Собор святого павла в лондоне
Содержание:
- История церкви на Солдатской улице в Москве
- История
- Как доехать до Собора Святого Павла в Лондоне
- Соборы в Петербурге
- Внутри храма
- Апсида
- О месте Церковь Св. Павла
- Opening times and ticket prices
- История
- Церковь Святых Петра и Павла (Петрикирхе)
- Галереи St Paul’s Cathedral
- Собор св. Павла в фактах
- Paintings and Frescoes
- Когда на Руси стали появляться первые церкви, посвященные первоверховным апостолам
- Достопримечательности Кафедрального Собора Св. Павла – что посмотреть?
- Архитектура[править | править код]
- Литература[править | править код]
История церкви на Солдатской улице в Москве
До XVII в. здесь был московский пригород: сначала «слободы» ремесленников, а позже появляются летние резиденции государей. Полагают, что храм на месте нынешнего Петропавловского впервые появился в начале XVII в.
5
Мая
1613 года
На освящении церкви молился лично царь Михаил Феодорович, чей дворец был поблизости.
Первоначальное же посвящение деревянной церкви было свт. Николаю Мирликийскому. Она также имела два придела – вмч. Ирины и апп. Петра и Павла.
Шли годы, район обживали не только представители русской знати. Во 2 пол. XVII в. рядом поселяются приглашенные из-за границы специалисты, каковых тогда становится все больше. Так возникает «Немецкая слобода» («немцами» тогда именовали не выходцев из германских земель, а всех, не говорящих по-русски, «немых»).
Среди ее жителей был также швейцарец Франц Лефорт, впоследствии сдружившийся с русским царем Петром I. Приближенный ко двору, он даже получил в командование полк, квартировавший в районе, позже названном Лефортово, тогда же именовавшийся Солдатской слободой. Для военных была возведена новая деревянная церковь на месте ветшающей Никольской. Полагают, что закладка ее состоялась в 1698 г. Возможно, что у Лефорта были планы возвести каменное здание, но исполнить их он не успел, так как через год (1699 г.) скончался. Дело это завершил Петр I в 1711 г., уже не только для военных, но также как память о друге.
Новую церковь освятили посвятили первоверховным Апостолам, ведь св. Петр – небесный покровитель самого царя. Приделы посвятили ап. Иоанну Богослову и прп. Сергию Радонежскому.
Один из немногих, Петропавловский не закрывался во время гонений советских лет. Поэтому здесь находятся многие иконы из закрытых церквей города, а также сохранены святыни, издавна принадлежавшие общине.
Сейчас здесь совершают служение шесть священников, два протодиакона. Действует воскресная школа, ведется социальная работа.
История
Собор Святого Павла поражает своим величием и торжественным внешним видом. Поэт Пруденций в поэме, написанной в честь императора Гонория, увековечил красоту святого места в стихотворной форме. Живописная базилика расположена за Аврелиановой стеной, то есть, формально за границей Рима по меркам раннехристианской эпохи.
Храм был построен над могилой святого Павла в Риме, которого казнили в самом начале нашей эры. На могилу изначально приходило много верующих, поэтому она была украшена мемориальной плитой. Чтобы почтить память усекновенного апостола при императоре Константине I в 4 веке н.э. была построена церковь.
Расширена постройка была по распоряжению Валентиниана I, а по-настоящему красиво ее оформил Феодосий I. В 590-604 годах, при папе Григорие Великом, церковь снова перестраивалась: построили новый алтарь, двор украсили более чем сотней колонн. В центре наружного дворика установили памятник Сан Паоло, держащему в руках большую книгу и меч. Памятник выполнен настолько реалистично, что взглянув на него, понимаешь — апостол готов был отдать свою жизнь за христианскую веру.
Первое повреждение церковь в IX веке получила от сарацин, а в 1823 году случился большой пожар. Спустя 31 год ее отстроил заново, и освятил Пий IX, а помогал ему в этом весь христианский мир, в том числе и Россия. Собор был отделан новым фасадом, фресками и мозаикой с изображениями святого Павла, Иисуса, четырех пророков. В XIII веке при Соборе в Риме был открыт монастырь.
Как доехать до Собора Святого Павла в Лондоне
- Ближайшая станция метро – Сент-Полз — St Paul’s
- На автобусе маршрутов № 4 и 11, 15 и 23, 25 и 26, 100 и 242.
Общая информация
Западный фронтон, построенный в 1707 г., охраняют две башни; на северной находится самый большой колокол в Европе — 17-тонный «Большой Пол».
Гений Рена в полную силу проявился в новой, необычной конструкции купола, высота которого составляет 111 м, что уступает лишь высоте купола собора Св. Петра в Ватикане. Диаметр купола — 478 м, включая знаменитую Галерею шепотов. Сделанный из камня и свинца, он весит тысячи тонн; из них 850 тонн приходится на фонарь купола.
Прежде чем подняться к смотровой галерее, хорошенько ознакомьтесь с нижней частью собора, где установлены прекрасные решетки из кованого железа, отгораживающие хоры. Они были выполнены Жаном Тижу, одним из беженцев-гугенотов, которые так обогатили культурную и художественную жизнь Британии. Другой иностранец, резчик из Роттердама Гринлинг Гиббоне (1648—1721), украсил скамьи хоров и ограду органа резьбой, выполненной по эскизам Рена.
Тел.: 020-72364128; Закрыто в вс., кроме службы; Вход платный; Ближайшее метро — «Собор Св. Павла».
Соборы в Петербурге
Сейчас здесь более 10 Петропавловских церквей, среди которых две известны не только паломникам, но и туристам.
В Петропавловской крепости
Петропавловский собор Санкт-Петербурга
Это не только самый старый собор Апостолов города святого Петра: эта церковь – вообще первая, построенная в небольшой тогда крепости. Первоначально Петропавловский – небольшой, деревянный со скромной звонницей, где, однако же, звонили каждый час колокола, отмечая время. Впоследствии на башне собора появятся часы – на голландский манер.
Изначальная задумка царя Петра – сделать собор не просто главной церковью строящейся столицы, но вообще главным храмом государства. Именно поэтому он заботился о его строительстве буквально до последних дней жизни. Незадолго до смерти императора удалось, наконец, достроить колокольню, высота которой (на 32 м выше Московского Ивана Великого) была для царя очень важна, так как тем самым утверждала статус столицы. А вот сама церковь закончена была уже к 1730-м. К этому времени здесь уже погребли ее основателя, Петра Великого.
Интересный фактВпоследствии собор сделался усыпальницей императорской семьи, исключая лишь Петра II, внука преобразователя: из императоров он единственный похоронен в Архангельском соборе Кремля, с русскими правителями допетровского времени.
А вот стать главным для страны Петропавловскому было не суждено: все императоры для венчания на царство продолжали ездить в древний Успенский собор Москвы. Собор же в Петропавловской крепости был своего рода лицом Российской империи:
- здесь хранили трофейные знамена – свидетельства победы русского оружия; даже иконостас по стилю напоминает триумфальную арку победителей;
- высокий шпиль, часы, делавшие Петропавловский похожим на церковные и даже светские здания Западной Европы, символизировали Россию как европейскую державу;
- венчавший собор ангел с крестом как бы благословлял весь город.
Как совершаются богослужения
Понятно, что церковь со столь выраженной имперской символикой после 1917 г. богоборцы закрыли одним из первых. До настоящего времени это – собственность Музея истории Петербурга, впрочем, как вся крепость. Служить здесь разрешили с 1990 г., когда после десятилетий перерыва начались панихиды по императорам России. С 2000-х совершаются также службы по воскресеньям, праздникам. Но большую часть года, Петропавловский – скорее туристический объект.
Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Соборная площадь 1.
В Петергофе
Собор святых апостолов Петра и Павла в Петергофе
Этот пятиглавый храм стиля русского зодчества XVI—XVII вв. виден издалека. Яркий, нарядный, с широкими крытыми галереями, с которых открывается великолепный вид – таков этот собор. Он – также «царский», но уже один из последних, построенных при непосредственном участии императорской семьи. Его закладка состоялась в 1894, а великое освящение – 25 июня 1905 г. Соборный храм Петергофа пребывал таковым лишь около 25 лет: с 1937 г. его окончательно закрыли, планировали снести, несмотря архитектурную ценность. Однако намерениям безбожников помешала война.
После нее сильно пострадавший от бомбежек собор с полуразрушенной колокольней, наконец, оценили по крайней мере как архитектурный памятник с 1970-х. После реставрации планировалось открыть здесь концертный зал, однако с 1994 г. поруганная святыня передана Церкви.
Службы проходят ежедневно
С момента, когда храм был передан верующим, службы здесь идут ежедневно с 9 и 17 ч.
Сейчас этот храм, кроме центрального придела Апостолов, имеет еще три: мц. Ксении, блаж. Ксении Петербургской, блгв. Александра Невского. Дореволюционные святыни, например, серебряное Распятие, утрачены.
Внутри храма
Все пространство церкви едино, но отчетливо делится на части посредством архитектурных элементов. Есть неф, хоры, несколько часовен в честь различных святых. Своды хора декорированы мозаикой, созданной в XIX веке художником Уильямом Блейком Ричмондом. Интерьер имеет много резных и кованых деталей.
Купол опирается на 8 арок, над которыми проходит карниз, служащий основой для Шепчущей галереи. Это круговая галерея единственная из трех галерей расположена внутри собора. Шепчущей ее назвали потому, что любые слова, произнесенные на ней тихо или шепотом, из-за удивительных акустических свойств можно расслышать в любой ее точке.
Купол украшен картинами Торнхилла, а внутреннее пространство церкви — скульптурами Гринлига Гиббонса. В южном приделе находится копия полотна Уильяма Холмана Ханта «Свет мира», в северном приделе — статуя Мадонны с младенцем работы Генри Мура. В крипте размещено около 200 памятников и захоронений, в том числе адмирала Нельсона и победителя битвы при Ватерлоо герцога Веллингтона, а также создателя собора архитектора Кристофера Рена.
Paul Hudson
Апсида
В апсиде лик Иисуса изображен трижды: на мозаичном панно среди архангелов, на стекле витража и на балдахине алтаря. Мессия не стоит, а идет навстречу прихожанам, двигается по серебряному куполу алтаря. Скульптурное изображение оригинально: Иисус — с Крестом распятия — в одной руке, а другой он осеняет Крестным Знамением.
На фреске Всевышний показан как Бог-сын и Бог-отец в одном лице. Скульптура Исуса с изображением мученической смерти на кресте отсутствует. Распятие можно увидеть только на одной из мозаик. Американская мемориальная часовня находится сразу за алтарем. Она посвящена героям США, погибшим за Англию в годы Второй мировой войны.
О месте Церковь Св. Павла
Постройка Церкви Св. Павла или Айя-Кириаки на острове Кипр в Пафосе датируется 8 веком нашей эры. Ее еще называют церковью Панагии Хрисополитиссы в честь Богородицы Золотого города. Возведена она была на руинах византийской базилики, построено еще в 4 веке крестоносцами. Недалеко от церкви в Пафосе находился некогда дворец, принадлежащий епископу, и в ходе разрушительных нападений арабов не стало обеих построек. Кое-что все же осталось и это кое-что – это ценная напольная мозаика 4 века, а также несколько колонн, которые стоят отдельно от церкви. Среди них и стоит колонна св. Павла. Именно к ней в 1 веке великомученик был привязан и тут его истязали римляне, как говориться в легенде бичевали его плетью в три косы «из сорока без одного» удара. Колонна св. Павла в Пафосе имеет не грандиозный вид – это всего лишь небольшой двухметровый обломок белого цвета. Под колонной – табличка, а над ней — раскидистое дерево. Сегодня церковь св. Павла в Пафосе является действующей и каждый желающий может беспрепятственно в нее войти. Разрешается даже осуществлять фото- и видеосъемку, но только не во время службы. Закрыт доступ туристам на территорию, где сейчас находятся остатки языческих сооружений. Издали можно понять, что сооружения эти были куда более масштабнее и величественнее христианского храма. Колонна Св. Павла находится в дальней части церкви. Она, и еще несколько других колонн, сохранилась от римского форума. История гласит, что битый апостол Павел прибыл на остров Кипр в город Пафос, чтобы проповедовать христианство. Ему воспрепятствовали римляне, они схватили его и доставили к местному проконсулу. В свою очередь, проконсул Сергий Павел приказал высечь проповедника. Однако, как указано в Новом завете, св. Павел, будучи на Пафосе, ослепил языческого жреца, а позднее обратил в христианство самого правителя Кипра Сергия Павла. Были времена, когда Церковь Св. Павла или Айя-Кириаки использовалась и католической, и англиканской общинами совместно. Сегодня же храм принадлежит англиканцам. Интересным фактом является то, что по развалинам в этой местности бродят коты, причем их количество просто невероятное. Ведут они себя надменно, и угощать их чем-либо совершенно бесполезно. Неподалеку от церкви находятся катакомбы Св. Соломона, где можно увидеть древние фрески 12 века.
Opening times and ticket prices
Like with all of London’s major tourist attractions, St Paul’s Cathedral has a number of peak and off-peak times. Obviously weekends and school holidays are going to be much more popular and see an influx of visitors. So you should look to plan your visit for midweek, bear in mind that the cathedral is only open for worship on Sundays.
Between Monday and Saturday, St Paul’s opens its door at 08:30 BST for sightseeing with the galleries opening to visitors at 09:30. The last entry is 16:00 with the galleries closing at 16:15 and sightseeing shutting 15 minutes after that.
Unlike some attractions in the capital, ticket prices at St Paul’s are not affected by peak and off-peak parts of the year.
If you decide to purchase your ticket online you will be eligible for a fast-track entry. Add Gift Aid to your admission and you will be entitled to 12 months free admission to the cathedral.
История
Собор торжественно освятили в день рождения его архитектора Кристофера Рене 20 октября 1708 года. В этот день Рене исполнился 76 год, а открытие лондонского собора стало вершиной его жизни и замечательной успешной карьеры.
Дату официального открытия занесли в документы, хотя фактически собор открыл свои двери прихожанам ещё в 1697 году, и с тех пор в нём регулярно проводились богослужения.
История проектирования, как и история предыдущих храмов, была полна драматизма, и Рене пришлось 4 раза менять первоначально задуманный проект. Последние изменения внёс лично король Карл II, и собор в Лондоне увенчался огромным куполом, очень схожим на купол Собора Петра в Ватикане.
Если рассматривать конструктивные особенности, то под монументальным куполом разместились три галереи, шепчущая внутри здания, и две снаружи — получившие наименования золотая и каменная.
Своим оригинальным наименованием первая галерея обязана тому, что при проектировании и строительстве не учли особенности акустики. Слово, произнесённое даже шёпотом, многократно отражается от стен, так что человек, стоящий в конце галереи, легко услышит своего собеседника, стоящего от него на десятки метров.
Высота Собора 111 метров, а в его колокольнях установлено 17 уникальнейших колоколов, в том числе знаменитые «Great Paul» и «Great Tom». Отметим, что 16-тонный «Большой Пол» самый крупный колокол Англии. Алтарь украшен резной позолотой, а в его центре находится большое распятие и скульптуры святых.
Для оформления фасада Рене архитектурные элементы популярного на то время витиеватого и вычурного архитектурного стиля барокко, благодаря чему собор стал одним из красивейших в мире.
Церковь Святых Петра и Павла (Петрикирхе)
Невский пр., д. 22 — 24, лит. б
Церковь Святых Петра и Павла широко известна как Петрикирхе – «Церковь Петра» в переводе с немецкого. Эта лютеранская церковь в самом центре города появилась при Петре II, который в 1727 году подарил немецкой лютеранской общине кусок земли на Невском проспекте. Через год, в день святых апостолов Петра и Павла, церковь заложили, а еще через два года освятили – это случилось в день празднования 200-летия Аугсбургского исповедания.
Первое здание было кирпичным, имело деревянную башенку и вмещало 1500 человек. До нашего времени оно не дошло. В течение 100 лет церковь обветшала, и в начале 1832 года община объявила конкурс на создание нового проекта. Лучшей работой был признан вариант заслуженного профессора архитектуры Императорской Академии художеств Александра Брюллова, старшего брата знаменитого художника Карла Брюллова.
В августе 1833 года заложили новое здание. В интерьере и архитектуре новой церкви сочетались романские, готические, ренессансные и античные мотивы.
В начале и середине XX века Петрикирхе использовалась как складское помещение сначала для театральных декораций, потом для овощей. В эти годы церковь даже была переоборудована под плавательный бассейн. Была существенно изменена планировка и утрачен интерьер.
Немецкой лютеранской общине удалось вернуть себе церковь только в 1990-е годы. Помимо богослужений здесь проходят благотворительные концерты, экскурсии в музей «Катакомбы» (1 этаж), курсы по изучению немецкого языка. А третий этаж административной (задней) части здания переоборудован под германо-российский центр встреч.
Галереи St Paul’s Cathedral
А ведь этого великолепного купола могло и не быть.
В куполе расположены три галереи: Галерея шепота (Whispering Gallery). К ней ведут 259 ступенек и лифт для инвалидов. Она потрясает тем, что слова, сказанные на одной стороне галереи купола, будут слышны на другой.
Вид с галереи шепота (виртуальная экскурсия)
Следующая галерея — Каменная галерея (Stone Gallery). До нее можно добраться только по винтовой лестнице, преодолев 378 ступенек. С этой галереи открывается прекрасный вид на город.
Вид с каменной галереи.
А если вы преодолеете целых 530 ступеней, то окажетесь на Золотой галереи (Golden Gallery), на высоте 85 метров над землей.
Оттуда открывается просто потрясающий вид на город.
Tate Modern и мост Миллениум
Tate Modern
Осмотр стоит начинать с крипт, не забыв прихватить с собой аудиогид. Так как внутри фотографировать запрещено, то запечатлеть всю грандиозность Собора изнутри нельзя. Но на официальном сайте есть .
Это один из самых больших соборов в мире: его длинна – 180 метров, высота до креста — 120 метров.
Собор св. Павла в фактах
- Купол. Купол собора – тройной. Снаружи видна только внешняя свинцовая оболочка – она лежит на деревянном каркасе. И этот каркас, и многотонный фонарь опираются на кирпичный конус, мягкой полусферой перекрывающий внутреннее пространство.
- Внешний купол. Свинцовое покрытие внешнего купола лежит на легком деревянном каркасе (диаметром 30,8 метров). Величественный купол возвышается на вытянутом вверх барабане и по высоте уступает лишь куполу собора Св. Петра в Риме.
- Высокий барабан. Возведенный Реном купол поднят на очень высокий барабан. Эта конструкция и создает запоминающийся силуэт собора.
- Классический силуэт. В проект купола часто вносились изменения. В результате увенчанный шпилем готический силуэт был заменен формой к классическом стиле, которая и завершила монументальную композицию.
- Световой фонарь. Фонарь весом 836 тонн опирается на кирпичный конус купола. Архитектурная форма фонаря повторена в двух башнях-колокольнях.
- Верхние окна. Прямой свет попадает в собор сквозь высокие окна барабана, а косвенное освещение проникает через круглые окна фонаря и отверстие в вершине внутреннего купола.
- Главное средокрестие. Здесь проходят церковные службы и совершаются важные государственные церемонии. Тщательный расчет конструкции средокрестия позволил равномерно распределять давление купола: значительная нагрузка была перенесена на пилоны, между которыми расположены капеллы и лестницы.
- Боковые фасады. За высокими декоративными стенами боковых фасадов скрыты контрфорсы, которые поддерживают стены вытянутого в длину нефа. Рен тщательно просчитывая пропорции фасадов, сопоставляя их с общим объемом собора, чтобы объединить все части в одно целое.
- Башни. Башни, несомненно, не соответствуют стилю портика и купола, однако, благодаря искусству Рена органично вписываются в облик собора.
- Западный фасад. Главная ось, идущая с востока на запад, сдвинута относительно оси Старого собора таким образом, что во время пасхального богослужения рассветные лучи солнца освещают алтарь, символизируя воскресение Христа.
- Колонны. Спаренные колонны портика сменяются двойными пилястрами башен, зрительно соединяя центральную и боковую части храма.
- Фронтон. Фронтон, закрывающий проем между скатами крыши, — типичный прием классической архитектуры. Мастера барокко использовали его как внешнее, чисто декоративное украшение, маскирующее утилитарное назначение строительных конструкций.
- Рельефы на фронтоне. На фронтоне портика изображена сцена обращения св. Павла в христианство после того, как ему было видение на пути в Дамаск.
- Св. Павел. Верхняя часть фасада украшена статуями. Над центральным портиком – фигура св. Павла, по сторонам от нее изображения св. Иоанна и св. Петра.
Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере
Paintings and Frescoes
Three large paintings in the Cathedral represent scenes from Christ’s crucifixion and death. The Entombment, a painting in dark tones depicting the preparation of Jesus’ body after his death, was painted by 19th century artist Theodule-Augustin Ribot. Two other paintings are The Crucifixion by Minnesota native Nicholas Richard Brewer and The Descent from the Cross (1867) by Karl-Ernest-Rodolphe-Heinrich-Salem Lehmann. More recent additions are two frescoes painted by Minnesota artist Mark Balma in the mid 1990s. One tells the story of Bishop Joseph Cretin’s arriving at his newly created diocese in 1851. The other fresco depicts Archbishop Ireland leading a procession for the first Mass in the Cathedral of Saint Paul on Palm Sunday 1915.
Когда на Руси стали появляться первые церкви, посвященные первоверховным апостолам
Очевидно, что это происходило сразу по принятии русичами христианства. Известно, что икона святых пребывала сначала в Киеве, позже – попала в Софийский собор Новгорода, второго духовного центра православной Руси. Там же около 1185 г. открылась, возможно, первая здесь иноческая обитель, посвященная Апостолам. В первые после Крещения десятилетия основаны также:
- монастырь св. Петра в Ростовской земле;
- Брянская Петропавловская обитель.
Из ныне действующих древних Петропавловских один из самых старых – в Смоленске, именуемый «на Городянке». Время его основания – середина XII в.
Интересный фактОсобенно много церквей Апостолов возводили тезоименитые им русские цари, особенно – Петр I, усердием которого выстроено не менее 7-10 Петропавловских церквей городов Азова, Брянска, Полтавы, Петрозаводска, Казани. Однако больше всего их, конечно, в Петербурге, который посвящен небесному покровителю царя.
Достопримечательности Кафедрального Собора Св. Павла – что посмотреть?
Главная и самая широко известная достопримечательность собора – купол, возвышающийся на окруженном многочисленными колоннами барабане. Внешне он напоминает купол Собора Св. Петра (Рим, Ватикан), уменьшенный в диаметре до 32 м. Однако в конструктивном плане он существенно отличается, поскольку является двойным. Верхний купол рассчитан на внешнее обозрение и воздействие, поэтому покрыт свинцовыми защитными пластинами (это покрытие по сути можно считать третьим ярусом купола) и закреплен на скрытом от глаз кирпичном конусе. Под ним находится второй, внутренний купол, имеющий отверстие по центру для проникновения внутрь света. Внутренняя часть купола покрыта росписями Джеймса Торнхилла из жизни апостола Павла.
Уже более 300 лет возвышается над лондонской застройкой купол этого собора, продолжая и сегодня оставаться одним из самых высоких во всем мире. Но не только в этом причина того, что Собор Св. Павла стал одной из самых известных и узнаваемых достопримечательностей столицы Великобритании. Это становится понятным при более близком рассмотрении собора снаружи и изнутри.
Фасад собора
К куполу собора ведет высокая лестница из 530 ступенек, начинающаяся в восточном углу его южного крыла. Преодолев из них первые 259, вы попадете в «Галерею Шепота», названную так из-за производимого там звукового эффекта. Уникальная акустика галереи позволяет слышать шепот на расстоянии 32 м (именно такое расстояние между двумя противоположными стенами зала). Еще 119 ступенек вверх – и вы в «Каменной галерее», открывающей с высоты превосходные панорамные виды Лондона. Те, кто сумеет преодолеть последние 152 ступеньки, смогут попасть в наиболее высоко расположенное место собора – «Золотую галерею» и посмотреть на Лондон оттуда, с высоты в 85 м.
Интерьер собора оформлен довольно сдержанно, в полном соответствии с традициями англиканской церкви. Здесь вы не встретите столько декоративного антуража, как в крупных католических храмах. Зато архитектурные формы, линии, детали, их исполнение – поистине великолепны. Очень ценными с художественной точки зрения элементами являются здесь ажурные кованые решетки и другие декоративные элементы из металла, созданные Жаном Тижу. Украшенные резьбой деревянные скамьи в хоре, выполненные рукой известного английского мастера по дереву Гринлинга Гиббонса. Специально изготовленный для этого собора в 1694 году орган, который и сегодня считается одним из наилучших в Англии.
Вид собора в ночной иллюминации
Во внутреннем оформлении стоит также упомянуть превосходную резьбу по камню, великолепие балюстрад, картину Холмана Ханта «Светоч миру», скульптуру Генри Мура «Мать и дитя» и некоторые другие произведения. Для того чтобы лишить собор присущей ему холодности и строгости интерьера, в 19 веке его дополнительно украсили мозаичными панно на хорах, весьма органично вписавшимися в шедевр Рена. Но все они меркнут перед великолепием памятников, которые можно увидеть на крипте собора.
Крипта Собора Св. Павла является местом последнего пристанища многих выдающихся граждан страны. Здесь расположено более 200 надгробий и превосходных высокохудожественных памятников, погребены такие люди, как Уинстон Черчилль, адмирал Нельсон, лорд Веллингтон, художники Генри Мур, Джозеф Тернер, Джошуа Рейнолдс, поэт Джон Донн, Александр Флеминг, Лоуренс Аравийский, а также многие-многие другие. В том числе и сам создатель этого грандиозного сооружения – Кристофер Рен, чью могилу вместо памятника украшает эпитафия, гласящая, что тем, кто ищет здесь памятник, стоит просто оглядеться вокруг. Надгробным памятником автору служит его главное произведение – Собор Святого Павла.
Купол собора
Стоит также упомянуть, что в Соборе Св. Павла, являющемся духовным центром Лондона, проходят очень многие значимые для столицы и всей страны в целом события – похороны премьер-министра Уинстона Черчилля и лорда Веллингтона, юбилей королевы Виктории, венчание принца Чарльза и Дианы Спенсер и др. Совсем недавно – 17 апреля 2013 года – в Соборе Святого Павла состоялось прощание с Маргарет Тэтчер, первой и пока единственной в истории Великобритании женщиной премьер-министром.
Архитектура[править | править код]
Собор Св. Павла в Лондоне в отношении архитектурной композиции и стиля представляет собой уникальное сооружение. Он не повторяет ни один из храмов мира, хотя и задумывался как символ противостояния англиканской церкви римско-католическому миру, о чём косвенно свидетельствует и «перекличка» имён святых покровителей римского и лондонского храмов. Архитектурный стиль собора атрибутируют как «барочный классицизм». Создатель храма, сэр Кристофер Рен, в Италии не был и считал себя продолжателем традиций французского зодчества. В созданном им оригинальном стиле Рен пытался соединить особенности средневекового романо-готического строительства и элементы французского классицизма «большого стиля» эпохи Людовика XIV. В 1665 году он посетил Францию. В Париже встречался с Ж. Ардуэн Мансаром и Дж. Л. Бернини. Рен, по его словам, привёз в Лондон большое количество гравюр с изображением «величественных французских зданий, орнаментов и гротесков, в которых французы превзошли даже итальянцев».
Король Карл II, при котором началось строительство храма, скончался в 1685 году и основное строительство велось при королеве Анне (1702—1707). Поэтому и архитектурный стиль того времени, в котором соединились классицистические и барочные влияния, в английской историографии часто именуют стилем королевы Анны. В процессе проектирования Рен взял за основу так называемую французскую схему: тип крестово-купольного храма, «греческие» портики, но по-барочному двухэтажные, со сдвоенными колоннами, «готические» башни по сторонам главного фасада и «римский купол». Всё это архитектор смешал, как он сам определил, «для разнообразия». Купол с крестом достигает высоты 111 м (высота креста ватиканского храма 142 м). Собор имеет нартекс с двумя симметричными капеллами по сторонам и тройной неф. Трансепт завершён полукружиями капелл. Огромное средокрестие венчается куполом, внутреннюю поверхность которого Рен предполагал украсить мозаиками, но в итоге купол расписал техникой гризайль академический живописец Джеймс Торнхилл(1716—1719). Восемь композиций изображают эпизоды из жизни Св. Апостола Павла.
Сэр Кристофер Рен, после своей кончины в 1723 году по древней традиции удостоился чести быть захороненным в построенном им соборе. Краткая эпитафия на надгробной плите гласит: «Si Monumentum requiris, circumspice!» (Если ищешь монумент — оглянись!).
Литература[править | править код]
- Atkinson, Frank (1985), St Paul’s and the City, Park Lane Press, London: Michael Joseph, ISBN 978-0-7181-2629-2 — With numerous photographic plates, both in colour, and black and white).
- Hood, Frederic (1967), The Chapel of the Most Excellent Order of the British Empire — With a foreword by Prince Philip. It contains 65 pages of mainly colour plates on glossy paper relating to St Paul’s Cathedral and is a republished section of the book published by the Oxford University Press.
- Owen, James (2010), Danger UXB, Little, Brown, ISBN 978-1-4087-0255-0 — contains a chapter on St Paul’s in wartime and the unexploded bomb which closed it
- Tatton-Brown, Tim & Crook, John (2002), The English Cathedral, New Holland Publishers, ISBN 978-1-84330-120-2
- Burman, Peter (1987), St. Paul’s Cathedral, Bell & Hyman, ISBN 978-0713526172