§ 26. волго-вятский район

Агропромышленный комплекс

Производство картофеля в регионе отличается низкой себестоимостью, невысокими затратами труда, что по­зволяет расширить площади возделывания данной культуры.

Из технических культур главной является лен-долгунец. Вме­сте с тем в последние десятилетия отмечаются сокращения по­севных площадей под этой культурой, что вызвано низкой уро­жайностью и высокими затратами труда. Для производства льна необходимы специализированная техника, применение интен­сивных технологий.

Важное значение в регионе имеет животноводство, которое широко представлено во всех административно-территориальных единицах района. Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона рас­полагает сетью перерабатывающих предприятий

Существенное расширение сырьевой базы перерабатывающих предприятий бы­ло связано как с ростом производства сырья, так и с увеличени­ем доли закупок в общем объеме производства. Однако предпри­ятия перерабатывающих отраслей АПК региона имеют высокуюстепень изношенности основных промышленно-производственных фондов, слабую техническую оснащенность. Подавляющая часть предприятий построена до 1975 года, а свыше трети из них — в довоенный период

Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона рас­полагает сетью перерабатывающих предприятий. Существенное расширение сырьевой базы перерабатывающих предприятий бы­ло связано как с ростом производства сырья, так и с увеличени­ем доли закупок в общем объеме производства. Однако предпри­ятия перерабатывающих отраслей АПК региона имеют высокуюстепень изношенности основных промышленно-производственных фондов, слабую техническую оснащенность. Подавляющая часть предприятий построена до 1975 года, а свыше трети из них — в довоенный период.

Развитие перерабатывающих отраслей АПК требует крупных инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение.

Характерные процессы замедления развития экономики страны за последние 20 лет отразились и на хозяйственной дея­тельности региона. Экономический кризис 1990-х годов опреде­лил существенный спад производства во всех отраслях и сферах Волго-Вятского региона.

Население и трудовые ресурсы Волго-Вятского района

По последним данным, на население региона составляет восемь с половиной миллионов человек, то есть шесть процентов всех жителей страны. Как показывает тест, численность граждан динамично меняется за счет миграции, естественного прироста, демографических изменений, экономических предпосылок. В последние годы происходит стремительная урбанизация района. Люди массово покидают села и деревни, перебираясь в крупные города.

В 2020 году отмечалось разительное сокращение количества жителей района. Размещение населения – неравномерное. Есть несколько районов с максимальной плотностью населения, но основные территории пустуют. Это объясняется переездом большинства людей в мегаполисы. Например, около семидесяти процентов людей проживают в двух областях. Это Кировская и Нижегородская области. 

Национальный состав населения состоит преимущественно из коренных русских. Также на территориях проживает некоторый процент татар, марийцев, мордован, чувашей. Последствия экономического кризиса сильно отразились на регионе. Возросла безработица, молодежь покинула малые поселки, сельскохозяйственный сектор ослабел.

Хозяйство

Отдельные территории
Волго-Вятского района неравноценны по
экономическому развитию. Специализацию
определяют следующие факторы: удобное
ЭГП; исторически сложившаяся индустриальная
база Нижнего Новгорода (Сормовский
завод — один из крупнейших в дореволюционной
России); значительные трудовые ресурсы;
большие запасы водных, лесных ресурсов,
но явный недостаток сырьевых и
энергетических.

По размерам
производства и разнообразию выпускаемой
продукции район значительно уступает
соседнему Центральному.

Район специализируется
на машиностроении, химической и лесной
промышленности. Ориентируется на
привозное сырье и топливо с Урала,
Поволжья, Западной Сибири.

Машиностроение
представлено автомобиле- и судостроением,
производством двигателей, изделий
радиотехники, приборов, инструментов,
оборудования для химической и
деревообрабатывающей промышленности.
В этой отрасли занято 50% экономически
активного населения района.

Автомобильный
завод в Нижнем Новгороде связан с
заводами-смежниками и имеет филиалы:
автобусный завод (Павлово на Оке), завод
автосамосвалов (Саранск). Скоростные
суда на подводных крыльях «река-море»,
речные ледоколы производил ранее завод
«Красное Сормово» в Нижнем Новгороде.
Машиностроительные заводы созданы в
Кирове и Чебоксарах (тяжелые промышленные
тракторы, тягачи, гусеничные тракторы,
бульдозеры, вездеходы). Заводы Саранска
выпускают электролампы, ртутные, дуговые,
кварцевые лампы и др.

В составе
машиностроительного цикла работают
местные передельные заводы (большая
часть металла поступает с Урала).

Химическая
промышленность — вторая отрасль
специализации района (центр — г.Дзержинск),
где вырабатываются синтетические смолы,
пластмассы, азотные удобрения, серная
кислота и др.

В Кстово —
нефтеперерабатывающий завод (на привозной
нефти — к городу подведен нефтепровод).

Лесная промышленность
базируется на собственных ресурсах.
Производят пиломатериалы, спички,
мебель. Целлюлозно-бумажные заводы
построены на Волге — в Правдинске,
Балахне, Волжске. Сохранился и развивается
старинный кустарный промысел —
хох-ломская роспись (г.Семенов).

Агропромышленный
комплекс.
Сельское
хозяйство — многоотраслевое, но лишь
частично обеспечивает потребности
района. Ведущее место принадлежит
животноводству (естественные луга и
пастбища по долинам рек). Разводят
крупный рогатый скот, овец, свиней.
Земледелие специализируется на
производстве картофеля, на юге —
выращивание зерновых и технических
культур.

Топливно-энергетический
комплекс.
Энергетика
использует торф и гидроресурсы
(Нижегородская и Чебоксарская ГЭС), но
основное значение имеют нефть и газ
Поволжья и Западной Сибири, уголь
Печорского и Кузнецкого бассейнов.

Транспорт.
В пределах
района проходят железные дороги,
связавшие Центр с Уралом, трубопроводы.
Крупная транспортная артерия — Волга.

На территории Российской федерации выделяют одиннадцать экономических районов. Общая характеристика Волго-Вятского экономического района России даёт представление о размерах территории, географическом положении региона, его природно-ресурсном потенциале, населении, трудовых ресурсах и специализации хозяйства.

Природные условия, ресурсы

К факторам, влияющим на экономику определенной местности, в первую очередь относят природные ресурсы.

И в данном случае Волго-Вятскому району есть чем похвастать:

  • во-первых, он имеет водные (как внутренние, так и внешние) объекты и различные лесные массивы;
  • во-вторых, эта область входит в ТОП 10 лидеров по добыче минеральных ресурсов.

Климат

Здесь преимущественно умеренно-континентальный климат. Отсутствуют какие-либо циклоны.

Зимой температура опускается до -15 градусов по Цельсию, а летом максимально может достигать отметки в 20 градусов выше 0.

Стоит отметить: отличительной особенностью Правобережной части является почти полное отсутствие снега в зимний сезон.

Рельеф и почвы

Очертания поверхности различные: в Правобережной части района преобладает горная местность, а в Заволжье – лесостепная равнина.

Кроме того, и это упоминалось выше, территория богата водными ресурсами – многочисленными речками.

Почва плодородная: как правило, подзолистые структуры и торфяники.

Полезные ископаемые

Волго-Вятский район занимает лидирующие места по добыче полезных ископаемых.

Здесь находят:

  • фосфориты (большая часть в Кировской области, но также есть и в Нижегородской области);
  • торф (есть во всех регионах района, но большая их часть – в Кировской области);
  • железо (Нижегородская и Кировская области);
  • редкоземельные металлы (села Кировской области).

Также район богат залежами гипса, глины, песка, строительного камня и цементного порошка.

Хозяйственная деятельность

Основной отраслью хозяйственной деятельности является машиностроение и металлургия. Особое значение для экономики района имеет транспортное машиностроение. Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) — визитная карточка Нижнего Новгорода. Здесь же находится ведущий центр судостроения — завод «Красное Сормово». История предприятия начинается с 1849 года. Это одно из старейших производств России.

Существенную роль для региона играет химическая промышленность, весьма многообразная по своим направлениям. Крупные нефтеперерабатывающие заводы находятся в Нижнем Новгороде и Кстове.

В городе Дзержинске построен крупнейший завод по производству полимерных материалов. В Кирове, Чебоксарах, Саранске развита смежная для автомобилестроения резинотехническая промышленность. Как отдельное направление можно выделить лесохимические предприятия. По производству бумаги Волго-Вятский регион занимает третье место в стране, благодаря развитию наличию лесного сырья. Крупные целлюлозно-бумажные заводы расположены в Балахне, Волжске, Правдинске.

Ещё одна важная отрасль для округа — электротехническая. Крупным предприятием в этой сфере можно назвать завод «Электровыпрямитель» (г. Саранск) и электроаппаратный завод в Чувашии.

Высоки перспективы развития сельскохозяйственной деятельности. Площадь сельхозугодий составляет около 40% от общей площади региона. Здесь выращивают зерновые (пшеница, рожь, ячмень, овёс), технические культуры (лен-долгунец). Развито овощеводство, в особенности благоприятны почвы для выращивания картофеля. Вблизи крупных городов распространено мясомолочное производство.

Проблемы развития

Несмотря на положительную характеристику района, у него существуют некоторые экологические проблемы. Перспективы развития у Волго-Вятского региона есть, но практически нет внешних экономических связей с другими территориями. Это отрицательно сказывается на состоянии сельского хозяйства и промышленности зоны.

Земельные, водные и лесные ресурсы используются нерационально. В некоторых местах их катастрофически не хватает, другие могут похвастаться их изобилием. Гидроэлектростанции в отдельных областях работают настолько мощно, что вызывают наводнения. Мелкие поселения, расположенные вблизи рек, затапливает.

Нижний Новгород и его окрестности известны загрязненным воздухом. Здесь действует слишком много предприятий, ездит большое количество автомобилей. Еще один негативный фактор — это последствия после аварии на Чернобыльской АЭС. Радиация дошла и до этого района, от нее пострадали некоторые поселения.

Несмотря на все проблемы, район остается в тройке лидеров России по экономическому состоянию. Его природные ресурсы позволяют развивать все отрасли промышленности и сельского хозяйства. Крупные города выделяются старинными архитектурными памятниками и другими достопримечательностями.

Территориальная организация хозяйства

Характерной особенностью территориальной организации хозяйства Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона выступает Нижегородская область.

Ее производственный профиль определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ними предприятия других отраслей промышленности.

Однако отмечается снижение удельного веса области в хозяйственном комплексе Волго-Вятского региона.

Это связано с тем, что высокие темпы промышленного развития отмечались в республиках региона. Так, в Чувашской Республике определяющими темпами развивались отрасли квалифицированного машиностроения – электротехника и приборостроение; в Республике Мордовия – светотехника, цементное и резинотехническое производство; в Республике Марий Эл – приборостроение и радиоэлектроника.

Кировская область по объемам промышленного производства занимает второе место в районе.

На долю ее приходится 18 % объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются машиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая промышленность.

В экономике Республики Марий Эл преобладает промышленность. В структуре промышленного производства на долю машиностроения приходится свыше 1/4 объемов промышленного производства республики.

В структуре машиностроения наибольший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие отрасли, такие как радиоэлектроника и приборостроение.

В республике производится 61 % всего отечественного торгово-холодильного оборудования. На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности приходится 13 %.

Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным. В ней наряду с промышленностью высокий уровень развития имеет и агропромышленный комплекс.

Ведущей отраслью промышленности в республике является машиностроение, на долю которого приходится более 50 % объемов производимой продукции промышленности республики. Среди отраслей машиностроения выделяются приборостроение, светотехника, производство полупроводников.

Велика доля пищевой промышленности – почти 1/5 всей промышленной продукции республики.

В Чувашской Республике в структуре производства промышленной продукции на долю машиностроения приходится свыше 1/3 объемов промышленного производства.

Здесь производятся ткацкие станки и электропогрузчики, бульдозеры. Среди машиностроительных предприятий республики выделяется АО «Промтрактор» – единственное в России и Европе предприятие по производству мощных тракторов многопрофильного использования, применяемых в угледобывающей, золотодобывающей промышленности и газовой отрасли.

В структуре промышленного комплекса выделяются также легкая, пищевая и химическая отрасли.

Основное промышленное производство сконцентрировано в республиках в столичных городах.

Малые и средние города Волго-Вятского района развиты слабо.

На территории Волго-Вятского региона в последние годы получили развитие промышленные узлы. Так, Саранско-Рузаевский промышленный узел сформировался в Республике Мордовия на базе развития светотехники, приборостроения и других отраслей машиностроения. Формированию Чебоксарского промышленного узла в Чувашской Республике способствовало строительство Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами.

Волжский промышленный узел в Республике Марий Эл возник на базе развития деревообработки и различных видов машиностроения.

показать содержание

↑ Промышленность Волго-Вятского района

Волго – вятскими машиностроителями рынок России снабжается автомобилями и судами. Кроме этого поставляются станки и приборы, двигатели, электронное и электротехническое оборудование. Металл для предприятий ввозится из соседних регионов.

На химических и нефтехимических комбинатах используется ввозимое сырьё и добываемое на месте. Налажен выпуск каустика, пластмассы, аммиака, резинотехнических изделий и минеральных удобрений, используя местные фосфориты.

Лесоперерабатывающие комбинаты выпускают бумагу, спички, пиломатериалы, лыжный инвентарь, фанеру и мебель. Лесохимические предприятия заняты выпуском скипидара и кормовых добавок.

Нижегородской и Чебоксарской ГЭС район обеспечивается электроэнергией, так же и несколькими маленькими ТЭЦ. Тепло поставляет Нижегородский нефтеперерабатывающий завод.

Для пищевиков сырьё поставляют сельхозпроизводители региона, специализирующиеся на выращивании зерна, овощей и технических культур, производстве мясо – молочной продукции. Связь в регионе и с соседями обеспечивается 4 железнодорожными магистралями, дублирующими их автомагистралями и речным судоходством.

2.3. Транспорт и экономические связи

Волго-Вятский регион рас­полагает всеми видами транспорта — железнодорожным, реч­ным, автомобильным, трубопроводным, воздушным. Наиболь­шее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю ко­торого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и то­пливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значитель­ный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы ре­гиона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная про­дукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных пере­возках преобладают древесина и строительные материалы. Сис­тема широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России.

Географическое положение Волго-Вятского района на Волж­ской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодо­рожным. Нижегородский водно-транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на желез­ную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных гру­зов, цемента, строительных материалов, поступающих из По­волжского, Северо-Кавказского, Центрального и других регио­нов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных хими­ческих грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования.

Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.

Все большее место в грузообороте региона занимает трубо­проводный транспорт. По территории района проходят три неф­тепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Ниж­него Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть.

Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.

Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промыш­ленности определило превышение ввоза продукции над вывозом.

Волго-Вятский регион имеет недостаточно развитую внеш­неэкономическую деятельность. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невы­сокий уровень научно-технического развития производства, не­совершенство форм и методов включения хозяйства региона во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных по­ставок региона приходится на машиностроение, что соответству­ет структуре его промышленного производства. Вместе с тем выпускаемая продукция машиностроительных предприятий рай­она в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отве­чает высоким требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и об­ластей в международном разделении труда, более полно учиты­вающий местные особенности и интересы в увеличении экспор­та и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.

Крупнейшие города и их достопримечательности

Самыми крупными городами являются Саранск, Йошкар-Ола и Нижний Новгород.

Подробней остановимся на их достопримечательностях.

Саранск

В нем сохранилось достояние истории: оборонительные крепости, памятники архитектуры, характеризующие начало существования этого уникального города. Кроме того, здесь находится два музея, собравших в себе множество артефактов.

«Мордовское подворье» в Саранске

Имеется музыкальный театр, открыт дом-музей русскому писателю Александру Полежаеву, работает увлекательный этнографический комплекс «Мордовское подворье». Также здесь находится множество православных церквей.

Йошкар-Ола

Это центр культуры: здесь находятся многочисленные церкви, театры, музеи, дома известных купцов и архитекторов.

Также здесь открыта своя художественная галерея. Для романтиков есть огромный национальный парк.

Нижний Новгород

Город знаменит обилием архитектуры 18 — 19 веков.

Любого туриста заинтересует кремль, церкви различного строения и многочисленные двухэтажные дома купцов.

Природно-ресурсный потенциал

Экономическое развитие того или иного региона напрямую зависит от того, насколько данная территория обеспечена минерально-сырьевыми ресурсами. Нельзя сказать, что Волго-Вятский экономический район очень богат полезными ископаемыми. Он уступает ряду других регионов России. Но стоит отметить, что среди минеральных ресурсов промышленное значение имеют фосфоритовые руды Вятско-Камского месторождения (Кировская область), залежи торфа (Кировская, Нижегородская области и республика Марий Эл) и запасы горючих сланцев. Разработка последних в настоящее время не ведётся.

В Республике Мордовия и Кировской области сосредоточены большие запасы мергельно-меловых пород, доломитов, глины, строительного камня, гипса, стекольного песка, цементного сырья, которые широко используются для производства строительных материалов.

ТОП-3 статьи

которые читают вместе с этой

Среди природных богатств региона нельзя обойти лесные ресурсы. Лес занимает около половины территории района. Большая часть приходится на Кировскую и Нижегородскую области. Леса преимущественно состоят из хвойных пород – сосна, пихта, ель. Присутствуют и мелколиственные: дуб, липа, ива, осина, берёза. Стоит отметить, что несмотря на большое количество лесов Волго-Вятский экономический район в последнее время столкнулся с проблемой истощения лесных ресурсов, особенно хвойных пород. Поэтому вывоз сокращается и на первый план выходит проблема рационального использования лесных богатств и развитие производств по глубокой переработке древесины.

Особенностью Волго-Вятского экономического района является его высокая обеспеченность водными ресурсами. Главный источник – одна из крупнейших рек Европы, Волга и её притоки. Кроме того, территория славится большими запасами подземных вод.

В последнее время в регионе наблюдается возрастание водного дефицита. Оно связано с загрязнением поверхностных и подземных вод промышленными стоками.

Рис. 2 Волго-Вятский экономический район на карте России

Основные проблемы и перспективы развития

Основные экономические и экологические проблемы:

  1. Практически отсутствуют внешнеэкономические связи с другими регионами.
  2. Нерациональное использование водных, лесных и земельных ресурсов.
  3. Наличие станций может способствовать наводнению в некоторых населенных пунктах этого района.
  4. В Нижегородской области особо загрязнена атмосфера.
  5. До сих пор осталось влияние Чернобыльской катастрофы прошлого столетия на земли этого района.

Каковы же перспективы развития этого экономического региона?

Власть на ближайшие годы ставит следующие задачи:

  • изменение финансовой политики;
  • изменение структуры промышленного производства;
  • использование новых, экологически чистых технологий.

Особую роль в выходе из сложившейся ситуации чиновники видят в изменении социальной структуры. Поэтому планируется ввести несколько новых реформ.

Хозяйство Волго — Вятского района

Легкая промышленность региона опирается на местную сырьевую базу. Кожевенное производство сложилось в Нижего­родской области (Богородск), меховое и овчинно-шубное — в Кировской (Слободское). Предприятия по производству пеньки и шпагата размещены в Нижегородской области (Горбатов) и Мордовии (Саранск), льняных тканей — в Нижнем Новгороде. Используя привозной хлопок, развивается хлопчатобумажная промышленность в Чувашии. Далеко за пределами региона из­вестны изделия декоративно-прикладного искусства из дерева — хохломская, Городецкая роспись (Нижегородская область), гли­ны — дымковская игрушка (Киров).

Население и трудовые ресурсы

Численность населения региона составляет 8,4 млн чел., или 5,7 % численности населения РФ. За период экономических реформ численность населения региона сократилась на 36 тыс. чел., что объясняется отрицательными показателями естественного прироста и миграционными потоками в другие регионы страны. Средняя плотность населения 31,7 чел. на 1 км2, что почти в 4 раза превышает среднюю заселенность России. Однако территория заселена неравномерно. Так, плотность населения Чувашской Республики составляет 74,4 чел. на 1 км2, а в Кировской области – 13,5 чел. на 1 км2. Индустриализация региона и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения. 70,1 % населения региона проживют в городах. Наиболее высокий уровень городского населения в Нижегородской (77,9 %) и Кировской (70,4 %) областях. Менее урбанизированы Республики Мордовия, Марий Эл, Чувашская; в них на долю городского населения приходится 58,3; 62,6 и 60,6 % соответственно. Основная часть городского населения проживает в 8 городах региона. Крупнейшую городскую агломерацию страны представляет Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города-спутники, прилегающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и др., а также тяготеющие к нему поселки городского типа.

Тенденция концентрации населения в немногочисленных точках региона при обезлюдении основной территории получила здесь широкое распространение. Воспроизводство населения в регионе в последние годы осуществлялось замедленными темпами. Многие показатели демографической ситуации (половозрастной состав, брачность, рождаемость, смертность, естественный прирост) свидетельствуют об отрицательных тенденциях в развитии демографических процессов. Отток населения из сельской местности, особенно молодежи, крайне осложнил демографическую ситуацию на селе. Показатели естественной убыли на 1,1 % пункта превышают средние по стране и составляют 6,4 % в районе против 5,1 % в стране. Отрицательный прирост населения характерен для всех административно-территориальных единиц, однако показатели выше среднерайонного отмечаются в Нижегородской и Кировской областях.

К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность региона трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион относился к районам, имеющим избыток трудовых ресурсов, и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Однако отнесение Волго-Вятского региона к трудоизбыточным в настоящее время следует пересмотреть. Численность экономически активного населения в районе за 1992–1996 гг. снизилась на 203,1 тыс. чел., или на 4,6 %, и составила 4063,6 тыс. чел., а занятых в экономике уменьшилась на 8,6 %, что связано с дальнейшим сокращением работающих в сфере материального производства.

Уровень безработных возрос за этот же период с 5,3 до 9,3 %. Трудоспособное население составляет 4,0 млн чел., из них в общественном производстве занято 90,7 %, в том числе в материальном производстве занято 69,6 %, в непроизводственной сфере – 30,4 %. В связи с развитием рыночных отношений, банкротством нерентабельных предприятий, сокращением рабочих мест возрастает удельный вес безработных, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства. Поэтому в этих городах необходимо широкое развитие малого бизнеса, непроизводственной сферы, что способствовало бы дополнительному привлечению рабочей силы и смягчению уровня безработицы и социальной напряженности в регионе. Удобное географическое положение, устойчивые транспортные связи, наличие строительных площадок, пригодных для размещения новых промышленных объектов, высококвалифицированных кадров создают благоприятные предпосылки для наращивания экономического потенциала региона.

2.2. Сельскохозяйственный комплекс

Сельское хозяйствоВолго-Вятского района располагает зна­чительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6,4% валовой продукции сельского хозяйства России. Он специализируется на молочно-мясном жи­вотноводстве, картофелезерновом растениеводстве, льноводстве.

В связи с переходом экономики к рыночным отношениям происходят изменения и в сельскохозяйственном производстве. Получают развитие новые формы хозяйствования на селе: арендные отношения, фермерское движение. Созданию фермер­ских хозяйств способствовало принятие законов о земле и зем­лепользовании в Российской Федерации. Наибольшее развитие фермерское хозяйство получило в Нижегородской области. Вклад фермерских хозяйств в производство товарной продукции сельского хозяйства пока невелик и составляет не многим более 1% от валовой продукции сельского хозяйства региона. Однако продуктивность скота и урожайность сельскохозяйственных культур в них значительно превышают производительность в общественном секторе.

Сельскохозяйственные угодья региона занимают 40% общей площади. На долю пашни приходится 75% сельхозугодий, 25% занимают луга и пастбища. Наибольшее развитие сельское хо­зяйство получило в правобережной части региона, где площади пашни в два раза превышают пахотные земли Заволжья. В структуре посевных площадей Волго-Вятского региона доля зер­новых культур составляет почти 55%, что в значительной степе­ни определяет характер всего сельскохозяйственного производ­ства. Наибольший зерновой клин приходится на Кировскую об­ласть — больше половины и Республику Мордовия — около 3/5 всей их посевной площади. Среди продовольственных куль­тур лидируют озимая и яровая пшеница, а также рожь. Фураж­ные культуры представлены ячменем и овсом. В перспективе предполагается усиление специализации региона на производст­ве более продуктивных фуражных зерновых культур, таких, как озимая рожь, ячмень, овес, наиболее приспособленных к клима­тическим условиям региона. Широкое развитие получило кар­тофелеводство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector