Какие проливы и заливы омывают материк евразия

Территориальные приобретения России в первой половине XIX века на Востоке

В XIX веке Россией проводилась активная программа по присоединению соседних территорий. Для этих целей осуществлялась идеологическая и политическая работа по развитию влияния на христианское, славянское и угнетенное другими империями и государствами население. Это создавало прецеденты для добровольного или в результате военных операций включения новых земель в юрисдикцию Российской Империи. Несколько важных войн территориального значения с Персией и Османской Империей задолго до начала Крымской кампании были всего лишь частью обширных территориальных амбиций государства.

Восточные военные операции России и их результаты представлены в таблице ниже.

Причина Период Мирный договор Присоединенные территории
Указ Павла I 1801 Грузия
Война России и Персии 1804-1813 «Гюлистанский» Дагестан, Картли, Кахетия, Мигрелия, Гурия и Имеретия, вся Абхазия и часть Азербайджана в территориальных пределах семи княжеств, а также часть Талышского ханства
Война России и Османской Империи 1806-1812 «Бухарестский» Бессарабия и ряд областей Закавказского региона, подтверждение привилегий на Балканах, обеспечение права Сербии на самоуправление и право протектората России христианам, проживающим в Турции. Россия потеряла: порты в Анапе, Поти, Ахалкалаки
Война России и Персии 1826-1828 «Туркманчийский» оставшуюся не присоединенной к России, часть Армении, Эривань и Нахичевань
Война России и Империи Османов 1828-1829 «Адрианопольский» Весь восток побережья Черного моря — от устья реки Кубань до крепости Анапа, Суджук-Кале, Поти, Ахалцихе, Ахалкалаки, острова в устье Дуная. Россия также получала протекторат в Молдавии и Валахии.
Добровольное принятие подданства России 1846 Казахстан

В некоторых из перечисленных войн принимали участие будущие герои Крымской войны (1853-1856).

В решении «восточного вопроса» Россия значительно продвинулась, получив до 1840 года контроль над южными морями исключительно дипломатическим путем. Однако следующее десятилетие принесло существенные стратегические потери в Черном море.

Как добраться

Поблизости от обоих сел проходит автодорога 05Н-254. Чтобы попасть к с. Бровничи, нужно после указателя съехать на грунтовую дорогу. Припарковать машину можно возле моста через р. Тигровая.

Село Хмельницкое находится в 9 км от села Бровничи. После съезда с главной дороги в сторону населенного пункта, ориентируйтесь на указатели, которые направляют в сторону турбазы «Ущелье Дарданеллы». Возле нее есть автомобильная парковка.

На общественном транспорте к населенным пунктам у ущелья Дарданеллы можно добраться проходящим рейсовым автобусом «Владивосток-Партизанск». Автобусные остановки на главной автодороге по пути следования, недалеко от съездов к селам.

Расписание автобуса Владивосток-Партизанск

Из Партизанска (административного центра) к Бровничам или Хмельницкому можно доехать на такси. Обратитесь к одному из местных операторов: Яндекс. Такси, Maxim, Копейка-Прим, Миг, 555, Форсаж.

Видео о путешествии по ущелью Дарданеллы

Маршрут по ущелью Дарданеллы

Выйти на туристический маршрут по ущелью можно как из села Бровничи, которое находится в верховьях реки Тигровая, так и со стороны Хмельницкого. Путь несложный, его осиливают и семьи с детьми

Главные требования — правильная обувь и осторожность на каменистых склонах. А трекинговые палки значительно облегчат поход

Со стороны села Бровничи пеший маршрут начинается от моста через реку. Здесь же находится и большой стенд с кратким описанием особенностей природной локации и подробной картой тропы. Путь пролегает по левому берегу реки и финиширует у села Хмельницкое.

Заблудиться на маршруте невозможно — окрестности хорошо просматриваются, к тому же тропа имеет маркировку и указатели. Общая протяженность маршрута порядка 5 км, ходовое время — около 1–1,5 ч. Частью дорога идет по открытой местности, а частью сменяется лесной тропинкой.

Таня Собакина

Есть участки с довольно крутыми подъемами. Они встречаются на ответвлениях, ведущих к необычным природным локациям — каменным столбам и колоритным останцам.

Чтобы выйти на тропу из Хмельницкого, нужно пройти (или проехать) через все село до заброшенного строения на его окраине. На развилке повернуть направо в сторону базы отдыха под названием «Ущелье Дарданеллы». Указатель начала маршрута, который расположен недалеко от базы, укажет верное направление движения.

Любители водных видов спорта также не оставили ущелье Дарданеллы без внимания. В апреле—мае река Тигровая становится особенно полноводной. Из покладистой речки, лениво несущей свои воды по долине, она превращается в бурлящий мутный поток, с обилием перекатов, прижимов и прочих препятствий. В этот период по ней устраивают сплавы на рафтах 1 и 2 категории сложности.

Эля Косницкая

Имя

Современное турецкое название anakkale Boğazı , означающее « пролив Чанаккале », происходит от одноименного города среднего размера , примыкающего к проливу, что само по себе означает «гончарный форт» — от ( çanak , «керамика») + ( , «крепость») — со ссылкой на знаменитую керамику и изделия из керамики, а также на известную османскую крепость Султание.

Английское название Дарданеллы — это сокращение от Дарданелльского пролива . Во времена Османской империи по обе стороны пролива стояли замки. Эти замки вместе назывались Дарданеллами , вероятно, в честь Дардана , древнего города на азиатском берегу пролива, который, в свою очередь, получил свое название от Дардана , мифического сына Зевса и Электры .

Древнее греческое название Ἑλλήσποντος ( Hellēspontos ) означает «море Хелле», и было древнее название узкого пролива. В классической литературе он назывался по-разному: Hellespontium Pelagus , Rectum Hellesponticum и Fretum Hellesponticum . Он был назван так по имени Хелле , дочери Афамаса, утонувшей здесь в мифологии Золотого Руна .

Стратегическое значение (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Босфор и Дарданеллы являются звеньями цепи, соединяющей закрытое море (Черное) с открытым (Средиземным). Эти проливы не раз становились предметом спора ведущих мировых держав. Для России в 19 веке путь к Средиземному морю обеспечивал доступ к центру мировой торговли и цивилизации

В современном мире он также имеет важное значение, является «ключом» к Черному морю. Международная конвенция предполагает, что проход торговых и военных судов через черноморские проливы должен быть бесплатным и свободным

Однако Турция, которая является основным регулятором движения через пролив Босфор, старается использовать эту ситуацию в своих интересах. Когда в 2004 году сильно увеличился объем нефтеэкспорта из России, Турция санкционировала ограничение движения судов в Босфоре. В проливе появились пробки, а нефтяники стали нести всевозможные убытки за срыв сроков поставок и простой танкеров. Россия официально обвинила Турцию в намеренном осложнении движения на Босфоре с целью перенаправления экспортного грузопотока нефти в порт Джейхан, чьи услуги являются платными. Это не единственная попытка Турции извлечь выгоду из своего геофизического положения. Страна разработала проект строительства Босфорского канала. Идея хороша, однако Турецкая Республика пока не нашла инвесторов для воплощения в жизнь этого проекта.

Описание

Длина пролива 61  км, ширина — от 1,2 до 6  км , максимальная глубина 103  м, в среднем 55  м .

Пролив пересекает поверхность тока от Мраморного моря в сторону Эгейского моря, и в нижнем течении более высокой солености в направлении , противоположном. Соленость поверхностных вод Черного моря фактически составляет от 18 до 18,5  г / кг , в то время как соленость Эгейского моря из-за интенсивного испарения и недостаточных запасов остается в пределах от 35 до 39  г / кг .

Подобно проливу Босфор, он отделяет Европу (здесь — полуостров Галлиполи ) от Азии .

Строительство подвесного моста Чанаккале 1915 началось в марте 2017 года, его ввод в эксплуатацию намечен на 2022 год.

Турция должна «заплатить высокую цену»

Во время войны Турция формально оставалась нейтральной, но фактически подыгрывала гитлеровской Германии — особенно в первые годы, когда победа немцев казалось весьма вероятной. Так, в 1942 и 1943 годах турки — невзирая ни на какие конвенции — пропустили через проливы в Чёрное море германские десантные баржи, которые затем использовались в операциях на советском черноморском побережье. Советскому Союзу приходилось держать значительные силы на черноморском направлении и в Закавказье, так как резонно нужно было опасаться открытого выступления Турции на стороне Гитлера. Турки уже давно зарились на советскую Армению и Грузию, так что их вступление в войну на стороне стран «Оси» было вполне вероятным. Правда, великая победа в Сталинграде охладила авантюрные настроения турецкой верхушки. Но в Москве не забыли коварного поведения турок. И когда окончательная победа уже была близка — решили призвать Стамбул к ответу. Турки — по мнению советского руководства — должны были «заплатить высокую цену» за своё двурушничество. И этой «ценой» должны были стать именно проливы…

Герои Первой обороны

Ныне оборону Севастополя времен Крымской войны именуют Первой – в отличие от Второй, периода Великой Отечественной. Впрочем, ярких персонажей в ней не меньше, а может даже больше.

Руководителями ее выступали три адмирала – Корнилов, Нахимов, Истомин. Все они погибли, защищая главный полис Крыма, и похоронены в нем. Гениальный фортификатор, инженер-полковник Э.И. Тотлебен защиту эту пережил, но его вклад в нее был оценен далеко не сразу.

Здесь воевал артиллерийский поручик граф Л.Н.Толстой. Потом он опубликовал документальные «Севастопольские рассказы» и сразу превратился в «кита» отечественной литературы.

Севастополь – фактически родина диверсионного дела, основателем которого явился матрос П.М. Кошка. Оборонительные события внесли вклад и в полевую хирургию – впервые при операциях хирург Пирогов применил общий наркоз, появился институт медицинских сестер (основательница – Дарья Михайлова, известная под прозвищем Севастопольской).

«С той стороны» тоже были интересные участники событий. Французские военачальники Сент-Арно и Боске, бесспорно, были мастерами своего дела. Отличился тут и маршал (тогда генерал) Мак-Магон. В 1870 г. он в войне с Пруссией командовал армией под Седаном. Ее сдача выступила концом империи Наполеона III.

Происхождение названия

Древние греки обозначенная пролив под названием «Геллеспонт» (в древней греческой Ἑλλήσποντος / Hellếspontos , то есть сказать , море Хелле). Это имя связано с легендой о Фриксе и Элле . Их отец, Атамас , собирался принести в жертву Фриксоса на горе Лафистион , когда ему помешал сделать это Гермес, который, отвечая на молитвы Нефелы , их матери, послал большого барана в Золотое руно, Хрисомаллос. Фриксос забрался ему на спину, а его сестра, которая боялась, что она станет следующей назначенной жертвой, села позади него. Баран поднялся в воздух и направился к Колхиде на востоке. Но Элле, страдающий головокружением, наконец отпустил его и упал в пролив, названный в его честь. Фрикс достиг Колхиды и принес в жертву Зевсу барана . В бараньем золотом руне стало известно и его поиск был предметом, через поколение, из аргонавтов экспедиции .

В своем обзоре (в древнегреческой Ἱστορίαι / Historiai )), написанной в V — м  веке  до нашей эры. Н.э. , Геродот описывает размеры Геллеспонта в сравнении с размерами Босфора , Пон-Эвксинского ( Черное море ) и Пропонтиды ( Мраморного моря ):

— (IV, 85)

— (IV, 86)

Это те венецианцы и генуэзцы , которые в XI — м  веке , désignèrent пролив имя Dardanelli (множественное число), со ссылкой на «  Старый Дарданеллы  », название , присвоенное двух древних городов Sestos и Абидосе , которые стояли на двух берегах , в самом узком месте (1300  м ) пролива, недалеко от прибрежного города Дарданос- ан- Троад , название которого, по словам Гомера , произошло от коренного племени Дарданес («  Новые Дарданеллы  », состоящего из османских городов Чанаккале и Килитбахир ). Сами дарданы , по мнению Гомера, должны были происходить от предка Дардана , основателя династии троянских царей .

Физико-географическая характеристика:

Общие сведения:

Индийский океан главным образом расположен к югу от тропика Рака между Евразией на севере, Африкой на западе, Австралией на востоке и Антарктидой на юге. Граница с Атлантическим океаном проходит по меридиану мыса Игольный (20° в.д. до побережья Антарктиды (Земля Королевы Мод)). Граница с Тихим океаном проходит: южнее Австралии — по восточной границе Бассова пролива до острова Тасмания, далее по меридиану 146°55’ в.д. до Антарктиды; севернее Австралии — между Андаманским морем и Малаккским проливом, далее по юго-западному берегу острова Суматра, Зондскому проливу, южному берегу острова Ява, южным границам морей Бали и Саву, северной границе Арафурского моря, юго-западным берегом Новой Гвинеи и западной границе Торресова пролива. Иногда южную часть океана, с северной границей от 35° ю. ш. (по признаку циркуляции воды и атмосферы) до 60° ю. ш. (по характеру рельефа дна), относят к Южному океану, который официально не выделяется.

Моря, заливы, острова:

Площадь морей, заливов и проливов Индийского океана составляет 11,68 миллионов кв. км (15 % от общей площади океана), объём 26,84 миллионов куб. км (9,5 %). Моря и основные заливы располагающиеся вдоль побережья океана (по часовой стрелке): Красное море, Аравийское море (Аденский залив, Оманский залив, Персидский залив), Лаккадивское море, Бенгальский залив, Андаманское море, Тиморское море, Арафурское море (залив Карпентария), Большой Австралийский залив, море Моусона, море Дейвиса, море Содружества, Море Космонавтов (последние четыре иногда относят к Южному океану).

Некоторые острова — например, Мадагаскар, Сокотра, Мальдивские — являются фрагментами древних материков, другие — Андаманские, Никобарские или остров Рождества — имеют вулканическое происхождение. Крупнейший остров Индийского океана — Мадагаскар (590 тысяч кв. км). Крупнейшие острова и архипелаги: Тасмания, Шри-Ланка, архипелаг Кергелен, Андаманские острова, Мелвилл, Маскаренские острова (Реюньон, Маврикий), Кенгуру, Ниас, Ментавайские острова (Сиберут), Сокотра, Грут-Айленд, Коморские острова, острова Тиви (Батерст), Занзибар, Симёлуэ, острова Фюрно (Флиндерс), Никобарские острова, Кешм, Кинг, острова Бахрейн, Сейшельские острова, Мальдивские острова, архипелаг Чагос.

История формирования океана:

В раннеюрское время древний суперконтинент Гондвана начал раскалываться. В результате образовались Африка с Аравией, Индостан и Антарктида с Австралией. Процесс завершился на рубеже юрского и мелового периодов (140—130 миллионов лет назад), и начала образовываться молодая впадина современного Индийского океана. В меловой период дно океана разрасталось за счёт перемещения Индостана к северу и сокращения площади океанов Тихого и Тетиса. В позднемеловое время начался раскол единого Австрало-Антарктического материка. В это же время в результате образования новой рифтовой зоны Аравийская плита откололась от Африканской, и образовались Красное море и Аденский залив. В начале кайнозойской эры прекратилось разрастание Индийского океана в сторону Тихого, но продолжилось в сторону моря Тетис. В конце эоцена — начале олигоцена произошло столкновение Индостана с Азиатским континентом.

Сегодня движение тектонических плит продолжается. Осью этого движения являются срединно-океанические рифтовые зоны Африканско-Антарктического хребта, Центрально-Индийского хребта и Австрало-Антарктического поднятия. Австралийская плита продолжает движение на север со скоростью 5—7 см в год. В том же направлении со скоростью 3—6 см в год продолжает движение Индийская плита. Аравийская плита движется на северо-восток со скоростью 1—3 см в год. От Африканской плиты продолжает откалываться Сомалийская плита по Восточно-Африканской рифтовой зоне, которая движется со скоростью 1—2 см в год в северо-восточном направлении. 26 декабря 2004 года в Индийском океане у острова Симёлуэ, расположенного возле северо-западного берега острова Суматры (Индонезия), произошло самое крупное за всю историю наблюдений землетрясение магнитудой до 9,3. Причиной послужил сдвиг около 1200 км (по некоторым оценкам — 1600 км) земной коры на расстояние в 15 м вдоль зоны субдукции, в результате чего Индостанская плита сдвинулась под Бирманскую плиту. Землетрясение вызвало цунами, принёсшее громадные разрушения и огромное количество погибших (до 300 тысяч человек).

Предпосылки к сражению

Вдохновитель операции Уинстон Черчилль

Во второй половине 1914 года стало ясно, что Турция примет сторону Германии и Австро-Венгрии в начавшейся 28 июля 1914 года Первой мировой войне. 2 августа 1914 года был подписан германо-турецкий договор, согласно которому Турция обязуется вступить в войну при условии вступления в войну России. 10 августа 1914 года в Дарданеллы прорываются германские крейсера SMS Goeben и SMS Breslau, а 23 сентября 1914 года главнокомандующим турецким флотом назначается немецкий адмирал Сушон (нем. Wilhelm Anton Souchon).

Еще до окончания месяца Турция закрывает для стран Антанты черноморские проливы, лишая Англию поставок продовольствия, а Россию — поставок вооружения. В это же время Германия обещает предоставить Турции заем в 100 миллионов франков и 26 октября 1914 года переводит первую его часть.

В это время на Западе начинает образовываться устойчивая линия фронта и война переходит в позиционную фазу

Внимание британского Адмиралтейства обращается к Проливам. Адмирал Карден (англ

Sackville Hamilton Carden) получает приказ о бомбардировке турецких фортов, защищающих вход в Дарданеллы, с целью «проверить эффект воздействия орудий на крепостные укрепления и береговые батареи». В соответствии с ним 3 ноября 1914 года Карден на своем флагмане HMS Indefatigable при поддержке линейного крейсера HMS Indomitable, а также французских броненосцев Suffren и Verite произвел короткий обстрел фортов Кум-Кале и Седд-аль-Бахр. Интересно, что война Турции со стороны Великобритании и Франции была объявлена только через два дня — 5 ноября 1914 года.

По итогам бомбардировки подавление фортов с моря признали возможным. Адмиралу Кардену было поручено разработать план операции по выходу через Дарданелльский пролив в Мраморное море и захвату Константинополя. Стратегическими целями операции были: выведение Турции из войны, открытие проливов для восстановления снабжения, выход союзников на Балканы. Одним из самых горячих сторонников проведения операции был Уинстон Черчилль (англ. Winston Churchill), занимавший в то время пост Первого лорда Адмиралтейства. На военном совете 28 января 1914 года при его активной поддержке было принято решение о начале операции.

План захвата

Пятнадцатого октября 1849 года великий князь Константин Николаевич подал записку императору Николаю I о захвате Проливов.

На ту же тему Ликбез: почему началась Крымская война

Если кратко её пересказать, то великий князь считал, что теми силами, которые находятся в распоряжении Черноморского флота, возможен захват не только Босфора, но и Дарданелл. И главную причину успеха плана он видел в том, что батареи турок, направленные в Босфор и Дарданеллы, расположены слишком низко, то есть бороться с ними корабли вполне могут обычными пушками, которые пускают ядра по настильной траектории. Мортиры и гаубицы не понадобятся. Часть же крепостей расположены слишком далеко от среза воды, соответственно их огонь будет неточным и бесполезным.

На захват обоих Проливов князь отводил два дня. Причём и с Дарданеллами он тоже не видел препятствий, ведьберега довольно низки, везде можно свободно высадить десант, и укрепления не противустоят двойной атаке с моря и суши. Утвердившись в Дарданеллах, мы совершенно хозяева в Константинополе». Это действительно так: если атаковать форты Дарданелл со стороны пролива — то там местность низинная. Если же, как англичане и французы в 1915-м, с внешней стороны — то придётся перевалить через горы и сражаться в гористой местности.

Башни на скале у Босфора». Художник Иван Айвазовский

«Великодержавный мираж» Сталина

Турки не на шутку перепугались — размещение советской военной базы на Босфоре (то есть фактически в Стамбуле) ставило крест на турецком суверенитете, превращая Турцию в вассала Кремля. Ответ официального Стамбула на это предложение Молотова был резко отрицательный. Смелости туркам придавал и тот факт, что между недавними союзниками (СССР с одной стороны, а Англией и США — с другой) уже начался разлад, который в скором времени превратит бывших друзей в заклятых врагов. То, что позднее назовут «холодной войной», уже маячило на горизонте. Ни Лондону, ни Вашингтону было совсем не по душе такое усиление Советского Союза в черноморском регионе. Поэтому сначала тайно и втихомолку, а потом все более открыто — они стали поощрять турок на сопротивление. А Сталин упорно гнул свою линию, хотя более осторожный Молотов понимал, что «продавить» нужное решение в этом вопросе Советскому Союзу вряд ли удастся. Но вождь страны-победительницы тогда был одержим идеей собирания растраченного наследия Российской империи. Сталин хотел войти в историю России как лидер, который собрал всё, что растеряли цари. Тот же мотив двигал генсеком и в вопросе проливов. Мол, цари бились-бились за то, чтоб получить доступ к проливам, — и ничего не добились. А вот Сталин смог достичь того, о чём до него безуспешно мечтали веками!

Переходы

Морской

Воды Дарданелл ежедневно пересекают многочисленные пассажирские и автомобильные паромы, а также прогулочные и рыболовные суда, от лодок до яхт, принадлежащих как государственным, так и частным лицам.

По проливу также проходят значительные международные коммерческие морские перевозки. грузовые суда и танкеры.

Земельные участки

В настоящее время автомобильные переходы через пролив отсутствуют. Однако в рамках запланированного расширения Турецкой национальной сети автомобильных дорог правительство Турции рассматривает возможность строительства подвесной мост между Сарычай (район Провинция Чанаккале) на азиатской стороне, чтобы Килитбахир на европейской стороне, в самой узкой части пролива. В марте 2017 года строительство Мост Чанаккале 1915 года между городами Гелиболу и Лапсеки началось.

Подводный

2 подводный кабель системы передачи электроэнергии напряжением 400 кВ по мосту через Дарданеллы, чтобы питать запад и восток Стамбула. У них есть собственные посадочные станции в Лапсеки и Сютлюце. Первая, расположенная в северо-восточной части пролива, была активирована в апреле 2015 г. и ведет 2 ГВт через 6 фаз 400 кВ переменного тока в 3,9 км до моря. Второй, находящийся где-то посередине пролива, еще строился в июне 2016 года и имеет очень похожие данные.

Обе подводные линии электропередачи пересекают 4 оптоволоконные линии передачи данных, проложенные ранее вдоль пролива. На опубликованной карте показаны линии связи, ведущие из Стамбула в Средиземное море, названные MedNautilus и приземляющиеся в Афины, Сицилия и в другом месте.

«Далекие» битвы

Основные боевые действия войны проходили возле Крымского полуострова, что и дало название войне. Также битвы были на Кавказе, на территории современной Молдовы, а также на Балканах. Однако немногие знают, что битвы между соперниками происходили и в отдаленных регионах Российской империи. Вот несколько примеров:

  1. Петропавловская оборона. Битва, которая проходила на территории полуострова Камчатка между объединенными франко-британскими войсками с одной стороны и российскими с другой. Сражение проходило в августе 1854 года. Эти битва стала следствием победы Британии над Китаем в ходе «опиумных» войн. В результате Британия хотела усилить свое влияние на востоке Азии, вытеснив отсюда Россию. Всего войска союзников предприняли два штурма, оба закончились для них неудачей. Россия выдержала Петропавловскую оборону.
  2. Арктическая компания. Операция британского флота по попытке блокады или захвата Архангельска, проводимая в 1854-1855 годах. Основные битвы проходили в акватории Баренцева моря. Также британцы предприняли бомбардировку Соловецкой крепости, а еще грабеж российских торговых судов в Белом и Баренцевом морях.

Вопрос о проливах (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Пока Византийская, а затем Османская империя господствовали в районе проливов, вопрос об их функционировании решался внутри самих государств. Однако на рубеже 17-18 веков обстановка изменилась – Россия вышла на побережье Черного и Азовского морей. Проблема контроля над Босфором и Дарданеллами встала на международной повестке дня.

В 1841 году на конференции в городе Лондоне было заключено соглашение о том, что проливы будут закрыты для прохода военных кораблей в мирное время. С 1936 года, согласно современному международному праву, зона Проливов считается «открытым морем» и вопросы о ней регулируются Конвенцией Монтре о статусе проливов. Таким образом, контроль за проливами осуществляется при сохранении суверенитета Турции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector