Спас на крови санкт-петербург. история, адрес, режим работы

Архитектурные особенности храма

Архитектура собора наполнена чертами поздней русской зодческой школы и воплощает в себе собирательный облик великолепных русских православных церквей:

  • Живописного храма Василия Блаженного
  • В городе Ярославль в бывшей Толчковой слободе — Иоанна Предтечи.
  • В Москве в районе Останкино — Троицы
  • В городе Ярославль — Иоанна Златоуста.
  • В Москве в Никитниковом переулке — Троицы.

Опираясь на русскую зодческую традицию, авторы воплотили в архитектуру храма уникальный, самобытный облик. Внешний вид собора выполнен в виде необыкновенных декоративных, сложных изразцов, созданных на фабрике Харламова.

Храм украшен декоративными элементами из различных материалов:

  • белого мрамора;
  • позолоченной меди;
  • искусной, очень красивой мозаики;
  • черного гранита;
  • разноцветной эмали.

Спас на крови (Санкт-Петербург) – это четырехугольное строение, центральная часть которого украшена пятью главками луковичных куполов, расписанными разноцветной эмалью. Восточный фрагмент церкви декорирован 3 аспидами полукруглой формы с вершинами в форме позолоченных глав.

Фасады с севера и юга украшены фронтонами-кокошниками. Западная часть храма построена в форме колокольни, купол которой позолочен. Он напоминает облик колокольни, которая украшает церковь Ивана Великого в столичном Кремле. Звонница имеет 8 арок, которые разделены колонами.

Центральные место собора украшено восьмигранным шатром, увенчанное шлемовидной главой с крестом, которая устремляет всю конструкцию вверх, разрезая небо над ним. Купол главки украшен обвивавшими его поверхность желтыми и зелеными полосами.

Шатер окружен 4 небольшими куполами, создающими симметричную композицию. Главки покоятся на цилиндрических барабанах, они покрыты разноцветной, нарядной эмалью и каждая имеет уникальный рисунок.

Конструкции церкви покрыты прекрасными, живописными узорами. На внешней стороне мемориального собора отражены, в виде надписей, достижения Российской империи, полученные во время правления государя Александра II. Уникальный, живописный Храм Воскресения Христова – это чудесный мемориальный памятник русского зодчества.

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Что посмотреть рядом

  • Русский музей расположен в Михайловском дворце, в 300 м от Спаса. Музей работает с конца XIX столетия. Здесь собрана уникальная коллекция живописи и скульптуры русских мастеров с XII по XX век. По отзывам туристов, музей интересен как коллекцией, так и зданием, в котором расположен.
  • Музей художественного камня находится на расстоянии 100 м от храма. Музей занимает помещение часовни 1907 года. Экспозиция знакомит с камнями, изделиями из этого материала, мастерами, которые создавали произведения искусств из этого непростого материала.
  • Музей-квартира Пушкина, расположенный в 500 м от Спаса на крови, хранит подлинные вещи поэта. В этой квартире Семья Александра Сергеевича жила с 1836 года. Среди экспонатов личные вещи и мебель, портреты. Экскурсовод расскажет о последних месяцах жизни великого поэта.

Храм Спаса на крови – уникальный памятник в лучших традициях русского зодчества. Сегодня его ежегодно посещают миллионы туристов. Путешествие в Санкт-Петербург обязательно должно включать в программу экскурсию в этот удивительно красивый храм.

Интересные факты и легенды

Спас на крови – единственный православный храм Санкт-Петербурга, в котором просят не зажигать свечи – огонь может закоптить уникальные мозаики.

Несокрушимый

Спас на крови приобрел славу несокрушимого собора: его неоднократно планировали уничтожить, но каждый раз этому препятствовали различные обстоятельства. В 1941 году даже успели просверлить в стенах храма отверстия для заложения взрывчатки. Взорвать собор помешала начавшаяся Великая Отечественная война: все специалисты-взрывники были срочно отправлены на фронт.

«Мир вам»

Храм не пострадал даже во время фашистских авиационных налетов. Единственную авиабомбу обнаружили случайно во время реставрации в 1961 году – она застряла и 20 лет пролежала не взорванной в главном куполе собора


как будто прямо на руках Спасителя, держащего евангельский текст «Мир вам»

«Спас на картошке»

После прорыва блокады Ленинграда собор шутливо именовали «Спас на картошке» – в это время он служил овощехранилищем. В этом названии была своеобразная горькая ирония: мерзлая картошка спасала выживших ленинградцев от голодной смерти.

Символика цифр

Высота храма составляет 81 метр. Эта же цифра – 81 – год трагической гибели Александра II. Второй по высоте купол Спаса на Крови — колокольня — возвышается на 63 метра. Столько же лет было императору на момент его смерти.

Подводные Кресты

После того, как с приходом большевиков к власти в России стали повсеместно закрываться храмы, угроза уничтожения нависла и над Спасом на Крови. По легенде, чтобы уберечь от переплавки святыню собора — кресты с купола, их тайно сняли и укрыли на дне канала Грибоедова. Впоследствии во время начавшейся реставрации их никто не мог найти. Совет поискать их на дне канала дал реставраторам проходивший мимо незнакомец, который, возможно, вовсе не являлся случайным прохожим. Кресты были найдены водолазами именно там, где он указал.

«Мечтаю снять леса со Спаса на крови…»

Это строки из песни Александра Розенбаума.

Его, как и других творческих людей, храм вдохновлял, даже будучи окруженный строительными лесами.

Восстановительные работы, начавшиеся в 1971 году, затянулись на два десятилетия, и реставрируемый собор стал привычной картиной для жителей Петербурга. А в середине 80-х годов родилась легенда, гласившая, что советская власть в стране продержится до тех пор, пока вокруг Спаса на Крови стоят строительные леса.

Загадочная икона

Экскурсоводы, рассказывая историю храма, часто упоминают о некой таинственной иконе, хранящейся под его сводами. Никто не знает, существует ли она на самом деле, но ходит легенда о том, что на ней в определенные моменты можно заметить проявляющиеся цифры — судьбоносные для истории России даты.

Так когда-то на иконе были замечены цифры: 1917 – год революционного коммунистического переворота, 1941 – год начала Великой Отечественной войны, 1953 – год смерти Иосифа Сталина.

Мистически настроенные любители тайн верят, что на иконе можно увидеть и другие неясные цифры, возможно несущие пророчество о других будущих поворотных датах в истории страны.

Архитектурные особенности храма

Архитектура собора наполнена чертами поздней русской зодческой школы и воплощает в себе собирательный облик великолепных русских православных церквей:

  • Живописного храма Василия Блаженного
  • В городе Ярославль в бывшей Толчковой слободе — Иоанна Предтечи.
  • В Москве в районе Останкино — Троицы
  • В городе Ярославль — Иоанна Златоуста.
  • В Москве в Никитниковом переулке — Троицы.

Опираясь на русскую зодческую традицию, авторы воплотили в архитектуру храма уникальный, самобытный облик. Внешний вид собора выполнен в виде необыкновенных декоративных, сложных изразцов, созданных на фабрике Харламова.

Храм украшен декоративными элементами из различных материалов:

  • белого мрамора;
  • позолоченной меди;
  • искусной, очень красивой мозаики;
  • черного гранита;
  • разноцветной эмали.

Спас на крови (Санкт-Петербург) – это четырехугольное строение, центральная часть которого украшена пятью главками луковичных куполов, расписанными разноцветной эмалью. Восточный фрагмент церкви декорирован 3 аспидами полукруглой формы с вершинами в форме позолоченных глав.

Фасады с севера и юга украшены фронтонами-кокошниками. Западная часть храма построена в форме колокольни, купол которой позолочен. Он напоминает облик колокольни, которая украшает церковь Ивана Великого в столичном Кремле. Звонница имеет 8 арок, которые разделены колонами.

Центральные место собора украшено восьмигранным шатром, увенчанное шлемовидной главой с крестом, которая устремляет всю конструкцию вверх, разрезая небо над ним. Купол главки украшен обвивавшими его поверхность желтыми и зелеными полосами.

Конструкции церкви покрыты прекрасными, живописными узорами. На внешней стороне мемориального собора отражены, в виде надписей, достижения Российской империи, полученные во время правления государя Александра II. Уникальный, живописный Храм Воскресения Христова – это чудесный мемориальный памятник русского зодчества.

Сам храм является музеем-памятником за свою историчность и невероятное огромное количество использованных мозаик и различных изображений. Впечатляет ассиметричная форма здания, вытянутая по оси восток-запад. С западной стороны собор имеет двухъярусную столпообразную колокольню, увенчанную массивным куполом.

С восточной части храма можно увидеть наличие трех алтарных аспидов – центральной и боковых с медными позолоченными куполами. С юго-западного и северо-западного углов собора видны входные двери. С цокольной части сооружения заметен сердобольский гранит.«Русский стиль» церкви Спаса на Крови очень напоминает столичный собор Василия Блаженного.

  • разные породы итальянского цветного мрамора;
  • крупнейшее собрание мозаики (свыше 7 тысяч кв. м);
  • разновидности полудрагоценных уральских и алтайских поделочных камней – яшмы, горного хрусталя, топаза и прочих;
  • мозаичную коллекцию российской геральдики.

Интересные факты Храм Спаса на Крови Санкт Петербург

  • Так как место для строительства не выбиралось – оно было обусловлено трагическим событием, величие и красота храма Воскресения Христова не в полной мере открыты для широкого обозрения. Лишь со стороны Невского проспекта возможен панорамный взгляд на этот шедевр церковного зодчества. И, тем не менее, храм стал ведущей архитектурной доминантой в этой исторической части Санкт-Петербурга. Обилие деталей, яркий колорит, разнообразие отделочных материалов создает потрясающий контраст с классически-строгой торжественностью Казанского собора, расположенного поблизости.
  • Строительство, отделка и внутреннее убранство Храма Воскресения Христова заслуживают отдельного большого рассказа. Приведём лишь некоторые важные факты:
  • Близость канала Грибоедова (ранее – Екатерининский) потребовала особых мер по защите фундамента. По его периметру забили деревянные сваи в несколько рядов, а пространство между ними заполнили плотно утрамбованной кембрийской глиной. Это стало надежной защитой от воды как для строительного котлована, так и для подземной части храма в дальнейшем. Бутобетонный фундамент обеспечил прочность и надёжность всего здания.
  • От закладки до освящения Храм Спаса на Крови Санкт Петербург прошло 24 года. В частности, масштабные и кропотливые мозаичные работы отсрочили его открытие на 10 лет.
  • Все технические достижения того времени, а также новшества в строительной сфере были применены при строительстве храма. Помимо электрического освещения в 1689 ламп, были устроены оригинальные системы воздушного отопления и защиты от молний.
  • Главный колокол из тех, что были установлены на колокольне в 1899 г., весил 17,6 тонн (1100 пудов).
  • Покрытие четырехцветной ювелирной эмалью куполов над центральной частью храма не имеет аналогов в нашей стране.
  • Более 160 мозаичных икон и композиций украшает фасад здания со всех сторон. Мозаичный ковер на полу храма, созданный из итальянского мрамора разных расцветок, занимает площадь свыше 600 кв.м и содержит 45 узоров, практически не повторяющихся.
  • Иконостас тоже выполнен из итальянского мрамора, но, благодаря искусству трудившихся над ним камнерезов, создается полное впечатление, что перед нами – изящная резьба по дереву.
  • В Храме Спаса на Крови Санкт Петербурга мозаика стала доминантой в пространстве интерьера – впервые в истории русской архитектуры. Внутри нет ни одного живописного произведения. Стены почти сплошь покрыты мозаичными иллюстрациями евангельских сюжетов, от масштабных композиций, до миниатюр.
  • Огромные затраты на строительство мемориального храма на месте смертельного ранения Александра II были покрыты за счет средств Главного казначейства (3,2 млн.руб.), взносов от императорской фамилии (1 млн.руб.) и народных пожертвований (0,5 млн.руб.).
  • Пережив разные эпохи российской истории, храм Воскресения Христова (Спас на Крови), все так же притягивает взоры своим удивительным внешним обликом и вызывает восхищение неповторимым внутренним убранством. Помимо достоверных фактов, его непростую судьбу сопровождали и легенды, но это уже из области городского фольклора…

Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

В храме запрещено:

  • приносить в собор холодное и огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, ядовитые и пачкающие предметы;
  • посещать храм в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • приносить чемоданы, дорожные сумки, большие рюкзаки, снасти, лыжи, воздушные шары;
  • кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках и кроссовках с колесами;
  • употреблять еду и напитки;
  • заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки, колонны и витрины храма;
  • делать надписи и объявления;
  • оказывать услуги экскурсионного характера без согласования с администрацией;
  • шуметь, петь, танцевать, слушать музыку и играть на музыкальных инструментах;
  • курить и мусорить на территории музея;
  • находиться в соборе с животными;
  • оставлять детей дошкольного возраста без присмотра взрослых;
  • производить фотосъемку со вспышкой во время экскурсии.

В церкви допускается любительская фото- и видеосъемка (без использования штатива, дополнительного освещения, а также иных вспомогательных устройств).

Что посмотреть рядом

  • Русский музей расположен в Михайловском дворце, в 300 м от Спаса. Музей работает с конца XIX столетия. Здесь собрана уникальная коллекция живописи и скульптуры русских мастеров с XII по XX век. По отзывам туристов, музей интересен как коллекцией, так и зданием, в котором расположен.
  • Музей художественного камня находится на расстоянии 100 м от храма. Музей занимает помещение часовни 1907 года. Экспозиция знакомит с камнями, изделиями из этого материала, мастерами, которые создавали произведения искусств из этого непростого материала.
  • Музей-квартира Пушкина, расположенный в 500 м от Спаса на крови, хранит подлинные вещи поэта. В этой квартире Семья Александра Сергеевича жила с 1836 года. Среди экспонатов личные вещи и мебель, портреты. Экскурсовод расскажет о последних месяцах жизни великого поэта.

Храм Спаса на крови – уникальный памятник в лучших традициях русского зодчества. Сегодня его ежегодно посещают миллионы туристов. Путешествие в Санкт-Петербург обязательно должно включать в программу экскурсию в этот удивительно красивый храм.

Иконы «Воскресения Господня»

В строительстве применялось уникальное для православных храмов декоративное убранство – мозаичные иконы. Жизнь Иисуса Христа, от Рождества до Вознесения, все его деяния, сотворенные при земной жизни – все отражается в мозаичных картинах. Над золотым алтарем расположены два изображения: «Спас в силах» и «Христос во славе». В центре алтарной апсиде можно увидеть икону «Евхаристия». Интересно изображение Иисуса Хриса в золотом свете, подающим святые дары апостолам Петру и Павлу, склонившиеся перед ним.

Мозаичные иконы «Сошествие Святого Духа» и «Вознесение Христово», выложены над иконостасом. В мозаике «Преображение Господне» Христос перед своими последователями предстает в золотом божественном сиянии, вокруг расположились другие ученики. На центральном своде – икона «Христос Вседержитель», выполненная в византийской традиции. «Спас Благое Молчание», «Иоанн Креститель», «Богоматерь», выполнены также по канонам византийского письма.

Иконостас выполнен в классических традициях станкового искусства. Лики «Спаситель» и «Пресвятая Богородица» отличаются лаконичностью композиции, бережным исполнением образов в непростом искусстве мозаики. Справа от иконописного изображения «Спаситель» расположено «Сошествие во ад». Образ «Князь Александр Невский» расположен в северном киоте, «Воскресение Христово» – в южном. Трудно перечислить все необыкновенной красоты работы – лучше их увидеть самим.

Внешний вид храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Собор имеет ассиметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три алтарные апсиды — центральная и две малые, боковые с медными позолоченными куполами. С западной части — двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены двадцать памятных досок из тёмно-красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года). Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой — главное украшение фасада собора

Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора

Между крыльцами находится распятие (также из мозаики). Сверху — изображения двуглавого орла. Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров. Глава собора, покрытая цветной ювелирной эмалью, имеет луковичную форму. Такой же купол и у центрального шатра. Колокола, главный из которых весил 1100 пудов, были изготовлены в Финляндии.

Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве.

Где рядом можно остановиться

К сожалению, ни в самом соборе, ни поблизости нет паломнических гостиниц, готовых принять к себе путешествующих верующих. Однако, рядом с храмом находится довольно много отелей, которые разнятся как ценовой политикой, так и комфортабельностью.

  • Дворы Капеллы – в 300 м от храма. Ориентировочная стоимость экономного двухместного номера 2 300 р.;
  • Гостиничный комплекс«Наука» – в 0,5 км от церкви. Предлагается самая низкая стоимость за двухместный номер – 1 519 р.;
  • Пушка ИНН – в 300-350 м от собора. Примерная цена за экономный двухместный номер составит около 5 720 р.;
  • Отель Екатерина – в 400 м от храма. Предлагается комфортабельный двухместный номер, цена которого 5 900 р.;
  • Гранд Отель Европа – в 0,5 км от собора. Стоимость номера люкс составит 22 360 р.

Покушения на Александра II

Александр II — царь-освободитель, отменивший крепостное право в 1861 году и реформатор. В годы его правления было создано и укреплено революционное движение, основными идеями которого стали отмена самодержавия, политические свободы, созыв Учредительного собрания. Разочаровавшись в хождение в народ и попытках вовлечь крестьян в революционную деятельность, революционеры переключились на студентов и рабочих.


Император Александр II

Постепенно главным оружием революционерных обществ стал террор, а его главным объектом стал император Александр II. Исполнительный комитет террористической организации «Народная воля» вынес смертный приговор царю и все силы бросил на его исполнение.

Семь покушений было совершено на царя-Освободителя за его жизнь. Последние шестое и седьмое произошли 1 марта (по старому стилю) 1881 года. Александр II возвращаясь из Михайловского манежа, заехал в Михайловский дворец, где пил чай со своей кузиной великой княгиней Екатериной Михайловной и своим братом великим князем Михаилом .

Взрывом убит казак из царского сопровождения, второй контужен. Смертельно ранен мальчик, случайно проходивший мимо. Ранены городовой и прохожий. Не пострадавший император выходит из кареты, чтобы взглянуть на убитых и раненых. Несмотря на уговоры окружающих уехать, как можно скорее во дворец, Александр идет к задержанному террористу, чтобы взглянуть на него.

Храм-памятник

Внешне здание выглядит как православный храм Москвы или Ярославля 16-17 веков. Высота центрального шатра 81 метр. Главы Спаса на Крови покрывает позолота и четырехцветная эмаль.Красно-коричневая кирпичная кладка символизирует кровь Иисуса, а цветные украшения и беломраморные наличники выражают радость Воскресения.Под золотым навесом со стороны канала находится мозаичное распятие. Возле него читали проповеди, и служили панихиды. Но не совершали обрядов крещения или венчания. Храм имел значение общенародного памятника. Для посещения требовался пропуск.На фасаде по окружности располагаются 20 гранитных таблиц с текстами о развитии и победах России за время правления Александра II. С западной стороны выполнены гербы русских уездов и городов. Их жители всем миром собирали денежные средства на памятное сооружение.

Интересные факты

  • Во время революции верующие жители города сняли кресты с куполов Спаса на Крови, и положили на дно канала Грибоедова. Так они спасли их от большевиков. Золотые ценности были найдены строителями только в годы реставрации по наводке случайного прохожего.
  • В 1970-хх гг установлены строительные леса. Они там находились долгие годы, поэтому петербуржцы шутили, что пока леса будут окружать храм, советская власть будет править. Строительные работы были закончены на кануне 1991 года, перед сменой государственного режима.
  • В сооружении находят и мистическую сторону. Можно заметить нехристианские символы, которые ещё раз указывают на почести Александра Второго. Высота центрального сооружения 81 м, смерть царя была в 1881 г. Высота главного купола 63 м такая же, как и возраст, в котором умер император. Над крестом в колокольне возвышается корона, а по всему храму расположились гербы русских городов и двуглавый орёл.
  • Существует поверье, что в соборе есть икона, на которой со временем проступают даты. Они являются переломными в истории России. Например, виднеется 1917 г – революция и свержение власти, 1941 г – начало войны и 1953 г – убийство Сталина и государственный переворот. Остальные числа, пока видно нечётко.
  • Петербуржцы называют Собор Воскресения Христова на Крови «нерушимой церковью». Правительство пыталось её взорвать в 1941 и в 70-хх гг, но что-то всё время мешало. В начале 20 века её было велено разобрать. А во время реставрации в стене найден невзорвавшийся немецкий снаряд. В городе были уничтожены десятки церквей, но эта осталась невредимой.

Адрес

: Набережная канала Грибоедова, 2. Ближайшая станция метро «Невский проспект».

Стоимость билета

: для граждан РФ и Белоруссии – 250 рублей для взрослых; 50 рублей для пенсионеров, студентов и учащихся; до 7 лет вход бесплатный. Аудиогид на разных языках – 100 рублей.

Часы работы

: каждый день, кроме среды, с 10:30 до 18:00. В высокий туристический сезон с 27 апреля по 30 сентября в соборе проводятся экскурсии «Спас на Крови в белые ночи» с 18:00 до 22:30. Стоимость 400 рублей. Кассы закрываются в 22:00.

График богослужений

: по субботам и воскресеньям в 7:30 – божественная литургия; по субботам в 18:00 – всенощное бдение.

Интересные факты

  • Мостовая внутри храма. Когда заходишь в собор, справа располагается место, на котором был убит император Александр II, богато украшенное каменным куполом. Под ним можно увидеть фрагмент бывшей Екатерининской набережной. Здесь сохранены камни с мостовой, на которые была пролита царская кровь.
  • Мозаика. Во время строительства от использования традиционной росписи отказались, так как сырой климат города мгновенно её разрушит. Вместо этого здание украшено мозаикой. Убранство собора мастера завершали богатой коллекцией самоцветов, полудрагоценных камней и ювелирной эмалью.
  • Морг и овощехранилище. В период блокады Ленинграда в стенах храма находился районный морг. Сюда свозили тела погибших от голода и обстрелов. После окончания блокады, здание было передано под картофелехранилище. Местные жители шутливо говорили: «храм Спас на картошке».
  • В послевоенное время здание использовалась как театральный склад. Впоследствии декорации загорелись и нанесли серьёзный урон уникальной мозаике собора.
  • Миф об иконе. Во время экскурсии посетителям рассказывают об одной иконе, которая отражает на себе прошлое и будущее страны. Если внимательно к ней присмотреться, можно увидеть даты, в которые происходили поворотные моменты. Так, на ней написаны годы Октябрьской революции, начало Великой Отечественной Войны и смерть Сталина. Помимо этого на иконе присутствуют новые нечёткие даты, которые могут относиться к будущему страны.

Мир вам

Внутренняя отделка сочетает камень и мозаику. Площадь мозаичных орнаментов и икон занимает более 7 тысяч квадратных метров. В Европе эта музейная экспозиция одна из крупнейших.При оформлении внутреннего пространства мастера использовали русские самоцветы. Пол выложили 10 сортами мрамора из Италии.В храме более 200 мозаичных изображений святых. В центре образ Христа Вседержителя. Перед ним Евангелие и начертанные слова «Мир вам».

Храм возвели в память о трагическом событии, но незнающий человек никогда об этом не скажет. Красота и великолепие убранства подводит к мысли, что смерть — это не конец, а начало нового пути.

Предыстория строительства

В 1881 г, для сохранения в анналах истории трагически ушедшего монарха Александра II, быстро сформировали комиссию и обнародовали информация о начале конкурса по проектированию документации для постройки собора. 12 января 1882 года, по современному стилю, комиссия приняла к рассмотрению 26 безымянных архитектурных замыслов.

Среди участников конкурса были мастера зодческого искусства 19 века:

  • Архитектор И. С. Китнер.
  • Академик А. Л. Гун.
  • Профессор Л. Н. Бенуа.
  • Зодчий И. С. Богомолов.
  • Архитектор В. И. Шретер.

    Архитектор А. А. Парланду

Под постройку храма внучка Павла I, приходящаяся погибшему государю кузиной, светлейшая княгиня Екатерина Михайловна подарила западный участок Михайловского сада. Также зодчим было разрешено использовать обширные участки земли с каждого берега Екатерининского канала. По результатам работы комиссии были признаны достойными 8 архитектурных проектов.

Работы, удостоившиеся премий:

Занятое место Наименование работы
1 «Отцу Отечества», автор — член Академии художеств А. О. Томишко
2 «1 марта 1881 года», соавторы — академики И. С. Китнера и А. Л. Гуна
3 Оригинальный замысел зодчего Л. Н. Бенуа

Весной 1882 г, коронованный на царство государь Александр 3 рассмотрел одобренные комиссией работы и остался ими недоволен. Он внес изменения в замысел конкурса, создаваемый храм должен быть построен в русской архитектурной традиции, характерной для ярославских церквей 18 века.

Также он пожелал, чтобы часть небрежной, где произошло смертельное ранение его отца было сделали в соборе самостоятельным приделом.

Во втором конкурсе участвовали такие мастера своего дела, как:

  • Р. А. Гедике.
  • Н. В. Султанов.
  • А. И. Резанов.
  • Р. П. Кузьмин.
  • А. М. Павлинов.
  • А. Н. Бенуа.
  • А. Л. Обер.

На рассмотрение членам комиссии была представлена 31 работа, но и их постигла та же учесть, император все проекты отклонил. И только 11 июля 1883 г, по новому стилю, государь одобрил архитектурную композицию зодчего, профессора А.А. Парланда и монаха отца Игнатия.

Монарх поставил условие, чтобы проект дорабатывался с участием уважаемого профессора Д. И. Гримма. Спустя долгих 4 года весной 1887 откорректированные чертежи и проектная документация получили государево одобрение. Настоятель монастыря святейший архимандрит Игнатий в дальнейшей работе над проектной документацией участие не принимал.


Освещение спаса

Спас на крови был освещен в конце лета 1907 г в Санкт-Петербурге митрополитом Антонием.

Главному архитектору профессору А. А. Парланду в строительстве народной святыни активно помогали сподвижники:

  • Архитекторы В. И. Фиделли и Д. А. Орехов.
  • Мозаичист В. А. Фролов.
  • Бронзовых дел мастер Фёдоров.
  • Художник Н. К. Бодаревский.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector