Храм спаса на крови в санкт-петербурге

Архитектура

Храм выглядит празднично и ярко. Необычная для Санкт-Петербурга архитектура делает Спас узнаваемым. Вряд ли этот храм можно перепутать с другим питерским сооружением.

Фасад

Храм представляет собой сборный образ российского православного сооружения по образцу московских и ярославских соборов XVI-XVII веков. На фасад нанесены надписи, в которых перечисляются достижения Российской империи в годы правления Александра III.

Храм декорируют вырезанные наличники, черепица разных цветов, кокошники. Основа храма – пятиглавый четверик. Пять глав, всего их 9, декорированы разноцветной эмалью. По данным Википедии высота сооружения – 81 м, одновременно храм вмещает более 1 500 человек. Центральная глава имеет 8 вытянутых окон. Заметный элемент – колокольня с куполом.

Для декорирования фасада использовали множество материалов – красный кирпич, разноцветный мрамор, гранит, медь с позолотой и разноцветную мозаику. Весь фасад украшен узорами. Гармонично сочетаются кокошники, белоснежные арки и красный кирпич.

Внутреннее оформление

Внутри храм – произведение мозаичного искусства. Полотнами из цветного стекла декорировано 7 065 кв.м. Для мозаики использовали эскизы трех десятков художников, среди них Васнецов и другие менее известные, но не менее талантливые живописцы. Мозаичная отделка Спаса одна из самых масштабных на Европейском континенте. Мозаичные полотна нанесены на стены, потолочное пространство и пилоны. Мастера по мозаике изобразили с помощью цветного стекла библейские сюжеты.

Стены, выложенные мозаикой, прекрасно гармонируют с плитами из мрамора, которыми выложен пол. Мрамор использовали для изготовления резного иконостаса.

Основное место храма – часть мостовой с кровью Александра II. Это место осталось нетронутым, оно огорожено и накрыто шатром из яшмы.

Внешнее и внутреннее оформление храма подчеркивают монументальность и основную задачу этого сооружения – память народа России о царе-мученике.

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster — крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Travelata.ru — поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Aviasales.ru — поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

✓Hotellook.ru — поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓Airbnb.ru — самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

✓Сравни.ру — туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

✓Kiwitaxi.ru — международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.

Описание

У самого края набережной, отражаясь в водах канала Грибоедова (до 1923 года Екатерининского канала), рядом с Михайловским садом высится уникальное по своей красоте здание храма Воскресения Христова.

Архитектура религиозного сооружения соответствует неорусскому стилю. Компактное в плане, увенчанное стройным шатром высотой в 81 метр, с девятью нарядными главами, со стройной колокольней, своим внешним видом напоминающей колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, сооружение резко выделяется своей оригинальной ассиметричной композицией в окружении архитектурных шедевров, построенных в стиле русского классицизма.

Современное использование

В июле 1970 года управление церковью перешло к Исаакиевскому собору, который использовался как музей. Поступления от собора пошли на восстановление церкви. Он был вновь открыт в августе 1997 года после 27 лет восстановления, но не был повторно освящен и не функционирует как постоянное место поклонения. Храм Спаса-на-Крови — музей мозаики. В дореволюционный период он не использовался как общественное место поклонения. Церковь была посвящена памяти убитого царя и только панихид (панихиды) имели место. Сейчас церковь является одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Возведение собора

Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.

Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник, храм-покаяние.

Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.

6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.

Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.

При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.

Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.

6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.

Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать.

Легенды о соборе

Благодаря народной любви к усопшему императору, этот храм стал не только важной частью достопримечательностей города, он быстро обрел символическое, религиозное, и даже мистическое значение среди жителей города

Кровавая мостовая

Наличие в храме непосредственно куска мостовой, где был ранен император – желание его сына, Александра III. Поэтому храм часто называют «кровавой мостовой», часть которой хранится внутри его. Также о храме быстро возникли народные легенды –его не открывают из-за того, что в там даже после смерти императора слышно его стоны.

Подводные кресты

После революции 1917 года, когда большевики начали антирелигиозную пропаганду, жители Ленинграда сняли и спрятали кресты с храма Спаса на крови.

И во время реставрации, когда их начали искать, они невредимы лежали в канале Грибоедова на протяжении нескольких десятилетий.

Как строительные леса Спаса на Крови держали Советский союз

Первая реконструкция храма планировалась в 1970 году, и тогда же были сооружены строительные леса. Хотя реставрационные работы и начались через несколько лет, они не продлились долго, а леса вокруг храма остались стоять на месте вплоть до 1991 года. За время среди жителей Ленинграда родился анекдот: советская власть продержится пока стоят леса вокруг Собора.

Блокадный морг и «Спас на картошке»

Еще одно прозвище появилось у храма Спаса на крови во время блокады Ленинграда. Тогда здание использовали не только как морг, но и как место хранения средств пропитания, – «Спас на картошке» стал символом военного времени и выживания жителей города.

Крупнейшая коллекция мозаик

Храм Спас на крови имеет не только архитектурную значимость, но и заслужено считается музеем мозаик.

На протяжении 24 лет строительства, над его убранство работали лучшие русские художники и зодчие: Васнецов, Харламов, Нестеров и другие.

Нумерология и нехристианская символика

Посетителей часто удивляет магическое совпадение чисел. Пропорции храма очевидно имеют очень символическое значение, хотя это не удалось подтвердить документально. Так, например, высота храма – 81 м – совпадает с годом покушения на жизнь императора (1881). А высота одного из главных куполов — 63 м, такая же, как возраст Александра II, когда его убили в марте 1881 года.

Таинственная икона

Настоящей легендой стало наличие таинственной иконы под крышей храма, на которой как бы нечетко проявляются, перед своим свершением, поворотные даты в истории России: 1917, 1941 и 1953.

Защищающий храм

Как только строительство храма завершилось и его освятили, местные жители стали относится к нему как к оберегу. В народе придумано много фольклорных молитв, которые обращаются именно к этому сбору, и просят о защите и покровительстве.

Нерушимая церковь

Храм Спаса на крови существует меньше 100 лет, но ему пришлось многое пережить. Санкт Петербург был эпицентром революций, войн и голода. Хотя в годы блокады в купол Собора попал снаряд и не разорвался, наиболее впечатляет всех история о возможной сноске храма.

В 1941 году большевики должны были подорвать храм, как здание, что не несет никакой культурной ценности. Но подорвать храм помешало начало Второй мировой войны – хотя взрывчатка уже была заложена в стены, ее демонтировали и перенаправили на фронт.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Стоимость билетов 2021

Цены и льготы в 2021 году остаются прежними:

Льготные билеты

  • Владельцам карт ISIC – 50 руб.
  • Гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь: женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет, пенсионерам – 50 руб.
  • Студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам, ассистентам-стажерам образовательных учреждений Российской Федерации и Республики Беларусь – 50 руб.

Бесплатное посещение

  • Герои СССР, герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы (внеочередное обслуживание).
  • Все члены многодетной семьи граждан РФ, граждан Республики Беларусь (три и более ребенка, каждый из которых не достиг 18 лет).
  • Молодёжь (лица от 7 до 18 лет).
  • Лица до 18 лет – граждане Российской Федерации и Республики Беларусь.
  • Лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам (студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты- стажеры), в образовательных учреждениях Российской Федерации и Республики Беларусь каждый третий четверг каждого месяца.
  • Участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств; воины-интернационалисты и участники боевых действий (внеочередное обслуживание).
  • Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда» и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
  • Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период ВОВ.
  • Инвалиды I или II группы и лицо, их сопровождающее; дети-инвалиды и лицо, их сопровождающее (в т.ч. сурдопереводчик), внеочередное обслуживание.
  • Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
  • Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой военно-прикладной направленности, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (в частности, учащиеся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов).
  • Дети до 7 лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка).
  • Штатные работники государственных и муниципальных музеев Российской Федерации; Члены ИКОМ (Международный совет Музеев); Члены творческого союза Музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дети-школьники членов).
  • Организованные группы лиц, находящихся в государственных социальных учреждениях, а также сопровождающему лицу.
  • Гиды-переводчики, владеющие аккредитацией на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 N 1330 «О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге».
  • Сопровождающий организованную группу представитель туристической фирмы (на основании договора экскурсионного обслуживания, заключенного между Музеем и туристической организацией).
  • Одно лицо, сопровождающее группу школьников в количестве не менее 15 человек.
  • Прихожане — на Богослужения, которые проводятся — по воскресным и праздничным дням.

Тематические экскурсии

Кроме обычного посещения, в музее-памятнике можно также зарезервировать тематическую экскурсию:

Экскурсия Продолжительность Короткое описание
Наружное убранство и архитектура храма Спаса на крови 45 мин Главный акцент экскурсии – на уникальности этого архитектурного комплекса, в котором смешивается сочетание разных строительных техник.
Мозаика Спаса на крови 45 мин Внутреннее убранство храма – это образцы уникальных разных мозаических техник и стилей. Они творились на протяжении десятилетий лучшими русскими зодчими XIX века.
Евангельские сюжеты храма 45 мин Акцент этой экскурсии – непосредственно на сюжетном содержании мозаик. На стенах храма изображено 277 святых персонажей и 68 сюжетных линий из Библии.

Архитектурный стиль

Храм в Питере Спас на Крови — строение русского зодчества конца 19 столетия. Здание опирается на четыре столпа и отличается от других строений церквей строгостью соотношений и сплетением цветовых комбинаций. В центральной части высится шатер в форме восьми граней, а по сторонам пять куполов луковичной формы.

Основной шатер меньше окружающих, что создает вид устремление его вверх. Купола покрыты золотой ювелирной эмалью на медных пластинках, при этом узоры разнообразные. Строение имеет девять разных по размеру куполов. Именно эта композиция делает собор похожим на строение церкви Василия Блаженного в Москве.

Восточную часть украшают золоченые купола, на западе колокольня как символическая часть места гибели царя, которая немного врезается в канал набережной. В ее укреплении на канале применили не деревянные опоры, а бетон. Поэтому в соборе нет главного входа, а устроены крыльца притворы в виде терема.

В архитектурном ансамбле использованы символические значения. Например, высота центрального купола 81 метр, что означает год гибели царя, а глава колокольни высотой 63 метра количество прожитых лет императора.

Храм привлекает внимание красотой и числом украшений:

  • наличники,
  • кокошники,
  • изразцы,
  • цветная черепица.

Внутреннее украшение поистине уникальное в мозаичном исполнении великими художниками того времени. В оформлении участвовали больше тридцати художников, оно длилось десять лет. Живопись выполнена по эскизам Васнецова, Харламова, Рябушкина, Новоскольцева.

Использована большая коллекция самоцветов. Это мозаичная композиция крупнейшая в Европе занимает территорию храма более 7000 квадратных метров. Все узоры выполнены одним мозаичным покрытием и орнаментом на высокохудожественном уровне и восхищают своим единством.

Иконостас был изготовлен в итальянской мастерской Италии из мрамора разных цветов и украшен крестами из горного хрусталя. Иконы чеканились из серебра и оформлялись мозаикой.

В соборе хранится композиция места, где был убит царь. Это фрагмент решетки, тротуарные плитки, булыжник с мостовой. В стеклянном хранилище макет собора.

Архитектура и внутреннее убранство

Проект, немного напоминающий собор Василия Блаженного, выполнен в «русском стиле». Великолепный интерьер церкви, площадь которого более 7065 кв. м., украшен мозаикой почти полностью. В оформлении использовались ценные породы камня. По богатству отделки и разнообразию пород, оттенков и фактуры мрамора из Италии и самоцветов, привезенных с Урала, сооружению трудно найти равное по красоте.

В декоративном убранстве внутренней части интересно уникальное объединение мозаичного искусства и тонкая работа камнерезов. Это музей камня, в возведении которого участие принимали талантливые зарубежные и российские мастера.

Купола

Церковь венчают центральная шатровая главка и четыре боковые луковичные, увенчанные православными крестами. В центре возвышается шатер из восьми граней. В основании восемь продолговатых, украшенных резными кокошниками, окон. Пять главок покрыты ювелирной эмалью, каждый узор главка индивидуален и неповторим – поэтому здание кажется изящным и сказочным. Для покрытия куполов применили новую технологию – на медные пластины наносили эмаль. До этого эмали применяли только в ювелирном деле. Площадь покрытия превышает 1 тыс. кв. м.

С восточной стороны здание украшают три изящных золоченых главка, установленные на полукруглых апсидах (выступы здания разной формы). В западной части расположена колокольня, которую венчает самая крупная главка. В архитектуре всего здания колокольня выполняет важную роль – это место убийства российского императора. По архитектурному замыслу сооружение несколько выходит за границы набережной и внутри помещения оказались часть брусчатой мостовой и забора, рядом с которым произошло кровопролитие. Из-за такого архитектурного решения в церкви отсутствует традиционный вход.

Центральный шатер возвышается на 81 метр над землей – это символизирует год смерти самодержца, колокольный купол – высотой 63 м – возраст, года он погиб. Собор органично вписался в ландшафт города, хотя его изящный и легкий фасад смотрится несколько чуждым архитектурному стилю Северной столицы.

Внешний вид

Неповторимый облик сооружения создается благодаря отделочным материалам. В нижней части цоколя использован темно-серый гранит, верхняя часть колонн и арки выполнены из светлого гранита, привезенного с Ладожского озера. Барабаны под куполом, обрамление окон выполнены из эстляндского мрамора. В облицовке использован немецкий кирпич. Длина всего здания с востока на запад составляет около 56,7 метров, в центральной части ширина чуть более 30 метров.

Фасады украшают орнаменты, использующиеся в архитектуре ярославских и московских церковных сооружений. Кроме того, внешние стены украшены изразцами из фарфора и керамики. Их можно увидеть в стене, на кровле, в арках и на колоннах. Элементы отделки выполняют не только декоративную функцию – в нем заложены культовые символы, которые часто встречаются как в православии, так и в религии других народов. Один из них – изображение бутона, указывающего на зарождение Вселенной, где мир – сердцевина бутона.

Увенчанный короной православный крест и двуглавые орлы указывает на то, что памятник возведен в честь российского самодержавия.

Внутреннее убранство

Интерьер почти полностью покрывается мозаичным рисунком. По первоначальному замыслу интерьер планировалось только расписать красками, включив мозаику лишь частично в композицию фасадов и иконы. Только в 1895 году было принято достаточно неординарное решение – полностью оформить внутренние помещения с мозаичным декором – до этого такой способ применялся только как фрагментарная отделка внешней стороны здания.

Создавались мозаичные фрагменты в частной студии А. А. Фролова. Картины из красочной мозаики заполняют внутреннее пространство храма целиком. Ансамбль создавался мастерами мозаичного дела, эскизы подготавливали талантливые российские живописцы.

Внутреннее убранство церкви уникально по разнообразию и великолепию каменного декора, обилию пород и множества оттенков материала, который применялся при строительстве и отделке. В оформлении интерьера были использованы итальянский мрамор, удивительного рисунка уральская яшма, самоцветы, доставленные с алтайского края , а также разновидность горных пород – порфир.

Входная плата

Полная стоимость 250 рублей
Стоимость для владельцев международных карт ISIC 150 рублей
Льготное посещение (пенсионеры, дети от 7-18, студенты и аспиранты) 50 рублей
Стоимость комплексного билета в Спас на Крови и Музей камня 350 рублей
Спас на крови +Музей камня в вечернее и ночное время 500 рублей

Вход в музей камня находится в храмовой часовне-ризнице.

Полезно знать! Каждый третий четверг месяца лица до 18 лет, студенты и аспиранты могут посещать Спас на Крови бесплатно.

Попасть внутрь можно только после того, как приобретен билет в кассах и пройдены турникеты. При покупке билетов можно приобрести аудиогида или же посетить храм в составе экскурсионной группы (экскурсионное обслуживание бесплатно, гид ожидает всех желающих около входа, экскурсия начинается после того, как группа достигнет размера 15 человек).

Спас на Крови – удивительное место. С одной стороны – яркое и красочное, с другой – мрачное и таинственное. В строительство этого храма были вложены не только баснословные средства, но и сердца, и души людей.

Наверное, именно поэтому сюда каждый год приезжают туристы, для того чтобы своими глазами увидеть настоящее чуду русской архитектуры.

Интересные факты и легенды

Спас на крови – единственный православный храм Санкт-Петербурга, в котором просят не зажигать свечи – огонь может закоптить уникальные мозаики.

Несокрушимый

Спас на крови приобрел славу несокрушимого собора: его неоднократно планировали уничтожить, но каждый раз этому препятствовали различные обстоятельства. В 1941 году даже успели просверлить в стенах храма отверстия для заложения взрывчатки. Взорвать собор помешала начавшаяся Великая Отечественная война: все специалисты-взрывники были срочно отправлены на фронт.

«Мир вам»

Храм не пострадал даже во время фашистских авиационных налетов. Единственную авиабомбу обнаружили случайно во время реставрации в 1961 году – она застряла и 20 лет пролежала не взорванной в главном куполе собора


как будто прямо на руках Спасителя, держащего евангельский текст «Мир вам»

«Спас на картошке»

После прорыва блокады Ленинграда собор шутливо именовали «Спас на картошке» – в это время он служил овощехранилищем. В этом названии была своеобразная горькая ирония: мерзлая картошка спасала выживших ленинградцев от голодной смерти.

Символика цифр

Высота храма составляет 81 метр. Эта же цифра – 81 – год трагической гибели Александра II. Второй по высоте купол Спаса на Крови — колокольня — возвышается на 63 метра. Столько же лет было императору на момент его смерти.

Подводные Кресты

После того, как с приходом большевиков к власти в России стали повсеместно закрываться храмы, угроза уничтожения нависла и над Спасом на Крови. По легенде, чтобы уберечь от переплавки святыню собора — кресты с купола, их тайно сняли и укрыли на дне канала Грибоедова. Впоследствии во время начавшейся реставрации их никто не мог найти. Совет поискать их на дне канала дал реставраторам проходивший мимо незнакомец, который, возможно, вовсе не являлся случайным прохожим. Кресты были найдены водолазами именно там, где он указал.

«Мечтаю снять леса со Спаса на крови…»

Это строки из песни Александра Розенбаума.

Его, как и других творческих людей, храм вдохновлял, даже будучи окруженный строительными лесами.

Восстановительные работы, начавшиеся в 1971 году, затянулись на два десятилетия, и реставрируемый собор стал привычной картиной для жителей Петербурга. А в середине 80-х годов родилась легенда, гласившая, что советская власть в стране продержится до тех пор, пока вокруг Спаса на Крови стоят строительные леса.

Загадочная икона

Экскурсоводы, рассказывая историю храма, часто упоминают о некой таинственной иконе, хранящейся под его сводами. Никто не знает, существует ли она на самом деле, но ходит легенда о том, что на ней в определенные моменты можно заметить проявляющиеся цифры — судьбоносные для истории России даты.

Так когда-то на иконе были замечены цифры: 1917 – год революционного коммунистического переворота, 1941 – год начала Великой Отечественной войны, 1953 – год смерти Иосифа Сталина.

Мистически настроенные любители тайн верят, что на иконе можно увидеть и другие неясные цифры, возможно несущие пророчество о других будущих поворотных датах в истории страны.

Интересные факты Храм Спаса на Крови Санкт Петербург

  • Так как место для строительства не выбиралось – оно было обусловлено трагическим событием, величие и красота храма Воскресения Христова не в полной мере открыты для широкого обозрения. Лишь со стороны Невского проспекта возможен панорамный взгляд на этот шедевр церковного зодчества. И, тем не менее, храм стал ведущей архитектурной доминантой в этой исторической части Санкт-Петербурга. Обилие деталей, яркий колорит, разнообразие отделочных материалов создает потрясающий контраст с классически-строгой торжественностью Казанского собора, расположенного поблизости.
  • Строительство, отделка и внутреннее убранство Храма Воскресения Христова заслуживают отдельного большого рассказа. Приведём лишь некоторые важные факты:
  • Близость канала Грибоедова (ранее – Екатерининский) потребовала особых мер по защите фундамента. По его периметру забили деревянные сваи в несколько рядов, а пространство между ними заполнили плотно утрамбованной кембрийской глиной. Это стало надежной защитой от воды как для строительного котлована, так и для подземной части храма в дальнейшем. Бутобетонный фундамент обеспечил прочность и надёжность всего здания.
  • От закладки до освящения Храм Спаса на Крови Санкт Петербург прошло 24 года. В частности, масштабные и кропотливые мозаичные работы отсрочили его открытие на 10 лет.
  • Все технические достижения того времени, а также новшества в строительной сфере были применены при строительстве храма. Помимо электрического освещения в 1689 ламп, были устроены оригинальные системы воздушного отопления и защиты от молний.
  • Главный колокол из тех, что были установлены на колокольне в 1899 г., весил 17,6 тонн (1100 пудов).
  • Покрытие четырехцветной ювелирной эмалью куполов над центральной частью храма не имеет аналогов в нашей стране.
  • Более 160 мозаичных икон и композиций украшает фасад здания со всех сторон. Мозаичный ковер на полу храма, созданный из итальянского мрамора разных расцветок, занимает площадь свыше 600 кв.м и содержит 45 узоров, практически не повторяющихся.
  • Иконостас тоже выполнен из итальянского мрамора, но, благодаря искусству трудившихся над ним камнерезов, создается полное впечатление, что перед нами – изящная резьба по дереву.
  • В Храме Спаса на Крови Санкт Петербурга мозаика стала доминантой в пространстве интерьера – впервые в истории русской архитектуры. Внутри нет ни одного живописного произведения. Стены почти сплошь покрыты мозаичными иллюстрациями евангельских сюжетов, от масштабных композиций, до миниатюр.
  • Огромные затраты на строительство мемориального храма на месте смертельного ранения Александра II были покрыты за счет средств Главного казначейства (3,2 млн.руб.), взносов от императорской фамилии (1 млн.руб.) и народных пожертвований (0,5 млн.руб.).
  • Пережив разные эпохи российской истории, храм Воскресения Христова (Спас на Крови), все так же притягивает взоры своим удивительным внешним обликом и вызывает восхищение неповторимым внутренним убранством. Помимо достоверных фактов, его непростую судьбу сопровождали и легенды, но это уже из области городского фольклора…

Внешний вид храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Собор имеет ассиметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три алтарные апсиды — центральная и две малые, боковые с медными позолоченными куполами. С западной части — двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены двадцать памятных досок из тёмно-красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года). Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой — главное украшение фасада собора

Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора

Между крыльцами находится распятие (также из мозаики). Сверху — изображения двуглавого орла. Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров. Глава собора, покрытая цветной ювелирной эмалью, имеет луковичную форму. Такой же купол и у центрального шатра. Колокола, главный из которых весил 1100 пудов, были изготовлены в Финляндии.

Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве.

История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.


156187

Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров.


117018

В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector