Храм василия блаженного. что посмотреть. экскурсии
Содержание:
- Постник, Барма или заезжий гений
- Изменения в архитектуре и дизайне
- История Кремлевского собора
- Интересные факты о соборе
- Превратности судьбы
- Современная жизнь храма, его статус, проводятся ли богослужения
- Как купить билеты в музей и сколько они стоят
- Как добраться, ближайшие станции метро
- Как создавался храм
- Как расстраивался собор Покрова на Рву в XVI-XIX веках?
- Грандиозная стройка в рекордные сроки
- Восемь тайн Храма Василия Блаженного
- Доклад на тему Храм Василия Блаженного
- Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади
- История строительства
- История храма Василия Блаженного после Октябрьской революции
- Собор Василия Блаженного внутри
- Храм Василия Блаженного история
Постник, Барма или заезжий гений
В том же тексте впервые встречается упоминание мастеров Постника и Бармы. Казалось бы, вопрос с авторством решен, но не всё так однозначно. У исследователей вызвало удивление, что первый из зодчих (Постник) назван именем, второй (Барма) — «по реклу», то есть прозвищем. Значение и возможное происхождение прозвища Барма специалисты толкуют по-разному. Оно может быть связано с названием части торжественного одеяния царей и высшего духовенства, спускавшегося от головного убора на плечи. Подобные бармы обычно были богато украшены, так что прозвище могло свидетельствовать о художественных способностях его обладателя. Другой вариант связан с устаревшей языковой характеристикой непонятной, невнятной речи. До наших дней сохранилось схожие слова «бормотать» или «обормот». Можно предположить, что у носителя прозвища были проблемы с дикцией или особенная манера говорить, скажем, какой-то диалект. В тексте «Русского Летописца» находим такое утверждение:
Автор цитаты
Репродукция эскиза декорации художника Федора Федоровского к опере композитора Михаила Глинки «Иван Сусанин»
Никакого Постника уже нет, только Барма. А еще до нас дошел подлинник царского указа от 15 декабря 1555 года, направленного в Новгород дьякам Федору Еремееву и Казарину Дубровскому, в котором государь повелевал
Автор цитаты
Здесь фигурирует мастер Постник Яковлев, но нет Бармы. А если допустить чередование в упоминаниях его имени и прозвища, то речь может идти об одном человеке — Постнике Яковлеве по прозвищу Барма. Есть здесь и четкое указание на псковское происхождение мастера и его работу в Казани.
Последнее документальное свидетельство относится к 1633 году. Это запись в рукописи Судебника 1550 года, гласящая, что документ хранился у «стряпчего и слуги московские службы Дружины Тарутьева сына Посникова, по реклу Бармы». Возможно, это еще одно подтверждение того, что Постник и Барма — имя и прозвище одного человека. После работы в Москве Постник Яковлев по прозвищу Барма был командирован в Казань, где возводил крепость и соборы. Точных данных нет, но по художественному почерку специалисты склонны считать его работами Благовещенский сбор и Спасскую церковь Казанского кремля и, возможно, Успенский и Никольский храмы в Свияжске — небольшой крепости, заложенной Иваном IV в качестве форпоста для взятия Казани.
Иван IV (Грозный). Портрет из Царского титулярника
До конца XIX столетия о создателях храма не было ничего известно, что лишь подкрепляло уже упомянутую легенду об их ослеплении Иваном Грозным. Первые данные о зодчем появились лишь в 1896 году, благодаря изысканиям священника Ивана Кузнецова, обнаружившего упомянутые летописные источники в закромах Румянцевского музея. Его сведениями воспользовался известный историк и археолог И.Е. Забелин, правда, он считал, что Барма и Постник это разные люди. Без всякой критики эта версия и царила до недавнего времени, кочуя по туристическим буклетам и школьным учебникам. Сейчас большинство ученых относятся к ней скептически.
Во-первых, достоверность используемых письменных источников крайне сомнительна, а во-вторых, уж очень сильно выбивается Покровский собор из традиций новгородско-псковской архитектуры и других творений «церковного и городового мастера» Постника Яковлева. В последней посвященной собору значительной работе профессора А.Л. Баталова («Собор Покрова на Рву: история и иконография архитектуры») предпочтение отдается версии, что собор построил специально приглашенный зарубежный архитектор. Он вдохновлялся традициями русского зодчества (каменного и деревянного), переосмысливая их в духе европейского Ренессанса. Впрочем, крепких доказательств этого варианта тоже нет, так что вопрос авторства собора по сей день можно считать дискуссионным.
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
- укрепили полы;
- обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
История Кремлевского собора
Первые постройки вблизи Кремлёвской стены начал Василий III с храма в честь взятия Смоленска. Во время царствования Ивана Грозного стену окружали деревянные постройки, посвященные воинственным завоеваниям. После взятия Казани он приказал объединить сооружения в один фундаментальный храм из камня. Казань пала на Покров Богородицы – ее имя и стало названием нового собора.
Реставраторы узнали точную дату завершения возведения храма, изучая старинные тексты на проходах между приделами. Согласно проанализированным записям, современный собор впервые открыл свои двери 29 июня в год окончания строительства.
В летописях и писаниях сохранились записи об архитекторе собора. Им стал мастер из Пскова Постник Яковлев, в народе его величали Бармой.
Историки не исключают, что Барма и Постник – имена двух архитекторов. Точно узнать историю возведения храма удалось лишь в конце XIX столетия. В рукописных трудах исследователи нашли запись о двух мастерах, трудившихся у Ивана Грозного. Существует вариант о западноевропейском мастере.
Бытует мнение, что жестокий самодержавец выжег глаза мастерам, дабы они не могли создать копии своего творения. Но подтверждения в летописных документах этому найти невозможно. По преданиям Постник проектировал Казанский кремль, построенный уже после храма Василия Блаженного.
Ознаменовывая взятие Казани и объединяя в себе результаты трудов, борьбы, лишений и страданий не только верующих, но и всего русского народа – собор утвердился как символ величия Москвы и дал повод сравнивать столицу России с Римом.
Если число приделов христиане объясняют желанием показать мощь и силу православной веры, степень Божественного благословления и любви, то сочетание цветов на куполах и росписи исследователям неподвластна.
Все приделы не отапливались вплоть до XVI столетия. Тогда появилась новая церковь Василия Блаженного. Именно в ней появилось первое отопление.
Заметные изменения в архитектуре храма происходят в следующем столетии. В комплексе появляется колокольня, выполненная, как и собор, в стиле шатров. Все каменные стены внешнего убранства украшали удивительные росписи с растительными и животными орнаментами.
В век временного затишья и спокойствия все сооруженные на площади храмы объединили в одном соборе Василия Блаженного.
После пожара в XVIII веке собор очень сильно пострадал. За восстановление визитной каточки России взялся Иван Мичурин. Заметные реставрационные работы вела и Екатерина II. Но разглядеть его так, как сейчас – было невозможно. Площадь заставлялась обильным количеством книжных лавок.
Александр I провел революцию Красной площади, убрав с нее двухэтажные полки для ярмарок. Наполеон и его солдаты держали там лошадей – неимоверное восхищение постройкой побудило француза оставить храм в целости. Некоторые легенды рассказывают чудеса спасения собора от пожара и рук Наполеона.
Иностранцев поражало нагромождение башенок и куполов, шатровое богатство и удивительные фресковые росписи. Некоторые иностранцы считали храм пафосным и называли проявлением варварства.
В XIX веке его укрепляют, создают витражи и новые росписи проходов. В верхних соборах прекращают службу – 1923 года храм становится наполовину музеем.
Сталину предлагали снести символ России, но он произнес знаменитые слова: «Лазарь, поставь на место».
После войны собор полтора года восстанавливали, открыли его в день 800-летия Москвы.
Интересные факты о соборе
- 8 малых церквей расположены таким образом, что образуется восьмиконечная звезда; это символ Богородицы, одновременно – звезды Вифлеема.
- До революции единственным приделом, имевшим отопление, был посвященный св. Василию. Именно поэтому здесь служили круглый год, тогда как в остальных приделах – только летом.
Нынешняя ограда существует с XIX в. Ранее она украшала набережную р. Неглинки, которая была «спрятана» в трубу, под землю.
Что общего у храма Василия Блаженного и Спаса на крови
Петербургский храм был построен на месте убийства Александра II, которое произошло в результате заговора революционеров 1 марта 1881 г. Как Покровский, куда переносили престолы церквей на месте казней, он построен «на крови», только… царской.
Как знать, не этим вызвана его стилистическая близость к «Василию блаженному»? Ведь «Спас» совсем не типичен для Петербурга, где больше церквей стиля барокко и классицизма.
Превратности судьбы
Француз Астольф де Кюстин, побывавший в Москве в 1839 г., писал:
К тому времени собор уже пережил нашествие Наполеона, по преданию, намеревавшегося взорвать «эту мечеть», как он именовал здание, или увезти его во Францию. Сделать не удалось ни того, ни другого – разобрать здание оказалось невозможно, а начавшийся дождь намочил порох, приготовленный для взрыва.
Новое время испытаний началось после 1918 г. Тогда был расстрелян последний настоятель, сщмч. Иоанн Восторгов, приход упразднили, правда, культурная ценность здания была настолько очевидна, что его не разрушили, а передали музею.
Реальная опасность нависла над бывшим «русским Иерусалимом» в 1930-е, когда руководство страны озаботилось реконструкцией Красной площади. Возникла идея сноса здания, которое мешало движению автомобилей. О том, почему и на этот раз уничтожить его не удалось, есть две не подтвержденных документально легенды:
согласно первой, инициатором сноса был Л.М.Каганович, который во время обсуждения «проблемы» убрал макет собора со схемы Красной площади, но был резко остановлен И.В.Сталиным, сказавшим: «Лазарь! Поставь на место!»;
по другой версии, уничтожить здание не дал архитектор П.Барановский, который пригрозил совершить самоубийство, если это будет сделано; некоторые же рассказывают историю о том, что он якобы встал на колени перед партийным начальством.
Современная жизнь храма, его статус, проводятся ли богослужения
Как все соборы Кремля, он к настоящему времени не принадлежит Церкви. Здесь – с советских времен филиал Государственного исторического музея. Однако с 1 октября 1991 г. здесь проводятся регулярные службы:
- по воскресным дням; кроме того, тогда же читается акафист св. Василию;
- на второй день после Пасхи;
- на престольные праздники – но только Покрова Богородицы и блаж. Василия.
Как купить билеты в музей и сколько они стоят
Вне богослужения вход – платный. Билеты можно приобрести как на интернет-странице Исторического музея, так и в кассе близ входа. Цена билета – 500 р. (для иностранцев – 1000 р.), предоставляется скидка 50% студентам, пенсионерам.
Заказ билетов экскурсий: https://shm.ru/museum/hvb/
Как заказать экскурсию
Это можно сделать на сайте музея или в кассе. Музей предлагает 16 тематических экскурсий на разную тематику. Стоимость такой услуги составляет 2000-4000 рублей на 1 человека, для иностранцев – увеличивается в 2 раза. При этом сайт музея указывает, что экскурсии проводятся для групп не менее 15 человек, а стоимость входных билетов в цену не включена.
Часы работы
Вход открыт с 10 до 18 ч. Время работы может меняться в зависимости от различных мероприятий на Красной площади, когда этот филиал музея закрывается.
Как добраться, ближайшие станции метро
Большинство туристов добираются метро. Близ Красной площади находится сразу несколько станций – Охотный ряд, Китай-город, Александровский сад, Театральная.
Татьяна Сарачева, заведующая расположенным здесь филиалом музея, говорит: «Покровский собор — очень удачный пример сосуществования в одном храме и музея, и Церкви». В утверждении есть с чем поспорить, однако бесспорно: светским реставраторам удалось воссоздать атмосферу храма Москвы XVI в., погружение в которую оставляет неизгладимый след в душе каждого, побывавшего здесь. Вот лишь некоторые отзывы:
Осколок Святой Руси в современном мегаполисе – таков древний храм, «Русский Иерусалим». Но все же реальность иного, духовного мира, чувствует каждый, прикасающийся к этому чуду, созданному нашими предками. И выходит из этих стен пусть немного – но другим.
Наталья Сазонова
Как создавался храм
Строительство собора было начато в 1555 году и длилось до 1561 года. Во время проведения реставрационных работ в 20 веке была установлена точная дата открытия собора – 12 июля 1561 года, день Святых Петра и Павла.
Доподлинно неизвестно, кто построил Собор Василия Блаженного
. Существует несколько версий, в которых исторические факты прочно переплелись с легендами.
По первой из них строительством руководили зодчий Постник Яковлев из Пскова и мастер Иван Барма (многие утверждают, что это был один человек). Согласно городским преданиям, по окончанию строительства они были ослеплены для того, чтобы лишить мастеров возможности повторить подобный шедевр.
Однако, историки уже доказали, что эта версия не более чем легенда, поскольку точно установлено, что Постник в дальнейшем принимал участие в возведении Кремля в Казани. Существует также версия, что собор был построен без единого чертежа, а ориентиром служила схема, нарисованная прямо на строительной площадке.
Согласно второй версии, в возведении храма принимал участие еще один архитектор, имя которого осталось неизвестным. Предположительно, он был из Италии, поэтому в архитектурном стиле храма заметны характерные элементы европейского Возрождения. Но каких-либо официальных документов, подтверждающих эту версию, также не сохранилось.
Как расстраивался собор Покрова на Рву в XVI-XIX веках?
К 1588 году были завершены работы по строительству церкви во имя Василия Блаженного с северо-восточной стороны Покровского собора на Красной площади и с устройством отдельного парадного входа.
Фигурные купола на соборе появились лишь в конце шестнадцатого столетия, которые устроили взамен сгоревших ранее в пожаре.
Значительная достройка храма была проведена после середины уже XVII века, когда здесь появились перекрытие галереи-гульбища и парадные крыльца с шатровыми завершениями.
В тот же период часть внутренних и внешних стен была декорирована травными орнаментальными рисунками, а на фасаде появились керамические информационные изразцы. Работы завершили к 1683 году.
Интересно знать, что в 1722 году храм Василия Блаженного включал в себя … 18 церквей или престолов. К настоящему времени их осталось 9 и каждый имеет свой неповторимо-красочный купол (10-й венчает колокольню):
- Покрова Пресвятой Богородицы
- Входа Господня в Иерусалим
- Александра Свирского
- Иоанна Милостивого
- Адриана и Наталии
- Святой Троицы
- Григория Армянского
- Варлаама Хутынского
- Николая Чудотворца
Во время преобразований на Красной площади в 1817 году, по проекту зодчего Осипа Ивановича Бове собор Покрова, что на Рву получил отлитую из чугуна ограду. Кроме этого, была поднята подпорная каменная стена вокруг этого культового строения.
За всю свою историю собор Василия Блаженного в Москве не раз реконструировался, достраивался и реставрировался, пока не получил свой нынешний современный и неповторимый облик.
Грандиозная стройка в рекордные сроки
Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы — они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы .
Восемь тайн Храма Василия Блаженного
Тайна первая.
Десять церквей, имеющих одну основу. Такого на Руси ещё не было. Иван Грозный велел стоить храм в честь взятия Казани. Как только Казанское ханство было повержено (произошло сие событие в день Покрова Пресвятой Богородицы), данное событие нужно было как-то увековечить в истории. А что могло стать лучшим свидетельством победы? Конечно же, Церковь, построенная на самой главной площади Руси. А быть может постройка связанна не только с казанскими событиями?
Тайна вторая.
След Леонардо да Винчи. Споры об авторстве собора не умолкают ни на час. До сих пор находятся те, кто считают, что идеи Леонардо легли в основу конструктива. Ведь у гения было много чертежей восьмиугольных церквей, практически таких же, как Храм Василия Блаженного. Да, конечно, что-то переработано, но в целом, очень похоже… И где же находится истина?
Тайна третья.
Следы Революции. Пламя революции прошлось по всей Руси-матушке. Какие-то города и веси пострадали больше, какие-то меньше. Бои шли и в Москве, в том числе на территории Кремля. Один из снарядов, выпущенной красными, угодил в купол какой-то из церквей Храма Василия Блаженного. И сегодня следы тех боёв можно обнаружить, если знать о данном факте, который почему-то не особо афишируется…
Тайна четвёртая.
Тайна пятая.
Многократное чудесное спасение. Храм Василия Блаженного мог бы быть разрушен много-много раз. Его мог стереть в лица Красной площади Наполеон в одна тысяча восемьсот двенадцатом году, когда храм был даже заминирован. Его могли взорвать большевики, которым храм мешал маршировать по Красной, но этого тоже не случилось. Сам Иосиф Сталин дал распоряжение храм не трогать. Обращаясь к Кагановичу, он сказал оставить строение на том месте, где оно находится. Почему? Какая неведомая сила так много раз спасала храм? Или это просто счастливое совпадение?
Тайна шестая.
Тайна Библиотеки Ивана Грозного. О ней ходят легенды, но она до сих поре не обнаружена. Ах, как бы хотелось прочесть все его книги! В некоторых источниках говорится о том, что она может быть спрятана в подвалах Храма Василя Блаженного. Правда, это маловероятно. Ведь подвала как такового в храме не существует, а сам храм возведён на искусственном насыпном холме. Или подвал всё же имеется и он всё ещё не обнаружен? И потом, где же всё-таки находится знаменитая библиотека?
Тайна седьмая.
Сокровища Ивана Грозного и других царей. Когда-то в подклете храма находились ниши, а них тайники. Возможно, они-то и дали пишу для разговоров о библиотеке. Сегодня остались лишь петли, на которых некогда висели двери, закрывавшие ниши. Да, с незапамятных времён в подклете хранилась царская казна. Была тут и внутренняя лестница, о которой ведали лишь посвященные. Теперь лестницы нет, говорят её замуровали. Или всё же она существует? Как и сами сокровища?
Тайна восьмая.
Ослеплённый мастер. Существует легенда о том, что архитектор храма был ослеплён по приказу царя. Логика данного распоряжения была простой: якобы Иван не желал, чтобы подобная архитектурная красота где-то ещё раз повторилась. На самом деле, никаких фактов, подтверждающих подобное злодейство, не существует. Но, как известно, дыма без огня тоже не бывает… Так где же правда?
Доклад на тему Храм Василия Блаженного
Собор, имеющий второе название в качестве Покровского, располагается на территории Красной площади и построен в середине XVI века под руководством зодчих Постника Яковлева и Бармы по повелению Ивана Грозного, решившего увековечить победу в битве с Казанским ханством в 1552 году.
Своим названием храм обязан хранением в нем мощей блаженного юродивого Василия, возведенного в ранг святых.
Возведение храма осуществлялось более шести лет и его нынешняя архитектурная композиция состоит из девяти церквей, выстроенных из белого кирпича по единому основанию, объединенных внутренними галерейными проходами, украшенными пышными растительными орнаментами в виде трав и цветов, а также роспись, имитацией которой является кирпичная кладка. Купола храма созданы в виде разнофигурных, узорных, луковичных и многоцветных глав, при это на центральной церкви Покровского собора установлен купол в форме шатра, который внутри отделан орнаментальной черно-красной росписью, выполненной на белом фоне. Наружный декор храма выполнен с использованием пилястр, филенок, стрел, муфтированных колонок, розеток.
Интерьер церквей, входящих в состав храма, выполнен в виде масляных иконостасов, являющихся уникальными бесценными историческими памятниками, относящимися к периоду XVI-XVII столетий, например, Житие Александра Невского, Вход в Иерусалим, Троица.
В храме за долгие годы его существования собран уникальный фонд, который включает в себя предметы древнерусского прикладного искусства и живописи, состоящие из металлических, деревянных, тканевых исторических вещей, предметов, относящихся к ризнице собора, а также рукописей и старопечатных книг.
С начала тридцатых годов двадцатого столетия храм Василия Блаженного является одной из составных частей памятников истории, входящих в состав Государственного Исторического музея, в которых на постоянной основе проводятся научные и реставрационные исследования, позволяющие представлять посетителям необыкновенно интересные экспозиции.
С конца двадцатого века в помещении храма в дни праздника Покрова и Василия Блаженного можно посетить церковные богослужения, а также поучаствовать в патриарших и владычных службах.
Величественность и красота Покровского собора относят его к одному из самых знаменитых московских и всероссийских памятников архитектуры и зодчества.
2, 3, 4 класс.
Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани, который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.
Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.
Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади. Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.
За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж. Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.
История строительства
Первоначально на месте собора возвышалась деревянная церковь, вокруг которой после походов на Казань строились дополнительные храмы. Когда Казань окончательно была завоевана московским правителем, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить весь архитектурный комплекс в камне, дабы увековечить славную победу в веках.
Согласно первому плану центральных храм должны были украсить семь церквей, однако для симметрии число строений увеличили до восьми. Так, на одном основании были возведены девять самостоятельных храмов и одна звонница. Каждый храм венчал купол с уникальным рисунком. Грандиозное 65-метровое сооружение было построено всего за шесть лет. Вплоть до начала XVII столетия храм был самым высоким столичным строением.
Экстерьер храма. Фото:
Несмотря на официальное название – собор Покрова на Рву, в народе он известен прежде всего как Храм Василия Блаженного. Согласно преданию, московский юродивый Василий Блаженный, известный своим даром прорицательства и чудотворными делами, собирал пожертвования на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Сын Ивана Грозного распорядился о строительстве церкви в честь святого, которая также стала частью композиции Покровского собора. Эта церковь была единственной открытой для прихожан на протяжении всего дня. Именно по названию обители весь собор стали называть Храмом Василия Блаженного.
До настоящего времени доподлинно не известно, кто же построил легендарный храм – русские зодчие или иностранные мастера. Согласно самому популярному варианту, собор строили московские архитекторы Иван Барма и Постник Яковлев. Другие исследователи склоняются к тому, что на самом деле автором собора выступил европейский мастер, указывая на то, что в древне-русской архитектуре нет аналогов храма, хотя в европейской похожие строения встречаются.
История храма Василия Блаженного после Октябрьской революции
Стоит отметить, что уже в 1918-м году Покровский храм советское правительство внесло в список памятников культуры и взяло его под свою охрану. Именно тогда здесь и начали создавать музейный комплекс. Его первым смотрителем был назначен протоирей Кузнецов.
Постановление об открытии в стенах храма непосредственно историко-архитектурного музея вышло в 1923 году. На пост руководителя назначили Евгения Ивановича Силина.
В 1928 году музейный комплекс «Покровский собор» был передан в ведение Исторического музея. Год спустя здесь прекратили проводить церковные службы и демонтировали все колокольные звоны. Отметим, что музей с той поры всегда был открыт для посетителей и закрывался лишь на период Великой Отечественной войны.
Что еще интересного и познавательного можно узнать о храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве, кроме видео:
Собор Василия Блаженного внутри
Общий вид Покровского собора настолько известен, что не все туристы знают, что внутри здесь находятся музейные экспозиции и проводятся экскурсии. Чтобы лучше узнать значение и историю Собора Василия Блаженного на Красной площади,
следует отправиться внутрь.
Первое, что завораживает туриста, живописные галереи-переходы между церквями, напоминающие красочные изображения из русских народных сказок. Стены и купола расписаны ликами святых и изображениями из их жизни. В храме много старинных икон и фресок, изготовленных в 16-17 веках. Росписи несколько раз обновлялись в середине и конце 19 века.
Внутри Собора Василия Блаженного
можно делатьфото при отключенной вспышке.
Сегодня в Соборе действует филиал Государственного исторического музея, где, помимо икон, предметов церковной утвари, можно ознакомиться с образцами старинных оружий и колоколов, отлитых несколько веков назад.
Храм Василия Блаженного история
Любой, кто входит на Красную Площадь, сразу же замечает яркие купола и изящные очертания храма Василия Блаженного.
Строительство храма длилось 9 лет. Архитекторами были, по одной версии, мастера Постник и Барма, а по другой – неизвестный зодчий. Легенда сходится лишь в одном – строители храма были ослеплены по приказу Ивана Грозного.
Сначала это был мемориальный комплекс из шатровой церкви в окружении 9 небольших церквей – символов крупных побед над Казанью. Знаменитые фигурные главы появились в конце 16 века, а чуть позже там была построена колокольня. За свою историю храм пострадал от многих напастей – сначала пожар 1737 года уничтожил его почти полностью, затем собор был поврежден во время осады города войсками Наполеона. В советское время его даже хотели снести.
Сейчас храм используется для богослужений и в качестве мемориально-исторического комплекса. В его церквях располагаются религиозные реликвии – мощи святого чудотворца Иоанна, старинные иконы и предметы культа.
Официальное название этого величественного храма – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Но для большинства туристов всего мира он известен как Собор Василия Блаженного, краткое описание которого вы найдете в этой статье. Он благополучно пережил смену эпох и правящих элит, многочисленные войны и революции, и даже советскую борьбу с религией. Сегодня Собор Василия Блаженного в Москве остается его главной достопримечательностью, визитной карточкой столицы.