Палаццо питти во флоренции

Музеи Питти

Музейный комплекс Питти объединяет крупнейшие галереи.

Музей серебра

Здесь хранится коллекция изделий из серебра и золота, слоновой кости, драгоценных и полудрагоценных камней, демонстрируется богатство герцогского двора. Украшения и предметы быта, персидские вазы и вазы XIV века из Византии и Венеции – свидетельство роскоши герцогского дома.

Палатинская галерея

Залы галереи посвящены римской мифологии. Античные статуи богов Марса, Аполлона и Венеры – достойный фон пышного интерьера галереи. Интерьер украшают картины знаменитых художников: Тициана, Рубенса, Ван Дейка и Караваджо. Здесь самая большая коллекция картин Рафаэля – 11 полотен.

Музей костюмов

Музей хранит 6000 костюмов и элементов гардероба, роскошных нарядов и изысканных дамских туалетов XV-XVIII веков. Одежда и аксессуары, обувь и ювелирные украшения, нижнее дамское бельё и свадебные наряды невест демонстрирует музей.

Здесь можно увидеть повседневные и торжественные платья герцогинь, выполненные из разных материалов, ажурные зонтики и шляпы от солнца. Ценность музея – похоронные костюмы семейства Медичи.

С годами в коллекцию вошли костюмы театра и кино, предметы гардероба известных личностей и произведения итальянских дизайнеров одежды. Платья, сшитые для звёзд итальянской эстрады, декорированы вышивкой, бисером и кружевами.

Музей карет

Здесь демонстрируются средства передвижения итальянских монархов и знатных горожан. Интересны резные и лепные украшения карет и коллекции старинных кнутов. Транспортные средства итальянских правителей разных времён завершают коллекцию.

Музей фарфора

Музей фарфора хранит знаменитые столовые сервизы, принадлежавшие династии Медичи. Здесь – севрский фарфор и мейсенский, античные керамические коллекции и статуэтки из фарфора.

Галерея современного искусства

Галерея, расположенная на втором этаже, славится коллекцией картин и скульптур с конца XVIII века до Первой мировой войны. Элегантные залы, в которых жили великие герцоги, украшены коллекцией работ художников группы Маккьяоли конца XIX- начала XX веков. Флорентийские художники пишут в необычной манере цветными пятнами. Особо знамениты их пейзажи.

Дворец Питти помогает разобраться в особенностях культуры и приоткрывает двери в повседневную и публичную жизнь нескольких поколений великих герцогов Тосканских.

Билеты в Палаццо Питти

Как говорят сами итальянцы, если вы не были во Флоренции, вы не поняли Италию. Продолжая аналогию, можно сказать, что без посещения дворца Питти и садов Боболи впечатление от пребывания в городе будет неполным.

В залах музеев и в садах Боболи всегда немало посетителей. Правда, такого столпотворения, как в галерее Уффици или музеях Ватикана, все же нет. Но только при большой доле везения можно купить билеты в Палаццо непосредственно в кассах музеев без очередей и утомительного ожидания в горячий летний сезон.

Тем более что многие туристические программы предусматривают выбор: дворец Питти или галерея Уффици. А так как дворец попросторней, и изначально очереди к нему все же поменьше, выбор нередко делается в его пользу.

Несмотря на то, что Дворец открыт с 8:15 до 18:50 во все дни, кроме понедельника, 25 января, 1 января и 1 мая, допуск посетителей заканчивается уже в 17:30, что логично: в одной только Палатинской галерее насчитывается более 500 полотен, для осмотра которых потребуется не один час.

По тому же билету можно пройти и в Галерею современного искусства.

Музей костюмов, Дворец Питти

Именно так: купить сразу билеты во дворец Питти и в сады Боболи, к сожалению, не получится: расчетливые флорентийцы всегда знали толк в коммерции.

Впрочем, сумма, которую придется отдать за посещение всей резиденции, не столь велика, чтобы отказывать себе в удовольствии, осмотрев и галереи, и музеи, и сады за один день.

Чтобы упростить посещение и избежать очередей, билеты во Дворец Питти (как и другие основные достопримечательности Италии) можно заказать заранее через этот сервис.

Музеи и коллекции дворца Питти

Палаццо Питти – это не только ценный памятник архитектуры эпохи кватроченто, но и один из самых крупных музейных комплексов во всей Флоренции. В историческом здании размещаются следующие заведения:

  • галерея современного искусства;
  • Палатинская галерея;
  • галерея костюма;
  • музей фарфора;
  • музей серебра;
  • музей карет.

О каждом из них мы расскажем более подробно.

  1. Галерея современного искусства. Заведение открылось во дворце Питти в 1928 году. Коллекции галереи распространяются на 30 залов, и охватывают промежуток с XVIII до начала XX века. Основная коллекция картин представлена творениями флорентийской группы художников «Маккьяйоли. Мастера этой «школы» писали картины в свободной манере при помощи ярких цветных пятен.
  2. Палатинская галерея. Главным заведением палаццо Питти считается именно Палатинская галерея, открытая для публики в 1828 году. Ее помещения оформлены в барочном стиле, и предлагают гостям осмотреть более 500 картин, большая часть которых была написана в эпоху Возрождения. В залах заведения представлены личные коллекции предметов искусства династии Медичи. В необъятных коллекциях галереи вы увидите детища Рубенса, Рафаэля, Пьетро де Кортона, Тинторетто, Караваджио, Перуджино, Тициана, Понтормо, Ван Дейка, Веласкеса и др. Галерея Палатина занимает 28 комнат, где представлены не только картины, но и роскошные интерьеры, старинная мебель, фрески, позолоченные бронзовые изделия, китайские и японские вазы.
  3. Галерея костюма. Это заведение может похвастаться крупнейшим собранием артефактов, посвященных итальянской моде. Галерея костюма занимает Малый дворец – крыло, пристроенное к Питти в XVIII веке. Посетители заведения увидят множество интересных экспонатов (примерно 6 тысяч), охватывающие период с XVI века до наших дней. Экспозиция галереи меняется каждые 2 года. В залах находятся старинные театральные костюмы, повседневная одежда флорентийских жителей, похоронные одеяния Козимо I Медичи, Элеоноры Толедо и ее наследника Гарции. Кроме того, в галерее костюма выставлена коллекция бижутерии, созданной в середине прошлого века.
  4. Музей фарфора. Заведение размещено в садах Боболи, в здании Казино дель Кавальери. Оно было открыто в 1973 году. Коллекции музея предлагают ознакомиться с изящными фарфоровыми изделиями знаменитых европейских фабрик: Мейсен, Севр и др. Некоторые представленные экспонаты были подарены европейскими монархами для флорентийских правителей, другие были изготовлены для великого герцога по его приказу. Также гости музея фарфора увидят древние образцы античной керамики.
  5. Музей серебра. Это заведение имеет другое название — «Сокровищница Медичи». Оно расположено в личных королевских покоях, декорированных фресками работы Джованни да Сан-Джованни. В музее серебра вы увидите великолепные экспонаты, представленные серебряными, хрустальными и золотыми изделиями, старинными вазами, драгоценными и полудрагоценными камнями, древнеримскими амфорами, предметами, изготовленными из слоновой кости. Особого внимания заслуживает миниатюрная копия площади Синьории, созданная из золота и украшенная драгоценными камнями.
  6. Музей карет. На первом этаже дворца Питти выставлена коллекция средств передвижения XVIII-XIX веков. Кареты великого герцога сами по себе являются предметами искусства. Многие из них обшивались позолотой, на их поверхность наносились живописные пейзажи. Кареты для важных случаев украшались позолоченными коронами, которые считались символом знатности владельца конного транспорта. Также в экспозиции представлены кареты флорентийских официальных лиц, архиепископов, Короля обеих Сицилий и пр.

Не стоит забывать о неотъемлемой части дворца Питти – садах Боболи. Они представляют собой музей садово-паркового искусства, который занимает площадь 4,5 га. Первых гостей Боболи приняли в 1766 году. Масштабный парк вмещает в себя амфитеатр, озеро с искусственным островом, кофейный домик, несколько фонтанов, гротов, тематических садов, оранжерей, большое количество скульптур (с античного периода до XVII века), аллей, клумб и др. Стоит отметить, что сады Боболи расположены на одноименном холме, с которого открывается чудесный вид на Флоренцию.

Как видите, на посещение палаццо Питти и прилегающие к нему сады Боболи, необходимо отвести достаточное количество времени, чтобы успеть осмотреть не только интерьеры, но и представленные в отдельных заведениях экспозиции и коллекции.

Музей моды и костюма

Это собрание сравнительно молодое – музей открылся всего лишь в 1983 году. Тем не менее, сегодня он насчитывает уже больше 6 тысяч экспонатов, и каждое уважающее себя издание давно внесло его в списки лучших музеев моды и костюма в мире.

Безусловно, большая часть костюмов коллекции – итальянские: шедевры Мариано Фортуни, Марии Галенга, Эльзы Скиапарелли. Все эти женщины – известные дизайнеры и модельеры конца 19 – начала 20 века. Именно их стараниями развивалась современная итальянская мода. Есть здесь и костюмы аристократического общества 18-20 веков, и театральные костюмы, и некоторые украшения, и одежды знаменитых итальянских актрис, например, Элеоноры Дузе. Здесь же – знаменитые работы из коллекций великолепной Коко Шанель.

Кроме того, в музее моды есть и транспортные средства: кареты, повозки, первые автомобили. Можно увидеть цельные композиции, когда рядом с женским и мужским манекенами в костюмах определенных годов находится транспортное средство того же времени.

Поскольку ткань очень быстро разрушается на свету, все экспонаты находятся под стеклом, а в самом помещении царят полумрак и прохлада. Кроме того, чтобы костюмы не находились слишком долго на манекенах, каждые два года вся экспозиция полностью меняется. Временные же выставки меняются еще чаще. Фотографировать здесь можно, но только без вспышки. Кроме того, отправляясь в музей моды и костюма, обязательно оденьтесь потеплее.

История возникновения Палаццо Питти

Основатель и первый владелец дворца — банкир Лука Питти (Luca Pitti) родом из Флоренции, который был хорошо знаком с самим Козимо Медичи Старым (Cosimo di Giovanni de’ Medici). Он планировал использовать палаццо в качестве собственной резиденции.

По приказу банкира здание начали возводить в 1458 году, однако в 1464 году работы пришлось приостановить по причине недостатка финансирования. Дело в том, что у Питти возникли денежные затруднения после смерти Козимо Медичи.

Заказчику так и не удалось увидеть творение в завершенном виде – в 1472 году он умер. Тогда на фасаде были возведены только широкие двери и окна в нижней части.

Архитектор

На сегодняшний день является спорным вопрос, кто именно выступал в качестве архитектора. По мнению одних историков, это был Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi), которому помогал его ученик Лука Франчелли (Luca Fancelli).

Хотя другие склоняются к тому, что главным архитектором всё же был именно Лука Франчелли. Главным аргументом в пользу данной позиции является то, что Филиппо Брунеллески скончался за несколько лет до возведения дворца.

К тому же стиль строения больше тяготеет к архитектурной манере ученика великого мастера.

Переход дворца Питти во власть Медичи

После смерти банкира дворцом владел его наследник — Бонаккосро Питти. Из-за финансовых проблем он продал палаццо Элеоноре Толедской (Eleonora di Toledo), которая была супругой Козимо I Медичи (Cosimo I de Medici). Она намеревалась разместить здесь резиденцию.

Тем не менее, на протяжении длительного времени после переезда в новый дворец основной резиденцией семьи по-прежнему был Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), а Палаццо Питти служил для официальных приемов.

Коллекция произведений искусства, принадлежавшая роду Медичи, была перемещена сюда позже — при Фердинанде I Медичи (Ferdinando de’ Medici), сыне Элеоноры Толедской.

Среди знаменитых событий, свершившихся в этом дворце, – символическая свадьба Генриха IV (Henri IV), короля Франции, и Марии Медичи (Maria de Medici).

Расширение палаццо, коридор Вазари и сады Боболи

При Козимо I дворец был значительно расширен, благодаря работе Бартоломео Амманнати (Bartolomeo Ammannati). Он добавил пристройку с обратной стороны, тем самым почти вдвое увеличив площадь здания.

Амманнати заменил огромными окнами входные двери с боковых сторон от центрального портала. Также он обустроил внутренний двор, украсив его пилястрами, полукруглыми арками и колоннами.

Фото: RobMenting / Shutterstock.com

Кроме того, великий герцог тосканский поручил талантливому архитектору Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) построить тайный коридор. Это было сделано в середине 16 века по случаю свадьбы его сына Франческо и дочери императора Фердинандо I — Иоанны Австрийской (Johanna von Österreich).

Коридор Вазари, названный по имени его создателя, соединял дворец Питти с галереей Уффици (Galleria degli Uffizi) и мостом Понте Веккьо (Ponte Vecchio). Начинался же от прежнего дворца Козимо и Палаццо Веккьо. Его общая протяженность составляет около 1 км.

Благодаря коридору Козимо I вместе с семьей без проблем переехали в новую резиденцию.

Во времена правления Медичи также были созданы итальянские сады Боболи на одноименном холме за дворцом. Сначала благоустройством территории занимался Никколо Триболо (Niccolò Tribolo), а после его смерти дело продолжил архитектор Бартоломео Амманнати.

Фото: Lucy / Shutterstock.com

Кому принадлежал в дальнейшем

После смерти Джана Гастоне Медичи (Gian Gastone de’ Medici) в 1737 году палаццо унаследовала его сестра Анна Мария (Anna Maria Luisa von Medici), которая стала последней представительницей прямой линии династии Медичи.

Когда Анна Мария умерла в 1743 году, дворец стал собственностью императора Франца I Стефана (Franz I Stephan), принадлежавшего австрийскому дому Лотарингии. В это время были построены портики и террасы, а также два крыла: Каретный Рондо и Рондо Бахуса.

Затем дворец недолго использовался Наполеоном. С 1860 года перешел во владение новых правителей Тосканы – Савойскому роду.

В период, когда Флоренция носила статус столицы Итальянского королевства, его занимал король Виктор Эммануил II – вплоть до 1871 года.

В начале 20 века внук короля Виктор Эммануил III сделал дворец национальной собственностью. Он выделил в палаццо музей и пять галерей, которые постоянно пополнялись различными коллекциями.

Современное время

В настоящее время является одним из самых знаменитых и крупных комплексов с огромным количеством музейных экспонатов. Всего насчитывается около 140 залов, открытых для посещения.

С 1982 года достопримечательность входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История достопримечательности

В 1458 году городской банкир Лука Питти затеял строительство собственного жилого здания, которое планировалось назвать палаццо Питти. Флоренция в тот момент принадлежала Козимо Медичи – близкому другу Луки. Расторопный Питти захотел превзойти своего покровителя, и приказал строителям сделать оконные проемы своего немалого жилища больше, чем двери во дворце Медичи. Один из современников Питти – Николо Макиавелли, утверждал, что многие преступники, изгнанные из Флоренции, находили приют в строящемся дворце, и помогали возводить это неприветливое и строгое здание.

В середине XV века Европа была поражена успешной экспансией Османской Империи, которая благополучно разорила многих дальновидных и влиятельных торговцев материка. В 1464 году умер Козимо Медичи, и вместе с этим событием у Луки Питти появились финансовые сложности. Сам банкир умер в 1472 году, так и не достроив свой дворец.

Палаццо Питти простоял в запустении вплоть до 1549 года, после чего разорившийся Бонаккосро Питти продал его жене Козимо I Медичи – Элеоноре Толедской. Новые владельцы значительно видоизменили облик здания. Козимо I нанял архитектора Вазари, и приказал ему расширить дворец. В связи с этим с тыльной стороны сооружения появилась габаритная пристройка, увеличившая площадь дворца в 2 раза. Также Вазари создал надземный переход, который соединял дворец Питти, дворец Веккьо, мост Понте Веккьо и галерею Уффици. При помощи такого коридора члены властвующей семьи могли быстро и безопасно перемещаться из одного здания в другое.

Достроенный дворец Питти стал основным местом размещения приезжих официальных гостей. Семейство Медичи предпочло остаться в своей фамильной резиденции – палаццо Веккьо. Пришедший к власти сын Элеоноры Толедской – Фердинанде I Медичи, стал использовать Питти как место размещения фамильных произведений искусства.

Рядом с дворцом Питти расположен холм Боболи, который был выкуплен вместе с палаццо Элеонорой Толедской. Новая хозяйка имения поручила садовнику-декоратору Николо Тримболо заняться их обустройством. Спустя год, в 1550 году, садовник скончался, и обустройство парка перешло в руки Бартоломео Амманати. Согласно проекту, сады должны были окружать амфитеатр, в котором проходили самые первые оперные спектакли не только в Италии, но и всем мире. Впоследствии в садах Боболи появились живописные террасы, клумбы, фонтаны, гроты, скульптуры и другие декоративные ландшафтные элементы.

Расширенный, модернизированный и обустроенный дворец Питти являлся собственностью династии Медичи до 1737 года. После смерти последнего представителя семьи – Джана Гастоне Медичи, палаццо стала использовать его сестра – Анна Мария. Она не оставила после себя наследников, поэтому с приходом ее смерти род Медичи полностью угас. Следующими владельцами шикарного дворца стали герцоги Лотаринские – австрийский род, представителем которой являлся император Германской Империи Франц I Стефан. В их владениях уже находились земли Тосканы. После них дворец занимал Наполеон Бонапарт, осуществлявший контроль над Италией. После свержения французского полководца Питти снова перешел в руки австрийцев, и был в их владении до 1865 года. Тогда же Флоренция получила новый статус – столицы Италии, а в пышный дворец переехал новоиспеченный итальянский король Виктор-Эммануил II, и жил в нем до 1871 года. Его внук – Виктор-Эммануил III, в 1919 году даровал палаццо Питти государству. В 20-х годах прошлого века дворец и прилегающие к нему сады Боболи были поделены на несколько галерей и музеев. С тех пор здесь можно увидеть многочисленные произведения искусства семейства Медичи, и другие ценные артефакты, приобретенные государством.

Что такое палаццо?

Многие люди, не знающие итальянского языка или, хотя бы, основной культурологической и искусствоведческой терминологии, почему-то делают предположение, что это площадь. Но нет: палаццо – это дворец. Флоренция вообще могла бы издавать искусствоведческие словари с терминами из области живописи, скульптуры и архитектуры, ведь многие «культурные» слова, которыми пользуются сегодня по всему миру, и многие явления, обозначаемые этими словами, родились на свет именно в этом итальянском городе.

Чем же характеризуется палаццо:

  • это итальянский дворец 15-18 веков постройки
  • преимущественно такие дворцы строились в черте города богатыми аристократами: купцами, банкирами и политиками, а также членами громких династий
  • в классическом варианте в палаццо три этажа
  • нижний этаж отводился под служебные и складские помещения, комнаты прислуги, а также иногда использовался для содержания там животных и транспортных средств
  • на среднем этаже находились гостевые комнаты, кухни и столовые, библиотеки и другие общественные помещения
  • на верхнем этаже обычно располагались хозяйские спальни

Ну а теперь, уже со знанием дела, вернемся непосредственно к палаццо Питти.

Экстерьер

Стиль ренессанс лежит в основе трехэтажного здания в форме идеального куба, обшитого грубым камнем. Каждый пролет имеет десятиметровую высоту. На первом этаже имеются гигантские двери и два окна от пола до потолка. Остальные пролеты отличают соединенные балконом огромные окна, а под крышей имеется лоджия. Попасть на второй этаж можно минуя первый, благодаря лестнице, которой, кстати, не было в первоначальном проекте.

Главным архитектурным достоянием комплекса считается внутренний двор, признанным лучшим образцом в стиле ренессанс в своем роде. Колонны по своей фактуре напоминают деревья, а на внешних стенах здания имеются фрески, на одной из которых изображен первоначальный облик Палаццо Питти.

Возведенные в XIX веке полукруглые пристройки, сделали дворцовую площадь полностью закрытой. Левое возведенное крыло назвали «Рондо Бахуса» (в здании расположена одноименная скульптура). Правое же именуют «Каретное рондо».

История строительства дворца во Флоренции

История строительства Palazzo Pitti весьма занимательна, причем в этой истории больше выдумок и слухов, чем фактов и документальных подтверждений.

Когда к власти пришел герцог Козимо Медичи по прозвищу Старый, то он получил наставление от отца – не выставлять напоказ перед народом своего величия и богатства, дабы не раздражать народные массы. Именно поэтому Медичи отказался от роскошного проекта Филиппо Брунеллески в пользу более скромного проекта архитектора Микелоццо – внутри его дворец был отделан со всей мыслимой роскошью и богатством, но внешне все приличия были соблюдены.

Но проект Брунеллески не пропал даром – на него обратил внимание богатейший банкир Лука Питти. Дела его шли хорошо, он был вхож во многие знаменитые и богатые дома Флоренции

И вот однажды пришла ему в голову мысль построить дворец, который бы размерами и великолепием превосходил palazzo самого Герцога Тосканского – Козимо Медичи (Старого).

Автором проекта дворца Палаццо Питти предположительно выступал архитектор Филиппо Брунеллески, а помощником его Лука Франчелли, на ту пору приходившийся Брунеллески учеником. Но специалисты по истории архитектуры в последние годы сходятся во мнении, что автором проекта стал как раз Лука Франчелли, который использовал наработки и технологии своего учителя, Филиппо Брунеллески. Эту версию подтверждает и тот факт, что Брунеллески к моменту начала строительства палаццо Питти уже не было в живых.

Строительство было начато в 1457-1458 годах. Планы Луки Питти на постройку были весьма грандиозными: он пожелал, чтобы окна по высоте превосходили окна дворца Медичи, а сад был намного больше, чем вся территория палаццо Медичи-Рикарди.

Но строительство шло не так быстро, как того хотел владелец. Несмотря на то, что к строительству не стеснялись привлекать даже каторжан и беглых преступников (для того, чтобы дворец был выстроен как можно скорее), финансовые трудности стали значительным препятствием на пути к торжеству банкира Питти.

Парадокс состоит в том, что Palazzo Pitti все-таки оказался в собственности семейства Медичи. Это произошло уже после смерти и самого Луки Питти (1472 год), который не дожил до окончания строительства своего дворца (1487 год). Новым владельцем, а точнее – владелицей, стала жена Козимо Медичи, Элеонора Толедская, которая в 1549 году приобрела палаццо у разорившегося потомка банкира Питти – Бонакоссро Питти.

Перед тем, как переехать со всем многочисленным семейством в новое палаццо, герцог Тосканский приказал расширить границы дворца за счет пристроек, добавив два боковых крыла здания, из-за чего площадь постройки увеличилась чуть ли не в два раза. Перепланировкой palazzo занялся архитектор Аманнати, а также мастер Джорджио Вазари, который дополнительно к проекту построил Коридор Вазари – крытый переход из Палаццо Веккьо (Старого дворца) во дворец Питти.

Поначалу дом служил для размещения иностранных послов и именитых гостей города, а уже при властвовании Фердинанда Первого семейство Медичи окончательно переехало в бывший дом банкира Питти.

За площадью Питти и дворцом была выкуплена земля на холме Боболи – там под руководством декоратора садов Никколо Триболо развернулась грандиозная работа по созданию паркового комплекса – садов Боболи.

В 1737 году род Медичи прервался, и власть перешла к представителям другого семейства – герцогам Лотарингским. После них Palazzo Pitti становился пристанищем и для Бурбонов, и для династии Габсбургов. В период итальянского национально-освободительного движения (Рисорджименто) Флоренция на какое-то время стала столицей государства, и король Виктор-Эммануил III выбрал палаццо Питти в качестве королевской резиденции.

В 1919 году итальянские власти объявили дворец муниципальной собственностью.

к оглавлению

Другие картины с описанием из галереи Палатина (открываются с увеличением в отдельном окне):

Портрет герцога Бекингема

 
Портрет Гаспара Скопинса
Концерт
Св. Мария Магдалина
Джулия Варано, герцогиня Урбино
Три возраста жизни

От: Artemida, &nbsp

Скрыть комментарии (0)

  • Третьяковская Галерея. Выставка работ великого русского портретиста Федора Степановича Рокотова
  • Выставка живописи «Магия тела», Государственная Третьяковская галерея, Москва
  • Художественный музей города Хельсинки — Галерея Клууви, Художественный музей Мейлахти, Художественный музей Дворец тенниса
  • Дворец Велетржни — Национальная Галерея в Праге: коллекции «Модерн и современное искусство», «Искусство 19 века»
  • Национальная Галерея в Праге
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector