Успенская церковь в суздале: история, архитектура, фото собора

Воскресенская церковь


Воскресенская церковь.
1

Воскресенская церковь стоит на главной площади города, в непосредственной близости от Торговых рядов, в силу чего ее нередко называют церковью Воскресения на Торгу. Вместе с соседней Казанской церковью она образует единый храмовый ансамбль, создающий неповторимый колорит центра Суздаля.

Первое здание Воскресенского храма было деревянным, а значит, шансов уцелеть у него было мало. Так и случилось: в 1719 году деревянная церковь сгорела. Однако в течение всего одного года на ее месте был воздвигнут каменный храм. Но он был летний, неотапливаемый. Чтобы прихожане имели возможность молиться и зимой, в 1739 году рядом поставили парную теплую церковь – Казанскую.

Белоснежная Воскресенская церковь, безусловно, заслуживает того, чтобы взглянуть на нее хотя бы один раз. Особыми изысками она не обладает, но именно в этой лаконичности и заключается ее привлекательность. Рядом с храмом возвышается колокольня, шпиль которой напоминает шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. С этой колокольни вам откроется красивейший вид на Суздаль.

Адрес: Воскресенская церковь, улица Васильевская, Суздаль, Владимирская область, Россия.

Церкви, которые стоят в суздальских слободах

Замечательный «парный» ансамбль находится возле древнего Спасо-Евфимиевого монастыря, на центральной улице города. Летняя Смоленская церковь и зимний храм святого Симеона появились в слободе почти одновременно, на рубеже XVII-XVIII веков.

Вид на храм святого Симеона (слева) и Смоленскую церковь (справа)

Несколько веков назад на этих землях жили крестьяне, которых привезли из монастырских вотчин. В Суздале они выполняли нужные для города работы, переучивались и становились ремесленниками, каменщиками и кирпичниками.

Бывшие хлебопашцы скучали по родным местам, поэтому здешнюю слободу называли «Скучилово» или «Скучилиха». По другой версии необычное название возникло потому, что в слободе «скучивались» обозы, которые везли товары из Москвы, Шуи, Костромы и Ярославля.

Вид на храм Ильи Пророка

На противоположном берегу Каменки, на Ивановой горе возвышается старинный храм Ильи Пророка. Церковь стоит на высоком двухсветном кубе, что довольно редко встречается в архитектуре Суздаля. Ажурная колокольня Ильинской церкви была восстановлена в 2010 году.

В бывшей Кожевенной слободе, на окраине Ильинского луга, красуется «парный» ансамбль храма Рождества Иоанна Предтечи и Богоявленской церкви. Они расположены неподалеку от низкого правого берега реки Каменка.

Вид на Рождественскую церковь (слева) и Богоявленскую церковь (справа)

Рождественская церковь была построена в 1739 году, а второй храм – в 1781 году. Деньги на строительство обеих церквей собрали сами прихожане. Любители русского зодчества приезжают сюда, чтобы полюбоваться на смешение архитектурных стилей, типичных для России XVII-XVIII веков.

На окраине города, в месте, где раньше располагался Андреевский монастырь, можно увидеть другой храм бывшей Кожевенной слободы – Тихвинскую церковь. Православную обитель сожгли во время нашествия поляков, а каменный храм построили в конце XVII века. Церковь ждала непростая судьба, и до наших дней старое здание сохранилось с большими утратами.

Вид на Тихвинскую церковь

Память о другой разрушенной христианской обители Суздаля хранят церковь Ризоположения и Знаменский храм. Они стоят на крутом берегу небольшого притока Каменки – речки Мжары. Очень давно здесь находились деревня Пинаиха и Введенский женский монастырь. Православную обитель стерли с лица земли во время нашествия татаро-монголов в начале XIII века, а деревня в конце XVII столетия вошла в состав города. По ее названию местность стали именовать «Пинаевой стороной».

Вид на Знаменский храм (слева) и церковь Ризоположения (справа)

Возле Музея деревянного зодчества, на Борисоглебской стороне, возвышается краснокирпичный храм Бориса и Глеба. Это все, что осталось в Суздале от старого Борисоглебского монастыря.

Одноглавая Космодемьянская церковь и стройная шатровая колокольня стоят на возвышенности, которую с древних времен называют «Яруновой горой». Красивый храм отлично видно с большого моста через реку Каменку.

Вид на церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне

В бывшей Никольской слободе сохранился «парный» ансамбль из Петропавловской церкви и Никольского храма. Раньше здесь находился женский Покровский монастырь. Именно в эту обитель в 1698 году Петр I сослал свою жену, неугодную царицу Евдокию Лопухину.

Вид на Козьмодемьянскую церковь на Яруновой горе

За несколько столетий в Суздале были построены самые разные храмы – одноглавые и пятиглавые, бесстолпные и двухстолпные, кубические, «клетские» и ярусные. Строители использовали различные архитектурные приемы и декоративную отделку. Почти ко всем церквям они пристраивали высокие колокольни с необычным шатром-дудкой, характерным только для Суздальского края.

Вид на Петропавловскую церковь (справа) и Никольскую церковь (слева)

Надо отдать должное суздальским зодчим, они были настоящими мастерами! Несмотря на кажущийся разнобой в формах, силуэтах и стилях, все храмы старинного города отличают удивительная красота и природное чувство меры.

← СУЗДАЛЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

Приходская паломническая поездка в Суздаль. 10 апреля 2021 г.

При слове «Суздаль» в моем воображении возникает что-то исконно русское — леденцово-пряничное, со вкусом медовухи и запахом солений, побрякивающее колокольцами лошадиных упряжек и с нескончаемой вереницей куполов церквей, гармонично вплетающихся в пейзажи нашей средней полосы.

Да, собственно, так и есть. И убедиться в этом могла вся наша многочисленная (45 чел) группа прихожан храма Фёдора Ушакова и примкнувших к ним — родных, друзей и знакомых…

Небо подарило нам в этот день не только воплощение насыщенной программы, но и изумительную погоду, приветственный перезвон колоколов и даже весьма неожиданный песенный подарок в Спасо-Евфимиевом монастыре. «О, Всепетая…. » святителя Николая Сербского унеслась вместе с голосами певчих и нашими душами под высокие своды Спасо-Преображенского собора с великолепной акустикой и богатой росписью 16 века. Пожалуй, это было лучшее песнопение в моей жизни…

Поездка ставила перед нами весьма сложную задачу — посмотреть Суздаль за один день. Кто бывал здесь, скажет — это не возможно, ведь в городе 45 церквей, несколько монастырей, Кремль. И все же нам удалось сделать почти невозможное — максимально значимое и красивое было охвачено, а особо резвым и бесстрашным покорилась даже смотровая площадка 72 метровой Преподобенской колокольни Ризоположенского монастыря — самой высокой точки города, с которой можно было обозреть весь город с высоты птичьего полёта…

Было интересно отследить сверху уже пройденный нами путь — от Суздальского Кремля с монументально величественным собором 13 века, с росписями разных эпох; мимо 6 церквей различных архитектурных стилей, расположенных вдоль дороги; по площади и торговым рядам с изделиями народных промыслов, заготовками грибов и ягод; мимо вереницы конных экипажей к тому, что ещё предстояло посетить — два значимых для Суздаля монастыря — Покровского и Спасо-Евфимиева .

В первом — белокаменном, в котором нашли вечный покой сосланные в разное время именитые представительницы знатных фамилий, нас ждала постная трапеза в русской бревенчатой избе, добавляя национального колорита и обращая наш взор в прошлое. Второй монастырь — Спасо-Евфимиев по красоте, значимости и масштабности представленных музейных экспозиций посоперничает с Суздальским Кремлём, да и многими монастырями Руси.


Окруженный величественными крепостными стенами, он хранит в себе много тайн, раскрывают которые, унося нас в былое, различные тематические выставки.

На такое место по сути надо потратить целый день, но и за час мы успели многое. Насладившись поистине ангельским песнопением и перезвоном колоколов на внушительной звоннице, все разошлись в разные стороны.

Меня привлекла экспозиция икон, церковной утвари, украшений, шитья, исполненных в русских традиционных художественных стилях.

Честно говоря, я была потрясена великолепием коллекции и вспомнила музей икон в Екатерининском монастыре на горе Синай в нашу поездку в Египет.

Поразило обилие образов Владимирской иконы Божией Матери и редкий Корсунский образ, который по легенде был подарен князю Владимиру при крещении — не знак ли это нам — какую икону поместить в иконостас нового строящегося храма…

Церквей в городе неимоверное количество, пересчитывая увиденные по памяти, я все время сбивалась со счета — 10…15… 20, но посмотрели мы вблизи или вдали более половины в городе — 26. Поклонились мы и мощам почитаемых суздальских святых — Ефросиньи, Софии, Евфимия, первых епископов Суздаля…

Последней жемчужиной нашей поездки были церкви на выезде из Суздаля — в Михалях

Я обратила на них внимание ещё при составлении программы. Построенные в разных веках и стилях в тихом уединенном месте, восстановленные за каких-то 17 лет — они являют собой яркий пример разнообразия русского церковного зодчества и возможностей трудов человеческих во Славу Божию

Неожиданно на встречу к нам вышла хранительница этого удивительного места и провела мини-экскурсию по храму Архангела Михаила 17 века, а до храма 1904 года постройки в честь Александра Невского дошли самые стойкие, оценив псевдорусский стиль из красного кирпича с элементами мозаики и изразцов во всем его великолепии — в лучах заходящего солнца на фоне зелени сосен…

Домой мы возвращались насыщенные кислородом и впечатлениями от пешей прогулки через весь город и отягощенные сувенирами и местными вкусностями…

Наталья Стрелкова,

Фото Наталья Стрелкова, Елена Соболева

Покровский женский монастырь — стоит на берегу реки Каменки города Суздаля

Покровский монастырь расположен на правом берегу реки Каменки с северной части Суздаля. Стоит женский монастырь с середины 14 века. Его основал князь Андрей Константинович.


Покровский монастырь расположен на правом берегу реки Каменки с северной части Суздаля

На самом деле в истории монастыря много тайн и загадок. Женский монастырь прославился местом заточения известных женщин своего времени. Здесь отбывали свои наказания княгини и царицы, а также дочери самых влиятельных людей русского государства.


Основал Покровский монастырь города Суздаля — князь Андрей Константинович

Отправляли сюда женщин по тем причинам, что они становились неугодными правящему государю. Специально, для каких женщин строили келлии, а хоронили их в подземном склепе под монастырским храмом.

Первой узницей этой обители стала — Соломония, это была жена великого князя московского Василия III. Василий третий отправил ее в монастырь, потому что объявил ее бесплотной, и там ее постригли в монахини.

Также в этом месте доживали свои дни дочери племянницы Ивана третьего, супруги Василия Шуйского и многие другие княжны. Много людей в настоящее время пытаются приехать в это место для того, чтобы увидеть древний русский город. А также побывать на территории монастыря, на котором находится красивый собор Покрова и высокая шатровая колокольня.


Покровский храм, который находится на территории монастырской обители в Суздале. Храм был возведен еще в XVI веке на деньги, которые были подарены князем Василием третьим

Храм был возведен еще в XVI веке на деньги, которые были подарены князем Василием третьим. В настоящее время сохранились святые ворота с Надвратной церковью Благовещения, и Зачатьевская трапезная церковь, которые стоят еще с самой постройки. Только когда сам побываешь в этом месте, сможешь ощутить всю широту и красоту русских православных монастырей.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь

Статья: Спасо-Евфимиева мужская обитель — монастырь-крепость

Спасо-Евфимиев монастырь с высоты птичьего полёта

Христианскую обитель основал в городе князь Суздаля и Нижнего Новгорода Борис Константинович, и произошло это в середине XIV века. Монастырь стоит на высоком левобережье Каменки, откуда древний Суздаль открывается как на ладони. Названа эта обитель в честь своего первого настоятеля – преподобного Евфимия, почитаемого всеми суздальцами святого. Архитектурные памятники монастыря уникальны и не имеют аналогов в русском зодчестве, и поэтому ЮНЕСКО внесло эту обитель в список Всемирного наследия.

Первоначально монастырь выполнял функции крепости, призванной защищать город от врагов. А со времен Екатерины II его использовали как тюрьму для инакомыслящих. Здесь провели свои последние дни декабрист Федор Шаховской, предсказатель Авель, несколько лидеров церковных сект и старообрядческие священнослужители. С 1923 по 1939 год обитель превратили в политизолятор, где отбывали наказание православные священники и противники советской власти.

Вид на постройки Спасо-Евфимиева монастыря

Позже в стенах монастыря содержали военнопленных. В 1943 году в обители находился немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс, плененный в битве за Сталинград. После войны монастырь отдали под воспитательно-трудовую колонию, в которой содержали несовершеннолетних преступников. В конце 1960-годов монастырские памятники отреставрировали и открыли здесь музей.

Главный храм обители – Спасо-Преображенский собор возвели в XVI веке, и его архитектура традиционна для белокаменного суздальского зодчества. Много путешественников приезжают сюда, чтобы увидеть уникальные фрески, сохранившиеся в этом соборе с XVII века. Их авторами являются знаменитые русские изографы Сила Савин и Гурий Никитин. Местом паломничества стал также мраморный склеп, установленный над местом захоронения князя Дмитрия Пожарского.

Вид на Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря

К архитектурным памятникам монастыря, помимо главного собора, относят также Благовещенскую надвратную церковь, трапезную церковь Успения и Никольский храм. Гости монастыря ежедневно могут слышать мелодичный колокольный перезвон, который раз в час звонари устраивают на высокой колокольне. Кроме храмов, туристы имеют возможности посетить старый тюремный корпус, где со времен Екатерины II до середины прошлого века содержались заключенные.

Монастырь находится на пл. Ленина. Музеи на его территории открыты для гостей ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.

Район Михали


Район Михали.

1

В давние времена на этом месте в юго-восточной части Суздаля располагалась слобода, принадлежавшая сыну Юрия Долгорукого – князю Михаилу. Ее так и назвали – Михайловская. В 1970-е годы село Михайлова Сторона вошло в состав города. Фактически это небольшой микрорайон, состоящий всего из трех улиц. Жители Суздаля называют его Михалями.

На машине попасть в Михали можно лишь по объездной дороге. Пешком ближе – от Васильевского монастыря, по пешеходному мосту через Каменку и далее по живописной извилистой тропинке. В силу удаленности Михалей гости из города добираются сюда нечасто, и в этом есть свои плюсы. Место это остается тихим и спокойным. По сути это деревня в городской черте.

Двигаясь по тропинке, ведущей от Васильевского монастыря, вы издалека заметите главные достопримечательности Михалей – великолепную церковь Архангела Михаила, оформленную в том же стиле небольшую церковь Флора и Лавра и стоящий чуть в стороне храм Александра Невского. Все три церкви были недавно отреставрированы, а их территория облагорожена. Ровные газоны, клумбы, скамейки, молоденькие сосенки – одним словом, идеальное место, что бы провести несколько часов в покое и умиротворении.

Адрес: Храм мучеников Флора и Лавра, Михайловская улица, Суздаль, Владимирская область, Россия.

Архитектура и памятники Суздаля

На улицах Суздаля можно увидеть прекрасно сохранившиеся посадские и купеческие особняки, торговый пассаж, оригинальные инженерно-технические сооружения. Именно поэтому город облюбовали кинематографисты. Здесь снимались «Женитьба Бальзаминова», «Финист – Ясный сокол», «Чародеи» и многие другие замечательные фильмы.

Торговые ряды

Адрес: ул. Ленина, 63А. Остановка транспорта «Торговая площадь».

Главную площадь города украшает великолепный архитектурный ансамбль Торговых рядов. Суздальский Пассаж возведен в начале XIX в. в модном тогда стиле ампир. От центрального портала с воротами, увенчанного высоким шпилем, расходятся крылья галерей, своды которых поддерживают арки и парные колонны. В 30-х годах прошлого столетия южные галереи снесли по решению властей. Однако через полвека симметрия комплекса была восстановлена во время реставрационных работ. Сегодня Торговые ряды вновь входят в число главных местных достопримечательностей.

Мемориал Д.М. Пожарского

Адрес: Территория Свято-Евфимиевского монастыря. Остановка транспорта «Сквер им. Пожарского».

История родовой усыпальницы князей Пожарских наглядно показывает, насколько коротка людская память. Князя Дмитрия, возглавившего с Кузьмой Мининым ополчение, изгнавшее из России польских захватчиков, величали спасителем Отечества. Однако не прошло и столетия, как усыпальницу княжеского рода на территории Спасо-Евфимиевского монастыря снесли по указанию тогдашнего архимандрита Ефрема. Для восстановления исторической справедливости понадобилось вмешательство царственных особ. На пожертвования великих князей и средства, собранные по всероссийской подписке, зодчие возвели мраморный мавзолей, украшенный тонкой резьбой и мозаиками. Но большевики, пришедшие к власти, в 1933 г. разобрали уникальное сооружение, а место захоронения князя и его потомков, сравняли с землей. Мемориал восстановили уже в новейшее время. Летом 2009 г. прошел обряд освящения заново отстроенной часовни-усыпальницы.

Памятник А. Лебедеву

Адрес: пересечение улиц Ленина и Кремлевская. Остановка транспорта «Торговая площадь».

Самым известным среди суздальских литераторов считается Алексей Лебедев. Замечательный поэт-маринист, написал много удивительных стихов, воспевающих море и быт моряков. Вполне возможно, что он смог бы войти в сонм классиков советской литературы. Однако, жизнь морского офицера-поэта, члена Союза писателей СССР унесла ВОВ. Летом 2008 г. в Суздале торжественно открыли памятник А. Лебедеву. Скульптура отлита из бронзы.

Пожарная каланча

Адрес: ул. Лебедева, 1. Остановка транспорта «Торговая площадь».

В 1890 г. в Суздале, страдавшем от частых пожаров, наконец-то появилось полноценное подразделение огнеборцев, для которых построили специальное здание. Правда, средств на возведение наблюдательной башни не хватило. Она появилась в городе только спустя 11 лет. Каланча, больше напоминающая внешне маяк, сразу стала одной из достопримечательностей полиса. Через столетие одноэтажное здание пожарной части обветшало. Особняк снесли, а на его месте возвели новый по чертежам вековой давности. Поэтому первоначальный облик во всем комплексе сохранила лишь отреставрированная каланча.

Водонапорная башня

Адрес: ул. Ленина, 45. Остановка транспорта «Улица Пушкарская».

Суздаль поистине уникальный город! Здесь даже обычный инженерный объект часто внешне выглядит как памятник старины глубокой. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на здание водонапорной башни. Четырехэтажное кирпичное сооружение, накрытое шатровым куполом, уместно смотрелось бы в любом средневековом фортификационном комплексе. Сегодня в здании, возведенном более столетия назад, располагается обувной бутик.

Как добраться до Суздаля

Суздаль древний как мир. Ну почти. В летописях о нём есть уже упоминания в XI веке. Практически российский Рим. И не меньше достопримечательностей. До величественного Суздаля от Москвы рукой махнуть — 230 километров, спокойно можно поехать на выходные. Есть два простых способа до него добраться. Вариант пешком не включаем, но так, на заметку, если вам выпали длительные выходные и хочется приключений. Вариант с поездом до Владимира и потом с автобусом до Суздаля тоже не рассматриваем — зачем тратить драгоценное время.

На автомобиле: просто сел в машину и поехал. Самый быстрый и комфортный способ. Ещё есть кондиционер и можно останавливаться по дороге и покупать пончики.

На автобусе: от станции «Щёлковская» ходит комфортабельный автобус прямиком в город. Цена 600 рублей. Примерно 4 часа в пути.

Смоленская церковь с колокольней

Рекомендовать место

12

1

В древнем Суздале привлекают внимание не только монастырские комплексы и Кремль, но и множество отдельно стоящих храмовых построек. Среди последних особо выделяется пятиглавая Смоленская церковь, создание которой относят к 1696-1707 гг

Церковь была построена на юго-востоке от Спасо-Евфимьева монастыря и освящена в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Храм выделяется своей массивностью и монументальностью. Основу постройки составляет почти правильный куб, который мог бы выглядеть несколько тяжеловесно, если бы не пять легких башенок (барабанов), украшенных куполами. Они устремляются ввысь, зрительно увеличивая высоту храма и компенсируя основательность нижней его части.

Смоленская церковь встречает гостей города, приезжающих в Суздаль со стороны Ярославля, видимо, поэтому отделке фасада с северной стороны уделено особое внимание. Северный фасад показывает «товар лицом»: его украшает дверной портал, окна декорированы наличниками особой формы с фигурными колонками, прекрасными бусинами и удивительно красивым карнизом из обожженного лекального кирпича без побелки

Внизу возле юго-восточного угла расположено только одно окно. Южный фасад храма совсем прост, он не имеет даже входа. По верхнему периметру здание украшено фризом из 12 кокошников(арок) на каждой стороне. Колокольня, стоящая рядом, появилась гораздо позже, уже на рубеже XVIII-XIX веков.

Храмы расположенные в посаде

Посад — бывшая торгово-ремесленная часть Суздаля и второй после кремля важнейший сегмент города. Посад сформировался в XII веке напротив кремля, вдоль реки Каменки. Он тоже имеет свою земляную крепость. Центр Суздальского посада — Торговая площадь, а планировочную основу его составили дороги, ведущие из кремля: на юг — во Владимир, на север — к Ростову, и на восток — в Кидекшу и Нижний Новгород.

Замечательный ансамбль каменных посадских храмов в Суздале складывается в XVII-XVIII веках. Понемногу богатеющее «третье сословие» по своему вкусу осваивает и обустраивает городское пространство. Двухстолпные и бесстолпные, кубические, ярусные и «клетские», пятиглавые и одноглавые — эти церкви представляют собой бесконечное разнообразие объемов, силуэтов, форм, декоративных приемов. В пару к холодному «летнему» храму строятся теплые «зимние» (трапезные) церкви, которые в XVIII веке также заменяются каменными. Обязательной частью архитектурного ансамбля становится колокольня, часто с необычным, вогнутым шатром-«дудкой», характерной только для суздальского края.

Посадские храмы Суздаля с трудом поддаются классификации даже по такому общему признаку, как композиция: слишком уж индивидуален облик каждого микроансамбля, но несомненна и обратная связь между ними. Общим кажется разве что природное чувство красоты и меры суздальских зодчих.

Строительство Собора Рождества Богородицы в Суздали

В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня — пористого известняка — был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре. Он поставлен на мощный фундамент, врытый в глубокий котлован. Венчали массивный шестистолпный четверик храма три шлемовидных главы на высоких барабанах. Центральная глава, вероятно, помещалась на дополнительном постаменте, а малые главы опирались на восточные углы здания.

Первое документальное упоминание о соборе относится к Лаврентьевской летописи под 1222г., когда на основании прежнего собора по велению владимирского князя Юрия Всеволодовича возводится третье здание, окруженное тремя притворами, выполняющими также роль укрепляющих стены контрфорсов. Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.

В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.

В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нем же в 1635-1636гг. строится придел святых Федора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).

Внутри собор не менее величествен, чем снаружи. Одна из главных его достопримечательностей – Златые врата — уникальный образец декоративно-прикладного искусства суздальских мастеров. При реставрации собора в 1938г. под руководством А.Д.Варганова и И.А.Столетова на стенах южной апсиды были обнаружены орнаменты времен Мономаха и уникальные древние фрески 1233 года.

Некрополь Рождественского собора представляет отдельный интерес. Среди захороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких, как Шуйские, Шуйские-Скопины, Бельские. Там же покоятся сыновья Юрия Долгорукого — Иван и Святослав.

В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.

В августе 2005г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе. Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.

Ризоположенский женский монастырь

Статья: Ризоположенский монастырь — монашеская обитель с 800-летней историей

Общий вид Ризоположенского монастыря

Ризоположенская обитель – самая старая, из сохранившихся в Суздальской земле. Она была создана в 1207 году. Кроме почтенного возраста, этому монастырю принадлежат и другие рекорды. Его храмы стоят на самой высокой точке древнего города. Здесь находится и самая большая в Суздале колокольня (72 м), благодаря который этот монастырь виден отовсюду. Высокое здание при храме возвели в стиле классицизм в 1819 году в честь окончания войны с войсками Наполеона.

История древней обители тесно переплетена с судьбой преподобной Ефросиньи Суздальской. Эта христианская святая прославилась, как монахиня-подвижница и целительница. По сохранившимся преданиям, именно благодаря молитвам Ефросиньи, армия хана Батыя, разорившая Суздаль, не тронула православную обитель.

Вид на Святые ворота и Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря

Как и везде в древней Руси, до XVI века монастырские строения были сделаны из дерева. Первым каменным храмом на территории этой обители стал трехглавый Ризоположенский собор. Позже к нему пристроили красивую, богато декорированную паперть.

С приходом новой власти, в 1923 году старинный монастырь закрыли. С его храмов сняли колокола и отправили их на переплавку. Невзирая на то, что Ризоположенский храм считался памятником архитектуры, в 1929 году в нем разместили электростанцию, снеся храмовые барабаны и купола. В течение сорока лет собор постоянно разрушался от работы силовой установки. В 1969 году, наконец, занялись его реставрацией и куполам храма вернули их первоначальную шлемовидную форму. А с 1999 года монастырскую территорию возвратили церкви и передали женской монашеской общине. Обитель расположена в Суздале на ул. Ленина, 79.

Спасо-Преображенский собор


памятником архитектуры русского зодчества XVI векаобъектом Всемирного наследия ЮНЕСКО

Долгое время Спасо-Преображенский собор считался одним из самых богатых на территории Суздаля – фасад поражал гостей города величием, а внутреннее убранство роскошью. Резные позолоченные стены, резной иконостас, иконы в золотых окладах, инкрустированные драгоценными камнями – это было действительно впечатляюще для провинциального города XVII века. Особый интерес вызывают росписи стен, выполненные артелью под руководством Гурия Никитина – крупнейшего костромского мастера XVII столетия. Среди изображений деяний апостолов и Иисуса Христа, а также сцен жития святого Евфимия – основателя Спасо-Евфимиева монастыря – нашлось место и первым царям из династии Романовых – Михаилу Федоровичу и Алексею Михайловичу.

Адрес: Спасская ул., 10, Суздаль, Владимирская обл., 601291

Васильевский монастырь

Васильевский монастырь расположен на восточной окраине города Суздаля. Он был основан в XIII веке на дороге, ведущей от Суздальского Кремля в Кидекшу. Первоначально это было мощное укрепление, впоследствии преобразованное в монастырь.

Вид на Васильевский монастырь в Суздале

По преданию место, которое нынче занимает храм, связано с великим князем Владимиром, который при крещении принял имя Василий, и датой крещения Руси (предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря).

Врата Васильевского монастыря в Суздале

Собор во имя святителя Василия Великого Васильевского монастыря был построен в 1662–1669 годах на месте прежней шатровой деревянной церкви. Его форма чрезвычайно проста: кубовидный объем увенчан главкой, поставленной на восьмигранную призму. Под кровлей собора сохранились основания еще двух барабанов, так что задуман он был как трехглавый.

Собор Василия Великого Васильевского монастыря

Декор собора также чрезвычайно прост, наиболее изысканной его частью являются входные порталы. Небольшая трапезная соединяет с собором трехъярусную колокольню XIX века, скромно украшенную пилястрами и резными карнизами. Одноглавая Сретенская трапезная церковь возведена в конце XVII века. Ее восьмискатная крыша напоминает церковь Архиерейских палат в Суздальском кремле.

Сретенская трапезная церковь

В 1764 году Васильевский монастырь был переведен в разряд заштатных. До 1899 года монастырь был приписан к Ризоположенскому, а до 1916 года — к Спасо-Евфимиеву монастырю. С 1916 года монастырь действовал как женский. Закрыт советской властью 15 февраля 1923 года. С 1960-х годов в монастыре расположились склады. 31 января 1995 года вновь зарегистрирована община мужского Васильевского монастыря. Монастырь передан РПЦ, но не полностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector