Бранденбургские ворота (brandenburger tor)

История строительства

Инициатива возведения Бранденбургских городских ворот принадлежала Фридриху Вильгельму II Прусскому, который хотел облагородить подход к бульвару Унтер-ден-Линден. Проект сооружения разработал Карл Готтгард Лангганс, вдохновившись Пропилеями афинского Акрополя. Иоганн Готфрид Шадоу создал самое известное украшение для сооружения — Квадригу.

Строительство длилось с 1788 по 1791 год. Основной материал — известняк, который впоследствии покрасили ослепительно белой краской. Монументальные ворота имели высоту 26 м, длину 65,5 м и глубину 11 м.

Интересный факт: первоначальное название сооружения — «Ворота мира».

Где находятся Бранденбургские ворота

Некогда они знаменовали выход из города. Но сейчас, когда Берлин превратился в огромный мегаполис, местоположение ворот стали называть центром, кварталом Mitte. Более точный адрес – Парижская площадь. Она находится по одну сторону ворот. В Парижскую площадь упирается улица Unter den Linden (Липовая аллея). По другую сторону ворот простирается Platz des 18. März. С этой площади начинается улица «17 июня», пересекающая квартал Тьергартен. Сейчас это тяжело представить, но с 13 августа 1961 до ноября 1989 года эти ворота были настоящей границей. Они разделяли Западный Берлин от ГДР. Берлинцы ни с той ни с другой стороны не могли подойти к этому памятнику. Поэтому Бранденбургские ворота в сознании немцев долгое время считались символом разделения нации. Берлинская стена была разрушена в ноябре 1989 года. И теперь это сооружение символизирует объединение всей Германии.

Росгартенские ворота

Росгартенские ворота расположены на перекрестке улиц Александра Невского и Черняховского, недалеко от площади маршала Василевского. Постройка датирована 50-ми годами XIX столетия. Ворота имеют широкий центральный проезд в форме арки и шесть казематов — по три с каждой стороны. С двух сторон центральной арки возвышаются башни.

Скорее всего, Росгартенские ворота никогда не предназначались для движения пешеходов, а в казематированные помещения отводились для охраны ворот. Во второй половине прошлого века строение было отреставрировано, но свою первоначальную функцию оно утратило, проезда через него нет.

Сегодня

Здесь находится популярный среди туристов и местных жителей ресторан «Солнечный камень», а бывшие казематы превращены в кухню и различные подсобные помещения для персонала.

Художественная ценность

Возведение арки положило начало новой эпохи, отражающей изменение архитектурного облика города, в котором до XVIII столетия господствовало барокко. Ворота стали первым строением в стиле немецкого классицизма. В качестве модели для него были взяты образцы архитектуры греческой и римской античности.

Имитация древности видна в оформлении центральной части композиции, характеризующейся шестью 15-метровыми дорическими рельефными колоннами. Диаметр их основания составляет 1,75 м. Конструктивно колонны отличаются от классических афинских прототипов тем, что внутри укреплены массивной несущей кладкой.

В нишах проемов расположены статуи воинствующего Марса и сидящей на троне Минервы с копьем. Перекрытия, аттик и внутренние стены украшают аллегорические гравюры, иллюстрированные изображениями мифических сцен подвигов Геракла и войн фессалийского племени лапифов с кентаврами. По замыслу автора, Иоганна Шадова, героические темы должны вызывать ассоциацию со временем правления монарха Фридриха Вильгельма II, превратившего Пруссию в могущественное государство.

Значение Бранденбургских ворот в истории Германии

На протяжении всей истории своего существования ворота остаются символом мира. Когда-то триумфальная арка служила символом наступившего в Пруссии покоя, позднее – символом победы над французской армией. Сейчас ворота – символ воссоединения немецкого народа. На площади возле знаменитого памятника гуляет огромное количество туристов.

К сожалению, после последней реставрации, которая стоила 4 миллиона евро, сооружение вновь стало разрушаться, поскольку недалеко от них строится линия метрополитена. Вероятно, их придется снова реставрировать. Проезд через арку закрыт. Но и сейчас к Бранденбургским воротам, особенно в утренние часы, приходит множество туристов, которые хотят увидеть символ мира, победы и дружбы немецкого народа.

Как посетить Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота – любимая туристами достопримечательность, которая выстояла в круговороте истории. Посмотреть на них можно из центральных районов столицы, Митте и Тиргартен. Ворота находятся между городским парком и улицей Унтер ден Линден.

Красивее всего Бранденбургские ворота выглядят после заката. Благодаря современной иллюминации они сияют новыми красками. Кажется, что колонны и квадрига как будто двигаются в сумерках.

Парижская площадь чрезвычайно популярна у уличных артистов, молодежи и путешественников, поэтому там людно. Меньше всего туристов ранним утром.

Как добраться до Бранденбургских ворот

Бранденбургские ворота находятся в самом центре города, поэтому добраться туда несложно. Адрес сооружения — Pariser Platz, 10117.

Кроме метро, до площади ходят поезда скоростной железной дороги S-Bahn. Путешествующим на личном транспорте, следует учитывать, что парковка возле Бранденбургских ворот запрещена.

История

По задумке архитектора Карла Готтхарда фон Лангганса Бранденбургские ворота должны были стать символом мира, однако история говорит об обратном — их видели все кровавые европейские завоеватели.

Рисунок первого варианта Бранденбургских ворот, существовавших с 1734 по 1788 года (Даниэль Ходовецкий, 1764)

Важно:у ворот и квадриги — разные авторы. Архитектором арки стал Готтхард фон Лангганс, а создателем фигуры богини победы — Иоганн Готфрид Шадоу

Ворота были построены по приказу императора Фридриха Вильгельма II в конце 18-го века. На это ушло около трех лет непрерывных работ. Первоначальное название этого сооружения — «Врата мира», о чем говорит венец архитектурной композиции — фигура богини мира Ирены, изображенной на античной колеснице.

Достопримечательность на гравюре 1795 года Йоганна Рихтера

Наполеон Бонапарт, завоевавший Берлин в 1806 году, был так впечатлен композицией, что не поленился увезти ее на родину, в Париж. Спустя восемь лет ее отвоевали и вернули на прежнее место, но с некоторым изменением: вместо ветви оливы в руках Ирены появился крест, а сама статуя была переименована в Викторию — богиню победы.

На картине 1813 года изображены Бранденбургские ворота без квадриги — её увез в Париж Наполеон

Позже достопримечательность стала олицетворением абсолютной власти партии нацистов. Во времена Второй мировой войны ворота были существенно повреждены, их отреставрировали только спустя пять лет после окончания военных действий. Основной проблемой стало полное разрушение статуи Ирены-Виктории, но спасли ситуацию сохранившиеся оригинальные слепки, позволившие возродить композицию в ее первозданном виде.

Восстановление памятника

Бомбы Второй мировой войны нанесли архитектурному шедевру значительный урон. Больше всего пострадала квадрига. Ее остатки были отправлены на склад западноберлинской фирмы Noack. В 1950 году правительства Восточной и Западной Германии — хотя и не без трений — договорились о совместной реставрации, которая завершилась только через шесть лет.

В 1958 году арку вновь украсила колесница, отлитая по оригинальным слепкам

Обновленная квадрига лишилась важной детали — железного креста с изображением возведенного на престол прусского орла. Инициаторами удаления этих регалий стали представители власти восточной части Германии

В их глазах крест символизировал нацистский режим.

Свой трофей победоносная Виктория вернула только после объединения страны, состоявшегося в 1989 году. Однако радость воссоединившихся немцев была так велика, что в новогоднюю ночь 1989/90 года поспособствовала падению многострадальной квадриги. А еще через год исторические ворота были вновь закрыты на восстановление. Осуществлял его частный фонд защиты монументов и памятников, затратив 4,3 млн евро.

Основное внимание реставраторы сосредоточили на усилении жестких конструкций. Кроме того, с помощью новой лазерной установки были устранены затемнения, образовавшиеся на западной стороне сооружения

В День единства, 3 октября 2002 года, состоялось торжественное открытие памятника. В настоящее время достопримечательность вновь находится под угрозой. Строительство новой ветки метро, проходящей под сооружением, послужило причиной трещины на одной из колонн.

Veranstaltungen am Brandenburger Tor: Silvester und Fanmeile

Bitte beachten Sie, dass es aufgrund der COVID Pandemie Veränderungen geben kann.

Natürlich können Sie das Brandenburger Tor an jedem beliebigen Tag im Jahr besuchen. Oder Sie machen daraus ein Erlebnis, das in Erinnerung bleibt: Feiern Sie mit Berlinern und Besuchern eine große Silvesterparty, bei der mit Konzerten und einem gigantischen Feuerwerk das neue Jahr begrüßt wird.

Oder jubeln Sie mit hunderttausenden Fans zu den Toren der Fußball-Nationalmannschaft, wenn zur WM oder EM alle zwei Jahre die Fanmeile stattfindet.

Mit so vielen begeisterten Besuchern ist das Brandenburger Tor heute nicht nur Symbol für die Deutsche Einheit, sondern auch für das Lebensgefühl dieser Stadt.

  • Auf Facebook teilen
    Auf Facebook teilen

  • Auf Twitter teilen
    Auf Twitter teilen

  • Als E-Mail teilen
    Als E-Mail teilen

  • Seite drucken
    Seite drucken

Где находятся Бранденбургские ворота и как до них добраться

Известная достопримечательность расположена в центре города недалеко от набережной реки Шпрее.

Доехать до нее, используя общественный транспорт, не составит никакого труда:

  • На городской электричке (S-Bahn): линии S1, 2, 25 и 26 до станции Brandenburger Tor.
  • На автобусе: маршруты 100 и TXL до остановки Brandenburger Tor.
  • На метро: линия U55 до станции Brandenburger Tor; U2 — до Potsdamer Platz. И хотя эта дорога является самой длинной (15—20 минут пешком), мы рекомендуем выбрать именно ее. По пути к Бранденбургским воротам вы сможете осмотреть такие интересные места, как Потсдамская площадь и Мемориал жертвам Холокоста.

Точный адрес: Pariser Platz, 10117 Berlin. Координаты для навигатора: 52°30’57.0″N 13°22’40.8″E.

В Берлине мы рекомендуем следующие отели:

История строительства

В XVIII веке в Берлине еще сохранились части защитной конструкции — таможенной стены. Она окольцовывала город и насчитывала 14 проходов. До наших дней дошли только Бранденбургские ворота (первоначальное название — Ворота мира), построенные в период с 1788 по 1791 год во время правления кайзера Вильгельма Фридриха II. По его указу архитектор Карл Готтард Лангганс возвел сооружение — арку, скопированную с парадного мемориального входа афинского Акрополя. Дорога через нее вела в Бранденбург — город, давший название западному въезду в столицу.

В 1793 году на вершину сооружения поместили квадригу, спроектированную немецким художником и скульптором Иоганном Готфридом Шадовым. У колесницы, управляемой богиней мира Эйреной, своя история: в 1806 году Наполеон, завоевав Берлин и получив ключи от города, в знак своего триумфа демонтировал квадригу и в качестве трофея привез ее во Францию.

Через 8 лет, после поражения армии великого Корсиканца, колесница торжественно вернулась на свое законное место, а богиня, именуемая теперь Викторией, получила железный крест, увенчанный лавровым венком и знаком прусской власти — орлом.

Между 1814 и 1919 годами проезд через центральную арку был разрешен только королевской династии, послам других государств и представителям семьи генерала Карла Пфуля. В 1933 году у величественного сооружения сторонники Гитлера приветствовали факелами своего вождя, ознаменовав тем самым начало темного периода истории страны.

Раскол Германии

В 1945 году над триумфальной аркой развевалось знамя победы СССР, а в 1957 году был поднят флаг ГДР. Спустя 4 года в результате переговоров стран Варшавского договора началось строительство Берлинской стены — укрепленного земляными рвами оборонительного сооружения длиной 44,75 км, которое разделило город на две части.

В это трагическое время Бранденбургские ворота располагались на запретной территории. Доступ на нее был разрешен только восточногерманским пограничникам. Каменное строение олицетворяло собой раскол некогда единой страны на два государства и разъединение семей, члены которых оказались по разные стороны границы. Ее пересечение грозило немедленной смертью. Падение стены в декабре 1989 года вновь открыло доступ к историческому памятнику, ставшему символом мира и свободной Германии.

Бранденбургские ворота

Через Бранденбургские ворота Калининграда, в отличие от остальных ворот, до сих пор организовано движение автомобильного транспорта, также здесь проложена трамвайная линия. Через боковые части ворот раньше могли ходить пешеходы, но сегодня они замурованы кладкой.

У этой массивной и величественной старинной постройки из красного кирпича есть два проезда. Изначально здесь находились помещения для караульных, оружейные склады и различные подсобные помещения. Однако в ходе реставрации 1843 года здание было практически полностью изменено — появились фронтоны с острыми вершинами и крестообразными цветами из песчаника, были установлены скульптуры прусских военачальников.

Некоторые туристы, находясь под впечатлением от красоты этого исторического строения, сравнивают его с фольклорным «пряничным домиком».

Сегодня

Бранденбургские ворота полностью восстановлены и имеют статус государственного памятника истории и архитектуры. Здесь находится бесплатный музей марципана от компании «Поматти» — производителя марципанов и шоколада. Рядом с музеем находятся магазин «Поматти» и кафе.

Аусфальские ворота

Аусфальские ворота изначально не предназначались для движения транспорта, поэтому их внешнее оформление гораздо скромнее остальных ворот Калининграда. Их называют самые незаметными воротами Калининграда.

Ворота имеют всего один проезд и выполнены целиком в готическом стиле из кирпича. Фасад со стороны города был уничтожен, а рисунки и фотоснимки, если они и были, вряд ли сохранились, поэтому о том, как он выглядел, сейчас уже ничего не известно. Над проездом находится боевая платформа и парапет с зубцами.

В начале XX века Аусфальские ворота перешли в собственность муниципалитета, и проезд был замурован. Строение активно эксплуатировалось в 1939-1945 гг. — тогда здесь располагался пункт управления частями. После войны здесь находился склад, а в годы СССР — бомбоубежище. Еще через некоторое время здесь были очистные сооружения. В начале 90-х в этом месте была построена небольшая часовня, действующая и по сей день.

Сегодня

На территории Аусфальских ворот расположена Георгиевская часовня. Рядом находятся пруд и Парк Победы.

History – the Brandenburg Gate

Constructed between 1788 and 1791, the Brandenburg Gate was Berlin’s first Greek revival building. Designed by Carl Gotthard Langhans, architect to the Prussian court, it was inspired by the monumental gateway at the entrance to the Acropolis in Athens. The Brandenburg Gate is 26 metres high, 65.5 metres long and 11 metres deep, and supported by two rows of six Doric columns.

In 1793, the gate was crowned by the Quadriga statue, designed by Johann Gottfried Schadow. This statue also has its own story to tell. In 1806, when Napoleon’s army took Berlin, the French Emperor had the Quadriga transported to Paris as war booty and a sign of his victory. In 1814, after Napoleon’s forced abdication, the Quadriga was returned to Berlin where it once again adorned the Brandenburg Gate,  facing towards the east and the city centre.

In 1946, with the post-war division of Germany and Berlin, the Brandenburg Gate was in the Soviet sector. When the Berlin Wall went up in 1961, the Gate stood in an exclusion zone in an arc of the Wall, inaccessible for locals and visitors alike. When the Wall fell, 100,000 people gathered here for the Brandenburg Gate’s official opening on 22 December 1989 – and soon afterwards, crowds thronged the area to celebrate their first joint New Year’s Eve in this once-divided city. Today, more than almost any other of the city’s landmark sights, the Brandenburg Gate symbolises a reunited Berlin.

Краткое описание

Не так давно один из главных символов Берлина и всей Германии Бранденбургские ворота, отметили знаменательную дату – 225 лет (2016г) со дня их торжественного открытия. Стоит отметить, что этот архитектурный шедевр является не просто украшением Берлина, но и служит символом объединения страны.

Вид ворот с Парижской площади

Бранденбургские ворота единственные, которым удалось уцелеть в тяжелые для Берлина времена. Чтобы посмотреть на них следует отправиться к границе районов Тиргартен и Митте, на улицу Унтер ден Линден. Возле ворот практически всегда многолюдно: они вызывают интерес у туристов не только в дневное время, но и когда сумерки опускаются на столицу Германии. Уникальная в своем роде ультрасовременная подсветка делает колоны и возвышающуюся над ними квадригу, поистине фантастическим зрелищем.

Возле Бранденбургских ворот в Берлине довольно часто устраиваются различные мероприятия, которые посвящаются памяти погибшим в войнах солдат. Кроме этого, на прилегающей к воротам территории, организовываются концерты популярных групп и солистов. Одним из таких концертов, вошедших в историю Берлина и Бранденбургских ворот, можно смело считать выступление группы «Scorpions», которой аккомпанировал большой симфонический оркестр под управлением, хорошо известного в мире дирижера и гениального виолончелиста, Мстислава Ростроповича. Концерт у Бранденбургских ворот, собравший огромное количество зрителей, пришедших увидеть и услышать прекрасную музыку, состоялся в ноябре 1999-го года. Однако до этой даты у Бранденбургских ворот в Берлине была непростая и, можно даже сказать тяжелая, история.

Ворота в ночной подсветке

Какие они огромные

Длина – 65,5 м, а ширина – 11 м. Только лишь квадрига богини 6 метров в высоту!Позже, в 1806 году Наполеон прошел через Берлин. Его так впечатлили величие и красота Ворот, что он решил переименовать их. Скульптуру богини Наполеон хотел забрать с собой в Париж.

После разгрома французской армии 1814 года квадригу и скульптуру нашли. Они вернулись домой. Правда, теперь Ирена стала Викторией — богиней победы. К сожалению, оригинальная скульптура уничтожена во время Второй Мировой. Сейчас ворота венчает уже современная фигура Виктории.

Кстати, а что интересного можно посмотреть за пределами города? Предлагаю вам прокатиться до озера, и подняться на самую высокую гору Германии!

Ландшафт

Наибольший интерес для гостей, приехавших в бранденбургскую землю, представляет ее природа, большую часть которой удалось сохранить в первозданном виде. На ее территории расположено одиннадцать заповедников и три резервата (охраняемая природная зона), здесь же находится один из национальных парков.

Бранденбург находится в равнинной местности, третья часть которой, занята очень ухоженными сосновыми лесами с частыми березовыми посадками и чистейшим воздухом. Здесь можно увидеть диких животных, а также огромное количество грибов, ведь немцы их не собирают.

Еще одной ценностью земли является огромное количество кристально чистых рек, великолепные озера и водоемы. Местные жители и гости Бранденбурга ежедневно совершают множество увлекательных экскурсий на самых различных видах водного транспорта (яхты, теплоходы, байдарки и водные велосипеды). Особой популярностью у туристов пользуется Шпреевальд, который является заповедной зоной вблизи Берлина. В это живописное место ежегодно приезжает более двух миллионов гостей.

Шпреевальд

Ворота Калининграда


Бранденбургские ворота Калининграда

Фридрихсбургские ворота не являются городскими воротами, они являлись частью крепости Фридрихсбург, которая была снесена в начале XX века. По архитектуре они схожи с городскими воротами Кенигсберга и так же построены в неоготическом стиле из обожженного фигурного кирпича.

В ходе строительных работ была учтена не только защитная функция, но и эстетика этих построек — все они выполнены из красного кирпича в неоготическом стиле и очень похожи на средневековые рыцарские замки. Их исторический облик был сохранен и в ходе реставрационных работ.

Каждое из восьми строений по-своему уникально и имеет свою историю, в некоторых из них расположены музеи Калининграда. Посетив величественные ворота Кенигсберга, можно посидеть в уютных кафе, побывать на музейных выставках и по-настоящему проникнуться духом истории этого прекрасного древнего города.

Достопримечательности рядом с Бранденбургскими воротами

Бранденбургские ворота стоят в центре немецкой столицы и являются монументальным входом на знаменитый бульвар Унтер-ден-Линден. Это украшенный липовой аллеей и очень популярный в Берлине променад, который в годы холодной войны относился к Восточной Германии.

С противоположной стороны от ворот, за площадью 18 Марта расположен Тиргартен – самый большой парк немецкой столицы. Неподалеку от Бранденбургских ворот сохранился фрагмент Берлинской стены, разделявшей две части немецкого государства с 1961 по 1989 год.

Красивая Парижская площадь – это «парадная» часть Берлина. Здесь расположено несколько посольств иностранных государств, фешенебельные городские виллы, банковские здания и роскошный отель «Адлон». Если есть желание отдохнуть, то стоит заглянуть в кафе Старбакс, которое стоит прямо на Парижской площади, или пообедать в неподалеку расположенном кафе «LebensArt», где прекрасно готовят блюда немецкой кухни.

Бульвар Унтер-ден-Линден Парк Тиргартен Берлинская стена недалеко от Бранденбургских ворот Отель «Адлон»

Закхаймские ворота

Закхаймские ворота имеют один проезд в форме свода с круглыми готическими башнями по краям. Пожалуй, благодаря этим башням строение и выглядит очень величественным и массивным.

Как и другие ворота Калининграда, это сооружение изначально выполняло функции защиты города, но в начале XX века оно было передано муниципалитету, который не придавал большого исторического значения этому объекту. В результате часть казематов была снесена, а к самим воротам были пристроены жилые дома для горожан.

Начиная с послевоенного времени и вплоть до начала XXI века здесь был расположен склад. Лишь в 2006 году стартовала его реставрация. Закхаймским воротам присвоен статус историко-архитектурного памятника федерального уровня.

Сегодня

Здесь расположена арт-платформа «Ворота», которая занимается проведением художественных выставок, конференций, концертов, выставок и многим другим.

На велосипеде

Так как в Берлине очень развита культура велосипедов, теперь можно также брать с собой верного железного коня. Если вы будете использовать велосипед – за дорогу можно будет не платить вовсе. Ибо вся инфраструктура позволяет существовать в рамках города, но при этом ездя так, как нравится именно вам. 

На велосипеде количество мест увеличивается и становится равно пяти. К музею Бранденбургских ворот, музею оружия и музею меда добавляется также музей артиллерии и музей коней. 

До музея артиллерии нужно ездить совершенно под другим правилом. Стартуя от ворот нужно ехать только налево, постоянно держа в поле зрения Бранденбургские ворота. Как только ориентир пропадает, сразу же ищите способов вернуться на проторенную тропу. Иначе, велик шанс попросту остаться в чужом городе, потерянным среди огромных массивов жилых домов. 

Нужное вам место даже специально отражается на карте. Если с собой вы возьмете карту Берлина, там будут специально отмеченные маршруты, причем как для пешего человека, так и для туриста на велосипеде. Не переживайте, если с собой в поездку вы железного коня не взяли. В городе есть огромное количество служб, которые позволяют вам за очень мизерную цену арендовать велосипед и путешествовать на нем по всему городу. 

Есть также специальные карты, которые показывают маршрут специально от Бранденбургских ворот. Каждый маршрут использует памятник как начало пути, а после завершает весь путь у него же.

Второй музей находится намного дальше остальных точек. Добраться до него настоящий квест, но благодаря описанным способам поиска информации, всегда можно избегать простых проблем поиска. Вернувшись назад к памятнику, вы завершаете день. Если брали велосипед напрокат – прямо напротив ворот есть специальная стоянка, позволяющая завершить использование велосипеда, и расплатиться за предоставленную ранее услугу. 

Кёнигсберг – на пути от Пруссии до Германской империи

После смерти Альбрехта герцогство Пруссия оказывается под прицелом наместнических устремлений Бранденбургских курфюрстов, чему способствует заключение династического брака между Иоанном Сигизмундом и Анной Прусской, дочерью и единственной наследницей Альбрехта. Правда, для официального объединения Бранденбурга и Пруссии необходимо было согласие Польши, в отношениях с которой прусское герцогство всё ещё сохраняло вассальную зависимость. При этом собственных сил, чтобы склонить Польшу к согласию, у Бранденбурга было не достаточно. Однако в 1657 году верховному бранденбургско-прусскому правителю Фридриху Вильгельму I представился счастливый случай – во время шведско-польской войны он удачно поддержал шведского короля Карла X в трёхдневной битве под Варшавой, что сделало Польшу более сговорчивой. – Так и возникло объединённое государство Бранденбург-Пруссия. А в 1701 году оно трансформировалось в королевство Пруссия. В связи с чем 18 января 1701 года в Кёнигсберге прошла коронация первого короля Пруссии Фридриха I. Правда, фактической столицей объединённого государства был определён Берлин, где и находилась резиденция прусских королей, а Кёнигсбергу отводилась лишь почётная миссия места коронации. В целом объединение Бранденбурга с Пруссией скорее имело характер поглощения. Кстати, территории прусского герцогства после вхождения в объединённое королевство, получили название Восточной Пруссии. А Кёнигсбергу с этого момента предстояло привыкать к провинциальному статусу окраины.

Бушевавшие в Европе войны в XVIII-XIX веках не сильно потревожили покой Кёнигсберга. Среди всех событий тех времён связанных с ним мне видится интересным только один эпизод. – В ходе Семилетний войны в январе 1758 года русская армия без боя заняла Кёнигсберг. После чего горожане с большой охотой присягнули на верность российской императрице Елизавете I. Лояльности жителей Восточной Пруссии способствовали отмена поборов, которые взимались в пользу прусского короля, и отмена обязательной воинской повинности, установленной также по воли прусского короля Фридриха Вильгельма I. Восточная Пруссия пробыла в составе Российской империи вплоть до 1762 года, пока взошедший на престол после смерти Елизаветы Петровны Петр III не вернул все завоевания русской армии в рамках заключённого перемирия.

Бранденбург же в свою очередь не остановился на объединении с прусским герцогством. – 18 января 1871 года в качестве финального аккорда франко-прусской войны в Версале растерянная мировая общественность была поставлена перед фактом появления новой грозной силы в лице Германской империи, объединившей под единой властью Прусского короля все немецкие государства. Причастность Восточной Пруссии к новой мощной империи, переживавшей экономический подъём, положительным образом отразилась и на Кёнигсберге, который, как и вся Германия устремился по пути промышленного развития. Конец XIX и начало XX веков можно считать точкой максимального расцвета Кёнигсберга. А вот небольшой дайджест наиболее значимых инфраструктурных свершений той поры в Кёнигсберге:

  • В 1874 году введена в эксплуатацию первая городская водопроводная сеть
  • В 1875 год построено здание биржи
  • В 1875 году был создан Союз по озеленению, стараньями которого Кёнигсберг в последующие два десятка лет был превращён в город-сад с множеством ухоженных парков и тенистых улиц
  • В 1880 году начались работы по прокладке городской канализации
  • В 1895 году открылась первая трамвайная линия
  • В 1896 году открылся кёнигсбергский зоопарк
  • В 1912 году построен театр королевы Луизы

Однако в качестве наиболее знакового строительства конца XIX века нужно выделить появление на подступах к городу мощной круговой системы обороны, включавшей многочисленные форты, бастионы, валы и стены, превратившие Кёнигсберг в неприступную крепость. Так Германская империя готовилась к новым завоеваниям.

Значение Бранденбургских ворот для современной Германии

Бранденбургские ворота являются не просто красивой архитектурной достопримечательностью, памятником старины или визитной карточкой Берлина, наподобие Эйфелевой башни в Париже или Биг-Бена в Лондоне. В новейшей истории Германии они сыграли огромную роль. Именно с них началось крушение Берлинской стены. Поэтому для всех немцев эти ворота имеют символическое значение. Их используют во время многих значимых мероприятий. Например, в Чемпионате мира по легкой атлетике от Бранденбургских ворот стартовали марафонцы. Может, это и не самая старая достопримечательность Берлина. Ведь воротам всего двести двадцать четыре года. Но они – самая узнаваемая достопримечательность всей Германии.

Королевские


Королевские ворота (нем. Königstor) расположены на пересечении улицы Фрунзе и Литовского вала. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота.

В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кенигсберга в состав России на этом месте были построены заново русскими инженерами.

Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Königstrasse).


В конце первой половины 19 века в Кенигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор.

Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма 4, а завершилось строительство в 1850 году.

Кенигсберга построены в псевдоготическом стиле и внешне напоминают маленький замок. Автор проекта ворот генерал Эрнст Людвиг фон Астер, за художественное оформление фасадов отвечал архитектор Фридрих Август Штюлер, барельефы создал скульптор Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Королевские ворота состоят из одного проезда шириной в 4,5 метра, по бокам от которого расположены казематы. Со стороны города казематы имели окна и двери, а с внешней стороны амбразуры.

Края крыши обрамлены зубцами. По углам здания расположены четыре восьмигранные башенки (на старых рисунках башенки круглые), и еще четыре восьмигранные башенки расположены на высокой центральной части Королевских ворот.

Фасад со стороны города украшают барельефы короля Чехии Оттокара 2 (слева), короля Пруссии Фридриха 1 (посередине) и герцога Пруссии Альбрехта 1 (справа). Под фигурами размещены их родовые гербы. Выше ниш изображены гербы прусских земель — Замланда и Натангии.

В конце 19 века валовые укрепления утратили свои оборонные функции, а в начале 20 века Королевские ворота были проданы военным министерством городскому управлению.


Позднее, в 20 веке, валы, примыкавшие к вратам по бокам, были срыты, поскольку они мешали возросшему автомобильному движению. Таким образом, они стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняют функцию своеобразной триумфальной арки.

В ходе Великой Отечественной войны, во время бомбардировок города, врата получили незначительные повреждения.

После войны Королевские ворота использовали в качестве книжного магазина № 6, который закрылся в девяностых годах прошлого века. После использовались под складское помещение.

В 2004 году начались реставрационные работы, в ходе которых здание Королевских ворот полностью отреставрировали, а барельефам Фридриха 1, герцога Альбрехта 1 и Оттокара 2 были возращены их потерянные головы.

В 2005 году Королевские врата стали символом празднования 750-летия Калининграда.

10 ноября 2005 года в стену Королевских ворот было вмуровано послание к потомкам — стеклянный футляр с книгой «Город моей мечты». Одна из записей в книге была сделана президентом России Владимиром Путиным 2 июля.

С 2005 года Королевские ворота являются филиалом Музея Мирового океана. Здесь разместилась экспозиция, посвященная посещению Кенигсберга Петром 1.

Со стороны города главный фасад
барельефы С внешней стороны
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector