Восемь удивительных фактов о спасе на крови

С миру по нитке

Сердобольный у нас народ. Со всех губерний начали поступать пожертвования на храм. И Александр III объявил конкурс; во, как(!), и тогда конкурсы проводились. Победил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия

Долгострой

Возводился храм долго – аж  24 года; трудно было строить (как, собственно, и все в Петербурге); рядом – воды канала. Открылся он в 1907-ом.

Тучи сгущаются

Ну, а через 10 лет – Революция. И госфинансирование собора прекратилось. Дальше – и того хуже: в 1938 году было принято решение об его сносе.

бывшая ризница

Ну. не случилось: война, окаянная, помешала нашему диктатору сделать очередное черное дело.

Судьба…

В блокаду в храме, размещался морг. После войны он превратился в склад: в нем хранились декорации Малого оперного театра. Зато  в 1968 году наше правительство, наконец-то, признало его историческую ценность; его стала охранять Государственная инспекция по охране памятников. Ну, а чтобы охранять, нужны деньги. Вот его и передали на баланс музея «Исаакиевский собор»; по-моему, так они вместе и сейчас финансируются и считаются единым музеем. Ну, нашлись деньги, так и ремонт потихоньку сделали; но очень потихоньку. Долго стояли строительные леса вокруг храма…И ходил слух, что до тех пор буду стоять, пока будет советская власть; летом 1991-го леса убрали… А открылся он для посещения только в 1997-м.

Близнецы? Братья?

Люблю я Собор Василия блаженного в Москве! И как-то, приехал в Питер на конференцию, был свободный вечер, ну, я и вписался в экскурсию по городу. Один из пунктов экскурсии – Собор Воскресения Христова, то бишь Спас-На-Крови. Увидел его – восхитился, но где-то в глубине памяти что-то шевельнулось; как он похож на храм Василия Блаженного! И действительно, московский Покровский собор послужил одним из прообразов питерского храма. Оба «носят яркий, пестрый, праздничный наряд». А ведь говорят, что Иван Грозный ослепил зодчих Постника и Барму, строивших Собор Василия Блаженного, чтобы уж никто не смог построить что-либо подобное… Ну да, русский народ, не хуже птицы Феникс, умеет восстанавливать уничтоженное.

Как выглядит-то? Не томи!

Высокий –81 метр. Но это не случайно получилось: 81-й – год смерти царя… В архитектурных стилях и в строительных материалах я не сильно разбираюсь, буду писать только то, что знаю и видел. Много мозаики и цветной эмали.  С трех сторон колокольни расположены мозаичные гербы русских губерний. В 20-ти нишах цокольной части Собора находятся памятные доски о деяниях (реформах) погибшего. Между крыльцами расположено распятие, а сверху – двуглавый орел. Внутри очень много мозаики; в оформлении росписи принимали участие ведущие художники того времени, в том числе Васнецов.

Живописна и территория вокруг храма: канал Грибоедова и его набережная, Михайловский сад и Конюшенная площадь.

Важная остановка

Надо отметить, что Спас был первой нашей остановкой по пути следования автобусной экскурсии Сити Тур; мы не торопились потому, что знали, что можем продолжить эту экскурсию на любом следующем автобусе.

Здесь я ищу билеты, отели, горящие туры и экскурсии:

Храм Спаса на Крови изнутри

Художественное убранство церкви является уникальнейшим сочетанием искусных камнерезов и мастеров мозаики. В отделке было использовано множество различных ценных видов камня, в том числе и доставленных из других стран. Обширно использовалась золотая смальта, многокрасочные эмали и драгоценные металлы.Алтарное отделение с восточной стороны обусловливается тремя апсидами, завершёнными позолоченными маковками. Стержневая маковка отделана смальтой из золота. Взамен основного купола сделан большой (81 м.) шатер, имеющий шесть граней. Он покрыт специальной черепицей и изразцами, которые выполнили в артели Харламова. Шатер венчает позолоченная луковичка с крестом.С запада, выдвинувшись к каналу, поместили высокую (более 60 метров) колокольню, которую венчает позолоченная маковка с длинным крестом и венцом самодержца. По своим внешним размерам колокольня установлена в месте где на мостовой, смертельно ранили императора. Колокольня с запада украшена распитием с Христом, выполненным из мрамора и находящимся под золоченным навесом. По сторонам образы Святого Зосимы Соловецкого и Святой мученицы Евдокии. Поверх окна разместили изображение князя Александра Невского. Фасады колокольни украшены медными досками с гербовыми знаками городов и губерний России.Входная группа являет собой украшенные шатровидные парные крылечки, прилегающие к колокольне с северной и южной части. Они покрыты разноцветный черепицей и венчаются позолоченными византийскими орлами. Мозаика с изображением страстей Христовых, исполнена по художественным образам живописца В. М. Васнецова и украшает тимпаны входов. В дальнейшем были возведены своды и паруса, изделия из металла отливались на металлургических предприятиях Санкт-Петербурга. Некоторые из металлических конструкций украшены разноцветной эмалью. Позолоченный крест над основным шатром установили в 1897 г. Постройка храма и внутреннее убранство заняли почти четверть века. Во время отделки здания было исполнено 7065 кв. метров мозаичного покрытия, произведённых по наброскам знаменитых русских мастеров конца 19 века, трудившихся в различных течениях стиля, однако не выходящих за рамки европейского модерна. Мозаики с представлением Спаса Нерукотворного с западной стороны и Воскрешения Христа с северной части были исполнены по эскизам живописца М. В. Нестерова. Автором мозаики изображающей Христа, живописец Н. А. Кошелев. Вид «Спаса Благословляющего» с восточной стороны произведено в соответствии с эскизами автора проекта А. А. Парланда.Незамедлительно следом за Октябрьской революцией, как и другие православные реликвии и предметы олицетворяющие царский период, храм планировалось подорвать либо разбить. Однако по неясным обстоятельствам он был только разорён — серебряную утварь и росписи из эмали похитили, а значительная доля мозаичных изображений потерпела ущерб от рук варваров.

Храм Спас на крови в Санкт-Петербурге

Уникальность петербургского Спаса на Крови — в мозаичном украшении внутреннего интерьера храма общей площадью 7065 квадратных метров, что является крупнейшей мозаичной экспозицией в Европе.

Храм Спаса на Крови расположен в самом центре Санкт-Петербурга рядом с Невским проспектом, Казанским собором и Дворцовой площадью — на набережной канала Грибоедова (бывшего Екатерининского канала). Является одним из самых известных и посещаемых мест Санкт-Петербурга.

Храм во имя Воскресения Христова абсолютно нетипичный для Санкт-Петербурга и больше вписывается в архитектуру Москвы. С основания города здесь строились церкви на западный манер: Петр I тяготел ко всему европейскому. Его правнук Александр III, по чьему указу строился храм, был полной его противоположностью и любил все русское. Храм Спаса на крови вобрал в себя лучшие элементы московских и ярославских церквей XVII века: тут и наличники и кокошники, пояски и кружева.


Сень над местом смертельного ранения Александра II

В храме два главных места: алтарь и сень, под которой находятся фрагменты набережной: чугунная решетка канала, гранитные плиты тротуара и булыжники мостовой, обагренные кровью, на которые упал смертельно раненый император. Сень поддерживается колоннами из серо-фиолетовой яшмы, венчает ее крест из топаза.

Цены на билеты в храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге в 2021 году

Входной билет включает в себя небольшую экскурсию. Чтобы воспользоваться этой возможностью при входе в храм необходимо немного подождать пока соберется небольшая группа посетителей.

  • Полная стоимость — 350 рублей;
  • Владельцы международных карт ISIC — 200 рублей;
  • Посетители от 7 до 18 лет — 100 рублей;
  • Пенсионеры РФ и Республики Беларусь — 100 рублей;
  • Студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры образовательных организаций РФ и Республики Беларусь — 100 рублей;
  • Входной билет в вечернее время — 400 рублей;
  • Аудиогид на русском, английском, немецком, французском, итальянском, испанском, финском, китайском, корейском, японском языках — 200 рублей;
  • Комплексный билет в храм Спас на Крови и Музей камня — 450 рублей.

Экскурсионное обслуживание на русском языке:

  • Экскурсионное обслуживание одного посетителя при условии присоединения к экскурсионной группе (для лиц, обладающих правом бесплатного посещения музея) — 50 рублей;
  • Экскурсия для группы от 1 до 5 человек — 600 рублей;
  • Экскурсия для группы от 6 до 20 человек — 1000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 21 до 30 человек — 1500 рублей.

Экскурсионное обслуживание на иностранном языке:

  • Экскурсия для группы от 1 до 5 человек — 1000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 6 до 20 человек — 2000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 21 до 30 человек — 3000 рублей.

Экскурсии по храму Спас на Крови Купить на

Елена Яхонтова

Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

В храме запрещено:

  • приносить в собор холодное и огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, ядовитые и пачкающие предметы;
  • посещать храм в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • приносить чемоданы, дорожные сумки, большие рюкзаки, снасти, лыжи, воздушные шары;
  • кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках и кроссовках с колесами;
  • употреблять еду и напитки;
  • заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки, колонны и витрины храма;
  • делать надписи и объявления;
  • оказывать услуги экскурсионного характера без согласования с администрацией;
  • шуметь, петь, танцевать, слушать музыку и играть на музыкальных инструментах;
  • курить и мусорить на территории музея;
  • находиться в соборе с животными;
  • оставлять детей дошкольного возраста без присмотра взрослых;
  • производить фотосъемку со вспышкой во время экскурсии.

В церкви допускается любительская фото- и видеосъемка (без использования штатива, дополнительного освещения, а также иных вспомогательных устройств).

Стоимость билетов 2021

Цены и льготы в 2021 году остаются прежними:

Льготные билеты

  • Владельцам карт ISIC – 50 руб.
  • Гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь: женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет, пенсионерам – 50 руб.
  • Студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам, ассистентам-стажерам образовательных учреждений Российской Федерации и Республики Беларусь – 50 руб.

Бесплатное посещение

  • Герои СССР, герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы (внеочередное обслуживание).
  • Все члены многодетной семьи граждан РФ, граждан Республики Беларусь (три и более ребенка, каждый из которых не достиг 18 лет).
  • Молодёжь (лица от 7 до 18 лет).
  • Лица до 18 лет – граждане Российской Федерации и Республики Беларусь.
  • Лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам (студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты- стажеры), в образовательных учреждениях Российской Федерации и Республики Беларусь каждый третий четверг каждого месяца.
  • Участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств; воины-интернационалисты и участники боевых действий (внеочередное обслуживание).
  • Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда» и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
  • Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период ВОВ.
  • Инвалиды I или II группы и лицо, их сопровождающее; дети-инвалиды и лицо, их сопровождающее (в т.ч. сурдопереводчик), внеочередное обслуживание.
  • Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
  • Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой военно-прикладной направленности, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (в частности, учащиеся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов).
  • Дети до 7 лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка).
  • Штатные работники государственных и муниципальных музеев Российской Федерации; Члены ИКОМ (Международный совет Музеев); Члены творческого союза Музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дети-школьники членов).
  • Организованные группы лиц, находящихся в государственных социальных учреждениях, а также сопровождающему лицу.
  • Гиды-переводчики, владеющие аккредитацией на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 N 1330 «О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге».
  • Сопровождающий организованную группу представитель туристической фирмы (на основании договора экскурсионного обслуживания, заключенного между Музеем и туристической организацией).
  • Одно лицо, сопровождающее группу школьников в количестве не менее 15 человек.
  • Прихожане — на Богослужения, которые проводятся — по воскресным и праздничным дням.

«Русский стиль»

Храм был возведен на месте гибели императора Александра Второго. Его приемник, Александр Третий распорядился построить храм в исконно русском стиле. Данная эпоха ознаменовалась возвращением России к своим корням, ее уходом от всего западноевропейского.

Авторами проекта стали архитектор Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев). Мастерам пришлось для работы над проектом изучать храмы, возведенные в Москве и Ярославле в семнадцатом веке. Именно в подобных архитектурных изысканиях начали формироваться основные черты «русского стиля». Петр Первый не столь активно развивал это направление в зодчестве, поэтому Парланд начал с тщательного рассмотрения лучших старинных образцов соборов.

«Русскому стилю» присущи декоративность, сложные силуэты, большое количество деталей. Характерными особенностями его являются резные кокошники над окнами и дверями, узорные колонны, расписные пояски на стенах, яркие цвета и детальная прорисовка орнаментов. Парадоксальный факт состоит в том, что «русский стиль» зародился в архитектурной школе Петербурга, однако в самом городе до возведения Спаса-на-Крови не было ни одного строения, выполненного по его «канонам».

Главный архитектор искренне полагал, что преобразования Петра Великого несколько «затёрли» исконную “русскость” в зодчестве, посему свою главную задачу усматривал в ее возрождении. Он скрупулезно отбирал самобытные элементы декоративной отделки.

В итоге, храм стал собирательным образом отечественной православной церкви семнадцатого века. Парланд использовал в проекте увиденные составляющие нашей архитектуры и культуры, но его шедевр получился ярким, своеобразным и неподражаемым, непохожим ни на один из своих прототипов.

Интересные факты Храм Спаса на Крови Санкт Петербург

  • Так как место для строительства не выбиралось – оно было обусловлено трагическим событием, величие и красота храма Воскресения Христова не в полной мере открыты для широкого обозрения. Лишь со стороны Невского проспекта возможен панорамный взгляд на этот шедевр церковного зодчества. И, тем не менее, храм стал ведущей архитектурной доминантой в этой исторической части Санкт-Петербурга. Обилие деталей, яркий колорит, разнообразие отделочных материалов создает потрясающий контраст с классически-строгой торжественностью Казанского собора, расположенного поблизости.
  • Строительство, отделка и внутреннее убранство Храма Воскресения Христова заслуживают отдельного большого рассказа. Приведём лишь некоторые важные факты:
  • Близость канала Грибоедова (ранее – Екатерининский) потребовала особых мер по защите фундамента. По его периметру забили деревянные сваи в несколько рядов, а пространство между ними заполнили плотно утрамбованной кембрийской глиной. Это стало надежной защитой от воды как для строительного котлована, так и для подземной части храма в дальнейшем. Бутобетонный фундамент обеспечил прочность и надёжность всего здания.
  • От закладки до освящения Храм Спаса на Крови Санкт Петербург прошло 24 года. В частности, масштабные и кропотливые мозаичные работы отсрочили его открытие на 10 лет.
  • Все технические достижения того времени, а также новшества в строительной сфере были применены при строительстве храма. Помимо электрического освещения в 1689 ламп, были устроены оригинальные системы воздушного отопления и защиты от молний.
  • Главный колокол из тех, что были установлены на колокольне в 1899 г., весил 17,6 тонн (1100 пудов).
  • Покрытие четырехцветной ювелирной эмалью куполов над центральной частью храма не имеет аналогов в нашей стране.
  • Более 160 мозаичных икон и композиций украшает фасад здания со всех сторон. Мозаичный ковер на полу храма, созданный из итальянского мрамора разных расцветок, занимает площадь свыше 600 кв.м и содержит 45 узоров, практически не повторяющихся.
  • Иконостас тоже выполнен из итальянского мрамора, но, благодаря искусству трудившихся над ним камнерезов, создается полное впечатление, что перед нами – изящная резьба по дереву.
  • В Храме Спаса на Крови Санкт Петербурга мозаика стала доминантой в пространстве интерьера – впервые в истории русской архитектуры. Внутри нет ни одного живописного произведения. Стены почти сплошь покрыты мозаичными иллюстрациями евангельских сюжетов, от масштабных композиций, до миниатюр.
  • Огромные затраты на строительство мемориального храма на месте смертельного ранения Александра II были покрыты за счет средств Главного казначейства (3,2 млн.руб.), взносов от императорской фамилии (1 млн.руб.) и народных пожертвований (0,5 млн.руб.).
  • Пережив разные эпохи российской истории, храм Воскресения Христова (Спас на Крови), все так же притягивает взоры своим удивительным внешним обликом и вызывает восхищение неповторимым внутренним убранством. Помимо достоверных фактов, его непростую судьбу сопровождали и легенды, но это уже из области городского фольклора…

Гибель царя-освободителя


Покушение на Александра II 1 апреля 1881 года.

Когда император возвращается к карете, еще один террорист Игнатий Гриневицкий примерно в 14.25 бросает бомбу в ноги императору и смертельно ранит его. Около двадцати человек погибли либо ранены от второго взрыва. Сам Гриневицкий скончается в этот же вечер в Конюшенном госпитале от полученных ран при взрыве.

Руководитель терактов Софья Перовская наблюдала за происходящим с противоположной стороны Екатерининского канала. Палач и жертва, смертельно раненные, лежали на мостовой, утопая в крови. Третий метальщик Иван Емельянов с бомбой в портфеле бросился к Гриневицкому, чтобы попытаться его спасти, но было поздно. Он помогает уложить раненого царя в сани и скрывается от полиции, но ненадолго. После ареста будет приговорен к смерти, с заменой на пожизненную каторгу.

Последние слова императора: «Скорее, домой. Там хочу умереть». Приехавший брат великий князь Михаил Николаевич отправляется с раненным в Зимний дворец. Почему-то никто не пытается остановить кровотечение у несчастного императора и отвезти в ближайший госпиталь.

Когда придворные медики приходят к Александру, принесенного в личный кабинет Зимнего дворца, уже поздно оказывать медицинскую помощь. В 15.33 он скончался от кровопотери не приходя в себя, его обе ноги были сильно раздроблены, все лицо в мелких ранках. Штандарт императора на флагштоке Зимнего дворца был опущен, что известило народ о смерти Александра II. Охота на царя закончилась.

Любимый художник Александра II — Константин Маковский, в этот же день прибыл в Зимний дворец, чтобы написать последний портрет императора «Александр II на смертном одре».


Картина Константина Маковского «Александр II на смертном одре» 1881 г. (Государственная Третьяковская галерея)

Александр II был торжественно похоронен в Петропавловском соборе — усыпальнице Романовых в Петропавловской крепости.

Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола.

Мозаики центрального нефа

156177

В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик.

Киоты отделаны уральскими и алтайскими самоцветами — орлецом, яшмой и кварцем

156213

Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева.

Мозаика «Христос во славе» по оригиналу Н.Н. Харламова в центральной апсиде

156240

Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания.

Иконостас выполнен в Генуе по моделям лепщика Степанова. Нижняя часть из красно-коричневого мрамора, выше камень становится оранжевым и жёлтым, а верхний орнамент выполнен из белого мрамора

156221

Тёмный цоколь из ревневской яшмы внизу и ярко красный орлец из Сидельниковского месторождения

156220

Полы из разноцветных мраморов созданы в 1903-1905 годах фирмой «Нови» в Генуе, воссозданы в последние годы

156226

Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова — «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».

«Воскресение Христово» мозаика по оригиналу М.В. Нестерова в южном киоте

156242

Иконостас: «Спаситель» — мозаика по оригиналу М.В. Васнецова и «Воскресение Христово» — мозаика по оригиналу М.В. Нестерова

156241

Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза.

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II

156192

Под сенью хранятся реликвии собора — часть решётки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

В нижней части сени воспроизведён фрагмент ограды Екатерининского канала, колонны из серо-фиолетовой яшмы и балюстрады из орлеца

156193

Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

Храм Спас-на-крови — это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом надвигающейся революции.

Архитектура собора

Спас на Крови в Санкт-Петербурге — это уникальный памятник русской церковной архитектуры, сочетающий в себе стили московского и ярославского зодчества XVI — XVII веков. Его высота достигает 81 метра.

Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы. Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие. Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.

Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.

Спас на Крови на панорамах Google: внешнее убранство

История

Строительство началось в 1883 году во время правления Александра III , через два года после убийства его отца Александра II . Церковь была посвящена памятнику его отцу. По предварительным подсчетам, строительство обошлось в 4,5 миллиона рублей. Строительство было завершено во время правления Николая II в 1907 году. Финансирование осуществляла Императорская семья при поддержке многих частных жертвователей.

Церковь заметно расположена вдоль канала Грибоедова ; По обеим сторонам канала проходят асфальтированные дороги . 13 марта 1881 года ( 1 марта по юлианскому календарю ), когда карета Александра II проезжала по набережной, взорвалась граната, брошенная анархистом-заговорщиком. Потрясенный, но невредимый царь вышел из экипажа и начал протестовать против предполагаемого виновного. Второй заговорщик рискнул бросить еще одну бомбу, убив себя и смертельно ранил царя. Царя, истекающего кровью, доставили обратно в Зимний дворец , где он скончался через несколько часов.

На месте нападения была возведена временная святыня, в то время как предпринимались планы и сбор средств для создания более постоянного памятника. Чтобы построить постоянную святыню именно на том месте, где произошло убийство, было решено сузить канал, чтобы участок дороги, по которому ехал царь, можно было включить в стены церкви. В конце церкви напротив алтаря, на том самом месте, где был убит Александр, была построена тщательно продуманная святыня в форме кибория . Он украшен топазом , лазуритом и другими полудрагоценными камнями, которые разительно контрастируют с простыми булыжниками старой дороги, выложенными на полу святыни.

Цены на билеты в храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге в 2021 году

Входной билет включает в себя небольшую экскурсию. Чтобы воспользоваться этой возможностью при входе в храм необходимо немного подождать пока соберется небольшая группа посетителей.

  • Полная стоимость — 350 рублей;
  • Владельцы международных карт ISIC — 200 рублей;
  • Посетители от 7 до 18 лет — 100 рублей;
  • Пенсионеры РФ и Республики Беларусь — 100 рублей;
  • Студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры образовательных организаций РФ и Республики Беларусь — 100 рублей;
  • Входной билет в вечернее время — 400 рублей;
  • Аудиогид на русском, английском, немецком, французском, итальянском, испанском, финском, китайском, корейском, японском языках — 200 рублей;
  • Комплексный билет в храм Спас на Крови и Музей камня — 450 рублей.

Экскурсионное обслуживание на русском языке:

  • Экскурсионное обслуживание одного посетителя при условии присоединения к экскурсионной группе (для лиц, обладающих правом бесплатного посещения музея) — 50 рублей;
  • Экскурсия для группы от 1 до 5 человек — 600 рублей;
  • Экскурсия для группы от 6 до 20 человек — 1000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 21 до 30 человек — 1500 рублей.

Экскурсионное обслуживание на иностранном языке:

  • Экскурсия для группы от 1 до 5 человек — 1000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 6 до 20 человек — 2000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 21 до 30 человек — 3000 рублей.

Елена Яхонтова

Покушения на Александра II

Александр II — царь-освободитель, отменивший крепостное право в 1861 году и реформатор. В годы его правления было создано и укреплено революционное движение, основными идеями которого стали отмена самодержавия, политические свободы, созыв Учредительного собрания. Разочаровавшись в хождение в народ и попытках вовлечь крестьян в революционную деятельность, революционеры переключились на студентов и рабочих.


Император Александр II

Постепенно главным оружием революционерных обществ стал террор, а его главным объектом стал император Александр II. Исполнительный комитет террористической организации «Народная воля» вынес смертный приговор царю и все силы бросил на его исполнение.

Семь покушений было совершено на царя-Освободителя за его жизнь. Последние шестое и седьмое произошли 1 марта (по старому стилю) 1881 года. Александр II возвращаясь из Михайловского манежа, заехал в Михайловский дворец, где пил чай со своей кузиной великой княгиней Екатериной Михайловной и своим братом великим князем Михаилом .

Взрывом убит казак из царского сопровождения, второй контужен. Смертельно ранен мальчик, случайно проходивший мимо. Ранены городовой и прохожий. Не пострадавший император выходит из кареты, чтобы взглянуть на убитых и раненых. Несмотря на уговоры окружающих уехать, как можно скорее во дворец, Александр идет к задержанному террористу, чтобы взглянуть на него.

Трижды избежал разрушения

В советское время Спас на Крови трижды собирались разобрать. Первый раз такое решение в рамках антирелигиозной кампании было принято в 1931 году. Областная комиссия по вопросам культов вынесла постановление о целесообразности разборки Спаса на Крови. При этом было отмечено, что «храм не представляет историко-художественной ценности и его архитектура чужда облику города». 

Однако исполнение решения было отложено на неопределенный срок. Про храм удивительным образом словно бы забыли. Закрытый с 1930 года, он использовался как склад. Некоторое время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки. В это время многие ценные элементы интерьера были утрачены, но сам храм сохранился. 

Вновь решение о сносе Спаса на Крови было принято в 1938 году. План по его разрушению уже был утвержден, и в 1941 году даже начались подготовительные работы. Планировалось разобрать Спас на Крови, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на новое строительство, но помешала война. Взрывники буквально от стен собора были отозваны на фронт. 

В третий раз вопрос о сносе храма встал уже после войны, в 56 году, когда город стал активно перестраиваться. Тогда дело было уже не столько в антирелигиозной кампании, сколько в том, что Спас на Крови мешал плану строительства новых дорог в северной столице. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход него. Но тут уж уникальный храм отстояли историки, архитекторы и искусствоведы. К тому же за него горой встали руководители сразу нескольких ленинградских музеев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector