиозные церемонии и собираются люди со всех уголков страны. Вы можете посмотреть на празднование и даже принять участие в различных ритуалах, попробовать вкусную еду.

Как добраться

Существует несколько основных способов посетить достопримечательность:

    • Добраться пешком. Для этого достаточно двигаться на север по главной туристической улице города. На пути будет мост. За ним в 50 метрах будет вход в комплекс.
    • На такси. Стоимость проезда будет зависеть от первоначального пункта выезда. Однако все машины оборудованы счетчиком. Цена не должна превысить 3-4 долларов.
    • На общественном транспорте. По городу курсирует автобус №4. Он перемещается вдоль всех популярных экскурсионных улиц населенного пункта. Если ехать из центра, то выйти необходимо на первой остановки после моста.

Государство Чамп или Тямп

Это уникальный храмовый комплекс, сохранившийся до наших дней, в котором проводятся религиозные служения, часть из которых поражает всякое воображение, ибо здесь иногда проводят настоящие жертвоприношения. Разумеется, чаще прихожане приносят в храм к алтарям подношения в виде цветков лотоса, фруктов и символических подарков богам.

Семантика названия башен берет свое начало с эпохи существования государства Чампы (Тямпы). В ее состав входили несколько княжеств, города которых выстраивались в устьях рек недалеко от моря: Индрапура, центр княжества был на месте современного Дананга; Амаравати — центр в провинции Куангман, г. Хойан; Виждайя — центр в 27 км к северо-западу от провинции Куинён в провинции Биньдинь, Виждай был главным городом Чампы; Каутхара — центр в современном городе Нячанг; Пандуранга — центр в современном вьетнамском городе Фанранг-Тхаптям. Государство просуществовало с VII — XII веках н.э.

Народы этого государства хорошо отладили морские пути, которые использовали в экономических и политических целях, активно торговали с другими государствами. Они владели искусством изготовления изделий из бронзы, стекла, глины, могли изготавливать кирпич. Их виртуозные умения отразились и на архитектуре, которая до сих пор поражает воображение. На Чамских башнях не так много следов разрушения. Они выглядят так, словно бы не прошло столько столетий с момента их создания. Но все же время беспощадно. Разумеется, в процессе сохранения башен сыграло свою роль и бережное отношение правительства к истории страны. В 1989 – 1998 годах польско –вьетнамский подкомитет поддерживал проведение археологических и реставрационных работ, в результате которых были отремонтированы и восстановлены Чамские архитектурные памятники. Это закладывает основание не верить всему тому, что предстает пред глазами. Историю пишет человек, восстанавливали здания тоже люди, почему бы не добавить к этому процессу что-то свое, что укладывается в рамках нашего представления и понимания?..

Но как бы там ни было, целью строительства башен, как считают историки, послужила вера и служение богу Шиве и его жене Понагар. В честь богини построили главную башню, внутри которой имеется алтарь Линг Йони. Все по тем же исторически данным, комплекс, состоящий из 4 башен, был построен во времена правления чамского короля Ханривармана, управляющего государством в течение 813 по 817 гг.

Нячанг. Чамские башни

Чамские башни в Нячанге хранят историю тысячи лет. Археологи утверждают, что за время существования комплекса было возведено от 6 до 10 башен. Однако, до нашего времени сохранилось только 4 из них. Базисные принципы архитектуру у всех башен похожи, за исключением разве что формы крыши. Вход во все башни находится с восточной стороны. Кстати говоря, башни Понагар в Нячанге так же известны как тямские башни. Всё зависит от транскрипции названия королевства Чампа или Тямпа.

Стоит отметить, что все чамские башни в Нячанге были построены из кирпича. При этом техника строительства до сих пор подлинно не известна. Предполагается, что чамы вместо цемента использовали смолу, что позволило уберечь строения от губительного воздействия влаги.

Храм богини Понагар

Самая большая чамская башня посвящена богине Понагар. Она так же является самым старым и самым красивым храмом комплекса. Именно по этому весь комплекс получил название по имени богини, хотя остальные башни носят имена других индуистских божеств.

В высоту башня достигает 23 метров. Следующая по размеру башня Шивы ниже на целых 5 метров. Это объясняется в том числе тем, что в жизни чамов был распространён матриархат.

Над входом храм изображена богиня Дурга. Это воинственная версия богини-матери одна из инкарнаций Парвати. Раньше здесь приносили в жертвы животных, что бы умилостивить богиню. Впрочем, по слухам, это скрытно практикуется и сейчас.

Крыша башни имеет несколько уровней и выглядит весьма необычно.

На каждом уровне есть свои фигурки животных и людей.

Священный лебедь Хамса — птица вне пространства и времени. Это символ бога Брахмы. Остальные уровне видимо посвящены богам Вишну и Шиве.

Башня Шивы

Башня бога Шивы это центральная башня комплекса Понагар.

По размеру она несколько уступает башне богини. Высота храма Шивы составляет 18 метров.

Вершина башни заканчивается жезлом Шивы. Хорошо видно, что крыша и большая часть башни подверглись основательной реставрации.

Если в храм богини Понагар в основном приходят молиться женщины, то башня Шивы считается мужским храмом.

Южная башня

Южная башня самая маленькая из всех башен комплекса. Её высота составляет около 7 метров. Башня посвящена индуистскому богу войны Сканде. По цвету и состоянию кладки можно определить где проводились реставрационные работы.

На фото ниже поместились сразу 3 чамские башни. Сразу заметно, на сколько башня Сканды уступает в размерам первым двум храмам.

Западная башня бога Ганеши

Западная или по другому северо-западная чамская башня посвящена богу Ганеше. В индуизме Ганеша был сыном Шивы. Он изображается с головою слона.

Вьетнамское название башни Мьеу Донг Нам. Крыша башни по форме напоминает перевёрнутую лодку.

Высота башни составляет 9 метров. Она стоит несколько обособлено от 3-ёх других башен.

Башни Понагар изнутри

Внутри главной чамской башни Нячанга находится статуя самой богини Понагар. Она восседает на троне в золотом одеянии. Сюда довольно часто приходят местные жительницы, помолиться и попросить у богини здоровья и благословения.

Внутри храма воздух прокурен благовониями, а кирпич почернел от копоти.

А так изнутри выглядит башня Шивы. Нечто похожее также находится внутри двух оставшихся башен. Все они в плане внутреннего убранства уступают центральной башне Понагар.

История буддистских святынь в Нячанге

На земле современного южного и центрального Вьетнама с 7 по 17 столетия существовало объединение княжеств под названием Чампа (часто встречается еще одно наименование этого государства — Тямпа). Своего рассвета государство достигло в 10-11 веках. Позже вьеты выжили чампов с их территории. После культуры Чампы остались лишь башни в Мишоне и башни По Нагар в Нячанге.

Знаменитые Чамские башни По Нагар — это «женское» прибрежное святилище чампов. И не случайно главным божеством стала По Нагар — богиня плодородия. Имя богини переводится как «Мать страны», поскольку она научила чампов ремеслам и сельскому хозяйству.

Правящие кланы чампов делились на «мужской» клан и «женский». «Мужской» (горный) клан расположен в Мишоне.

Исторически так сложилось, что народ чампов потерял свою территорию, найдя прибежище в Камбодже, Китае, на индонезийских и филиппинских островах. Чампы исповедовали индуизм. Именно чамским князьям Каутхара мы обязаны возведению башен По Нагар.

Рядом с строениями открыт музей чамской цивилизации. В нем есть древние статуи, картины с ликами индуистских богов, а также предметы быта и одежда чампов.

Время работы и описание комплекса Чамских башен По Нагар

Чамские башни

Храмовый комплекс на левом берегу Кай открыт с 06.00 до 18.00. Утренние часы самые спокойные, после 09.00 привозят экскурсионные группы, становится шумно.

Стоимость посещения храма примерно 1$ на человека. Гостей просят приходить в закрытой одежде, но можно взять на входе серый балахон. Одеяние слегка похоже на монашескую тогу, получаются замечательные фотографии.

Колонный зал

Это помещение будет первым при осмотре комплекса. Когда-то давно тут располагался зал для медитации, публичных ритуалов. Его называли мандапа, в стенах видны отверстия для балок в колоннах, также заметны следы реставрации кирпичной кладки.

В колонном зале есть довольно ветхая лестница, закрытая для туристов. По легенде эту лестницу специально делали такой нестойкой, чтобы молящиеся поднимались по ней исключительно ползком в знак поклонения богине.

В Колонном зале 10 больших и 12 малых колонн, возведенных в XI веке.

Чамские башни

Современники могут видеть только 4 композиции из 10. Все объекты различаются только формой крыши. Вход в комплекс с восточной стороны, строения выполнены из кирпича, который ничем не скреплен. Эта техника считается уникальной, секрет ее не разгадан до сих пор.

Есть мнение, что вместо скрепляющего цементного состава чамы применяли смолу. Клейкая смесь не только намертво скрепляла кладку, но и защищала кирпичи от влаги.

Храм По Нагар

Богине посвящена самая большая башня. Она же является самой красивой в комплексе. Башня возвышается на 23 м, следующая за ней – башня Шивы, ниже на 5 метров. Историки подтверждают – в жизни чамов был матриархат, поэтому все и любые мужские божества становились на «ступень ниже».

Вход в храм украшает изображение богини Дурга. Это также одно из воплощений Парвати (Понагар), но воинствующая богиня требовала кровавых жертв. Считают, что ей частенько приносили животных, которых умерщвляли на специальном алтаре. Некоторые источники утверждают, что скрытые жертвоприношения существуют и сегодня, но доказательств этому нет.

Внутри храм весь пропитан благовониями, запах стойкий, но приятный. На главном постаменте располагается статуя богини, перед нею алтарь для приношений. Молятся По Нагар о благополучии родных, здоровье близких, хорошем урожае. Причем под «урожаем» понимают буквально все – от финансовой прибыли до семейного счастья.

Лебедь – символ Брахмы, также в комплексе есть башни Шивы, Вишну, Сканди, Ганеши.

Башня Шивы

Это центральный объект комплекса, размеры которого лишь немногим уступают башне По Нагар. Храм высотой 18 м увенчан вершиной в форме жезла Шивы. Архитекторам пришлось изрядно потрудиться над восстановлением формы, следы реставрации хоть и выделяются, но не портят общей картины.

В Башню Шивы приходят молиться только мужчины. Женщинам в это святилище вход запрещен, им сразу покажут дорогу в храм Понагар.

Вопрос эксперту
Сколько времени уходит на осмотр храмового комплекса?

Все зависит от того, насколько велик интерес к истории. Для десятка красивых фото и покупки сувениров хватит и пары часов. Но если хочется побывать в каждой башне, осмотреть все, что доступно для посетителей, стоит выделить на осмотр не менее 4-5 часов.

Башня Сканди (Южная)

Это самый малый храм высотой 7 м. Индуистское божество войны Сканди как-то не завоевало популярности у миролюбивых чамов. Оставить бога совсем без внимания они не могли, но храм сделали довольно скромным.

Башня Ганеши (Западная)

Этот храм стоит чуть в стороне от общего комплекса, возвышается на 9 метров. В индуизме бог Ганеша прорисован с головой слона. Вьетнамцы называют сына Шивы Мьеу Донг Нам. Интересна форма крыши, она выглядит как перевернутая лодка.

О Чамских башнях По Нагар

Знакомство с достопримечательностью начинается с дорожки плавно переходящей в лестницу, которая поднимает вас на вершину острова Ку-Лао, откуда открывается прекрасный вид на Нячанг. Если сразу не подниматься по лестнице, то по правой стороне можно увидеть кирпичные колонны среди которых получаются отличные фотографии.

Кстати, в погоне за фото большая конкуренция. Как обычно, здесь много туристов, особенно китайцев, поэтому надо ориентироваться быстро и тогда хорошие фото вам обеспечено. Порой кажется, что они скоро будут везде, для посещения сада камней их привозят автобусами.

Туристы из Китая повсюду

Кирпичные колонны очень популярны среди тех, кто хочет сделать фото

На территории очень зелено и много цветов, которые расставлены в горшках.

Дорога к башням, вид сверху

Цветы украшаю территорию

Расставляют цветы в горшках

Поднявшись по лестнице открывается восхитительный вид на город и рыбацки лодки, на этом фоне получаются отличные фотографии.

Вид на бухту

История Чамских (Тямских) башен

Чамские башни

Время возведения комплекса очень условно – точных фактов о строительстве нет. Даты определяют по летописям Королевства Чамов, а там сказано, что деревянные постройки возведены в 768-770 годах.

Археологи обнаружили древние каменные стелы с надписями. Часть записей удалось расшифровать, в частности, написано, что в 774 году на остров приплыли страшные и худые разбойники с черной кожей. Они разграбили сокровища храма, разбили реликвии, а само строение подожгли. Исследователи склоняются к тому, что «разбойники с черной кожей» прибыли с острова Ява или других островов Малайзии.

Именно с этого времени можно проследить весь путь жизни Чамских башен:

  1.     За разбойниками отправили королевский флот. Сам властитель Сатьяварман настиг грабителей, задал им в море жестокую трепку, но спасти то, что украли, все же не удалось – море поглотило священные ценности.
  2.     Храмовый комплекс сгорел, но народ не отчаивался. На собрании королевства решили восстановить объект, построить новые башни, но теперь из кирпича. Задумку воплотили в жизнь, и в итоге государство получило храм изумительной красоты и достаточной прочности.
  3.     Через полтора столетия в пору правления королем Индраварманом III отлили золотую статую богини Бхагавати. Богиня признана одним из воплощений Шивы – божества, наиболее близкого Понагар. Статую разместили в одной из башен, приносили ей жертвы и молились о благополучии.
  4.     Примерно в 950 году королевство пережило набег кхмеров. Храм снова разграбили, золотую статую богини увезли в неизвестном направлении.
  5.     Король Джая Индроаварман I решил не ставить больше золотых статуй, а изготовить каменное изображение Бхагавати. Скульпторы выполнили повеление правителя и установили статую в 965 году. Именно эта статуя сохранилась до наших дней.
  6.     Культ богини По Нагар впервые появился в XII веке. Покровительницу земледельцев почитали как богиню-мать, приносили ей жертвы и проводили торжества, фестивали.

В 1979 году Министерство культуры Вьетнама признало Чамские башни По Нагар исторической реликвией национального масштаба

Теперь реставрация объекта приняла важное и первостепенное значение, работы ведутся по сей день

Богиня Янг Ино По Нагар

Богиня Янг Ино По Нагар

Культ богини-матери ввели чамы. Легенды гласят, что подобно греческой Афродите, Понагар рождена из пены и облаков. На сушу прекрасная «мать чамов» ступила у горы, на которой возвышаются башни. Богиня шла по земле, а в следах, оставленных ступнями, вырастал рис. Так земледельцы получили семена растения и навыки выращивания культуры.

Понагар научила чамов возделывать землю, дала знания о выращивании многих культур, их обработке и приготовлении еды

Благодетельница чамов дала им понимание важности религии, с благодарностью принимала бескровные жертвы и подношения. Забота Понагар простиралась далеко за пределы земледелия, богиню-мать просили о здоровье, благополучии, удачном браке и, конечно, плодородии

После прихода вьетнамцев в 1653 году культ Понагар сохранили, но завоеватели слегка трансформировали и переиначили легенды. Так, у вьетнамцев считают Понагар посланницей Нефритового Императора. При этом божеству оставили ее «миссию», ее также считают покровительницей земледельцев, просят о плодородии земли, урожае.

Современные историки нашли свидетельства древних толкователей. Они утверждают, что Понагар – воплощение Парвати. Но в этом случае Понагар – мать всех богов, то есть Шива в «женском обличии», олицетворение женского начала. Если следовать этим трактатам, Понагар (Парвати) дарует не только плодородие, но и «отвечает» за всю жизненную энергию людей, животных, растений.

Если храмы открыты с 6 утра, то можно приехать на осмотр в это время?

Почему комплекс закрывают так рано?

В какое время проводят фестиваль в марте?

В честь Парвати проводят большой и шумный фестиваль. Состоится он ежегодно в конце марта, собирает много людей, в том числе туристов. Религиозные представления, сценки, песни, ритуальные танцы – событие проходит весело, и наблюдать его можно каждый день в течение всего фестиваля у подножия Чамских башен.

Общая информация о достопримечательности

Чамские башни

Архитектурный комплекс возведен до периода образования страны в пору расцвета Королевства Чамов. Религиозный объект является действующим, открыт в определенные часы. Несколько интересных фактов:

  1.     Храм возведен в честь богини плодородия Ян Ино По Нагар. Эта богиня была одной из главных в религии чамов, ей поклонялись земледельцы и рыбаки.
  2.     Название комплекса имеет несколько вариаций. Вьетнамцы называют его Понагар, но путешественникам привычнее По Нагар.
  3.     Башни назвали в честь Королевства Чамов, в пору существования которого они и построены. В исторических документах встречается два названия – Чампа и Тямпа. Поэтому в описаниях встречаются башни Тямские и Чамские.
  4.     Ансамбль возведен на высоком холме Ку-Лао. С горы открывается шикарный вид на окрестности, Нячанг, реку Кай.
  5.     Первый вариант комплекса построили из дерева. В 774 году пожар полностью уничтожил постройки. Восстановление заняло почти 14 лет. В 784 году чамцы окончили возведение объекта из красного кирпича, украшенного камнем.
  1.     В 1906 году храм начали реставрировать. Работы ведутся по сей день, архитекторы понемногу восстанавливают определенные части объекта.

В храме всего 4 уровня, три старинных и один современный:

  •       Первый уровень представляет собой кирпичную площадку с колоннами разного диаметра, высоты и крутой лестницей – площадка закрыта для посещений, но можно сделать фотографии.
  •       Второй уровень – место отдыха паломников.
  •       Третий – Чамские башни, посвященные божествам.
  •       Четвертый – современный уровень представляет собой смотровую площадку.

Чамские башни По Нагар – важнейший объект культурной и религиозной жизни чамов. За свою почти тысячелетнюю историю строения видели жертвоприношения, разрушения, войны и кровопролитные бои. После принятия буддизма, индуизма башни стали местом паломничества верующих, площадкой для проведения религиозных фестивалей.

Современные Чамские башни По Нагар – это культурный и досуговый объект с фонтанами, зонами отдыха, садами и магазинами. Здесь множество объектов инфраструктуры, есть неплохие кафе, открытые питьевые краны. Для удобства туристов аллеи снабжены указателями, надписи на многих языках, в том числе, на русском.

История Чамских башен

Храмовый комплекс был построен в VII-XII столетиях. Первая башня По Нагар появилась на свет в конце VIII века во времена правления короля Чампы, она и стала современной визиткой всего храма.

Сегодня, как многие столетия назад, в этих башнях проходят различные ритуалы, культовые церемонии. За время своего существования Чамские башни подвергались пожарам, нашествиям других племен, разрушались в результате бунтов и пр.

Весь храмовый комплекс уничтожался, но благодаря местному населению, истово верующему в своих богов, По Нагар всякий раз восстанавливался. Однако раньше здесь было десять башен, а сегодня осталось только четыре.

Полезная информация

Адрес: Нячанг, 2 Thang, 4.

Время работы: понедельник — воскресенье: с 6:00 до 18:00.

Вход: 22 000 VDN, англоговорящий гид проведёт экскурсию за 50 000-60 000 VDN, такси из Старого города обойдётся примерно в 70 000-80 000 VDN.

Музейный комплекс расположен рядом с городскими туристическими районами. По мосту через реку Cai River вы дойдете до него за 30—35 минут. Кроме этого, до башен можно доехать на арендованном байке или на автобусе № 4 (стоимость проезда составляет 5000 VDN).

Если вы планируете полюбоваться башнями изнутри, то нужно заранее позаботиться о форме одежды. В действующих храмах предполагается, что плечи и колени закрыты, а головного убора быть не должно, обувь принято оставлять у входа.

Если ваша одежда не соответствует требованиям, на входе можно получить специальные балахоны. Для прогулки по территории дресс-код соблюдать не требуется.

Осмотр самих башен занимает около получаса. Около башен работает небольшой сувенирный магазинчик, в котором продаются разноцветные браслеты, украшения, магниты, сумки, рюкзаки и прочие тематические вещицы. За дополнительную плату вас обучат азам ткацкого искусства и разрешат сделать фотоснимок.

Храмовый комплекс

Храмовый комплекс можно разделить на две отдельные территории: вход в храм вымощен кирпичом, по краям, словно молчаливые стражи красуются довольно высокие столбы, поднимаясь по мощеной лестнице мы попадаем во вторую половину храмового комплекса, башни которой выстроены по L-образному сечению. Стены башни выстроены из желтого кирпича, плотно прилегающего друг к другу. Со временем в результате жжения ароматических палочек, свечей, ломпадок кирпич стал местами черный, засмоленный. Опытный архитектор и строитель отметит тот факт, кто между кирпичей практически нет раствора, позволяющего крепко связать конструкцию. Как это не странно, но внутри самой башни нет ничего, она пустая, а вот ее внешняя половина щедро расписана многочисленными барельефами, колоннами и причудливыми гранями. Более детально и изящно расписаны верхние части конструкций и терракотовые статуи богини-матери Понагар, которая олицетворяет красоту, пение, танцы и покровительствует любому творческому началу.

Главная башня состоит из 4 этажей, на каждом из которых по 4 углам выстроены башни. Внутри можно полюбоваться на статую богини, высота которой равняется 2,6м. Статуя выполнена из черного гранита. Богиня сидит на троне, имитирующего священный цветок лотоса.

Простое созерцание всей этой красоты заставляет почувствовать себя частью древней истории. Хочется прикоснуться к стенам башен, закрыть глаза и очутиться в прошлом, чтобы воочию увидеть часть таинства богослужения богу Шиве и его жене — богине Понагар. Но истинными счастливчиками окажутся те, кто будет отдыхать во Вьетнаме в период с 20 по 23 марта, когда в храмовом комплексе будет проводится праздник в честь богини. Стараясь сохранить истоки древности, на празднике проводят театрализованные представления и настоящие индуистские обряды, приближенные киначальным. Очень диковинное и захватывающее зрелище! В начале праздника статую богини готовят к ритуалу, переодевают, затем подготавливают алтарь для богослужения. Во время переодевания снимают старые одежды, статую богини омывают ароматной водой, затем одевают в новый наряд. Этот ритуал подчеркивает неизбежность изменения всего мироздания, когда мать-природа, зарождаясь, умирает, чтобы вновь возродиться и принести новый богатый урожай.

После проведения всех ритуалов возле храмового комплекса начинается целое шоу-представление с огнем, музыкой, танцами, который невольно приковывают к себе взгляд туристов, заставляя проникнуться всеобщим веселым настроением и попытаться повторить некоторые телодвижения танцовщиц, завлекающих в поток мистического танца в стиле народностей чам.

Чамские башни По Нагар Чам – древнейшие храмы в Нячанге

Башни По Нагар Чам на небольшом холме, примерно на 50 метров выше уровня моря, вблизи устья реки Кай. Название «Башни По Нагар Чам» обычно используется для обозначения всех архитектурных работ народа Чам, но на самом деле это название самой большой башни, высотой около 23 метров. Чамские башни имеют уникальную архитектуру и хорошо сохранились за многие столетия.

Общая архитектура башни состоит из 3 этажей: с башней-воротами на первом этаже, которые были полностью разрушены. Перед храмовым комплексом расположены два ряда из 10 больших столбов и 2 небольших столба с 2 сторон. На теле больших столбов глубоко вырезаны пазы, они горизонтально симметричны с верхней частью маленьких столбов. В середине есть алтарь, где чамцы часто организовывали культурные мероприятия и торжественные обряды на фестивалях и особых случаях. Второй этаж, называемый Mandapa (гостевой дом), — это место, где паломники могли отдыхать и готовить подношения и костюмы, перед началом ритуала. На третьем этаже расположены четыре башни, в том числе башня По Нагар высотой 23 м, которая считается самой выдающейся и самой высокой. Четырехэтажная башня символизирует красоту, искусство и творчество народа Чам.

В верхней части башни находится статуя бога Шивы, верхом на буйволе Нандине, и талисманы, а именно лебеди, козы, слоны… Снаружи стены башни украшены драматическими скульптурами из камня, такими как танцоры, гребцы или охотники с луком и стрелами. Главный вход на востоке ведет в тамбур. По обе стороны от входа находятся два каменных столба, поддерживающих другой камень, на котором выгравирована богиня Дурга, танцующая между двумя музыкантами. Внутри башня довольно темная и холодная, там находится статуя богини из черного гранита высотой 2,6 м, сидящая на каменном основании в форме лотоса, опирающаяся на большую фиговую каменную пластину. Богиня владеет десятью руками. Ее 2 нижние руки опираются на колени, другие держат предметы, такие как окунь, стрела, булава, копье и колокол справа, тарелка и лук слева.

Кроме того, другие башни используются для поклонения: богу Шива (один из трех верховных богов индуизма), богу Санхака и богу Ганека (согласно легенде, они являются сынами бога Шивы). Технически все башни построены из кирпича и декорированы каменно-керамическими материалами, их содержание также связано с поклоняющимися здесь богами. Каменные скульптуры, представляющие различные темы, связанные с храмами, создают замечательную художественную архитектуру.

Чамские башни По Нагар – это типичные архитектурные работы скульптуры и архитектуры народа Чам. В частности, методы строительства с 8 по 13 век в настоящее время по-прежнему остаются загадкой, хотя были проведены многочисленные исследования и научные работы. Способы крепления кирпичей 20×20 см для плотного прилегания без каких-либо клеев пока не известны.

Архитектурный ансамбль по-прежнему сохраняет многочисленные бесценные древние надписи народа Чам. В 1979 году Министерством культуры башня По Нагар Чам была названа национальной исторической реликвией. Благодаря уникальной и превосходной архитектуре, храмовый комплекс является местом паломничества верующих к проведению религиозных обрядов и ежегодно привлекает большое количество туристов.

В очень крупные и значимые религиозные праздники на территории Чамских башен проводят показательные национальные танцы народа Чам. Если вы попадете на эти мероприятия, то это будет для вас одно из лучших зрелищ, которое вы увидите в Нячанге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector