Площадь навона
Содержание:
Что посмотреть
На данный момент Пьяцца Навона располагается на огромной территории, она каждый год привлекает большое количество не только лишь путешественников, но и местных жителей: много людей прогуливаются по площади не только лишь днем, но и ночью. Всевозможные викторины, зажигательные танцы, бесчисленные уличные музыканты и художники, прогуливающиеся молодые парочки творят неповторимую атмосферу, в этом месте вы также можете насладиться свежестью прохладного воздуха вблизи фонтанов или же расслабиться в кафе за чашкой кофе или чая. С наступлением Рождественских праздников на этой площади проходят тематические ярмарки посвященные Рождеству. В это время продаются игрушки для украшения дома или квартиры. Еще в предверии праздников проводятся веселые карнавалы.
Но самыми настоящими украшениями площади являются ее достопримечательности-великолепные архитектурные строения.
На площади находится Палаццо Памфили, который выполнен в барроканском стиле и удивляет своим изяществом и великолепием цвета. В этом здании на данный момент находится Бразильское посольство.
Палаццо Браски также важно посмотреть всем туристам. Это строение было возведено в конце восемнадцатого столетия для ближнего родственника папы Пия шестого
Проэктировал этот дворец известный архитектор Козимо Морели. В период нападений Наполеона на Рим отделка здания прекратилась, а семейство Браски потеряло все права на владение этим замком.
В конце Второй мировой войны в этом поместье жили много семей, которые были эвакуированы из мест военных действий. В середине двадцатого столетия этот дворец был отдан под здание музея. На углу этого здания была размещена древняя «говорящая» скульптура, которая была названа в честь имени Пасквино. Ее обнаружили во время проведения раскопок в начале шестнадцатого столетия. Предполагалось, что в период Домициана эта статуя была украшением стен на стадионе.
Ещё одна достопримечательность, которую необходимо посмотреть — это величественный белоснежный храм Сант-Аньезе-ин-Агоне. Эта церковь сберегла свое первоначальное обличье благодаря людям, которые ее отреставрировали, потому, что в период военных действий во время второй мировой войны, она сильно пострадала. Восхитительный вид внутренней отделки церкви, с помощью мраморных барельефов, вы сможете увидеть, когда попадете вовнутрь. Голову праведной Агнессы до сих пор хранят в храме как священную реликвию.
Еще одно достояние города — храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре, который посвящен Святой Марии. Находится он возле Палаццо Памфили. Это строение располагается в окружении других зданий и вид его не такой величественный. Если вы зайдете вовнутрь, то сможете там увидеть фрески, сделанные самим Рафаэлем.
На этой площади одним из важных достояний в Риме являются фонтаны, их здесь три, и они сделаны в барроканском стиле.
В северной стороне площади находится фонтан Нептуна. Его построили в середине шестнадцатого столетия, и он был похож на каменный бассейн, из которого набирали воду местные жители, но в конце 19 столетия властями города было принято решение его отреставрировать и украсить декором. С тех пор фонтан украшает фигура Перуна, который сражается с осьминогом с помощью своего трезубца.
Также на площади есть еще один фонтан, который был сделан в конце шестнадцатого столетия, и он называется фонтан мавра. По центру самого фонтана расположена фигура мавра, который сражается с дельфином.
Но самое главное украшение площади, это фонтан «Четырех рек», который был создан известным скульптором Бернини. По центру самого фонтана высится обелиск, который взмывает в небо стрелой, и он весь исписан иероглифами.
История
Древнеримская площадь Навона была основана в виде стадиона еще Гаем Юлием Цезарем, который за 46 лет до наступления нашей эры создал вместе со своим форумом и площадку для соревнований атлетов.
Реконструкция стадиона, построенного в 86 году нашей эры для соревнований по легкой атлетике
Прошло чуть более столетия, и римский император Домициан решил перестроить стадион, расширить его и украсить в греческом стиле. В то время это было роскошное сооружение в два этажа, где на первом ярусе располагались многочисленные лавки, питейные заведения и бордели.
Изображение древнего стадиона Домициана (как он выглядел в период своего расцвета), гравюра 1613 года
Интересно: о том, какой была Пьяцца Навона во времена Древнего Рима, можно узнать по рисунку на старинной монете — сестерции, отчеканенном при императоре Септимии Севере.
Сестерций Траяна с изображением площади, 2-й век нашей эры
Само название Навона произошло от древнеримского «campus agonis», что переводится примерно как «площадка для состязаний». Позже это словосочетание сократилось до «n’agone», а ближе к Средневековью площадь стали называть попросту Navona. К тому времени на этом месте уже давно не проводились соревнования, однако часто проходили ярмарки, карнавальные шествия и турниры.
Соревнования рыцарей на площади в эпоху Средневековья, Джованни Ферри, 1634 год
В самом начале 12-го века здесь появилась первая церковь. Ее возвели на месте борделя, куда по преданию отправили святую Агнессу за отказ принести жертву языческим богам. Храм, посвященный этой христианской мученице, есть и сегодня, хотя после многочисленных перестроек он, конечно, мало чем напоминает древнюю базилику.
Пьяцца Навона перед реконструкцией папы Иннокентия X, 1625 год
С 1470 года Пьяцца Навона начала застраиваться дворцами. Все началось с покупки нескольких домов знатным римлянином Антонио Памфили, а через пару столетий его потомки превратили это место в один из красивейших уголков Рима. Немалая заслуга здесь принадлежит донне Олимпии — жене брата Джованни Памфили, известного как папа Иннокентий Х. Согласно легенде она же была и любовницей понтифика, поэтому имела на него огромное влияние. Как бы там ни было, именно в те времена появился роскошный Палаццо Памфили и Фонтан четырех рек, а также была перестроена белоснежная церковь Святой Агнессы.
Площадь Навона, картина голландского художника Каспера ван Виттеля, 1699 год, из коллекции Музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде
Но свой окончательный облик Пьяцца Навона приобрела лишь в 19 веке, когда отсюда переместили рынок и обновили два прекрасных фонтана — Мавра и Нептуна. Сегодня же это традиционное место встреч для влюбленных, любимый уголок для самих римлян и одна из популярных точек сбора туристических групп. А по вечерам здесь в любое время года собираются уличные художники, фокусники и музыканты.
Фото площади на почтовой открытке 19 века
Кто построил церковь Сант Аньезе ин Агоне
Место на стадионе Домициана, где пролилась кровь молодой девушки, стало местом поклонения христиан. В 1123 году при Папе Каллисте II здесь была построена и освящена небольшая базилика в честь Святой Агнессы, главный вход которой выходил на сегодняшнюю via di Santa Maria dell’Anima, а фасад апсиды был обращен к «кампус Агонис» – стадиону Домициана.
Это интересно!
Название площади Навона происходит от греческого «agone» – состязание. В древности применительно к указываемому месту происходивших на стадионе событий часто применялся термин «in agone», трансформировавшийся в «n’agone», а затем в «navone».
В 1447 году семья Памфили, переехавшая в Рим из Губбио, приобрела на via dell’Anima участок земли и небольшое здание, расширив впоследствии свои владения прилегающими рядом земельными наделами, чтобы построить представительный семейный особняк. Его строительство началось в 1644 году, когда Джованни Баттиста Памфили возглавил папский престол, приняв имя Иннокентий X. Известный сегодня как Палаццо Памфили, дворец стал резиденцией родного брата Папы – Памфилио Памфили и его жены Донны Олимпии Майдалькини. Женщина, имевшая достаточное влияние на понтифика, убедила его в необходимости иметь рядом небольшую семейную часовню. Таким образом, в 1651 Иннокентий X распорядился возвести на месте старой базилики, стоявшей рядом с дворцом, новую церковь Святой Агнессы, которая впоследствии должна была стать также и местом его упокоения после смерти.
Церковь Святой Агнессы на Пьяцца Навона на рисунке Пиранези (XVIII в.)
Разработку проекта и курирование строительства церкви Сант Аньезе, заказанной Иннокентием X, первоначально поручили архитектору Джираломо Райнальди и его сыну Карло. Однако вскоре Папа изменил свое решение, передав работы Франческо Борромини, который находился в бо́льшей фаворе у понтифика. Тот изменил дизайн фасада здания, сделав его вогнутым. Это гениальное решение позволяло без труда видеть купол церкви, который невозможно было бы узреть с противоположной стороны узкой площади при традиционном архитектурном исполнении возводившегося храма.
В 1655 году, к моменту смерти Иннокентия X, фасад церкви был практически закончен, однако преемник почившего понтифика не проявлял особого интереса к строительству. Архитектор Борромини, не получая никаких денежных субсидий для продолжения строительства, подал в отставку. Донна Олимпия в 1667 году привлекла Джованни Лоренцо Бернини для оформления интерьера, а ее сын Камилло взялся достроить церковь. Он восстановил в должности ведущего архитектора Карло Райнальди (1611-1691), который в 1672г. и завершил возведение здания. Несколько позже, по проекту Джованни Мария Баратта(1670-1747) церковь дополнили строительством двух колокольных башен. Его младший брат Франческо дополнил фасад базилики входными ступенями.
Отели возле Пьяцца Навона
Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от площади Piazza Navona — тогда посмотрите, что мы для вас нашли
Смотреть отели
Площадь Барберини
Площадь Барберини находится в историческом центре города Рима, между Садами Саллюстия и Квиринальским холмом. Название площади дано по примыкающему к ней одноименному дворцу, вход в который в 19 веке был перенесен на расположенную рядом улицу Четырёх фонтанов. Центр Барберини украшает фонтан Тритон, сооруженный Бернини в 17 веке после строительства дворца. Неподалеку имеется небольшой Фонтан Пчёл работы того же мастера.
Создание площади датируется 16 веком, но окружающие ее здания за это время претерпели значительные изменения. В 17-19 веках в центре Барберини стоял античный обелиск, перенесенный впоследствии на Виллу Медичи. В настоящее время под площадью располагается одноименная станция Римского метрополитена, построенная здесь в 1980 году.
Координаты: 41.90378400,12.48864700
История Пьяцца Навона
Период Античности
История этого места берет начало от самого Юлия Цезаря. Считается, что это он дал указание о строительстве в 46 году до нашей эры. Цезарь любил баловать римлян зрелищами и поэтому решил возвести на этом месте стадион, где должны были состязаться гладиаторы. Возможно, что греческое слово «Агоны» (в переводе, как состязание) и дало будущей площади название.
Позже, во время правления императора Тита Домициана, стадион стал расширяться и приобрел по тем временам внушительные размеры: 275 на 106 метров, и вместительность до 15 000 человек.
Строение также украсили барельефами, скульптурами и изображениями героев и богов, а в арках вокруг сооружения расположились многочисленные ремесленники и торговцы, пристроив здесь свои лавочки. А для тех, кому хотелось женской ласки, были открыты бордели.
Средние века
Период Средневековья ознаменовал большие перемены в судьбе и назначении пьяцца Навона – на месте трибун выросли дома, а сама арена превратилась в площадь, где проводились религиозные праздники и шествия. Здесь же стали возводить церкви, первая из которых появилась на месте бывшего публичного дома. Посвящен этот храм был Святой мученице Агнессе, очень почитаемой у католиков.
История Агнессы считается одной из самых невероятных. Начинается рассказ с того, что Святая Агнесса приняла христианство и дала обет безбрачия, но один из влиятельных римских чиновников, увидев Агнессу, захотел заполучить её. Но святая ему отказала, и тогда он велел бросить Агнессу в заточение, где вскоре узнали, что девушка – христианка.
Так как в то время совершались гонения на христиан, то Агнессу поставили перед выбором: или она делает жертву римским божествам, или её отправляют в публичный дом. После отказа девушки принести жертву, её отвели в бордель, где и сорвали одежду, но волосы чудесным образом отросли настолько сильно, что Агнесса не предстала перед мужчинами нагой.
Но и дальше чудеса продолжались: все мужчины, приходившие в публичный дом и пытавшиеся овладеть девушкой, уходили ни с чем, так как теряли всю свою мужскую силу.
Попытку предпринял и сам виновник всей этой истории, но как только он подошел к Агнессе, в момент пал замертво. По просьбам родных, девушка сжалилась и помолилась за чиновника, который ожил через некоторые время после молитв.
Святая Агнесса на картине испанский художника Хусепе Рибера
За колдовство Агнессу хотели сжечь на костре, но не зажигался костер, и тогда, наконец, один из солдат заколол девушку ножом.
Эпоха барокко
Свой роскошный и помпезный облик, который дошел до нашего времени, был придан площади Навона в Риме именно в период барокко. Это время тесно взаимосвязано с фамилией одного из старейших семейств Рима – Памфили.
3 старинных дома, находящихся на площади, были приобретены Антонио Памфили в XV веке, а через 2 столетия Джованни Баттиста Памфили, став папой Римским и взяв имя Иннокентия X, задумал построить здесь семейный дворец. Работа над проектом палаццо Памфили была поручена мастеру Джироламо Райнальди.
По завершении строительства Иннокентий X подарил дворец своей родственнице (супруге брата) донне Олимпии, которая также внесла вклад в облик площади. Она решила реконструировать всю пьяцца Навонна по подобию древнеримского форума.
Так, здесь обустроили по её указанию акведук Девы, из которого впоследствии легендарный скульптор Лоренцо Бернини в 1649 году возвел знаменитый «фонтан Четырех рек» на площади Навона. Затем мастер переделал и еще 2 уже существующих рукотворных водоема – Мавра и Нептуна, хотя свой нынешний облик они получили намного позже.
В 1652 году рядом с особняком семейства Памфили была построена новая церковь в честь Святой Агнессы — Сант-Аньезе-ин-Агоне, а прежний храм эпохи Средневековья был разрушен вместе с античными арками. Освящение новой церкви прошло в 1672 году, а в ее стенах был впоследствии погребен и сам Иннокентий X.
Площадь Навона в эпоху барокко
5 отзывов о площади Навона
Площадь Навона
9.0
отлично
4
-
Площадь Навона – один из выдающийся образцов барокко Площадь Навона – это один из выдающийся образцов барокко в Риме. В древнеримские времена на этом месте был расположен стадион Домициана, предназначавшийся для проведения атлетических состязаний. В конце XV века один из представителей семейства Памфили (Pamphilj)выкупил три старинных дома, стоящих на площади.Спустя полтора столетия Джамбаттиста Памфили (Giambattista Pamphili) принимет сан папы римского, возьмет себе имя Иннокентий X и решит построить на площади семейный дворец .Он назначил Джироламо
Читать отзыв целиком
08 апреля 2018HHellenбыл(а) здесь в марте 2018
-
10 великолепно
Лучшая площадь Рима! Площадь Навона- это место где мы любим не только гулять, но и останавливаться в небольших частных отельчиках, когда приезжаем в Рим. Их достаточно много вокруг в небольшом удалении. Надо только тщательно поискать. Это очень аутентичный район города, несмотря на то, что практически всегда переполнен туристами. Плюсы проживания рядом именно в том, что можно прийти на площадь даже ночью- а это, как понимаете, совсем особая атмосфера. Но и днем, и вечером в раскрытые окна номера доносятся постоянно особые
Читать отзыв целиком
13 октября 2014SSssmoscowбыл(а) здесь в марте 2012
-
10 великолепно
В этой площади отражено противостояние двух великих итальянских архитекторов! Посетила эту знаменитую площадь минувшим летом во время обзорной экскурсии по Риму. К сожалению, времени на осмотр площади у нашей группы было катастрофически мало (что-то около 10 минут), поэтому насладиться красотой и величием площади и знаменитого Фонтана четырех рек в полной мере я не смогла. Тем не менее, даже за то короткое время я смогла впечатлиться размахом Фонтана и удивительной ювелирной точностью, с которой проработаны статуи четырех мужчин (которые воплощают в себе 4 самых могущественных
Читать отзыв целиком
07 октября 2013ЛЛикабыл(а) здесь в июне 2013
-
10 великолепно
Самая живописная площадь Рима Вспоминаю свое первое впечатление от площади Навона в Риме, как смотрела тогда во все глаза по сторонам. Потом еще не раз приезжали сюда специально погулять среди удивительных фонтанов, окунуться в атмосферу города, подышать ее воздухом. Несмотря на то, что площади Навона располагается прямо в центре Рима, вокруг она окружена высокими домами что делает ее более уединенной и тихой. Интересна площадь Навона конечно расположенными на ней тремя фонтанами — «Четырех рек» по центру, по краям
Читать отзыв целиком
30 августа 2013ТТатьянабыл(а) здесь в сентябре 2011
-
6 нормально
Пьяцца Навона — площадь трёх фонтанов Площадь имеет овальную форму, потому что расположена на том месте, на котором во времена Древнего Рима располагался стадион Домициана, имевший такую же форму. Остатки трибун стадиона в средние века постепенно стали превращаться в дома, которые сейчас окружают площадь. Сейчас на площади собираются художники, которые рисуют портреты желающих, а заодно продают и другие свои картины. По периметру площади располагаются столики небольших кафешек. Одна из главных достопримечательностей площади – фонтан
Читать отзыв целиком
19 августа 2013BBusuangaбыл(а) здесь в мае 2012
Закрыть
Легенды
Площадь со временем обросла множеством легенд и историй про призраков. Итальянцы верят, что здесь ночью можно увидеть призраки Олимпии Памфилии, императора Нерона и Костанции Конти де Купис.
Император Нерон прославился своей жесткостью, римляне очень боялись его и призрак Нерона до сих пор появляется в разных местах Рима, особенно часто, по словам очевидцев, на площади Навона.
Призрак Олимпии Майдалькини-Памфили, невестки папы Иннокентия X, проезжает ночью в темной карете, запряженной четверкой лошадей, как рассказывают римляне. В 17 веке она держала в своей власти папскую казну и горожане в то время послали немало проклятий это влиятельной женщине.
Самая трагическая история повествует о призраке Костанции Конти де Купис. Уже очень давно горожане рассказывают легенды о руке великолепной женщины, которую видят в полнолуние в окне дворца Палаццо де Купис.
Когда-то священник предсказал смерть хозяйки из-за божественной красоты ее рук и произошло страшное. Констанция уколола палец иголкой, что привело к заражению, затем гангрене и смерти восхитительной женщины.
Церкви на площади Навона
Особой достопримечательностью площади Навона являются расположенные практически напротив друг друга две знаменитые церкви Рима: Сант Аньезе ин Агоне, поражающая своей роскошной барочной архитектурой, и церковь Санта Мария дель Сакро Куоре, которая изначально была обращена к исторической площади своей тыльной стороной.
Церковь Богородицы Святого Сердца
Адрес: Пьяцца Навона, вход находится со стороны Corso del Rinascimento, 27
Посещение: пн-сб 06:45-12:00 и 17:00-19:00; вс 08:00-12:00 и 16:30-19:00
Скромный фасад церкви Nostra Signora del Sacro Cuore, лишенный архитектурных излишеств, обычно мало интересует туристов, посещающих площадь Навона. Тем не менее, этот католический храм имеет довольно древнюю интересную историю. Первое здание на этом месте было возведено в XII веке на руинах стадиона Домициана по воле сына короля Кастилии Фердинанда III инфанта Энрике де Кастилья (1230-1303), основавшего при храме приют для испанских паломников. В 1440 году каноник Севильского кафедрального собора Альфонсо де Парадинас за личные средства перестроил церковь, поручив проект архитектору Бернардо Росселлино, и с 1506 года она стала национальной церковью Королевства Кастилии в Риме вплоть до начала XIX века. В 1818 году она была оставлена испанцами в пользу церкви Санта Мария ди Монсеррато, куда перенесли большинство произведений искусства, погребальных памятников и некоторые из алтарей. Долгое время здание использовалось в качестве муниципального склада, пока 1878 году не было продано миссионерам Ордена Святого Сердца.
Церковь Nostra Signora del Sacro Cuore Lalupa / Wikimedia Commons
В конце XIX века папа Лев XIII потребовал капитально отремонтировать находившийся на грани разрушения храм. При этом его главный вход был перенесен на площадь Навона, а в 1931 году, чтобы освободить место для новой улицы Корсо дель Ринасименто (проходящей параллельно Пьяцца Навона), апсида и трансепт церкви были снесены. Тем не менее, в здании XVI века до наших дней сохранились некоторые произведения эпохи Возрождения, в том числе мраморная стена серлианы за главным алтарем работы Пьетро и Доменико Росселли, фрески Пеллегрино Аретузи и Чезаре Неббиа, а также великолепная часовня Cappella di San Giacomo флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло.
Церковь Сант Аньезе ин Агоне
Адрес: Via di Santa Maria dell’Anima, 30/A, вход со стороны Пьяцца Навона
Посещение: вт-вс 09:00–12:30 и 15:30–19:00. Закрыто: понедельник.
Находящаяся перед Фонтаном Четырех рек церковь Святой Агнессы посвящена девушке, которая, согласно традиционной версии, была замучена в возрасте двенадцати лет на располагавшемся здесь стадионе Домициана во времена преследования христиан при императоре Диоклетиане.
Церковь Сант Аньезе ин Агоне Fczarnowski / Wikimedia Commons
Церковь Сант Аньезе ин Агоне, проект которой разработал в 1652 году архитектор Джироламо Райнальди по заказу папы Иннокентия X, должна была стать своего рода частной часовней понтифика, примыкающей к его семейному дворцу, построенного рядом. В 1653-1657 году работы возглавил Франческо Борромини, который частично изменил первоначальный проект предшественника возведением великолепного вогнутого фасада церкви с тремя входными порталами и двумя колокольными башнями.
Интересный факт
У жителей Рима существует красивая легенда, связанная с непримиримым соперничеством между Борромини и Бернини. Народная молва гласит, что одиозные позы скульптурных фигур фонтана Четырех рек, сделанные Бернини, указывают на недопустимую фривольность Борромини в архитектурном облике возведенного католического храма. Так, символизирующая Рио делла Плата статуя поднимает руку, опасаясь обрушения церкви, а символизирующая Нил фигура даже закрывает лицо, чтобы не видеть безобразное творение архитектора-выскочки. Однако стоит учитывать, что это всего лишь легенда, поскольку фонтан на площади Навона был построен ранее, между 1648 и 1651 гг., а Борромини возглавил строительную площадку Сант Аньезе около 1653 года.
Тематические экскурсии:
О зарождении веры, святых апостолах, паломниках и реликвиях в церквях Рима
от €120 за экскурсию
Подробнее >>
Рим на ладони в компании римлянина
Погрузиться в прошлое Вечного города на фоне панорам с трех смотровых площадок-холмов
€150 за экскурсию
Подробнее >>
Площадь ди Треви
Площадь ди Треви (Piazza di Trevi) – неофициальное название места расположения знаменитого одноименного фонтана, крупнейшего в Риме: его высота равна 26 метрам, а ширина составляет 2 метра. Это грандиозное сооружение 18 века, выполненное в стиле барокко и представляющее собой великолепную скульптурную композицию, украшает фасад дворца Поли.
На небольшой площади всегда очень оживленно и многолюдно, поэтому, чтобы сделать хорошие памятные фотографии, лучше приезжать сюда рано утром. По укоренившемуся здесь поверью, если бросить в фонтан одну монетку, то обязательно еще раз вернешься в Рим, если две монеты – встретишь свою любовь, три – быть свадьбе. Ди Треви окружен множеством уютных кафе, ресторанов и магазинчиков. Неподалеку располагается красивый храм.
Координаты: 41.90078000,12.48331200
История площади
В 80 году нашей эры в Риме был сооружен стадион Домициана. Данная постройка – презент императора Тита Флавия горожанам. Зачастую она была задействована для прохождения спортивных мероприятий. Второе имя стадиона – арена Агонов (от древне греческого «ἀγών» — «соревнование»). Как раз данному термину Piazza Navona в Риме и обязана своим наименованием. В первые столетия нашей эры стадион именовали «campus agonis», ближе к Средним векам данный термин преобразовался в «n’agone». В результате имя сократили до «navona». Так площадь получила свое название.
Сооружение было роскошно украшено внутри и снаружи. В арках возле стадиона находились лоточная торговля и увеселительные заведения. Любопытен тот факт, что один из домов терпимости у стадиона в дальнейшем преобразовался в храм.
Площадь Навона в раннехристианский период
На северной стороне площади Навона находится храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре.
- Церковь, возведенная во славу Девы Марии, построили на развалинах стадиона Домициана в 12-м веке.
- Средства на сооружение церкви на площади Навона завещал монарх Фердинанд III Кастильский.
- С 16-го по 17-го столетия базилика обладала статусом национальной испанской церкви в Риме.
- В 19-м веке с помощью стараний папы Льва XIII храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре была восстановлен.
- Вход в здание был перемещен с внутренних столичных улиц на Piazza Navona.
Храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре
Убранство церковного алтаря и множество картин в храме созданы живописцем эпохи Ренессанса Франциско де Костелло.
Площадь Навона в Риме – наиболее видный пример барокко, который возможно отыскать в Риме. Эпоха барокко в данном столичном уголке наступила благодаря семейству Памфили. Еще в завершение 15-го столетия один из членов данного семейства приобретет 3-и старинных дома, располагающихся на площади Навона.
Через полтора века Джамбаттиста Памфили получает сан папы римского и берет себе имя Иннокентий X. Папа замыслил возвести семейный дворец в южной части площади Навона. С данной целью он пригласил барочного архитектора – Джироламо Райнвльди. С помощью данного мастера палаццо Памфили обзавелся таким элегантным фасадом.
Палаццо Памфили и храм святой Агнессы
Внутреннее убранство дворца было поручено Франческо Борромини. Папа подарил восхитительный римский особняк собственной родственнице — Олимпии Майдалькини. Палаццо Памфили может гордиться 23 залами и отличной галереей, пролегающей через целый 1-ый этаж особняка. Своды галереи в 1651 году были украшены фресками кисти Пьетро да Кортона. А в 1672 году к зданию дворца пристроили храм святой Агнессы, в которой был упокоен папа Иннокентий X. В настоящее время в здании дворца на площади Навона находится посольство Бразилии.
Внутреннее убранство дворца
Легенда об Агнессе Римской
Piazza Navona стала центром одной легедны. Бытует увлекательная история о жизни римской девушки, которую звали Агнесса. Невероятной красоты дева жила в Риме в 3-м столетии нашей эры, она приняла христианство и собиралась целиком посвятить себя церкви. К несчастью, в нее влюбился римский префект, который и думать не желал об отказе.
Разгневанный на праведную Агнессу, чиновник приказал обнажить ее и послать в подобном виде в дом терпимости, что преуспевал у стадиона Домициана. Защитники не бросили Агнессу в сложный час, ее распущенные волосы дали возможность спрятаться от жадных глаз толпы. Ангелы спустили на землю белоснежное облачение, в которое оделась верующая христианка. В публичном доме девушка тоже оставалась под укрытием веры, все римляне с посрамлением уходили из комнаты пленницы.
Сант-Аньезе-ин-Агоне
В январе 304 года непреклонная римлянка приняла мученическую смерть от рук солдат.
Сант-Аньезе-ин-Агоне – изящная белоснежная базилика, исполненная в стиле барокко. Фасад храма смотрит на Piazza Navona, зовя туристов зайти внутрь. Голова святой Агнессы хранится в храме как высокочтимая реликвия.
Литература и фильмы [ править ]
- Площадь изображена в триллере Дэна Брауна « Ангелы и демоны» 2000 года , в котором Fontana dei Quattro Fiumi внесена в список «Алтарей науки». В июне 2008 года Рон Ховард снял несколько сцен экранизации « Ангелов и демонов» на южной части площади.
- Площадь изображена в нескольких сценах адаптации режиссера Майка Николса 1970 года романа Джозефа Хеллера « Уловка-22» .
- Fontana dei Quattro Fiumi использовалась в фильме 1990 года « Монеты в фонтане» . Персонажи, загадывая желания, бросали монеты в фонтан. Фонтан Треви был использован в версии 1954 фильма.
- Это показано в европейских каникулах Национального Пасквиля.
- В итальянской комедии 1964 года « Вчера, сегодня и завтра» (« ieri, oggi, domani ») героиня Софи Лорен Мара живет в квартире на втором этаже с видом на Пьяцца Навона в Риме.
- Площадь изображена в фильме Юджина Леви « Однажды в преступлении» .
- Площадь изображена в фильме 2017 года Американский убийца .
Интерьер церкви Святой Агнессы
Великолепная церковь Святой Агнессы на Пьяцца Навона известна как одна из красивейших в Риме. Ее интерьер наполнен шедеврами средневековой скульптуры и живописи. Стену за главным алтарем украшает великолепный барельеф с изображением Святой Агнессы, принимающей мученичество через сожжение на костре, выполненный из белого мрамора скульптором Доменико Гуиди. Его официальное представление состоялось 13 июля 1688 года.
Главный алтарь церкви Сант Аньезе
Часовня Святой Агнессы в храме располагается на предполагаемом месте мученичества. Она содержит скульптуру, выполненную мастером Эрколе Ферретти, а форма и выражение композиции основаны на рисунках Бернини. Великолепные лепные элементы, украшающие часовню, принадлежат Паоло Ландини, который участвовал в оформлении интерьера храма с 1662 по 1664 гг.
Скульптура Святой Агнессы в часовне церкви Сант Аньезе
Семья Памфили была тесно связана с проповедником Филиппо Нери (1515-1595), являвшимся основателем конгрегации ораторианцев и канонизированным католической Церковью. Поэтому было принято решение построить в семейной церкви Памфили часовню, посвященную Святому Себастьяну – наиболее почитаемому Филиппо Нери святому. В 1859 году, после общей реставрации храма и восстановления часовни Св. Себастьяна, папа Пий X передал сюда бесценную реликвию – сохранившийся череп отсеченной главы Святой Агнессы. Он был помещен в серебряный реликварий, сделанный в форме миниатюрного храма.
Реликварий в часовне Святого Себастьяна с главой Святой Агнессы
Над входом в церковь Сант Аньезе, с внутренней стороны портала, находятся трубы старинного органа, заказанного Джованни Баттиста Памфили фламандскому мастеру Гульемо Герману. Несмотря на то, что в начале XIX века он подвергся значительной реконструкции, его основные элементы были сохранены, включая оловянные трубы музыкального инструмента. Здесь же, в мраморном погребальном саркофаге работы скульптора Джованни Баттиста Маини, покоится прах Иннокентия X Памфили.
Органные трубы и мраморный кенотаф Иннокентия X над входом в церковь Святой Агнессы
Это интересно!
Каждый четверг вечером, в церкви Святой Агнессы на Пьяцца Навона (La chiesa di Sant’Agnese in Agone), можно насладиться достопримечательностями настоящей римской жемчужины в сопровождении барочной музыки.
Напоследок, хотелось бы привести один немаловажный исторический факт, связанный с храмом. Здесь, в старой церкви Святой Агнессы, монах-доминиканец, философ и выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно (1548-1600) по приговору суда был отлучен от церкви. После вынесенного решения, ему тут же с большого и указательного пальца обеих рук срезали кожу, уничтожая, таким образом, следы миропомазания – обряда, свершавшегося при сановном посвящении.