Проливы и заливы африки
Содержание:
- Пролив Басса (240 км)
- Физико-географическая характеристика:
- Датский пролив (290 км)
- Афроевразия
- Атлантический океан
- Сингапурский пролив (12 км)
- Примечания
- Реки Северной Америки
- Моря и океаны Евразии
- Дарданеллы (1,3 км)
- Экскурсии по проливу Босфор
- Возвышенности, горы
- Современные опасности пролива Босфор
- Вопрос о проливах
- Суэцкий канал (Египет)
- Пролив Дарданеллы сегодня
- Океаны
- Экологические проблемы
- Географические особенности Берингова пролива
Пролив Басса (240 км)
Пролив Басса отделяет остров Тасманию от Австралии и одновременно с этим соединяет Тихий и Индийский океаны. Пролив совсем неглубокий – средняя глубина находится на уровне 50 метров. Такая малая глубина говорит о «юном» возрасте пролива Басса, которому всего-то около 10 тысяч лет, а появился он только благодаря повышению уровня мирового океана. До этого Тасмания была просто куском Австралийского материка. Открыл этот пролив в 1798 году англичанин Мэтью Флиндерс и решил назвать его в честь своего судового врача Джорджа Басса. Открытие данного пролива было кстати для торговых судов, плывших из Индии или Европы в Сидней, поскольку, проходя по нему, они экономили 1300 км дистанции. Напоминанием о совсем ещё недавней по геологическим меркам эпохе сухопутной жизни пролива являются разбросанные по нему мелкие островки, которые когда-то были австралийскими холмами и пригорками.
Физико-географическая характеристика:
Общие сведения:
Индийский океан главным образом расположен к югу от тропика Рака между Евразией на севере, Африкой на западе, Австралией на востоке и Антарктидой на юге. Граница с Атлантическим океаном проходит по меридиану мыса Игольный (20° в.д. до побережья Антарктиды (Земля Королевы Мод)). Граница с Тихим океаном проходит: южнее Австралии — по восточной границе Бассова пролива до острова Тасмания, далее по меридиану 146°55’ в.д. до Антарктиды; севернее Австралии — между Андаманским морем и Малаккским проливом, далее по юго-западному берегу острова Суматра, Зондскому проливу, южному берегу острова Ява, южным границам морей Бали и Саву, северной границе Арафурского моря, юго-западным берегом Новой Гвинеи и западной границе Торресова пролива. Иногда южную часть океана, с северной границей от 35° ю. ш. (по признаку циркуляции воды и атмосферы) до 60° ю. ш. (по характеру рельефа дна), относят к Южному океану, который официально не выделяется.
Моря, заливы, острова:
Площадь морей, заливов и проливов Индийского океана составляет 11,68 миллионов кв. км (15 % от общей площади океана), объём 26,84 миллионов куб. км (9,5 %). Моря и основные заливы располагающиеся вдоль побережья океана (по часовой стрелке): Красное море, Аравийское море (Аденский залив, Оманский залив, Персидский залив), Лаккадивское море, Бенгальский залив, Андаманское море, Тиморское море, Арафурское море (залив Карпентария), Большой Австралийский залив, море Моусона, море Дейвиса, море Содружества, Море Космонавтов (последние четыре иногда относят к Южному океану).
Некоторые острова — например, Мадагаскар, Сокотра, Мальдивские — являются фрагментами древних материков, другие — Андаманские, Никобарские или остров Рождества — имеют вулканическое происхождение. Крупнейший остров Индийского океана — Мадагаскар (590 тысяч кв. км). Крупнейшие острова и архипелаги: Тасмания, Шри-Ланка, архипелаг Кергелен, Андаманские острова, Мелвилл, Маскаренские острова (Реюньон, Маврикий), Кенгуру, Ниас, Ментавайские острова (Сиберут), Сокотра, Грут-Айленд, Коморские острова, острова Тиви (Батерст), Занзибар, Симёлуэ, острова Фюрно (Флиндерс), Никобарские острова, Кешм, Кинг, острова Бахрейн, Сейшельские острова, Мальдивские острова, архипелаг Чагос.
История формирования океана:
В раннеюрское время древний суперконтинент Гондвана начал раскалываться. В результате образовались Африка с Аравией, Индостан и Антарктида с Австралией. Процесс завершился на рубеже юрского и мелового периодов (140—130 миллионов лет назад), и начала образовываться молодая впадина современного Индийского океана. В меловой период дно океана разрасталось за счёт перемещения Индостана к северу и сокращения площади океанов Тихого и Тетиса. В позднемеловое время начался раскол единого Австрало-Антарктического материка. В это же время в результате образования новой рифтовой зоны Аравийская плита откололась от Африканской, и образовались Красное море и Аденский залив. В начале кайнозойской эры прекратилось разрастание Индийского океана в сторону Тихого, но продолжилось в сторону моря Тетис. В конце эоцена — начале олигоцена произошло столкновение Индостана с Азиатским континентом.
Сегодня движение тектонических плит продолжается. Осью этого движения являются срединно-океанические рифтовые зоны Африканско-Антарктического хребта, Центрально-Индийского хребта и Австрало-Антарктического поднятия. Австралийская плита продолжает движение на север со скоростью 5—7 см в год. В том же направлении со скоростью 3—6 см в год продолжает движение Индийская плита. Аравийская плита движется на северо-восток со скоростью 1—3 см в год. От Африканской плиты продолжает откалываться Сомалийская плита по Восточно-Африканской рифтовой зоне, которая движется со скоростью 1—2 см в год в северо-восточном направлении. 26 декабря 2004 года в Индийском океане у острова Симёлуэ, расположенного возле северо-западного берега острова Суматры (Индонезия), произошло самое крупное за всю историю наблюдений землетрясение магнитудой до 9,3. Причиной послужил сдвиг около 1200 км (по некоторым оценкам — 1600 км) земной коры на расстояние в 15 м вдоль зоны субдукции, в результате чего Индостанская плита сдвинулась под Бирманскую плиту. Землетрясение вызвало цунами, принёсшее громадные разрушения и огромное количество погибших (до 300 тысяч человек).
Датский пролив (290 км)
По-другому он называется Гренландским проливом, потому что разделяет остров Гренландию от острова Исландия. В то же время им атлантический океан соединяется с Гренландским морем. Гренландский пролив довольно мелок, даже на фарватере его наименьшая глубина составляет всего 227 метров. С юга на север ближе к берегам Исландии здесь проходит ответвление тёплого течения Ирмингера, а ближе к гренландским берегам в обратном направлении устремлено несущее круглый год льды Восточно-Гренландское течение. Датский пролив уникален самым крупным из известных науке подводных «водопадов» — вертикальным конвергентным течением, уходящим с 600-метровой глубины на 4-километровую.
Афроевразия
Афроевразия и прилегающие острова.
Афроевразия (реже Афразия или Еврафразия) — суперконтинент и крупнейший массив суши на Земле, включающий материки Африку и Евразию (Евразия в свою очередь делится на Азию и Европу). Площадь поверхности достигает 84 980 532 квадратных километров, на которых проживает около 5,7 миллиардов человек, или приблизительно 85 % населения Земли. Он также известен как Старый Свет, в противоположность Америке, именуемой Новым Светом.
Континент Афроевразия упоминался как Всемирный Остров: название, предложенное сэром Хэлфордом Джоном Маккиндером в статье «Географическая ось истории». Термин не включает в себя нематериковые острова и архипелаги.
Атлантический океан
Атлантический океан на карте
Это второй по величине океан на всём земном шаре. Его площадь составляет чуть более 106 миллионов квадратных километров, что составляет 22% от планетарной поверхности. Океан имеет форму, напоминающую букву S. Северная и Южная Америка, Африка и Европа имеют атлантическое побережье. К нему прилегает множество морей, которые и входят в его площадь. Океан сливается со всеми остальными океанами: с Северным Ледовитым на севере, на юго-востоке – с Индийским, на юго-западе – с Тихим, а на юге – с молодым Южным.
Средняя глубина Атлантического океана составляет более 3,9 километров. Впадина (голубая дыра), располагающийся неподалёку от Пуэрто-Рико, является самой глубокой точкой океана, глубиной 8605 метров. Воды Атлантики — самые солёные во всём Мировом океане.
Голубая дыра
Формирование океана началось во время распада суперконтинента Пангея, что произошло 130 миллионов лет назад. То есть Атлантика является практически самым молодым среди крупных водоёмов мира, уступает первое место только Южному океану. История океана богата, именно благодаря Атлантике Старый Свет узнал о существовании Америки. Когда-то эту акваторию называли морем, но несколько веков назад ему присвоили статус океана.
Вода в океане большую часть года является тёплой или прохладной, что и определяет погодные условия. На климат оказывают влияние ветры, воздушные массы, а также глубина. Нередки для океана и ураганы, которые чаще всего зарождаются у африканского побережья, после чего направляются в сторону Карибского моря.
В океане есть подводный хребет, получивший название Срединно-Атлантического. Берёт своё начало хребет у берегов Исландии, в высоту достигает более километра, а в ширину — более 1600 метров. Некоторые вершины находятся настолько высоко, что возвышаются над поверхностью воды и образуют небольшие острова.
Большая часть флоры располагается ближе к поверхности воды, что отличает Атлантику от Тихого океана. Это обусловлено более высокой температурой воды и разной солёностью. По берегам находятся места обитания коралловых рифов и морских трав.
В Атлантике есть Панамский канал, который играет огромную роль в современном судоходстве и развитии экономики различных стран. Государства, находящиеся на разных материках, имеют возможность торговать друг с другом. Более того, на дне акватории находятся месторождения нефти и природного газа. Также там добывают и драгоценные камни.
Крупнейшими островами являются Британские острова, количество которых насчитывает более 5000 единиц. Есть ещё крупные острова, как Исландия, Куба и Пуэрто-Рико.
Сингапурский пролив (12 км)
Этот пролив вместе с Малаккским проливом связывает Южно-Китайское море (Тихий океан) и Андаманское море (Индийский океан). Его северной границей является южное побережье Малаккского полуострова и острова Сингапур, а южной – архипелаг Риау. Сингапурский пролив ещё в VII веке был важным морским путём, а теперь стал международным. На нём находится Сингапур, входящий в 4 самых крупных портов мира. Главный морской путь для большинства судов, держащих путь из Тихого океана в Индийский, проходит мимо многочисленных островов Юго-Восточной Азии, а Сингапурский пролив стал одним из важнейших звеньев этого пути.
Великий морской путь в историческом плане имел не меньшее значение, чем, например, Великий шёлковый путь из Китая в Европу. В наше время Сингапурский пролив имеет международный статус, что означает, что он открыт для беспрепятственного прохода судов всех стран, то же касается и воздушных маршрутов над ним. Из-за слишком высокой интенсивности судоходства ловить здесь рыбу можно только ограниченно и в прибрежных водах, несмотря на то, что местные тропические воды достаточно богаты морскими ресурсами.
Примечания
- Жуков Л.А. Общая океанология. Ленинград, 1976
- Жуков Л.А. Общая океанология. Ленинград, 1976
- БСЭ. 3-е издание. М.: 1969–1978
- БСЭ. 3-е издание. М.: 1969–1978
- Морской энциклопедический словарь. Т.1. Ленинград, 1991
- Морской энциклопедический словарь. Т.1. Ленинград, 1991
- Бурков В.А. Гидрологическая характеристика Атлантического океана. — в кн.: Атлантический океан. Наука, 1982
- Жуков Л.А. Общая океанология. Ленинград, 1976
- Разграничительная линия между морем Лабрадор и Девисовым проливом проходит от пересечения 60-й параллели с побережьем полуострова Лабрадор, (северо-восток канадской провинции Ньюфаундленд) до крайней южной точки Гренландии мыса Фарвель (см. )
- Граница между морями Северного Ледовитого и Атлантического океана у европейского побережья находится на 61° с.ш. в районе пролива Согнешеан у южного входа в огромный Согне-Фьорд; см.
- Меридиан 67°15′ з.д.-
- Меридиан 20° в.д. —
- Широта 60° ю.ш. —
- Кельтское море находится к югу от Ирландии и к западу от Бретани.
- Море Вадден, или Ваддерзе — внутреннее море Нидерландов между Голландией и Западно-Фризскими островами.
- море Бельт — внутреннее море Дании между островами Зеландия, Фюн и полуостровом Ютландия.
- Сааристомери, Saaristomeri (финск.), или Архипелагское море (Archipelago Sea по-английски и Skargardshavet по-шведски) — выделяемое Международной Гидрографической организацией море между Балтийским морем, и Ботническим заливом, охватывает район Аландских островов и море между архипелагом и побережьем Финляндией.
- Альборан — море в западной части Средиземного, между Испанией, Гибралтаром и Марокко.
- Море Ирмингера — часть Северной Атлантики к востоку от Гренландии, МГО в отличие от океанологов не признает его морем.
- Леонтьев О.К. Рельеф, Геологическое строение и геофизические поля дна // Атлантический океан. География мирового океана. 1984
- Леонтьев О.К. Рельеф, Геологическое строение и геофизические поля дна // Атлантический океан. География мирового океана. 1984
- Леонтьев О.К. Рельеф, Геологическое строение и геофизические поля дна // Атлантический океан. География мирового океана. 1984
- Бурков В.А. Гидрологическая характеристика Атлантического океана // Атлантический океан. М., 1982
- Мамаев О.И. Термохалинный анализ вод Мирового океана. Л., 1987
- Бурков В.А. Гидрологическая характеристика Атлантического океана // Атлантический океан. М., 1982
Реки Северной Америки
Континентальный водораздел проходит вдоль гребня Скалистых гор, разделяет континент на 2 больших водосборных бассейна. К востоку реки текут в сторону Ледовитого и Атлантического океана, а на западе впадают в Тихий океан.
Дренажные системы
Самые известные — Великих озер, Святого Лаврентия и Миссисипи — Миссури доминируют в гидрографии восточной и центральной части Северной Америки. Большая часть центральной части Соединенных Штатов и небольшая часть южной Канады осушаются на юг до Мексиканского залива рекой Миссисипи и его притоками, в частности, Миссури — самой длинной рекой в Северной Америке.
Множество коротких, но довольно объемных рек текут в Атлантику и Мексиканский залив вдоль хорошо орошаемых восточных берегов Канады, Соединенных Штатов и Мексики. Северная часть континента осушена великой системой рек Маккензи на западе Канады и многочисленными реками, впадающими в Гудзонов залив. К западу от Континентального водораздела расположены относительно крупные реки: Колорадо, Колумбия, Фрейзер и Юкон и множество непротяженных, но глубоководных потоков.
Речные режимы
Они отличаются большим разнообразием. Реки, текущие на север, такие как Юкон, Маккензи, Красная река, Нельсон и реки восточной Канады зимой замерзают. Поскольку их верхнее течение оттаивают раньше нижнего, северные участки подвергаются наводнениям, особенно если оттепель поздняя и совпадает с дождями в начале лета. Сент-Лоуренс достигает максимального уровня весной или в начале лета. Зимние осадки в водосборном бассейне падают на замерзшую поверхность и увеличивают сток во время весенней оттепели.
Список североамериканских рек, впадающих в Ледовитый океан:
- Олбани;
- Черчилль;
- Меккензи;
- Нельсон;
- Северн.
Система Миссисипи также переполняется весной, поскольку таяние снега в верхних частях водосборного бассейна, расположенного южнее Великих Равнин, добавляется к весенним дождевым стокам, поэтому в юго-восточных штатах затопление территорий бывает частым и представляет серьезную опасность. У большинства восточных рек есть 2 паводковых периода, происходящих в начале лета и в конце зимы.
Моря и океаны Евразии
Восточные берега материковой территории омывает Тихий океан.
Этот естественный природный резервуар соответствует половине площади всего Мирового океана.
Рис. 1. Тихий океан.
Евразийское тихоокеанское побережье отличается необыкновенной расчлененностью и многообразием островов. Острова и полуострова Евразии в свою очередь изолируют от океана систему соединенных между собой окраинных морей: полуостров Камчатка и Курильские острова отделяют Охотское море, Японские острова и полуостров Корея разграничивают материк и Японское море.
Евразия – самый большой континент нашей планеты. Он омывается всеми океанами.
Рис. 2. Евразия в окружении океанических вод.
Острова, составляющие площадь материка, полукольцом окружают его территорию. Евразийские острова и архипелаги в основной своей массе расположились в восточных водах. В северо-западной области материка размещены крупные острова и островные группы.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
Северные берега Евразии омывают:
- Восточно-Сибирское и Чукотское море;
- Норвежское и Баренцево море;
- Белое, Красное и МореЛаптевых.
Южные оконечности континента находятся во власти средиземного моря и морей Индийского океана:
- Красного;
- Аравийского;
- Андаманского;
- Южно-Китайского.
Восточную часть материка омывают моря Тихого океана:
- Берингово;
- Охотское;
- Японское;
- Восточно-Китайское.
Материковая оконечность запада относится к Атлантическому океану. Здесь властвует Северное море.
Часть, относящаяся к окраине Тихого океана, обладает сложной структурой береговой линии. Западно-тихоокеанский пояс характеризуется непростым донным рельефом.
На территории континента расположена глубочайшая впадина и самая высокая точка на Земле.
От остальных материков планеты Евразия отделена проливами и морями.
Это интересно: Какой океан самый мелкий по глубине на планете?
Дарданеллы (1,3 км)
Пролив Дарданеллы, называемый ещё Чанаккале, знаменит тем, что он разделяет Балканский полуостров, относящийся к Европе и полуостров Малая Азия, являющийся западной оконечностью Азии. Им соединены Эгейское и Мраморное моря. Древние греки называли его Геллеспонтом. Не удивительно, что этот пролив имеет важнейшее стратегическое значение, поскольку позволяет контролировать всё судоходство, ведущееся из акватории Чёрного моря в сторону Средиземного моря. Дарданеллы имеют длину 65 километров, а ширина его изменяется от 1,3 километра до 6 километров.
Пролив Дарданеллы вместе с проливом Босфор и небольшим Мраморным морем являет единую цепочку водного пространства, которое соединяет акватории Средиземного и Черного морей и одновременно являются естественной границей, разделяющей два континента – Европу и Азию, севернее Чёрного моря сливающиеся в единый материк Евразию. Турки называют его Чанаккале Богазы – по городу, находящемуся на его азиатском берегу.
Экскурсии по проливу Босфор
Существует несколько вариантов прогулки по проливу Босфор:
- Городской общественный транспорт. Один из самых распространенных способов прогулки по проливу. Расписание можно посмотреть около кассы. Проезд, как правило, равен стоимости проезда на любом другом общественном транспорте Стамбула.
- Прогулочные коммерческие паромы. Таковых паромов, проводящие прогулки по проливу, здесь великое множество, и у каждого свое расписание. Прогулка длится в течение полутора часов, чтобы насладиться морскими пейзажами Стамбула. Большим преимуществом таких паромов являются их регулярные рейсы, поэтому попасть на них можно практически в любое время в течение дня.
- Небольшие частные лодки. Те туристы, кто хочет индивидуальную прогулку по Босфору, могут выбрать себе лодку с личным «водителем». Цена прогулки будет зависеть от времени экскурсии.
- Индивидуальные экскурсии с гидом. Один из самых лучших вариантов прогулки, поскольку гид в ходе экскурсии рассказывает много интересного об истории пролива, о его прошлом и настоящем, также показывает самые известные достопримечательности и советует лучшие рестораны и кафе, где можно вкусно поесть.
Какой вид экскурсии выбрать — решать лишь туристу. Каждый вариант имеет свои особенности и разную стоимость.
olgazav59
Возвышенности, горы
аё
Норланд плато
Манселькя
Салпаусселькя
Смоланд
Суоменселькя
Ватнайёкюдль
Влк. Гекла (1491)
Влк. Хваннадальсхнукюр (2119)
Северошотландское наг.
Грампианские горы
Пеннинские горы
Кембрийские горы
Балтийская гряда
Люблинская возв.
Малопольская возв.
Рудные горы
Судеты (г.Снежка, 1602)
Шумава (г. Гросер-Арбер, 1456)
Чешский Лес
Тюрингенский Лес
Баварский лес
Гарц
Рейнские Сланцевые горы
а
Вогезы
Арденны
Лотарингское плоскогорье
Швабский Альб
Франконский Альб
Центр. Франц. Массив (г.Санси, 1885)
Чешско-Моравская возв.
Месета (Старая Кастилия, Новая Кастилия)
Центральная Кордильера
Сьерра-Морена
Кантабрийские горы
Иберийские горы
Андалусские горы (Сьерра-Невада)
Пиренеи (г.Ането, 3404)
Апеннины (г.Корно, 2914)
Влк. Везувий, 1277
Влк. Стромболи, 926
Влк. Этна, 3340
Баварское плоскогорье
Альпы
А
(г.Монблан, 4807,
г. Монте-Роза, 4634,
г. Маттерхорн, 4477)
Юра
Восточные Альпы
Ретийские Альпы
Доломитовые Альпы
Высокий Тауэрн
Низкий Тауэрн
Карпаты
аа
Западные Карпаты:
Татры (г. Герлаховски-Штит, 2655)
Низкие Татры
Высокие Бескиды
Низкие Бескиды
Словацкие Рудные горы
Восточные Карпаты (г.Говерла, 2061)
Южные Карпаты (г.Молдовяну, 2543)
Бихор нагорье
Трансильванское плато
Баконь
Велебит
Динарское плоск.
Пинд
ааа
Родопы
Истранджа
Добруджа
Кодры
Волынская возв.
Подольская возв.
Приднепровская возв.
Донецкий кряж
Крымские горы (г.Роман-Кош, 1545)
Моря
и
Азовское
Балтийское
Баренцево
Гренландское
Ионическое
Ирландское
Лигурийское
Мраморное
Норвежское
Северное
Тирренское
Чёрное
Эгейское
Современные опасности пролива Босфор
Крупные суда проходят вдоль по проливу, перемещаясь между Черным и Средиземным морями, конкурируя с ними, многочисленные паромы пересекают пролив поперек передвигаясь от одной половинами города к другой на противоположном берегу. Кораблей – много.
Сейчас пролив имеет международный статус. Согласно статистике Турецкой Ассоциации морских лоцманов ежедневно через пролив Босфор Стамбул проходят примерно 155 судов. Из них 28 судов – танкеры, шесть из них имеют общую длину более 200 метров. Они перевозят опасные вещества, такие, как сырая нефть, сжиженный газ, топливо для реактивных двигателей и так далее. С каждым годом плотный поток танкеров, груженных русской, казахской и азербайджанской нефтью.
А это у турецких официальных лиц вызывает серьезные опасения.
Босфор это не просто узкий канал, это один из самых сложных водных путей, с крутыми поворотами и течением со скоростью шесть-семь километров в час. В марте и апреле на капризном проливе бывают сильные туманы, а в зимние месяцы случаются и бури.
Неправильный маневр или технический сбой на борту могут привести к ужасающей катастрофе: разливу нефти, взрыву или пожару. А ведь на побережье с обеих сторон к проливу жмутся примыкают переполненные поселения, да и сам огромный город раскинулся на берегах Босфора.
14 марта 1994 года 66 822-тонный-кипрский танкер Нассия, груженные нефтью в Новороссийске, столкнулся с кипрским судном у входа в Босфор в Черное море. В возникшем пожаре погибли 29 человек из экипажа Нассия, разорваны танки судна, везшего 19 миллионов галлонов сырой нефти, которая разлилась. Пролив Босфор был закрыт для судоходства в течение недели, ущерб составил около 1 млрд долларов. А сейчас регулярно курсируют через турецкие проливы танкеры в четыре раза больше, чем в Нассия.
Есть ли какая-то возможность уберечься от потенциальных аварийных ситуаций? Конечно. Выход в строительстве трубопроводов в обход турецких проливов. Турция чрезвычайно в этом заинтересована в таких проектах и предпринимает значительные усилия для их реализации. К примеру, открытый в мае 2006 трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан уже значительно сократил движение танкеров.
Вопрос о проливах
Основная статья: Конвенция Монтрё о статусе проливов
Из-за стратегически важного геополитического положения черноморских проливов их статус со времён античной Троянской войны неоднократно вызывал международную напряжённость и служил предметом озабоченности стран-соперниц, особенно в периоды ослабления и смены той или иной из основных великих держав.
Пока Византийская империя, а после её падения Османская империя господствовали на Чёрном море, вопрос о Проливах фактически был внутренним делом этих государств, а потому более десяти веков не стоял в международной повестке дня. Однако к концу XVII века обстановка существенно изменилась: на побережье Азовского и Чёрного морей вышла Россия — и актуальность контроля над зоной проливов повысилась, составив впоследствии важную часть «восточного вопроса».
Во времена заката Османской империи на Лондонской конференции в 1841 году было принято решение о закрытии Проливов для прохода чьих бы то ни было военных судов в мирное время. По секретному соглашению 1915 года проливы передавались Российской империи. С точки зрения современного международного права зона Проливов является «открытым морем» и с 1936 года управляется согласно положениям Конвенции Монтрё о статусе проливов при сохранении над последними суверенитета Турецкой республики.
Согласно Конвенции, торговые суда всех стран обладают свободой прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (допускаются лишь мелкие надводные корабли), по тоннажу и сроку пребывания.
В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы.
Последним военным случаем (не считая учений), когда предусмотренные Конвенцией механизмы были задействованы, явился Южноосетинский конфликт в августе 2008 года: через проливы в сторону грузинских портов Батуми и Поти тогда проследовал ряд военных кораблей Шестого флота ВМС США.
Суэцкий канал (Египет)
Суэцкий канал соединяет Красное и Средиземное моря и считается границей между Евразией и Африкой. Существует легенда, что его построил царь Дарий. Действительно, в древности существовал путь от Средиземного моря к Красному по Нилу и каналам. Затем канал пришел в упадок и был восстановлен только во II в. н. э. римским императором Траяном. После того как Египет завоевала Византия, канал перестал действовать и не использовался вплоть до середины XIX в., когда его заново прорыли.
Суэцкий канал был открыт в 1869 г. пышной церемонией с участием 6 тыс. гостей и процессией из 48 богато украшенных кораблей. В честь его открытия в Каирском театре должна была быть показана новая опера Джузеппе Верди «Аида», заказанная специально к этому событию, но композитор не успел ее закончить. Поэтому вместо премьеры устроили бал, а «Аида» впервые была поставлена в Каире спустя два года.
Поделиться ссылкой
Пролив Дарданеллы сегодня
Пролив Дарданеллы на карте Евразии выглядит крошечным, но его значение по-прежнему очень велико. В период затишья между мировыми войнами турками было инициировано собрание ведущих морских держав для определения статуса проливов. Местом встречи был выбран г. Монтрё (Швейцария). В итоге в 1936 г. появилась одноименная конвенция, основные положения которой сводятся к следующему:
- Торговым судам всех государств разрешён проход как в мирное время, так и при военном положении.
- Страны черноморского бассейна могут проходить на военных судах любого класса, другие страны – только на надводных кораблях небольшого размера.
- В случае вступления Турции в войну, ей отдан приоритет принятия решения о пропуске боевых судов любой страны мира.
- При начале военных действий без участия Турции она обязана закрыть оба стратегических пролива для военных судов.
Сегодня проливы используются, в первую очередь, с торгово-экономическими целями. Россия таким образом осуществляет экспорт нефтепродуктов. Ежедневная пропускная способность проливов составляет свыше 130 судов, четверть из них – танкеры. Тем не менее военная значимость проливов по-прежнему стоит на первом месте. Страны-участницы НАТО регулярно нарушают разрешённые сроки пребывания в проливах во время учений под предлогом поломок судов. США активно добивается получения статуса черноморской державы путём возможной аренды портов у какой-либо страны данного региона. Конвенция Монтрё может быть нарушена в любой момент.
Океаны
Океан (от имени древнегреческого божества Океана) — крупнейший водный объект, составляющий часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями.
Площадь поверхности Мирового океана, в состав которого входят океаны и моря, составляет около 71 % поверхности Земли (около 361 млн км²).
Список океанов
Океан | Площадь, млн км² | Объём, млн км³ | Средняя глубина, м | Наибольшая глубина, м | Моря |
Тихий | 169,2 | 710 | 4280 | 11 022 (Марианский жёлоб) | Берингово, Охотское, Японское, Восточно-Китайское, Жёлтое, Южно-Китайское, Яванское, Сулавеси, Сулу, Филиппинское, Арафурское, Коралловое, Фиджи, Тасманово |
Атлантический | 91,6 | 329,7 | 3600 | 8742 (жёлоб Пуэрто-Рико) | Балтийское, Северное, Средиземное, Чёрное, Саргассово, Карибское, Адриатическое, Азовское, Балеарское, Ионическое, Ирландское, Мраморное, Тирренское, Эгейское; Бискайский залив, Гвинейский залив, Мексиканский залив |
Индийский | 73,556 | 292,1 | 3890 | 7725 (Зондский жёлоб) | Андаманское, Аравийское, Красное, Лаккадивское, Тиморское; Бенгальский залив, Большой Австралийский залив, Персидский залив |
Северный Ледовитый | 14,75 | 18,1 | 1225 | 5527 (в Гренландском море) | Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Гренландское, Бофорта, Баффина, Линкольна; Гудзонов залив |
Южный* | 20,327 | 72,37 | 3270 | 8264 (Южно-Сандвичев жёлоб) | Море Лазарева, Море Рисер-Ларсена, Море Космонавтов, Море Содружества, Море Дейвиса, Море Моусона, Море Дюрвиля, Море Сомова, Море Росса, Море Амундсена, Море Беллинсгаузена, Море Скоша, Море Уэдделла |
*Традиционно одни источники делили Мировой океан на четыре части, другие на пять. В публикациях Международной гидрографической организации Южный океан из состава Атлантического, Индийского и Тихого был выделен в 1937 году. Однако впоследствии от выделения отдельного Южного океана отказались. В 2000 году Международная гидрографическая организация приняла вариант разделения на пять океанов, но данное решение пока не прошло ратификацию и поэтому юридически остаётся лишь 4 океана.
Экологические проблемы
В 19 веке в этих местах среди моряков была широко распространена охота на китов для добывания их жира и щетины. Вследствие чего их количество было резко снижено до критического, сейчас действует запрет на китобойный промысел.
Воды сильно загрязнены из-за использования и выброса:
- огромного количества нефти в залив в 2010 г.;
- отходов производств;
- городского мусора;
- радиоактивных веществ со станций, ядов.
Это не только загрязняет воду, ухудшает биосферу и убивает все живое в воде, но ровно в той же степени влияет на загрязнение окружающей среды в городах, потребление продуктов с содержанием всех этих веществ.
Географические особенности Берингова пролива
Берингов пролив в длину составляет примерно 96 км. Самое узкое его место – 86 км. Наименьшая глубина, на которой могут ходить различные судна составляет 36 м.
Гидрометеорология Берингова пролива
Большую часть времен по проливу дрейфуют льды, самые толстые из них достигают почти двух метров. Но весь пролив никогда не покрывается льдом, потому что течение здесь этого не позволяет. Его скорость настолько сильная, что вода не успевает замерзать. В проливе обмениваются водными массами Тихий и Северо-Ледовитый океаны. Зима для Берингова пролива – это период штормов.
Климат Берингова пролива
Берингов пролив на карте мира расположен в субарктическом поясе. Поэтому климат пролива морской субарктический. Температура здесь редко бывает плюсовой, даже в теплые сезоны. Температура в холодные сезоны варьируются от -15 °С и до -25 °С.
Постоянные ветра, которые здесь преобладают, приносят с собой дожди и снег. Средняя их скорость достигает до 7,5 м/с. Берингов пролив – это одно из самых суровых мест на всем Крайнем Севере. Влажность в проливе достаточно высокая, она доходит до 85%. В год выпадает в среднем от 500–600 мм.