Версаль (франция): достопримечательности
Содержание:
Версальский парково-дворцовый комплекс
Администрация дворца делит весь комплекс на ряд основных зон: само Шато, Большой и Малый Трианоны, ферма Марии-Антуанетты, а также сад и парковая часть. Все эти части Версаля доступны для осмотра, а прогуляться в парке, за некоторыми исключениями, можно даже бесплатно.
Шато
Шато на французском это просто «дворец», но одновременно и официальное название главного здания Версаля. Ехать на экскурсию в комплекс и не посетить королевский дворец нет никакого смысла, потому чаще всего он и становится первым объектом, который посещает турист.
Внешний вид центрального здания — шато
Пройдя через центральный вход в Версаль, посетитель попадает во внутренний двор Шато и может пройти как непосредственно во дворец, так и попасть в парк, а королевскую резиденцию осмотреть позже.
Внутри Шато главной достопримечательностью считается Зеркальный зал - центральная галерея, соединяющая два крыла, украшенная очень богатой отделкой и большим количеством зеркал. Кроме него, демонстрируются королевские покои, частные комнаты дочерей короля, спальня королевы.
Также в Шато расположен музей истории Версальского дворца, несколько картинных галерей, самая известная из которых – Зал Битв, в ней полотна рассказывают про основные сражения в истории Франции. Иногда можно осмотреть интерьер Королевской Оперы, это зависит от графика подготовки к концертам.
Большой Трианон
На территории Версальского комплекса находится два отдельных дворца, которые называются Трианонами. Большой Трианон уступает размерам Шато, но далеко не каждый европейский монарх обладал основным дворцом похожего размера, так как само здание Трианона насчитывает почти три десятка комнат, обладает отдельным внутренним двором и садом с водоемами.
Большой Трианон
Большой Трианон использовался как место проживания короля и его родственников вне строгого дворцового этикета, в некотором уединении. Также тут традиционно селили всех правителей, приезжавших с визитами во Францию, среди гостей Большого Трианона были: Петр I, Елизавета II, Горбачев, Ельцин и т.д. И в нем проживали все французские правители после революции, так как Шато выполняло другие функции и использовать его в качестве основной резиденции не захотел даже Наполеон.
Внутри Большого Трианона посетителей ждет несколько комнат, полностью сохранивших интерьеры прошлых веков, спальня императрицы, несколько картинных галерей. Также довольно интересно выглядят бильярдный зал и Зеркальный салон.
Малый Трианон
А вот Малый Трианон это действительно небольшой двухэтажный особняк, который все время занимали женщины. Изначально это были фаворитки Людовика XV – мадам Помпадур и, после нее,
Дюбарри, а потом это здание получила юная Мария-Антуанетта. Особняк отличается некоторой скромностью даже в интерьерах, хотя внутренние салоны и спальня королевы, куда сейчас пускают посетителей, декорированы достаточно богато.
Здание Малого Трианона
Малый Трианон выполняет функции музея Марии-Антуанетты, значительная часть предметов быта и интерьеры оригинальные, другие были восстановлены реставраторами. Также туристам показывают технические помещения, где работала прислуга – при строительстве пытались максимально изолировать обслуживающий персонал, предполагалось, что даже сервированный стол будет подниматься в столовую специальным механизмом, но эту идею так и не реализовали. Также в Малом Трианоне находится небольшой личный театр королевы, там ставили ее постановки, в которых Мария-Антуанетта сама играла на сцене.
Ферма Марии-Антуанетты
Мария-Антуанетта, у которой было много свободного времени, построила небольшую деревню возле своего особняка. Конечно это не настоящая деревня, а небольшое и даже карикатурное поселение, отражающее идеализированное представление о крестьянской жизни.
Но ферма была полностью функциональной, насчитывала 12 жилых домов, также тут жили козы, коровы, голуби, курицы и другие сельскохозяйственные животные, были сады и грядки. Королева лично доила коров и полола, хотя животных ежедневно купали, украшали бантиками, а живущим тут «крестьянкам» было приказано все время соблюдать пасторальный вид.
Часть фермы Марии-Антуанетты
Ферма сохранилась в практически неизменном виде, тут все еще проживают различные животные и, по сути, сейчас это небольшой контактный зоопарк. В целом же место выглядит очень мило, так как многие дома строились в том виде, в каком их изображали художники XVIII века на пасторальных пейзажах.
5 вещей, которые нужно сделать в Версале
- Подняться на поросший лесом холм Сатори и сверху оценить совершенство городской планировки.
- Пройтись по старым кварталам Нотр-Дам и Сен-Луи, не спеша разглядывая бывшие особняки знати и зажиточных горожан.
- Купить полюбившуюся безделушку на местном блошином рынке.
- Подивиться роскоши и помпезности золоченых экипажей, выставленных в Больших конюшнях.
- Выпить чашку фирменного шоколада в одном из местных кафе.
Музей Ламбине (Lambinet)
Осмотр городских диковин стоит начать именно отсюда. Во-первых, этот необычный музей можно с полным правом назвать краеведческим — он изначально задумывался как собрание экспонатов, посвященных истории города. Во-вторых, он вполне может считаться и «Музеем Революции», ведь именно Версаль в 1789 г. стал ее колыбелью. Великим и кровавым событиям тех времен посвещено несколько отдельных залов. В-третьих, музей Ламбине — это еще и музей изобразительных искусств. В его фондах хранятся несколько сотен работ выдающихся мастеров, включая полотна Альфреда Сислея.
Информацию о графике работы, временных выставках и актуальных тарифах можно узнать на официальном сайте (на англ.). Адрес: Boulevard de la Reine, 54.
Церковь Нотр-Дам
Некогда церковь Нотр-Дам имела статус собора, и это неудивительно: ее построили для того, чтобы благородные придворные могли посещать мессу, не слишком удаляясь от дворца. Здание возведено в строгих традициях эпохи классицизма, но архитектор Жюль Ардуэн-Мансар сумел отдать дань уважения и готике — церковь в плане имеет традиционную для средневековья форму креста. В революционную эпоху утварь и детали убранства удалось спасти, поэтому современный турист может сполна насладиться аутентичной атмосферой придворной церкви эпохи Людовика XIV. Адрес: rue Baillet-Reviron, 2.
Прекрасный Версаль
Собор Сен-Луи
Этот храм воздвигли при короле Людовике XV, когда церковь Нотр-Дам уже не могла справиться с возросшим количеством прихожан. Строительство доверили архитектору Жаку Ардуэн-Мансару (внуку придворного архитектора Людовика XIV). Здание получилось большим, но не громоздким — благодаря светлым цветам и изящным украшениям фасадов в модном тогда стиле «рококо». В годы Революции священников изгнали, утварь конфисковали, а саму церковь ненадолго переименовали в «Храм изобилия». При Директории храм вновь стал католическим (в 1805 г. папа Пий VII даже короновал здесь Наполеона), а в середине 19 века церковь Сен-Луи получила статус собора.
Адрес: place Saint-Louis, 4. Веб-сайт (на фр.).
Дворец мадам Элизабет (Domaine de Montreuil)
Королевский дворец — не единственный в Версале. В самом сердце города, посреди ухоженного парка площадью в 8 га расположился дворец Монтрей. Людовик XVI купил это изящное здание в 1785 г. и подарил его своей младшей сестре Елизавете. Сейчас дворец находится в собственности государства, в нем часто проводятся тематические выставки. Парк открыт для свободного посещения с марта по ноябрь, и любой турист может без помех полюбоваться экзотическими деревьями, включая гигантские секвойи. Адрес: Avenue de Paris, 73.
Большой дворец
После смерти Людовика XIII маленький замок долго пустовал. За его сына Людовика XIV, ещё совсем ребёнка, долгое время правили его мать Анна Австрийская и первый министр — кардинал Мазарини
Подросший будущий «король-солнце», чудом переживший гражданскую войну — Фронду, хорошо понимал, что должен сконцентрировать власть в своих руках, но предпочитал действовать с предельной осторожностью. Дождавшись смерти Мазарини в 1661 году, Людовик XIV объявил, что начинает править лично, без первого «министра
В том же году был арестован министр финансов Николя Фуке, наживший себе на этой должности колоссальное состояние. Как раз к этому времени Фуке завершил строительство личной резиденции Воле-Виконт. Восхитительной красоты дворец был конфискован, а находившийся под впечатлением Воле-Виконта король решил привлечь его создателей к строительству и своего нового дворца. Это были первый королевский архитектор Луи Лево, специалист по планировке и посадке садов и парков Андре Ленотр, а также известный художник по интерьерам и теоретик искусства Шарль Лебрен. Осталось лишь выбрать место для строительства резиденции. После долгих раздумий и сомнений выбор Людовика XIV, казалось, пал на Венсен, но затем неожиданно он сделал выбор в пользу Версаля с его охотничьим домиком. При этом Людовик-сын решил, что маленький замок строители должны сохранить. Лево учёл все пожелания короля и приготовил проект, согласно которому старый охотничий замок с одной стороны оставался неприкосновенным, а с трёх других обрастал современными для той эпохи корпусами, как бы оказываясь заключённым в каменный конверт. Королю идея понравилась, и Лево руководил строительством Версаля до самой своей смерти, последовавшей в 1670 году. Одновременно он работал в парке над сооружением Зверинца и Оранжереи, которые для короля были и прихотью, и радостью. В главном Шато находились приёмные залы Больших королевских покоев, убранство которых было посвящено античным богам. Символический смысл этого заключался в прославлении добродетелей «короля-солнца» и его семейства, а расчёт был сделан на быструю смену впечатлений при движении. Самый продолжительный путь — к королевской спальне — вёл через залы Венеры, Дианы, Марса, Меркурия, Аполлона и дальше в зал Войны, Зеркальную галерею и зал «Бычьего глаза». По этой анфиладе нарядных помещений можно было пройти и в капеллу. В этих покоях королевская семья и придворные три раза в неделю собирались вечерами для развлечений. В такие вечера правила придворного этикета смягчались, и король, находясь среди гостей, стремился быть радушным хозяином. Наиболее впечатляющим помещением в Большом Версальском дворце является Зеркальная галерея. Это целый проспект длиной 73 метра и шириной 10,5 метра. Здесь отмечались дни рождения короля, совершались бракосочетания, устраивались балы, здесь принимали иностранных послов. Зеркальная галерея ошеломляет и размерами, и пропорциями, и колоритом, и расточительной роскошью убранства, а в ясные солнечные дни ещё и переизбытком света и воздуха. При её украшении расчёт сознательно был сделан на то, чтобы именно ошеломить роскошью и великолепием. Стену галереи со стороны парка по всей высоте прорезают 17 окон, а 15 ниш напротив них заполнены зеркалами, которые отражают парк, небо и водоёмы, расширяя пространство зала. Роспись Зеркальной галереи была поручена Шарлю Лебрену, который сумел в монументальном стиле воздать славу королю. В дни праздников здесь в сверкающих серебряных и хрустальных люстрах зажигались мириады свечей, которые множились на глазах, отражаясь, как и все остальное, в зеркалах. Когда-то галерею украшали ещё и апельсиновые деревья, посаженные в огромных серебряных вазах. Здесь же стояла массивная серебряная мебель, изготовленная по эскизам Лебрена. Столы из литого серебра украшала столь тонкая чеканка, что стоимость её во много раз превышала стоимость самого материала.
Знаете ли вы что…
В дворце Большой Трианон помимо Петра I останавливался ещё целый ряд российских лидеров. В 1971 году это был Леонид Ильич Брежнев, в 1986-м — Михаил Сергеевич Горбачёв, в 1992-м — Борис Николаевич Ельцин.
Версаль и Король-Солнце
Новое назначение Версаль получил, когда к власти пришёл Людовик XIV, его ещё называют Король-Солнце. Он радикально изменил замок. Всё правительство Франции при нём перебралось туда. Правление Людовика XIV было долгим, целых 72 года. За это время охотничий замок стал дворцом, у которого было два крыла: южное и северное. Рядом с ним были построены ещё несколько зданий. В них были министерства. Версаль строили, чтобы удивить всех. Он должен был производить впечатление. Всё в этом дворце подчёркивало, что в нём живёт Король-Солнце, абсолютный монарх. В свей архитектуре дворцового комплекса размещены эмблемы солнца. Это символизирует короля.
Внутри дворца и вокруг него расположено множество скульптур, стены украшают картины. Всё это радует короля. Здания окружают сады. В наши дни один из них посажен в форме звезды. На территории дворцового комплекса есть много фонтанов. В них вода подаётся под давлением, поэтому вода взлетает высоко вверх. Сады и фонтаны, как и изображения солнца, символизировали абсолютную власть Людовика XIV. Сейчас по звёздным садам водят экскурсии. Фонтаны – это великолепные работы инженеров, настоящее чудо. Но во времена Короля-Солнца были проблемы с водоснабжением, поэтому фонтаны работали только по особым случаям.
На западе от садов находится канал. Его длина составляет целую милю. На этом канале демонстрировали военные суда, по нему плавали гондолы, привезённые в дар из Венеции. Ими управляли гондольеры
Это было очень важно для Людовика. Такав был его стиль
Дворец Версаль показывал всем своим видом величие Франции, богатство нации и силу власти. Это повышало статус Франции в Европе. Его стиль был примером для европейцев. Франция диктовала моду в искусстве, служила примером для подражания. Во дворце был Зеркальный зал. Все его стены были в зеркалах, сделанных во Франции, а не привезённых из Италии. Этим Людовик демонстрировал всему миру, что французские мастера ничуть не хуже итальянских.
При Людовике XIV правительство переехало в Версаль. Этим монарх преследовал некоторые цели. Например, в Версале он и правительство были защищены от народных волнений и беспорядков. Второй выгодой переноса правительства в загородный дворец стало то, что дворяне вынуждены были селиться около короля, а не создавать очаги власти вдалеке от Парижа. Они меньше могли плести интриги и бросать вызов правителю.
После переезда правительства, Луи полностью посвятил себя работе над дворцом. Он построил себе Трианон, некое убежище, в которое вельможи могли попасть только по приглашению. Во дворце было триста пятьдесят жилых комнат разного размера и многокомнатных квартир. Размещались в этих помещениях люди соответственно рангу. Чем выше по статусу вельможа, тем лучше и комфортнее помещение. Слуги размещались на чердаке или в коморках под лестницами.
Спальня Людовика располагалась на верхнем этаже в центре. Это была самая главная дворцовая комната. В ней совершались две церемонии: укладывание спать и пробуждение. Во время этих ритуалов обязательно присутствовали доверенные придворные. Его церемониально раздевали и одевали. Это было почётно. Король был центром Вселенной. Всюду его сопровождали придворные. Во дворце была церемониальная лестница, выполненная в стиле барокко. Каждый попавший во дворец старался быть замеченным. Трон короля находился в зале Аполлона. Также там имелась королевская часовня.
Версаль после Людовика XIV
При Людовике XV начали строительство королевской оперы. Там проходили балы. Оркестр находился на сцене. На остальном месте можно было свободно танцевать. Три тысячи свечей освещали этот зал. Но опера редко использовалась из-за скудности финансов Франции.
Версаль вобрал стили барокко и рококо. Но дворцы отличались архитектурой от итальянских. Людовик XIV не хотел сравнения стилей. Он уволил итальянского архитектора, который строил Лувр. Стиль, в котором построен Версаль, некоторые эксперты называют «французским классицизмом». Его дворцы отличаются от итальянской архитектуры в стиле барокко. Потолки Версальских дворцов украшены изображениями римских богов. Сам Людовик XIV изображён в виде Аполлона. Все залы украшены картинами побед короля, эпизодами его жизни.
Рядом с Трианоном находится поместье Марии-Антуанетты. В нём находилась небольшая ферма, снабжающая королевский двор свежими продуктами. Также она построила грот с кроватью из мха, на которой можно было отдыхать. Ей не очень нравилось быть королевой. Она была венской принцессой. У неё было простое воспитание. Жизнь королевы её угнетала. Она была женой Людовика XVI. По её приказу построили «Храм любви». Но всё равно она не могла быть собой.
Место силы
С мая 1682 года, когда Людовик XIV навсегда перенес двор и правительство в Версаль, до своей смерти в сентябре 1715 года Версаль был неофициальной столицей французского королевства. В течение следующих семи лет, в течение Régence от Филиппа д» Орлеанского , королевский двор молодого короля Людовика XV был первым в Париже, в то время как Regent управлялась из его парижской резиденции, в Пале-Рояле . Версаль снова был неофициальной столицей Франции с июня 1722 года, когда Людовик XV вернулся в Версаль, до октября 1789 года , когда парижская толпа вынудила Людовика XVI и королевскую семью переехать в Париж. Версаль снова стал неофициальной столицей Франции с марта 1871 года, когда правительство укрылось в Версале, спасаясь от восстания Парижской Коммуны , до ноября 1879 года, когда вновь избранное правительство и парламент вернулись в Париж. В разные периоды, когда государственные дела велись из Версаля, Париж оставался официальной столицей Франции.
Версаль был сделан префектуру в Сена-и-Уаза département в момент ее создания в марте 1790 года (в это время Сена и Уаза было около 420000 жителей). К 1960-м годам, с ростом пригородов Парижа, Сена и Уаза достигла более 2 миллионов жителей и считалась слишком большой и неуправляемой, и поэтому в январе 1968 года она была разделена на три департамента . Версаль был превращен в префектуры из Ивлин département , самый большой кусок бывшей Сена-и-Уаза . По переписи 2017 года в Ивелине проживало 1 438 266 человек.
Версаль является резиденцией римско-католической епархии (епархии), которая была создана в 1790 году. Версальская епархия подчиняется парижской епархии .
В 1975 году Версаль стал резиденцией Апелляционного суда , юрисдикция которого охватывает западные пригороды Парижа.
С 1972 года Версаль является резиденцией одной из 30 общенациональных академий (районов) Министерства национального образования Франции. Académie де Версаль , самый большой из тридцати французских академиях его количеством учеников и студентов, отвечает за контроль всех начальных школ и гимназий западных пригородов Парижа.
Версаль также является важным узлом для французской армии, традиция восходит к монархии, например, с военным лагерем Сатори и другими учреждениями.
Где купить билеты в Версаль и стоимость?
Сейчас, эта памятка архитектуры и искусства доступна для туристов в любое время года с 9:00 утра до 17:30 вечера. Цена билета составляет 18 евро. Однако, здесь действительно есть что посмотреть. Помимо дворца и парка, гостям представляется возможность посетить вечернее шоу поющих фонтанов, которое действительно завораживает.
Также, билеты в Версаль можно купить в туристическом офисе города Версаля. Они бывают разные, потому что дворцовый комплекс представляет собой несколько разных зон, и вход в каждую оплачивается отдельно. Входить лучше со стороны Большого Канала, там меньше очередей и можно перед этим прогуляться по дальнему парку, имеющему свободный доступ.
Есть ещё одно предложение для посетителей Версаля от SNCF, в этих железнодорожных кассах можно приобрести комбинированный билет Forfaits Loisirs за 25 €. За эти деньги покупатель получает доступ во все зоны дворцового комплекса и перевозку туда и обратно. Похожий совмещённый билет продают и в кассах RATP, общественного транспорта Парижа.
Малый Трианон
Дворец Малый Трианон составляет с Большим Трианоном единый архитектурный ансамбль в окружении шедевров паркового искусства. Дворец построен в неоклассическом стиле и является шедевром этого направления в архитектуре на территории Франции.
Строительство дворца имеет свою длинную историю. Он был построен по просьбе одной из фавориток короля Людовика XV, мадам де Помпадур. Однако девушке не удалось до жить до дня завершения работы над дворцам, и в скором времени его обитательницей стала уже новая фаворитка короля. Позже, обладательницей дворца стала королева Мария-Антуанетта.
Чем славится Версаль и что здесь посмотреть?
Королевский дворец в Версале и кто его постоил?
Главная резиденция французских королей — помпезносная и неимоверно шикарная по временам своей постройки. Великолепное здание воплотило все мечты и прихоти знаменитого «короля-солнце» Людовика XIV.
Зеркальная галерея в Версале
Тут все – и золото, и серебро, и статуи, и шелка, и раньше даже апельсиновые деревья были. Росписи потолка рассказывают конечно же о героических подвигах Людовиках – выигранных сражениях, взятых крепостях и выгодных для Франции договорах.
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Зеркальная галерея Версаля
Для ее оформления галереи использовали почти четыре сотни зеркал (ужасная редкость в 17-м веке). Внутренняя планировка галереи продумана таким образом, чтобы колонны в центре зала, великолепные картины и огромные «французские» окна причудливо отражаются в зеркалах, создавая бесконечную перспективу, необыкновенно воздушное и светлое пространство.
Во дворце есть еще несколько интересных мест, например, галерея Битв и Капелла, оформленные с такой же помпезностью.
Ну и, конечно, вы не пропутите и комнату самого короля, которая расположена в самом центре дворца.
Большой и Малый Трианон
Дворцы Большой и Малый Трианон немного отличаются по стилю. Если королевский дворец выполнен в стиле классицизма, то апартаменты супруги короля отличаются элегантностью и хорошим вкусом. Они были построены для отдыха и развлечений, встреч с фаворитками, охоты и других прихотей монаршей семьи. Малый Трианон можно назвать женским царством, оформленным в стиле кокетливого рококо.
Малый дворец использовался как место уединения и отдыха маркизы де Помпадур и Марии-Антуанетты. Его залы отличаются не столько роскошью, сколько уютом и теплой атмосферой.
Деревня Марии-Антуанетты или королевское село
Чтобы убежать от чересчур регламинтированной и помпезной жизни двора, королева Мария-Антуанетта, жена короля Людовика XVI, просит выделить ей небольшой укромный уголок в Версале. Так здесь появляется королевская деревня.
Пруд и сад тут уже не квадратные – времена изменились и в моду пошел натурализм.
Это смесь королевской дачи и тематического парка развлечений – здесь Мария-Антуанетта могла играть в идеальную деревенскую жизнь и отдыхать от суеты Версаля в относительном покое, сплетничать и трапезничать в узком кругу самых близких друзей.
Ничего общего с настоящей деревней это конечно не имело – уж больно дорого и роскошно тут все, но не и было пустой декорацией – слуги тут действительно работали и производили кое-какие съестные продукты. В штате был даже были особые крысолов и кротолов, чтобы никто не смел портить идеальность.
В деревню Марии-Антуанетты можно попасть и сегодня по общему билету в Версаль. Так что не останавливайтесь на осмотре только дворца и основных фонтанов. Чуть-чуть в отдалении находится, пожалуй, самое спокойное и романтичное место французского королевского двора.
Сколько в Версале фонтанов: сады дворца
Всего в Версале было задумано 2000 фонтанов. Сейчас рабочих фонтанов – 1700, больших фонтанов – около 50.
Фонтаны Версаля – это еще и инженерное чудо, хотя эта часть и не видна. Они построены во времена без электричества, в сравнительно безводной местности – тут нет крупных легкодоступных источников вроде большой реки. Инженерные чудеса и очень много работы: водяные колеса, система резервуаров и каналов, множество насосов, все это было раскидано на километры вокруг дворца.
Один из резервуаров стоял на крыше самого дворца, а под землей парка тянется больше 30 км труб.
Дворцовый комплекс окружают сады и парк, спланированные по проекту ландшафтного архитектора Андре Ленотра. На их территории расположены храм Любви, театр Императрицы, Бельведер, грот и многие другие постройки, не говоря уже о сотне фонтанов, скульптур, цветочных клумб и аллей.
Музей Ламбине
Музей Ламбине. | Фото: tyalis_2 / Flickr.
Если говорить о недостатках Версаля, то на ум сразу приходят толпы туристов и бесконечные очереди. Тем более приятно вам будет узнать, что в Версале есть места, где бывает относительно спокойно. Музей Ламбине – яркое тому доказательство.
Музей Ламбине находится на бульваре Рейн, в особняке, построенном для Жозефа-Барнабе Поршона – одного из строительных подрядчиков Людовика XV.
В музее собрано более 550 экспонатов, включая керамику, музыкальные инструменты, мебель и картины таких художников, как Альфред Сислей – все они так или иначе посвящены истории Версаля.
В коллекции также представлены оригинальные артефакты, посвященные теме Революции, включая несколько портретов двух ее главных героев, Жана-Поля Марата и Шарлотты Корде.
Адрес: Musée Lambinet, Boulevard de la Reine, Версаль, Франция.